Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2025 года № 200
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 – 2030 годы (далее – Концепция).
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию):
1) обеспечить своевременное исполнение Плана действий по реализации Концепции (далее – План действий);
2) по итогам полугодия, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию о ходе реализации Плана действий в Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
3. Министерству культуры и информации Республики Казахстан обеспечить информационное сопровождение по продвижению Концепции в обществе.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2025 года № 200 |
Концепция
по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 – 2030 годы
Раздел 1. Паспорт Концепции
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
Раздел 3. Обзор международного опыта
Раздел 4. Видение развития правовой культуры
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития идеологии
5.1. Принцип верховенства закона и всеобщности закона
5.2. Принцип прозрачности и подотчетности
5.3. Принцип уважения прав человека и справедливости
5.4. Принцип всеобщего участия и координации
5.5. Принцип учета национально-культурных особенностей
5.6. Принцип адресности и дифференцированного подхода
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
Социальные результаты (укрепление правовой культуры и сознания; рост доверия к институтам и ощущение справедливости; безопасность и общественный порядок; активное гражданское участие в поддержании правопорядка; формирование негативного отношения к коррупции и теневым практикам).
Экономические результаты (улучшение инвестиционного климата и деловой среды; рост экономической активности и снижение издержек; повышение эффективности государственных расходов; социально-экономическая стабильность).
Правовые (юридические) результаты (укрепление верховенства закона и институтов правопорядка; совершенствование законодательства и правоприменения; повышение правовой грамотности и доступности правосудия; международное признание прогресса в верховенстве права).
Раздел 7. План действий по реализации Концепции (приложение к настоящей Концепции)
Наименование Концепции | Концепция по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 – 2030 годы |
Основания для разработки |
1) Послание Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2024 года "Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм"; |
Государственные органы, ответственные за разработку Концепции |
Министерство внутренних дел |
Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции | Государственные и местные исполнительные органы, подведомственные учреждения, неправительственные организации, общественные объединения |
Срок реализации | 2025 – 2030 годы |
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
За последние годы в Республике Казахстан отмечается позитивная тенденция повышения уровня правовой культуры и правопорядка в обществе.
Казахстан активно проводит реформы, направленные на укрепление принципов законности и порядка, которые являются ключевым элементом концепции "Слышащее государства".
Глава государства в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2024 года подчеркнул, что за последние пять лет реализованы масштабные реформы, через кардинальную трансформацию прошла политическая система. Фундаментальные изменения происходят в общественном сознании, повышается уровень правовой культуры граждан, в обществе формируются новые модели поведения и укореняются новые ценности.
Так, значимыми событиями являются создание Конституционного Суда, придание Уполномоченному по правам человека конституционного статуса, усиление роли органов прокуратуры. По данным направлениям приняты конституционные законы "О Конституционном Суде Республики Казахстан", "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан" и "О прокуратуре", определяющие новые возможности для граждан по восстановлению нарушенных прав и предупреждению таких нарушений.
С 1 января 2023 года в Казахстане начал свою работу Конституционный Суд, который обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан.
Право обращения в орган конституционного контроля получили все граждане, Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.
Таким образом, конституционная реформа ознаменовала начало новой эпохи в истории Казахстана. Она позволила закрепить политические преобразования последних трех лет и заложить прочный фундамент для дальнейшего укрепления государственности.
Одним из значимых шагов в этом направлении стало утверждение Информационной доктрины Республики Казахстан в марте 2023 года. Этот документ направлен на обеспечение устойчивого функционирования и безопасности информационного пространства страны, а также противодействие дезинформации и манипуляции общественным мнением.
Кроме того, в августе 2020 года была принята Концепция развития гражданского общества, целями которой являются создание благоприятных условий для активного участия граждан в управлении государственными делами и укрепление партнерства между государством и институтами гражданского общества.
Правительство активно сотрудничает с неправительственными организациями (далее – НПО) для правового обучения граждан, финансируя социальные проекты и гранты. Ежегодно реализуется около 2000 социальных проектов, в основном направленных на правовое просвещение. НПО участвуют в советах при государственных органах, поддерживая реформы и просветительскую работу. Уполномоченные по правам человека и правам ребенка тесно взаимодействуют с НПО для защиты прав граждан и детей. Такое сотрудничество способствует улучшению правосознания населения и повышению правовой культуры в стране.
За последние пять лет в стране наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня преступности. Общий показатель зарегистрированных уголовных правонарушений ежегодно сокращается.
Согласно официальной статистике (КПСиСУ ГП РК) количество уголовных правонарушений сократилось на 46,7 % (с 236594 в 2020 году до 126039 в 2024 году), в том числе по другим видам:
убийства – на 32,6 % (с 839 до 565);
кражи – на 54,8 % (с 66864 до 30180);
грабежи – на 75,4 % (с 6265 до 1538);
разбойные нападения – на 72 % (с 457 до 128);
хулиганство – на 72,5 % (с 5770 до 1582).
Изменилась и структура преступности.
Традиционно наиболее распространенными были имущественные преступления (кражи).
Однако в последние период заметно выросла доля мошенничества, особенно интернет и телефонного мошенничества, и теперь они занимают первое место по численности случаев правонарушений.
Таким образом, преступность не может существовать без постоянной трансформации. Одни из главных причин таких изменений – социально- экономический фактор и технологический прогресс.
Как законопослушный граждан использует современные технологии для развития или изобретений, так и преступный мир находит механизмы, позволяющие совершать преступления.
На этом фоне возросло число таких преступлений, как мошенничество на 39,6 % (с 31433 до 43890) и вымогательства на 71,7 % (с 315 до 541).
Несмотря на предпринятые комплексные подходы по противодействию лудомании проблема все еще сохраняется. По сведениям Бюро национальной статистики, с 2020 по 2023 годы казахстанцы потратили на азартные игры свыше 1 трлн тенге, лудомания стала причиной 38 % разводов.
В настоящее время постоянными клиентами казино и букмекерских контор является около 400 тыс. человек.
Трансформация преступности привела к новым способам сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Интернет также стал площадкой для продажи наркотиков.
Соответственно, увеличилось количество преступлений, связанных с наркотиками на 7 % (с 7243 до 7754). На смену героину пришли синтетические наркотики, составные части которых находятся в свободной продаже. Это требует внедрения эффективных инструментов для обеспечения контроля легального оборота химических компонентов и прекурсоров на основе лучших мировых практик.
Злоумышленники пошли дальше и пришли к выводу, что информацией владеет тот, у кого больше ресурсов для ее трансляции в массы. Примером является распространение фейковых новостей и дезинформации. Через социальные сети и другие онлайн-платформы ложная информация быстро распространяется, оказывая влияние на общественное настроение и политические процессы.
Интернет стал площадкой для радикализации и вербовки террористов.
Экстремистские организации используют социальные сети и мессенджеры для распространения своей пропаганды, координации и планирования нападений.
С 2020 по 2024 годы зарегистрировано в ЕРДР 1541 уголовное правонарушение, из них 755 фактов различных экстремистских действий и 786 – ложных сообщений об акте терроризма.
С развитием интернета и социальных сетей стали появляться новые формы сексуальных преступлений такие, как детская порнография, онлайн – домогательства и торговля сексуальными услугами.
Всего зарегистрировано преступлений, связанных с торговлей людьми: по годам – в 2020 году – 111; 2021 году – 103; 2022 году – 77; 2023 году – 152; 2024 году – 207 (в том числе среди несовершеннолетних - в 2019 году – 12; 2020 году – 18; 2021 году – 12; 2022 году – 17; 2023 году – 24; 2024 году – 19).
Состояние преступности изменяется с течением времени и зависит от содержания, тенденций, причин и условий преступлений.
Вышеуказанные примеры отражают важность адаптации правоохранительной системы к изменяющейся природе преступности в современном мире.
Вместе с тем уровень доверия населения к институтам государственных органов недостаточно высок.
По итогам социологических опросов лишь около 61,8 % – 64,3 % граждан полностью доверяют ключевым институтам правопорядка – полиции и судам, тогда как остальные либо доверяют частично, либо выражают недоверие.
Это указывает на то, что значительная часть населения пока сомневается в справедливости и эффективности правоприменения. Низкий уровень доверия питает правовой нигилизм – пренебрежительное отношение к закону.
Глава государства прямо указывал на данную проблему, отмечая, что в обществе имеется немало граждан, которые не хотят соблюдать законы, и наблюдается усиление правового нигилизма, что представляет серьезную угрозу для построения правового государства, так как подрывает принцип всеобщего уважения к законам и снижает гражданскую активность в защите своих прав.
Сохраняются проблемы, препятствующие укреплению идеологии закона.
Во-первых, это случаи коррупции и злоупотреблений со стороны должностных лиц, которые подрывают веру граждан в торжество закона.
Во-вторых, такие социально-экономические факторы, как безработица, низкие доходы и уровень образования отдельных групп населения, которые повышают риск правонарушений и снижают внимание к правовым нормам.
Кроме того, региональные диспропорции (город/село) влияют на доступ людей к правовой информации и институтам правосудия.
В-третьих, культурные особенности и традиции.
К примеру, в отдельных регионах характерно обращение к неформальным практикам разрешения споров (совет аксакалов, родственные связи), что не всегда согласуется с официальным правом.
Поэтому требуется интеграция традиционных ценностей справедливости и порядка в современную правовую культуру, чтобы закон воспринимался как естественная часть общественной жизни.
Также различается структура преступности по регионам. Например, на юге и западе преобладают имущественные преступления (кражи скота в сельской местности, кражи нефти и др.), тогда как в крупных городах велик удельный вес мошенничества и карманных краж.
В своем выступлении на четвертом заседании Национального курултая Глава государства обозначил: "Наша национальная мечта исходит из идеи построения справедливого, безопасного, чистого, сильного Казахстана. Мы созидаем государство широких возможностей для всех и каждого.
Государство, в котором граждане могут всецело реализовать свои способности и честным трудом обеспечить благополучие своей семьи.
Наше твердое основание – это закон и порядок. В первую очередь это означает личную и общую дисциплину всех и каждого. Наша идеология проста и понятна.
Она заключается в том, чтобы в условиях беспрецедентного геополитического шторма заложить прочный фундамент для качественно нового этапа развития страны.
От этого зависят судьба нашего государства и благополучие нашей нации".
Раздел 3. Обзор международного опыта
Продвижение идеологии закона и порядка играет ключевую роль в обеспечении стабильности общества, повышении правосознания граждан и укреплении доверия к государственным институтам.
В различных странах используются разные подходы к реализации этой цели в зависимости от исторического, культурного и политического контекста.
Западные демократические модели акцент делают на правосознание и гражданскую активность. Так, в США активно развиваются программы, направленные на взаимодействие полиции и общества (Community Policing).
Основные принципы программы включают:
укрепление доверия между гражданами и правоохранительными органами;
вовлечение местных сообществ в обеспечение безопасности;
образовательные инициативы, разъясняющие права и обязанности граждан.
Также одним из ярких примеров является программа D.A.R.E. (Drug Abuse Resistance Education), которая направлена на формирование законопослушного поведения у молодежи через образовательные курсы в школах.
Для снижения кибермошенничеств в банковской сфере искусственно ввели многофакторную аутентификацию и замедление всех банковских операций.
В Великобритании идеология закона и порядка тесно связана с традицией верховенства права (Rule of Law).
Ключевые механизмы:
мощная судебная система, обеспечивающая справедливость;
активное участие общества через НКО и правозащитные организации;
просветительские кампании, такие как "Street Law", помогающие молодежи понять основы законодательства.
Здесь же для снижения уровня вандализма на станциях метро используют классическую музыку и яркие граффити. Такой подход сделал станции не привлекательными для совершения противоправных действий.
Аналогичный эффект обеспечивает применение в общественных зонах зеркал, которые создают иллюзию наблюдения и уменьшают агрессию.
В Германии существует четкая концепция "правового государства" (Rechtsstaat), основанная на уважении к законам и правам человека.
Государство активно реализует:
программы повышения правосознания (например, через курсы права в школах);
строгую, но справедливую правоохранительную систему;
механизмы общественного контроля за соблюдением закона (независимые СМИ, комиссии по надзору за полицией).
Опыт Исландии иллюстрирует важность профилактики преступлений среди молодежи. В стране действует программа Youth in Iceland, в рамках которой:
государство создает инфраструктуру для полезного досуга подростков (спортивные клубы, творческие студии, молодежные центры), услуги бесплатные или по доступной цене;
введены строгие ограничения на продажу алкоголя и табака несовершеннолетним, действует комендантский час;
родители посещают образовательные курсы по укреплению семейных отношений.
В Мексике и Колумбии неправительственные организации и религиозные организации объединились для пропаганды в средствах массовой информаций идей о том, что следовать закону – значит защищать свой город от криминала.
Опыт показывает, что, когда государственные органы, школа, средства массовой информации, религиозные и общественные лидеры действуют согласованно, усиливая друг друга, изменения в общественном сознании происходят значительно быстрее.
Азиатские модели делают приоритет на соблюдение общественного порядка и дисциплины.
В Китае верховенствует идеология "гармоничного общества".
Она базируется на принципах коллективной ответственности и гармоничного общественного порядка.
Основные инструменты:
массовая правовая пропаганда через СМИ и социальные сети;
государственные кампании по борьбе с коррупцией и правонарушениями;
система социального кредита, стимулирующая граждан к законопослушному поведению.
В Японии воспитание правосознания реализуется через социальные институты.
Здесь продвижение закона и порядка основано на глубоко укоренившейся культуре коллективной ответственности и дисциплины.
Важные элементы системы:
образовательные программы в школах и университетах, направленные на формирование уважения к закону;
система "Koban" – небольшие полицейские участки в жилых районах, где офицеры работают в тесном контакте с местными жителями;
общественные инициативы и ассоциации, поощряющие добровольное соблюдение норм закона.
Кроме того, действуют авторитарные и гибридные модели, которые строятся на жестком контроле и принятии превентивных мер.
К примеру, в Сингапуре действует жесткая система наказаний и воспитание законопослушности.
Сингапур известен строгими законами и жестким контролем за их исполнением.
Ключевые механизмы:
суровые наказания за нарушения (включая наказания и смертную казнь за серьезные преступления);
повсеместное видеонаблюдение и цифровой мониторинг общественного поведения;
программы поощрения законопослушных граждан (например, налоговые льготы).
В Объединенных Арабских Эмиратах закон является инструментом стабильности, поэтому закон и порядок воспринимаются как основа процветания.
Основные подходы включают:
строгие законы, обеспечивающие безопасность и общественный порядок;
активное использование технологий (например, система "Smart Police");
использование системы "Умный Дубай" (Smart Dubai), которая охватывает разветвленную сеть камер видеонаблюдения, интегрированных с искусственным интеллектом (в систему внедрены биометрические параметры контроля, обеспечивающие точную идентификацию граждан и гостей, эти и другие технологии помогают выявлять преступления в режиме реального времени и прогнозировать угрозы безопасности).
поощрение гражданского участия через специальные инициативы (волонтерство в правоохранительных органах).
Законодательство Эмиратов строго контролирует вопросы употребления алкоголя, наркотиков и другие факторы, способствующие преступности.
Таким образом, каждая страна выбирает собственный путь обеспечения закона и порядка, но сочетание правового просвещения, сотрудничества общества с властями и разумный контроль являются наиболее эффективной стратегией.
Образование и правовое просвещение – ключ к формированию уважения к закону (Германия, США, Япония).
Сотрудничество полиции и общества – повышает доверие и предотвращает преступления (Великобритания, США, Япония).
Цифровые технологии и мониторинг эффективны в обеспечении безопасности, но требуют соблюдения баланса с правами человека (Сингапур, Китай, ОАЭ).
Жесткие законы и наказания могут быть эффективны, но требуют справедливой правоприменительной практики (Сингапур, Китай, ОАЭ).
Программы общественного участия укрепляют социальную ответственность и правопорядок (Германия, Великобритания, Япония).
Отдельные элементы изученного зарубежного опыта применимы и в Казахстане при соблюдении ключевого условия – выделение необходимых финансовых, человеческих и временных ресурсов с ориентацией на долгосрочный институциональный результат.
Можно позаимствовать подход, опираясь на авторитетных общественных деятелей, ветеранов, представителей духовенства, для разъяснения моральной ценности соблюдения закона.
Раздел 4. Видение развития правовой культуры
На основе проблемных вопросов, выявленных при анализе текущей ситуации в правовой культуре и международного опыта, определено следующее видение по продвижению в обществе идеологии закона и порядка в Республике Казахстан, которое будет отражено в следующих ключевых достижениях.
Казахстанцы достигнут высокого уровня правовой культуры и осознания важности соблюдения законов. Они будут понимать взаимосвязь между правами и обязанностями человека, осознавать значение правовых норм для обеспечения стабильности и справедливости в обществе. Общество перейдет от поверхностного отношения к правам и законам к ответственному и сознательному подходу, активно практикуя уважение к правам других людей и правовой порядочности.
Уровень правовой осведомленности населения станет высоким, что будет способствовать формированию устойчивых привычек и поведения, направленных на соблюдение законов и правовых норм. В первую очередь это означает личную и общую дисциплину всех и каждого. Наша идеология проста и понятна: закон и справедливость должны быть на первом месте в жизни каждого гражданина, и только через их соблюдение можно построить сильное и процветающее общество.
Внедрение практики правового просвещения для студентов будет включать активное вовлечение в различные формы обучения, направленные на развитие умений эффективно применять знания права в реальных ситуациях. Студенты будут участвовать в юридических клиниках, где смогут консультировать граждан по актуальным правовым вопросам, разрабатывать проекты по распространению правовых знаний среди населения, а также организовывать мероприятия и тренинги по правовой грамотности. Это позволит не только углубить их теоретические знания, но и научиться практическому применению права для решения реальных проблем.
Кроме того, внесение изменений в учебную программу общеобязательного предмета "Основы права" будет направлено на акцентирование практического применения знаний обучающимися, развитие практических навыков и использование норм права для решения жизненных ситуаций.
Реализация подходов, направленных на повышение эффективности сервисной модели деятельности государственных и правоохранительных органов с акцентом на профилактику правонарушений и службу населению, даст несколько значимых преимуществ.
1. Повышение доверия к государственным и правоохранительным органам.
Когда граждане видят, что органы власти ориентируются на их потребности, предоставляют прозрачные и доступные услуги, их доверие к этим структурам значительно возрастает. Открытость и взаимодействие с населением помогают уменьшить уровень недовольства и снизить социальную напряженность.
2. Снижение уровня правонарушений.
Профилактика правонарушений, работа с молодежью и социально уязвимыми группами могут существенно снизить число преступлений. Правильная профилактическая работа снижает вероятность совершения правонарушений до того, как они произойдут.
3. Улучшение качества обслуживания граждан.
Переход к сервисной модели ориентирует органы власти на более качественное, эффективное и дружелюбное взаимодействие с населением. Простота в получении государственных услуг, прозрачность действий и быстрый отклик на запросы граждан создают положительный имидж государственных структур и повышают удовлетворенность населения.
4. Оптимизация работы государственных органов и правоохранительных структур.
Цифровизация и автоматизация процессов, использование новых технологий в работе правоохранительных органов (например, для мониторинга преступности или анализа данных) делают их более эффективными. Это позволяет не только ускорить выполнение административных процессов, но и повысить результативность работы.
5. Создание безопасной среды для жизни
Активное сотрудничество с населением, а также внедрение инновационных подходов к безопасности, таких как системы видеонаблюдения или мобильные приложения для общения с гражданами, помогают создать более безопасную среду в городах и населенных пунктах. Люди чувствуют себя защищенными, когда видят, что органы власти работают эффективно и заботятся о безопасности.
Государственная политика в сфере праворазъяснительной работы играет важную роль в развитии правовой культуры и увеличении осведомленности граждан о их правах и обязанностях. Эта деятельность направлена на обеспечение доступности правовой информации, помощь в правильном понимании и применении законодательства, а также на повышение уровня правовой грамотности общества.
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития идеологии
Достижение целей должно основываться на конкретных принципах с использованием проверенных методов и инструментов для продвижения и укрепления в обществе идеологии закона и порядка.
Развитие правовой культуры должно быть построено на основе следующих принципов.
5.1. Принцип верховенства закона и всеобщности закона.
Закон един для всех без исключений, и его требование обязательно к исполнению каждым гражданином и организацией. В практической плоскости это означает равенство перед законом как фундамент правопорядка. При этом государственные органы обеспечивают справедливое применение законов ко всем, независимо от должностного положения или заслуг.
Данный принцип должен быть видимым для общества – любое нарушение (будь то мелкое хулиганство или коррупционное преступление) получает адекватную реакцию государства. Такой подход формирует у населения убеждение, что в стране действительно торжествует справедливость, а значит, следовать закону правильно и выгодно.
5.2. Принцип прозрачности и подотчетности.
Открытость деятельности правоохранительных органов, доступ общества к информации о принимаемых решениях – важные условия доверия. Население должно видеть, что правосудие осуществляется гласно, без "двойных стандартов".
Следует дальше придерживаться практики публичных отчетов полиции перед обществом (через общественные советы, публикацию ключевых показателей, освещение в СМИ резонансных дел). Прозрачность процессов уменьшает почву для слухов и правового нигилизма, повышает чувство сопричастности граждан к отправлению правосудия.
5.3. Принцип уважения прав человека и справедливости.
Продвижение идеологии закона не должно сводиться к призывам слепо подчиняться любым нормативным актам. Важно, чтобы сами законы и их реализация отвечали принципам справедливости и защиты прав граждан.
В рамках Концепции надо совершенствовать правовое просвещение с акцентом на права человека, на взаимную ответственность государства и граждан. Тем самым будет укрепляться легитимность требований закона в глазах общества. Граждане охотнее будут соблюдать те нормы, которые считают справедливыми и соответствующими общественным интересам.
5.4. Принцип всеобщего участия и координации.
Повышение правовой культуры – комплексная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса, неправительственных организаций, образовательных учреждений, средств массовой информации и самих граждан. Здесь требуется действенная координация всех задействованных структур.
Действующие межведомственные рабочие группы, общественные советы по правовому просвещению при акиматах позволят синхронизировать работу.
Практика показывает, что сочетание всех форм и методов работы с населением дает наилучший эффект, поэтому концепция предусматривает параллельную реализацию образовательных, информационных, мотивирующих и контрольных мер, чтобы они взаимно подкрепляли друг друга.
5.5. Принцип учета национально-культурных особенностей.
При продвижении идеологии закона важно учитывать менталитет и ценности казахстанского общества.
Опора на позитивные элементы традиционной культуры – уважение к старшим, стремление к справедливости, наследие народных биев как хранителей закона – помогут придать правовому воспитанию близкую и понятную форму.
Мероприятия следует организовывать и проводить на нескольких языках с использованием понятных образов и ссылок на отечественную историю, чтобы показать преемственность идеи законности.
5.6. Принцип адресности и дифференцированного подхода.
Разные целевые группы населения (бизнес, молодежь, государственные служащие и т.д.) требуют разных акцентов в работе. В связи с этим требуется разработка специальных программ и инструментов под каждую категорию – от школьников до предпринимателей, от молодежи до пенсионеров.
Такой таргетированный подход обеспечит релевантность контента и эффективность воздействия. При этом особое внимание следует уделить молодежи, как носителю будущей правовой культуры, и государственным служащим, как проводникам политики законности.
При реализации вышеперечисленных принципов требуется использовать следующие методы и инструменты продвижения идеологии закона и порядка среди ключевых групп общества:
среди населения (широкой общественности) - на основе масштабной информационно-просветительской кампаний через традиционные и новые медиа.
Необходимо создание цикла социально-рекламных роликов, слоганом которых могут стать слова Президента Республики Казахстан о том, что "Закон и Порядок – залог Справедливого Казахстана".
Социальная реклама должна быть нацелена на позитивные образы законопослушных граждан и негативные последствия правонарушений.
Требуется запуск специальных рубрик в средствах массовой информации, на радио и телевидении по различным аспектам права, разъясняющих простым языком актуальные законы и случаи из практики.
Например, еженедельная колонка "Знай свой закон" в популярных газетах, программы на телевидении, где эксперты разбирают жизненные правовые ситуации.
Для повышения интерактивности следует использовать интернет-платформы: запуск просветительских страниц в социальных сетях, коротких обучающих видеороликов, онлайн-викторин по знанию правовых норм.
Населению должны быть предложены бесплатные консультации юристов в рамках акции "Народный юрист" (выездные консультационные пункты в торговых центрах, сельских округах).
Кроме того, по всей стране следует организовывать и проводить регулярные публичные лекции, семинары, форумы на правовую тематику с участием авторитетных спикеров – известных юристов, судей, общественных деятелей. Через такие мероприятия гражданам разъяснят, как закон защищает их интересы, и как они сами могут участвовать в охране правопорядка (например, сообщать о нарушениях, вступать в добровольные дружины, соблюдать правила в быту).
Главная цель работы с населением – сформировать массовое осознание, что закон – это благо и защита для каждого, а не обуза.
работа с молодым поколением является приоритетной, так как именно молодежь определит уровень правовой культуры в будущем.
В ВУЗах для студентов – обязательный курс по правовой грамотности (основы трудового, административного, уголовного права, права потребителей).
В организациях дополнительного образования для детей, а также в организациях среднего образования на воспитательных мероприятиях необходимо активно использовать интерактивные формы работы по изучению Конституции, своих прав и обязанностей.
Следует активизировать воспитательный компонент, сделав упор на внеклассную работу: проведение конкурсов эссе, дебатов и олимпиад на тему права и справедливости, организацию деловых игр, обсуждение фильмов, создание клубов или кружков "Юный юрист" при школах и молодежных центрах.
Кроме того, требуется распространять опыт лучших кейсов по правовому воспитанию обучающихся организаций и органов образования.
В целях воспитания добропорядочности, ответственности и честности в подрастающем поколении необходимо продолжить реализацию Программы "Біртұтас тәрбие" (далее – Программа), в основе которой – формирование у детей, начиная с дошкольной организации, представления о гражданско-правовых знаниях, основах правовой системы и прав человека, а также применение знаний о законах в повседневной жизни и устойчивых понятий "Справедливость и Ответственность", "Закон и Порядок".
В рамках Программы будет продолжена работа совместно с заинтересованными государственными органами по проведению тематических лекций, бесед и внеклассных мероприятий с участием обучающихся ("Закон дружбы важнее всех других законов", "Самая замечательная школа дисциплины – это семья", "Табиғатқа қамқорлық жасаймыз", волонтерская акция "Қоғамға қызмет ету", "Дисциплина – могучая сила" встреча с представителями правоохранительных органов, "Моя страна – Қазахстан!", "Вежливость – признак красоты: основы нравственности" тренинг).
Станут традиционными и системными Уроки безопасности для обучающихся всех уровней образования.
Следует поддержать инициативы вроде студенческих юридических клиник, где молодые люди под руководством опытных юристов оказывают бесплатную помощь населению, что не только повышает их знания, но и прививает ценности служения обществу.
Особое внимание следует уделить цифровым каналам коммуникации с молодежью. Здесь активное присутствие правовой тематики в социальных сетях, на YouTube и мессенджерах, популярных среди молодежи.
Возможна совместная работа с известными блогерами и лидерами мнений, которые в доступной форме расскажут о важности быть законопослушным.
Формат контента – короткие ролики, челленджи, трансляции – следует подобрать с учетом интересов молодежи.
Например, флешмоб "Я соблюдаю закон, потому что..." с хештегами, привлекающий подростков поделиться своей позицией.
Также следует использовать и современные игровые методы: разработка мобильной игры или квиза по правовым знаниям, настольной игры про путь героя через правовые ситуации. Молодежь должна видеть, что право – это не скучно, а важно и применимо в жизни.
Параллельно через Министерство просвещения будет вестись работа с родителями и педагогами, чтобы они также транслировали детям уважение к правилам и нормам закона.
Ожидается, что реализация таких инициатив повысит уровень знаний, учащихся о законах и сформирует у них стойкое неприятие противоправного поведения.
для предпринимателей и коммерческих организаций идеология законности будет продвигаться через акцент на том, что следование закону – залог успешного бизнеса и инвестиций.
Следует усилить разъяснительную работу по новым законам и требованиям, а именно путем проведения семинаров для бизнеса по изменениям в налоговом, трудовом законодательстве, чтобы облегчить соблюдение норм.
Совместно с Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" планируется внедрить программы повышения правовой грамотности для малого и среднего бизнеса (тренинги, онлайн-курсы по юридическим аспектам ведения бизнеса, памятки по наиболее важным требованиям).
Особое внимание следует уделить вопросам добросовестной конкуренции.
Предприятиям следует предложить типовые комплаенс-программы – внутренние корпоративные политики по соблюдению законодательства и этики. Компании, добровольно внедрившие такие политики и демонстрирующие образцовое соблюдение норм (например, уплата налогов, прозрачность тендеров, отказ от взяток), получат общественное признание и поощрение.
Требуются дальнейшее развитие и укрепление диалога бизнеса с государством по устранению избыточных и устаревших требований – это снизит стимулы нарушать правила. В рамках концепции предполагается пересмотреть устаревшие нормы и барьеры, мешающие развитию предпринимательства, чтобы закон был понятен и выполним.
В итоге формируется атмосфера, когда честный бизнес становится выгоднее теневого, потому что инвесторы больше доверяют компании, работающей по закону.
Итоговый эффект – рост числа предприятий, сознательно следующих правовым нормам, и снижение доли "теневой" экономики.
государственные служащие, правоохранительные органы и суды должны демонстрировать приверженность идеологии закона, становясь примером для граждан.
Для этого в государственных структурах будут дальше реализовываться меры по укреплению служебной дисциплины, профилактике правонарушений и повышению профессионализма.
В каждом ведомстве будет реализовываться внутренний план действий по повышению правовой культуры работников (регулярные обучение и тестирование знаний законодательства для персонала, тренинги по этике и антикоррупционному поведению, жесткое реагирование на случаи нарушения закона самими сотрудниками).
Принцип "нулевой толерантности" к коррупции и злоупотреблениям в государственном аппарате будет реализован через усиление служебного контроля и неминуемое наказание за проступки.
Руководители всех уровней несут персональную ответственность за правопорядок в подведомственных коллективах. При продвижении по службе в государственных органах приоритет отдается добропорядочным и компетентным кадрам (принципы меритократии).
Таким образом, аппарат государственного управления станет носителем культуры законности.
Помимо внутренних мер важно выстраивать и новую философию работы органов правопорядка – сервисную, ориентированную на потребности граждан.
Полиция, прокуратура будут переходить от репрессивно-карательной риторики к партнерской: через обучающие программы сотрудников научат взаимодействовать с населением уважительно, объясняя гражданам их права и обязанности, выслушивая запросы.
Например, вводятся стандарты в полиции "вежливость и законность", по которым оценивается каждый полицейский при общении с людьми.
Существенное внимание будет уделяться повышению квалификации судей, следователей, дознавателей – им необходимо тонко разбираться в нормах права и действовать строго в рамках процедуры, чтобы исключить судебные ошибки и произвол.
Отдельный акцент – обеспечение гласности: продолжатся практика онлайн-трансляций отдельных судебных процессов, публикации судебных актов, работы фронт-офисов полиции и прокуратуры для приема граждан.
Все это призвано укрепить авторитет государственных институтов как справедливых и законопослушных.
В конечном итоге государственные служащие, сотрудники правоохранительных и специальных государственных органов, должны отвечать высоким требованиям безупречного поведения и профессионализма, становясь в глазах населения носителями идеологии закона и порядка.
Перечисленные методы адресно воздействуют на разные сегменты общества, создавая везде – от школы до рабочего кабинета чиновника – единое пространство ценностей законности.
Ключевой подход – параллельное и последовательное применение этих инструментов, чтобы они подкрепляли друг друга.
Например, просвещенная молодежь, придя на государственную службу или в бизнес, понесет с собой привитые ценности.
Добропорядочные чиновники улучшат предоставление услуг гражданам, вызывая больше доверия, а законопослушный бизнес будет требовать равных условий, поддерживая антикоррупционные меры.
Таким образом, сложится самовоспроизводящаяся культура уважения к закону, когда новые члены общества автоматически перенимают закрепившиеся нормы поведения.
Анализ показал, что укрепление правовой культуры – сложный многогранный процесс, требующий согласованных действий на разных уровнях.
Государственные программы задают стратегическое направление, создают инфраструктуру (законы, учреждения, финансирование) для правового просвещения.
Организации образования формируют основы правосознания с детства, давая знания и ценности, которые затем подкрепляются практикой.
Средства массовой информации и социальные сети масштабируют распространение правовых знаний, делая их частью повседневной жизни миллионов людей.
В то же время эффективность мер варьируется: одни инициативы достигают широкой аудитории и меняют ситуацию другие имеют локальный или краткосрочный эффект. Очевидно, что повышение правосознания – это марафон, а не спринт. Требуются устойчивое финансирование просветительских программ, обновление методов подачи информации, адаптация к новым условиям (например, правовое просвещение в цифровой среде), а главное – политическая воля поддерживать культ законности. Кроме того, важен обратный контроль: регулярное измерение уровня правовой грамотности населения, изучение обратной связи от граждан о том, какие знания им еще необходимы.
Подводя итог, можно констатировать, что предпринимаемые меры в целом верны. За последние годы сформирована база для правового просвещения: "снизу вверх" (инициативы гражданского общества) и "сверху вниз" (государственные программы и образование).
В обществе назрел запрос на знание своих прав и механизмов их защиты, и государству с обществом важно вместе удовлетворить этот запрос. Укрепление правовой культуры – залог того, что нормы закона будут реально действовать, ведь информированный и сознательный гражданин не только сам соблюдает закон, но и ожидает того же от окружающих и властей.
Таким образом, высокое правосознание населения служит фундаментом для развития демократического, справедливого и благополучного государства.
Великий аль-Фараби говорил, что "Знания, данные без воспитания, – злейший враг человечества".
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты.
Направление 1. Степень открытости (доступности) органов власти.
Повышение степени открытости (доступности) государственных органов: 2025 г. – 83 балла, 2026 г. – 84 балла, 2027 г. – 85 баллов, 2028 г. – 86 баллов, 2029 г. – 87 баллов, 2030 г. – 88 баллов.
Направление 2. Состояние преступности.
Снижение уровня преступности на 10 тыс. населения: 2025 г. – 4 %, 2026 г. – 6 %, 2027 г. – 8 %, 2028 г. – 10 %, 2029 г. – 12 %, 2030 г. – 14 %.
Направление 3. Верховенство права.
Целевой показатель индекса верховенства права: 2025 г. – 0,56, 2026 г. – 0,57, 2027 г. – 0,58, 2028 г. – 0,59, 2029 г. – 0,60.
Направление 4. Развитие цифровых решений по продвижению в обществе идеологии закона и порядка.
Повышение удовлетворенности граждан качеством и скоростью услуг.
2025 г. – 22 место, 2026 г. – 20 место, 2027 г. – 18 место, 2028 г. – 16 место, 2029 г. – 14 место, 2030 г. – 12 место в рейтинге в списке стран с очень высоким индексом развития электронного правительства (EGDI).
Направление 5. Профилактика правонарушений и создание безопасной среды для граждан.
Доля людей, чувствующих себя в полной безопасности, 2025 г. – 65 %, 2026 г. – 66 %, 2027 г. – 67 %, 2028 г. – 68 %, 2029 г. – 69 %, 2030 г. – 70 %.
В таблице приведены ключевые показатели с базовыми значениями и целевыми ориентирами на пятилетний период:
Индикатор KPI | Базовое значение | Целевое значение (2030 г.) | Примечание (Источник) | ||||
2025 г. | 2026 г. | 2027 г. | 2028 г. | 2029 г. | |||
Повышение степени открытости (доступности) государственных органов | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 баллов | "Об утверждении Методики операционной оценки взаимодействия государственного органа с физическими и юридическими лицами" (Совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 19 апреля 2021 года № 66, МЦРИАП РК от 19 апреля 2021 года № 138/НҚ, Председателя КПСиСУ ГП РК от 20 апреля 2021 года № 4 и Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 20 апреля 2021 года № 133.) |
Снижение уровня преступности на 10 тыс. населения | 4 % | 6 % | 8 % | 10 % | 12 % | на 14 % | Статистика Генеральной прокуратуры |
Целевой показатель индекса верховенства права | 0,56 | 0,57 | 0,58 | 0,59 | 0,60 | - | Всемирный проект правосудия (WJP) |
Повышение удовлетворенности граждан качеством и скоростью услуг | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 место в рейтинге списка стран | Индекс развития электронного правительства (EGDI) |
Доля людей, чувствующих себя в полной безопасности (вполне безопасно) | 61,2 % | 62,4 % | 63,6 % | 64,8 % | 66 % | Статистика Генеральной прокуратуры | "Об утверждении Методики по проведению выборочного обследования уровня доверия населения к правоохранительным органам и судебной системе" (утвержден приказом Председателя Комитета по статистике МНЭ РК от 10 декабря 2019 года № 13) |
В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие ожидаемые результаты:
1. Уважение к нормам и правилам – каждый осознает важность соблюдения установленных норм и стандартов, что способствует стабильности и порядку в коллективе или обществе в целом.
2. Укрепление доверия граждан к государственным органам – благодаря прозрачности в принятии решений и доступности информации граждане будут более уверены в действиях власти, что улучшит отношения между государством и обществом.
3. Стимулирование гражданской активности – доступность информации и открытость органов власти побуждают граждан более активно участвовать в общественных процессах и выражать свое мнение, что улучшает демократичность и общественный контроль.
4. Укрепление общественного порядка и безопасности – снижение уровня преступности создает более безопасную среду для проживания граждан, что способствует улучшению качества жизни и снижению чувства страха среди населения.
5. Повышение доверия к правоохранительным органам – эффективная борьба с преступностью и профилактика преступных деяний укрепляют доверие граждан к правоохранительным органам, что способствует улучшению взаимодействия между полицией и обществом.
6. Повышение международного авторитета – страны с высоким рейтингом индекса верховенства права (WJP) пользуются большим уважением на международной арене, что улучшает их дипломатические и экономические отношения с другими государствами.
Финансирование мероприятий Концепции будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском и местном бюджетах.
Примечание: расшифровка аббревиатур:
США – Соединенные Штаты Америки
ОАЭ – Объединенные Арабские Эмираты
ЕС – Европейский союз
ООН – Организация Объединенных Наций
СМИ – средства массовой информации
ОВД – органы внутренних дел
НИИ – научно-исследовательские институты
ДТП – дорожно-транспортное происшествие
НПО – неправительственные организации
НКО – некоммерческие организации
МВД РК – Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МНЭ РК – Министерство национальной экономики Республики Казахстан
КПСиСУ ГП РК – Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
ЕРДР – Единый реестр досудебных расследований
KPI – Key Performance Indicators
WJP – World Justice Project
PR – Public relations
UNODC – United Nations Office on Drugs and Crime
ICAC – International Cotton Advisory Committee
_____________________________________
Приложение к Концепции по продвижению в обществе идеологии |
|
закона и порядка на 2025 – 2030 годы |
План действий
по реализации Концепции по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 – 2030 годы
№ п/п | Наименование реформ/ основных мероприятий | Форма завершения | Срок завершения | Ответственные исполнители | Объем финансирования | Источник финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Направление 1. Степень открытости (доступности) органов власти | ||||||
1. | Повышение эффективности сервисной модели деятельности государственных и правоохранительных органов с акцентом на профилактику правонарушений и службу населению | аналитическая записка |
ежегодно | МВД | не требуется | – |
2. | Внедрение новых инструментов сотрудничества (разработка методических рекомендаций и т.д.) государства и общества, направленных на формирование культуры открытости государственных органов и укрепления их потенциала | итоги социологических опросов граждан | раз в год (декабрь) | МКИ | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
3. | Развитие функционала электронного правительства открытых данных e.Gov | увеличение числа и актуальности данных | май 2026 года | МЦРИАП | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
4. | Проведение общественного мониторинга закупок (участие общества в контроле, особенно в строительных проектах) | информация в МВД | 1-ое полугодие 2026 года | МФ, АПК (по согласованию) | не требуется | – |
5. | Проведение республиканской олимпиады по предмету "Основы бизнеса и предпринимательства" (финансовой грамотности) для 9-11 классов | размещение итогов на официальных ресурсах | Май 2026 года | МП, АФМ (по согласованию) | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
6. | Создание единой цифровой платформы благотворительности с целью обеспечения прозрачности сбора добровольных пожертвований и (или) благотворительной помощи, а также исключения противоправных действий при использовании собранных средств | создание сайта | 1-ое полугодие 2026 года | МКИ, МЦРИАП, АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию) | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
7. | Реформа кадровой политики, подготовка сотрудников полиции с проведением курсов повышения квалификации, учебно-методических сборов, укрепление принципа меритократии, развитие "soft skills" и др., а также модернизация материально-технического оснащения | пересмотр системы отбора и продвижения кадров | 2 полугодие 2028 года | МВД | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
Направление 2. Состояние преступности | ||||||
8. | Расширение функций онлайн платформ и интеграция с единым номером 102 и ЕКЦ 1414 для анонимного или конфиденциального сообщения гражданами о правонарушениях и преступлениях | акт ввода в эксплуатацию IT платформы | 1-ое полугодие 2026 года | МВД, МЦРИАП | не требуется | – |
9. | Расширение функций Ситуационно – Аналитического центра МВД с помощью искусственного интеллекта для обработки больших данных: видеопотоки с камер (распознавание лиц и номеров), социальные сети (мониторинг угроз), криминальную статистику (прогнозирование очагов преступности); оснащение оперативных служб программами для автоматического сопоставления улик и поддержки принятия решений следователями, а также обучение следователей работе с ИИ инструментами, новым тактикам расследования (профайлинг, методики допроса, цифровая криминалистика) | приказ МВД | Март 2026 года | МВД, МЦРИАП | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
10. | Организация совместной борьбы с транснациональной преступностью и обмен информацией (актуализация соглашений и протоколов обмена данными с соседними государствами и международными организациями, проведение совместных мероприятия с зарубежными правоохранительными органами) | аналитическая записка | ежегодно (сентябрь) | МВД, АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию) | не требуется | – |
11. |
Проработка вопроса наделения в пределах компетенции органов государственных доходов (подразделения, осуществляющие таможенный и экспортный контроль) правоохранительными функциями, включая оперативно-розыскную деятельность, деятельность кинологической службы, применение специальных средств, по пресечению незаконного перемещения психотропных веществ, наркотических средств | направление предложения в Администрацию Президента Республики Казахстан | 1 квартал 2026 года | МФ, АФМ (по согласованию) | не требуется | – |
Направление 3. Верховенство права | ||||||
12. | Проработка вопроса по созданию Национального межведомственного "Таргетинг центра" по контролю за оборотом прекурсоров и синтетических наркотиков (по опыту США и Литвы) | информация в МВД | Январь 2026 года | ГП (по согласованию), АФМ (по согласованию), МВД | не требуется | – |
13. | Поощрение граждан, принимающих активное участие в формировании правовой культуры общества, в том числе сообщающих о любых нарушениях закона или этических норм | определение кандидатур награждение | ежегодно | МИО, МВД | за счет и в пределах предусмотренных средств | МБ |
14. |
Организация регулярных интервью представителями правоохранительных органов в рамках продвижения принципов "Закон и Порядок" | интервью на телеканалах 24kz, Atameken business, Jibek joly, Хабар и др. | не менее 1-го выхода в СМИ в месяц | МВД, ГП (по согласованию), АПК (по согласованию), АФМ (по согласованию) | не требуется | – |
15. |
Выпуск телепрограммы "Stop коррупция" и "Жемқорлықты жеңеміз" о борьбе с коррупцией | информация в МВД | 2026 год | МКИ, АПК (по согласованию) | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
16. | Разработка методических рекомендаций по оказанию помощи несовершеннолетним при нарушении их прав и законных интересов | методические рекомендации | декабрь 2025 года | УПР (по согласованию), МП, МЗ, МТСЗН, МВД, МКИ, ГП (по согласованию) | не требуется | – |
17. | Разработка справочника "Безопасность в школе: что нужно знать каждому?" с включением в него актуальных вопросов по защите прав детей | информация в МВД | декабрь 2025 года | УПР (по согласованию), МП | не требуется | – |
18. | Принятие мер по повышению уровня правового сознания и культуры граждан, особенно в сельских местностях, где доступ к юридической информации ограничен (к примеру, расширение кабинетов права | информация в МВД | Ежегодно до 15 февраля, следующего за отчетным годом | Ю, МИО | не требуется | – |
19. | Организация и проведение акций по бесплатному юридическому консультированию граждан (выездные приемы в селах, дни правовой помощи и др.) | акций, мероприятия | постоянно | МЮ, МВД, АПК (по согласованию), МКИ, МИО | не требуется | – |
20. | Проведение в организациях образования республики в рамках Программы "Біртұтас тәрбие" Уроков безопасности | информация в МВД | постоянно | МП, МИО | не требуется | – |
21. |
Проведение анкетирования среди населения в целях выявления уровня правовой информированности граждан и их удовлетворенности праворазъяснительной работой, осуществляемой государственными органами: | итоги анкетирования и выработка предложений по совершенствованию методов праворазъяснительной работы | ежегодно | МЮ, МЦРИАП | не требуется | – |
22. | Проведение прямых эфиров в популярных социальных сетях для разъяснения действующего законодательства, принимаемых нормативных правовых актов и оказания юридической помощи гражданам, с привлечением представителей государственных органов, экспертов и т.д. | прямые эфиры | ежеквартально | МЮ, МКИ | не требуется | – |
23. | Проведение в организациях образования внеклассной работы по правовому воспитанию обучающихся 1-11 классов и студентов колледжей с использованием различных форм проведения мероприятий (конкурсы эссе, дебаты, олимпиады, деловые игры, лекции, беседы, обсуждение фильмов, создание клубов/кружков "Юный юрист" и др.) | информация в МВД | постоянно | МП, МИО | не требуется | – |
24. | Проведение республиканского месячника правовой грамотности "Құқықтық мәдениет" | информация в МВД | раз в год (апрель) | МП, МИО | не требуется | – |
25. | Разработка minor-программ по методике правового воспитания | информация в МВД | 4 квартал 2026 года | МНВО, ОВПО | не требуется | – |
26. |
Создание при поддержке местных органов власти юношеских правовых клубов и "школ правовых знаний" на базе Дворцов школьников, молодежных центров для старшеклассников и студентов для получения в неформальной обстановке дополнительных знаний о законах и практических навыков (к примеру, моделируя судебные процессы, участвуя | аналитическая записка | июль 2026 года | МВД, МИО | не требуется | – |
27. | Внесение изменений в учебную программу общеобязательного предмета "Основы права" в части практического применения знаний обучающимися, формирования практических навыков и использование норм права при решении жизненных ситуации, воспитания ценностей справедливости, равенства и уважения к достоинству каждого гражданина и на разъяснение принципов неотвратимости ответственности, (включение в образовательный материал доступного разъяснения Конституции страны, популяризации правозащитных институтов (Конституционного суда, Уполномоченных по правам человека и др.), разъяснение видов ответственности за распрастранение правонарушения) с привлечением лучших экспертов права и педагогики | приказ МП | сентябрь 2026 года | МП | не требуется | – |
28. | Внедрение для студентов практики правового просвещения | информация в МВД | 2026 – 2027 годы | МНВО, МЮ, ГП (по согласованию) | не требуется | – |
29. |
Проработка вопроса о расширении практики создания юридических клиник при ВУЗах, в рамках которых граждане могут получить бесплатную юридическую консультацию и практическую помощь: | информация в МВД | Декабрь 2025 года | МНВО, МЮ | не требуется | – |
30. | Включение в инженерные, медицинские, экономические образовательные программы тем, посвященных нормативному регулированию профессиональной деятельности | обновление образовательных программ в реестре | август 2026 года | МНВО, МЮ | не требуется | – |
31. | Включение вопросов на знание основ конституционного строя и законодательства в единое национальное тестирование | информация в МВД | Сентябрь 2026 года | МНВО | не требуется | – |
32. |
Внедрение практики | информация в МВД | 3 квартал 2026 года | МНВО | не требуется | – |
33. | Проведение "Дней бесплатной юридической помощи" для повышения правовой грамотности сельского населения и оказания им консультативной помощи по правовым вопросам | проведение мероприятий, консультаций | ежемесячно | МЮ | не требуется | – |
34. |
Внедрение "проактивного" формата разъяснения принимаемых НПА путем: | информация в МВД | декабрь 2026 года | МЮ, ЦГО, МИО | не требуется | – |
Направление 4. Развитие цифровых решений по продвижению в обществе идеологии закона и порядка | ||||||
35. | Дальнейшая цифровизация административного, уголовного процесса и системы исполнения наказаний (расширение функционала ЕРАП, развитие электронных браслетов слежения, цифровой учет осужденных и др.) | перевод в электронный формат |
октябрь | МВД, МЦРИАП, ГП (по согласованию) | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
36. | Внедрение современных цифровых сервисов "е-правопорядка" для граждан (онлайн подача заявлений, мобильные приложения полиции, расширение перечня электронных услуг), а также более эффективное использование имеющихся социальных сетей и мессенджеров (TikTok, Facebook, Instagram), где граждане смогут размещать правонарушения (с хэштэгами) | запуск ключевых сервисов | 2027 года | МВД, МЦРИАП, ГП (по согласованию), МИО | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
37. | Информационно-идеологическое сопровождение мер по вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения | медиа-план | ежегодно |
МТСЗН | не требуется | – |
Направление 5. Профилактика правонарушений и создание безопасной среды для граждан | ||||||
38. | Выработка мер по формированию публичной карты криминогенных рисков для усиления профилактика правонарушений, укрепление принципов нулевой терпимости, а также соблюдения закона и порядка | приказ МВД | 1 полугодие 2026 года |
МВД, ГП | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
39. | Разработка методических рекомендаций по применению статьи 200 Уголовно-процессуального кодекса и статьи 826 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан | методические рекомендации | 2 полугодие 2025 года | МВД, МЮ | не требуется | – |
40. | Повышение финансовой безопасности населения. Доведение до граждан правил финансовой безопасности в социальных сетях через медийных личностей (блогеров-"миллиоников") |
форум | ежегодно | АФМ (по согласованию), МКИ, МФ, МНВО, МЦРИАП, АРРФР (по согласованию), МВД, МИО | не требуется | – |
41. |
Профилактика и предотвращение вовлечения населения в деятельность финансовых пирамид. Разработка и внедрение новых подходов ответственности лиц, вовлекающих граждан в финансовые пирамиды, наряду с организаторами: | внесение изменений в Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" |
июль | АФМ (по согласованию), ГП (по согласованию), АРРФР (по согласованию), МВД, СА (по согласованию) | не требуется | – |
42. | Разработка и внедрение информационной платформы на базе искусственного интеллекта по автоматическому поиску и блокировке противоправного контента в интернете | ИИ по блокировке сайтов ФП |
февраль | МКИ, МЦРИАП | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
43. | Массированная контрпропаганда мошенническим проектам в социальных сетях с освещением проводимой работы об имеющихся рисках и угрозах для граждан путем запуска таргетированной рекламы | запуск таргетированной рекламы |
сентябрь | МКИ, МЦРИАП, АФМ (по согласованию), МВД | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
44. |
Проработка с операторами сотовой связи вопроса ежемесячного | регулярное SMS-оповещение |
июль |
МВД, МЦРИАП, МКИ, АФМ | не требуется (за счет средств операторов сотовой связей) | – |
45. | Размещение и транслирование профилактических материалов (видеоролики, баннеры, информационные памятки и др.) для повышения финансовой безопасности населения в местах массового скопления людей (LED экраны торгово-развлекательные центров, супермаркетов, магазины, рынки, вокзалы, аэропорты, учебные заведения, кинотеатры, театры, ЦОНы и т.д.) | размещение профилактических материалов в местах массового скопления людей | ежегодно (по итогам полугодия) | МИО, МКИ, МВД | за счет и в пределах предусмотренных средств | МБ |
46. |
Вовлечение граждан для обсуждения локальных проблем правопорядка и решения вопросов установки камер видеонаблюдения, дорожных знаков, организации патрулирования и др. | аналитическая записка | ежегодно (ноябрь) | МВД, МИО | не требуется | – |
47. |
Проведение республиканской олимпиады по предмету "Основы права" для | размещение итогов на официальных ресурсах | ежегодно | МП | за счет и в пределах предусмотренных средств |
РБ |
48. | Внедрение передовых цифровых инструментов в работу полиции (запуск проекта "Цифровой полицейский, интеграция баз данных, развертывание автоматизированной системы управления нарядов и ресурсов МВД) | ведомственный приказ |
ежегодно | МВД, МЦРИАП | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
49. |
Разработка программ реинтеграции ранее судимых и бывших осужденных в обществе | внесение изменений в программы занятости и социальной поддержки для учета нужд освобожденных | ежегодно (в зависимости от криминогенной обстановки) | МВД, МЦРИАП, МИО | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ, МБ |
50. | Усиление контроля за лицами, склонными к рецидиву, реформа пробации с введением цифровых инструментов и биометрической регистрацией для мониторинга повседневной жизни поднадзорных лиц | пересмотр законодательства о пробации | 2026 – 2027 годы | МВД, МЦРИАП, МИО | не требуется | – |
51. | Проведение общественных акции, челленджей, молодежных мероприятий, флешмобов, общественных дискуссии с участием экспертного сообщества посвященных разъяснению идеи "Закон и Порядок" | информация в МВД | ежегодно | МКИ, ЦГО, МИО | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ, МБ |
52. | Реализация республиканского медиа-плана по продвижению "Закон и порядок" в традиционных СМИ и новых медиа | медиа-план | утверждение на ежеквартальной основе | МВД, МКИ, государственные органы | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
53. | Проведение работы по брендированию идеологемы "Закон и порядок" | брендбук |
май | МВД | за счет и в пределах предусмотренных средств | РБ |
54. | Привлечение представителей эстрады и кино, популярных исполнителей в целях создания креативной медиа-продукции для продвижения ключевых месседжей по формированию правовой культуры | информация в МВД | 2026 – 2027 годы | МКИ | не требуется | – |
55. | Введение административной ответственности за продажу энергетических напитков лицам, не достигшим 21 года |
внесение изменений | 2025 – 2026 годы | МЗ, МВД, МЮ, МНЭ | не требуется | – |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МЮ – Министерство юстиции Республики Казахстан
ЕРАП – единый реестр административных правонарушений
ГП – Генеральная прокуратура Республики Казахстан
УПР – Уполномоченный по правам ребенка
ЕКЦ – единый контакт-центр
СМИ – средства массовой информации
МНВО – Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
МЗ – Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МТСЗН – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
МИО – местные исполнительные органы
МБ – местный бюджет
ВУЗ – высшее учебное заведение
ИИ – искусственный интеллект
ОВПО – организации высшего и послевузового образования
АФМ – Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
МФ – Министерство финансов Республики Казахстан
АРРФР – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
ФП – финансовые пирамиды
МКИ – Министерство культуры и информации Республики Казахстан
МП – Министерство просвещения Республики Казахстан
ЦГО – центральные государственные органы
РБ – республиканский бюджет
СА – Судебная Администрации Республики Казахстан
АПК – Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции
МНЭ – Министерство национальной экономики Республики Казахстан
ЦОН – центр обслуживания населения
МЦРИАП – Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
МВД – Министерство внутренних дел Республики Казахстан
SMS – Short message service
IT – Information technology
_____________________________________