Сноска. Постановление Правительства РК от 22 декабря 1997 г. N 1817 утратило силу постановлением Правительства РК от 5 октября 2007 г. N 908 .
В целях осуществления аграрной политики в рамках общегосударственной стратегии, направленной на решение актуальных задач развития сельского хозяйства, связанных с коренным изменением положения в аграрном секторе экономики, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Стратегию развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года и развернутый План мероприятий по реализации Стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года (прилагаются).
2. Руководителям министерств и ведомств обеспечить своевременную и качественную разработку законодательных и нормативных актов, определенных развернутым Планом мероприятий по реализации Стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года.
3. Установить, что:
разработка целевых программ и ежегодных планов социально-экономического развития сельского хозяйства должна исходить из Стратегии развития сельского хозяйства до 2010 года;
два раза в год министерства и ведомства Республики Казахстан, являющиеся ответственными исполнителями, по согласованию с соисполнителями, обеспечивают представление информации в Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, а Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан - в Правительство Республики Казахстан о ходе выполнения развернутого Плана мероприятий по реализации Стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года;
изменения и дополнения к развернутому Плану мероприятий по реализации Стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года, в случае необходимости, вносятся в Правительство Республики Казахстан Агентством по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
4. Выполнение развернутого Плана мероприятий по реализации Стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, а контроль - на Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Приложение 1
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 22 декабря 1997 г. № 1817
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ДО 2010 ГОДА
I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СОСТОЯНИЕ:
Рентабельность
Уровень рентабельности от реализации сельскохозяйственной продукции
--------------------------------------------------------------------------
!Всего %! В том числе
! !-------------------------------------------------
! ! растениеводство ! животноводство
---------------------------------------------------------------------------
1990 г. 46,0 105,4 18,9
--------------------------------------------------------------------------
1991 г. 40,2 87,8 24,9
--------------------------------------------------------------------------
1992 г. 75,8 151,7 -4,9
--------------------------------------------------------------------------
1993 г. -2,2 28,2 -27,7
--------------------------------------------------------------------------
1994 г. -6,7 9,8 -24,5
--------------------------------------------------------------------------
1995 г. -17,9 -2,9 -30,7
--------------------------------------------------------------------------
1996 г. -20,8 -1,9 -43,7
--------------------------------------------------------------------------
Источник: Минсельхоз, Минэкономики
Доля сельского хозяйства в ВВП Казахстана (%)
1990 г. 1996 г.
75% 86%
25% 14%
Диаграмма
Материально-техническое обеспечение
- обеспеченность сельского хозяйства основными видами сельхозмашин
составляет 65-70 %;
- доля машин и оборудования со сроком эксплуатации 5 и выше лет
достигла 93%.
Плодородие почв
- половина пашни (16 млн. га) составляют земли с низким содержанием
фосфора и гумуса;
- за последние 7 лет сократился объем внесения удобрений:
органических - в 10-11 раз, минеральных - 16-17 раз;
- ежегодные потери гумуса в почве (тонн на 1 га.) составляют на
посевах зерновых 0,5-1, на посевах пропашных 1-3;
- для восстановления плодородия потребуется не менее 5 лет.
Массовое нарушение технологий
сельскохозяйственного производства
- потери урожая сельхозкультур из-за вредителей, болезней и сорняков
достигают 30 % от его биологических возможностей;
- возрастает выбытие сельскохозяйственных животных из-за
необеспечения кормами и ветеринарной профилактики.
Самая рисковая зона вложений капитала
Ухудшение положения со сбытом продукции
Ухудшение социальной ситуации на селе:
- бедность;
- безработица;
- преступность;
- образование;
- здравоохранение;
- экология;
- инфраструктура.
- психологический перелом в сознании сельского жителя о необратимости
рыночных преобразований. Ослабление иждивенческих и патерналистских
настроений;
- укореняется положительное отношение к частной собственности;
- укрепляются и развиваются частная собственность и рыночные
отношения;
- село больше не является источником инфляции;
- осуществлены разгосударствление и демонополизация в отрасли;
- сформированы законодательные основы преобразований и развития;
- рост экспорта;
- отсутствие четко выраженной государственной политики. Неадекватное
реагирование государственных структур и системы управления на
изменяющуюся обстановку на селе;
- зигзагообразное осуществление реформ:
- консервация экономических реформ в 1992-1994 годах;
- шоковое проведение рыночных преобразований в 1994-1995 годах;
- замедление экономических преобразований в 1996-1997 годах;
- отсутствие финансового капитала;
- не продвинуты отношения собственности по сравнению с другими
отраслями экономики;
- глубокое бюрократическое и криминальное искажение рыночных и
товарно-денежных отношений в АПК (рисунок № 1);
- традиционный консерватизм и ментальность сельского населения.
Неадекватное ослабление социальной политики на селе;
- слабая адаптация сельского населения к реформам;
- отсутствие надежных рынков сбыта;
- коррупция и взяточничество чиновничества.
Схема
II. ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
- Крупные рынки сбыта
- Прирост населения земного шара составляет 85-90 млн. человек в год. - Мировые потребности к 2005 году увеличатся на:
- 37 млн. тонн пшеницы;
- 37 млн. тонн кормового зерна;
- 48 млн. тонн обрушенного риса. - 80% мировой торговли зерном приходится на развивающиеся страны и ежегодные темпы роста потребления зерна этими странами составляют 2 %; - 1/3 общего импорта пшеницы приходится на страны с высоким уровнем роста населения, не производящими или производящими ее в незначительном количестве; - Развитые страны Азии являются движущими факторами развития мировых рынков продовольствия; - Потребности в импорте со стороны Азии будут удерживать мировые цены на зерно; - Азия предлагает значительно диверсифицированный рынок продовольствия (зерно, мясо и продукты их переработки); - Ожидание экономического роста и роста населения стран СНГ; - Мировые тенденции в росте потребностей на изделия и товары из натурального сырья; - Переход к открытой рыночной торговле и ограничению роли государства в регулировании рыночных отношений (открытость рынков, отмена субсидий и дотаций, упрощение таможенного регулирования).
Рынок зерна
Общие тенденции в развитии продовольственных рынков представляют для Казахстана благоприятные условия для торговли зерновыми, это:
- увеличение потребности ближайших территорий, таких как Китай, Пакистан, Афганистан, Иран;
- возможность закрепления, в силу географических условий, на традиционных рынках сбыта (Азиатские и Закавказские республики СНГ), частично в России, за счет увеличивающегося импорта стран Северной Африки, Дальневосточной и Южной Азии;
- изменение потоков зерна в мировой торговле в сторону Дальневосточной и Юго-Восточной Азии и открытие новых транспортных путей позволяет сориентировать часть экспорта в Ближневосточную Азию, на которую приходится около 25% мирового импорта зерновых;
- диверсификация питания, экономический рост и рост населения
открывают доступ на зерновые рынки сильных и твердых сортов пшеницы, а
также продуктов переработки зерна на их основе;
- потенциальная емкость экспортного рынка зерновых Казахстана - 20-25
млн. тонн в год. Мировая цена на зерновые культуры достаточно высока для
их высокорентабельного производства в Казахстане;
- отрасль имеет достаточные резервы по снижению непроизводительных
затрат.
Рынок мяса
- Казахстан - традиционный поставщик мяса и мясопродуктов в страны
бывшего Советского Союза;
- Рост населения Среднеазиатских республик СНГ;
- Перспективы поставок мяса в страны Исламского мира, прежде всего в
Пакистан, Иран, Турцию и арабские страны;
- Перспективный, потенциально неограниченный рынок потребления
мяса - Китай.
Рынок шерсти
- Европейский рынок - для качественной шерсти Республики;
- Оживление производства в России, Кыргызстане и Украине;
- Увеличение потребности Китая с ростом населения;
- Формирование рынка в странах Ближнего Востока и Среднеазиатских
странах (Пакистан, Иран).
Рынок кожевенного сырья
- Потребности в кожевенном сырье Казахстана по экспорту
удовлетворяются на 50-60%;
- Увеличение рынков потребления со стороны Турции, Китая и России;
- Высококачественное кожсырье в больших объемах - потребности
Западной Европы.
Рынок хлопка
- Мировые запасы хлопка достаточны на ближайшие 2-3 года;
- Увеличение мирового потребления связано с потребностями в товарах
из натурального сырья высокого качества;
- Рынки сбыта обеспечивают производство 240-250 тыс. тонн
хлопка-сырца с дальнейшим его наращиванием до 275-280 тыс. тонн к 2010
году.
- Крупные займы и прямые иностранные инвестиции
- Заинтересованность международных продовольственных организаций
УГРОЗЫ РАЗВИТИЯ
- Отсутствие транспортных путей на потенциальные продовольственные
рынки;
- Закрытость ряда рынков для казахстанского товара;
- Неурегулированность торговых отношений;
- Конкуренция и протекционизм на мировых рынках;
- Низкая покупательская способность традиционных рынков.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
- Богатейшие земельные ресурсы
Сельскохозяйственные угодья всего (млн. га)
220,4 78
Казахстан (на 01.01.97 г.) Канада
В том числе:
Казахстан Канада
!
29,1 (в т.ч. 2,3 187,1 ! 45,9 (в т.ч. 0,8 32
орошаемой) Кормовые угодья ! орошаемой) Кормовые угодья
пашня пашня
Приходится на 100 человек населения (га)
Казахстан Канада
!
176 1121 ! 177 123
пашня кормовые угодья ! пашня кормовые угодья
Тип почв Казахстан Канада
Черноземы приблизительно 35% приблизительно 35%
Каштановые приблизительно 55% приблизительно 60%
По климатическим условиям
сельское хозяйство Казахстана примерно равнозначно Канаде:
- земледелие рискованное
- теплообеспеченность 2500-4500 градусов
за вегетационный период
- количество годовых
осадков:
зерносеющие зоны 150-320 мм
предгорная и горная зона 460-880 мм
Среднегодовое производство млн. тонн (1991-96 гг.)
Казахстан Канада
Пшеница 10,1 25-26
Кормовое зерно 5,5 24-25
- Высокая емкость всех подотраслей сельского хозяйства для достижения
научно-технического прогресса мирового уровня;
- Дешевая и квалифицированная рабочая сила;
- Качество продукции;
- Наличие достаточных мощностей крупных хранилищ и перерабатывающих
предприятий;
- Развитая наука;
- Нарождающийся частный капитал.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
- Незавершенность рыночных преобразований;
- Отсутствие эффективной государственной политики; - Неразвитая материально-техническая база отрасли; - Чиновничество (коррупция и злоупотребления);
- Маркетинговое обеспечение;
- Необеспеченность рабочими местами;
- Защита растений и почв, оздоровление сельхозживотных, экологическая
обстановка;
- Слабая водообеспеченность и недостаточно развитая система орошения;
- Природно-климатические условия.
III. ЦЕЛИ
1. Увеличить валовую продукцию сельского хозяйства к 2010 году в
3-3,2 раза, в том числе:
- на внутренние потребности 30-35%;
- на экспорт 65-70%.
При этом должны быть достигнуты следующие показатели:
- объем производства зерна - 25-27 млн. тонн;
- оптимальные зерновые посевные площади - 16-17 млн. га;
- численность высокопродуктивного стада крупного рогатого скота -
6,5 - 7,0 млн. голов;
- численность овец и коз - 22-25 млн. голов.
2. Снизить уровень бедности и повысить социальную защищенность
сельского населения, содействовать здоровому образу жизни.
В том числе за счет:
- повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
- создания слоя собственников имущества, имеющих доходы от его
использования;
- борьбы с бедностью и обеспечения занятости высвобождающихся
работников путем:
- микрокредитования за счет социального займа МФО;
- создания рабочих мест в сфере развития крупных инженерных
факторов производства;
- регионального и структурного перераспределения избыточной рабочей
силы;
- создания рабочих мест в сфере малой индустрии;
- восстановления и развития сферы коммунального и бытового
обслуживания на селе;
- ликвидации диспропорций при распределении бюджетных ассигнований
в инфраструктуру села и города.
IV. ПРИОРИТЕТЫ
1. Создание реального собственника в аграрном секторе;
2. Создание рыночной инфраструктуры и развитие рыночных отношений;
3. Создание устойчивой финансово-кредитной системы в отрасли;
4. Новая государственная политика и новые сильные структуры
управления в сельском хозяйстве с ограниченной сферой деятельности;
5. Развитие крупных инженерных факторов производства;
6. Привлечение в отрасль прямых зарубежных и отечественных инвестиций;
7. Открытие крупных внешних рынков и новых международных транспортных
коммуникаций;
8. Глубокая переработка сельскохозяйственной продукции.
V. СТРАТЕГИЯ И ЭТАПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Стратегия государства заключается в:
- скорейшем завершении реформ, финансовом оздоровлении отрасли и ее структурной перестройке, привлечении крупных инвестиций для ускоренного экономического роста и повышения экспортного потенциала сельскохозяйственного производства;
- принятии неотложных мер по борьбе с бедностью и повышению занятости
сельского населения.
Стратегия осуществляется тремя этапами.
- Первый этап - подготовительный (ускоренное завершение реформ и
борьба с бедностью) 1998-2000 гг.
- Второй этап - стабилизационный (финансовое оздоровление отрасли, ее
структурная перестройка и создание рабочих мест в других отраслях для
высвобождающейся рабочей силы) 2001-2003 гг.
- Третий этап - устойчивое развитие сельского хозяйства (ускоренный
рост производства и повышение экспортного потенциала) 2004-2010 гг.
1 ЭТАП
Цель: ускоренное завершение реформ
и борьба с бедностью
Приоритеты:
1. завершение процесса приватизации в сельскохозяйственном секторе и
создание реального собственника;
2. создание конкурентной среды в агропромышленном комплексе;
3. содействие образованию всей системы инфраструктуры рыночных
отношений на сельскохозяйственном рынке (новых структур управления и
технологий, профессиональных объединений производителей, переработчиков и
сбытовиков);
4. создание систем информационных услуг и маркетинга;
5. начало создания базы финансовой системы агропромышленного
комплекса;
6. расширение государственных инвестиций в сельскохозяйственную сферу;
7. микрокредитование за счет сельского населения.
2 ЭТАП
Цель: финансовое оздоровление отрасли, ее структурная
перестройка и создание рабочих мест в других отраслях для
высвобождающейся рабочей силы
Приоритеты:
1. финансовая стабилизация сельскохозяйственных предприятий;
2. окончательное становление системы финансового обеспечения
агропромышленного комплекса;
3. окончательное формирование правовых, организационных и
экономических условий для широкого привлечения прямых иностранных
инвестиций в целях создания рабочих мест;
4. усиление роли частного сектора в сельскохозяйственном производстве;
5. завершение формирования информационных и маркетинговых служб для
всей инфраструктуры сельского хозяйства;
6. эффективное освоение займов Правительства;
7. требуемые действия для широкомасштабного выхода аграрного сектора
на внешние рынки.
3 ЭТАП
Цель: ускоренный рост производства и
повышение экспортного потенциала
Приоритеты:
1. открытие потенциально крупных рынков для экспорта продовольствия;
2. разработка мер по стимулированию и увеличению экспорта
сельхозпродукции;
3. решение транспортных проблем перевозки грузов;
4. приватизация отраслей инфраструктуры производства, поддерживаемых
государством.
VI. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
Государство должно:
- выступать равноправным субъектом рынка;
- развивать крупные инженерные факторы производства (обводнение,
ирригация, транспортные и энергетические сети и т.д.);
- развивать и содержать социальную сферу на селе;
- поддерживать конкуренцию, развивать системы информационных услуг и
маркетинга;
- проводить мониторинг сельхозугодий, экологии;
- предупреждать и ликвидировать последствия стихийных бедствий,
эпидемиологических и эпизоотических заболеваний животных и болезней
растений;
- продвигать товары на внешних рынках;
- содействовать ценовому регулированию отрасли.
Государство не должно:
- вмешиваться в хозяйственную деятельность и рыночные отношения
хозяйствующих субъектов;
- осуществлять прямые дотации, субсидии;
- искажать действие рыночных сил;
- создавать новые государственные предприятия там, где эффективнее
работает частный сектор (а наоборот, передавать туда государственную
собственность через приватизацию и концессию).
Для исполнения своей роли, государство направляет на село не менее
12-15% от общей суммы бюджетных ассигнований.
1998 год - сохранить уровень 1997 года.
В том числе: 2,5 млрд. тенге на сокредитование через государственный
фонд поддержки сельского хозяйства на конкурсной основе.
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Предназначение - обеспечивать формирование и проведение политики
устойчивого развития сельского хозяйства и создание условий для
эффективной работы всех отраслей агропромышленного комплекса Республики.
Функции:
- выработка сельскохозяйственной политики;
- разработка стратегических планов;
- разработка приоритетных государственных программ;
- разработка проектов законодательных актов;
- государственный контроль за качеством производимой продукции,
рациональным использованием природных ресурсов
- осуществление инвестиционной политики и международного
сотрудничества;
- углубление социально-экономических реформ и содействие формированию
эффективных хозяйственных структур;
- содействие созданию рыночных инфраструктур;
- формирование системы информационного обеспечения АПК.
Министерство сельского хозяйства
(на период реализации I этапа стратегии)
Министр:
I. Управление контроля, организационно-исполнительского обеспечения и
кадровой работы (21):
- Отдел организационного обеспечения и контроля исполнения
- Отдел кадров
- Отдел финансирования аппарата
- Приемная
- Вспомогательные службы
- Пресс-центр
II. Вице-министр:
1. Управление финансово-кредитной, налоговой политики и учета (14)
- отдел финансово-кредитной политики
- отдел налоговой политики и методологии учета
2. Департамент стратегического планирования и мониторинга
социально-экономических реформ (18)
- Отдел стратегического планирования (4)
- Отдел мониторинга социально-экономических реформ (5)
- Отдел разработки законопроектных актов (4)
- Отдел мотивации труда и доходов (4)
3. Департамент маркетинга, инвестиции внешних связей (20)
- Отдел внешних связей (3)
- Отдел инвестиционных проектов(4)
- Отдел маркетинга (4)
- Отдел информационных услуг (4)
- Отдел научного обеспечения и
кадровой подготовки (4)
4. Департамент технологической политики сельхозпроизводства (37)
- Управление технологической политики в земледелии (9)
- Управление технологической политики в животноводстве (9)
- Управление рыбного хозяйства (9)
- Управление технической политики и сервиса (9)
5. Комитеты (109)(юридические лица)
- Комитет ветеринарии (16)
- Комитет лесного и охотничьего
хозяйства (22)
- Комитет по управлению земельными
ресурсами (43)
- Комитет по водным ресурсам (28)
Примечание. Численность центрального аппарата: была - 120
стала - 112 (сокращение 6%)
VII. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
Мировая практика реформирования сельского хозяйства в
развивающихся странах имеет два варианта:
ПОСТЕПЕННЫЙ "ШОКОВЫЙ"
для стран для стран
- с оглядкой на социальные последствия - осуществивших политический
выбор в сторону экономической
эффективности без особого учета
социальных последствий
- с возможностью длительной - с большим дефицитом финансовых
государственной поддержки ресурсов и времени
преобразований и большими
экономическими возможностями
Ускоренное реформирование сельского хозяйства Казахстана
по ускоренному "шоковому" варианту диктуется:
- невозможностью государственной финансовой поддержки сельского хозяйства:
- только покрытие убытков и поддержка сельского хозяйства потребует
ежегодно не менее 1,0-1,2 млрд. долларов США в течении 3-4 лет;
- реформированием сельского хозяйства республики в течение 2-3 лет по
ускоренному "шоковому" варианту;
- достигнутым переломом в сознании сельского населения о необходимости
ускоренных преобразований и расчета на собственные силы;
- заложенными рыночными отношениями в сельском хозяйстве, основанными на
частном капитале;
- производством и преобразованиями в отрасли в подавляющем большинстве
основанными на частном капитале:
- валовая продукция сельского хозяйства в 1996 году составила 312,8
млрд. тенге при государственных бюджетных ассигнованиях в объеме
3,2 млрд. тенге;
- возможностью оттока частного капитала при увеличении государственной
финансовой поддержки отрасли и отрицательным влиянием их на
макроэкономическую стабильность в обществе.
Предлагаемые объемы финансирования в течение
первого этапа реализации стратегии
1. Необходимый общий объем финансирования производства в сельском
хозяйстве ежегодно должен составлять 2,2-2,5 млрд. долларов США.
Из них за счет:
- государственного бюджета - 150-170 млн. долларов США, в том числе
займы МФО;
- негосударственных источников приблизительно 2,0-2,2 млрд. долларов
США.
2. Кроме того, за счет государственных средств из других источников
бюджета должны финансироваться:
- строительство сельских дорог;
- сфера здравоохранения и образования;
- микрокредитование высвобождающейся рабочей силы в объеме приблизительно 20-25 млн. долларов США ежегодно за счет средств бюджета и фонда занятости и займов МФО;
- сельскохозяйственная наука.
3. Финансирование мероприятий по реализации "Стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года" необходимо осуществлять согласно источникам финансирования предусмотренных в "Развернутом плане мероприятий по реализации стратегии развития сельского хозяйства Республики Казахстан до 2010 года". Для определения конкретных объемов финансирования каждого мероприятия необходимо провести дополнительные расчеты с привлечением соответствующих ведомств.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 22 декабря 1997 г. N 1817
Развернутый План мероприятий
по реализации Стратегии развития
сельского хозяйства Республики Казахстан
до 2010 года <*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК
от 28 октября 2001 г. N 1369 P011369_ .
I Этап - подготовительный (1998-2000 гг.)
Цель: ускоренное завершение реформ и борьба с бедностью.
---------------------------------------------------------------------------
| Приоритеты | Меры по выполнению | Действия
| | |
---------------------------------------------------------------------------
1| 2 | 3 | 4
---------------------------------------------------------------------------
1 Завершение процесса
приватизации на селе и
создание реального
собственника:
- произвести окончательное Исполнение принятых Реализация на
разгосударствление законодательных и местах
подлежащих приватизации подзаконных актов
госпредприятий
- продолжить и закрепить Исполнение действующего Реализация на
процессы выделения земли в законодательства местах
натуре в реформированных
хозяйствах
- произвести перерегистрацию Исполнение действующего Реализация на
хозяйствующих субъектов законодательства местах
- ускорить применение Инициировать процесс Согласно предус-
процедуры банкротства к банкротства мотренных
несостоятельным нерентабельных процедур
сельскохозяйственным производств банкротства
предприятиям
Осуществить передачу Объявить аукционы
фондов обанкротившихся по прямой продаже
хозяйств и предприятий мелких банкротов
фирмам и компаниям,
частным лицам
(кредиторам,
покупателям)
Организовать
открытые тендеры на
передачу имущества
банкротов с
последующим
выкупом
- внедрить передачу Передачу в долгосрочную Провести
сельскохозяйственных фондов аренду осуществить с инвентаризацию
в долгосрочную аренду учетом внедрения в АПК хозяйств и
опыта менеджмента и выработать
маркетинга и с предложения, широко
максимальным привлечь сельскохо-
привлечением местной зяйственных
рабочей силы. производителей и
В аренду передавать: их объединения,
- земли и фонды инвесторов
банкротов;
- часть земель
государственного
резерва для
сельхозпроизводства;
- предприятия,
находящиеся
в государственной
собственности;
- сервисные
предприятия, акции
которых не размещены
на фондовом рынке.
Размещение производить:
- среди профессиональных
национальных инвесторов
с последующим выкупом;
- среди аккредитованных
иностранных фирм;
- среди агропромышленных
фирм, ассоциаций
товаропроизводителей и
других видов объединений
на льготных условиях
- расширить практику Привлечение Подготовка и
передачи сельскохозяйственных потенциальных осуществление
объектов, перерабатывающих управляющих соответствующих
предприятий и их совокупности компаний предложений
в пределах административных и
территориальных единиц в
управление
2 Создание конкурентной среды в Реформирование Проект Закона "О
агропромышленном комплексе механизма закупок и внесении изменений
реализации зерна для и дополнений в
государственных и Закон "О
региональных нужд с госзакупках"
привлечением частных
зерновых компаний
Отмена системы Постановление
безвозвратных дотаций Правительства
сельскому хозяйству
через Фонд поддержки
сельского хозяйства и
аккумулирование
указанных средств для
предоставления
государственных
кредитов
сельскохозяйственным
компаниям на тендерной
основе через банки
второго уровня
Переориентация займов Постановление
МФО на финансирование Правительства о
непосредственно порядке освоения
сельскохозяйственных будущих займов
проектов АБР и МБРР
При отборе проектов и
их реализации исключить
участие посреднических
фирм. Отменить
стоимостные, отраслевые
и территориальные
ограничения Минсельхоза
по займу АБР и МБРР.
Реализация займов
осуществляется
Минфином через банки
второго уровня на
конкурсной основе
3 Содействие образованию Содействие укреплению Пересмотреть
всей системы инфраструктуры товарных бирж, требования к
рыночных отношений на создание оптовых рынков товарным биржам с
сельскохозяйственном рынке сельскохозяйственной целью их усиления
(новых структур управления и продукции Провести
технологий, профессиональных инвентаризацию
объединений, производителей, товарных бирж и
переработчиков и сбытовиков) специализацию
Проводить маркетинг
товарных рынков
С целью объединения Провести ревизию
мелких животноводческих фермеров, хозяйств
и зерновых хозяйств в Разработать
кооперативы и протекционистские
ассоциации применить методы по
механизм ликвидации объединению
или дисконтирования фермеров по
долгов при объединении территориям и
их в такие образования производственным
принадлежностям
Содействовать Издать нормативно-
образованию правовые акты,
хозяйствующих субъектов направленные на
по типу агрофинансовых государственную
консорциумов, поддержку таких
ассоциаций образований, в
производителей и которых
торговцев, предусмотреть:
агропромышленных - размещение через
комплексов них государственных
заказов;
- финансирование
государственных
программ;
- исполнение через
них международных
обязательств;
- списание или
дисконтирование
долговых
обязательств при
их объединении на
первом этапе;
- участие
профессиональных
объединений в
выработке
государственной
политики;
- право
представления
интересов в
законодательных
органах и
правительстве
(представительства);
- делегирование
прав государства
на участие в
международных
организациях
Внедрение фьючерсных и Предусмотреть
форвардных сделок по техническую
основным видам помощь
продукции на товарных
биржах
4 Создание систем Разработать единую Переориентировать
информационных услуг и сеть информационных технический заем
маркетинга услуг на базе систем для Минсельхоза на
Минсельхоза и товарных создание сети,
бирж с возможностью предусмотреть ее
подключения к ней дальнейшее
локальных информацион- техническое
ных систем всех членов совершенствование и
аграрного сектора, средства для
банковской системы развития
Объявить открытый
тендер на создание
системы
Создание маркетинговых Разработать
служб в системе положение о
Минсельхоза и его маркетинговой
подразделений службе Минсельхоза
Содействовать созданию Разработать
единой маркетинговой соответствующие
службы для всех предложения
участников аграрного
сектора
5 Начало создания базы
финансовой системы
агропромышленного комплекса
Содействие созданию базы Исполнение подзаконных
ипотечного кредитования актов, регулирующих
сельскохозяйственных отношения прав
товаропроизводителей собственности на землю
Создание синдицированной Разработать порядок Постановление
специализированной сети организации Правительства
финансово-кредитных специализированной сети
учреждений с целью кредитных учреждений по
финансирования и кредитования финансированию
сельскохозяйственных сельскохозяйственного
товаропроизводителей. производства.
Реорганизация сети
Агропромбанка или создание Обеспечение поиска и
новой разветвленной установление условий и
финансово-кредитной сети каналов привлечения
средств отечественных
и зарубежных инвесторов
в сельскохозяйственном
производстве
Содействие созданию сети - Разработка порядка Законодательство,
хозяйствующих субъектов их функционирования регулирующее
по типу кредитных товариществ деятельность
товариществ в
системе предприятий
экономики
республики
Принятие отраслевых
нормативных актов о
функционировании
кредитных
товариществ в
сельском хозяйстве
Создание системы страхования Исполнение действующего Обеспечение
предприятий законодательства реализации
сельскохозяйственного Постановления о
производства системе страхования
рисков с/х
производства и
других законода-
тельных актов
Создание системы льготного Льготное кредитование Проведение
кредитования обеспечивается при комплекса работ по
сельскохозяйственного помощи поиску возможных
производства Правительственных источников
гарантий дешевых финансирования
кредитных ресурсов от
иностранных фондов
Содействие созданию Разработка механизма, Постановление
инвестфондов, осуществляющих регулирующего Правительства
финансирование и поддержку деятельность инвесторов
перспективному производству в сельском хозяйстве
Использование средств Отработка механизма Общий контроль и
страховых фондов для взаимодействия поддержка условий,
финансирования страховых компаний и соблюдения
сельскохозяйственного инвесторов и законодательной
производства закрепление базы
законодательными актами
их взаимоотношений по
использованию
страховых ресурсов
Использование ценных бумаг и Программа поддержки Согласование
других финансовых сельского хозяйства программы с
инструментов, особенно с по использованию Национальным банком
длительным сроком обращения ценных бумаг в
качестве финансовых
инструментов.
6 Расширение государственных Мероприятия в рамках Корректировка и
инвестиций в общей стратегии обеспечение
сельскохозяйственную сферу развития сельского выполнения
хозяйства
7 Микрокредитование сельского Мероприятия по Разработка
населения составлению и необходимых
реализации программы нормативных актов
микрокредитования
---------------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
---------------------------------------------------------------------------
Участники |Источник финансирования |Срок | Примечание
| |исполнения|
---------------------------------------------------------------------------
5 | 6 | 7 | 8
---------------------------------------------------------------------------
1. Минфин, Минсельхоз, в течении
Агентство по 1998 г.
стратегическому
планированию,
местные акимы
Минсельхоз, Местные Бюджетные средства, 1998 г.
акимы пилотный проект из
займов государства
Минюст, Хозяйствующие Бюджетные средства, 1998 г.
субъекты средства хозяйствующих
субъектов
Минфин, Минсельхоз, Немедленно За счет долгов
местные акимы после сельскохозяй-
принятия ственных
законода- предприятий,
тельного переданных в фонд
акта поддержки
сельского
хозяйства,
текущих
обязательств перед
бюджетом
Минфин, Минсельхоз, Бюджетные средства, Немедленно
местные акимы пилотный проект из после
займов государства решения
судов
-"-
Минфин, Минсельхоз, Бюджетные средства с 1998 г. Направление
Агентство по действия -
стратегическому постоянно
планированию и
реформам
Минсельхоз, местные Пилотные проекты из с 1998 г. Направление
акимы займов государства действия -
постоянно
2. Минсельхоз, Минфин, 1998 г.
Минюст
Минсельхоз, Минфин, 1998 г. Так как средств
Агентство по Фонда явно
стратегическому недостаточно для
планированию и удешевления
реформам ресурсов всем
сельскохозяйст-
венным товаро-
производителям,
это приводит к
тому, что многие
из них не могут
получить средства
из Фонда и
оказываются в
неравном положении.
Кроме того,
распределение
средств Фонда
происходит
негласно, в
интересах только
определенных фирм,
что создает основу
для коррупции и
злоупотреблений
госчиновников
Минфин, Минсельхоз, Средства займов АБР,
Агентство по МБРР
стратегическому
планированию и
реформам
3. Комиссия по Пилотный проект из 1998 г.
товарным биржам РК, займов государства,
Минсельхоз, собственные средства
Агентство по хозяйствующих субъектов
стратегическому
планированию и
реформам
Минсельхоз, I полугодие
Национальная 1998 г.
федерация фермеров РК
Минсельхоз, Минфин, I кв.
Госкоминвест, 1998 г.
Агентство по
стратегическому
планированию и
реформам
Республиканская Мировые финансовые 1998 г.
комиссия по товарным организации,
биржам, Минсельхоз инвестиционные проекты
4. Минсельхоз, Технический заем, 1998- Единая система
Министерство бюджетные средства 1999 гг. должна функцио-
транспорта и нировать как
коммуникаций, Банки независимая
второго уровня, самоокупаемая
товарные биржи, сеть. Инвестиции
специализированные в проект должны
информационные выделяться на
организации возвратной основе
Минсельхоз Технический заем, 1998 г.
бюджетные средства
Минсельхоз, Собственные средства 1998-
объединения аграриев участников 2000 гг.
5. Минфин, Минсельхоз, 1998 г. Разработать
Нацбанк, Банки механизм по
второго уровня реализации Указа
имеющего силу
Закона "Об
ипотеке", "О
земле" и "Регист-
рации недвижимого
имущества"
Минсельхоз, Минфин, Займы зарубежных 1998- Займы зарубежных
Нацбанк, Банки фондов и компаний, 1999 гг. компаний могут
второго уровня мобилизация внутренних быть предоставлены
инвестиций в виде кредитных
линий, товарных
кредитов под
покупку основных
средств и т.д. с
частичной
гарантией
Правительства и
коммерческих
банков или без них
Минсельхоз, Нацбанк, Займы иностранных и 1998- Займы осуществля-
Минфин, Минюст, отечественных инвесторов 1999 гг. ются параллельно
Национальная созданию сети
федерация фермеров кредитно-финансо-
Казахстана вых организаций
Минсельхоз, Государственные и 1998- Страховые компании
Государственное частные деловые 2000 гг. должны быть
страховое инвестиции самостоятельными и
предприятие Агрополис диверсифицирован-
ными на
страховании рисков
с/х производителей
Минсельхоз, Минфин Кредиты Мирового и 1998- Льготное кредито-
Азиатского банков 2005 гг. вание путем
развития (в том понижения
числе гранты) процентных ставок
на выдаваемые
целевые сельско-
хозяйственные
кредиты
Нацбанк, Независимые иностранные 1998- Инвестфонды -
Минфин, Минсельхоз и отечественные 2005 гг. осуществляющие
инвесторы независимый
отбор и финан-
сирование наиболее
рентабельных и
перспективных
проектов
Страховые компании, 2000-
инвестфонды 2005 гг.
Минсельхоз, Нацбанк, 1998-
2010 гг.
6. Агентство по Бюджетные и заемные Постоянно
стратегическому средства
планированию и
реформам, Минфин,
Минсельхоз,
акимы областей,
Министерства,
ведомства и
организации-
пользователи земли
7. Агентство по Бюджетные средства, с 1998 г. Направление
стратегическому Фонд занятости действия -
планированию и постоянно
реформам, Минфин,
Минсельхоз, акимы
---------------------------------------------------------------------------
II Этап - стабилизированный (2001-2003 гг.)
Цель: финансовое оздоровление отрасли, ее структурная
перестройка и создание рабочих мест в других отраслях для
высвобождающейся рабочей силы.
---------------------------------------------------------------------------
| Приоритеты | Меры по выполнению | Действия
| | |
---------------------------------------------------------------------------
1| 2 | 3 | 4
---------------------------------------------------------------------------
1 Финансовая стабилизация Обеспечить Контроль
сельскохозяйственных функционирование
предприятий на рынке рентабельных
предприятий
2 Окончательное становление Отбор и развитие Анализ, отбор и
системы финансового финансовых структур, законодательное
обеспечения агропромышленного отвечающих закрепление основ
комплекса предъявляемым финансирования
требованиям системы АПК
3 Окончательное формирование Упростить механизмы Анализ и принятие
правовых, организационных, привлечения средств, соответствующих
экономических условий для определить параметры нормативных актов
широкого привлечения и критерии по льготам,
иностранных инвестиций в отраслям
целях создания рабочих мест инвестирования
Создать системы В процессе
инженерных факторов разработки и
производства реализации планов
(водообеспечение,
оросительная и
дорожная сеть,
международные
транспортные
магистрали, порты
и т.д.)
4 Усиление роли частного Вовлечение частного Участие
сектора в сектора к выработке профессиональных
сельскохозяйственном аграрной политики на объединений в
производстве внутреннем и внешнем выработке планов
рынках, решению развития экономики
проблем в экономике и законодательной
работе
5 Завершение формирования Внедрение проекта по Контроль над
информационных и созданию внедрением проекта
маркетинговых служб для информационной сети
всей инфраструктуры
агропромышленного Подключение Подбор мировых
комплекса информационной сети в сетей и заключение
мировую базу данных соответствующих
соглашений
6 Эффективное освоение Стимулировать Анализ, контракты,
целевых займов ускоренное освоение система льгот
Правительства займов
7 Требуемые действия Обеспечить широкое Обеспечить широкое
для широкомасштабного участие Республики в участие
выхода аграрного сектора международных профессиональных
на внешние рынки организациях объединений,
крупных
национальных фирм
в работе
международных
организаций
Участие Республики в Рассмотреть
гуманитарной помощи, принципы оказания
финансируемой гуманитарной
международными помощи. Ускорить
организациями ввод
Строительство перегрузочного
перегрузочного терминала
терминала в порту
г. Актау
Провести работу по 1997-2001 гг.
доступу на рынки
Китая для
казахстанской
продовольственной
продукции
Провести работу по Рассмотреть
снижению транзитных возможность такого
тарифов по снижения в рамках
транспортировке СНГ
продуктов питания
Принять активное Поднимать вопрос в
участие по отмене рамках ФАО, МСЗ,
субсидий и таможенного ВТО
регулирования
существующих в странах
экспортерах и странах
импортерах в рамках
международных торговых
соглашений
---------------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
---------------------------------------------------------------------------
Участники |Источник финансирования |Срок | Примечание
| |исполнения|
---------------------------------------------------------------------------
5 | 6 | 7 | 8
---------------------------------------------------------------------------
1. Минфин, Минсельхоз Постоянно
2. Нацбанк, Минфин, 2001-
Минсельхоз 2004 гг.
3. Госкоминвест, к 2001 г.
Минфин, Минсельхоз,
частный капитал
Минсельхоз, Бюджетные ресурсы, Постоянно
Минтранспорта и займы государства
коммуникаций,
Минфин
4. Минсельхоз, Постоянно
Агентство по
стратегическому
планированию и
реформам, местные
акимы
5. Минсельхоз, Согласно смет 2001 г.
заказчики,
владельцы сети Собственными средствами 2000-
2001 гг.
6. Минфин, Займы государства Постоянно,
Минсельхоз согласно
контрактов
и проектов
7. МИД, Минсельхоз Постоянно
МИД, Минкомтранс Государственный заем Постоянно
МИД, Минсельхоз, Постоянно
Агентство по
стратегическому
планированию
и реформам
МИД, Минкомтранс Постоянно
МИД, Минэнергетики, Постоянно
индустрии и
торговли,
Минсельхоз
---------------------------------------------------------------------------
III Этап - устойчивое развитие сельского хозяйства (2004-2010 гг.)
Цель: ускоренный рост производства и повышение экспортного потенциала
---------------------------------------------------------------------------
| Приоритеты | Меры по выполнению | Действия
| | |
---------------------------------------------------------------------------
1| 2 | 3 | 4
---------------------------------------------------------------------------
1 Открытие потенциальных Обеспечить Заключить
крупных рынков для экспорта возможности экспорта соответствующие
продовольствия в Китай, Иран, соглашения на
Афганистан, Пакистан, основе одно и
Ближневосточные страны многосторонних
соглашений,
решений
международных
организаций
2 Разработка мер по Создание систем Издание
стимулированию и увеличению поддержки экспорта соответствующих
экспорта сельхозпродукции товаров нормативных актов,
решений
3 Решение транспортных Открытие новых Строительство
проблем перевозки грузов рациональных транспортных путей
транспортных путей и развязок с
перевозок заинтересованными
странами на
взаимовыгодных
условиях
4 Приватизация Продажа объектов По мере накопления
производственных инфраструктуры внутреннего капитала
инфраструктур, переданных в на тендерной основе
поддерживаемых концессию
государством
Передача в частную
собственность
внутрихозяйственных
дорог
Передача в
частное владение
внутренних
электрических сетей
НЕОРДИНАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Продажа государственных Создать долговой Осуществить
долгов, задолженности рынок обязательств инвентаризацию
предприятий перед долгов, их
бюджетом и банками реструктуризацию,
дисконтирование,
продажу
осуществлять на
открытых торгах
Правительственные гарантии Под крупную продажу Объявить конкурс на
под высокоэффективные хлопка, зерна, шерсти такие сделки, при
коммерческие сделки мытой обеспеченных этом:
гарантированными - отбор контрактов
рынками сбыта и должен
поставки предусмотреть производиться на
гарантии правительства открытых тендерах;
- участие в отборе
должны принять все
структуры агрорынка
(товарные биржи,
консалтинговые
организации,
страховые,
транспортные и
другие
организации);
- сделки должны
осуществляться
в пик максимума цен
---------------------------------------------------------------------------
продолжение таблицы
---------------------------------------------------------------------------
Участники |Источник финансирования |Срок | Примечание
| |исполнения|
---------------------------------------------------------------------------
5 | 6 | 7 | 8
---------------------------------------------------------------------------
1. МИД, Минсельхоз, Постоянно
Минкомтранс
2. Минсельхоз, Минфин, Постоянно
Минэнергетики,
индустрии и торговли
3. МИД, Минкомтранс Бюджетные средства, По мере
займы, долевое участие необходи-
мости
4. Минфин Пилотные проекты Постоянно
Минфин 1998 г.
Минфин Бюджет По мере
необходи-
мости
---------------------------------------------------------------------------