Сноска. Утратило силу - решением Алматинского областного маслихата от 14.01.2011 N 41-234
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" Алматинский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить "Экологическую программу Алматинской области на период до 2010 года", согласно приложения N 1.
2. Утвердить план природоохранных мероприятий и научно-исследовательских работ на 2003 год, согласно приложения N 2.
3. Рекомендовать акимам районов и городов, руководителям областных управлений, комитетов в своей деятельности по реализации указанной программы глубоко изучить состояние и осуществлять конкретные меры природоохранной работы по каждому подведомственному предприятию, повышать ответственность руководителей, акимов сельских округов за безусловное их выполнение.
4. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию областного маслихата по аграрным вопросам и экологии (А. Зияданов), заместителя Акима области (А. Тойбаева).
Председатель сессии
областного маслихата С. Чурегеев
Секретарь
областного маслихата Е. Жунусбеков
Приложение N 1
к решению Алматинского
областного маслихата
от 26 декабря 2002 года
Экологическая программа Алматинской области
на период до 2010 года
ВВЕДЕНИЕ
Алматинская область - это регион с богатыми природными ресурсами потенциально способствующие высокому уровню развития экономики. Однако исторически сложившаяся, ресурсно-сырьевая и монокультурная система природопользования и осуществляемое без учета природных условий, национальных традиций хозяйствование как в целом по Республике, так и в Алматинской области, привели к образованию множества экологических проблем.
Опыт стран, прошедших этап перехода к рыночной экономике и анализ социально-экономического и экологического состояния региона показывает, что в области имеются возможности для решения этой задачи:
- идет процесс совершенствования законодательно-нормативной базы;
- усиливается роль местного самоуправления;
- имеются перспективы для экономического стимулирования природоохранной деятельности и резервы ресурсосбережения;
- создаются условия для новых технологий;
- совершенствуется процесс экологического образования.
Внедрение этих и других рычагов стимулирования природоохранной деятельности позволяют достигнуть сбалансированное, устойчивое развитие региона и обеспечить благоприятные условия проживания населения.
Как показала практика организации природоохранной работы в Республике Казахстан, а также опыт других стран, одними из наиболее важных документов, в которых определяются основные направления деятельности по охраны природы и здоровья населения в регионах республик, являются Региональные Комплексные программы охраны окружающей Среды.
Экологические Программы - это своего рода экологический аудит, направленный на комплексное определение экологических последствий предыдущей деятельности и на подготовку основы для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и представляют из себя документы, в которых содержатся: анализ географических, климатических, природно-ресурсных и социально-экономических условий на территории области или города; приводится оценка экологической обстановки; определяются приоритетные направления природоохранной деятельности на ближайшие 3-5 лет и на перспективу, с указанием конкретных мероприятий, их целей и задач, сроков исполнения, основных возможных исполнителей и ориентировочных источников финансирования.
Природная среда Алматинской области испытывает достаточно высокие техногенные нагрузки предприятий энергетики, добывающих и перерабатывающих предприятий, аграрного комплекса. В ряде районов сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка. Наиболее опасные проявления данной ситуации опустынивание, деградация почв, истощение и загрязнение водных ресурсов, сокращение и разрушение биологического разнообразия. При сложившейся ситуации, для решения всего многообразия экологических проблем требуется не один год и серьезные финансовые средства. Для эффективного и рационального использования финансовых ресурсов необходимо определить стратегию природоохранной деятельности в регионе и приоритетные направления.
"Экологическая программа Алматинской области на период до 2010 года выполнена по заданию Алматинского областного управления охраны окружающей среды на основании договора от 15 августа 2000 г. При разработке Программы основополагающими документами были: основные стратегические направления развития Республики Казахстан на период до 2030 года, содержащиеся в обращении Президента Н.А. Назарбаева к народу Казахстана; положения Концепции экологической безопасности Республики Казахстан; стратегия природоохранной деятельности в Республике Казахстан; Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей Среды" и другие природоохранные Законы, принятые в последнее время. При составлении Программы в обязательном порядке учитывались важнейшие направления социально-экономического развития региона.
Ответственным разработчиком Экологической программы Алматинской области является Научно-производственный центр "ЭКОН". При выполнении отдельных разделов принимали участие специалисты Национальной академии РК, КазНИИМОСК, АО Гидромониторинг, КазГУ им. Аль-Фараби.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Проблема комплексного решения различных аспектов охраны окружающей среды сдерживается экономическими и социальными проблемами, имеющими место в условиях перехода к новой экономической политики Республики Казахстан. Однако непринятие, адекватных экологической обстановке, мер, наносит ущерб окружающей природной среде и здоровью населения. Учитывая сложившуюся эколого-экономическую ситуацию, разработка настоящего документа базировалась на принципах:
- Обеспечение благоприятной экологической среды Алматинской области;
- Создание перспективного экономического и правового механизма стимулирующего природоохранную деятельность
Цель программы
Основной целью программы является разработка и реализация комплекса мероприятий по восстановлению и охране окружающей природной среды.
Задачи программы
Основные задачи программы:
- снижение уровня антропогенного воздействия на окружающую среду (сокращение вредных выбросов в атмосферу, охрана водных ресурсов, утилизация промышленных и бытовых отходов, охрана и рациональное использование земель);
- комплексное изучение и гигиеническая оценка качества окружающей среды, и их влияние на формирование здоровья населения;
- создание базы данных экологической информации;
- расширение сети наблюдений, контроля;
- создание элементов мониторинга за состоянием природной среды;
- разработка единой региональной системы нормативных требований к состоянию окружающей среды и использованию природных ресурсов;
- стимулирование внедрения "чистых" технологий;
- совершенствование природоохранного законодательства системы общегосударственного контроля за состоянием природной среды;
- приоритетное решение важнейших научных проблем природопользования;
- использование достижений науки и техники для восстановления природной среды.
Реализация программы должна привести к снижению уровней загрязнения, деградации и истощении окружающей природной среды; к созданию комплекса экологических нормативов, требований, методик, технических и технологических средств, позволяющих устранить или заблокировать проблемы; сделать прогнозы негативных тенденций, предусмотреть соответствующие превентивные меры.
2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ Виды деградации природной среды
Анализ состояния окружающей природной среды в Алматинской области показал, что в результате взаимодействия природных и хозяйственных объектов сформированы определенные эколого-хозяйственные системы. Уровень и характер этого взаимодействия определяет различную степень деградации природной среды и ее ресурсов, и проявляется в качественном и количественном состоянии различных экосистем региона.
В Алматинской области выявлены следующие виды деградации природной среды.
1. Ветровая эрозия почв распространена преимущественно в засушливых районах Алматинской области с активным ветровым режимом.
Выделяются 7 почвенно-эрозионных районов с усиленным проявлением ветровой эрозии. Панфиловский долинный, где на распаханных участках возможна ветровая и ирригационная эрозия; Каратальский подгорный район со средней и сильной ветровой эрозией;
Аксуский подгорно-равнинный район, где наблюдаются процессы ветровой эрозии на супесчаных почвах и распространена ирригационная эрозия; Лепсинский мелкосопочно-равнинный район средне и сильно подверженный ветровой эрозии; Сасыкколь-Алакульский равнинный район, где ветровой эрозии подвергнуты массивы песков и песчаных почв; Учаральский низкогорно-равнинный район, средне- и сильно подверженный ветровой эрозии и Алакульский подгорно-равнинный район со слабой степенью проявления ветровой эрозии.
2. Водная эрозия представляет потенциальную опасность в зоне предгорных наклонных равнин Заилийского Алатау, межгорных долин Кегеня и Нарынкола, имеющих значительный уклон и расчлененность территории, и особенно в хозяйствах Карасайского, Жамбылского, Енбекшиказахского и Кербулакского районов. В зоне обеспеченной и полуобеспеченной осадками богары практически все богарные посевы расположены на склонах крутизной от 2 до 12 0 и более. Механический состав склоновых почв, сформированных на лессовидных почвообразующих породах, обуславливает их податливость к смыву. Овражная эрозия проявляется в хозяйствах Карасайского и Енбекшиказахского районов.
Большой вред приносит эрозия на естественных кормовых угодьях Алматинской области, особенно на пастбищах, расположенных на склонах. Это является причиной разрушения дернины, выпада ценных компонентов пастбищных трав, особенно злаковых.
3. Деградация пастбищ. В Алматинской области пастбища занимают 14449,9 тыс. га или 64 % площади области. Разнообразие природных условий области определило широкий набор различных типов пастбищ: от пустынных равнинных до высокогорных. Интенсивное использование пастбищных экосистем привело к их значительной антропогенной нарушенности. В настоящее время в результате чрезмерного выпаса и вырубки кустарников, особенно саксаула на топливо, пески до 50-60 % подвержены умеренной и сильной степени деградации. По этой же причине, около 10 % песчаных вершин разбиты. Урожайность засоренных и сильно деградированных пастбищ не превышает 0,5-0,9 ц/га.
В настоящее время, пастбищные экосистемы между южными склонами хребта Джунгарского Алатау и северными склонами Заилийского Алатау имеют урожайностью 1,0-2,4 ц/га, используются в весенне-летне-осеннее время и являются умеренно деградированными.
В результате повсеместного освоения территории под орошаемое и богарное земледелие большая часть пастбищ предгорья от 700 до 1000м подвержены умеренной и сильной деградации. В Карасайском, Талгарском, Енбекшиказахском районах пастбища сильно сбиты и вытоптаны.
Высокогорные пастбища также подвержены антропогенной нагрузке, что привело к сильной деградации, урожайность снизилась с 6-9 ц/га до 1,5-2,0 ц/га. В травостое стал преобладать типчак и манжетки. Повсеместно развита тропинчатость. Из высокогорных пастбищ в Алматинской области особенно сильно деградированы пастбища урочищ Ассы, Ушконур, верховий реки Казачки.
Основные сенокосные угодья в Алматинской области распространены в поймах рек (Или, Каратал, Лепсы, Каратал и т.д.), вокруг озер (Балхаш, Алаколь), а также в горах и занимают 449 тыс. га. На равнине основу сенокосов составляют тростниковые, осоково-тростниковые заросли на лугово-болотных почвах с урожайностью 30-50 ц/га, тростниково-пырейные, разнотравно-крупнозлаковые, ажреково-солодковые луга на аллювиально-луговых почвах с урожайностью 7-15 ц/га. Сенокосные угодья Алматинской области в настоящее время сильно деградированы. Основными причинами следует считать изменение гидрологического режима водных объектов и нерациональное сенокошение.
4. Вырубка леса. Леса Алматинской области представлены тремя категориями: горными елово-лиственными, тугайными и пустынными лесами.
Горные леса Северного Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау занимают общую площадь свыше 370 тыс. га, из них на долю хвойных пород приходится 135 тыс. га или 36,5 %.
Тугайные леса приурочены к поймам рек Балхашского бассейна, их покрытая лесом площадь составляет 81 тыс. га. Эти леса имеют большое значение в охране водных ресурсов при их транзите в оз. Балхаш. Благодаря скрепляющему действию корневых систем, эти леса надежно защищают берега от подмывов и размывов, ослабевают проявления оползневых процессов, обеспечивая тем самым стабилизацию русла рек.
Пустынные леса Прибалхашья расположены к югу от оз. Балхаш на песчаных массивах Таукум, Сары-Ишикотрау и в Джунгарской котловине. Главная порода саксаул. Покрытая лесом площадь составляет 1772 тыс. га. Саксауловые леса закрепляют пески, препятствуют образованию песчаных бурь, защищают от заносов реки и каналы, населенные пункты и дороги, способствуют увеличению кормовой емкости пустынных и полупустынных пастбищ. В 1963 году в горных лесах области были запрещены сплошнолесосечные рубки и ликвидированы лесозаготовительные предприятия. Однако в некоторых районах Джунгарского Алатау и Северного Тянь-Шаня наблюдается браконьерская рубка леса. В последние годы происходит ухудшение состояния тугайных лесов в результате зарегулирования стока р. Или и большого забора воды для орошения. Большое количество тугайных и саксауловых лесов было вырублено местным населением на топливо. Все это привело к деградации тугайной растительности, сокращению площади лесов.
5. Загрязнение воздуха. Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в 2000 году составили по территории Алматинской области 295,5 тыс. т. Причем, большая часть из них - 128,0 тыс. т составляют выбросы от автомобильного транспорта. Следует отметить, что в г. Алматы выбросы данного вида источников образуют около 79 % от общей массы, в то время как на остальной территории, эта цифра составляет в среднем 62,8 %. Однако поток автотранспорта в летний период и в воскресные дни практически сравнивают эти показатели.
В предгорной полосе - на юге сосредоточена основная часть населенных пунктов. Здесь находится и самый крупный промышленный узел Республики - Алматинский, который включает в себя и ряд предприятий, находящихся в близлежащих к городу населенных пунктах - Талгар, Каскелен, Отеген Батыр и др. Этот узел специализируется в основном на производстве товаров для населения. Крупнейшие предприятия его относятся к отраслям легкой и пищевой промышленности. По всем видам выделенных загрязнителей лидируют предприятия электроэнергетики (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, АГРЭС). По твердым веществам объем выбросов от них составляет 77 %, по оксидам азота - 89 %, по сернистому ангидриду (SO 2 ) - 88 %, по оксиду углерода - 32 %. Серьезной проблемой для следует считать отсутствие электрификации железной дороги, что проявляется в больших объемах выбросов оксида углерода - около 15 %, сернистого ангидрида и твердых веществ - 2 и 3 % соответственно.
В силу природно-климатических факторов пригородная зона испытывает большое влияние г. Алматы. Воздушный бассейн самого крупного города Республики один из самых загрязненных. Загрязнение пылью воздушного бассейна г. Алматы в течение года оказалось значительным: на протяжении всего года наблюдалось превышение ПДК в 1,5-1,9 раза и колебалось в пределах 0,23-0,29 мг/м 3 Загрязнение диоксидом азота было выше ПДК (0,058-0,098 мг/м 3) в течение всего года, оксидом углерода (3,1-4,5 мг/м 3 ) - с октября по март, а средние суточные концентрации диоксида серы во все месяцы не превысили соответствующий уровень ПДК.
При обследовании загрязнения воздушного бассейна в населенных пунктах пригородной зоны г.Алматы, отмечены высокие концентрации содержания SO 2 , NO 2 , превышающие средние суточные ПДК в 1,4-4,7 раза, а максимально разовые - в 1,6-13,0 раз. Высок процент повторяемости максимально разовых ПДК по пыли (25,3 %) и диоксиду азота (31,7 %).
Наибольшие превышения средних суточных ПДК зафиксированы в городах Талгар и Есик по формальдегиду и диоксиду азота. Концентрации SO 2 и СО находились в пределах 0,2-1,1 ПДК.
Атмосфера г. Талдыкорган значительно меньше загрязнена пылью. Средние суточные концентрации ее за рассмотренный период времени составляли в среднем 0,09 мг/м 3 , что соответствует 0,6 ПДК. Однако, в связи с отсутствием стационарных постов наблюдений, материалов обследования последних лет дать полную оценку состоянии атмосферного воздуха г. Талдыкоргана не представляется возможным.
6. Загрязнение вод. Основными загрязнителями поверхностных вод области по объемам отведения СВ являются сельхозпроизводители риса, дислоцированные в бассейнах р.р. Или, Каратал.. Они отводят ежегодно 187 млн.м 3 коллекторно-дренажных вод с высоким содержанием органических, азотсодержащих и взвешенных веществ.
Ко 2-ой группе загрязнителей поверхностных вод области, как по объемам отведения, так и по специфике загрязнения, относятся города и населенные пункты, на территории которых дислоцированы различные промышленные, производственные коммунальные предприятия. Основными источниками загрязнения поверхностных вод по этой группе является г. Алматы, который в 1998 г. через сооружения канализации и биологической очистки ГКП "Водоканал" отвел в р. Или 35,0 млн.м 3 очищенных сточных вод, что в общей оценке составляет 15 % суммарных объемов отведения стоков по области. Определенное негативное воздействие на поверхностные воды и сопряженные объекты оказывают хоз-фекальные стоки гг. Талдыкорган, Текели, райцентров Есик, Талгар, Каскелен, Жаркент, Чунджа и др.
Специфическое воздействие на водные ресурсы области оказывают предприятия пищевой промышленности. Эти предприятия отводят свои стоки в большинстве на поля фильтрации, испарения, пруды, рельефы местности, на которых происходит доочистка СВ почвенными микроорганизмами. Объемы отведения стоков незначительны, но по химическому составу они высокоминерализованы органическими соединениями, значения ХПК и БПК достигают десятки и сотни ПДК сан-гиг .
7. Загрязнение почв. Техногенные нарушения почв характерны для всей территории Алматинской области.
По данным эколого-геохимических исследований, проведенным АО "Казнедра" в разные годы (1996-1999), на территории Алматинского агропромышленного района в почвах выявлены аномальные участки с содержанием: свинца, фосфора (превышение фоновых содержаний в 3 раза), хрома (превышение фона в 1,2 раза) и др. Так, к северу от Каскелена зафиксирована аномалия свинца протяженностью более 18 км, по изолинии содержаний 30 мг/кг. Этой же изолинией очерчен обширный район, центр которого приходится на г. Алматы, аномалия протянулась от п. Ремизовка в северо-западном направлении на 19 км. Заражение почв ртутью на уровне 2 фонов отмечено в 2 км к северу от п. Ожет, в районе с. Первомайка, с. Покровка и др. В радиусе 25 км от г. Алматы, до 30% площади заражены цинком на уровне 2 фонов.
В области накоплено более 50 млн. тонн различных отходов, с чем также связано загрязнение почв.
Засоление почв характерно в поймах рек и вокруг озер в результате изменения гидрологического режима, а также на Акдалинском массиве орошения.
По данным Комитета по управлению земельными ресурсами Республики Казахстан в Алматинской области на 01.01.2000 г. земли сельскохозяйственного назначения составляют 13550,5 тыс. га.. Из них 2177,3 тыс. га подвержены разной степени засоления, 841,8 тыс. га деградированы в результате водной эрозии, 4383,1 тыс. га. подвержены процессам дефляции.
Представленный свод экологических проблем Алматинской области показывает на необходимость их решения. С целью выявления наиболее приоритетных экологических проблем, авторы данной программы осуществили ландшафтно-экологическое зонирование области.
Ландшафтно-экологическое зонирование области
Уровень и направление воздействия человека, ответная реакция на разные виды антропогенной нагрузки могут быть оценены в характеристиках эколого-хозяйственного состояния территории, включающих определение видов и степени антропогенной нагрузки, естественной защитности территории, как составной части устойчивости ландшафтов.
Выявление природоохранных проблем сводилось к анализу соотношения между антропогенной нагрузкой и свойствами природного ландшафта, в результате которого были определены изменения природной среды, несоответствующие экологическим требованиям. В процессе составления карты ландшафтно-экологического зонирования главным критерием состояния ПТК стала степень антропогенной нарушенности естественных ландшафтов зонального ряда.
Качественный уровень экологической дестабилизации природно-территориальных комплексов (ПТК) Алматинской области и ее административных районов определялся на основе учета количества природных компонентов, подверженных в результате антропогенного воздействия различного рода изменениям, определяющим экологическую напряженность области.
Разработка показателей, характеризующих эколого-хозяйственное состояние земель Алматинской области, осуществленная нами на ландшафтной основе показала, что по интенсивности проявления антропогенных процессов, на территории Алматинской области выявлены следующие ландшафтно-экологические зоны.
1. Стабильная зона (СЗ), доминируют: 1.- пустынные ландшафты относительно опущенных равнин; 2 - горно-луговые ландшафты высокогорий; 3 - лесо-лугово-степные ландшафты среднегорий. Характеризуется почти полным отсутствием негативных ландшафтно-экологических изменений, обусловленных антропогенезом, или же незначительным их проявлениями. Небольшие изменения в структуре природно-территориального комплекса (ПТК) обусловлены влиянием экстремальных природных процессов. Негативные экологические последствия легко устранимы, при их прекращении ПТК возвращаются в состояние динамического равновесия. Вошли следующие части территорий административных районов: Балхашского, Каратальского, Алакольского, Аксуйского, Саркандского, Жамбылского, Коксуского, Ескельдинского, Илийского, Талгарского, Кербулакского, Панфиловского, Карасайского, Енбекшиказахского, Уйгурского, Райымбекского. Некоторые территории данных районов используются, как заповедники или могут быть использованы, как зоны возможной рекреации.
2. Удовлетворительная зона (УЗ), доминируют: 1 - сухостепные ландшафты межгорных и внутригорных впадин; 2 - пустынные ландшафты относительно опущенных равнин. Характеризуется значительными негативными изменениями в состоянии природных компонентов ландшафта, обусловленными антропогенезом. При соблюдении правил рационального природопользования возможно почти полное устранение негативных экологических последствий техногенеза с использованием умеренных затрат на восстановление. В данную зону вошли части территорий административных районов: Балхашского, Каратальского, Алакольского, Саркандского, Жамбылского, Кербулакского, Панфиловского, Уйгурского, Райымбекского.
3. Напряженная зона (НЗ), доминируют: 1 - степные ландшафты низкогорий; 2 - сухостепные ландшафты предгорий и низкогорий. Отличается быстрым нарастанием угрозы истощения или полного исчезновения отдельных видов ландшафта. Наступление экологического кризиса носит обратимый характер, что позволяет при своевременном вмешательстве устранить последствия антропогенного стресса и восстановить стабильность нарушенной геосистемы. В данную зону вошли следующие административные районы: части территорий - Алакольского, Саркандского, Коксуйского, Ескельдинского, Илийского, Талгарского, Алакольского, Саркандского, Жамбылского, Кербулакского, Панфиловского, Карасайского, Енбекшиказахского, Райымбекского районов. Районы с данной экологической ситуацией требуют значительных средств для восстановления.
Полная картина, отражающая экологическое состояние административных районов Алматинской области показана, в таблице 1.
На основе полученных данных была построена карта ландшафтно-экологического зонирования Алматинской области, масштаба 1:1000000 (рис.1).
Ландшафтно-экологическое состояние на карте представлено системой ранжированных индексов, отражающих современные природные и антропогенные процессы деградации. Процессы деградации оценивались по следующим критериям: эрозия по площади сильноэродированых почв (более 20-40% от всей площади ландшафта); деградация пастбищ - по снижению биологической продуктивности и проективного покрытия травянистой растительностью; вырубка лесов - по превышению расчетной лесосеки; деградация почвенного покрова по уменьшению содержания гумуса, микроэлементов, суммарной доле площади эродированных, смытых почв; загрязнение почв пестицидами - по превышению ПДК; загрязнение поверхностных и подземных вод по превышению ПДК для солей тяжелых металлов, пестицидов, а также по общей минерализации и содержанию в воде кислорода, обусловленных техногенезом; загрязнение атмосферы по превышению уровня предельно допустимой нормы (ПДН) для таких основных ингредиентов, как пыль, искусственная радиоактивность, превышение содержания соединений углерода, серы, азота и ряда других химических элементов.
Расчеты по уровню экологической дестабилизации природной среды показали, что из 16 административных районов Алматинской области 8 районов относятся к сильному уровню изменения природно-хозяйственной системы, 6 к умеренному и только 2 района к слабому уровню дестабилизации природной среды.
Современное экологическое состояние Алматинской природно-хозяйственной системы (ПХС) - это результат совокупного проявления сложных, длительных или сравнительно кратковременных процессов с природной и антропогенной составляющими, которые развиваются на общем фоне опустынивания. Неустойчивое функционирование системы представлено: усилением аридизации, увеличением минерализации грунтовых вод, климатическими колебаниями, деградацией растительного и почвенного покровов и др. Являясь объектом активного и разнообразного по формам хозяйственного освоения, ландшафты области представляют собой звенья с параллельным развитием разнонаправленных процессов.
Результаты интегральной оценки экологической ситуации в Алматинской области показывают на необходимость более детальных работ по районированию территории с учетом перспективы ее экономического развития. Тем не менее, произведенная комплексная экологическая оценка позволяет выделить приоритетные экологические проблемы и разработать соответствующие природоохранные мероприятия.
Таблица 1.
Современное экологическое состояние районов Алматинской
области
Администра- |
Удельный вес ландшафтно-экологических зон в районе, (%) |
Уровень экологи- |
Доминирующие процессы |
||
Напря- (I) |
Удовлетво- (II) |
Стабиль- (III) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Балхашский |
- |
39 |
61 |
Умеренный |
Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса |
2. Каратальский |
8 |
4 |
88 |
Умеренный |
Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, загрязнение вод |
3. Алакольский |
10 |
15 |
75 |
Умеренный |
Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, дефляция, эрозия почв |
4. Аксуский |
53 |
- |
47 |
Сильный |
Деградация пастбищ, деградация почв |
5. Саркандский |
48 |
- |
52 |
Умеренный |
Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, эрозия почв |
6. Жамбылский |
51 |
2 |
47 |
Сильный |
Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв |
7. Коксуйский |
54 |
- |
46 |
Сильный |
Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв |
8. Ескельдинский |
49 |
- |
51 |
Сильный |
Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв, вырубка леса |
9. Илийский |
68 |
2 |
30 |
Сильный |
Деградация пастбищ, деградация почв, загрязнение атмосферы воздуха |
10. Талгарский |
59 |
- |
41 |
Сильный |
Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, эрозия почв |
11. Кербулакский |
51 |
11 |
38 |
Сильный |
Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв |
12. Панфиловский |
22 |
- |
78 |
Слабый |
Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса |
13. Карасайский |
52 |
- |
48 |
Сильный |
Эрозия почв, загрязнение вод, вырубка леса, загрязнение атмосферы воздуха |
14. Енбекши- |
42 |
10 |
48 |
Умеренный |
Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса |
15. Уйгурский |
- |
30 |
70 |
Слабый |
Деградация пастбищ, вырубка леса |
16. Райымбекский |
20 |
22 |
58 |
Умеренный |
Деградация пастбищ, деградация почв |
3.СТРАТЕГИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДО 2010 ГОДА
Оценка современного состояния окружающей среды Алматинской области, многообразие и разноплановость экологических проблем показывает на необходимость концентрации усилий на приоритетных экологических проблемах, требующих первоочередного решения, как на республиканском, так и региональном уровне.
Основная Цель стратегии природоохранной деятельности до 2010 года снижение темпов ухудшения окружающей среды (ОС), стабильное улучшение окружающей среды Алматинской области.
Этапы стратегии.
Этап 2001-2005
Цель снижение темпов ухудшения окружающей среды.
Задачи: в рамках социально-экономического развития области необходимо четкое определение направлений деятельности по реализации природоохранных мероприятий. Упорядочить финансирование природоохранных мероприятий.
Усилить экологические аспекты в концессионных и лицензионных контрактах.
Приоритет 1. Совершенствование эффективной системы управления экологическими ресурсами.
Задачи: создать условия для стабильного финансирования экологических программ и экономического стимулирования природоохранной деятельностью.
Приоритет 2. Разработка и реализация почвозащитных мероприятий.
Задачи: обеспечить повышение уровня рекультивации нарушенных земель; сократить вырубку леса; увеличить создание лесонасаждений; пересмотреть размещение культур и технологии обработки почв. При передаче земель в частное владение необходимо предусмотреть особые условия по обеспечению сохранности качества почвенно-земельных ресурсов. Разработка соответствующих НМД и контроль.
Приоритет 3. Восстановление сети наблюдений Казгидромет на 50 % к имеющимся постам. Первоочередной Талдыкорганский регион и пригородная зона г. Алматы.
Задачи: повысить качество приема, сбора и обработки информации; совершенствовать систему контроля за состоянием ОС. В целях получения объективной достоверной режимной информации о состоянии загрязненности атмосферного воздуха области рекомендуется восстановить деятельность поста по наблюдению в г. Капшагай, закрытого в 1994 году.
В целях контроля за состоянием качества городского воздуха нового областного центра г. Талдыкорган рекомендуется организовать деятельность как минимум, двух стационарных постов по наблюдению за загрязнением атмосферного воздуха.
Для пространственно-временной оценки воздействия г. Алматы (как источника загрязнения воздуха) на прилегающие к городу территории рекомендуется организовать 2-3 поста в близлежащих населенных пунктах в радиусе 30-40 км. Наиболее подходящими местами для этого могут служить пос. Отеген Батыр, пос. Боролдай.
Размещение постов необходимо провести согласно требованиям организации сети наблюдения и с учетом местных природно-климатических условий.
Приоритет 4. Формирование финансовых механизмов самоокупаемости мероприятий по охране окружающей среды и развитие экологического (малого и среднего) бизнеса.
Задачи: изучить виды и механизмы прямой и опосредованной самоокупаемости мероприятий по ООС. Инвестиционные проекты. Совершенствовать нормативы платежей природопользования и штрафов с учетом реальной платежеспособности предприятий.
Приоритет 5. Восстановление биоресурсов.
Задачи: инвестировать лесные хозяйства, предоставить налоговые льготы; увеличить объемы воспроизводства растительного и животного мира.
Приоритет 6. Рациональное использование водных ресурсов. Механизм (схема) водопользования.
Задачи: реконструкция очистных сооружений; перепрофилирование водоемких сельхозкультур; паспортизация всех водопользователей.
Приоритет 7. Утилизация и обезвреживание ТБО.
Задачи: обеспечить современную систему управления отходами.
Этап 2006-2010
Цель снижение темпов ухудшения состояния окружающей природной среды и стабилизация экологической ситуации.
Задачи. Продолжение совершенствования системы управления экологическими ресурсами и создание условия для стабильного финансирования экологических программ и экономического стимулирования природоохранной деятельностью.
Приоритет 1. Совершенствование эффективной системы управления экологическими ресурсами.
Задачи: интегрированное решение экологических и экономических проблем;
совершенствования системы стимулирования природоохранной деятельности.
Приоритет 3. Формирование и совершенствование финансовых механизмов природопользования.
Задачи: реализация проектов по самоокупаемости мероприятий по охране окружающей среды и развитию экологического (малого и среднего) бизнеса.
Приоритет 4. Осуществление мер по предотвращению деградации пастбищ и почв.
Задачи: усовершенствовать севооборот; обводнение пастбищ; оптимизировать и дифференцировать применение удобрений и пестицидов.
Приоритет 5. Восстановление биоресурсов.
Задачи: проведения мероприятий по восстановлению численности растительного и животного мира; промысловых видов рыб.
Приоритет 6. Восстановление количества пунктов наблюдательной сети до уровня 1990 г. и открытие дополнительных постов.
Задачи: заменить устаревшее оборудование и парк гидрометеоприборов;
усовершенствовать мониторинг природной среды; обеспечить устойчивую работу Службы приема, сбора и обработки информации, завершить переход на современные способы связи.
Приоритет 7. Стабильное функционирование системы управления отходами. Создание материально-технического обеспечения службы сбора и переработки отходов.
Приоритет 8. Усовершенствование подготовки специалистов в области ООС.
Реализация приоритетных направлений Стратегии Экологической программы Алматинской области до 2010 года обеспечит предотвращение будущих загрязнений и деградации ОС.
Система юридических, организационных, технических, экономических и социальных мер, реконструкция наиболее "экологически грязных" производств должна обеспечить стабилизационные процессы ООС.
4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Планирование природопользования и охраны окружающей среды должно осуществляться с учетом оценки степени загрязнения природной среды, возможностей природных ресурсов к изъятию и их возобновляемости, базироваться на данных экологического районирования.
Анализ социально-экономической ситуации Алматинской области показывает на то, что в регионе имеются возможности для решения приоритетных экологических проблем. Самое главное не допустить ухудшение экологической ситуации. На этом принципе разработана приоритетность решения экологических проблем. Предложенные приоритеты должны быть составной частью социально-экономической программы области и соответственно приняты для реализации.
Механизм предотвращения будущих загрязнений и деградации ОС изложен ниже, в конкретном плане природоохранных мероприятий. Для реализации этих мероприятий необходим комплекс, система организационных, экономических, юридических и социальных мер. В условиях рыночной экономики придается важное значение экономическим методам решения экологических проблем, позволяющие эффективно использовать природные ресурсы и снижать загрязнение окружающей природной среды.
К этим методам относятся ресурсосбережение, включающее экономию воды, энергии, минеральных ресурсов, внедрение малоотходных технологий, культура земледелия. Экономическое стимулирование природоохранных мероприятий, создание условий для развития индустрии по переработке и утилизации отходов, развитие предприятий малого и среднего бизнеса по оказанию экологических услуг, расширение ответственности и полномочий контролирующих природоохранных органов все еще остаются неиспользованным резервом.
При передаче земель в частное владение необходимо предусмотреть особые условия по обеспечению сохранности качества почво-земельных ресурсов. Разработка соответствующих НМД и контроль являются приоритетными и должны быть финансово обеспечены.
Рекомендации по реализации Экологической программы
Рекомендации включают несколько основных организационных (менеджмент и маркетинг) направлений, от которых зависит финансовая обеспеченность природоохранных мероприятий.
1. Система управления
1.1. Совершенствование форм собственности на экологические ресурсы.
1.2. Согласование экологической и налоговой политики для достижения наиболее эффективного использования ресурсов.
1.3. Усиление экологических аспектов в концессионных и лицензионных контрактах, в т.ч. при передаче земель в частное владение.
2. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды.
2.1. Развитие условий для самоокупаемых экологических проектов (экотуризм, рыбопруды, производство экологически чистых продуктов, фитомелиорация, фитодизайн).
2.2. Создание инфрастуктуры управления отходами и отрасли по их переработке.
2.3. Инвестиционные проекты. Необходимо создание инвестиционного фонда для содействия развитию экологического бизнеса как самостоятельного социально значимого направления малого и среднего.
2.4. Создание рынка купли-продажи прав на загрязнение. Формирование рынка экологических услуг.
2.5. Адаптация системы платежей за загрязнение к изменяющимся экономическим и экологическим условиям.
2.6. Привлечение частного капитала для реализации природоохранных мероприятий.
2.7. Создание экологически чистых производств.
2.7.1. Льготное банковское кредитование мероприятий по ООС и РП.
2.7.2. Установление льгот путем предоставления долгосрочных, краткосрочных займов, снижения платежей;
2.7.3. Предоставление налоговых льгот организациям-разработчикам экотехнологий и предприятиям, их внедряющим.
3. Общая система организационных мер.
3.1. Укрепить нормативно-методическую и материально-техническую базу контрольно-инспекционной службы государственных органов ООС.
5. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Комплекс природоохранных мероприятий по экологическому оздоровлению Алматинской области на период до 2010 г. состоит из 10 блоков:
1. Административные мероприятия
2. Охрана и рациональное использование почвенно-земельных ресурсов
3. Охрана и рациональное использование поверхностных вод
4. Охрана и рациональное использование подземных вод
5. Отходы производства и потребления
6. Охрана воздушного бассейна
7. Охрана растительного мира
8. Охрана животного мира
9. Научно-техническое обеспечение программы
10. Экологическое образование и воспитание населения
Основные природоохранные мероприятия по оздоровлению Алматинской области на период до 2010г. приведены в таблице 2.
На реализацию стратегии охраны окружающей среды Алматинской области до 2010 года необходимы финансовые ресурсы в объеме 1755.3 млн. тенге, в том числе:
на 1 этапе 2002-2005 903.0 млн. тенге, их них:
- Республиканский бюджет - 54,0 млн.тенге
- Областной бюджет составляют 331.6 млн. тенге
- Средства предприятий 517.4 млн. тенге
на 2 этапе 2006-2010 852.3 млн. тенге , их них:
- Республиканский бюджет - 7,0 млн.тенге
- Областной бюджет составляют 264.3 млн. тенге
- Средства предприятий 581.0 млн. тенге
Экологическая программа Алматинской области подлежит корректировки каждые 2-3 года, т.к. происходит изменение форм собственности предприятий и организаций, перенаименования и реорганизация финансово-экономической политики.
МЕРОПРИЯТИЯ
по экологическому оздоровлению Алматинской
области на период до 2010 года
N п/п |
Наименование мероприятий, |
Организация |
Срок |
Объем |
Источник |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ |
Облакимат Обл.упр.ООС Облкомзем |
2002- |
Областной бюджет |
||
1.1. |
Усилить экологические аспекты в концессионных и лицензионных контрактах |
Стимулирова-ние природо- |
||||
1.2. |
Создать условия для экономического стимулирования природоохранной деятельности |
Стабильное финансирова-ние экологических программ |
||||
1.3. |
При передаче земель в частное владение необходимо предусмотреть особые условия по обеспечению сохранности качества почвенно-земельных ресурсов. Разработка специального положения по охране земель |
Охрана почво-зе- |
2. |
ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВА- |
|||||
2.1. |
Детальное ландшафтно- |
Комитет по управлению земельными ресурсами области, |
2003-2005 2006-2010 |
5,0 5.0 |
Областной бюджет |
Выявление потенциально-опасных очагов нарушения почвенного покрова и перепланировка полей с учетом рельефа местности. |
2.2. |
Организация экологического мониторинга земель. |
Комитет по управлению земельными ресурсами области, |
2003-2005 |
5,0 5,0 20,0 |
Областной бюджет |
Предотвращение загрязнения и деградации земель. Осуществление: |
2.3. |
Инвентаризация защитных лесополос. |
Облтерупр. по лесу и биоресурсам |
2003-2005 2006-2010 |
3,0 4,0 |
Областной бюджет |
Организация защитных лесополос и обеспечение их высокой противоэрозионной и противодефляционной эффективности |
2.4. |
Противодефля- |
Комитет по управлению земельными ресурсами области, |
2003-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 |
5,0 5,0 5,0 7,0 |
Областной бюджет |
Закрепление песков путем облесения на площади до |
2.5. |
Противо- |
Комитет по управлению земельными ресурсами области, |
2003-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
5,0 5,0 5,0 7,0 |
Областной |
Улучшение почвенных признаков на площади до 0.5 млн.га |
2.6. |
Консервация сильнодегра- |
Комитет по управлению земельными ре-сурсами области, |
2003-2005 2006-2010 |
3,0 3,0 |
Областной бюджет |
Предотвращение деградации пастбищ, восстановление кормовых угодий на площади до |
2.7. |
Рекультивация отработанных нарушенных земель |
Комитет по управлению земельными ресурсами области, |
2002-2005 2006-2010 |
20,0 25,0 |
Средства предприя- |
Выполнение работ по рекультивации в соответствии с разработанными проектами. Предотвращение загрязнения и деградации почвенного покрова области |
ВСЕГО: |
2002-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 |
26.0 27.0 45.0 59.0 |
Областной бюджет Средства предприя- |
|||
3. |
ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВА- |
|||||
3.1. |
Уменьшить объемы отведения коллекторно-дре- |
Балхашское, Караталь- |
2002-2005 2005-2010 |
60.0 90.0 |
Средства водополь- |
Внедрение мероприятий позволит: |
3.2. |
Восстановление и эксплуатацию земель вокруг нак. Сорбулак 3-мя массивами |
КГП "Алматывод- |
2003-2005 2006-2010 |
50,0 50.0 |
Областной и городской бюджеты |
Внедрение мероприятия позволит: |
3.3. |
Локализовать стоки промышленных предприятий, дислоцированных на территории г. Алматы, обеспечив их глубокую очистку на собственных сооружениях, с внедрением систем повторного и оборотного водоснабжения. |
ГКП "Водоканал", природополь-зователи |
2002-2005 2006-2010 |
10,0 10.0 |
Средства предприя- |
Внедрение мероприятия позволит: |
3.4. |
Снизить негативное воздействие малых предприятий пищевой промышленности на объекты окружающей среды по специфическим загрязнителям, обеспечив локальную очистку до отведения сточных вод на поля фильтрации, в реки |
Природополь-зователи |
2003-2005 г. 2006-2010 |
20,0 20.0 |
Средства предприя- |
вод на поверхностные, подземные воды, почвы, близлежащие территории, животный мир. |
3.5. |
Реконструкция биопрудов Текелийского горно-обоготитель- |
Текелийская обогатитель- |
2002-2005 |
10.0 |
Средства предприя- |
Достижение проектного объема и нормативов ПДС |
3.6. |
Паспортизация всех водопользователей |
Обл. упр. ООС |
2002-2005 2006-2010 |
3,0 5.0 |
Средства предприя- |
Совершенствование контроля |
3.7. |
Установление водоохранных зон и прибрежных полос в бассейне оз.Балхаш и р.Или |
БАБВУ |
2002-2003 |
3.0 |
Республи- |
Охрана поверхностных вод |
3.8. |
Перенос канализационного насосного коллектора с. Баканас с водоохранной полосы р.Или |
Обл.упр.ООС |
2003 |
5.0 |
Областной бюджет |
Охрана поверхностных вод |
3.9. |
Восстановление канализационных и водопроводных сетей п. Заречный (ремонт и реконструкция сетей водопровода и канализации) |
Обл. упр. ООС |
2002 |
3.7 |
Областной бюджет |
Ликвидация последствий Жаманкумской трагедии 1988 г. |
3.10. |
Берегоукрепитель-ные работы Тасмурунского канала, р.Или у с.Баканас и в районе пролета моста через реку |
Обл. упр. ООС |
2002 |
5.0 |
Областной бюджет |
Предотвращение процессов размыва и водной эрозии |
3.13. |
Восстановление канализационных сетей п. Жансугурова, Аксуйского района |
Обл. упр. ООС |
2002-2005 |
1.6 |
Областной бюджет |
Восстановление канализационных сетей п. Жансугурова |
ВСЕГО: |
2001-20052006-2010 2002-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
3.0 - 65.3 50.0 103.0 |
Республи- Областной бюджет Средства предприя- |
|||
4. |
ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВА- |
- |
||||
4.1. |
Комплексное обследование территории области по уточнению и выявлению новых очагов загрязнения подземных вод и факторов их загрязнения |
Облуправле- тендер |
2003-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 |
Областной бюджет |
Охрана подземных вод. |
4.2. |
Режимные наблюдения за состоянием и рациональным использованием подземных вод |
"ЮжКазнед- |
2002-2005 |
5.0 |
Республи- |
Охрана подземных вод |
4.3. |
Дать анализ состояния Государственного и ведомственного мониторинга подземных вод. Предложения по развитию и оптимизации |
Обл.упр. ООС Тендер |
2003-2005 |
3.0 |
Областной бюджет Средства предприя- |
Охрана подземных вод Прогноз состояния подземных вод на очагах загрязнения подзем. вод методом моделирования и разработка мероприятий по защите подземных вод от загрязнения |
4.4. |
Создание единой базы данных по мониторингу подземных вод |
Обл. упр. ООС тендер |
2003-2005 2006-2010 |
1.0 3.0 |
Областной бюджет |
Охрана подземных вод. |
4.5. |
Переоценка эксплуатационных запасов |
"ЮжКазнед- |
2002-2005 |
10.0 |
Республи- |
Оценка состояния запасов |
4.6. |
Инвентаризация фонтанирующих Скважин. Ликвидация бесхозных, не зарегулированных скважин |
Обл.упр.ООС тендер |
2003-2005 |
12.0 |
Обл. бюджет |
Рациональное природопользование |
4.7. |
Мониторинг состояния подземных вод в районе действующего хвостохранилища ТГОК ОАО "Казцинк" |
Предприяти- |
2002-2005 2006-2010 |
15.0 20.0 |
Средства предприя- |
Контроль за влиянием ТГОК на подземные воды региона (ведется с 1999 г.) |
4.8. |
Мониторинг состояния подземных вод в районе действующих золоотвалов ТЭЦ 2, ТЭЦ-З, |
Предприяти- |
2002-2005 2006-2010 |
25.0 30.0 |
Средства предприя- |
Контроль за влиянием на состояние подземных вод (ведется с 2000 г) |
4.9. |
Мониторинг состояния подземных вод в зоне действия горполигона "Тартип" |
Предприя- |
2002-2003 2006-2010 |
2.4 5.0 |
Средства предприя- |
Контроль за влиянием полигона на подземные воды |
4.10. |
Берегоукрепление, очистка русла р. Каратал Кербулакский район (от г.Текели до п.Карабулак) |
ТГОК ОАО "Казцинк", ТОО "Монолит" |
2002-2005 |
3.5 |
Средства предприя- |
Улучшение санитарного состояния реки Каратал |
ВСЕГО: |
2001-20052006-2010 2002-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
15.0 - 21.0 8.0 45.9 55.0 |
Республи- Областной бюджет Средства предприя- |
|||
5. |
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ |
|||||
5.1. |
- Внедрение Программы управления отходами производства и потребления Алматинской области. - Инвентаризация и рекультивация стихийных свалок районов области - Разработка проекта и строительство полигона для захоронения промышленных и токсичных отходов |
Обл.упр.ООС |
2002-2005 2006-2010 2003-2005 2006-2010 2003-2005 2006-2010 |
15.0 20.0 15.0 15.0 50.0 60.0 |
Средства предприя- областной бюджет Областной бюджет Средства предприя- |
Согласно проекта "Система управления отходами производства и потребления Алматинской области" |
5.2. |
Провести инвентаризацию токсичных отходов в области |
Природополь-зователи |
2003-2004 |
1.0 |
Средства предприя- |
Обоснование строительства полигона токсичных отходов, предотвращение загрязнения ООС |
5.3. |
Ликвидация стихийных свалок ТБО вокруг городов области |
Акиматы районов, |
2003-2004 2002-2004 |
2.0 3.0 |
Областной бюджет |
Ликвидация очагов возгорания и задымления атмосферы городов области |
5.4. |
Развитие коммунальных служб по сбору и хранению ТБО во всех районах области |
Акиматы районов |
2003-2005 2006-2010 |
2,0 5,0 |
Областной бюджет, кредитова- |
Стимулирование населения и предприятий к раздельной утилизации ТБО. |
5.5. |
Рекультивация хвостохранилища обогатительной фабрики Коксу |
Облакимат, Горакимат, Обл.упр.ООС |
2002-2003 |
20.0 |
Республик. |
Охрана земель. Восстановление качества почв. |
5.6. |
Реконструкция золоотвалов Текелийского энергокомбината |
ТЭК "Казцинк" |
2002-2004 |
50.0 |
Средства предприя- |
Предотвращение загрязнения окружающей среды |
5.7 |
Разработать проекты по захоронению радиоактивных отвалов (отходов) |
Обл. упр. ООС |
2004-2005 |
5.0 |
Областной бюджет с долевым участием предприя- |
Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды |
5.8. |
Проведение захоронения радиоактивных отвалов Панфиловского уранового месторождения |
Тендер |
2003 2005 2006-2010 |
11.0 11.0 |
Областной бюджет |
Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды |
5.9. |
Проектирование полигона для складирования ТБО в. г. Талдыкоргане |
Обл.упр.ООС тендер |
2002-2003 |
1.5 |
Областной бюджет |
Охрана земель, почв, подземных вод. Утилизация ТБО |
5.10. |
Строительство полигона для складирования ТБО в. г. Талдыкоргане |
2004-2007 |
20.0 |
Областной бюджет |
Охрана земель, почв, подземных вод. Утилизация ТБО |
|
ВСЕГО: |
2002-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 |
20.0 0.0 56.5 31.0 119.0 80.0 |
Республи- Областной бюджет Средства предприя- |
|||
6. |
ОХРАНА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА |
|||||
6.1. |
Совершенствова- |
Предприятия |
2002-2005 2006-2010 |
50.0 50.0 |
Средства предприя- |
Снижение выбросов оксида азота до ПДВ |
6.2. |
Реализация Программы воздухоохранных мероприятий по ТЭЦ-2 (в т.ч. перевод на газ) |
Предприятие ТЭЦ-2 |
2002-2005 2006-2010 |
15.0 25.0 |
Средства предприя- |
Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами. |
6.3. |
Реализация Программы воздухоохранных мероприятий по ТЭЦ-3 (в т.ч. перевод на газ) |
Предприятие ТЭЦ-3 |
2002-2005 2006-2010 |
15.0 20.0 |
Средства предприя- |
Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами. |
6.4. |
Использование бензоспиртов для автотранспорта ( кислородное обогащение топлива) |
Обл. упр. ООС |
2002-2005 2006-2010 |
20.0 20.0 |
Средства предприя- |
Снижение выбросов угарного газа, бензола и других токсичных компонентов. |
6.5. |
Внедрение Программы воздухоохранных мероприятий ТГОК ОАО "Казцинк" Усиление контроля за выбросами Текелийского ГОКа (в т.ч. Текелийского энергокомплекса) ведение экологического мониторинга. |
ТГОК ОАО "Казцинк" |
2002-2005 2006-2010 |
6.5 15.0 |
Средства предприя- |
Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами. |
6.6. |
Повысить уровень технического состояния автотранспортных средств. |
Автотранс- |
2002-2005 2006-2010 |
10.0 25.0 |
Средства предприя- |
Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами. |
6.7. |
Внедрение Программы воздухоохранных мероприятий АО "Беркут" |
АО "Беркут" |
2002-2005 2006-2010 |
5.0 10.0 |
Средства предприя- |
Обеспечение пылеподавления на карьере, отвалах, складах угля и при транспортировке. Проведение производственных испытаний по использованию сажистых углей в качестве удобрений для выращивания сельхозкультур. |
ВСЕГО: |
2002-2005 2006-2010 |
121.5 165.0 |
Средства предприя- |
7. |
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА |
|||||
7.1. |
Проведение инвентаризации видового, возрастного состава, поврежденности и заболеваемости городских насаждений во всех городах области |
Акимы районов |
2003-2005 |
10.0 |
Областной бюджет |
Оценка фактического состояния озеленения городов и населенных пунктов области |
7.2. |
Разработка на основе инвентаризации имеющихся насаждений эффективных ассортиментов растений для озеленения Талдыкоргана, Текели, Уштобе, Сарканда, Джаркента. |
Акимы районов |
2003-2005 |
10.0 |
Областной бюджет |
Подготовка основы повышения эффективности озеленительных, уходных и проектировочных работ. Повышение уровня озелененности населенных пунктов. |
7.3. |
Организация питомнических хозяйств древесных и цветочно-декора- |
Облтеруправ-ление по лесу и биресурсам, Обл. упр. ООС |
2003-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 |
Областной бюджет, доп. |
Производство посадочного материала, адаптированного к условиям востока и юго-востока области, обеспечение развития и эффективности озеленительных работ |
7.4. |
Инвентаризация полезащитных лесных полос на территории области |
Департамент с/х обл.упр.ООС, Природополь-зователи |
2003-2005 2006-2010 |
1.5 2.5 |
Областной бюджет |
Оценка фактического состояния озеленения с целью дальнейшего увеличение площади зеленых насаждений. |
7.5. |
Разработка проектов реконструкции озеленения городов и поселков с учетом фиторайонирова- |
Акиматы районови городов |
2003-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 |
Областной бюджет |
Разработка дендрорайонирова- |
7.6. |
Организация и ведение мониторинга городских насаждений, как основы мобильной градостроительной политики в области озеленения и совершенствова- |
Акиматы районов и городов |
2003-2005 2006-2010 |
1.5 3.5 |
Областной бюджет |
Будет обеспечена гигиеническая эффективность системы озеленения. |
7.7. |
Организация и ведение мониторинга экологического состояния природных рекреационных объектов, как основы рационального регулирования характера и интенсивности функциональных нагрузок на эти территории. |
Облтеруправ- |
2003-2005 2006-2010 |
5.0 7.0 |
Областной бюджет |
Будет обеспечена гигиеническая эффективность системы озеленения. |
7.8. |
Озеленение городов и поселков (посадка растений, уход) |
Акиматы районов и городов, обл.упр.ООС |
2003-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 |
3.0 5.0 5.0 12.0 |
Областной бюджет, Средства предприя- |
Эстетическое преобразование городов и поселков, увеличение площади зеленых насаждений, увеличение эстетической ценности |
7.9. |
Расширение лесозащитных насаждений в пустынных районах области путем посадки саксаула. |
Облтеруправ- |
2003-2005 2006-2010 |
10.0 10.0 |
Областной бюджет |
Предотвращение распространения опустынивания |
7.10. |
Разработка проекта и строительство дендропарка на территории области. |
Тендер на проектирова- |
2003-2005 2006-2010 |
6.0 10.0 |
Областной бюджет |
Создание благоприятных условий для отдыха населения области |
7.11. |
Обеспечить сохранность памятников природы: Ясеневой рощи (Уйгурский район); Чинтугеньских ельников (Енбекшиказах- |
Акиматы районов, Облтеруправ- |
посто-янно |
Охрана памятников |
||
7.12. |
Реконструкция научно-произ- |
Алматинский заповедник |
2002-2005 |
6.0 |
Республи- |
Охрана окружающей среды |
7.13. |
Оценка биоразнообразия растительных экосистем Алматинской области Реализация рекомендаций по их устойчивому сохранению и использованию |
Тендер. |
2003-2005 2006-2010 |
5.0 6.0 |
Обл. бюджет, Средства предприятий и обществен- |
Оценка современного состояния видового состава, сохранности экосистем, предложения по изменению режимов природопользо- |
7.14. |
Защита лесонасаждений от пожаров |
Акиматы районов, Облтеруправ- |
2003-2005 2006-2010 |
2.0 5.0 |
Областной бюджет |
Выработка предложений по экономической стимуляции капиталовложе- |
ВСЕГО: |
2002-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 |
6.0 - 64.0 53.011.012.0 |
Республи- Средства предприятий обществен- |
8. |
ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА |
|||||
8.1. |
Развитие платного научно-экологичес- |
Обл. отдел по туризму Обл-теруп- |
2002-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 |
Туристичес- |
Развитие материально-тех- |
8.2. |
Организация первоочередных объектовОсобо охраняемые природные территории и контроль за соблюдением режима охраны в них. |
Облтеруправ- |
2002-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 5.0 5.0 |
Инвесторы на основе акциониро- |
Охрана и восстановление естественного состояния фауны, флоры и памятников природы на ООПТ |
8.3. |
Создание питомников редких, исчезающих видов животных. |
Охотпользо- |
2003-2005 2006-2010 |
2.0 2.0 |
Инвесторы |
Поддержание численности и сохранение генофонда редких и исчезающих видов фауны. |
8.4. |
Подкормка диких животных и птиц в осенне-зимний период. |
Охотпользо- |
2002- 2006- 2002-2005 2006-2010 2002-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 3.0 3.0 2.0 2.0 |
Средства охотпользо- Республи- Областной бюджет |
Поддержание численности ценных видов на оптимальном уровне. |
8.5. |
Восстановление численности редких видов копытных (кулан, архар, джейран) и ценных видов рыб. |
Облтеруправ- |
2002-2005 2006-2010 |
3.0 3.0 |
Областной бюджет |
Восстановление численности кулана, архара, джейрана и исчезающих видов рыб. |
8.6. |
Разработка Программы сохранения восстановления и использования хищных птиц. |
Облтеруправ- |
2002-2005 2006-2010 |
2.0 2.0 |
Областной бюджет |
Увеличение численности видов до оптимального уровня, развитие традиционных промыслов с использованием пернатых хищников |
8.7. |
Восстановление численности соколов-балоба- |
СП "Сункар" |
2002-2005 2006-2010 |
2.0 2.0 |
Республи- |
Восстановление численности соколов |
8.8. |
Внедрение прогрессивных методов выращивания рыб и диких животных, занесенных в Красную книгу РК |
Облтеруправ- |
2003-2005 2006-2010 2003-2005 2006-2010 |
2.0 2.0 1.0 2.0 |
Республи- Областной бюджет |
Восстановление численности редких видов фауны. |
8.9. |
Модернизация рыбопитомников, озернотоварных и нерестово-вы- |
Облтеруправ-ления госконтроля за животный и растительным миром |
2002-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 |
Инвесторы. |
Увеличение численности представителей ихтиофауны |
8.10. |
Восстановление и реконструкция рыбозащитных сооружений на рыбопромысловых водоемах области |
ГКП "Алматывод- |
2003-2005 |
10.0 |
Средства предприятий |
Сохранение биоразнообразия |
8.11. |
Оценка состояния рыбных ресурсов главных рыбопромысловых водоемов области, мероприятия по рациональному использованию их биоресурсов |
Тендер |
2003-2004 |
3.0 |
Областной бюджет |
Охрана рыбных ресурсов |
8.12. |
Проведение межхозяйст- |
Проектные организации тендер. |
2003-2004 |
1.5 |
Инвесторы на основе акциониро- |
Выработка рекомендаций и ТЭО по межхозяйственно- |
8.13. |
Организация зоологических заказников, охот.хозяйств, реорганизация действующих. |
Охотпользо- |
2003-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 |
Инвесторы на основе акциониро- |
Закрепление охот. угодий, организация охот.хозяйств, зоологических заказников, реорганизация объектов цивилизованной рыбалки |
8.14. |
Организация службы по борьбе с болезнями диких животных. |
Облтеруправ- |
2002-2005 2006-2010 |
1.0 2.0 |
Инвесторы на основе акциониро- |
Снижение уровня заболеваний диких животных. |
8.15. |
Инвентаризация доминирующих видов животных Алматинской области. |
Облтеруправ- |
2003-2004 |
3.0 |
Республи- |
Учет животных с целью сохранения и увеличения видового состава |
ВСЕГО: |
2002-20052006-2010 2002-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
10.0 7.0 16.0 14.0 44.5. 34.0 |
Республи- |
|||
9. |
НАУЧНО-ТЕХНИ- |
|||||
9.1 |
Произвести оценку техногенного воздействия на окружающую среду с целью экологического аудита территории |
Обл.упрООС тендер |
2003-2005 2006-2010 |
5.0 7.0 |
Областной бюджет |
Будет дана оценка состояния окружающей среды, как инструмент для принятия решений |
9.2. |
Разработать территориальную комплексную схему охраны окружающей среды (ТерКСООС) |
Аппарат Акима области, Обл. упр. ООС, тендер |
2003-2005 |
20.0 |
Областной бюджет |
Учет градостроительной политики в охране окружающей среды |
9.3. |
Моделирование процессов переноса загрязняющих веществ в атмосфере над территорией Алматинской области |
Обл.упр.ООС РГП "Казгидро- |
2002-2005 2006-2010 |
5.0 5.0 |
Областной бюджет |
Определение очагов опасного уровня загрязнения воздуха, путей переноса загрязняющих веществ, в том числе трансграничной составляющей |
9.4 |
Разработать сводный том предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн г. Талдыкоргана |
Обл. упр. ООС Тендер |
2003-2005 2003-2005 |
2.5 2.5 |
Областной бюджет |
Охрана воздушного бассейна Талдыкорганского региона |
9.5. |
Провести мониторинг состояния атмосферного воздуха в промышленных районах и поселках области |
Обл. упр. ООС, РГП "Казгидро- |
2003-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
5.0 10.0 10.0 15.0 |
Областной бюджет |
Получение достоверных и обоснованных данных о загрязнении атмосферного воздуха |
9.6. |
Районирование территории Алматинской области по условиям и факторам самоочищения атмосферы |
Обл.упр.ООС тендер |
2003-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
6.0 6.0 5.0 7.0 |
Областной бюджет и |
Возможность внедрения рыночного механизма управления качеством воздушного бассейна на основе организации и функционирования системы "BUBBLE" |
9.7. |
Составление и ведение кадастров источников загрязнения отходами, участков антропогенного и природного загрязнения территории области |
Обл. упр. ООС. Тендер |
2003-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
1.0 2.0 2.0 10.0 |
Областной бюджет |
Охрана почвенно-земель- |
9.8. |
Создание сводного тома ПДВ загрязняющих веществ городов с учетом перспективы их развития, в т.ч. в 2003 г. гг.Капчагай, Каскелен, Текели, Талгар, Есик, пос.Энергетичес- |
Обл. упр. ООС. Тендер |
2003-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
3.0 10.0 5.0 15.0 |
Областной бюджет |
Охрана атмосферного воздуха |
9.9. |
Обследовать гидрологический, гидрохимический и гидробиологичес- |
Обл. упр. ООС |
2003-20052006-2010 2002-20052006-2010 |
2.0 3.0 3.0 4.0 |
Областной бюджет |
Карта экологического состояния малых рек. |
9.10. |
Гидробиологичес- |
Обл. упр. ООС. тендер |
2003-2004 |
2.0 |
Областной бюджет |
Изучение влияния хозяйствен- |
ВСЕГО: |
2002-2005 2002-2005 |
51.5 43.0 27.5 51.0 |
Республи- |
|||
10 |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ |
|||||
10.1. |
Проведение научно-практичес- |
Облоно, Обл. упр. ООС. |
2003-2005 2006-2010 |
2.5 3.5 |
Областной бюджет и доп. инвестиции |
Экологическое воспитание населения |
10.2. |
Подготовить и выпустить брошюру: "Комплексная оценка состояния окружающей природной среды Алматинской области" |
Обл. упр. ООС, |
2003-2005 |
5.0 |
Областной бюджет |
Характеристика современного состояния окружающей среды Алматинской области, пропаганда природоохранной деятельности |
10.3. |
Подготовить и выпустить тематический журнал: "Экологические проблемы и пути их решения в Алматинской области" |
Обл. упр. ООС, |
2006-2010 |
5.0 |
Областной бюджет |
Характеристика современного состояния окружающей среды Алматинской области, пропаганда природоохранной деятельности |
10.4. |
Организация экологических олимпиад среди школьников |
Облоно, Обл. упр. ООС. |
2002-2005 2006-2010 |
0.2 1.0 |
Областной бюджет и доп. инвестиции |
Экологическое воспитание населения |
10.5 |
Ежегодная организация смотров-конкурсов на лучшую постановку природоохрани- |
Облоно, Обл. упр. ООС. |
2002-2005 2006-2010 |
0.4 1.0 |
Областной бюджет и доп. инвестиции |
Экологическое воспитание населения |
10.6. |
Проведение семинаров, научно-практичес- |
Акимат области, Обл. упр. ООС, Облуправле- |
2002-2005 2006-2010 |
1.0 1.5 |
Областной бюджет и доп. инвестиции |
Экологическое воспитание населения |
10.7. |
Выпуск научно-популярного фильма о Жетысуйском крае |
Акимат области, Обл. упр. ООС. |
2003-2005 |
10.0 |
Областной бюджет и доп. инвестиции |
|
10.8. |
Проведение туристических поездок учащихся средних и средних специальных заведений по ландшафтно- |
Обл. упр. ООС, Облуправле- |
2002-2005 2006-2010 |
0.2 1.3 |
Областной бюджет и доп. инвестиции |
|
10.9. |
Укрепление материально- |
2002-2005 2006-2010 |
12.0 25.0 |
Областной бюджет |
||
ВСЕГО: |
2002-2005 2006-2010 |
31.3 38.3 |
Областной бюджет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ИТОГО: |
2002-2005 2002-2005 2002-2005 |
54.0 7.0 331.6 264.3 517.4 581.0 |
Республи- |
СПИСОК ОСНОВНЫХ
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ПДВ - предельно-допустимые выбросы;
ПДК - предельно-допустимые концентрации;
СВ - сточные воды;
ПТК - природно-территориальный комплекс;
ПДН - предельно допустимые нормы;
ПХС - природно-хозяйственная система;
НМД - нормативно-методическая документация;
ТБО - твердые бытовые отходы;
ОС - окружающая среда;
ООС - охрана окружающей среды;
РП - рациональное природопользование;
ООПТ - особо охраняемые природные территории;
ПДС - предельно-допустимый сброс;
СЭП - стационарные экологические площади;
ПСЭП - полустационарные экологические площади;
АПК - Алматы Пауэр Консолидейтед;
БАК - Большой Алматинский канал.
Приложение N 2
к решению Алматинского
областного маслихата
от 26 декабря 2002 года
ПЛАН
ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА 2003 г ПО АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
N п/п |
Наименование работ |
Стои- |
Испол- |
Форма завер- |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Завершение экологического районирования территории Алматинской области путем составления карт загрязнения окружающей среды и природно- |
3000,0 |
ТОО "Экопроект ЛТД" |
Отчет (пере- |
Приказ Министра ПРООС N 458-П от 11.11.00. Письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды N 09-2054 от 6.08.2001 г, N09-2918 от 24.10.2001 г. |
2 |
Восстановление канализационных сетей п..Жансугурова Аксуйского района |
2200,0 |
Тендер |
Акт выпол- (пере- |
Согласно экологической программе области на период до 2010 года. |
3 |
Ликвидация последствий Жаманкумской трагедии 1988 года, восстановление канализационных и водопроводных сетей п.Заречный (ремонт и реконструкция сетей водопровода и канализаций) |
1850,0 |
Тендер |
Акт выполненных работ (пере- |
Согласно экологической программе области на период до 2010 года. |
4 |
Строительство полигона для складирования ТБО в г.Талдыкоргане (срок строительства 2003-2004гг.) |
3000,0 |
Тендер |
Акт выпол- |
Экологическая программа Алматинской области на период до 2010 года |
5 |
Ремонт музея природы Алматинского гос. заповедника в Талгарском районе. |
1500,0 |
Тендер |
Акт выпол- |
Письма Алматинского государственного природного заповедника N 09 от 28.02.2002 г., N 34 от 10.07.2002 г., решение заседания областного Координационного Совета, протокол N 5 |
6 |
Восстановление канализационной сети с.Теректы Карасайского района |
4500,0 |
Тендер |
Акт выпол- |
Письмо Акима Карасайского района за N 01-28/2075 от 03.12.2002 г. |
7 |
План мероприятий по оздоровлению и деятельности РГП "КазПАС" в вопросах воспроизводства рыбных запасов Алматинской области |
2000,0 |
КазПАС |
Акт выпол- |
Письмо директора РГКП "КазПАС" N 1-6/46 от 25 ноября 2002 г. |
8 |
Реконструкция полигона для захоронения непригодных ядохимикатов в Коксуском районе. |
3000,0 |
Тендер |
Акт выпол- |
Письмо Акима Коксуского района N 1127 от 23.07.2002 г. |
9 |
Восстановление канализационных сетей пос.Кендала в Талгарском районе. |
4400,0 |
Тендер |
Акт выпол- |
Письмо Акима Талгарского района N 02-1692 от 11.11.2002 г. |
10 |
Проект строительства нового полигона ТБО г.Талгара |
1500,0 |
Тендер |
Проект |
Письмо Акима Талгарского района за N 01-1188 от 08.08.2002 г, N 02-1691 от 11.11.2002 г. |
11 |
Консервация золоотвала ТЭЦ-3 |
2000,0 |
ЗАО АПК |
Акт выпол- |
Письмо ЗАО АПК от 29.08.2002 г N 102-5209 |
12 |
Проведение мероприятий по экологическому воспитанию и образованию населения ( выпуск пособии, книг, брошюр, лекции ко дню экологов). Проведение областных мероприятий по охране окружающей среды в школах областей (10 % школ с экологическим уклоном). |
5000,0 |
Тендер |
Прог- |
Стратегия 2030, Закон РК "Об охране окружающей среды" ст.73-75 Экологическая программа Алматинской области на период до 2010 года приоритет N 4 |
13 |
Укрепление материально- технической базы областного управления охраны окружающей среды ( приобретение основных средств, командировочные, ГСМ). |
2050,0 |
ОУООС |
Отчет |
Приобретение основных средств, командировочных, ГСМ |
14 |
Содержание вновь организованного государственного учреждения "Областного департамента природоохранных программ" |
4000,0 |
Государст- |
Отчет |
|
ИТОГО |
40000,0 |
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ А. АЙТЖАНОВ