В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 октября 1995 г. N 2541 U952541_ "О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Комитете финансово-валютного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан.
2. Установить, что Комитет финансово-валютного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан и непосредственно подчиненные ему управления в областях и городе Алматы, отделения в районах и городах областного подчинения составляют единую систему финансово-валютного контроля и содержатся за счет республиканского бюджета.
3. Признать утратившими силу:
постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 октября 1994 г. N 1124 "Об утверждении Положения о Государственном комитете финансового контроля Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1994 г., N 42, ст. 457);
пункт 12 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по вопросам налогообложения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 августа 1995 г. N 1069 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан по вопросам налогообложения" (САПП Республики Казахстан, 1995 г., N 27, ст. 320);
постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. N 1207 "Об организации валютного контроля в республике" (САПП Республики Казахстан, 1995 г., N 29, ст. 358).
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 июня 1996 г. N 753
П О Л О Ж Е Н И Е
о Комитете финансово-валютного контроля
при Министерстве финансов Республики Казахстан
I. Общие положения
1. Комитет финансово-валютного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан (далее - Комитет) является специальным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим контроль за исполнением бюджета всех уровней, целевым и эффективным использованием государственной собственности, материальных и финансовых ресурсов государства, включая бюджетные, кредитные и валютные средства, в том числе иностранные займы и инвестиции, привлеченные под гарантии государства.
2. В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, постановлениями Парламента, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, а также приказами и указаниями Министерства финансов Республики Казахстан и настоящим Положением.
3. Комитет является центральным органом в системе подчиненных ему управлений в областях, городе Алматы и отделений в районах и городах областного подчинения, автономно осуществляет специальные исполнительные и межведомственные контрольные функции.
Территориальные органы Комитета координируют свою деятельность с местными исполнительными органами, периодически информируют их о результатах проводимых ревизий и проверок, вносят предложения, направленные на устранение и предотвращение нарушений законности в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и иных юридических лиц фактов растрат, хищений и недостач денежных средств, материальных ценностей и другого имущества, злоупотребление служебным положением должностными лицами и коррупции.
Подразделения Комитета свою работу проводят во взаимодействии с правоохранительными, налоговыми и другими контролирующими органами, согласовывая с ними планы проведения ревизий и проверок финансовой деятельности предприятий, организаций и иных юридических лиц, в целях недопущения параллелизма и дублирования в контрольно-ревизионной работе.
4. Поступающие на государственную службу в органы Комитета лица должны иметь высшее экономическое либо соответствующее среднеспециальное образование при стаже работы по специальности не менее 3 лет, а также пройти специальную проверку и конкурсный отбор. Служащие органов Комитета проходят аттестацию в порядке и в сроки, установленные Министерством финансов Республики Казахстан, но не реже одного раза в три года.
II. Задачи и функции Комитета финансово-валютного
контроля Республики Казахстан
5. Главными задачами Комитета являются:
организация и проведение в соответствии с утверждаемым Министром финансов Республики Казахстан Планом работ Комитета по осуществлению финансово-валютного контроля, так и по поручениям вышестоящих органов, оперативного финансово-валютного контроля (ревизии, проверки) по отдельным разделам и статьям республиканского и местных бюджетов, за финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельностью министерств, государственных комитетов и иных центральных, а также местных исполнительных органов, государственных предприятий, учреждений и организаций, содержащихся за счет бюджетных средств, за целевым и эффективным использованием государственных инвестиционных и кредитных ресурсов, иностранных займов и кредитов под гарантии государства;
проведение в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством проверок и ревизий по поручению Правительства Республики Казахстан, акимов, письмам, заявлениям и жалобам граждан по фактам нарушений на государственных предприятиях, в организациях, учреждениях;
проведение проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и учреждении по представлениям органов ГСК, КНБ и прокуратуры, вынесенным на основании возбужденных уголовных дел;
разработка на основе обобщения материалов ревизий и проверок предложений по рациональному использованию государственных средств и ресурсов, включая иностранную валюту, улучшению платежной дисциплины, расчетов с бюджетом и государственными фондами, совершенствованию контроля с целью предотвращения хищений, недостач и растрат, а также фактов неэффективного использования финансовых средств и имущества на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях и привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной, материальной и административной ответственности.
6. В целях реализации поставленных задач на Комитет и его местные органы возлагаются следующие функции:
проведение в соответствии с Планом работ Комитета ревизии проверок финансово-хозяйственной деятельности министерств, государственных комитетов и иных центральных, а также местных исполнительных органов, государственных предприятий, бюджетных учреждений, сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей в них, тематических проверок по другим финансовым вопросам, касающимся интересов государства, и подготовка на их основе предложений, направленных на обеспечение режима экономии, целевое и эффективное использование государственных средств и ресурсов, включая валютные, их сохранности;
установление контроля за эффективным и целевым использованием кредитов, предоставляемых Республике Казахстан на основе международных договоров и соглашений, а также по гарантиям Республики Казахстан, гуманитарной помощи, выделяемой республике, расходов на заграничные командировки работников министерств, государственных комитетов и иных центральных, а также местных исполнительных органов, государственных предприятий, бюджетных учреждений;
осуществление контроля за внешнеэкономической деятельностью предприятий, организаций и иных юридических лиц в части обеспечения полноты и своевременности поступления валютной выручки и ее использования, ведения учета и отчетности по валютным операциям;
проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, созданных при участии иностранного капитала, в уставном фонде которых имеется государственная собственность Республики Казахстан;
осуществление проверок Целевого использования средств, выделяемых на финансирование посольств и представительств Республики Казахстан за рубежом, с выездом на место;
проведение проверок целевого использования бюджетных средств, выделенных для погашения срочных обращаемых векселей и государственных казначейских обязательств;
осуществление контроля за правильностью начисления дивидендов на государственные пакеты акций и полнотой их перечисления акционерными обществами в доход бюджета;
участие в разработке мер по финансовому оздоровлению и укреплению экономики республики, совершенствованию финансовых взаимоотношений предприятий, организаций и иных юридических лиц с государством, расчетно-кредитного и валютно-финансового механизма;
осуществление совместно с Государственным комитетом Республики Казахстан по управлению государственным имуществом и Государственным комитетом Республики Казахстан по приватизации, а в необходимых случаях самостоятельно, проверок соблюдения установленного порядка и экономических интересов государства при проведении разгосударствления и приватизации государственной собственности;
организация работы подведомственных подразделений, оказание им практической и методологической помощи в проведении контрольной работы, изучение положительного опыта их работы и распространение его среди всех подразделений, а также проведение мероприятий по подготовке и переподготовке кадров.
III. Права Комитета финансово-валютного контроля
Республики Казахстан
7. Комитет и его местные органы при осуществлении возложенных на них задач имеют право:
проверять на ревизуемых объектах документацию нормативного характера: планы, сметы, отчеты, бухгалтерские, банковские и финансовые документы и фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;
беспрепятственно посещать министерства, государственные комитеты и иные центральные, а также местные исполнительные органы, государственные предприятия, бюджетные учреждения и организации, государственные банки и иные государственные кредитно-финансовые учреждения, воинские части и подразделения;
опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия, копии или опись изъятых документов;
требовать и получать от руководителей и других работников проверяемых предприятий, организаций и иных юридических лиц письменные объяснения по сомнительным и неясным вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;
получать по проверяемым объектам по возбужденным уголовным делам от банковских и иных кредитных учреждений необходимые сведения об операциях и состоянии счетов, по возможности привлекать для участия в ревизиях и проверках специалистов других ведомств;
принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых предприятий, организаций и учреждений необходимые меры к устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, порядка ведения бухгалтерского учета и незаконного расходования средств;
давать министерствам, государственным комитетам и иным центральным исполнительным органам, предприятиям, организациям и иным юридическим лицам по материалам ревизий и проверок обязательные для исполнения указания об устранении и предотвращении вскрытых нарушений, возмещении ущерба за счет виновных лиц и привлечении их к ответственности в установленном законом порядке;
направлять в следственные органы материалы ревизий и проверок по выявленным фактам недостач, растрат, хищений и злоупотреблений. Добиваться от последних представления информации о результатах принятых по этим материалам мер либо мотивированного заключения с приложением копий постановлений об отказе в возбуждении или прекращении рассмотрения материалов, решив вопрос о возмещении материального ущерба;
передавать в налоговые службы материалы ревизий по выявленным фактам нарушений налогового законодательства для учета и принятия мер по взысканию в бюджет сокрытых налогов и платежей, включая финансовые и штрафные санкции;
вносить предложение Казначейству при Министерстве финансов Республики Казахстан на производство зачета излишне полученных учреждениями и организациями средств из республиканского бюджета, а налоговым органам - взыскании сумм, выявленных в процессе ревизий и проверок дополнительных платежей;
вступать во взаимодействие с соответствующими иностранными службами для выяснения обоснованности расчетов предприятий, организаций и иных юридических лиц Республики Казахстан с зарубежными партнерами, с оплатой услуг за счет выявленных с их помощью сумм завуалированной либо укрытой выручки или иного причиненного ущерба.
IV. Средства Комитета
финансово-валютного контроля
8. Органы Комитета содержатся за счет средств республиканского бюджета. Лимит общей численности работников и количества служебных легковых автомобилей устанавливаются:
Комитету - Правительством Республики Казахстан, управлениям по областям, городу Алматы, отделениям по районам и городам - Министром финансов Республики Казахстан.
Структура и штатное расписание центрального аппарата Комитета утверждаются Министром финансов Республики Казахстан, а управлениям по областям и г. Алматы - руководителями этих органов в пределах выделенной численности.
9. <*>
Сноска. Пункт 9 - исключен согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 8 апреля 1997 года N 505 P970505_ .
V. Социальная и правовая защита работников Комитета
финансово-валютного контроля
10. В случае гибели работника органов финансово-валютного контроля в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти после увольнения с работы вследствие травмы, заболевания, полученных в период работы в органах финансово-валютного контроля, семье погибшего (умершего) или его иждивенцам (наследникам) выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) по последней занимаемой должности из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
При нанесении работнику органов финансово-валютного контроля тяжких телесных повреждений в связи с осуществлением служебной деятельности, исключающих возможность продолжения дальнейшей работы, выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств республиканского бюджета, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также разница между размерами его месячной зарплаты и пенсии (пожизненно).
При нанесении работнику органов финансово-валютного контроля телесных повреждений средней тяжести в связи с осуществлением служебной деятельности ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных зарплат из средств республиканского бюджета, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
11. По своей функциональной деятельности и обязанностям оперативные работники органов Комитета и его местных подразделений подлежат обязательному страхованию за счет республиканского бюджета. Номенклатура должностей определяется советом Комитета.
VI. Организация работы Комитета финансово-валютного
контроля Республики Казахстан
12. Комитет возглавляет Председатель, назначаемый Правительством Республики Казахстан по представлению Министра финансов Республики Казахстан.
13. Заместители Председателя назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению Председателя Комитета Министром финансов Республики Казахстан по согласованию с Правительством Республики Казахстан.
Начальники управлений Комитета по областям, городу Алматы и их заместители, руководители районных и городских отделений назначаются Министром финансов Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета.
Назначение и увольнение руководителей структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Комитета производится в соответствии с номенклатурой должностей, утверждаемой Министром финансов Республики Казахстан.
14. Председатель Комитета руководит деятельностью Комитета и его местных органов, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между заместителями:
осуществляет в проделах своей компетенции прием, служебное перемещение и увольнение работников центрального аппарата Комитета, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные трудовым законодательством;
разрабатывает и утверждает ведомственные нормативные акты, регламентирующие планирование, осуществление и оформление результатов ревизий и проверок;
издает в пределах компетенции Комитета в соответствии с действующим законодательством приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения всеми службами центрального аппарата и подведомственными органами.
15. Работники центрального аппарата Комитета по условиям материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания, а руководители Комитета и по условиям транспортного обслуживания приравниваются к работникам центрального аппарата Министерства финансов Республики Казахстан.
16. Коллегиальным органом управления Комитета является совет, образуемый в составе Председателя, его заместителей и других руководящих работников центрального аппарата Комитета. Численный и персональный состав коллегиального рабочего органа Комитета утверждается Министром финансов Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета.
Данный орган на своих заседаниях определяет текущие и перспективные задачи Комитета, рассматривает основные вопросы совершенствования методов и повышения эффективности контрольно-ревизионной работы, исполнения принятых решений, подбора, расстановки, переподготовки кадров, обсуждает проекты важнейших приказов, нормативных и методических документов, заслушивает отчеты о работе подразделений Комитета.
Решения коллегиального рабочего органа реализуются приказами Председателя Комитета.
17. Областные и по г. Алматы управления, а также его отделения в городах, областных центрах являются юридическими лицами, обладают обособленным имуществом, имеют текущий и иные счета в банках и печать со своим наименованием на казахском и русском языках и с изображением Государственного герба Республики Казахстан.
Финансирование центрального аппарата Комитета и его территориальных органов осуществляется через централизованную бухгалтерию Министерства финансов Республики Казахстан.
Прием, увольнение работников городских и районных отделений (кроме руководителей), финансирование и учет расходов по их содержанию осуществляется управлениями Комитета по областям и г. Алматы с открытием, при необходимости, в учреждениях обслуживающего банка именных текущих счетов для перевода денежных средств.
VII. Ликвидация и реорганизация Комитета
финансово-валютного контроля
18. Ликвидация и реорганизация Комитета финансово-валютного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан производится в установленном законодательством порядке.