Правительство Республики Казахстан постановляет:
Утвердить Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, подписанное в городе Москве 18 октября 1996 года.
Первый заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан |
Соглашение
между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Российской Федерации
об особенностях правового регулирования
деятельности предприятий, учреждений и организаций
железнодорожного транспорта (Бюллетень международных договоров РК, 2000 г., N 3, ст. 24) (Вступило в силу 23 апреля 1999 года - ж. "Дипломатический курьер", спецвыпуск N 2, сентябрь 2000 года, стр. 174)
Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, в дальнейшем именуемые Сторонами, исходя из:
Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о координации деятельности железнодорожного транспорта от 23 марта 1992 года,
Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 23 марта 1992 года,
B941800_ Договора о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции Республики Казахстан и Российской Федерации и от 28 марта 1994 года,
U952461_ Соглашения о таможенном союзе от 20 января 1995 года,
в целях обеспечения стабильной работы железных дорог Республики Казахстан и Российской Федерации подписали настоящее Соглашение о нижеследующем:
Статья 1
Стороны признают имущество железнодорожного транспорта, входящее в состав железных дорог государства одной Стороны, но расположенное на территории государства другой Стороны, собственностью государства первой Стороны. Перечень участков железных дорог, в отношении имущества которых признается право собственности Республики Казахстан и Российской Федерации приведен в Приложении 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Указанное имущество железнодорожного транспорта признается Сторонами равноценным. При этом оценка рыночной стоимости указанного имущества не проводится и компенсация в связи с переходом права собственности не производятся.
Стороны гарантируют, что указанное имущество железнодорожного транспорта свободно от любых прав третьих лиц.
Для целей настоящего Соглашения под "имуществом железнодорожного транспорта" понимаются предприятия, а также отдельные объекты имущества, расположенные на участках, входящих в состав железных дорог Республики Казахстан и Российской Федерации, обеспечивающие предоставление услуг, в том числе перевозку пассажиров и грузов, иных услуг грузоотправителям и грузополучателям, а также обслуживающие железнодорожников и членов их семей.
Перечни имущества железнодорожного транспорта, указанного в абзаце первом настоящей статьи, составляются и утверждаются компетентными органами, ответственными за реализацию настоящего Соглашения.
Компетентными органами, ответственными за реализацию настоящего Соглашения, являются:
в Республике Казахстан - Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан;
в Российской Федерации - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 23.11.2010 № 355-IV.Статья 2
Вновь построенные объекты железнодорожного транспорта и приобретенное новое движимое имущество являются собственностью того государства, на средства которого они построены или приобретены.
Сноска. Статья 2 с изменением, внесенным Законом РК от 23.11.2010 № 355-IV.Статья 3
На период действия настоящего Соглашения земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), под строения, здания, сооружения, защитные и укрепительные насаждения и иные объекты имущества железнодорожного транспорта (далее именуются - земли железнодорожного транспорта), находятся в аренде у государства той Стороны, в собственности государства которой находится соответствующее имущество железнодорожного транспорта, с правом передачи их в субаренду без согласия собственника земельного участка с уведомлением соответствующего уполномоченного органа в области земельных отношений либо собственника земельного участка.
Арендной платой за земли железнодорожного транспорта государств, переданные по настоящему Соглашению одной Стороной, является встречная передача в аренду земель железнодорожного транспорта другой Стороной. При этом размеры арендной платы за земли железнодорожного транспорта государств обеих Сторон признаются равными.
Сноска. Статья 3 в редакции Закона РК от 23.11.2010 № 355-IV.Статья 4
Земельный налог устанавливается в соответствии с законодательством государства, на территории которого расположены земли железнодорожного транспорта.
Статья 5
Создание, реорганизация и ликвидация находящихся на территории Республики Казахстан предприятий, учреждений и организаций железных дорог Российской Федерации, равно как и находящихся на территории Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций железных дорог Республики Казахстан, производятся в соответствии с законодательством государства, на территории которого они находятся, по согласованию обеих Сторон или уполномоченных ими государственных органов, которые объявляются Сторонами.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций производится в порядке, установленном для железных дорог, в состав которых они входят.
Статья 6
Порядок применения железнодорожных тарифов при перевозках пассажиров и грузов по участкам железных дорог, относящихся к сфере действия настоящего Соглашения, приведен в Приложении N 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 7
Вопросы труда и заработной платы работников предприятий, учреждений и организаций регулируются в соответствии с законодательством государства, в состав железных дорог которого входят эти предприятия, учреждения и организации.
На работников указанных предприятий, учреждений и организаций, а также на ветеранов труда, работавших на этих предприятиях, в учреждениях и организациях, распространяются все социальные льготы и гарантии, установленные для граждан государства, на территории которого они проживают.
Статья 8
На предприятиях, в учреждениях и организациях страховая деятельность может осуществляться в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого они расположены.
Статья 9
Пропуск через границы вооруженных нарядов охранных служб, сопровождающих грузы, нарядов милиции и войсковых нарядов (караулов), сопровождающих пассажирские поезда, грузы и конвоируемых лиц, а также инкассаторов центральных (национальных) банков государств Сторон, сопровождающих специальные грузы, в связи с перевозкой пассажиров и грузов с территории государства одной Стороны на территорию этого же государства, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в пределах одной и той же железной дороги по участкам железных дорог, расположенным на территории государства другой Стороны, осуществляется беспрепятственно по предъявлении документов на оружие, выдаваемых компетентными органами, с предварительным уведомлением соответствующих органов Сторон.
Работники охранных служб, в том числе ведомственной охраны, инкассаторы центральных (национальных) банков государств Сторон, военнослужащие войсковых нарядов (караулов) и сотрудники милиции (полиции), которые находятся при исполнении служебных обязанностей, связанных с сопровождением пассажиров и грузов, имеют право применять табельное оружие в целях защиты пассажиров и железнодорожного персонала, обеспечения сохранности перевозимых грузов и их защиты от преступных посягательств, пресечения побега конвоируемых лиц и самообороны в соответствии с законодательством государства, по территории которого следуют поезда.
Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законом РК от 23.11.2010 № 355-IV.Статья 9-1
Пограничный контроль перемещения товаров (расходуемых материалов, запасных частей, инструментов, инвентаря, специальных машин и механизмов) и транспортных средств, следующих из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации и из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан для обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожных участков, подвижного состава, ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера осуществляются в упрощенном порядке без представления лицензий, разрешения на ввоз или вывоз и других разрешений уполномоченных государственных органов (если ограничения ввоза и вывоза носят экономический характер), а также без взимания пошлин и налогов.
Использованные для ремонта, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожных участков, подвижного состава, ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций, но не израсходованные в указанных целях товары (материалы, запасные части, инструменты, инвентарь, специальные машины и механизмы), а также транспортные средства по завершении указанных работ должны быть возвращены на территорию того государства, из которого они были вывезены. Остатки, образовавшиеся в результате ремонта инфраструктуры железнодорожных участков и подвижного состава (имущество, материалы, снятые с ремонтируемых объектов, в том числе рельсо-шпальная решетка), должны быть перемещены на территорию того государства, в состав железных дорог которого входит данный участок.
Въезд лиц из числа персонала, занятого на работах по ремонту пути, иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава и по устранению иных препятствий для железнодорожного сообщения, для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на участках железных дорог государства одной Стороны, расположенных на территории государства другой Стороны, на территорию государства этой другой Стороны осуществляется в безвизовом режиме при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
Перечень лиц, входящих в состав указанного персонала и пользующихся режимом безвизового въезда, определяется на основании списков, составляемых организациями железнодорожного транспорта, эксплуатирующими соответствующие участки железных дорог.
Форма и содержание списков, порядок их согласования с уполномоченными органами государства другой Стороны, а также перечень категорий таких работников и условия их пребывания на территории государства другой Стороны устанавливаются уполномоченными органами Сторон.
Сноска. Соглашение дополнено статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 23.11.2010 № 355-IV; с изменением, внесенным Законом РК от 13.06.2017 № 71-VI.Статья 9-2
Охранная деятельность по защите железнодорожных объектов, а также перевозимых грузов на участках железных дорог, указанных в приложении 1 к настоящему Соглашению, осуществляется подразделениями охранной службы по выбору той Стороны, в состав железных дорог государства которой входит соответствующий участок или объект.
Охранные службы государства одной Стороны, выбранные этой Стороной для охраны железнодорожных объектов, вправе получать лицензию на охранную деятельность и осуществлять ее на территории государства другой Стороны в соответствии с законодательством этой Стороны, в том числе с правом найма граждан государств обеих Сторон.
Сноска. Соглашение дополнено статьей 9-2 в соответствии с Законом РК от 23.11.2010 № 355-IV.Статья 9-3
Открытие и закрытие станций на участках, которые входят в состав российских железных дорог, расположенных на территории Республики Казахстан, имущество которых является собственностью Российской Федерации, а также примыкание железнодорожных путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей Российской Федерации и расположенной на территории Республики Казахстан, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Открытие и закрытие станций на участках, которые входят в состав казахстанских железных дорог, расположенных на территории Российской Федерации, имущество которых является собственностью Республики Казахстан, а также примыкание железнодорожных путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей Республике Казахстан и расположенной на территории Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Соглашение дополнено статьей 9-3 в соответствии с Законом РК от 13.06.2017 № 71-VI.Статья 9-4
Пропуск через государственную границу пассажирских и грузовых поездов, следующих транзитом с территории Республики Казахстан через территорию Российской Федерации назначением в Республику Казахстан без остановки на территории Российской Федерации, а равно пассажирских и грузовых поездов, следующих транзитом с территории Российской Федерации через территорию Республики Казахстан назначением в Российскую Федерацию без остановки на территории Республики Казахстан, осуществляется без проведения контрольных процедур, в том числе без осуществления пограничного контроля.
В случае остановки пассажирского или грузового поезда, следующего транзитом, пограничный и иные виды контроля осуществляются только в отношении входящих и (или) выходящих лиц.
Сноска. Соглашение дополнено статьей 9-4 в соответствии с Законом РК от 13.06.2017 № 71-VI.Статья 9-5
Приграничные субъекты государств Сторон (в Республике Казахстан - местные исполнительные органы Республики Казахстан, в Российской Федерации - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) для организации перевозок пассажиров по участкам железных дорог Республики Казахстан, расположенным на территории Российской Федерации, и участкам железных дорог Российской Федерации, расположенным на территории Республики Казахстан, с учетом условий, действующих на железных дорогах Сторон, разрабатывают и утверждают:
правила проведения конкурса по определению перевозчиков, осуществляющих железнодорожные пассажирские перевозки, расходы которых подлежат субсидированию за счет бюджетов соответствующих приграничных субъектов государств Сторон;
правила субсидирования расходов перевозчиков, связанных с осуществлением железнодорожных пассажирских перевозок;
методику определения объемов субсидирования расходов перевозчиков, связанных с осуществлением железнодорожных пассажирских перевозок.
Сноска. Соглашение дополнено статьей 9-5 в соответствии с Законом РК от 13.06.2017 № 71-VI.Статья 10
Разногласия и споры между Сторонами по вопросам, относящимся к сфере действия настоящего Соглашения, будут решаться путем двусторонних переговоров.
Статья 11
Настоящее Соглашение может быть изменено или дополнено по взаимному согласию Сторон.
Статья 12
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего уведомления Сторон о выполнении ими необходимых для этого внутригосударственных процедур и действует до истечения шести месяцев с даты письменного уведомления одной из Сторон о своем намерении прекратить его действие.
Совершено в городе Москве 18 октября 1996 года в двух экземплярах, каждый на казахском и русском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. В случае возникновения расхождений в толковании настоящего Соглашения, текст на русском языке будет иметь преимущества.
За Правительство |
За Правительство |
Перечень участков железных дорог, в отношении имущества которых признается право собственности Республики Казахстан и Российской Федерации
Сноска. Приложение 1 в редакции Закона РК от 23.11.2010 № 355-IV.
А. Участки, входящие в состав Российских железных дорог, расположенные на территории Республики Казахстан, имущество которых является собственностью Российской Федерации:
Приволжская железная дорога
Государственная граница - разъезд Молодость - государственная граница
(линия Верхний Баскунчак - Урбах)
Государственная граница - станция Джаныбек - государственная граница
(линия Верхний Баскунчак - Урбах)
Южно-Уральская железная дорога
Государственная граница - остановочный пункт Исян - остановочный пункт Еманкино - государственная граница
(линия Карталы - Золотая Сопка)
Государственная граница - остановочный пункт Орленок - станция Петропавловск включительно - станция Кара-Гуга - государственная граница
(линия Курган - Петропавловск)
Государственная граница - станция Союзная - государственная граница
(линия Разведка - Рудный Клад)
Западно-Сибирская железная дорога
Государственная граница - обгонный пункт Урлютюб - обгонный пункт Кызылтуз - государственная граница (линия Иртышское - Карасук)
Б. Участки, входящие в состав Казахстанских железных дорог, расположенные на территории Российской Федерации, имущество которых является собственностью Республики Казахстан:
Государственная граница - разъезд Уютный - разъезд Кос-Арал - государственная граница
(линия Озинки - Илецк - Кандыагаш)
Государственная граница - станция Локоть
(линия Локоть - Семипалатинск)
Станция Локоть - станция Третьяково - государственная граница
(линия Локоть - Защита)
Порядок применения железнодорожных тарифов при перевозках пассажиров и грузов по участкам железных дорог, относящимся к сфере действия настоящего Соглашения
При перевозке пассажиров и грузов из Российской Федерации в Российскую Федерацию и из Республики Казахстан в Республику Казахстан в транзитном сообщении по участкам железных дорог, указанным в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, применяются тарифы, действующие на железной дороге, в состав которой входят эти участки.
При перевозке пассажиров и грузов из Российской Федерации назначением на станции российских железных дорог, находящиеся на территории Республики Казахстан, и в обратном направлении, а также со станций казахстанских железных дорог, расположенных на территории Российской Федерации, на станции железных дорог Российской Федерации, и в обратном направлении применяются тарифы, действующие на железных дорогах Российской Федерации.
При перевозке пассажиров и грузов из Республики Казахстан назначением на станции казахстанских железных дорог, находящиеся на территории Российской Федерации, и в обратном направлении, а также со станций российских железных дорог, расположенных на территории Республики Казахстан, на станции железных дорог Республики Казахстан, и в обратном направлении применяются тарифы, действующие на железных дорогах Республики Казахстан.
Валюта, в которой осуществляются платежи за указанные перевозки, устанавливается в соответствии с правилами, действующими в государствах Сторон.
При перевозке пассажиров и грузов в пределах участков железных дорог, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, применяются внутренние тарифы того государства, на территории которого расположены эти участки. Платежи за перевозку в этом случае взимаются в валюте государства, на территории которого выполняется перевозка.
При перевозке пассажиров и грузов в международном сообщении применяются тарифы, установленные в соответствии с действующими международными соглашениями.