РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ

Новый

Научно-правовой журнал Института законодательства Республики Казахстан № 2 (77)-2024 год

      Киязова Альбина Жомартовна

      LL.M, руководитель отдела гражданского, гражданского процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; Республика Казахстан, г. Астана; Республика Казахстан, e-mail: a.kiyazova@mail.ru

      Аннотация.

      Юридические консультанты являются важной составляющей системы обеспечения правовой и социальной защиты населения, а также поддержания правопорядка и справедливости в обществе. Значимость профессиональной деятельности данных лиц определяет необходимость установления требований к их квалификации и к организации самой деятельности.

      В настоящей статье рассмотрены исторический опыт и особенности государственного и альтернативного регулирования деятельности юридических консультантов.

      Первоначальное регулирование деятельности лиц, оказывающих платные юридические услуги, с 1997 года по 2005 год осуществлялось на государственном уровне путем осуществления лицензирования и государственного контроля, затем деятельность данных лиц регулировалась в гражданско-правовом порядке.

      В 2018 году в специализированном законодательном акте был определен статус юридического консультанта и палат юридических консультантов, а также закреплен механизм саморегулирования в сфере оказания юридической помощи с обязательным участием в саморегулируемой организации.

      В статье исследованы положения законодательных актов, регламентирующих порядок регулирования деятельности юридических консультантов.

      В настоящее время государство императивно устанавливает нормативные требования к квалификации юридических консультантов, а также косвенно оказывает влияние на их деятельность путем осуществления регулятивных, реализационных и контрольных функций в отношении палат, в которых они состоят.

      В условиях саморегулирования непосредственное воздействие на деятельность юридических консультантов производят именно палаты, поскольку наделены регулятивными и контрольными полномочиями в отношении своих членов.

      Результатами настоящего исследования являются выявление особенностей регулирования деятельности юридических консультантов, в том числе в различные периоды времени, а также обнаружение отдельных недостатков действующего механизма регулирования как в законодательных актах, так и на практике их применения, с выработкой предложений по их устранению.

      Ключевые слова: правовое регулирование деятельности юридических консультантов, саморегулирование в сфере оказания правовой помощи, палата юридических консультантов, юридический консультант, правила и стандарты саморегулируемых организаций.

      Введение

      Юридические консультанты принимают активное участие в обеспечении реализации конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что является необходимым инструментом защиты прав и интересов человека и гражданина.

      Подобная значимость для общества определяет необходимость в надлежащей регламентации профессиональной деятельности данной категории представителей юридической профессии [1].

      Регулирование частнопрактикующих юристов осуществлялось на разных уровнях.

      В период с 1997 по 2005 год к данной категории лиц применялись законодательные требования к квалификации, их деятельность лицензировалась и подлежала государственному контролю, затем до 2018 года разрешительный порядок и законодательные требования к ним были отменены, что отражалось на качестве оказываемой правовой помощи.

      Впоследствии, специализированным Законом был определен статус юридических консультантов и палат, в которых они должны состоять, а также внедрен институт саморегулирования, основанный на обязательном участии.

      Режим регулирования деятельности юридических консультантов включает прямое государственное регулирование в части установления квалификационных требований к консультантам и палатам, а также опосредованное регулирование путем осуществления регулятивных, реализационных и контрольных государственных функций в отношении палат.

      В условиях саморегулирования юридическим консультантам предоставлено право самостоятельно управлять своей деятельностью путем утверждения палатами своих правил, стандартов и других документов, обязательных к исполнению их членами, а также путем осуществления внутреннего контроля.

      В настоящей статье будут рассмотрены исторические этапы в регулировании деятельности юристов, осуществляющих частную практику, а также особенности закрепленного в законодательстве Республики Казахстан государственного и альтернативного порядка регулирования деятельности юридических консультантов.

      По итогам исследования выявлены некоторые недостатки действующего регулирования и предложены пути их разрешения.

      Результаты настоящей работы могут быть применены в научно-исследовательской деятельности и законотворческой работе.

      Материалы и методы

      В настоящей работе изучены теоретические аспекты и правовые основы регулирования деятельности юридических консультантов в Республике Казахстан.

      Учитывая тему исследования, основными материалами для подготовки статьи являлись Законы Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности и правовой помощи"1 (далее – Закон), "О саморегулировании"2 (далее – Закон о саморегулировании), "О разрешениях и уведомлениях"3 (далее – Закон о разрешениях), а также подзаконные нормативные правовые акты. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод анализа и синтеза, системного анализа, логический и исторический методы. В дополнение, для изучения нормативных правовых актов в данной работе применялся формально-юридический метод.

      Основные положения Основной закон Республики Казахстан закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, регулирование которой может реализовываться посредством органов государственной власти или самостоятельно представителями профессионального сообщества.

      Государственное регулирование позволяет активизировать или ограничить необходимые обществу формы деятельности [2] и представляет собой мероприятия административного и нормативного воздействия: установление правил поведения, введение разрешительного порядка, контроль и надзор, а также применение мер воздействия.

      Самостоятельное регулирование деятельности осуществляется посредством объединения лиц, осуществляющих деятельность, под руководство одной независимой саморегулируемой организации, к которой переходят определенные властные полномочия [3] по принятию внутренних правил и стандартов, а также осуществлению проверок в отношении своих членов и применению к ним мер воздействия.

      Участие в данной организации может быть добровольным или обязательным в зависимости от степени нуждаемости общества в регулировании качества какой-либо деятельности. Квалифицированность юридической помощи определяется квалификацией субъекта оказания (его профессиональные знания и навыки) и качеством самой помощи (ее структура и содержание).

      Юридическая помощь реализуется посредством системы формальных, официальных социальных институтов, а также детализированного правового регулирования отношений, возникающих в сфере ее оказания [4].

      Значимость профессиональной деятельности юридических консультантов определила потребность в ее надлежащей организации и установления требований к квалификации консультанта и к качеству оказываемых ими услуг. Указанное поддерживается достаточным и эффективным регулированием, которое может осуществляться как на государственном уровне, так и путем саморегулирования. Обсуждение и результаты

      Историческая справка

      Первые шаги нормативного регулировании деятельности юристов, занимающихся частной практикой, в Республике Казахстан были предприняты в 1997 году путем введения лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью4 .

      Правовые нормативы касались только квалификации субъекта оказания юридических услуг, требования к качеству их работы законодательством не предъявлялись. Государственная система разрешений являлась эффективным механизмом государственного надзора, который позволял установить жесткую процедуру контроля за соблюдением правил осуществления любой деятельности [5].

      Далее, в 2005 году норма о необходимости лицензирования данной категории лиц была исключена5 . После отмены разрешительных процедур правоотношения юристов с клиентами определялись гражданскоправовым договором об оказании услуг. К профессионализму данной категории лиц или к качеству оказываемых ими юридических услуг не предъявлялось нормативных требований, и их деятельность осуществлялась при отсутствии контроля со стороны государственных органов.

      Уполномоченный орган в области оказания правовой помощи (далее – уполномоченный орган), понимая существенность доли участия таких юристов в сфере оказания юридической помощи, признавал, что отсутствие контроля за их квалификацией может отрицательно отразится на защите прав и свобод человека и гражданина6 . Данное обстоятельство способствовало изменениям в регулировании деятельности частнопрактикующих юристов.

      В 2018 году в указанные лица были законодательно определены в качестве субъектов оказания юридической помощи, при этом для юристов, осуществляющих представительство в судах, предписывалась обязанность приобретать статус юридического консультанта.

      Для юридических консультантов был установлен режим саморегулирования посредством обязательного членства в саморегулируемой организации в форме палаты юридических консультантов7 (далее - палата).

      В законодательном акте были закреплены требования для приобретения статуса юридического консультанта, его права и обязанности, а также нормы касательно организации деятельности самих палат.

      При этом, учитывая, что палаты являются саморегулируемыми организациями, отдельные требования к организации их деятельности также содержатся в Законе о саморегулировании. Положения законодательных актов свидетельствуют о предоставлении юридическим консультантам механизма самостоятельного внутреннего регулирования своей деятельности, при этом с одновременным сохранением опосредованного государственного воздействия.

      Необходимо отметить, что существующее на протяжении десятка лет Республиканское общественное объединение "Казахстанский союз юристов" (далее –Союз юристов) представляет собой добровольное объединение и не является саморегулируемой организацией8 , следовательно не имеет регулятивного воздействия на деятельность юридических консультантов.

      Государственное регулирование Государственное регулирование в сфере оказания юридической помощи реализуется посредством осуществления уполномоченным органом регулятивных, реализационных и контрольных функций.

      Данные функции затрагивают деятельность самих юридических консультантов как напрямую, в случае установления требований к их квалификации, так и косвенно, путем воздействия на деятельность палат, в которых они состоят.

      Так, статьей 23 Закона предусматривается регулятивная (нормотворческая) функция уполномоченного органа по утверждению типовых документов: устава палаты, договора страхования профессиональной ответственности, а также правил оплаты гарантированной государством юридической помощи.

      Кроме того, уполномоченный орган является разработчиком законодательных норм, устанавливающих требования к статусу юридического консультанта и непосредственно к палатам. Лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, надлежит иметь профильное образование, специальные знания, навыки и умения в определенной области.

      В дополнение, необходимо являться членом профессиональной организации и (или) застраховать профессиональную ответственность [6].

      Данные условия законодательно соблюдены для юридических консультантов.

      Так, в определении понятия "юридический консультант" перечислены профессиональные требования: физическое лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юридическую помощь (статья 75 Закона).

      Дополнительным условием является наличие договора страхования профессиональной ответственности (статья 83 Закона).

      Таким образом Законом предусмотрены необходимые и дополнительные требования для наступления права юридического консультанта осуществлять свою деятельность, однако само определение "юридический консультант" нуждается в доработке поскольку содержит взаимопоглощающий и неполный перечень требований для приобретения статуса консультанта.

      Так, членство в палате уже охватывает наличие образования, стажа работы и положительные результаты аттестации. При этом, сам результат аттестации также поглощает факт соответствия кандидата вышеперечисленным требованиям, поскольку его несоответствие по образованию или стажу влечет невозможность прохождения аттестации (статья 83 Закона).

      Учитывая изложенное понятие "юридический консультант" нуждается в добавлении требования о наличии договора страхования или в сокращении перечня требований за счет взаимного поглощения.

      В качестве примера может послужить лаконичное определение понятия "оценщик"9 . Оценочная деятельность также является саморегулируемой, основанной на обязательном участии, и отдельные аспекты ее регулирования могут быть рассмотрены в качестве примера для рассматриваемой сферы.

      Для палат юридических консультантов законодатель также предусмотрел конкретные требования, которые включены в одноименное понятие.

      Так, палатой признается саморегулируемая, основанная на обязательном членстве организация, объединяющая на условиях членства не менее двухсот юридических консультантов.

      Основанием для осуществления деятельности палаты является факт ее внесения в реестр палат юридических консультантов на основании соблюдения процедур уведомительного порядка (статья 78 Закона).

      В отношении палат предусматривается полное государственное регулирование, и все положения касательно организации и деятельности палаты закреплены законодательных актах и носят императивный характер.

      Так, в Законе предусматриваются нормы касательно статуса палаты, ее функций, требований к уставным документам, внутренней структуре, положения в части взимания взносов, членства, ведения реестра членов палаты, доступа к информации о деятельности палаты, а также порядка обжалования действий палаты и привлечения ее к ответственности.

      В Законе о саморегулировании дополни тельно содержаться требования к созданию саморегулируемой организации, ее права и обязанности, нормы касательно содержания внутренних правил и стандартов, а также порядка осуществления внутреннего контроля за деятельностью членов организации.

      Далее рассмотрим реализационную функцию государственного органа в сфере оказания юридической помощи, которая напрямую осуществляется только в отношении палат. Так, уполномоченный орган осуществляет обязательное согласование разработанных палатой документов: стандартов оказания и критериев качества юридической помощи, а также порядка и условий проведения аттестации для вступления в палату.

      В дополнение, уполномоченный орган осуществляет ведение реестра палат юридических консультантов (далее – реестр палат) (статьи 80 и 83 Закона) и обеспечивает его содержание в актуальном состоянии (статья 90 Закона).

      Функция по ведению реестра саморегулируемых организаций относится к полномочиям государственного органа, осуществляющего уведомительный порядок, который после получения уведомления о начале или прекращении деятельности саморегулируемой организации в регулируемой сфере деятельности вносит сведения о ней в соответствующий реестр.

      Согласно Закону о разрешениях осуществление деятельности, для которой установлен уведомительный порядок, без направления соответствующего уведомления не допускается10. Уведомительный порядок, аналогично разрешительному, предусматривает наличие законодательных требований и государственного контроля за выполнением субъектами уведомительного порядка этих требований.

      Юридические консультанты не являются субъектами уведомительного порядка, однако их правовой статус напрямую зависит от наличия у палаты статуса саморегулируемой организации.

      В случае отсутствия палаты в реестре палат или ее исключения, юридический консультант будет ограничен в праве осуществлять свою деятельность. Функция государства по ведению и актуализации реестра палат позволяет обеспечить право заинтересованных лиц на получение юридической помощи.

      Однако на практике содержание реестра палат не всегда позволяет реализовать данное право, поскольку информация по реестру палат является неполной, содержится в отдельных документах, расположена в разных местах, а также искажена в заявленном количестве палат и консультантов. Так, на интернет-сайте уполномоченного органа, в разделе "Деятельность", в подразделе "Юридические консультанты"11 имеется файл "Список СРО палаты" от 27 ноября 2019 года с перечнем палат юридических консультантов и их адресов, согласно которому в стране зарегистрировано 84 палаты юридических консультантов.

      В другом разделе интернет- сайта "Реестры" имеется возможность скачать файл под названием "Реестр общий", где указан перечень консультантов и наименования палат, согласно которому в Казахстане осуществляют свою деятельность 15395 юридических консультантов12.

      Необходимо указать, что изучение данного документа выявило искажения в количественном составе консультантов, поскольку в списке членов Палаты юридических консультантов города Павлодар "Әділет" почти все участники указаны и пронумерованы по два раза, что искусственно увеличивает их общее количество.

      Форма и содержание реестра саморегулируемых организаций строго определены в соответствующих правилах ведения реестра, где предусмотрен единый документ с конкретным перечнем информации13.

      Однако, в обоих реестрах, размещенных на сайте уполномоченного органа, отсутствуют обязательные сведения о виде членства, об утвержденных правилах и стандартах, о способах обеспечения имущественной ответственности. Указанное обстоятельство препятствует получению официальных и актуальных данных в исследуемой сфере и установлению данных о палатах.

      В дополнение, отсутствие, неполнота или разобщенность сведений может повлечь различные злоупотребления, как например применение поддельных справок о членстве в палате. Так, гражданка С. в период 2020-2021 годов представляла интересы физических и юридических лиц по 34 гражданским делам в статусе юридического консультанта, использовав при этом поддельные справки о членстве в палате "Профессиональные юристы Казахстана"14.

      Данная палата действительно включена под номером №31 в перечень "список СРО палаты", однако во втором файле "Реестр общий" наименование данной палаты, как и некоторых других из первого списка палат, отсутствует. Вероятно, все суды, при проверке сведений о юридическом консультанте руководствовались только первым документом с данными о регистрации палат в реестре.

      Таким образом, реестр палат нуждается в актуальном и полном наполнении. Завершая рассмотрение особенностей государственного регулирования в сфере оказания юридической помощи следует указать контрольную функцию (статья 97 Закона) уполномоченнного органа за соблюдением палатами требований законодательства, своих правил и стандартов, а также Кодекса профессиональной этики.

      Субъектами государственного контроля являются только палаты, поскольку в условиях режима саморегулирования за юридическими консультантами осуществляется внутренний контроль уже со стороны палаты. Палаты для получения права заниматься саморегулируемой деятельностью в заявленной сфере, обязаны соответствовать всем предписываемым законодательством требованиям.

      В случае их нарушения, по итогам контроля уполномоченный орган обязан применить меры воздействия в виде направления предписания или предупреждения, а в случае отказа палаты от их исполнения, поставить вопрос о привлечении к ответственности, даже об исключения палаты из соответствующего реестра15. Примером реализации контрольной функции на практике может служить следующий пример. Контролирующим органом был выявлен факт включения в члены палаты лица при отсутствии подтверждения о получении им высшего юридического образования.

      По итогам проверки в отношении палаты было вынесено предписание об устранении нарушений требований Закона, по результатам рассмотрения которого консультант был исключен из палаты16 . Применение крайней меры взыскания как "исключение палаты из реестра" в случае предшествующего неисполнения палатой указаний контролирующего орган на первый взгляд кажется закономерным, однако последствия от ее применения являются неоправданными.

      Исключение палаты из реестра нарушает права каждого члена этой палаты, поскольку лишает их правового статуса и основания для осуществления деятельности. Вышеизложенное также повлечет нарушение прав заинтересованных лиц на получение квалифицированной юридической помощи. Данное обстоятельство даже было учтено судом при вынесении решения об отказе в удовлетворении иска подразделения уполномоченного органа об исключении палаты из реестра17.

      Необходимо добавить, что даже в статье 465-1 Кодекса об административных нарушениях Республики Казахстан для саморегулируемых организаций предусматривается административная ответственность только в виде предупреждения или штрафа18. Учитывая изложенное, нормы Закона нуждаются в дополнении положениями, гарантирующими сохранение прав самих консультантов и прав их клиентов в период перехода в другую палату в случае исключения палаты, в которой они состояли, из реестра палат. Саморегулирование Законодатель предусмотрел для юридических консультантов режим саморегулирования с обязательным участием в палате, что является императивным условием их допуска к осуществлению профессиональной деятельности19. Палаты, в свою очередь для регулирования деятельности юридических консультантов наделяются рядом соответствующих полномочий.

      В первую очередь палаты осуществляют регулятивную (нормотворческую) функцию по разработке и утверждению внутренних положений касательно осуществления профессиональной деятельности, обязательные для соблюдения всеми членами палаты. Палата самостоятельно утверждает правила, стандарты20, а также критерии качества юридической помощи, при этом данные документы подлежат обязательному согласованию с уполномоченным органом и размещению на интернет-ресурсе палаты. Требования к содержанию правил и стандартов профессиональной деятельности предусматриваются Законом о саморегулировании.

      Применительно к профессиональной деятельности юридических консультантов стандарт должен содержать:

      1) общие положения, общие цели и принципы, требования к услугам);

      2) общие характеристики услуг и порядок их осуществления;

      3) заключительные положения. На практике палаты по-разному подходят к выполнению указанных требований.

      Например, стандарт "Палаты Казахстанских юридических консультантов" содержит порядок оказания различных видов услуг с достаточным обозначением их характеристик и особенностями деятельности юридического консультанта21 .

      Стандарт Палаты "Лига справедливости" только кратко описывает действия консультанта по оказанию услуг по правовому информированию, консультированию и представительству22. В ходе изучения размещенных на интернет-ресурсах документов отдельных палат установлено, что в некоторых стандартах отсутствуют характеристики видов услуг в рамках оказываемой юридической помощи и не указывается порядок их осуществления23. Правила саморегулируемой организа ции согласно Закону о саморегулировании должны предусматривать:

      1) общие положения;

      2) требования к участникам;

      3) порядок организации деятельности;

      4) порядок проведения проверок;

      5) ответственность участников и порядок привлечения к ней;

      6) порядок наложения взысканий;

      7) меры по урегулированию конфликта интересов;

      8) порядок информирования регулирующего органа о поступивших жалобах на ее участников;

      9) порядок использования мер обеспечения имущественной ответственности;

      10) порядок досудебного урегулирования споров и другие требования24. Исследование документов отдельных палат показало, что палаты или не размещают правила саморегулируемой организации на своих интернет-ресурсах25, или размещают текст правил, который не соответствует законодательным требованиям.

      В основном, в правила включены только нормы об условиях членства, уплаты взносов и ответственности юридических консультантов, и отсутствуют положения о порядке информирования регулирующего органа о поступивших жалобах, порядке использования мер обеспечения имущественной ответственности, порядке досудебного урегулирования споров26.

      Следует отметить, что правила и стандарты в редакции Закона упоминаются под разными наименованиями. Так, в статьях 97, 96, 94, 93, 89 и 78 Закона используется понятие "правила и стандарты палаты юридических консультантов", в статьях 80 и 83 указывается на "правила и стандарты оказания юридической помощи".

      Изученные стандарты и правила палат утверждены в 2019 или 2020 году, а в декабре 2021 года к правилам и стандартам саморегулируемой организации были введены расширенные требования27, однако указанные документы не подвергались изменениям и дополнениям и не соответствуют законодательным требованиям.

      Изложенное свидетельствует об отсутствии системного подхода к наименованию правил и стандартов палат, а также о слабом государственном контроле за выполнением палатами необходимых требований. Что касается самих стандартов палат, в некоторых из них упущены нормы касательно порядка оказания услуг в рамках оказания юридической помощи, что нивелирует ее квалифицированность.

      Палаты являются организованными профессиональными структурами, и подобный подход к составлению документов и нарушение законодательных требований к их содержанию ставит под сомнение квалифицированность предоставляемой ее членами юридической помощи.

      Кроме правил и стандартов палаты уполномочены на утверждение критериев качества, правил профессионального поведения, Кодекса профессиональной этики, правил приема в члены палаты, методических рекомендации для юридических консультантов.

      Однако к данным документам отсутствуют даже минимальные нормативные требования, что обусловливает разнообразие их текста в документах различных палат.

      В целях разрешения проблемы разобщенности содержания внутренних документов палат, целесообразным является использование опыта унификации основных требований в сфере оказания юридической помощи в зарубежных странах, где юридическая профессия также является саморегулируемой.

      Например, в Великобритании регулирование вопросов профессиональной этики и квалификации солиситоров, представителей юридической профессии, которые наделены схожей с юридическими консультантами компетенцией, осуществляется посредством единых Правил и стандартов (SRA Standards and Regulations).

      Разработчиком данного документа является саморегулируемая организация солиситоров The Solicitors Regulation Authority, подразделение профессиональной организации The Law Society. Правила и стандарты состоят из нескольких доку ментов, которые включают в себя основные принципы, Кодекс поведения, положения о дисциплинарной ответственности, правила ведения трансграничной практики, страхования профессиональной ответственности, ведения финансовой деятельности и другие положения28.

      В США независимая организация юристов American Bar Association разработала Типовые правила профессионального поведения (Model Rules of Professional Conduct)29, которые представляют собой набор положений, регулирующих этические и профессиональные обязанности представителей юридической профессии.

      В Канаде независимая организация The Federation of Law Societies of Canada в целях гармонизации норм поведения юристов по всей стране утвердила Типовой кодекс профессионального поведения, которые юридические сообщества приняли за основу в разработке своих правил30.

      В общем, законодательные нормы уже содержат условия для принятия унифицированных документов.

      Так, структура стандартов саморегулируемых организаций уже включает требования к услугам, их характеристики и порядок их оказания, следовательно, отсутствует необходимость утверждать отдельно критерии качества оказания юридической помощи, они должны быть интегрированы в раздел стандарта.

      Аналогичным образом правила профессионального поведения, Кодекс профессиональной этики и правила приема в члены палаты не требуют отдельного документа, поскольку Законом о саморегулировании требования к участникам саморегулируемых организаций закреплены как раздел в содержании ее правил.

      Таким образом, возможно исключить требование в Законе о необходимости разрабатывать отдельные документы по вышеуказанным направлениям, либо определить, что данные правила будут являться составной частью стандартов и правил.

      Кроме того, в целях исключения разобщенности в содержании стандартов по вопросам характеристики и этапов юридических услуг, в критериях качества юридической помощи и правилах профессиональной этики, уполномоченный орган может разработать подзаконный акт с требованиями к минимальному содержанию документов по данным направлениям.

      Примером таких централизованно принятых основ могут служить Критерии качества оказания гарантированной государством юридической помощи31, которые по своему содержанию содержат минимальные требования к критериям качества любой, не только государственной, юридической помощи.

      Отдельные палаты итак используют данные нормы для составления своих критериев32. Функция палаты по осуществлению внутреннего контроля направлена на проверку соблюдения членами палаты требований законодательства Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи, внутренних правил и стандартов, а также Кодекса профессиональной этики33.

      Внутренний контроль со стороны палаты является уместным и действенным рычагом регулирования деятельности юридических консультантов [7].

      Функция также включает в себя полномочия палаты по рассмотрению жалоб на действия юридических консультантов и принятию решений о привлечении их к ответственности за выявленные нарушения. Юридические консультанты могут получить дисциплинарное взыскание за нарушения законодательства или требований профессиональной этики.

      Так, дисциплинарная комиссия Палаты юридических консультантов г. Астаны привлекла к ответственности юридического консультанта А. за совершение следующих требований законодательства: невыдача документа об оплате, незаключение договора на оказание юридической помощи, участие в суде при отзыве доверенности34. Данная дисциплинарная комиссия также привлекла юридического консультанта К. к ответственности за нарушение требований Кодекса профессиональной этики в виде использования неэтичного адресного высказывания в отношении оппонента по делу35.

      Юридические консультанты обжаловали данные действия палаты, однако суд отказал в удовлетворении исков заявителей.

      Помимо перечисленных регулятивной и контрольной функций, палаты осуществляют операционную деятельность, которая выражается в принятии обязательных для их членов решений о вступлении в палату, приостановлении и прекращении членства, проведение аттестации, ведение реестра членов палаты, обеспечение повышения квалификации и другие функции.

      Республиканская Коллегия юридических консультантов

      Отдельно следует рассмотреть правовой статус новой структуры в системе юридических консультантов, Республиканской коллегии юридических консультантов (далее – Коллегия), нормы о создании которой были внесены а Закон в 2021 году в рамках инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан36.

      Данная организация существовала ранее в виде ОЮЛ "Ассоциация палат юридических консультантов Республики Казахстан" (далее - Ассоциация), основными целями которой в уставе указывались или содействие в каких-либо вопросах или представительство37. В 2022 году на базе Ассоциации была образована Коллегия, при этом некоторые участники отказались переходить в Коллегию ссылаясь, что "никакой полезной функции Ассоциация не осуществила", кроме того, высказывалось мнение, что на палаты "оказывалось давление …путем списания задолженности по взносам тем, кто переходил в Коллегию"38. Несмотря на обширную дискуссию касательно введения статуса Коллегии39, изменения в Закон были приняты.

      Необходимость создания Коллегии депутаты обосновали наличием следующих проблем: многочисленность и разрозненность палат, отсутствие единых правил, стандартов и критериев оказания юридической помощи, недостаточная материально-техническая база, отсутствие ресурсов в палатах, отсутствие единых требований к организации работ органов управления палат, формальное проведение аттестации в отдельных палатах.

      Данные вопросы предложено было решить путем обязательного объединения палат в Коллегию, которая будет координировать их деятельность40, хотя после обсуждений требование об обязательном членстве было исключено из проекта закона.

      В Законе полномочия Коллегии сведены к координации, представительству, участию в разработке нормативных правовых актов и разработке методических рекомендаций.

      В качестве финансовых источников данной организации обозначены обязательные взносы ее участников41. Перечисленный ограниченный функционал Коллегии не допускает вероятности разрешения обозначенной законодателем проблематики. Например, нетрудно определить, что имеющаяся компетенция и финансовое состояние Коллегии не способны оказать содействие в улучшении материально-технической и ресурсной базы палат. Более того, масштабность указанных депутатами сложностей требует вовлеченности именно уполномоченного органа ввиду наличия у него нормативных и контрольных полномочий.

      Так, проведение фиктивных аттестаций может быть минимизировано или исключено путем конкретизации в типовом норматив ном правовом акте основного перечня законов, знания норм которых подлежат проверке, а также установление общих требований к проведению аттестации, обеспечивающих прозрачность и качество проведения процедуры. Примером может служить относительная регламентация процедуры проверки профессиональных знаний оценщиков42. В организационном плане эффективным было бы проводить тестирование в специализированной организации43. Касательно указанной в качестве недостатка "множественности палат" следует упомянуть, что уполномоченный орган, принимая решение о введении саморегулирования в сфере оказания правовой помощи в 2018 году, в своем обосновании четко указал, что именно множественность палат позволит обеспечить диверсификацию юридического сообщества в целях его совершенствования, повышения квалификации и развития конкуренции44. Кроме того, под саморегулированием понимается комплекс мер, направленных именно на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности45.

      В самом Законе о саморегулировании не предусмотрено каких-либо обязательных дополнительных объединений кроме уполномоченного органа, наделенных функциями влияния на саморегулируемые организации.

      Таким образом, государственная политика области регулирования юридических консультантов изначально была направлена функционирование различных палат с правом их самостоятельности.

      Подобным образом множественность саморе гулируемых организаций предусматривается и для оценочной деятельности46.

      Следующий вопрос об отсутствии единых документов для палат вполне разрешается принятием их типовой формы уполномоченным органом, как рассмотрено выше.

      При этом, палаты вправе самостоятельно повышать свои требования к квалификации своих членов и к качеству оказываемой ими юридической помощи.

      Право утверждать более высокие нормы деятельности для своих членов является условием, способствующим конкуренции палат и повышению качества юридических услуг, как и задумывалось изначально при принятии Закона. Содержание документов в любом случае подлежит проверке со стороны уполномоченного органа, и наличие критериев для данной проверки значительно упростит порядок проведения контроля.

      Следует указать, что в период создания Комиссии кроме Ассоциации в Казахстане существовали другие подобные объединения палат, например, ОЮЛ "Ассоциация Палат юридических консультантов "Қазақстан заңкеңес", которая также создавалась с целью координации работы в интересах своих участников.

      Данные объединения являются добровольными и распространяют свое влияние только на своих участников, их регулирование в полном объеме определено в рамках действующего гражданского законодательства Республики Казахстан, что вызывает вопрос о целесообразности отдельного нормативного закрепления статуса подобной же организации, создание которой даже не решает обозначенных законодателем проблем и не влияет на регулирование деятельности юридических консультантов.

      Заключение

      Подходы к регулированию деятельности лиц, осуществляющих частную юридическую практику, изменялись в разные периоды времени от введения жесткого разрешительного порядка и государственного контроля до перевода правоотношений по оказанию юридической помощи в гражданско-правовую плоскость.

      В 2018 году Законом впервые был нормативно закреплен статус юридических консультантов и определен режим саморегулирования их деятельности, основанный на обязательном участии в палатах.

      Государственное регулирование выражено в нормативном закреплении профессиональных требований к юридическому консультан ту (образование, стаж работы, аттестация, членство в палате, страхование ответственности).

      Опосредованное воздействие государства на деятельность консультантов происходит через установление квалификационных требований к палате (состоять в реестре палат и наличие не менее двухсот членов), а также путем осуществления в отношении палат реализационной (согласование документов палат и уведомительный порядок) и контрольной функции (проведение проверок и привлечение палат к ответственности).

      Саморегулирование в исследуемой сфере выражается в наделении палат некоторыми нормотворческими (утверждение правил и стандартов и других документов, с правом повышать требования к своим членам) и контрольными функциями (проведение проверок в отношении своих членов).

      Палаты также уполномочены на рассмотрение жалоб на действия своих членов и принятию решений о привлечении их к ответственности за выявленные нарушения. Коллегия в силу ограниченной компетенции и добровольности участия в ней, не оказывает регулятивного воздействия на деятельность юридических консультантов.

      По итогам настоящей работы выявлены отдельные недостатки в регулировании деятельности юридических консультантов, для устранения которых обозначены следующие предложения:

      1) корректировка понятия "юридический консультант";

      2) поддержка реестра палат в актуальном состоянии в соответствии с требованиями законодательства;

      3) дополнение норм Закона положениями касательно прав консультанта и услугополучателей в период исключения палаты из реестра палат;

      4) приведение к единообразию название правил и стандартов палат и исключение излишних документов палаты, которые охватываются правилами и стандартами;

      5) утверждение унифицированных требований к содержанию порядка оказания юридической помощи, критериев ее качества и норм профессиональной этики:

      6) утверждение общих норм порядка проведения аттестации, а также рассмотрение возможности централизованного проведения тестирования в специализированной организации.

      Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть в использованы в научно-исследовательской деятельности и законотворческой работе.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.