Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию инклюзивной политики в Республике Казахстан на 2025 - 2030 годы (далее - Концепция).
2. Центральным государственным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:
1) принять необходимые меры по реализации Концепции;
2) обеспечить своевременную реализацию мероприятий, предусмотренных Планом действий по реализации Концепции;
3) не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом, представлять информацию о ходе реализации Концепции в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан ежегодно, до 15 марта, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2024 года № 1143 |
Концепция
инклюзивной политики
в Республике Казахстан на 2025 - 2030 годы
Раздел 1. Паспорт (основные параметры)
Наименование Концепции |
Концепция инклюзивной политики в Республике Казахстан |
Основания для разработки |
1. Указ Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2023 года № 409 "О Плане действий в области прав человека и верховенства закона". |
Государственный орган, ответственный за разработку Концепции | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции |
Национальный центр по правам человека (по согласованию); |
Сроки реализации | 2025 - 2030 годы |
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
В 2022 году Глава государства в предвыборной программе "Справедливый Казахстан - для всех и для каждого. Сейчас и навсегда" обозначил необходимость оказания особой поддержки в первую очередь детям и гражданам с особыми потребностями, повышения качества их жизни на основе создания доступной, комфортной инклюзивной и социальной среды.
Достижение поставленной задачи в текущих условиях требует пересмотра и приоритизации действующих подходов, формирования новой модели социальной защиты лиц с инвалидностью.
Начавшийся в стране процесс по созданию инклюзивного общества и инклюзивной среды способствует получению равных возможностей во всех сферах общественной жизни для лиц с инвалидностью независимо от физических, интеллектуальных, социальных или других различий.
Вместе с тем в обществе все ещҰ преобладают традиционная (модель благотворительности) и медицинская (модель функциональной ограниченности) модели понимания инвалидности, которые не в полной мере соответствуют ожиданиям граждан и мировым тенденциям в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью.
В этой связи реализация в среднесрочном периоде новой государственной инклюзивной политики будет основываться на социальной и правовой модели создания инклюзивной среды для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью, фокусом на устранение барьеров и обеспечение равных возможностей.
Настоящая Концепция инклюзивной политики в Республике Казахстан на 2025 - 2030 годы (далее - Концепция) отражает видение, определяет основные принципы, цели, задачи государственной политики и предусматривает имплементацию международных норм Конвенции Организации Объединенных Наций о правах лиц с инвалидностью, ратифицированной Республикой Казахстан в 2015 году.
Концепция направлена на улучшение социально-экономического положения населения, включая лиц с инвалидностью, создание условий для их полноценной социальной, экономической и политической вовлеченности в обществе.
За годы независимости Казахстан предпринял значительные шаги для развития сферы социальной защиты лиц с инвалидностью.
Проделан определенный путь от законодательного регулирования, комплексных программ реабилитации до стандартизации специальных социальных услуг и повышения их доступности путем интеграции и автоматизации информационных систем.
На первом этапе (1991 - 2000 годы) сформирована законодательная база общественных отношений в области социальной защиты лиц с инвалидностью.
В 1991 году принят Закон Республики Казахстан "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан", гарантировавший создание социально-экономических, правовых и организационных условий для обеспечения равных возможностей для жизнедеятельности лиц с инвалидностью.
В рамках данного Закона было заложено обеспечение социальной защищенности лиц с инвалидностью, создание необходимых условий для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей лиц с инвалидностью в соответствующих государственных программах, предоставление социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации своих прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
Второй этап (2000 - 2010 годы) характеризовался развитием комплексных реабилитационных программ и усилением социальной поддержки.
Приняты законы Республики Казахстан от 11 июля 2002 года "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" и от 13 апреля 2005 года "O социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", направленные на обеспечение коррекционной поддержки детей, усиление социальной поддержки и создание для лиц с инвалидностью определенных условий для интеграции в общество.
Реализованы правительственные программы реабилитации лиц с инвалидностью на 2002 - 2005 годы и 2006 - 2008 годы, целями которых стали создание и совершенствование системы реабилитации лиц с инвалидностью, обеспечение условий для независимого образа жизни, профилактика и снижение уровня инвалидности.
С принятием в декабре 2008 года Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" был начат процесс последовательной деинституционализации медико-социальных учреждений.
Третий этап (2011 - 2020 годы) развития ознаменовался активным взаимодействием с общественными объединениями и приведением национального законодательства в соответствие с международными стандартами.
В 2011 году был принят механизм поддержки общественных объединений лиц с инвалидностью и организаций в сферах малого и среднего бизнеса. Были созданы определенные условия для трудоустройства лиц с инвалидностью.
20 февраля 2015 года Казахстан ратифицировал Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах лиц с инвалидностью, что стало важным шагом к имплементации норм международных стандартов в национальное законодательство. Были разработаны и внедрены планы мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью на 2012 - 2018 годы и до 2025 года.
В 2014 году Казахстан впервые провозгласил принцип недопустимости дискриминации по признакам инвалидности и состояния здоровья, который был заложен в основу Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года.
Начат переход от традиционного понимания ограниченных возможностей здоровья к необходимости взаимодействия лиц с инвалидностью и общества, от медицинской к медико-социальной модели.
Законом Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав инвалидов" были внесены изменения и дополнения в 24 законодательных акта, которые направлены на совершенствование услуг в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, доступности информации и транспортной инфраструктуры.
На текущем, четвертом этапе (2021 - 2024 годы) продолжилась реализация мер по созданию условий доступности объектов инфраструктуры и оказываемых услуг на основе требований стандартов, повышения прозрачности и качества оказания социальных услуг населению в партнерстве с неправительственными и международными организациями, а также посредством внедрения цифровых решений.
C введением в действие с 1 июля 2023 года Социального кодекса Республики Казахстан начата трансформация системы социального обслуживания и поддержки населения.
На портале "Социальная защита лиц с инвалидностью" запущена "Интерактивная карта доступности" (inva.gov.kz), содержащая сведения об оценке и адаптации более 40 тыс. объектов социальной инфраструктуры в разрезе регионов и позволяющая лицу с инвалидностью определять уровень доступности того или иного объекта для посещения.
Общее количество доступных объектов согласно карте на 1 декабря 2024 года - 22 166 или 51,8 % от числа внесенных в нее объектов.
Расширена техническая возможность информационной системы "Е-Собес", в рамках которой теперь можно оценить деятельность местных исполнительных органов по прозрачности и своевременности обеспечения лиц с инвалидностью необходимыми средствами и услугами реабилитации.
С 2022 года упрощен и переведен в проактивный формат порядок оформления инвалидности.
Запущен портал социальных услуг. Лицам с инвалидностью предоставлена возможность самостоятельного выбора и приобретения технических средств реабилитации, заказа услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка, санаторно-курортного лечения.
В регионах открыты центры социальной поддержки "Тen Qogam", оказывающие консультационные и юридические услуги, содействие в трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
При поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций в Астане начал функционировать центр профессиональной реабилитации людей с инвалидностью, в котором оказываются помощь в трудоустройстве, а также психологическая, юридическая и профориентационная помощь.
В целях расширения возможности получения образования и занятости был разработан Атлас рекомендуемых профессий и занятий для лиц с инвалидностью в Республике Казахстан.
Внедрен профессиональный стандарт "Социальная работа и другие профессии социальной сферы", который определяет требования к уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда социальных работников.
В марте 2024 года в Комитете Организации Объединенных Наций по правам лиц с инвалидностью состоялась защита первого доклада Республики Казахстан о выполнении Конвенции Организации Объединенных Наций о правах лиц с инвалидностью.
Глава 2. Оценка текущего состояния
В Казахстане по состоянию на 1 января 2024 года проживают 724,9 тыс. лиц с инвалидностью, что составляет 3,6 % от общей численности населения (в 2022 г. - 711,8 тыс. чел. или 3,6%). Из них имеют затруднения в передвижении - 204,9 тыс. чел., в том числе 30,5 тыс. детей (14,9%).
Количество детей с инвалидностью до 18 лет составило - 109,5 тыс., или 15,1 % от общего числа лиц с инвалидностью и 1,6 % от детского населения страны (по состоянию на 1 января 2024 года в стране проживает 6 841 527 детей).
Проведенный анализ показывает рост детской инвалидности на 11,4 % (в 2023 г. - 109 496 чел., 2022 г. - 104 260 чел., 2021 г. - 98 254 чел.). В еҰ структуре в основном преобладают дети от 7 до 18 лет (74 928 детей или 68,4 %).
Количество получателей государственных социальных пособий по инвалидности составило 545,5 тыс. человек.
Доступ к правосудию
Право лиц с инвалидностью первой и второй групп на бесплатное получение гарантированной государством юридической помощи в виде правового консультирования предоставлено на общих основаниях согласно статье 26 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и юридической помощи".
В интересах лица, нуждающегося в гарантированной государством юридической помощи, с ходатайством об оказании такой помощи может обратиться также его представитель в порядке, установленном законами.
Абилитация и реабилитация
С запуском с 2020 года портала социальных услуг лица с инвалидностью получили возможность самостоятельного выбора и приобретения технических средств и услуг реабилитации непосредственно напрямую у поставщиков.
Его внедрение позволило довести исполнение индивидуальных планов абилитации и реабилитации до 92,9 % (в 2022 - 90,8 %, 2021 - 81,3 %, в 2020 году - 78,8 %).
Более 54 тыс. лиц с инвалидностью по зрению (95 %) обеспечены тифлотехническими (16 видов), более 14,7 тыс. лиц с инвалидностью по слуху - сурдотехническими средствами (92,9 %)
Практически полностью обеспечен охват услугами специалистов жестового языка (99,4 %).
Для 29 тыс. лиц с инвалидностью первой группы, имеющих затруднения в передвижении, предоставляются услуги индивидуальных помощников.
При этом с 1 июля 2023 года лица, оказывающие услуги индивидуального помощника, включены в системы пенсионного, социального и медицинского страхования.
С 1 сентября 2024 года в пилотном режиме введен институт независимых экспертов медико-социальной экспертизы. Данный институт позволит привлечь в медико-социальную экспертизу квалифицированные кадры и повысить качество оказания государственной услуги по установлению инвалидности.
Специальные социальные услуги оказываются 1030 организациями, из них 830 государственных организаций, в том числе 118 - центров стационарного типа, 89 - центров дневного пребывания, 35 - реабилитационных центров, 547 - отделений социальной помощи на дому.
Наравне с государственными организациями специальные социальные услуги предоставляются 177 неправительственными организациями с охватом более 18 тыс. граждан.
Для детей с инвалидностью специальные социальные услуги оказываются в 98 организациях дневного пребывания (3,5 тыс. детей), 21 центре стационарного типа (с охватом более 1,4 тыс. детей), 151 отделении социальной помощи на дому и 17 центрах для детей с психоневрологическими патологиями. Реабилитационные услуги предоставляются в 23 центрах (1,5 тыс. детей).
Важно подчеркнуть роль общественных организаций в оказании благотворительной помощи для лиц с инвалидностью в целях интеграции их в общество.
В рамках сотрудничества с общественным фондом "Қазақстан халқына" в 4 регионах страны (Павлодарская, Кызылординская области, область Абай, город Шымкент) начата реализация пилотного проекта "Реабилитация детей с инвалидностью в домашних условиях".
Совместно с корпоративными фондами "Samruk-Kazyna Trust" и "Қамқорлық қоры" проводятся работы по открытию центров дневного пребывания для детей с ментальными нарушениями.
В 12 регионах страны ведется строительство новых реабилитационных центров. В текущем году в городах Семей, Таразе и Кентау 3 центра введены в эксплуатацию.
Медицинскую реабилитацию оказывают 838 медицинских организаций, из них государственных - 482, частных - 316, ведомственных - 40.
Функционируют 3 республиканских (РЦ "Балбулак", НАО "Национальный центр детской реабилитации", детский клинический санаторий "Алатау") и
55 региональных реабилитационных центров.
Впервые в городских поликлиниках открыты 82 первичных центра психического здоровья. В регионах дополнительно открыты 17 центров психического здоровья.
Функционируют 150 служб инватакси, услугами которых пользуются порядка 25 тыс. лиц с инвалидностью.
Занятость и труд
Политика обеспечения занятости лиц с инвалидностью включает в себя оказание посреднических услуг по трудоустройству на свободные вакансии через местные органы занятости, квотирование рабочих мест, создание специальных рабочих мест для лиц с инвалидностью.
В соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан местные исполнительные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере занятости населения путем установления квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью в размере от 2 до 4 % от численности рабочих мест, без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда.
Реализуются активные меры содействия занятости по направлениям на субсидируемые государством рабочие места, профессиональное обучение, обучение основам предпринимательства по проекту "Бастау Бизнес", предоставление государственных грантов (в размере до 400 МРП на конкурсной основе на открытие и развитие бизнеса) и другие.
С 2018 года c учетом международного опыта внедрен порядок субсидирования затрат работодателей, связанных с оснащением специального рабочего места для трудоустройства лиц с инвалидностью.
С 2023 года заработная плата лиц с инвалидностью, трудоустроенных на оборудованные специальные рабочие места, субсидируется в течение трех лет:
- в первый год 70 % от заработной платы субсидируется государством
(при этом субсидируемая часть не должна превышать 30 МРП), 30 % субсидируется работодателем;
- на второй год 65 % - государством, а 35 % - работодателем;
- третий год 60 % - государством, а 40 % - работодателем.
Доступность
В Казахстане действуют 57 национальных и межгосударственных стандартов, направленных на обеспечение безбарьерной среды.
Принимаются меры по обеспечению доступности объектов транспортной инфраструктуры. Отдельными авиакомпаниями предоставляются определенные скидки пассажирам с инвалидностью ("SCAT", "Qazaq Air", "Fly Arystan").
Предусмотрено субсидирование стоимости билетов всем детям в составе туристической путевки по стране (с 2 до 17 лет включительно).
Лицам всех групп инвалидности, а также детям с инвалидностью установлена льгота на проезд по социальным значимым сообщениям в размере 50 % (пятьдесят) от стоимости проездного документа (билета), а по коммерческим маршрутам по усмотрению перевозчика.
Мажилисом Парламента Республики Казахстан принят Закон "О ратификации Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям".
В рамках государственного контроля по обеспечению доступности объектов с 2018 по 2023 годы проведена 6091 проверка государственных и частных организаций.
По итогам выдано 4568 предписаний, наложено 1266 штрафов на сумму более 236 млн тенге.
Образование
Инклюзивное образование Казахстана развивается в соответствии с требованиями международных конвенций и является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Понятие "инклюзивное образование" закреплено в Законе Республики Казахстан "Об образовании", гарантируя права всех детей на получение образования, с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В Национальном плане развития Республики Казахстан до 2029 года подчеркивается, что доступность и качество системы образования являются неотъемлемыми факторами, предопределяющими качество человеческого капитала в стране, уровень производительности труда и конкурентоспособности специалистов.
Законом Республики Казахстан от 26 июня 2021 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования" регламентированы государственные гарантии по созданию специальных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования; внедрению норм по закреплению оценки образовательных потребностей и психолого-педагогического сопровождения; обеспечению вариативности, гибкости учебных планов, программ в зависимости от особенностей развития ребенка; введена ответственность руководителей организаций образования за нарушение типовых правил приема на обучение и несоздание специальных условий для получения образования.
Кроме того, для увеличения охвата детей с ограниченными возможностями психолого-педагогической поддержкой утверждены нормы по реализации государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку, утвержден подушевой норматив финансирования детей с особыми образовательными потребностями, введена должность педагога-ассистента, деятельность психолого-медико-педагогических консультаций переформатирована с медицинской модели на социально-педагогическую, основанную на выявление потребностей ребенка, а не постановку диагноза.
Государство полностью или частично несет расходы на содержание лиц с инвалидностью, детей с инвалидностью в период получения ими образования в порядке, установленном законодательством страны.
Для лиц с инвалидностью первой и второй групп, лиц с инвалидностью с детства, детей с инвалидностью предусматриваются квота приема при поступлении на учебу в организации технического и профессионального образования в размере 10 %, а также льготы по стипендиальному обеспечению.
Также основные направления развития инклюзивного образования отражены в Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 - 2029 годы и Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 - 2029 годы.
По данным психолого-медико-педагогических консультаций в стране
203 717 детей с особыми образовательными потребностями от рождения до
18 лет, в том числе раннего возраста (от рождения до 3 лет) - 9 556, дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) - 56 727, школьного возраста (от 6 до 18 лет) - 137 434.
В рамках обеспечения доступности образовательной среды в 86 % общеобразовательных школ созданы условия для инклюзивного образования (в 2015 году - 30%).
Обучением и воспитанием на уровне дошкольного, среднего и технического профессионального образования охвачены свыше 68 тыс. лиц с инвалидностью.
Для оказания специальной психолого-педагогической поддержки функционируют 489 специальных организаций, в том числе 105 психолого-медико-педагогических консультаций, 218 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 99 специальных школ, 44 специальных дошкольных организаций,
13 реабилитационных центров, 10 аутизм-центров.
За последние пять лет сеть специальных организаций образования увеличилась на 80 единиц (2019 год - 409).
Специальной психолого-педагогической поддержкой охвачены
78,6 % детей с ограниченными возможностями.
В рамках расширения услуг детям с особыми образовательными потребностями открыты свыше 1000 кабинетов поддержки при службах психолого-педагогического сопровождения на базе школ, 22 ресурсных консультативных центра, введены свыше 2,4 тыс. педагогов-ассистентов, работают 9,7 тыс. специальных педагогов (дефектологи, логопеды, сурдо и тифло педагоги), свыше 8 тыс. педагогов-психологов и 4,5 тыс. социальных педагогов.
За последние пять лет в 8 раз увеличился охват педагогов курсами повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (2024 год - 8118).
Культурная жизнь, спорт
В Казахстане функционируют порядка 20 республиканских общественных организаций, осуществляющих спортивное инклюзивное развитие (национальный паралимпийский комитет, национальный сурдлимпийский комитет и спортивные федерации, общественное объединение "Спешиал Олимпикс", центр спортивной подготовки для лиц с ограниченными физическими возможностями), 16 спортивных клубов, 2 школы,
1 дирекция развития инклюзивного спорта.
По итогам XVII летних Паралимпийских игр национальная сборная Казахстана завоевала 9 медалей (2 золотые, 3 серебряные и 4 бронзовые) по 5 видам спорта.
Ежегодно проводятся чемпионаты и турниры с участием более 5 тыс. спортсменов с инвалидностью.
Увеличивается количество граждан с инвалидностью, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Их количество в 2023 году достигло 56 822 чел. (в 2020 г. - 38 352 чел., в 2022 г. - 51 325 чел.).
Участие в общественно-политической жизни общества
Для обеспечения избирательных прав граждан с инвалидностью приняты соответствующие меры по обеспечению доступности на избирательных участках, пунктах для голосования при проведении выборов.
При формировании партийных списков и распределении депутатских мандатов в Мажилис Парламента Республики Казахстан в число квотируемых категорий, кроме женщин и молодежи, включены и лица с инвалидностью (не менее 30 %).
По итогам прошедших выборов в марте 2023 года 71 чел., имеющих инвалидность, являются депутатами маслихата, 7 - Парламента Казахстана.
Осуществляется парламентский контроль депутатской группой "Инклюзивный Парламент", работает созданный Совет по инклюзии при Сенате.
На межотраслевом уровне функционирует Координационный совет по социальной защите лиц с инвалидностью.
Данная площадка рассматривает актуальные вопросы, направленные на улучшение качества жизни лиц с инвалидностью, с участием представителей государственных органов, гражданских активистов и неправительственных организаций.
Для оперативного реагирования на конструктивные запросы граждан с инвалидностью внедрен институт советников акимов областей, городов республиканского значения, районов.
При Президенте Республики Казахстан создан институт омбудсмена для защиты прав социально уязвимых категорий населения, в том числе лиц с инвалидностью.
Недостаточная инклюзивность на рынке труда
Лица с инвалидностью являются одной из наиболее экономически уязвимых групп населения. Текущие расходы на проживание, питание, оплату коммунальных услуг, включая медицинские услуги и лекарства, не обеспечивают достаточного уровня жизни.
Несмотря на принимаемые государством меры содействия занятости, уровень трудоустройства лиц с инвалидностью в стране составляет всего 35 %, тогда как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) данный показатель не ниже 40 %.
Большинство предприятий не соблюдают квоту по трудоустройству лиц с инвалидностью, не обеспечивают безопасные условия труда.
Слабо развивается профессионально-трудовая реабилитация, включающая в себя комплекс мер по возврату трудоспособности, трудоустройству или обучению новой профессии.
Около трети (29 %) неработающих респондентов отметили наличие инвалидности в качестве основных причин отказа в приеме на работу.
Дополнительными затруднениями для трудоустройства являются отсутствие адаптированных рабочих мест, недостаточность соответствующего образования и опыта, низкая оплата труда.
Слабая культура инклюзии, качество услуг
Инклюзивная культура еще не получила широкого распространения в казахстанском обществе.
На недостаточном уровне проводится информационная и образовательная работа, направленная на повышение осведомленности общества о разнообразии и уникальности людей с инвалидностью, их правах и возможностях.
Особого внимания требует улучшение деятельности центров по оказанию специальных социальных услуг в стационарных условиях.
Проживание в крупных стационарных центрах приводит не только к снижению качества услуг из-за их массового характера, но и ограничивает личную свободу и автономию лиц с инвалидностью.
В целом это негативно отражается на психическом и физическом здоровье, способствует дальнейшей изоляции и стигматизации, снижая их видимость и участие в обществе.
Развитие инклюзивного образования
Лица с инвалидностью сталкиваются с трудностями в доступе к качественному образованию, что ограничивает их возможности для дальнейшего трудоустройства и социализации.
Для повышения качества образования необходимо акцентировать внимание на системной методической поддержке педагогов, создании специальных условий для получения образования, включая программы и методы обучения, технические, учебные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и воспитанников.
Актуальными остаются вопросы раннего выявления детей с особыми потребностями, неготовности большинства педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) в инклюзивной образовательной среде, непрерывности психолого-педагогического сопровождения.
Изученный международный опыт свидетельствует о необходимости раннего выявления детей с ООП, своевременного психолого-педагогического сопровождения и коррекции нарушений в развитии, повышения инклюзивной компетентности педагогов и родителей.
В связи с этим требуются переподготовка специальных педагогов для увеличения охвата детей с ограниченными возможностями специальной психолого-педагогической поддержкой, повышение квалификации действующих педагогов по инновационным методикам работы с детьми с ограниченными возможностями.
Другим аспектом инклюзивного образования, требующим развития на современном этапе, является формирование инклюзивной культуры в образовательной среде, выражающееся в недостаточной готовности педагогического сообщества к переходу от медицинской модели ООП, в основе которой лежит диагноз ребенка, к социально-педагогической, рассматривающей обучающегося как личность, имеющую разнообразные потребности и индивидуальные возможности.
При этом следует подчеркнуть, что для формирования в обществе инклюзивной культуры необходимы не только усилие педагогического и родительского сообщества, но и активное вовлечение представителей сфер социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта, сферы обслуживания, работодателей и других стейкхолдеров.
Особого внимания требуют вопросы усиления межведомственного взаимодействия центральных государственных органов в формировании единого учета лиц с ООП, оказании им специальных образовательных, медицинских и социальных услуг, трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.
Равенство и дискриминация
На практике инвалидность воспринимается как личная трагедия, сложная жизнь, сопровождающая сочувствием со стороны общества и социальной поддержкой от государства.
В этой связи будет продолжен анализ действующего законодательства в соответствии с новой социально-правозащитной моделью с выявлением и устранением любых дискриминирующих терминологий и положений по признаку инвалидности.
Правовая незащищенность и доступ к правосудию
Сохраняется дефицит юристов и адвокатов, имеющих опыт работы с лицами с инвалидностью и знающих их специфические потребности, особенно в северных регионах страны, в частности, в районах и сельских округах.
Отсутствует должный мониторинг по адаптивности, в том числе по оказанию необходимого ухода в местах лишения свободы, в которых отбывают наказание осужденные - лица с инвалидностью.
Не полный спектр услуг предоставляется детям-мигрантам с инвалидностью, а также детям-беженцам с инвалидностью, родители которых не имеют вида на жительство.
Развитие института поддержки семьи
На сегодняшний день родителям (опекунам), осуществляющим уход за лицами (детьми) с инвалидностью, оказывается спектр услуг в соответствии с действующим законодательством.
В рамках Концепции предусматривается пересмотреть механизм оказания мер социальной и методической помощи лицам с инвалидностью, воспитывающим ребенка (детей) с инвалидностью.
Физическая и информационная безбарьерная среда
Ограничивает индивидуальную мобильность и личную самостоятельность лиц с инвалидностью отсутствие безбарьерной физической среды и доступных услуг, особенно в сельской местности.
Внедрение принципов универсального дизайна и разумного приспособления носит формальный характер и они не в полной мере применяются при планировании и реализации инфраструктурных проектов.
В большинстве случаев при проектировании и строительстве общественных и жилых зданий, объектов транспортной инфраструктуры, коммуникаций не учитываются потребности лиц с инвалидностью, маломобильных граждан.
Важно отметить, что на сегодняшний день создаваемая "безбарьерная среда" в Республике Казахстан в большей степени имеет декларативный характер. Основной причиной является отсутствие комплексного контроля за формированием доступной среды на всех стадиях (с этапа проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию).
В этой связи будет проработан вопрос по внедрению авторского надзора для соответствующих организаций, которые могли бы сопровождать выполнение адаптационных мероприятий по доступности объектов для маломобильных граждан до их ввода в эксплуатацию.
В результате доля доступных социально значимых объектов в Казахстане составляет всего 48 %, что значительно ниже уровня стран ОЭСР, где данный показатель достигает 60 - 70 %.
Отсутствуют цифровая инклюзия, полноценный доступ к информации и информационно-коммуникационным технологиям, в том числе ассистивным для лиц с нарушением органов зрения и слуха.
Не предусмотрен алгоритм действий компетентных государственных органов по обеспечению безопасности и оказанию экстренной помощи маломобильным гражданам и лицам с инвалидностью в условиях чрезвычайных ситуаций, климатических бедствий.
Принятие обязательств по обеспечению качества доступности услуг инфраструктуры для лиц с инвалидностью до сих пор не нашло должного отражения в виде целевой задачи создания безбарьерной среды для местных исполнительных органов, организаций, оказывающих услуги населению.
Участие в общественно-политической жизни
Недостаточная вовлеченность лиц с инвалидностью и общественных организаций, представляющих их интересы, наблюдается в процессе принятия решений.
В системе государственной службы численность работающих лиц с инвалидностью незначительная, что, соответственно, требует адаптированности для новых рабочих мест.
Необходимо также расширение участия лиц с инвалидностью в консультативных и совещательных органах, а также в программах выявления и развития молодых лидеров, таких как Президентский молодежный кадровый резерв и советы молодежи.
Зачастую государственная политика в регионах реализуется в отношении лиц с инвалидностью без должного внимания и учета.
Раздел 3. Обзор международного опыта
Согласно новой социально-правозащитной модели лица с инвалидностью рассматриваются как люди, способные самостоятельно отстаивать свои права, принимать решения о своей жизни на основе свободного и осознанного выбора, а также быть активными участниками общества.
Лидирующие позиции в создании таких условий для лиц с инвалидностью занимают страны ОЭСР с качественной правовой базой, комплексными системами поддержки, доступной инфраструктурой и инклюзивным отношением общества.
Международный опыт показывает, что уровень инклюзии в таких социально-значимых сферах как образование, здравоохранение, занятость, доступность физической среды и социальных услуг, другие напрямую зависят от эффективности взаимодействия государства с частным сектором и вовлеченности общественности, в том числе организаций, представляющих лиц с инвалидностью, в процессы создания и реализации инклюзивных политик и практик.
Равенство и недискриминация
Лидирующие показатели в отношении защиты прав лиц с инвалидностью занимают Австралия, Германия, Израиль, Канада, Норвегия, Республика Корея, США и Швейцария, принявшие специальные антидискриминационные законодательства в отношении лиц с инвалидностью.
Обеспечению равенства и предотвращению дискриминации способствует принятие отдельными развитыми странами национальных стратегий по инклюзии лиц с инвалидностью. Такие стратегии приняли Австралия, Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия.
Собственную стратегию защиты прав лиц с инвалидностью разработал Европейский союз.
Каждая из национальных стратегий исходит из права лица с инвалидностью полноценно участвовать в жизни общества и иметь возможность влиять на его развитие на протяжении всей своей жизни.
Повышение уровня социальной защиты
В зарубежных странах с развитой экономикой лица с инвалидностью получают финансовую поддержку в виде субсидий, пособия по уходу, целевого финансирования и дополнительные расходы.
В США финансирование проектов самозанятости для лиц с инвалидностью осуществляется по низким процентным ставкам со стороны банков, микрофинансовых организаций, неправительственных организаций и различных сообществ, куда входят лица с инвалидностью.
Доступно грантовое финансирование для лиц с инвалидностью с низкими доходами, предоставляемое в сочетании с бизнес-обучением от крупных американских финансовых агентств (базируется в Индии, Мексике, Гватемале, Уганде и США).
При нехватке средств на достойный уровень жизни выделяются дополнительные субсидии на продукты, лекарства, оплату коммунальных счетов или получение образования.
В Швеции лица с инвалидностью, проживающие в своем жилье, имеют возможность установления охранных сигнализаций и тревожных кнопок за счет бюджета государства.
Законодательство гарантирует людям с тяжелыми формами инвалидности право на личного помощника за счет средств государственного бюджета.
Родителям в Дании и Швейцарии выдают финансовую компенсацию для покрытия дополнительных расходов по уходу за ребенком с инвалидностью.
Устанавливаются отдельные надбавки к компенсации родителям, уделяющим более четырех часов ухода в день за ребенком с инвалидностью.
Отдельный вид пособия для лиц с психическим расстройством предусмотрен в Норвегии.
Инклюзивный рынок труда
Наиболее устойчивая модель по трудоустройству лиц с инвалидностью представлена в США государственно-частным партнерством.
Предусмотрены налоговые и кредитные льготы для предприятий, в которых трудятся сотрудники с инвалидностью.
Опыт Швеции, Канады и Дании предусматривает возможность лицам с инвалидностью получать отдельные выплаты на специальные расходы по обслуживанию и аренде вспомогательного оборудования для рабочего места.
Модель трудоустройства лиц с инвалидностью в Германии предусматривает эффективные схемы взаимодействия государственных и частных структур. Федеральные интеграционные бюро, расположенные во всех земельных округах, служат ресурсными центрами для лиц с инвалидностью и работодателей.
Предусмотрена квота на трудоустройство лиц с инвалидностью и лиц с тяжелой формой инвалидности в зависимости от численности сотрудников.
В случае невыполнения работодателем квоты взимается ежемесячный компенсационный штраф.
Созданы институты омбудсмена для защиты прав лиц с инвалидностью.
Здоровье, абилитация и реабилитация
Законодательство Великобритании закрепляет стандарты медицинской помощи, рейтинги медицинских учреждений, ваучерную систему государственного финансирования.
Служба здравоохранения Поттера предоставляет медицинское обслуживание пациентам на дому в соответствии с высокими стандартами медицинского обслуживания.
В Норвегии для граждан с инвалидностью стационарное лечение является бесплатным и большинство амбулаторных услуг финансируется за счет государственных средств.
Национальная программа психического здоровья Норвегии направлена на повышение осведомленности общественности о психическом здоровье, предоставлении услуг на базе местных муниципалитетов, расширении и реструктуризации специализированных услуг для взрослых и детей, улучшение услуг на рынке труда, помощь с жильем и стимулирование образования.
Отличительная особенность опыта Швейцарии заключается в бесплатном медицинском обслуживании всех медицинских мероприятий, необходимых ребенку с врожденной инвалидностью до 20 лет.
Для детей с инвалидностью раннего возраста действует более 100 служб медицинской помощи за счет государственного бюджета, которые работают с выездом на дому или в специализированных учреждениях.
Инклюзивное образование
Швейцарией предприняты шаги по включению детей с особыми образовательными потребностями в обычные государственные начальные и средние школы.
Предоставляется отдельное пособие на автомобиль родителям детей с функциональными нарушениями.
Безбарьерная среда и доступность услуг
В большинстве зарубежных стран доступность для лиц с инвалидностью обеспечивается в сфере автомобильных, железнодорожных и авиаперевозок посредством различных государственных требований, определены конкретные меры доступности транспорта, в том числе на объектах аэропортов и вокзалов.
В Швеции дополнительное одобрение на строительство градостроительных объектов осуществляется со стороны сообществ лиц с инвалидностью для учета их потребностей.
Строительные компании заинтересованы в создании необходимой инфраструктуры для лиц с инвалидностью, так как данная деятельность субсидируется государством.
В Швейцарии и Норвегии центральные и местные власти несут ответственность за универсальное проектирование автобусных остановок, узлов общественного транспорта, аэропортов и терминалов.
Раздел 4. Видение развития инклюзивной политики
Правозащитная модель рассматривает инвалидность с точки зрения защиты и обеспечения прав лиц с инвалидностью наравне с другими гражданами.
Видение инклюзивной политики Казахстана на 2025 - 2030 годы основывается на признании инвалидности как социального явления с концептуальным переходом от традиционной и медицинской моделей понимания инвалидности к социально-правозащитной модели.
Для этого планируется устранение существующих барьеров, ограничивающих права людей с инвалидностью, во всех аспектах - социальном, физическом, правовом, институциональном, информационном, в том числе в сферах общественной и частной жизни: здравоохранении, образовании, занятости, общественно-политической, социальной и культурной деятельности, а также в повседневной жизни.
Преодоление трудностей в развитии детей, их обучение и дальнейшее социализация, в том числе в социально-бытовой и трудовой деятельности, будут рассматриваться с позиции био-психо-социальной основы развития человека, что позволит проводить оценку индивидуальных потребностей лица с инвалидностью.
Государственная инклюзивная политика будет иметь важную роль в развитии инклюзивного общества, обеспечении равных возможностей, защите и продвижении прав людей с инвалидностью.
Реформирование политики в отношении лиц с инвалидностью затронет все сферы общественной и государственной жизнедеятельности.
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития инклюзивной политики
Концепция основывается на расширении сотрудничества государства, частного сектора, неправительственных организаций и реализуется на следующих фундаментальных принципах:
1) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и целостности
Достоинство каждого человека неприкосновенно. Никакие обстоятельства, включая состояние здоровья и особенности, связанные с инвалидностью, не могут служить основанием для бесправного обращения.
Лица с инвалидностью имеют право на личную самостоятельность, что подразумевает возможность принимать осознанные решения относительно собственной жизни, и на равное уважение в обществе;
2) недискриминация
Любая форма дискриминации, ограничения и исключения, включая немотивированный отказ в разумном приспособлении, которые ограничивают права лиц с инвалидностью или препятствуют их равноправному доступу к гражданским и основным свободам, не допустимы;
3) равенство возможностей
Лицам с инвалидностью гарантировано равенство с остальными гражданами при осуществлении их прав на доступ к правосудию, образованию, труду, свободному выбору рода деятельности и профессии, другим общественным благам;
4) доступность
Физическая и информационная доступность окружающей среды, транспорта, услуг и технологических решений является базовым условием личной самостоятельности людей с инвалидностью и их полноценного участия в общественной жизни.
Доступность является параметром качества любого объекта и услуги для населения, включая лиц с инвалидностью. Принятие местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги населению, конкретных обязательств по обеспечению условий доступности услуг и объектов инфраструктуры, проведение ими комплекса работ по выполнению взятых обязательств являются приоритетной задачей обеспечения доступности;
5) уважение прав детей с инвалидностью
Дети с инвалидностью имеют абсолютные и неотчуждаемые права и свободы с момента рождения.
Политика в отношении детей с инвалидностью опирается на признание их права на индивидуальность, самовыражение и нацелена на соблюдение и защиту интересов ребенка;
6) полное и эффективное вовлечение и включение в общество
Лица с инвалидностью имеют право участвовать в процессах принятия решений, влияющих на их жизнь, государственную политику, местное управление и общественные процессы;
7) "ничего о нас без нас"
Лица с инвалидностью принимают активное и непосредственное участие в разработке и реализации политики в отношении лиц с инвалидностью.
Их уникальный жизненный опыт признается важным для формирования и реализации инклюзивных подходов.
Достижение целей Концепции предполагает реализацию комплекса мер во всех сферах общественных отношений.
Общая координация и взаимовыгодное сотрудничество между государственными органами, квазигосударственным и частным сектором, неправительственными организациями, средствами массовой информации и гражданами станут важными составными частями данной Концепции.
Качественная реализация инклюзивной политики способствует развитию человеческого капитала, снижению уровня бедности, укреплению социальной стабильности для граждан с инвалидностью, повышению производительности труда и экономическому росту в масштабах страны.
Достижение данного результата планируется через реализацию следующих основных подходов.
Равенство и недискриминация
Продолжится совершенствование национального законодательства, в том числе в части приведения отдельных положений в соответствие с международными стандартами.
Будет проведена работа по внесению изменений и дополнений в подзаконные акты в контексте социальной и правозащитной модели, что приведет к дальнейшей имплементации положений Конвенции Организации Объединенных Наций о правах лиц с инвалидностью и других правозащитных международных договоров, ратифицированных Казахстаном.
Особое внимание будет уделено защите прав женщин и детей с инвалидностью от любых проявлений дискриминации.
Правовая защищенность
Расширение правовой защиты лиц с инвалидностью станет возможным благодаря принятию эффективных законодательных и нормативных актов с введением механизмов мониторинга и контроля.
Использование цифровых решений позволит обеспечить доступ лиц с инвалидностью к широкому спектру правовой помощи, гарантированной государством.
При этом в судопроизводстве предусмотрено бесплатное право на пользование специалиста жестового языка для лиц, имеющих инвалидность по слуху, лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.
Также лица, участвующие в деле, имеющие инвалидность по слуху и (или) зрению, с полной потерей речи имеют право пользоваться услугами переводчика, а также с использованием сурдотехнических, тифлотехнических средств.
Для улучшения условий содержания лиц с инвалидностью, пребывающих в пенитенциарных учреждениях, инфраструктура будет пересмотрена в соответствии с мировыми стандартами, предусматривающими потребности лиц с инвалидностью.
Расширится обучение сотрудников уголовно-исполнительной системы стандартам обращения, этике взаимодействия с лицами с инвалидностью, специальным навыкам коммуникаций, включая язык жестов и азбуку Брайля.
Повысится внимание учреждений уголовно-исполнительной системы к обеспечению специальной литературой для лиц с нарушениями зрения.
Также необходимо рассмотреть на нормативном уровне права на получение полного спектра услуг для детей-мигрантов с инвалидностью, а также детей-беженцев с инвалидностью, родители которых не имеют вида на жительство.
Повышение уровня социальной защиты
Совершенствование Цифровой карты семьи обеспечит объективную оценку в нуждаемости, ускорит переход от заявительного характера к выявительному и улучшит процесс повсеместного внедрения интегрированной модели оказания социальных услуг и помощи, в том числе для лиц с инвалидностью.
Предоставление качественных социальных услуг будет происходить с учетом дифференциации потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В регионах будет масштабировано проведение оценки потребностей детей в технических средствах реабилитации в домашних условиях.
Предоставлению технических средств реабилитации будет уделено особое внимание, включая актуализацию их перечня, внедрение высокотехнологичных средств и монетизацию отдельных видов технических средств реабилитации.
Своевременное определение степени износа технических средств реабилитации, передача их во временное и безвозмездное пользование будет способствовать непрерывности процессов реабилитации.
На основе передового опыта стран ОЭСР и с учетом рекомендаций Международной организации труда продолжится дальнейшее совершенствование системы обязательного социального страхования в целях повышения уровня социальной защищенности лиц с инвалидностью, включая пострадавших в результате трудовых увечий и профессиональных заболеваний.
Продолжится процесс модернизации системы оказания специальных социальных услуг (далее - ССУ), в том числе повышения квалификации социальных работников.
Улучшение качества предоставляемых ССУ станет возможным благодаря новым профессиональным стандартам для социальных работников, вовлечению волонтерских служб, развитию цифровизации, в том числе внедрению механизма кодификации ССУ, созданию цифровой карты учета проживания потенциальных получателей ССУ.
Модернизируется система государственной поддержки лиц с инвалидностью, в том числе за счет инноваций в медико-социальной экспертизе и интеграции информационных систем государственных органов.
Продолжится совершенствование института опеки лиц с социоментальной инвалидностью, признанных судом недееспособными.
Инклюзивный рынок труда
Продолжится реализация мер по устранению барьеров, препятствующих лицам с инвалидностью иметь равные с другими гражданами возможности для трудоустройства и карьерного роста.
Планируется дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере соблюдения и защиты трудовых прав лиц с инвалидностью с привлечением неправительственных организаций и бизнес-сообщества.
При этом трудоустройство лиц с инвалидностью на постоянные рабочие места и включение их в экономическую активность станут важными направлениями политики инклюзии.
Будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию системы квотирования рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, включая государственную службу и квазигосударственные организации.
Важное значение будут иметь обеспечение лицам с инвалидностью полноценного доступа к повышению профессиональной квалификации и содействие их предпринимательской инициативы путем выдачи безвозмездных грантов на реализацию новых бизнес-идей.
Трудоспособные граждане с особыми потребностями будут активно вовлекаться в продуктивную занятость наравне со всеми.
Здоровье, абилитация и реабилитация
Будет расширен доступ лицам с инвалидностью к медицинским услугам, профилактике инвалидности, в том числе проживающим в сельской местности.
Использование цифровых технологий, внедрение телемедицины позволят обеспечить доступность медицинских консультаций "в один клик" и нивелировать проблему территориальной удаленности медицинских учреждений от непосредственного места проживания лица с инвалидностью.
Интегрированный подход, основанный на профилактике и управлении болезнями, позволит повысить эффективность медицинских услуг в целях недопущения установления инвалидности и обеспечит дальнейшее развитие культуры солидарной ответственности пациентов за свое здоровье.
Будут приняты дальнейшие меры по обновлению существующих и созданию новых протоколов восстановления и поддержания физического и психического здоровья лиц с инвалидностью, ставших жертвами эксплуатации, насилия и надругательства.
Достижение положительного эффекта станет возможным в результате внедрения цифрового дневника реабилитации.
Будет продолжена работа по строительству реабилитационных центров (РЦ) с целью расширения доступа лиц с инвалидностью к социальной реабилитации, снижения дефицита койко-мест, повышения качества услуг и создания новых рабочих мест. Реализация проектов будет осуществляться через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), для которого будут предусмотрены следующие базовые параметры: софинансирование до 30 % стоимости строительства за счет средств местных исполнительных органов; предоставление частным партнерам временного безвозмездного землепользования; подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры; заключение договоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Трансформация медико-социальной экспертизы позволит обеспечить поэтапный переход на заочный проактивный формат проведения медико-социальной экспертизы по перечню нозологических форм, в том числе централизацию врачебно-консультативных комиссий, внедрение международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Внедрение практик ранней диагностики и профилактики, института ранней поддержки позволит принять меры по снижение детской инвалидности.
В целях расширения научно-практического сопровождения развития сферы абилитации и реабилитации произойдет трансформация Национального научного центра развития сферы социальной защиты.
В зону его ответственности войдут мониторинг и анализ развития реабилитационных услуг в регионах, разработка и внедрение инновационных технологий, выработка предложений по совершенствованию методологии реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, повышение квалификации социальных работников и специалистов, предоставляющих реабилитационные услуги.
Будет повышено качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников.
С 2025 года будут введены реестр социальных работников и обязательная аттестация социальных работников, лицензирование организаций, предоставляющих ССУ.
Межведомственное взаимодействие будет направлено на профилактику тяжелых форм инвалидности у детей с патологиями и предотвращение инвалидности у детей группы риска с задержками развития.
Инклюзивное образование
Инклюзивная политика Республики Казахстан направлена на создание равных условий и возможностей для всех обучающихся, независимо от их физических, интеллектуальных и эмоциональных особенностей.
Основой этой политики является принцип равного доступа к качественному образованию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Планируемые меры по обеспечению равного доступа к образованию будут включать: создание служб ранней психолого-педагогической поддержки при специальных организациях образования для детей с ограниченными возможностями, обучение педагогов по инновационным методикам работы с детьми с ограниченными возможностями, совершенствование системы специального образования через внедрение социально-педагогической модели поддержки детей с особыми образовательными потребностями; организацию служб ранней поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в отдаленных регионах на базе реабилитационных центров.
Психолого-медико-педагогические консультации, преобразованные в центры оценки образовательных потребностей, вместо общего подхода к диагностике и рекомендаций, будут предлагать более персонализированные и детализированные планы поддержки для каждого ученика, учитывая его уникальные потребности и способности.
Во всех организациях образования будут созданы службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебном процессе.
На основе разработанных механизмов создания условий для инклюзивной образовательной среды будет внедрена система многоуровневой психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями.
Обеспечение принципов непрерывности и преемственности в получении образования лицами с ООП планируется путҰм внедрения национальной модели непрерывной системы инклюзивного образования (детский сад, школа, колледж).
В целях обеспечения доступности образования будут увеличены квоты для лиц с инвалидностью при поступлении в организации технического, профессионального, послесреднего образования.
Будет выстроена эффективная система профориентационной работы, способствующая развитию у обучающихся с ООП жизненных и профессиональных компетенций, необходимых для их успешной интеграции в общество и рынок труда.
Таким образом, инклюзивная политика Республики Казахстан направлена на создание условий для полноценного развития и реализации потенциала каждого ребенка, независимо от его возможностей.
Реализация предусмотренных мер позволит значительно улучшить качество жизни и образования детей с особыми потребностями, обеспечив им равные возможности для успешной социализации и профессиональной реализации.
Развитие инклюзивной культуры и практики будет включать: информационные кампании для повышения осведомленности общества о важности инклюзии; поддержку и систематическое обучение педагогов для работы с детьми с ООП; создание и внедрение учебных материалов, адаптированных для различных категорий детей.
В законодательство Республики Казахстан в области образования будет внесено понятие "универсальный дизайн обучения", предполагающий создание учебных программ, материалов и методов, учитывающих разнообразие обучающихся и их потребности.
Будут разработаны правила применения универсального дизайна в обучении с целью обеспечения равных возможностей для всех.
Совершенствование нормативной правовой базы будет способствовать созданию более гибкой и эффективной системы инклюзивного образования.
Все эти меры направлены на то, чтобы каждый ребенок в Казахстане имел возможность реализовать свой потенциал и стать полноценным членом общества.
Вовлеченность в общественно-политическую жизнь
Расширится практика привлечения общественных организаций, представляющих интересы лиц с инвалидностью, к разработке программных документов, национальных докладов и аудиту доступности общественных мест и услуг.
Обеспечение гарантий свободного волеизъявления лиц с инвалидностью в качестве избирателей потребует особого внимания к созданию разумных приспособлений для голосования во время выборов на всех уровнях.
Безбарьерная среда и доступность услуг
Построение безбарьерной среды для лиц с инвалидностью потребует принятия новых мер по актуализации и унификации национальных стандартов доступности объектов и услуг, создания эффективных мер и условий мотивации для их внедрения во всех сферах жизнедеятельности.
Принятие обязательств по обеспечению качества доступности, внедрение национальных стандартов, регламентирующих доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения, являются основами актуализации работ по созданию безбарьерной среды центральными государственными и местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги населению.
Повысится государственный и общественный контроль, в рамках которого проверки объектов всех форм собственности на предмет доступности оказываемых ими услуг для лиц с инвалидностью станут обязательными и регулярными.
Также будет осуществлена подготовка специалистов для внедрения стандартов, регламентирующих доступность объектов инфраструктуры и услуг, применение принципов разумного приспособления и универсального дизайна, для обеспечения условий доступности центральными государственными и местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги населению.
Социальная интеграция и независимый образ жизни, обеспечение полной доступности инфраструктуры для людей с инвалидностью от места проживания до места оказания услуг должны осуществляться путем:
контроля качества доступности услуг и объектов на основе системы сертификации и мониторинга, соблюдения национальных стандартов доступности;
создания доступной информационной инфраструктуры, способствующей устранению коммуникационных барьеров для граждан с инвалидностью.
Расширятся способы обеспечения доступа к информации, включая аудиодескрипцию, сурдоперевод или перевод в виде субтитров новостных, развлекательных, образовательных и научно-популярных программ на телевидении.
Особое внимание будет уделено получению информации на государственном языке с применением современных технологий, в том числе синтеза речи для голосового воспроизведения информации с компьютера и смартфона.
На различных уровнях продолжится обучение журналистов по профессиональному взаимодействию с лицами с инвалидностью и организациями, их представляющими, а также непосредственно самих лиц с инвалидностью медийной и информационной грамотности.
Для оценки прогресса в области доступности информации для лиц с инвалидностью будут осуществляться мониторинг с привлечением общественных организаций, а также публиковаться отчеты о достигнутых результатах и планируемых мерах.
Кроме того, предусматривается закрепление компетенции за акиматами городов республиканского значения, столицы и городов областного значения в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по осуществлению надзора за качеством проектной документации, в том числе на предмет доступности объектов для маломобильных групп населения, включая лиц с инвалидностью.
Предусматривается совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процесс перевозок пассажиров с инвалидностью автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Будут приняты меры по адаптации инфраструктуры объектов придорожного сервиса к нуждам лиц с инвалидностью.
Безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций и климатических угроз
В условиях возрастающих рисков, связанных с изменениями климата и техногенными катастрофами, для жизни и здоровья лиц с инвалидностью требуется комплексный подход к обеспечению безопасности и их защиты в чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.
Будет создана система обучения безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций для лиц с инвалидностью и членов их семей.
В целях своевременного оповещения лиц с инвалидностью о наступлении чрезвычайных ситуаций будет внедрен широкий спектр форматов, включая текст, аудио, видео. Это обусловлено тем, что в настоящее время методы оповещения осуществляются как в текстовом, аудио и видео форматах.
Таким образом, оповещение населения с нарушением слуха будет осуществлено через визуальный контент, в том числе через текстовый формат.
В целях своевременного оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера дежурно-диспетчерским составом подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан будет осуществляться оперативная подготовка направляемой информации (текстового, аудио и видео формата) через различные средства оповещения.
При формировании резерва лекарственных средств, материально-технических средств и временного жилья для населения в случаях чрезвычайных ситуаций будут учитываться потребности лиц с инвалидностью, в том числе в ассистивных устройствах и средствах, облегчающих перемещение и коммуникацию в чрезвычайных ситуациях.
Снижение рисков нанесения ментального вреда здоровью лиц с инвалидностью, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, станет возможным благодаря внедрению инклюзивных программ психологической помощи.
Личная и семейная жизнь
Одним из факторов, способствующих обеспечению прав лиц с инвалидностью на личную и семейную жизнь, станет поэтапный отказ от института полной опеки лиц с социоментальной инвалидностью.
Внедряемые практики добрачного консультирования в рамках повышения осведомленности пар, вступающих в брак, по вопросам гендерного равенства, разделения обязанностей по дому и родительству, планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья мужчин и женщин будут учитывать особые потребности лиц с инвалидностью.
Культурная жизнь, досуг и спорт
Одной из ключевых задач предстоящего периода в сфере развития культуры, спорта и туризма станет увеличение количества объектов и услуг, доступных для лиц с инвалидностью.
Строительство новых объектов культуры, спорта и туризма будет осуществляться на основе универсального дизайна.
Расширится сеть объектов отдыха и оздоровления для детей с инвалидностью.
Кроме того, предусматривается совместно с местными исполнительными органами проработка вопроса по обеспечению действующих концертных и культурно-досуговых организаций, театров, библиотек, музеев специальными устройствами и разумными приспособлениями, обеспечивающими доступность для лиц с инвалидностью.
Активно будет продвигаться идеология инклюзии спорта и физической культуры среди всех категорий лиц с инвалидностью.
Новый импульс развитию туризма придаст пересмотр подходов к организации туристской отрасли в пользу инклюзии.
Просветительно-воспитательная работа
Основной задачей просвещения в сфере инклюзии станет продвижение ценностей уважения человеческого достоинства и разнообразия посредством повышения информированности общества.
Формирование инклюзивной культуры затронет все уровни образования и все сферы жизнедеятельности.
Рост эффективности просвещения в сфере инклюзии потребует качественного методического сопровождения деятельности работников информационной индустрии, вовлеченных в процесс создания и распространения информационного, развлекательного и вовлекающего контента, продвигающего правозащитную модель инвалидности.
Вовлечение лиц с инвалидностью в жизнь местных сообществ, включая рост присутствия в публичном информационном пространстве, повысит результативность усилий, направленных на дестигматизацию лиц с инвалидностью.
Результатом просветительской деятельности в сфере инклюзии должно стать формирование культуры соблюдения норм инклюзивного общества и инклюзивного поведения, полного неприятия любых проявлений социальной изоляции лиц с инвалидностью.
Мониторинг и учет
Участие гражданского общества станет важной составляющей процессов реализации, мониторинга и оценки настоящей Концепции.
Внедрение действенной системы мониторинга с широким привлечением общественности позволит повысить качество анализа и прогнозирования в области соблюдения прав лиц с инвалидностью.
Дальнейшее совершенствование статистической отчетности способствует дополнению существующих информационных баз дезагрегированными данными об инвалидности.
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
1. Доля лиц с инвалидностью, проживающих за чертой бедности: 2025 год - 1,2 %, 2026 год - 1,15 %, 2027 год - 1,1 %, 2028 год - 1,05 %, 2029 год - 1,0 %, 2030 год - 1,0 %.
2. Доля лиц, имеющих инвалидность, охваченных специальными социальными услугами в условиях полустационара, от общего числа лиц с инвалидностью, охваченных специальными социальными услугами: 2025 год - 32 %, 2026 год - 34 %, 2027 год - 36 %, 2028 год - 38 %, 2029 год - 40 %, 2030 год - 42 %.
3. Доля лиц с инвалидностью, охваченных мерами содействия занятости, от общего количества обратившихся лиц с инвалидностью в органы занятости: 2025 год - 65 %, 2026 год - 65,5 %, 2027 год - 66 %, 2028 год - 66,5 %, 2029 год - 67 %, 2030 год - 67,5 %.
4. Доля лиц с инвалидностью, трудоустроенных на постоянные рабочие места из числа трудоспособных: 2025 год - 35 %, 2026 год - 36 %, 2027 год - 37 %, 2028 год - 38 %, 2029 год - 39 %, 2030 год - 40 %.
5. Доля дошкольных организаций, создавших благоприятные условия и среду для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями: 2025 год - 20 %, 2026 год - 30 %, 2027 год - 40 %, 2028 год - 50 %, 2029 год - 60 %, 2030 - 80 %.
6. Доля организаций среднего образования, создавших благоприятные условия и среду для обучения детей с особыми образовательными потребностями: 2025 год - 30 %, 2026 год - 40 %, 2027 год - 50 %, 2028 год - 60 %, 2029 год - 70 %, 2030 - 80 %.
7. Доля организаций технического и профессионального, послесреднего образования, создавших благоприятные условия и среду для обучения лиц с особыми образовательными потребностями: 2025 год - 20 %, 2026 год - 30 %, 2027 год - 40 %, 2028 год - 50 %, 2029 год - 60 %, 2030 - 80 %.
8. Доля объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью, принявших обязательства по обеспечению условий "шаговой доступности" на подконтрольной территории в соответствии с требованиями стандарта по доступности объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и маломобильных групп: 2025 год - 10 %, 2026 год - 30 %, 2027 год - 50 %, 2028 год - 75 %, 2029 год - 100 %.
9. Доля объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью, подтвержденных обязательствами по обеспечению условий "шаговой доступности" на подконтрольной территории в соответствии с требованиями стандарта по доступности объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и маломобильных групп центральными государственными и местными исполнительными органами: 2026 год - 5 %, 2027 год - 10 %, 2028 год - 30 %, 2029 год - 50 %, 2030 год - 70 %.
Примечание:
Мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены в соответствии с Планом действий по реализации Концепции инклюзивной политики в Республике Казахстан на 2025-2030 годы согласно приложению к настоящей Концепции.
_____________________________
Приложение к Концепции инклюзивной политики в Республике Казахстан на 2025 - 2030 годы |
План действий по реализации Концепции инклюзивной политики
в Республике Казахстан на 2025 - 2030 годы
№ п/п | Наименование основных мероприятий | Форма завершения | Срок завершения | Ответственные исполнители | Объем финансирования | Источники финансирования |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
НПП "Атамекен" - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"
НЦПЧ - Национальный центр по правам человека
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
ГП - Генеральная прокуратура Республики Казахстан
МНВО - Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
МИО - местные исполнительные органы
МТ - Министерство транспорта Республики Казахстан
МКИ - Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МП - Министерство просвещения Республики Казахстан
ЦИК - Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан
МПС - Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан
БНС АСПиР - Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
МТИ - Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
МТС - Министерство туризма и спорта Республики Казахстан
МНЭ - Министерство национальной экономики Республики Казахстан
МЦРИАП - Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МЭПР - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан
___________________________________