Сноска. Утратило силу решением XXII-й сессии маслихата города Алматы IV созыва от 30.10.2009 N 253.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" и представлением акима города Алматы Алматинский городской Маслихат II-го созыва решил:
1. Утвердить программу государственной миграционной политики в городе Алматы и мероприятия по ее реализации, приложение № 1, 2.
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам общественного согласия и духовного развития (Байсарина А.Ж.) и заместителя акима города Алматы Бижанова А.Х.
Председатель IХ-й сессии
Алматинского городского
Маслихата II-го созыва В. Булекбаев
Секретарь Алматинского
городского Маслихата
II-го созыва Ж. Турегельдинов
Приложение № 1
к решению IХ-й сессии
Алматинского городского
Маслихата II-го созыва
от 4 апреля 2001 года
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В ГОРОДЕ АЛМАТЫ
Алматы 2001 г.
П А С П О Р Т
Наименование |
Программа реализации концепции государственной миграционной политики в г. Алматы |
Цель |
Формирование устойчивой миграционной политики, обеспечивающей социальную и экономическую безопасность развитию города Алматы и создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов |
Задачи |
- Сокращение и стабилизация внешних эмиграционных процессов |
Ожидаемые результаты |
Формирование миграционной политики, обеспечивающей создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов. |
Этапы реализации |
Реализация программы ожидается в два этапа: |
В В Е Д Е Н И Е
Программа миграционной политики города Алматы разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 1346 "О Концепции миграционной политики Республики Казахстан" от 5 сентября 2000 года.
Исходной базой при разработке настоящей программы явились:
- цели и задачи, отраженные в Концепции репатриации этнических казахов на историческую родину, Концепциях государственной демографической и миграционной политик Республики Казахстан;
- миграционные процессы, сложившиеся в г. Алматы к началу 2001 года.
Настоящая программа является составной частью "Программы реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан".
Структура и содержание настоящей программы изложены в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 789 от 25 мая 2000 года "Об утверждении Правил разработки программ в Республике Казахстан".
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В Г. АЛМАТЫ
Алматы является одним из самых крупных научных, финансовых, промышленных, культурных, спортивных центров Республики Казахстан. Город имеет достаточно развитую рыночную инфраструктуру, разветвленную сеть международных и внутри республиканских транспортных связей и коммуникаций.
Все вышеотмеченное отразилось и отражается на миграционных процессах, происходящих в городе.
Ретроспективный анализ миграционных процессов г. Алматы показывает, что наблюдавшиеся раннее отрицательные тенденции по механическому движению населения прекратились в последние годы.
В то же время, механический прирост численности населения г. Алматы обусловлен, в основном, за счет внутренней миграции.
Внешняя миграция остается еще отрицательной, как по ближнему, так и по дальнему зарубежью. В 2000 году потери составили 7886 человек, что превышает потери за аналогичный период 1999 года в 1,5 раза. Если в 1999 году за пределы республики выехало 8309 человек, то в 2000 году - 10589 человек (увеличение на 27,4%).
В национальном разрезе из города выезжают, в основном, русские, украинцы, немцы, евреи. Приезжают, в основном, казахи, уйгуры, корейцы, азербайджанцы.
Основной миграционный поток по районам города приходится в большей мере на Алмалинский, Ауэзовский и Бостандыкский районы города.
В миграционный процесс за январь-декабрь 2000 года было вовлечено 43,8 человек (валовая миграция), что на 33,1% больше, чем в 1999 году (Таблица 1).
Сальдо |
Прибыло |
Выбыло |
|
Итого по всем потокам |
2346 |
23069 |
20723 |
Международная миграция |
-7886 |
2703 |
10589 |
- вне стран СНГ |
-1844 |
155 |
1999 |
- страны СНГ |
-6042 |
2548 |
2590 |
Межобластная миграция |
10232 |
20366 |
10134 |
Сравнительный анализ миграционных потоков населения в разрезе трудоспособного возраста за 1999 г. и 2000 г. показывает увеличение доли прибывших в трудоспособном возрасте в 2000 году по сравнению с 1999 годом (таблица 2).
Таблица 2
Миграция лиц трудоспособного возраста г. Алматы
2000 г. |
1999 г. |
Темпы роста % |
|
Моложе трудоспособного возраста |
|||
Сальдо |
-250 |
+93 |
Х |
Трудоспособного возраста |
|||
Сальдо |
+3885 |
+5559 |
69,9 |
Старше трудоспособного возраста |
|||
Сальдо |
-1289 |
-715 |
180,3 |
Как видно из таблицы 2, в 2000 году наблюдалось увеличение общей численности прибывших в трудоспособном возрасте по сравнению с 1999 годом. В то же время выбыло больше, почти в два раза, лиц старше трудоспособного возраста. В противоположность с 1999 годом в 2000 году наблюдалось отрицательное сальдо миграции лиц моложе трудоспособного возраста.
Сопоставительный анализ миграционных потоков по уровню образования показывает увеличение эмиграции более образованного населения. Так, например, в 1999 и 2000 гг. доля выбывших лиц с высшим образованием превзошла их долю по прибытию не менее чем на 10 процентов. Важнейшим направлением деятельности в области миграции в г. Алматы является работа, связанная с репатриантами (оралманами). В 2000 году численность оралманов проживающих в г. Алматы составила 1835 человек или 496 семей (таблица 4).
№ |
Страна прибытия |
Кол-во |
В % к |
Кол-во |
В % к |
1 |
Монголия |
115 |
36,9 |
489 |
41,9 |
2 |
Китай |
188 |
60,3 |
644 |
55,1 |
3 |
Афганистан |
2 |
0,6 |
6 |
0,5 |
4 |
Иран |
2 |
0,6 |
10 |
0,9 |
5 |
Турция |
5 |
1,6 |
19 |
1,6 |
Итого дальнее зарубежье |
312 |
100 |
1168 |
100 |
|
6 |
Россия |
74 |
212 |
||
7 |
Узбекистан |
68 |
297 |
||
8 |
Туркменистан |
14 |
70 |
||
9 |
Кыргызстан |
6 |
14 |
||
10 |
Таджикистан |
19 |
63 |
||
11 |
Латвия |
1 |
4 |
||
12 |
Украина |
2 |
7 |
||
Итого ближнее зарубежье |
184 |
667 |
|||
Всего |
496 |
1835 |
Наибольшая численность оралманов, прибывших из дальнего зарубежья, приходится на Китай - 55,1 % и Монголию - 41,9 %. По ближнему зарубежью наибольшая численность оралманов приходится на Узбекистан и Россию. Из них в 2000 году было принято 17 семей по квоте на 2000 год.
Одним из основных направлений в миграционной политике г. Алматы является работа по приему и рассмотрению ходатайств иностранных граждан о предоставлении им статуса беженцев в Республике Казахстан. Основная масса беженцев прошла официальную регистрацию в 1998 году. На первое января 2001 года официальное количество, приобретших статус беженца по г.Алматы, составляло 754 человека, включая детей. В основном (99 %) это граждане Исламского Государства Афганистан. Большинство из них в стране происхождения занимали высокие государственные посты, обучались в ВУЗах республик бывшего СССР. По национальному составу основной контингент беженцев составляют таджики - 488 человек (64,7 %), пуштуны - 106 человек ( 14 %), хазара - 47 человек (6,2 %), узбеки - 45 человек (5,9 %) и другие национальности - 68 человек (9,0 %).
Не всем обратившимся предоставляется статус беженца. В 2000 году было отказано в предоставлении статуса беженца 108 семьям (146 человек), 175 семей (308 человек) были сняты с учета по различным причинам, в том числе 57 семей (116 человек) из числа ранее признанных беженцами.
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ Г.АЛМАТЫ
Исходя из изложенного выше анализа миграционных процессов в г. Алматы, а также, в соответствии с основными целями и задачами, отраженными в Концепции миграционной политики Республики Казахстан, основной целью Программы миграционной политики г. Алматы является формирование устойчивой миграционной политики, обеспечивающей социальную и экономическую безопасность в развитии города и создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов.
Для достижения поставленной цели перед городскими органами власти стоят следующие задачи:
- сокращение и стабилизация внешних эмиграционных процессов;
- предотвращение утечки интеллектуального потенциала города за пределы страны;
- регулирование и контролирование миграционных процессов, в том числе: планирование и управление трудовой миграцией, "борьба" с нелегальной миграцией;
- всемерное содействие по обустройству оралманов, их эффективной адаптации в "жизнь" города и постепенной интеграции в его социальную среду;
- регулирование процессов, связанных с беженцами направленные, с одной стороны, на их интеграцию в социальную среду и, с другой, на содействие по их возвращению в государства происхождения.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В Г.АЛМАТЫ В 2001-2005 ГГ.
3.1. СОКРАЩЕНИЕ ЭМИГРАЦИИ
Сокращение выезда граждан города за пределы страны является одним из основных направлений миграционной политики в г. Алматы.
Основными инструментами в данном направлении являются:
- ежегодное определение "Индикатора эмиграционного настроения города Алматы (проведение социологических обследований и выявление основных причин эмиграции по национальностям, возрастам и районам города);
- проведение телевизионных, радио передач под рубрикой "Наши соотечественники за рубежом", "Мы родились в Алматы" и т.д.
В целях сокращения "утечки мозгов" будут предусматриваться различные информационные разъяснительные передачи об уровнях жизни в различных странах мира, жизни бывших высококвалифицированных соотечественников за рубежом.
3.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ
Система регулирования и контролирования иммиграционных процессов в городе Алматы будет осуществляться по следующим подсистемам: Внутренняя (межобластная) миграция; подсистема "Репатрианты (оралманы)"; подсистема "Беженецы", подсистема "Трудовая и нелегальная иммиграция".
По подсистеме "Внутренняя (межобластная) миграция" основными инструментами будут:
- создание информационного банка данных по прибывшим и убывшим в различных разрезах (половозрастном, профессиональном, места прибытия и убытия и т.д.);
- ежегодная разработка "портрета внутреннего (межобластного) эмигранта и иммигранта".
По подсистеме "Репатрианты (оралманы)" основными инструментами миграционной политики будут являться:
- создание адаптационных центров;
- обеспечение их жилищными условиями;
- ежегодная разработка программ "Трудоустройство мигрантов (оралманов) - занятость, профессиональное обучение, самозанятость";
- социологические обследования по адаптации и интеграции мигрантов (оралманов) в жизнь города;
- обеспечение социальной помощи - медицинское обеспечение, социальное страхование, предоставление пенсий и пособий и т.д.;
- оказание правовой (юридической) помощи во всех случаях, включая гражданские дела, трудовые споры и т.д.,;
- содействие обучению детей оралманов в школах, колледжах, ВУЗах города и т.д.;
- ежегодное проведение мероприятия "День оралманов г. Алматы".
Основными инструментами миграционной политики по подсистеме "Беженцы" в г. Алматы будут являться в основном почти все мероприятия, предусматриваемые для репатриантов (оралманов), с включением дополнительно следующего:
- создание информационного банка данных по беженцам в г. Алматы;
- создание центров временного размещения и проживания;
- создание специализированных школ для детей беженцев;
- ежегодный контроль всех беженцев соответствию этого статуса;
- содействие беженцам возвращению их в государства происхождения;
- установление контактов с миграционными или другими службами в государствах, являющимися страной происхождения беженцев;
По подсистеме "Трудовая и нелегальная иммиграция" основными инструментами миграционной политики будут являться: - лицензирование деятельности рабочих-иностранцев прибывших в рамках трудовой миграции; - разработка "Системы контроля нелегальной иммиграции". Все вышеизложенное является основными мероприятиями на 2001-2005 годы. В долгосрочной перспективе основными мероприятиями в области миграционной политики в г. Алматы будут являться: - разработка экономических нормативов народонаселения г. Алматы; - разработка миграционной политики г. Алматы в целях обеспечения "Демографического оптимума". 4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основными финансовыми источниками реализации Программы миграционной политики г. Алматы будут являться: - средства бюджета; - средства различных специализированных и международных фондов, в том числе МОМ, УВКБ ООН; - благотворительные отчисления работодателей и граждан города; - другие источники.
Наряду с финансовыми ресурсами при реализации Программы будет широко использоваться идеологическая работа на телевидении, радио в печати.
5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
В результате реализации мероприятий программы в 2030 году в городе Алматы должна сформироваться устойчивая миграционная политика, обеспечивающая социальную и экономическую безопасность развития города и создания всех необходимых условий по реализации прав мигрантов.
Данный интернациональный контингент жителей города будет иметь, в основном, все необходимые условия для адаптации и интеграции в жизнь города. Основными критериями повседневной жизни населения должны являться здоровый образ жизни и повышение материального благосостояния, духовной нравственности в рамках этнокультурных традиций, Конституции Республики Казахстан.
ГЛОССАРИЙ
1. Демографический оптимум - половозрастной состав населения страны, Региона, сбалансированный по возрастным группам и полу.
2. Механическое движение - изменение численности населения, обусловленное его эмиграцией, иммиграцией и перемещениями внутри страны.
3. Отрицательное сальдо миграции - эмиграция превышает иммиграцию.
4. Внутренняя миграция - перемещение населения внутри страны.
5. Внешняя миграция - перемещение населения в пределы (иммиграция) и за пределы (эмиграция) страны.
6. Международная организация миграции (МОМ).
7. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
Председатель IХ-й сессии
Алматинского городского
Маслихата II-го созыва В.Булекбаев
Секретарь Алматинского
городского Маслихата
II-го созыва Ж.Турегельдинов
Приложение 2
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Форма за- вершения |
Источники |
Снижение внешней эмиграции |
|||||
1. |
Разработка "Индикатора эмиграционного настроения города Алматы" |
Управление по |
IV кв. |
Типовая |
Местный |
2. |
Проведение телевизионных, радио передач под рубрикой "Наши соотечественники за рубежом", "Мы родились в Алматы" и т.д |
Городские СМИ, Управление по миграции и демографии |
Регу- лярно |
Теле, радио передача |
Местный бюджет, СМИ |
3. |
Специализированные информационно- разъяснительные передачи об уровнях жизни в различных странах мира, жизни бывших высоко- квалифицированных соотечественников за рубежом |
Городские СМИ, Управление по миграции и демографии |
Регу- лярно |
Теле, радио передача |
Местный бюджет, СМИ |
4. |
Социологические обследования по определению "Индикатора эмиграционного настроения города Алматы" |
Управление по миграции и демографии, Фонды и общественные организации |
Еже- годно |
Краткий аналити- ческий отчет |
Местный бюджет |
5. |
Разработка, для выезжающих за рубеж, буклета "Мой город Алматы" с информацией о правах, гарантиях и возможностях обратного возвращения |
Управление по миграции и демографии |
Регу- лярно |
Буклет |
|
Контроль и регулирование иммиграции |
|||||
"Внутренняя (межобластная) миграция" |
|||||
6. |
Создание информационного банка данных по внутренним мигрантам |
Управление статистики г. Алматы, Управление по миграции и демографии, Управление миграционной полиции |
Еже- годно |
Банк данных |
Местный бюджет |
7. |
Составление "портрета внутреннего (межобластного) эмигранта и иммигранта" |
Управление по миграции и демографии |
Еже- годно |
Краткий |
Местный бюджет |
"Репатрианты (оралманы)" |
|||||
8. |
Создание адаптационного центра |
Аппарат Акима |
2001 |
Адаптаци- |
Местный бюджет |
9. |
Обеспечение репатриантов жилищными условиями |
Управление по миграции и демографии |
Еже- годно |
Выделение жилья
|
Республикан- ский бюджет |
10. |
Выделение желающим земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для компактного расселения |
Департамент архитектуры и градострои- тельства, Комитет по управлению земельными ресурсами, Управление по миграции и демографии |
Еже- годно |
Предос- тавление земельных участков |
Бюджет Республики и Алматы |
11. |
Социологическое обследование по адаптации и интеграции мигрантов (оралманов) в жизнь города |
Управление по миграции и демографии, Фонды и общественные организации |
Посто- янно |
Аналити- |
Местный бюджет, бюджеты фонда |
12. |
Оказание социальной помощи - медицинское обеспечение, социальное страхование, предоставление пенсий и пособий и т.д. |
Департамент труда, занятости и соц.защиты населения, Управление по миграции и демографии |
Местный бюджет |
||
13. |
Оказание правовой (юридической) помощи во всех случаях, включая гражданские дела, трудовые споры и т.д. |
Городские органы по правовой защите, Управление по миграции и демографии |
Социаль- ное обеспе- чение |
Местный бюджет |
|
14. |
Содействие обучению детей оралманов в школах, колледжах, ВУЗах города и т.д. |
Управление по миграции и демографии |
Обучение детей |
Местный бюджет |
|
15. |
Проведение мероприятия "День оралманов г.Алматы" |
Управление по миграции и демографии |
Еже- годно |
Меропри- ятие |
Местный бюджет |
"Беженцы" |
|||||
16. |
Создание информационного банка данных по беженцам г. Алматы |
Управление по миграции и демографии |
Посто- |
Банк данных |
Республи- канский бюджет, УВКБ ООН |
17. |
Создание центров (центра) временного размещения и проживания |
Управление по миграции и демографии, Аппарат акима г.Алматы, УВКБ ООН, МОМ |
2003 |
Центр |
Местный бюджет, Республи- канский бюджет, УВКБ ООН, МОМ |
18. |
Создание специализированных школ (школы) для детей беженцев |
Управление по миграции и демографии, УВКБ ООН |
2001 |
Школа |
УВКБ ООН |
19. |
Контроль всех беженцев соответствию этого статуса |
Управление по миграции и демографии |
Посто- |
Отчет |
|
20. |
Содействие беженцам возвращению их в государства происхождения |
Управление по миграции и демографии, УВКБ ООН, МОМ |
Посто- |
Отчет |
Местный бюджет, УВКБ ООН |
21. |
Установление контактов с миграционными или другими службами в государствах, являющихся страной происхождения беженцев |
Управление по миграции и демографии, УВКБ ООН, МОМ |
Посто- |
Инфор- мация |
УВКБ ООН, МОМ |
"Трудовая и нелегальная иммиграция" |
|||||
22. |
Лицензирование деятельности рабочих-иностранцев прибывших в рамках трудовой миграции |
Управление по миграции и демографии, Комитет по экономике г.Алматы |
Посто- |
Лицензия |
Местный бюджет |
23. |
Разработка "Системы контроля нелегальной иммиграции" |
Управление внутренних дел, КНБ г. Алматы, Управление по миграции и демографии |
С 2002 года |
Система контроля |
Местный бюджет |
Председатель IХ-й сессии
Алматинского городского
Маслихата II-го созыва В.Булекбаев
Секретарь Алматинского
городского Маслихата
II-го созыва Ж.Турегельдинов