Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Абишева Х.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А., с участием:
представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Абдрахманова С.А.,
депутатов Мажилиса Парламента Республики Абылкасымова Е.А., Землянова В.Я. и Котовича В.Н., судьи Верховного Суда Республики Баишева Ж.Н., заместителя Генерального Прокурора Республики Даулбаева А.К., члена Центральной избирательной комиссии Республики Фооса В.К., вице-Министра юстиции Республики Шамсутдинова Р.Ш., экспертов: Борчашвили И.Ш., начальника кафедры уголовного права и криминологии Карагандинского юридического института МВД Республики им. Б. Бейсенова, доктора юридических наук, профессора, и
Когамова М.Ч., начальника Академии финансовой полиции, доктора юридических наук, профессора,
рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 4 статьи 52_ , пункта 5 статьи 71_ , пункта 2 статьи 79_ , пункта 3 статьи 83_ и пункта 2 статьи 15_ Конституции Республики Казахстан.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика-члена Конституционного Совета Абишева Х.А., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан обратилась группа депутатов Парламента Республики об официальном толковании пункта 4 статьи 52_ , пункта 5 статьи 71_ , пункта 2 статьи 79_ , пункта 3 статьи 83_ и пункта 2 статьи 15_ Конституции Республики Казахстан. Субъект обращения просит разъяснить нормы указанных статей Конституции с позиции следующих вопросов:
1) Следует ли понимать изложенные в нормах Конституции слова "тяжких преступлений", как наиболее тяжкую категорию преступлений в действующем на соответствующий момент Уголовном кодексе .
2) Следует ли понимать изложенные в пункте 2 статьи 15_ Конституции слова "особо тяжкие преступления" как группу преступлений из числа тяжких, за совершение которых согласно действующему Уголовному кодексу может быть назначена исключительная мера наказания смертная казнь.
3) Предполагают ли указанные нормы Конституции обязательность согласия соответствующих органов в случае изменения квалификации деяний лица, неприкосновенность которого закреплена Конституцией, ранее привлеченного к уголовной ответственности и арестованного по обвинению в совершении тяжкого преступления.
При толковании норм пункта 4 статьи 52_ , пункта 5 статьи 71_ , пункта 2 статьи 79_ , пункта 3 статьи 83_ и пункта 2 статьи 15_ Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет Республики Казахстан, применительно к поставленным в обращении вопросам, исходит из следующего.
1. Нормы пункта 4 статьи 52_ , пункта 5 статьи 71_ , пункта 2 статьи 79_ и пункта 3 статьи 83_ Конституции устанавливают, что согласие соответствующих государственных органов на применение ареста, осуществление привода, назначение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечение к уголовной ответственности не требуется в случае совершения тяжкого преступления.
Упоминание категории "тяжкие преступления" следует понимать как установление уровня общественной опасности преступления, означающее, что в случае совершения лицом преступления меньшей тяжести, чем тяжкие, согласие соответствующих органов обязательно и, наоборот, оно не требуется во всех случаях совершения тяжких преступлений и преступлений наибольшей опасности - особо тяжких.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.2. При толковании пункта 2 статьи 15_ Конституции следует исходить из ее смысла и контекста этой нормы в структуре Конституции.
В пункте 2 статьи 15_ , расположенной в разделе II_ Конституции "Человек и гражданин", установлено, что никто не вправе произвольно лишать человека жизни.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.3. В случае изменения квалификации деяния с тяжкого или особо тяжкого на преступление меньшей тяжести, совершенного лицом, чья неприкосновенность закреплена в Конституции, в отношении которого ранее согласие соответствующих государственных органов не испрашивалось, соблюдение правил о порядке лишения неприкосновенности в случаях применения ареста и привлечения к уголовной ответственности следует считать обязательным в силу требований пункта 4 статьи 52_ , пункта 5 статьи 71_ , пункта 2 статьи 79_ и пункта 3 статьи 83_ Конституции.
Конституционный Совет считает, что порядок применения ареста и содержание "привлечения к уголовной ответственности" и регламентирование вопросов, связанных с ними, являются предметом регулирования законом.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72_ Конституции Республики Казахстан, статьей 1__ , подпунктом 1) пункта 3 статьи 17_ , статьями 31_ -33 и 37_ , подпунктом 2) пункта 1 статьи 41_ Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан, применительно к предмету обращения, постановляет:
1. Исключен нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.2. Исключен нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 16.11.2022 № 1.
3. Порядок лишения неприкосновенности, установленный в пункте 4 статьи 52_ , пункте 5 статьи 71_ , пункте 2 статьи 79_ и пункте 3 статьи 83_ Конституции Республики Казахстан, предполагает его соблюдение и в случае изменения квалификации деяния лица, когда соблюдение указанных конституционных требований необходимо в случаях ареста и привлечения к уголовной ответственности.
Из смысла норм пункта 4 статьи 52_ , пункта 5 статьи 71_ , пункта 2 статьи 79_ и пункта 3 статьи 83_ следует, что определение порядка применения ареста и содержание "привлечения к уголовной ответственности" отнесено к предмету регулирования законом.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74_ Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73_ Конституции Республики Казахстан.
5. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель | |
Конституционного Совета | |
Республики Казахстан |