Подлежит опубликованию в Собрании актов Президента и Правительства Республики Казахстан |
В соответствии с подпунктом 1) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О международных договорах Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения об образовании Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2. Подписать от имени Республики Казахстан Соглашение об образовании Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан |
К. Токаев |
ОДОБРЕН Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2023 года № 374 |
|
Проект |
СОГЛАШЕНИЕ
об образовании Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Государства-участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами,
учитывая международный характер и современные масштабы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, представляющих угрозу безопасности Сторон,
придавая важное значение развитию сотрудничества, стремясь к координации взаимодействия и принятию мер по минимизации выявленных рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма,
основываясь на Соглашении об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств - участников Содружества Независимых Государств от 5 декабря 2012 года и международных договорах государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения,
осознавая, что развитие такого сотрудничества отвечает их интересам, исходя из целей и задач Содружества Независимых Государств,
признавая международные стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ),
основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права,
согласились о нижеследующем:
Статья 1.
Предмет Соглашения
В целях обеспечения эффективного межгосударственного информационного взаимодействия и проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма Стороны образовывают Международный центр оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - МЦОР).
Статья 2.
Основные термины и понятия
1. Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные термины:
информационная система МЦОР - защищенная информационная система для создания общих информационных ресурсов и обеспечения эффективного межгосударственного информационного взаимодействия Сторон, а также проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
наднациональная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма - совместная деятельность Сторон при координации Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СРПФР) по оценке угроз, уязвимостей и последствий связанных трансграничными проявлениями легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма на территориях Сторон, определению рисков, а также выработке совместных мер, направленных на их минимизацию.
2. Под национальным центром оценки рисков понимается компетентный орган Стороны, осуществляющий функции подразделения финансовой разведки.
Статья 3.
Организационные вопросы деятельности МЦОР
1. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности МЦОР осуществляется Оператором информационной системы МЦОР (далее - Оператор МЦОР).
2. Функции Оператора МЦОР осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Российская Федерация).
3. Программно-аппаратные комплексы обработки данных информационной системы МЦОР располагаются на территории Российской Федерации.
4. Оператор МЦОР руководствуется в своей деятельности применимыми международными договорами и принятыми СРПФР решениями, а также настоящим Соглашением.
5. Оператор МЦОР:
а) организует подключение к информационной системе МЦОР и обеспечивает доступ национальных центров оценки рисков Сторон к информационной системе МЦОР, а также реализует иные технические мероприятия в соответствии с регламентами подключения к информационной системе МЦОР, загрузки и использования информации, утвержденными СРПФР;
б) готовит и направляет в подразделения финансовой разведки Сторон технические материалы, касающиеся информационного наполнения (обновления) информационной системы МЦОР и деятельности МЦОР;
в) осуществляет оценку материально-технического обеспечения, учет и хранение технической документации информационной системы МЦОР с соблюдением режима конфиденциальности;
г) обеспечивает доступность, целостность и конфиденциальность информационных массивов данных МЦОР, защиту информационно-коммуникационной инфраструктуры и обработанных данных информационной системы МЦОР от любого несанкционированного (незаконного) использования, организует и/или оказывает техническую помощь в устранении неполадок и сбоев, возникающих в процессе работы информационной системы МЦОР;
д) осуществляет иные функции, исходя из задач, установленных настоящим Соглашением.
6. Оператор МЦОР подотчетен СРПФР по вопросам реализации функций, возложенных на него настоящим Соглашением.
Статья 4.
Конфиденциальность информации
1. Информация, полученная и размещенная в информационной системе МЦОР в рамках настоящего Соглашения, является конфиденциальной, если Сторона, предоставившая ее, прямо не заявила об обратном, и на нее распространяется режим защиты информации, предусмотренный законодательством Сторон.
2. Каждая Сторона в соответствии со своим законодательством, настоящим Соглашением и иными применимыми международными договорами обеспечивает соблюдение режима конфиденциальности, осуществляет необходимые организационно-технические и правовые меры, направленные на защиту информации, полученной в рамках настоящего Соглашения, включая применение мер ответственности, от случайного или неправомерного уничтожения, изменения, разглашения, а также от любого иного неправомерного использования.
3. Цель и возможность использования информации, содержащейся в информационной системе МЦОР, определяются Стороной, предоставляющей данную информацию.
Срок хранения информации определяется предоставившей ее Стороной исходя из цели, для которой она была размещена, запрошена и (или) предоставлена.
4. Информация, полученная в рамках настоящего Соглашения, не может быть использована без предварительного письменного согласия разместившей и (или) предоставившей ее Стороны в иных целях, чем те, для которых она размещалась в информационной системе МЦОР, запрашивалась и (или) предоставлялась.
Статья 5.
Задачи Соглашения
1. Настоящее Соглашение заключается в целях выполнения следующих основных задач:
а) создание информационной системы, обеспечивающей защищенный обмен данными и электронными документами между Сторонами;
б) обеспечение Сторон информацией, необходимой для осуществления эффективного выявления рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
в) внедрение единых стандартов электронного взаимодействия подразделений финансовой разведки Сторон посредством установления единообразных форматов;
г) создание общих информационных ресурсов, наполняемых категориями данных, предусмотренными статьей 7 настоящего Соглашения, и обеспечение доступа к ним;
д) накопление информации для проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и размещения ее результатов в информационной системе МЦОР;
е) обеспечение защиты информации и режима конфиденциальности сведений, используемых в целях проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также при межгосударственном информационном взаимодействии.
2. Реализация настоящего Соглашения не затрагивает операционную независимость подразделений финансовой разведки Сторон, как это установлено в Рекомендациях ФАТФ.
Статья 6.
Основные функции МЦОР
К основным функциям МЦОР относятся:
а) обеспечение проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма путем формирования соответствующих баз данных;
б) обеспечение защищенного обмена информацией по приоритетным для Сторон направлениям;
в) обеспечение взаимодействия подразделений финансовой разведки Сторон для накопления, обработки и анализа необходимых сведений посредством единообразных форматов.
Статья 7. Информационное наполнение информационной системы МЦОР
1. Перечень категорий данных, которые могут быть размещены в информационной системе МЦОР (при необходимости после согласования с заинтересованными органами Сторон), и методика их формирования утверждаются решением СРПФР. Перечень категорий данных включает:
а) данные из открытых источников;
б) макроаналитические отчеты;
в) риск-сигналы;
г) сведения в соответствии с решениями СРПФР.
2. Для целей настоящего Соглашения:
под макроаналитическим отчетом понимается информация, сформированная подразделением финансовой разведки Стороны за определенный временной период и содержащая агрегированные данные, без указания идентификационных данных субъектов и наименований финансовых и других учреждений (организаций, лиц), об объемах и характеристиках финансовых операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма, по результатам анализа сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации;
под риск-сигналом понимается информация о подозрении в осуществлении финансирования терроризма и (или) легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и связанных предикатных преступлений на территориях Сторон, подготовленная подразделением финансовой разведки Стороны по результатам анализа сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации, для реагирования на которую требуются совместные мероприятия Сторон.
3. В случае необходимости Стороны вправе предоставлять иную информацию вне категорий данных, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, для размещения в информационной системе МЦОР в целях решения задач настоящего Соглашения.
4. Объем предоставляемых данных для размещения в информационной системе МЦОР, режим конфиденциальности данных и их использования определяются предоставляющей Стороной.
5. Передачу информации в информационную систему МЦОР посредством аппаратно-программных средств осуществляют подразделения финансовой разведки Сторон.
6. Возможность дальнейшей передачи подразделениями финансовой разведки информации, размещенной в информационной системе МЦОР в соответствии с настоящей статьей, определяется с учетом соблюдения режима конфиденциальности, установленного предоставляющей Стороной.
Статья 8. Использование информационной системы МЦОР для обмена информацией между подразделениями финансовой разведки
1. Подразделения финансовой разведки Сторон используют информационную систему МЦОР для обмена находящейся в их распоряжении информацией об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, виртуальными активами, в отношении которых имеются подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и связанными с этим иными преступлениями, а также для обмена информацией о лицах и организациях, участвующих в совершении этих операций.
2. Обмен информацией через информационную систему МЦОР осуществляется в письменной форме по инициативе или на основании запросов подразделений финансовой разведки Сторон, в том числе по согласованию с подразделениями финансовой разведки Сторон посредством использования технических средств передачи информации.
Статья 9.
Запросы
1. Запрос подписывается руководителем подразделения финансовой разведки запрашивающей Стороны или его заместителем. Запрос должен содержать:
а) наименования подразделений финансовой разведки запрашивающей и запрашиваемой Сторон;
б) краткое изложение существа дела (фабулу);
в) указание цели и обоснование запроса;
г) содержание запрашиваемого содействия (либо запрашиваемой информации);
д) срок исполнения запроса (если запрос является срочным, подразделение финансовой разведки запрашивающей Стороны обосновывает необходимость срочного запроса);
е) цель использования запрашиваемой информации;
ж) другие сведения, необходимые для исполнения запроса.
2. В случае необходимости подразделение финансовой разведки запрашиваемой Стороны может запросить у подразделения финансовой разведки запрашивающей Стороны дополнительную информацию, необходимую для надлежащего исполнения запроса.
3. Подразделение финансовой разведки запрашиваемой Стороны может отказать в исполнении запроса, если это противоречит национальным интересам либо законодательству и международным обязательствам запрашиваемой Стороны, а также если запрос не соответствует положениям настоящего Соглашения.
Если запрос не может быть исполнен, подразделение финансовой разведки запрашиваемой Стороны письменно уведомляет об этом подразделение финансовой разведки запрашивающей Стороны с указанием причины отказа.
4. Подразделение финансовой разведки запрашиваемой Стороны может отложить исполнение запроса либо по договоренности с подразделением финансовой разведки запрашивающей Стороны исполнить запрос частично или на условиях, соблюдение которых признано ими необходимым, если исполнение запроса может нанести ущерб проведению оперативно-розыскных мероприятий, досудебному производству или судебному разбирательству, осуществляемым запрашиваемой Стороной.
5. Запросы и ответы на них представляются на русском языке, если Сторонами не оговорено иное.
6. Запрос исполняется в возможно короткий срок, но не позднее 60 дней со дня его получения, если подразделениями финансовой разведки Сторон не оговорено иное.
7. Подразделение финансовой разведки запрашивающей Стороны инициативно или по запросу подразделения финансовой разведки запрашиваемой Стороны направляет информацию о результатах использования сведений, полученных в рамках настоящего Соглашения от подразделения финансовой разведки запрашиваемой Стороны.
Статья 10. Иные способы взаимодействия подразделений финансовой разведки
1. Подразделения финансовой разведки Сторон совместно определяют порядок передачи друг другу информации в соответствии с законодательством каждой из Сторон и при необходимости проводят консультации по вопросам реализации настоящего Соглашения.
2. Подразделения финансовой разведки Сторон могут по запросу или инициативно обмениваться информацией о законодательстве каждой из Сторон в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и лучшими практиками в данной сфере. Подразделения финансовой разведки Сторон могут проводить совместные конференции и семинары для обмена опытом и обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.
Статья 11. Наднациональная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
1. Стороны при координации СРПФР совместно осуществляют наднациональную оценку рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2. Порядок и условия проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма определяются методологией проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утверждаемой решением СРПФР.
3. Наднациональная оценка рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма проводится с использованием данных, размещенных подразделениями финансовой разведки Сторон в информационной системе МЦОР.
4. Информация, используемая для целей наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, является конфиденциальной в соответствии с настоящим Соглашением, если Сторона, предоставившая ее, в письменной форме не заявила об обратном.
5. СРПФР утверждает результаты наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, определяет степень их конфиденциальности по согласованию со Сторонами. С учетом решений СРПФР подразделения финансовой разведки Сторон самостоятельно определяют круг получателей и порядок предоставления результатов наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Статья 12.
Финансирование деятельности МЦОР
Финансирование работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию информационной системы МЦОР осуществляется Оператором МЦОР в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по финансовому мониторингу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13.
Внесение изменений
В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются соответствующим протоколом, вступающим в силу в порядке, определенном для вступления в силу настоящего Соглашения.
Статья 14.
Разрешение споров
Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.
Статья 15. Вступление в силу
1. Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
2. Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих уведомлений.
Статья 16. Присоединение
Настоящее Соглашение с согласия подписавших его и присоединившихся к нему государств после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства путем передачи депозитарию документа о присоединении.
Для государства, передавшего депозитарию документ о присоединении, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием последнего уведомления о согласии подписавших его и присоединившихся к нему государств на такое присоединение.
Статья 17. Прекращение действия
1. Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за шесть месяцев до выхода и урегулировав обязательства, возникшие за время действия настоящего Соглашения.
2. Положения настоящего Соглашения о конфиденциальности информации продолжают применяться после прекращения действия настоящего Соглашения или выхода из него.
Совершено в городе года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику | За Российскую Федерацию |
За Республику Армения | За Республику Таджикистан |
За Республику Беларусь | За Туркменистан |
За Республику Казахстан | За Республику Узбекистан |
За Кыргызскую Республику | За Украину |
За Республику Молдова |