Сноска. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 13 июня 2001 года N 113 утратил силу приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 29 мая 2007 года N 88.
В соответствии с
Законом
Республики Казахстан от 5 июля 1996 года N 19-I "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера",
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2000 года N 764 "Об утверждении Правил представления и формы Декларации безопасности промышленного объекта" и в целях обеспечения единой методической и нормативной базы для проведения декларирования безопасности промышленных объектов приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Правила разработки Декларации
промышленного объекта" и "Правила проведения экспертизы Декларации
безопасности промышленного объекта".
2. Ввести в действие "Правила разработки Декларации
безопасности промышленного объекта" и "Правила проведения
экспертизы Декларации безопасности промышленного объекта" со дня
государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики
Казахстан.
Председатель
Утверждены
Приказом Агентства
Республики Казахстан по
чрезвычайным ситуациям
от 13 июня 2001 г. N 113
Правила разработки Декларации безопасности
промышленного объекта
<*>
Сноска. По тексту слова "Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям" заменены словом "Комитет";
слова "областное и городов Астаны и Алматы управления по чрезвычайным ситуациям" заменены словами "территориальные органы Комитета" - приказом и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22 июля 2005 года N
27-1
.
Основные термины и понятия
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей среде.
Анализ риска - процесс выявления (идентификации) и оценки опасностей, а также оценка последствий их возможной реализации.
Гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
Потенциально опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений.
Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.
Промышленный объект, подлежащий декларированию безопасности - субъект предпринимательской деятельности (организация), имеющий в своем составе одно или несколько производств повышенной опасности, расположенных на единой площадке.
Особо опасное производство - участок, установка, цех, хранилище, склад, станция или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют взрывопожароопасные или опасные химические вещества в количестве, равном или превышающем определенное настоящим Правилам пороговое значение.
Техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода объекта в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации.
Декларант - организация, имеющая в своем составе промышленные объекты, подлежащие декларированию безопасности.
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2000 года N 764 "Об утверждении Правил представления и формы Декларации безопасности промышленного объекта" и распространяется на предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица всех форм собственности (в дальнейшем - организации), имеющие в своем составе производства повышенной опасности.
2. Декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства (далее - промышленный объект), осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.
3. Декларация безопасности промышленного объекта (далее - декларация безопасности) является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте, и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях.
4. Декларация разрабатывается для проектируемых, действующих и выводимых из эксплуатации промышленных объектов. Декларация безопасности должна характеризовать безопасность промышленного производства на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
5. Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие:
1) промышленные объекты, имеющие в составе особо опасные производства, использующие и производящие опасные вещества, применяющие особо опасные оборудование и технологические производственные процессы, приведенные в приложении 1 к настоящим Правилам;
2) гидротехнические сооружения, хвостохранилища и шламонакопители I, II, III классов, стационарные склады хранения взрывчатых материалов.
6. Отнесение к особо опасным производствам, входящим в подлежащий декларированию безопасности промышленный объект, основывается на:
1) величине пороговых количеств потенциально опасных веществ, определенных для конкретных веществ или различных категорий веществ;
2) количестве потенциально опасного вещества, обращающегося на промышленном объекте;
3) величине пороговых количеств конкретных веществ приведены в приложении 1 (таблица 1) к настоящим Правилам.
7. По инициативе местных исполнительных органов областей (городов республиканского значения, столицы) Республики Казахстан по согласованию с Комитетом по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - Комитет) или его территориальными органами в областях (городах республиканского значения, столицы) (далее - территориальные органы Комитета) пороговые количества могут быть уменьшены, это возможно в случаях, указанных в приложении 1 к настоящим Правилам.
<*>
Сноска. Пункт 7 в редакции - приказом и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22 июля 2005 года N
27-1
.
8. По промышленным объектам, не удовлетворяющим условиям подпункта 1), пункта 6 настоящих Правил, но деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций, Комитет, его областные и городов Астана и Алматы управления имеют право в каждом конкретном случае осуществлять идентификацию объектов на повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
9. На первом этапе введения декларирования безопасности промышленных объектов, декларации безопасности представляют организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций, по перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан.
10. Руководитель организации обеспечивает идентификацию особо опасных производств, входящих в состав промышленного объекта.
11. В случае идентификации на промышленном объекте одного или более особо опасного производства, руководитель организации представляет сведения об этом объекте в территориальные органы Комитета, вышестоящую организацию, министерство или ведомство (при наличии) и местный исполнительный орган Республики Казахстан, на территории которого находится промышленный объект.
Сведения оформляются по форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Правилам.
12. Территориальные органы Комитета ежегодно до 15 января предоставляют в Комитет предложения по включению в перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности в соответствие с идентификационными требованиями.
13. Комитет с учетом предложений, представленных территориальными органами Комитета, а также предложений местных исполнительных органов Республики Казахстан, формирует и ежегодно утверждает перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности.
14. Декларация безопасности включает следующие структурные элементы:
1) титульный лист;
2) аннотация;
3) оглавление;
разделы:
4) "Общая информация";
5) "Анализ безопасности промышленного объекта*";
__________________
* Для промышленных объектов, в состав которых входит несколько
особо опасных производств, раздел заполняется для каждого из этих
производств
6) "Обеспечение готовности промышленного объекта к
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
7) "Информирование общественности";
8) Ситуационный план объекта;
9) Информационный лист;
10) "Сведения о выводе промышленного объекта (особо опасного
производства) из эксплуатации**".
_________________
** Прилагается в случае вывода промышленного объекта (особо
опасного производства) из эксплуатации
Требования к структурным элементам Декларации безопасности
приведены в приложении 3. Форма Декларации безопасности заполняется
в соответствии с предложенной структурой одновременно на
государственном и русском языках.
15. Особые требования к Декларации безопасности для:
проектируемого промышленного объекта представлены в
приложении 4;
действующего промышленного объекта представлены в приложении
5;
гидротехнических сооружений, хвостохранилищ и
шламонакопителей I, II, III классов представлены в приложении 6.
16. Декларация безопасности разрабатывается организацией, имеющей в своем составе особо опасное производство или являющейся заказчиком проекта промышленного объекта, самостоятельно или с привлечением на договорной основе специализированной организации по своему усмотрению.
Декларация безопасности для проектируемого промышленного объекта утверждается заказчиком проекта.
Лицо, утвердившее Декларацию безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
Утвержденная Декларация безопасности промышленного объекта должна пройти обязательную государственную экспертизу в соответствии с "Правилами проведения экспертизы Декларации безопасности промышленного объекта".
Первый экземпляр утвержденной Декларации безопасности хранится в организации, утвердившей Декларацию.
17. Утвержденная Декларация безопасности представляется в Комитет (второй экземпляр), а также акиму соответствующей области или городов Астана и Алматы (третий экземпляр) с последующей передачей в территориальные органы Комитета.
Декларация безопасности представляется в печатном сброшюрованном виде и с приложением положительного заключения государственной экспертизы.
18. Декларация безопасности для действующего промышленного объекта является обязательным документом, который представляется в органы Комитета всеми организациями, имеющими в своем составе производства повышенной опасности.
19. Комитет ведет компьютерные банки данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию безопасности, анализирует ход выполнения процедуры декларирования на территории Республики Казахстан, для включения соответствующей информации в Государственный доклад о состоянии защиты населения и территории Республики Казахстан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
20. Организации, имеющие в своем составе промышленные объекты, впервые включенные в Перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности, обязаны представить Декларацию безопасности таких объектов в соответствии с требованиями настоящих Правил до 31 декабря года, в котором они обязаны это сделать.
21. Декларация безопасности подлежит пересмотру:
1) в случае изменения условий (как внутри промышленного объекта, так и за его пределами), влияющих на обеспечение промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая случаи модернизации или перепрофилирования промышленного объекта или особо опасного производства;
2) в случае изменения действующих требований (правил и норм) в области промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
3) по специальным решениям Комитета - в порядке и в сроки, принятые этими решениями;
4) не реже одного раза в пять лет.
В случае пересмотра Декларации безопасности по любому основанию проводится повторная государственная экспертиза Декларации безопасности промышленного объекта.
22. Пересмотр Декларации безопасности проводится организациями в соответствии с требованиями настоящих Правил. Затраты по пересмотру Декларации безопасности и ее повторной государственной экспертизе покрываются за счет организаций.
23. Организации, имеющие в своем составе промышленные объекты, подлежащие декларированию безопасности в соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Казахстан, обязаны неукоснительно соблюдать требования настоящих Правил.
24. В случае искажения в Декларации безопасности промышленного объекта фактов, влияющих на уровень безопасности на промышленном объекте и за его пределами, а также в случае несвоевременного представления Декларации безопасности промышленного объекта, руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
1. К опасным промышленным объектам, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций, относятся объекты, на которых добываются, производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
1) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 оС или ниже;
2) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
3) окисляющие вещества - газы, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
4) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
5) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 до 200 миллиграммов на килограмм веса включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 до 400 миллиграммов на килограмм веса включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 до 2 миллиграммов на литр включительно;
6) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм веса;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм веса;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграммов на литр;
7) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды и характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафний в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.
2. К опасным промышленным объектам относятся также объекты, на которых применяются ниже указанные особо опасное оборудование и технологические производственные процессы:
1) используется оборудование (паровые и водогрейные котлы, трубопроводы пара и горячей воды), работающее под давлением более 0,07 мегаПаскаля или при температуре нагрева воды 115 градусов Цельсия;
2) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
3) используются стационарные, передвижные, плавучие буровые установки и подъемные агрегаты для подземного ремонта скважин, на которых в результате возможной аварии произойдет значительное загрязнение окружающей природной среды;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведется разработка месторождений углеводородов: бурение скважин, добыча, сбор, подготовка, хранение, транспорт нефти, газа и нефтепродуктов (при возможных авариях может произойти значительное загрязнение природной среды и представляет опасность для жизни и здоровья людей);
6) ведутся горные работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
3. К категории опасных промышленных объектов относятся:
1) гидротехнические сооружения, хвостохранилища и шламонакопители I, II, III классов, стационарные склады хранения взрывчатых материалов;
2) промышленные объекты в следующих случаях:
если опасное вещество, находящееся на объекте, отмечено в таблице 1 и его количество больше или равно предельному количеству, приведенному в этой таблице;
если опасное вещество, находящееся на объекте, относится к одному из видов, приведенному в таблице 2, и его количество больше или равно предельному количеству, приведенному в этой таблице;
если применяется несколько опасных веществ одной или разных видов опасности и количество каждого вещества меньше предельного количества, приведенного в таблицах 1 и 2, а сумма отношений количества опасных веществ на объекте к их предельному количеству больше или равна единице, т.е. определяется условием:
n
{J [m (i)] / [M (i)]} = 1,
j=1
где: m (i) - количество имеющегося на объекте опасного вещества; M (i) - предельное количество того же вещества в соответствии с настоящим перечнем для всех i от 1 до n;
если расстояние между опасными промышленными объектами менее 500 м учитывается суммарное количество опасного вещества.
По инициативе органа исполнительной власти Республики Казахстан по согласованию с территориальными подразделениями Комитета предельные количества опасных веществ, приведенных в таблицах 1 и 2, могут быть уменьшены.
Как правило, это возможно в случаях, если:
при аварии на промышленном объекте в зону возможного
поражения попадает 10 тыс. и более человек;
расстояние от промышленного объекта до селитебной зоны
составляет менее 500 м;
вблизи промышленного объекта находятся места большого
скопления людей (стадионы, кинотеатры, больницы, рынки, вокзалы,
школы);
на расстоянии менее 500 м от промышленного объекта находятся
транспортные развязки;
имеются другие территориальные особенности, негативно
влияющие на безопасность и здоровье населения, окружающую природную
среду.
Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, следует
применять данные таблицы 2.
Предельные количества опасных веществ, наличие которых на
промышленном объекте является основанием для включения в
перечень опасных объектов, подлежащих декларированию
_______________________________________________________________
Наименование опасного вещества!Предельное количество (в тоннах)
______________________________!________________________________
Аммиак 10
1
Нитрат аммония 1250
2
Нитрат аммония в форме удобрений 5000
Акрилонитрил 200
Хлор 10
Оксид этилена 50
Цианистый водород 20
Фтористый водород 50
Сернистый водород 50
Диоксид серы 200
Триоксид серы 75
Алкилы свинца 50
Фосген 0,75
Метилизоцианат 0,15
Хлорпикрин 0,55
Бромметил 15
Металлил хлорид 20
Соляная кислота 40
Азотная кислота 25
_______________________________________________________________
1)
Нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота
из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также
водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата
аммония более 90% массы.
2)
Простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные
удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет
более 28 процентов массы, сложные удобрения содержащие нитрат
аммония вместе с фосфатом и (или) калием.
Виды опасных веществ, предельные количества которых на
промышленном объекте являются основанием для обязательного
включения в перечень опасных объектов, подлежащих декларированию
_______________________________________________________________
Виды опасных веществ !Предельное количество (в тоннах)
____________________________!__________________________________
Воспламеняющиеся вещества 200
Горючие жидкости, находящиеся на
товарно-сырьевых складах и базах 2500
Горючие жидкости, используемые в
технологическом процессе или
транспортируемые по магистральному
трубопроводу 200
Окисляющие вещества 200
Взрывчатые вещества 25
Токсичные вещества 200
Высокотоксичные вещества 20
Вещества, представляющие опасность
для окружающей среды 200
_______________________________________________________________
Приложение 2
Перечень промышленных объектов, подлежащих
декларированию безопасности
_______________________________________________________________
Полное название ! Вышестоящая !Полное название !Год проведения
организации, поч! организация !опасного промыш-!декларирования
товый адрес, те-!(при наличии)!ленного объекта,!безопасности
лефон,факс, ! !почтовый адрес, !
Е-маil ! !телефон, факс, !
! !Е-маil !
________________!_____________!________________!_______________
1 ! 2 ! 3 ! 4
________________!_____________!________________!_______________
Приложение 3
Требования к структурным элементам
Декларации безопасности
1. Титульный лист
Титульный лист является первой страницей Декларации безопасности, на нем приводятся следующие сведения: регистрационный номер декларации безопасности; гриф утверждения декларации безопасности; наименование декларации безопасности; место и дата составления декларации безопасности.
Форма титульного листа декларации безопасности приведена в приложении N 7 к настоящим Правилам.
Форма Декларации для действующего химически опасного промышленного объекта утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2000 года N 764 "Об утверждении Правил представления и формы Декларации безопасности промышленного объекта".
2. Аннотация
Аннотация содержит: сведения о разработчиках декларации безопасности; краткое изложение основных разделов декларации безопасности с обязательным указанием основных опасностей.
3. Оглавление
Оглавление включает наименование всех разделов и приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы декларации безопасности.
4. Глава "Общая информация"
Глава "Общая информация" содержит: общие сведения о промышленном объекте; общие меры безопасности.
1. Общие сведения о промышленном объекте включают:
1) краткие сведения о промышленном объекте, где приводятся: полное и сокращенное наименование организации; наименование вышестоящего органа, министерства или ведомства (при наличии); наименование должности руководителя организации; полный почтовый адрес организации, телефон, факс, телетайп; краткое описание организации;
2) обоснование идентификации особо опасных производств, входящих в состав объекта, подлежащего декларированию промышленного объекта;
3) перечень особо опасных производств, идентифицированных в соответствии с принципами, установленными в разделе 3 настоящих Правил, с указанием потенциально опасных веществ и их количеств для каждого производства; сведения о включении объекта в Перечень объектов Республики Казахстан с повышенной опасностью, подлежащих декларированию;
4) описание месторасположения промышленного объекта включает: размеры и границы территории промышленного объекта; наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон; данные о топографии района расположения промышленного объекта; сведения о природно-климатических условиях в районе расположения промышленного объекта;
5) данные о персонале и проживающем на территории санитарно-защитной зоны населении включают: сведения о численности и размещении персонала промышленного объекта; сведения о численности персонала на окружающих объектах и (или) организациях, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае промышленной катастрофы (гидродинамической аварии) на подлежащем декларированию безопасности промышленном объекте; сведения о размещении населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае промышленной катастрофы (гидродинамической аварии) на промышленном объекте; наличие и вместимость находящихся в возможной зоне действия поражающих факторов мест массового скопления людей (больниц, детских садов и детских ясель, школ, жилых домов, стадионов, кинотеатров, вокзалов, аэропортов, рынков);
6) данные о наличии наружного противопожарного водоснабжения: пожарных водоемов (расположение, количество, емкость в м3); противопожарного водопровода (диаметр, вид, давление, протяженность); ближайшего водоисточника, расположенного вне территории предприятия; расстояние до ближайшей пожарной части; площадь, этажность, степень огнестойкости, категория по пожаровзрывобезопасности производства;
7) страховые данные включают: наименование и адрес организации, в которой застрахован промышленный объект; вид страхования; максимальный размер застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим и юридическим лицам в случае аварии.
2. Общие меры безопасности включают:
1) перечень необходимых и действующих лицензий на осуществление на промышленном объекте видов деятельности, связанных с повышенной опасностью;
2) характеристику системы контроля за безопасностью на промышленном объекте, сведения об организации служб технического надзора и техники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;
3) характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных о травматизме, аварийности на промышленном объекте, а также осуществлению анализа их основных причин;
4) характеристику профессиональной и противоаварийной подготовки персонала, с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности;
5) мероприятия по обучению персонала способам защиты и действий при авариях;
6) перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение промышленной безопасности;
7) перечень основных нормативных документов, регламентирующих требования по безопасному ведению работ.
5. Глава "Анализ безопасности промышленного объекта"
Глава "Анализ безопасности промышленного объекта" содержит: данные о технологии и аппаратурном оформлении; анализ опасностей и риска; меры по обеспечению безопасности и противоаварийной устойчивости.
3. Данные о технологии и аппаратурном оформлении включают: характеристику опасного вещества; описание технологии; описание технических решений, направленных на обеспечение безопасности; характеристику пунктов управления.
1) Характеристика опасного вещества включает: наименование вещества, химические формулы, состав, данные о взрывопожаробезопасности, токсикологические данные, качественное описание свойств опасного вещества, меры защиты и первой помощи.
Данные оформляются в табличной форме для каждого опасного вещества, количество которого на особо опасном производстве превышает величину порогового количества.
2) Описание технологии включает: принципиальную технологическую схему с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса; план размещения основного технологического оборудования, в котором обращается опасное вещество; перечень оборудования, в котором обращается опасное вещество; данные о распределении опасных веществ (сведения оформляются в виде таблицы).
3) Описание технических решений, направленных на обеспечение безопасности, включает: решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ; решения, направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализацию выбросов опасных веществ; решения по обеспечению взрывопожаробезопасности; описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализации.
4) Характеристика пунктов управления процессом включает: сведения о расположении и оборудовании пункта управления; характеристику противоаварийной устойчивости пункта с точки зрения безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии.
4. Анализ опасностей и риска включает:
1) Сведения об известных авариях, в которых содержатся: данные об авариях и неполадках, имевших место на особо опасном производстве; данные об авариях, имевших место на других аналогичных объектах или авариях, связанных с обращающимся потенциально опасным веществом.
2) Анализ условий возникновения и развития аварий содержит: выявление возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера; определение сценариев возможных аварий с прогнозированием обстановки при авариях; оценку количества опасных веществ, способных участвовать в аварии; обоснование применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета.
3) Оценка риска аварий и чрезвычайных ситуаций содержит: определение возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности; определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий; оценку возможного числа пострадавших, с учетом безвозвратных потерь среди персонала и населения в случае аварии; оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии.
4) Блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения и развития аварий содержит изображение постадийного развития аварий разных уровней в зависимости от масштабов и тяжести последствий.
5) Выводы включают: основные результаты анализа опасностей и риска; перечень разработанных мер по уменьшению риска аварий.
При проведении анализа опасностей и риска рекомендуется применять нормативы и методические материалы, приведенные в приложении N 8.
6. Глава "Обеспечение готовности промышленного объекта к
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
4. Описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях
Описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях включает:
1) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;
2) схемы и порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях;
3) требования к передаваемой при оповещении информации.
5. Описание средств и мероприятий по защите людей; Описание средств и мероприятий по защите людей включает:
1) характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) характеристику мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;
3) характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) наличие и вид стационарной и передвижной пожарной техники, автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, условий хранения взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов;
6) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
6. Порядок организации медицинского обеспечения
Порядок организации медицинского обеспечения в случаях чрезвычайных ситуаций включает:
1) сведения о составе сил медицинского обеспечения на промышленном объекте;
2) порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим.
7. Глава "Информирование общественности"
В указанной главе отражаются:
1) порядок информирования населения и местного исполнительного органа, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях;
2) порядок представления информации, содержащейся в декларации безопасности.
7. Приложение "Ситуационный план"
На ситуационном плане приводятся следующие обозначения:
1) промплощадки промышленного объекта, с экспликацией зданий и сооружений с указанием количества работающих;
2) организаций, населенных пунктов, мест массового скопления людей (больниц, детских садов и детских ясель, школ, жилых домов, стадионов, кинотеатров, вокзалов, аэропортов, рынков), находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной аварии;
3) зон возможного поражения, определенных в разделе "Анализ
безопасности промышленного объекта" с указанием численности людей в
этих зонах и времени достижения поражающих факторов.
8. Приложение "Информационный лист"
Указанное приложение может представляться отдельно от
декларации безопасности по запросам граждан и общественных
организаций и должно содержать:
1) наименование организации, деятельность которой связана с
повышенной опасностью производства;
2) сведения о лице, ответственном за информирование и
взаимодействие с общественностью;
3) краткое описание производственной деятельности;
4) перечень и основные характеристики опасных веществ;
5) краткую информацию о возможных авариях, чрезвычайных
ситуациях и их последствиях;
6) информацию о способах оповещения населения при авариях и
необходимых действиях населения при промышленной катастрофе;
7) сведения об источниках получения дополнительной информации.
Приложение 4
Особые требования к декларации безопасности
проектируемого промышленного объекта
1. В состав раздела "Общая информация":
1. При описании общих сведений о промышленном объекте:
1) не включаются данные о наименовании и адресе организации, в которой застрахован объект, вид страхования и порядок возмещения ущерба;
2) дополнительно включаются сведения об использовании в проекте отчетов по изысканиям в части сейсмичности района площадки строительства, характеристик грунтов, природно-климатических и других внешних воздействий.
2. При описании общих мер безопасности дополнительно включается обоснование численности производственного персонала, персонала технического надзора, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб, с учетом возможности ликвидации последствий аварии.
2. В состав раздела "Анализ безопасности промышленного объекта":
3. В данные о технологии и аппаратурном оформлении дополнительно включаются:
1) обоснование рационального размещения оборудования и помещений, объектов недропользования, магистральных трубопроводов, с учетом: соблюдения разрывов между секциями, производствами, местами хранения взрывопожароопасных и химически опасных веществ; правильности размещения административных, вспомогательных и производственных помещений, пунктов управления технологическим процессом; достаточности условий, обеспечивающих проведение ремонтных и аварийных работ, проведение эвакуации обслуживающего персонала;
2) обоснование выбора строительных конструкций с учетом: стойкости к воздействию поражающих факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях техногенного характера, работы в условиях вибрации и циклических нагрузок, обеспечения устойчивости помещений пунктов управления технологическим процессом;
3) обоснование рационального выбора технологических систем и технических решений с учетом: снижения возможных уровней взрывоопасности входящих блоков путем разделения технологических операций в одну технологическую операцию; введения дополнительных процессов или стадий с целью предотвращения образования взрывоопасной среды;
4) оценку процесса с точки зрения промышленной безопасности с описанием процесса и факторов, влияющих на его протекание; рациональности подбора взаимодействующих компонентов, исходя из условий предупреждения образования взрывопожароопасных смесей и снижения уровня взрывоопасности процесса; данных о тепловых эффектах реакций, в том числе с учетом масштабных факторов при переходе от лабораторного и опытного оборудования к промышленному; эффективности рекомендуемых в проекте методов и средств предотвращения образования осадков, смол, опасных примесей и учетом способов их удаления.
4. При описании технических решений, направленных на обеспечение безопасности, дополнительно включаются:
1) принятые в проекте решения по защите оборудования от разрушений и коррозии, ограничению выбросов в атмосферу взрывопожароопасных и химически опасных веществ;
2) обоснование принятых в проекте решений по бесперебойному энергообеспечению технологического процесса;
3) обоснование принятых в проекте решений по безопасности при транспортировке сырья, готовой продукции и их безопасному хранению.
5. При анализе опасностей и риска не включаются сведения об авариях и неполадках, имевших место на данном особо опасном производстве.
6. В состав приложений к декларации безопасности не включается "Информационный лист".
Приложение 5
Особые требования к декларации безопасности
для действующего промышленного объекта
1. Декларация безопасности для действующего промышленного объекта разрабатывается на основе декларации безопасности, подготовленной в составе проекта.
2. Декларация безопасности для вводимого в эксплуатацию промышленного объекта имеет следующие особенности раздела "Общая информация" - при описании общих мер обеспечения безопасности дополнительно включаются:
1) сведения о реализации проектных решений для каждого особо опасного производства;
2) сведения о приемке особо опасного производства в эксплуатацию.
3. Сведения о реализации проектных решений содержат:
1) перечень согласованных с проектной организацией и внесенных в проект изменений, произведенных в процессе строительства промышленного объекта и влияющих на обеспечение безопасности;
2) подтверждение соответствия технических решений, принятых при строительстве промышленного объекта, проектным решениям и действующим нормам и правилам в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Сведения о приемке потенциально опасного производства в эксплуатацию содержат:
1) данные о проверке и проведении комплексного испытания объектов недропользования, магистральных трубопроводов, основного технологического оборудования, систем автоматического контроля, управления и автоматической противоаварийной защиты, систем противопожарной защиты, систем связи, аварийной сигнализации и оповещения;
2) перечень актов испытания строительных конструкций, основного технологического оборудования контрольно-измерительных приборов и автоматики, систем энергоснабжения, систем вентиляции, систем противопожарной сигнализации, систем аварийного оповещения;
3) перечень разработанной и утвержденной в установленном порядке технической документации, включая технологический регламент, пусковые инструкции, эксплуатационные инструкции, инструкции по рабочим местам, инструкции по технике безопасности и противопожарной безопасности.
5. Декларация безопасности для действующего промышленного объекта на этапе эксплуатации имеет следующие особенности составления раздела "Общая информация" - при описании общих мер безопасности дополнительно включаются:
1) данные о выполнении разработанных мероприятий по предупреждению аварий с учетом анализа основных причин имевших место на промышленном объекте и подобных производствах аварий и промышленных катастроф, сопровождаемых взрывами, пожарами или выбросами в атмосферу опасных веществ;
2) сведения о соблюдении порядка допуска к работе персонала с указанием регулярности проверки знаний норм и правил промышленной безопасности, а также сведения о системе аттестации лиц, ответственных за организацию и проведение работ повышенной опасности, в том числе перечень аттестуемых должностей, регулярность аттестации, сведения об уровне аттестационных комиссий;
3) сведения о выполнении мероприятий по повышению безопасности, предусмотренных вновь введенными нормами и правилами в области промышленной безопасности, республиканскими и целевыми программами в сфере промышленной безопасности, приказами организации, в состав которой входит промышленный объект, или вышестоящей организации;
4) сведения об обслуживании эксплуатируемых потенционально опасных объектов профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями.
6. Декларация безопасности при выводе из эксплуатации промышленного объекта дополнительно включает приложение "Сведения о выводе промышленного объекта (особо опасного производства) из эксплуатации", которое содержит:
1) обоснование безопасного вывода из эксплуатации;
2) информацию о решении, на основе которого производится вывод из эксплуатации;
3) сведения о наличии разработанного и согласованного с соответствующим органом Комитета плана вывода из эксплуатации объекта.
Особые требования к декларации безопасности
гидротехнических сооружений, хвостохранилищ и
шламонакопителей I, II, III классов
1. В состав раздела "Общая информация":
При описании месторасположения объекта дополнительно включаются:
1) гидрологические, гидрогеологические и инженерно-геологические условия района расположения гидротехнического сооружения, хвостохранилища или шламонакопителя (далее - сооружение);
2) границы зоны затопления в случае гидродинамической аварии.
2. В состав общих мер обеспечения безопасности дополнительно включаются сведения о соответствии на момент составления декларации безопасности параметров сооружения проектным.
3. В состав раздела "Анализ безопасности промышленного объекта" включаются:
1) определение соответствия фактических объемов и состава складируемых отходов и жидкостей проектным;
2) описание геологических и гидрогеологических особенностей основания;
3) сейсмологическая характеристика створа сооружения;
4) перечень контролируемых параметров состояния сооружения и их фактические показатели по отношению к предельно допустимым;
5) краткие результаты анализа контрольных и натуральных наблюдений за состоянием сооружения;
6) сведения об имевших место во время эксплуатации авариях и отклонениях от технологического регламента;
7) анализ условий возникновения и развития гидродинамических аварий;
8) оценку риска гидродинамических аварий и чрезвычайных ситуаций;
9) блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и развития гидродинамических аварий;
10) описания технических решений, направленных на обеспечение
устойчивости сооружения (включая характеристику системы мониторинга
и средств противоаварийного назначения);
11) сведения о выполнении мероприятий по результатам
экспертных оценок состояния сооружения (включая мероприятия по
защите от подтопления, заболачивания территории за пределами
сооружения).
4. В качестве приложений к декларации безопасности приводят:
1) план размещения сооружения и прилегающих территорий,
попадающих в зону затопления в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций;
2) характерные поперечные разрезы ограждающих дамб.
(Титульный лист)
-----------------------
(Регистрационный номер)
Утверждаю
--------------------------------
(Руководитель организации, дата)
-------------------------------
(Место печати)
Декларация безопасности
------------------------------------
(Наименование промышленного объекта)
------------------------------------
(Наименование населенного пункта)
Приложение 8
Перечень нормативных и методических материалов,
рекомендуемых для использования при анализе опасностей
и риска возникновения аварий на промышленном объекте
1. Определение категорий помещений, зданий и сооружений по
взрывопожарной и пожарной опасности. РНТП 01-94.
2. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.004-91.
3. Базовые правила пожарной безопасности для объектов всех
форм собственности (БППБ РК-93).
4. Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных и огневых работ (ППВС-01-94).
5. Правила пожарной безопасности в Республике Казахстан. Основные требования. ППБ РК 08-97.
6. Паспорт безопасности вещества (материала). ГОСТ 30333-95.
7. Грузы опасные. Классификация и маркировка. ГОСТ 19433-88-С.1-43.
8. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. 1990. С.1-27.
9. Методика прогнозирования инженерной обстановки на территории городов и регионов при чрезвычайных ситуациях. М, в/ч 52609, 1991 г.
10. Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. М, ВНИИ ГОЧС, 1993 г.
11. Методика оценки последствий землетрясений. В сборнике методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книга 1). М, МЧС России, 1994 г.
12. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги 1 и 2). М., МЧС России, 1994 г.
13. Предупреждение крупных аварий. Практическое руководство. Вклад МБТ в Международную программу по безопасности в химической промышленности, разработанную при участии ЮНЕП, МБТ и ВОЗ. Перевод с английского, под ред. Петросяна Э.В., М., МП "Рароr", 1992 - 256 с.
14. Оценка химической опасности технологических объектов.
Методические рекомендации. Новомосковский институт повышения
квалификации руководящих работников и специалистов химической
промышленности, Тула - 1992 г.
15. Анализ частных факторов взрывоопасности процессов и их
количественная оценка. Методические рекомендации. Новомосковский
институт повышения квалификации руководящих работников и
специалистов химической промышленности, Тула - 1992 г.
16. Методика оценки последствий химических аварий (методика
"ТОКСИ"). М., НТЦ "Промышленная безопасность", 1993 г.
17. Методика оценки последствий аварийных взрывов
топливно-воздушных смесей. М., НТЦ "Промышленная безопасность",
1993 г.
18. Санитарные нормы проектирования производственных
объектов. N 1.01.001-94.
19. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. N 1.02.011-94
от 20.08.94, дополнение N 1.02-001-97.
20. ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. N 3.02.002-97.
21. ПДК химических веществ в почве. N 3.02.002-97 от
24.11.97г.
22. Гигиенические нормативы содержания пестицидов в почве.
N 6.02.002.97 от 24.11.97 г.
23. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от
загрязнения. N 4.01.053.97 от 18.08.97 г.
24. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. М.,
"Транспорт", 1996 г.
25. Декларирование безопасности промышленного объекта. Журнал
"Безопасность труда в промышленности" N 7, 1996 г., стр.2-19.
26. Особенности разработки деклараций безопасности для
предприятий, производящих, хранящих и использующих взрывчатые
материалы. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, выпуск
2, М., 1997 г., стр.3-11.
27. Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий.
Генеральная конференция Международной организации труда, июнь 1993
г.
28. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных
аварий. ООН, Европейская экономическая комиссия, Нью-Йорк и Женева,
1994 г.
Утверждены
Приказом Агентства
Республики Казахстан по
чрезвычайным ситуациям
от 13 июня 2001 г. N 113
Правила проведения экспертизы Декларации безопасности
промышленного объекта
<*>
Сноска. По тексту слова "Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям" заменены словом "Комитет" - приказом и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22 июля 2005 года N
27-1
.
1. Правила проведения экспертизы Декларации безопасности промышленного объекта разработаны во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2000 года N 764 "Об утверждении Правил представления и формы Декларации безопасности промышленного объекта".
2. Соблюдение настоящих Правил обязательно для организаций всех форм собственности, имеющих в своем составе промышленные объекты с особо опасным производством, подлежащие декларированию безопасности (в дальнейшем - организации, подлежащие декларированию) и Комитета по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - Комитет) и его территориальных органов.
<*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - приказом и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 22 июля 2005 года N
27-1
.
3. Правила экспертизы устанавливает цели, порядок организации и проведения экспертизы Декларации безопасности промышленного объекта, требования к составу экспертного заключения.
4. Объектом экспертизы является Декларация безопасности промышленного объекта, подлежащего декларированию по критериям, установленным "Правилами разработки Декларации безопасности промышленного объекта".
5. Целью экспертизы является установление полноты и достоверности информации, представленной в Декларации безопасности проектируемого или действующего промышленного объекта в части соответствия предусмотренных проектом или реализуемых при эксплуатации мер безопасности требованиям действующих норм и правил промышленной безопасности, определение степени выявления опасностей на промышленном объекте и достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
6. Экспертиза Декларации безопасности промышленного объекта проводится Комитетом и его территориальными органами по месту нахождения опасного промышленного объекта.
Срок проведения экспертизы Декларации безопасности промышленного объекта не должен превышать трех месяцев.
Результатом экспертизы является экспертное заключение (положительное или отрицательное), выполненное в соответствие с настоящими требованиями.
7. В случае отрицательного заключения экспертизы и несогласия с выводами экспертного заключения, вынесенного территориальными органами, руководитель организации, подлежащей декларированию, имеет право обратиться непосредственно в Комитет путем подачи заявления.
Заявление оформляется на бланке организации, подлежащей декларированию безопасности, и подписывается ее руководителем.
Комплект документов, прилагаемых к заявлению, должен включать:
Декларацию безопасности промышленного объекта, утвержденную руководителем и заверенную печатью организации, подлежащей декларированию безопасности;
экспертное заключение.
Заявление регистрируется в Комитете в обычном порядке.
Рассмотрение заявления осуществляет постоянно действующая комиссия, формируемая из специалистов Комитета.
Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю и территориальному органу, проводившему экспертизу, не позднее 1 месяца после поступления заявления. В случае удовлетворения заявления организации, Декларация безопасности промышленного объекта считается прошедшей государственную экспертизу.
8. В случае отрицательного заключения экспертизы Декларации безопасности промышленного объекта и несогласии с выводами экспертного заключения, руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, должен устранить отмеченные недостатки, обосновано внести исправления в Декларацию безопасности промышленного объекта и пройти повторную экспертизу.
9. При положительном решении экспертизы, руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, представляет копии Декларации безопасности промышленного объекта и экспертного заключения согласно "Правилам разработки Декларации безопасности промышленного объекта".
10. Экспертное заключение должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование.
Анализ разделов Декларации безопасности промышленного объекта и замечания должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных документов в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При проведении экспертизы анализируются все составные части Декларации безопасности промышленного объекта с обязательным указанием их наименований и номеров.
11. Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:
наименование экспертного заключения (с указанием наименования Декларации безопасности промышленного объекта);
краткую характеристику представленного на экспертизу материала;
сведения о полноте представленной информации по всем разделам и пунктам Декларации безопасности промышленного объекта;
сведения о степени выявления опасностей на промышленном объекте;
сведения о достаточности и соответствии принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил;
сведения по обеспечению безопасности на декларируемом объекте;
рекомендации по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий (при необходимости);
другие замечания по сведениям, представленным в Декларации безопасности промышленного объекта;
выводы, оформленные согласно главе 4 настоящих Правил.
12. При экспертизе сведений об опасности на промышленном объекте необходимо:
оценить обоснованность применяемых при разработке Декларации безопасности промышленного объекта подходов и методов анализа опасностей и риска;
выявить полноту и достоверность выполненных расчетов по анализу опасностей и риска, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
особо изучить условия и возможность выхода поражающих факторов аварии за пределы территории промышленного объекта и последствия воздействия поражающих факторов на население, другие объекты и окружающую природную среду;
оценить адекватность величины застрахованной ответственности за причиненный вред гражданам, юридическим лицам и окружающей природной среде;
оценить наличие и достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в деятельность особо опасных производств промышленного объекта и противодействия террористическим актам.
При необходимости следует указать или обосновать другие рекомендуемые методы анализа опасностей и риска или источники более достоверной исходной информации для расчетов.
13. В случае использования при разработке Декларации безопасности промышленного объекта методических материалов, которые не включены в рекомендованный Комитетом Перечень, в заключении следует дать оценку целесообразности их использования.
14. Экспертное заключение представляется соответствующему органу Комитета, утвержденного руководителем территориального органа, проводившего экспертизу, и заверенное печатью.
15. В экспертном заключении на основании сформулированных ранее замечаний следует сделать выводы о степени соответствия Декларации безопасности промышленного объекта требованиям "Правил разработки Декларации безопасности промышленного объекта".
16. Выводы должны включать обязательную оценку:
полноты, достоверности и правильности информации, представленной в Декларации безопасности промышленного объекта;
соответствия условий эксплуатации (или проекта) действующим нормам и правилам в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
степени выявления опасностей на промышленном объекте;
наличие плана реализации рекомендаций по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий на промышленном объекте;
достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.