Об утверждении программы государственной миграционной политики в городе Алматы

Утративший силу

Решение IX сессии Алматинского городского Маслихата II созыва от 4 апреля 2001 года. Зарегистрировано управлением юстиции города Алматы 24 апреля 2001 года за № 325. Утратило силу решением маслихата города Алматы от 30.10.2009 N 253

      Сноска. Утратило силу решением XXII-й сессии маслихата города Алматы IV созыва от 30.10.2009 N 253.

      В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" и представлением акима города Алматы Алматинский городской Маслихат II-го созыва решил:
 
      1. Утвердить программу государственной миграционной политики в городе Алматы и мероприятия по ее реализации, приложение № 1, 2.

      2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам общественного согласия и духовного развития (Байсарина А.Ж.) и заместителя акима города Алматы Бижанова А.Х.

      

       Председатель IХ-й сессии
      Алматинского городского
      Маслихата II-го созыва            В. Булекбаев
 

      Секретарь Алматинского
      городского Маслихата
      II-го созыва                      Ж. Турегельдинов

      

      
Приложение № 1
к решению IХ-й сессии
Алматинского городского
Маслихата II-го созыва
от 4 апреля 2001 года

      
 
 
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В ГОРОДЕ АЛМАТЫ

      

Алматы 2001 г.

П А С П О Р Т

      


Наименование


Программа реализации концепции государственной миграционной политики в г. Алматы


Цель


Формирование устойчивой миграционной политики, обеспечивающей социальную и экономическую безопасность развитию города Алматы и создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов


Задачи


- Сокращение и стабилизация внешних эмиграционных процессов
- предотвращение утечки интеллектуального потенциала города за пределы страны;
- регулирование и контролирование миграционных процессов, в том числе: планирование и управление трудовой миграцией, "борьба" с нелегальной миграцией;
- всемерное содействие по обустройству оралманов, их эффективной адаптации в "жизнь" города и постепенной интеграции в его социальную среду;
- регулирование процессов связанных с беженцами направленных, с одной стороны, на их интеграцию в социальную среду и, с другой, на содействие по их возвращению в государства происхождения


Ожидаемые результаты


Формирование миграционной политики, обеспечивающей создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов.
Данный интернациональный контингент жителей города будет иметь, в случае желания все необходимые условия для его адаптации и интеграции в жизнь города. Основными критериями их повседневной жизни будут являться здоровый образ жизни и повышение материального благосостояния, духовной нравственности в рамках этнокультурных традиций, Конституции Республики Казахстан.

Этапы реализации

Реализация программы ожидается в два этапа:
1 этап - 2001-2005г.г.;
2 этап - 2005-2030г.г.
Данная Программа и План мероприятий раскрывают и конкретизируют, в основном, первый этап. Второй этап отражен концептуально.

      

В В Е Д Е Н И Е

      
      Программа миграционной политики города Алматы разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 1346 "О Концепции миграционной политики Республики Казахстан" от 5 сентября 2000 года.
      Исходной базой при разработке настоящей программы явились:
      - цели и задачи, отраженные в Концепции репатриации этнических казахов на историческую родину, Концепциях государственной демографической и миграционной политик Республики Казахстан;
      - миграционные процессы, сложившиеся в г. Алматы к началу 2001 года.
      Настоящая программа является составной частью "Программы реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан".
      Структура и содержание настоящей программы изложены в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 789 от 25 мая 2000 года "Об утверждении Правил разработки программ в Республике Казахстан".

      
 
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В Г. АЛМАТЫ

       
      Алматы является одним из самых крупных научных, финансовых, промышленных, культурных, спортивных центров Республики Казахстан. Город имеет достаточно развитую рыночную инфраструктуру, разветвленную сеть международных и внутри республиканских транспортных связей и коммуникаций.
      Все вышеотмеченное отразилось и отражается на миграционных процессах, происходящих в городе.
      Ретроспективный анализ миграционных процессов г. Алматы показывает, что наблюдавшиеся раннее отрицательные тенденции по механическому движению населения прекратились в последние годы.
      В то же время, механический прирост численности населения г. Алматы обусловлен, в основном, за счет внутренней миграции.
      Внешняя миграция остается еще отрицательной, как по ближнему, так и по дальнему зарубежью. В 2000 году потери составили 7886 человек, что превышает потери за аналогичный период 1999 года в 1,5 раза. Если в 1999 году за пределы республики выехало 8309 человек, то в 2000 году - 10589 человек (увеличение на 27,4%).
      В национальном разрезе из города выезжают, в основном, русские, украинцы, немцы, евреи. Приезжают, в основном, казахи, уйгуры, корейцы, азербайджанцы.
      Основной миграционный поток по районам города приходится в большей мере на Алмалинский, Ауэзовский и Бостандыкский районы города.
      В миграционный процесс за январь-декабрь 2000 года было вовлечено 43,8 человек (валовая миграция), что на 33,1% больше, чем в 1999 году (Таблица 1).


Сальдо
миграции

Прибыло

Выбыло

Итого по всем потокам
в том числе:

2346

23069

20723

Международная миграция

-7886

2703

10589

- вне стран СНГ

-1844

155

1999

- страны СНГ

-6042

2548

2590

Межобластная миграция

10232

20366

10134

      Сравнительный анализ миграционных потоков населения в разрезе трудоспособного возраста за 1999 г. и 2000 г. показывает увеличение доли прибывших в трудоспособном возрасте в 2000 году по сравнению с 1999 годом (таблица 2).

      Таблица 2

Миграция лиц трудоспособного возраста г. Алматы

      


2000 г.

1999 г.

Темпы роста %

Моложе трудоспособного возраста

Сальдо

-250

+93

Х

Трудоспособного возраста

Сальдо

+3885

+5559

69,9

Старше трудоспособного возраста

Сальдо

-1289

-715

180,3

   

       Как видно из таблицы 2, в 2000 году наблюдалось увеличение общей численности прибывших в трудоспособном возрасте по сравнению с 1999 годом. В то же время выбыло больше, почти в два раза, лиц старше трудоспособного возраста. В противоположность с 1999 годом в 2000 году наблюдалось отрицательное сальдо миграции лиц моложе трудоспособного возраста.
      Сопоставительный анализ миграционных потоков по уровню образования показывает увеличение эмиграции более образованного населения. Так, например, в 1999 и 2000 гг. доля выбывших лиц с высшим образованием превзошла их долю по прибытию не менее чем на 10 процентов. Важнейшим направлением деятельности в области миграции в г. Алматы является работа, связанная с репатриантами (оралманами). В 2000 году численность оралманов проживающих в г. Алматы составила 1835 человек или 496 семей (таблица 4).

Страна прибытия

Кол-во
семей

В % к
итогу

Кол-во
чел-к

В % к
итогу

1

Монголия

115

36,9

489

41,9

2

Китай

188

60,3

644

55,1

3

Афганистан

2

0,6

6

0,5

4

Иран

2

0,6

10

0,9

5

Турция

5

1,6

19

1,6


Итого дальнее зарубежье

312

100

1168

100

6

Россия

74


212


7

Узбекистан

68


297


8

Туркменистан

14


70


9

Кыргызстан

6


14


10

Таджикистан

19


63


11

Латвия

1


4


12

Украина

2


7



Итого ближнее зарубежье

184


667



Всего

496


1835


                                     
      Наибольшая численность оралманов, прибывших из дальнего зарубежья, приходится на Китай - 55,1 % и Монголию - 41,9 %. По ближнему зарубежью наибольшая численность оралманов приходится на Узбекистан и Россию. Из них в 2000 году было принято 17 семей по квоте на 2000 год.
      Одним из основных направлений в миграционной политике г. Алматы является работа по приему и рассмотрению ходатайств иностранных граждан о предоставлении им статуса беженцев в Республике Казахстан. Основная масса беженцев прошла официальную регистрацию в 1998 году. На первое января 2001 года официальное количество, приобретших статус беженца по г.Алматы, составляло 754 человека, включая детей. В основном (99 %) это граждане Исламского Государства Афганистан. Большинство из них в стране происхождения занимали высокие государственные посты, обучались в ВУЗах республик бывшего СССР. По национальному составу основной контингент беженцев составляют таджики - 488 человек (64,7 %), пуштуны - 106 человек ( 14 %), хазара - 47 человек (6,2 %), узбеки - 45 человек (5,9 %) и другие национальности - 68 человек (9,0 %).
      Не всем обратившимся предоставляется статус беженца. В 2000 году было отказано в предоставлении статуса беженца 108 семьям (146 человек), 175 семей (308 человек) были сняты с учета по различным причинам, в том числе 57 семей (116 человек) из числа ранее признанных беженцами.

      
 
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ Г.АЛМАТЫ
 

      
      Исходя из изложенного выше анализа миграционных процессов в г. Алматы, а также, в соответствии с основными целями и задачами, отраженными в Концепции миграционной политики Республики Казахстан, основной целью Программы миграционной политики г. Алматы является формирование устойчивой миграционной политики, обеспечивающей социальную и экономическую безопасность в развитии города и создание всех необходимых условий по реализации прав мигрантов.
      Для достижения поставленной цели перед городскими органами власти стоят следующие задачи:
      - сокращение и стабилизация внешних эмиграционных процессов;
      - предотвращение утечки интеллектуального потенциала города за пределы страны;
      - регулирование и контролирование миграционных процессов, в том числе: планирование и управление трудовой миграцией, "борьба" с нелегальной миграцией;
      - всемерное содействие по обустройству оралманов, их эффективной адаптации в "жизнь" города и постепенной интеграции в его социальную среду;
      - регулирование процессов, связанных с беженцами направленные, с одной стороны, на их интеграцию в социальную среду и, с другой, на содействие по их возвращению в государства происхождения.
 

      
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В Г.АЛМАТЫ В 2001-2005 ГГ.
 

3.1. СОКРАЩЕНИЕ ЭМИГРАЦИИ

      
      Сокращение выезда граждан города за пределы страны является одним из основных направлений миграционной политики в г. Алматы.
      Основными инструментами в данном направлении являются:
      - ежегодное определение "Индикатора эмиграционного настроения города Алматы (проведение социологических обследований и выявление основных причин эмиграции по национальностям, возрастам и районам города);
      - проведение телевизионных, радио передач под рубрикой "Наши соотечественники за рубежом", "Мы родились в Алматы" и т.д.
      В целях сокращения "утечки мозгов" будут предусматриваться различные информационные разъяснительные передачи об уровнях жизни в различных странах мира, жизни бывших высококвалифицированных соотечественников за рубежом.

      
 
3.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ

      
      Система регулирования и контролирования иммиграционных процессов в городе Алматы будет осуществляться по следующим подсистемам: Внутренняя (межобластная) миграция; подсистема "Репатрианты (оралманы)"; подсистема "Беженецы", подсистема "Трудовая и нелегальная иммиграция".
      По подсистеме "Внутренняя (межобластная) миграция" основными инструментами будут:
      - создание информационного банка данных по прибывшим и убывшим в различных разрезах (половозрастном, профессиональном, места прибытия и убытия и т.д.);
      - ежегодная разработка "портрета внутреннего (межобластного) эмигранта и иммигранта".
      По подсистеме "Репатрианты (оралманы)" основными инструментами миграционной политики будут являться:
      - создание адаптационных центров;
      - обеспечение их жилищными условиями;
      - ежегодная разработка программ "Трудоустройство мигрантов (оралманов) - занятость, профессиональное обучение, самозанятость";
      - социологические обследования по адаптации и интеграции мигрантов (оралманов) в жизнь города;
      - обеспечение социальной помощи - медицинское обеспечение, социальное страхование, предоставление пенсий и пособий и т.д.;
      - оказание правовой (юридической) помощи во всех случаях, включая гражданские дела, трудовые споры и т.д.,;
      - содействие обучению детей оралманов в школах, колледжах, ВУЗах города и т.д.;
      - ежегодное проведение мероприятия "День оралманов г. Алматы".
      Основными инструментами миграционной политики по подсистеме "Беженцы" в г. Алматы будут являться в основном почти все мероприятия, предусматриваемые для репатриантов (оралманов), с включением дополнительно следующего:
      - создание информационного банка данных по беженцам в г. Алматы;
      - создание центров временного размещения и проживания;
      - создание специализированных школ для детей беженцев;
      - ежегодный контроль всех беженцев соответствию этого статуса;
      - содействие беженцам возвращению их в государства происхождения;
      - установление контактов с миграционными или другими службами в государствах, являющимися страной происхождения беженцев;
      По подсистеме "Трудовая и нелегальная иммиграция" основными инструментами миграционной политики будут являться: - лицензирование деятельности рабочих-иностранцев прибывших в рамках трудовой миграции; - разработка "Системы контроля нелегальной иммиграции". Все вышеизложенное является основными мероприятиями на 2001-2005 годы. В долгосрочной перспективе основными мероприятиями в области миграционной политики в г. Алматы будут являться: - разработка экономических нормативов народонаселения г. Алматы; - разработка миграционной политики г. Алматы в целях обеспечения "Демографического оптимума". 4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основными финансовыми источниками реализации Программы миграционной политики г. Алматы будут являться: - средства бюджета; - средства различных специализированных и международных фондов, в том числе МОМ, УВКБ ООН; - благотворительные отчисления работодателей и граждан города; - другие источники.
      Наряду с финансовыми ресурсами при реализации Программы будет широко использоваться идеологическая работа на телевидении, радио в печати.

      
 
5. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

      
      В результате реализации мероприятий программы в 2030 году в городе Алматы должна сформироваться устойчивая миграционная политика, обеспечивающая социальную и экономическую безопасность развития города и создания всех необходимых условий по реализации прав мигрантов.
      Данный интернациональный контингент жителей города будет иметь, в основном, все необходимые условия для адаптации и интеграции в жизнь города. Основными критериями повседневной жизни населения должны являться здоровый образ жизни и повышение материального благосостояния, духовной нравственности в рамках этнокультурных традиций, Конституции Республики Казахстан.

      

ГЛОССАРИЙ

      1. Демографический оптимум - половозрастной состав населения страны, Региона, сбалансированный по возрастным группам и полу.

      2. Механическое движение - изменение численности населения, обусловленное его эмиграцией, иммиграцией и перемещениями внутри страны.

      3. Отрицательное сальдо миграции - эмиграция превышает иммиграцию.

      4. Внутренняя миграция - перемещение населения внутри страны.

      5. Внешняя миграция - перемещение населения в пределы (иммиграция) и за пределы (эмиграция) страны.

      6. Международная организация миграции (МОМ).

      7. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

      

       Председатель IХ-й сессии
      Алматинского городского
      Маслихата II-го созыва           В.Булекбаев

      Секретарь Алматинского
      городского Маслихата
      II-го созыва                     Ж.Турегельдинов

      

      Приложение 2

      

      ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Ответственные
исполнители

Сроки

Форма за- вершения

Источники
финансирования

Снижение внешней эмиграции

1.

Разработка "Индикатора эмиграционного настроения города Алматы"

Управление по
миграции и
демографии, Фонды и общественные организации

IV кв.
2001г.

Типовая
анкета

Местный
бюджет

2.

Проведение телевизионных, радио передач под рубрикой "Наши соотечественники  за рубежом", "Мы родились в Алматы" и т.д

Городские СМИ, Управление по миграции и демографии

Регу- лярно

Теле, радио передача

Местный бюджет, СМИ

3.

Специализированные информационно- разъяснительные передачи об уровнях жизни в различных странах мира, жизни бывших высоко- квалифицированных соотечественников за рубежом

Городские СМИ, Управление по миграции и демографии

Регу- лярно

Теле, радио передача

Местный бюджет, СМИ

4.

Социологические обследования по определению "Индикатора эмиграционного настроения города Алматы"

Управление по миграции и демографии, Фонды и общественные организации

Еже- годно

Краткий аналити-  ческий отчет

Местный бюджет


5.


Разработка, для выезжающих за рубеж, буклета "Мой город Алматы" с информацией о правах, гарантиях и возможностях обратного возвращения


Управление по миграции и демографии


Регу- лярно


Буклет



Контроль и регулирование иммиграции

"Внутренняя (межобластная) миграция"

6.

Создание информационного банка данных по внутренним мигрантам

Управление статистики г. Алматы, Управление по миграции и демографии, Управление миграционной полиции

Еже- годно

Банк данных

Местный бюджет

7.

Составление "портрета внутреннего (межобластного) эмигранта и иммигранта"

Управление по миграции и демографии

Еже- годно

Краткий
аналити-
ческий
отчет

Местный бюджет

"Репатрианты (оралманы)"

8.

Создание адаптационного центра

Аппарат Акима
г.Алматы, Управление по миграции и демографии

2001

Адаптаци-
онный центр

Местный бюджет

9.

Обеспечение репатриантов жилищными условиями

Управление по миграции и демографии

Еже- годно

Выделение жилья

 

Республикан- ский бюджет

10.

Выделение желающим земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для компактного расселения

Департамент архитектуры и градострои- тельства, Комитет по управлению земельными ресурсами, Управление по миграции и демографии

Еже- годно

Предос- тавление земельных участков

Бюджет Республики и Алматы

11.

Социологическое обследование по адаптации и интеграции мигрантов (оралманов) в жизнь города

Управление по миграции и демографии, Фонды и  общественные организации

Посто- янно

Аналити-
ческий
отчет

Местный бюджет, бюджеты фонда

12.

Оказание социальной помощи - медицинское обеспечение, социальное страхование, предоставление пенсий и пособий и т.д.

Департамент труда, занятости  и соц.защиты  населения, Управление по миграции и демографии



Местный бюджет

13.

Оказание правовой  (юридической) помощи во всех случаях, включая гражданские дела, трудовые споры и т.д.

Городские органы по правовой защите, Управление по миграции и демографии


Социаль- ное обеспе- чение

Местный бюджет

14.

Содействие обучению детей оралманов в школах, колледжах, ВУЗах города и т.д.

Управление по миграции и демографии


Обучение детей

Местный бюджет

15.

Проведение мероприятия "День оралманов г.Алматы"

Управление по миграции и демографии

Еже- годно

Меропри- ятие

Местный бюджет

"Беженцы"

16.

Создание информационного банка данных по беженцам г. Алматы

Управление по миграции и демографии

Посто-
янно

Банк данных

Республи- канский бюджет, УВКБ ООН

17.

Создание центров (центра) временного размещения и проживания

Управление по миграции и демографии, Аппарат акима г.Алматы, УВКБ ООН, МОМ

2003

Центр

Местный бюджет, Республи- канский бюджет, УВКБ ООН, МОМ

18.

Создание специализированных школ (школы) для детей беженцев

Управление по миграции и демографии,  УВКБ ООН

2001

Школа

УВКБ ООН

19.

Контроль всех беженцев соответствию этого статуса

Управление по миграции и демографии

Посто-
янно

Отчет


20.

Содействие беженцам возвращению их в государства происхождения

Управление по миграции и демографии,  УВКБ ООН, МОМ

Посто-
янно

Отчет

Местный бюджет, УВКБ ООН

21.

Установление контактов с миграционными или другими службами в государствах, являющихся страной  происхождения беженцев

Управление по миграции и демографии,  УВКБ ООН, МОМ

Посто-
янно

Инфор- мация

УВКБ ООН, МОМ

"Трудовая и нелегальная иммиграция"

22.

Лицензирование деятельности рабочих-иностранцев прибывших в рамках трудовой миграции

Управление по миграции и демографии, Комитет по экономике г.Алматы

Посто-
янно

Лицензия

Местный бюджет

23.

Разработка "Системы контроля нелегальной иммиграции"

Управление внутренних дел, КНБ г. Алматы, Управление по миграции и демографии

С 2002 года

Система контроля

Местный бюджет

      Председатель IХ-й сессии
      Алматинского городского
      Маслихата II-го созыва           В.Булекбаев

      Секретарь Алматинского
      городского Маслихата
      II-го созыва                     Ж.Турегельдинов

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.