Об "Экологической программе Алматинской области на период до 2010 года" и плана природоохранных мероприятий и научно-исследовательских работ на 2003 год

Утративший силу

Решение Алматинского областного маслихата от 26 декабря 2002 года N 31-161. Зарегистрировано Управлением юстиции Алматинской области 12 февраля 2003 года за N 1011. Утратило силу - решением Алматинского областного маслихата от 14 января 2011 года N 41-234

      Сноска. Утратило силу - решением Алматинского областного маслихата от 14.01.2011 N 41-234

       В соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" Алматинский областной маслихат РЕШИЛ:
       1. Утвердить "Экологическую программу Алматинской области на период до 2010 года", согласно приложения N 1.
       2. Утвердить план природоохранных мероприятий и научно-исследовательских работ на 2003 год, согласно приложения N 2.
       3. Рекомендовать акимам районов и городов, руководителям областных управлений, комитетов в своей деятельности по реализации указанной программы глубоко изучить состояние и осуществлять конкретные меры природоохранной работы по каждому подведомственному предприятию, повышать ответственность руководителей, акимов сельских округов за безусловное их выполнение.
       4. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию областного маслихата по аграрным вопросам и экологии (А. Зияданов), заместителя Акима области (А. Тойбаева).

      Председатель сессии
      областного маслихата                       С. Чурегеев

      Секретарь
      областного маслихата                       Е. Жунусбеков

Приложение N 1
к решению Алматинского
областного маслихата
от 26 декабря 2002 года

Экологическая программа Алматинской области
на период до 2010 года

ВВЕДЕНИЕ

      Алматинская область - это регион с богатыми природными ресурсами потенциально способствующие высокому уровню развития экономики. Однако исторически сложившаяся, ресурсно-сырьевая и монокультурная система природопользования и осуществляемое без учета природных условий, национальных традиций хозяйствование как в целом по Республике, так и в Алматинской области, привели к образованию множества экологических проблем.
      Опыт стран, прошедших этап перехода к рыночной экономике и анализ социально-экономического и экологического состояния региона показывает, что в области имеются возможности для решения этой задачи:
      - идет процесс совершенствования законодательно-нормативной базы;
      - усиливается роль местного самоуправления;
      - имеются перспективы для экономического стимулирования природоохранной деятельности и резервы ресурсосбережения;
      - создаются условия для новых технологий;
      - совершенствуется процесс экологического образования.
      Внедрение этих и других рычагов стимулирования природоохранной деятельности позволяют достигнуть сбалансированное, устойчивое развитие региона и обеспечить благоприятные условия проживания населения.
      Как показала практика организации природоохранной работы в Республике Казахстан, а также опыт других стран, одними из наиболее важных документов, в которых определяются основные направления деятельности по охраны природы и здоровья населения в регионах республик, являются Региональные Комплексные программы охраны окружающей Среды.
      Экологические Программы - это своего рода экологический аудит, направленный на комплексное определение экологических последствий предыдущей деятельности и на подготовку основы для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и представляют из себя документы, в которых содержатся: анализ географических, климатических, природно-ресурсных и социально-экономических условий на территории области или города; приводится оценка экологической обстановки; определяются приоритетные направления природоохранной деятельности на ближайшие 3-5 лет и на перспективу, с указанием конкретных мероприятий, их целей и задач, сроков исполнения, основных возможных исполнителей и ориентировочных источников финансирования.
      Природная среда Алматинской области испытывает достаточно высокие техногенные нагрузки предприятий энергетики, добывающих и перерабатывающих предприятий, аграрного комплекса. В ряде районов сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка. Наиболее опасные проявления данной ситуации опустынивание, деградация почв, истощение и загрязнение водных ресурсов, сокращение и разрушение биологического разнообразия. При сложившейся ситуации, для решения всего многообразия экологических проблем требуется не один год и серьезные финансовые средства. Для эффективного и рационального использования финансовых ресурсов необходимо определить стратегию природоохранной деятельности в регионе и приоритетные направления.
      "Экологическая программа Алматинской области на период до 2010 года выполнена по заданию Алматинского областного управления охраны окружающей среды на основании договора от 15 августа 2000 г. При разработке Программы основополагающими документами были: основные стратегические направления развития Республики Казахстан на период до 2030 года, содержащиеся в обращении Президента Н.А. Назарбаева к народу Казахстана; положения Концепции экологической безопасности Республики Казахстан; стратегия природоохранной деятельности в Республике Казахстан; Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей Среды" и другие природоохранные Законы, принятые в последнее время. При составлении Программы в обязательном порядке учитывались важнейшие направления социально-экономического развития региона.
      Ответственным разработчиком Экологической программы Алматинской области является Научно-производственный центр "ЭКОН". При выполнении отдельных разделов принимали участие специалисты Национальной академии РК, КазНИИМОСК, АО Гидромониторинг, КазГУ им. Аль-Фараби.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

      Проблема комплексного решения различных аспектов охраны окружающей среды сдерживается экономическими и социальными проблемами, имеющими место в условиях перехода к новой экономической политики Республики Казахстан. Однако непринятие, адекватных экологической обстановке, мер, наносит ущерб окружающей природной среде и здоровью населения. Учитывая сложившуюся эколого-экономическую ситуацию, разработка настоящего документа базировалась на принципах:
      - Обеспечение благоприятной экологической среды Алматинской области;
      - Создание перспективного экономического и правового механизма стимулирующего природоохранную деятельность

      Цель программы

      Основной целью программы является разработка и реализация комплекса мероприятий по восстановлению и охране окружающей природной среды.

      Задачи программы

      Основные задачи программы:
      - снижение уровня антропогенного воздействия на окружающую среду (сокращение вредных выбросов в атмосферу, охрана водных ресурсов, утилизация промышленных и бытовых отходов, охрана и рациональное использование земель);
      - комплексное изучение и гигиеническая оценка качества окружающей среды, и их влияние на формирование здоровья населения;
      - создание базы данных экологической информации;
      - расширение сети наблюдений, контроля;
      - создание элементов мониторинга за состоянием природной среды;
      - разработка единой региональной системы нормативных требований к состоянию окружающей среды и использованию природных ресурсов;
      - стимулирование внедрения "чистых" технологий;
      - совершенствование природоохранного законодательства системы общегосударственного контроля за состоянием природной среды;
      - приоритетное решение важнейших научных проблем природопользования;
      - использование достижений науки и техники для восстановления природной среды.
      Реализация программы должна привести к снижению уровней загрязнения, деградации и истощении окружающей природной среды; к созданию комплекса экологических нормативов, требований, методик, технических и технологических средств, позволяющих устранить или заблокировать проблемы; сделать прогнозы негативных тенденций, предусмотреть соответствующие превентивные меры.

2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ Виды деградации природной среды

      Анализ состояния окружающей природной среды в Алматинской области показал, что в результате взаимодействия природных и хозяйственных объектов сформированы определенные эколого-хозяйственные системы. Уровень и характер этого взаимодействия определяет различную степень деградации природной среды и ее ресурсов, и проявляется в качественном и количественном состоянии различных экосистем региона.
      В Алматинской области выявлены следующие виды деградации природной среды.
       1. Ветровая эрозия почв распространена преимущественно в засушливых районах Алматинской области с активным ветровым режимом.
      Выделяются 7 почвенно-эрозионных районов с усиленным проявлением ветровой эрозии. Панфиловский долинный, где на распаханных участках возможна ветровая и ирригационная эрозия; Каратальский подгорный район со средней и сильной ветровой эрозией;
      Аксуский подгорно-равнинный район, где наблюдаются процессы ветровой эрозии на супесчаных почвах и распространена ирригационная эрозия; Лепсинский мелкосопочно-равнинный район средне и сильно подверженный ветровой эрозии; Сасыкколь-Алакульский равнинный район, где ветровой эрозии подвергнуты массивы песков и песчаных почв; Учаральский низкогорно-равнинный район, средне- и сильно подверженный ветровой эрозии и Алакульский подгорно-равнинный район со слабой степенью проявления ветровой эрозии.
      2. Водная эрозия представляет потенциальную опасность в зоне предгорных наклонных равнин Заилийского Алатау, межгорных долин Кегеня и Нарынкола, имеющих значительный уклон и расчлененность территории, и особенно в хозяйствах Карасайского, Жамбылского, Енбекшиказахского и Кербулакского районов. В зоне обеспеченной и полуобеспеченной осадками богары практически все богарные посевы расположены на склонах крутизной от 2 до 12 0 и более. Механический состав склоновых почв, сформированных на лессовидных почвообразующих породах, обуславливает их податливость к смыву. Овражная эрозия проявляется в хозяйствах Карасайского и Енбекшиказахского районов.
      Большой вред приносит эрозия на естественных кормовых угодьях Алматинской области, особенно на пастбищах, расположенных на склонах. Это является причиной разрушения дернины, выпада ценных компонентов пастбищных трав, особенно злаковых.
      3. Деградация пастбищ. В Алматинской области пастбища занимают 14449,9 тыс. га или 64 % площади области. Разнообразие природных условий области определило широкий набор различных типов пастбищ: от пустынных равнинных до высокогорных. Интенсивное использование пастбищных экосистем привело к их значительной антропогенной нарушенности. В настоящее время в результате чрезмерного выпаса и вырубки кустарников, особенно саксаула на топливо, пески до 50-60 % подвержены умеренной и сильной степени деградации. По этой же причине, около 10 % песчаных вершин разбиты. Урожайность засоренных и сильно деградированных пастбищ не превышает 0,5-0,9 ц/га.
      В настоящее время, пастбищные экосистемы между южными склонами хребта Джунгарского Алатау и северными склонами Заилийского Алатау имеют урожайностью 1,0-2,4 ц/га, используются в весенне-летне-осеннее время и являются умеренно деградированными.
      В результате повсеместного освоения территории под орошаемое и богарное земледелие большая часть пастбищ предгорья от 700 до 1000м подвержены умеренной и сильной деградации. В Карасайском, Талгарском, Енбекшиказахском районах пастбища сильно сбиты и вытоптаны.
      Высокогорные пастбища также подвержены антропогенной нагрузке, что привело к сильной деградации, урожайность снизилась с 6-9 ц/га до 1,5-2,0 ц/га. В травостое стал преобладать типчак и манжетки. Повсеместно развита тропинчатость. Из высокогорных пастбищ в Алматинской области особенно сильно деградированы пастбища урочищ Ассы, Ушконур, верховий реки Казачки.
      Основные сенокосные угодья в Алматинской области распространены в поймах рек (Или, Каратал, Лепсы, Каратал и т.д.), вокруг озер (Балхаш, Алаколь), а также в горах и занимают 449 тыс. га. На равнине основу сенокосов составляют тростниковые, осоково-тростниковые заросли на лугово-болотных почвах с урожайностью 30-50 ц/га, тростниково-пырейные, разнотравно-крупнозлаковые, ажреково-солодковые луга на аллювиально-луговых почвах с урожайностью 7-15 ц/га. Сенокосные угодья Алматинской области в настоящее время сильно деградированы. Основными причинами следует считать изменение гидрологического режима водных объектов и нерациональное сенокошение.
      4. Вырубка леса. Леса Алматинской области представлены тремя категориями: горными елово-лиственными, тугайными и пустынными лесами.
      Горные леса Северного Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау занимают общую площадь свыше 370 тыс. га, из них на долю хвойных пород приходится 135 тыс. га или 36,5 %.
      Тугайные леса приурочены к поймам рек Балхашского бассейна, их покрытая лесом площадь составляет 81 тыс. га. Эти леса имеют большое значение в охране водных ресурсов при их транзите в оз. Балхаш. Благодаря скрепляющему действию корневых систем, эти леса надежно защищают берега от подмывов и размывов, ослабевают проявления оползневых процессов, обеспечивая тем самым стабилизацию русла рек.
      Пустынные леса Прибалхашья расположены к югу от оз. Балхаш на песчаных массивах Таукум, Сары-Ишикотрау и в Джунгарской котловине. Главная порода саксаул. Покрытая лесом площадь составляет 1772 тыс. га. Саксауловые леса закрепляют пески, препятствуют образованию песчаных бурь, защищают от заносов реки и каналы, населенные пункты и дороги, способствуют увеличению кормовой емкости пустынных и полупустынных пастбищ. В 1963 году в горных лесах области были запрещены сплошнолесосечные рубки и ликвидированы лесозаготовительные предприятия. Однако в некоторых районах Джунгарского Алатау и Северного Тянь-Шаня наблюдается браконьерская рубка леса. В последние годы происходит ухудшение состояния тугайных лесов в результате зарегулирования стока р. Или и большого забора воды для орошения. Большое количество тугайных и саксауловых лесов было вырублено местным населением на топливо. Все это привело к деградации тугайной растительности, сокращению площади лесов.
      5. Загрязнение воздуха. Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в 2000 году составили по территории Алматинской области 295,5 тыс. т. Причем, большая часть из них - 128,0 тыс. т составляют выбросы от автомобильного транспорта. Следует отметить, что в г. Алматы выбросы данного вида источников образуют около 79 % от общей массы, в то время как на остальной территории, эта цифра составляет в среднем 62,8 %. Однако поток автотранспорта в летний период и в воскресные дни практически сравнивают эти показатели.
      В предгорной полосе - на юге сосредоточена основная часть населенных пунктов. Здесь находится и самый крупный промышленный узел Республики - Алматинский, который включает в себя и ряд предприятий, находящихся в близлежащих к городу населенных пунктах - Талгар, Каскелен, Отеген Батыр и др. Этот узел специализируется в основном на производстве товаров для населения. Крупнейшие предприятия его относятся к отраслям легкой и пищевой промышленности. По всем видам выделенных загрязнителей лидируют предприятия электроэнергетики (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, АГРЭС). По твердым веществам объем выбросов от них составляет 77 %, по оксидам азота - 89 %, по сернистому ангидриду (SO 2 ) - 88 %, по оксиду углерода - 32 %. Серьезной проблемой для следует считать отсутствие электрификации железной дороги, что проявляется в больших объемах выбросов оксида углерода - около 15 %, сернистого ангидрида и твердых веществ - 2 и 3 % соответственно.
      В силу природно-климатических факторов пригородная зона испытывает большое влияние г. Алматы. Воздушный бассейн самого крупного города Республики один из самых загрязненных. Загрязнение пылью воздушного бассейна г. Алматы в течение года оказалось значительным: на протяжении всего года наблюдалось превышение ПДК в 1,5-1,9 раза и колебалось в пределах 0,23-0,29 мг/м 3 Загрязнение диоксидом азота было выше ПДК (0,058-0,098 мг/м 3) в течение всего года, оксидом углерода (3,1-4,5 мг/м 3 ) - с октября по март, а средние суточные концентрации диоксида серы во все месяцы не превысили соответствующий уровень ПДК.
      При обследовании загрязнения воздушного бассейна в населенных пунктах пригородной зоны г.Алматы, отмечены высокие концентрации содержания SO 2 , NO 2 , превышающие средние суточные ПДК в 1,4-4,7 раза, а максимально разовые - в 1,6-13,0 раз. Высок процент повторяемости максимально разовых ПДК по пыли (25,3 %) и диоксиду азота (31,7 %).
      Наибольшие превышения средних суточных ПДК зафиксированы в городах Талгар и Есик по формальдегиду и диоксиду азота. Концентрации SO 2 и СО находились в пределах 0,2-1,1 ПДК.
      Атмосфера г. Талдыкорган значительно меньше загрязнена пылью. Средние суточные концентрации ее за рассмотренный период времени составляли в среднем 0,09 мг/м 3 , что соответствует 0,6 ПДК. Однако, в связи с отсутствием стационарных постов наблюдений, материалов обследования последних лет дать полную оценку состоянии атмосферного воздуха г. Талдыкоргана не представляется возможным.
      6. Загрязнение вод. Основными загрязнителями поверхностных вод области по объемам отведения СВ являются сельхозпроизводители риса, дислоцированные в бассейнах р.р. Или, Каратал.. Они отводят ежегодно 187 млн.м 3 коллекторно-дренажных вод с высоким содержанием органических, азотсодержащих и взвешенных веществ.
      Ко 2-ой группе загрязнителей поверхностных вод области, как по объемам отведения, так и по специфике загрязнения, относятся города и населенные пункты, на территории которых дислоцированы различные промышленные, производственные коммунальные предприятия. Основными источниками загрязнения поверхностных вод по этой группе является г. Алматы, который в 1998 г. через сооружения канализации и биологической очистки ГКП "Водоканал" отвел в р. Или 35,0 млн.м 3 очищенных сточных вод, что в общей оценке составляет 15 % суммарных объемов отведения стоков по области. Определенное негативное воздействие на поверхностные воды и сопряженные объекты оказывают хоз-фекальные стоки гг. Талдыкорган, Текели, райцентров Есик, Талгар, Каскелен, Жаркент, Чунджа и др.
      Специфическое воздействие на водные ресурсы области оказывают предприятия пищевой промышленности. Эти предприятия отводят свои стоки в большинстве на поля фильтрации, испарения, пруды, рельефы местности, на которых происходит доочистка СВ почвенными микроорганизмами. Объемы отведения стоков незначительны, но по химическому составу они высокоминерализованы органическими соединениями, значения ХПК и БПК достигают десятки и сотни ПДК сан-гиг .
      7. Загрязнение почв. Техногенные нарушения почв характерны для всей территории Алматинской области.
      По данным эколого-геохимических исследований, проведенным АО "Казнедра" в разные годы (1996-1999), на территории Алматинского агропромышленного района в почвах выявлены аномальные участки с содержанием: свинца, фосфора (превышение фоновых содержаний в 3 раза), хрома (превышение фона в 1,2 раза) и др. Так, к северу от Каскелена зафиксирована аномалия свинца протяженностью более 18 км, по изолинии содержаний 30 мг/кг. Этой же изолинией очерчен обширный район, центр которого приходится на г. Алматы, аномалия протянулась от п. Ремизовка в северо-западном направлении на 19 км. Заражение почв ртутью на уровне 2 фонов отмечено в 2 км к северу от п. Ожет, в районе с. Первомайка, с. Покровка и др. В радиусе 25 км от г. Алматы, до 30% площади заражены цинком на уровне 2 фонов.
      В области накоплено более 50 млн. тонн различных отходов, с чем также связано загрязнение почв.
      Засоление почв характерно в поймах рек и вокруг озер в результате изменения гидрологического режима, а также на Акдалинском массиве орошения.
      По данным Комитета по управлению земельными ресурсами Республики Казахстан в Алматинской области на 01.01.2000 г. земли сельскохозяйственного назначения составляют 13550,5 тыс. га.. Из них 2177,3 тыс. га подвержены разной степени засоления, 841,8 тыс. га деградированы в результате водной эрозии, 4383,1 тыс. га. подвержены процессам дефляции.
      Представленный свод экологических проблем Алматинской области показывает на необходимость их решения. С целью выявления наиболее приоритетных экологических проблем, авторы данной программы осуществили ландшафтно-экологическое зонирование области.

Ландшафтно-экологическое зонирование области

      Уровень и направление воздействия человека, ответная реакция на разные виды антропогенной нагрузки могут быть оценены в характеристиках эколого-хозяйственного состояния территории, включающих определение видов и степени антропогенной нагрузки, естественной защитности территории, как составной части устойчивости ландшафтов.
      Выявление природоохранных проблем сводилось к анализу соотношения между антропогенной нагрузкой и свойствами природного ландшафта, в результате которого были определены изменения природной среды, несоответствующие экологическим требованиям. В процессе составления карты ландшафтно-экологического зонирования главным критерием состояния ПТК стала степень антропогенной нарушенности естественных ландшафтов зонального ряда.
      Качественный уровень экологической дестабилизации природно-территориальных комплексов (ПТК) Алматинской области и ее административных районов определялся на основе учета количества природных компонентов, подверженных в результате антропогенного воздействия различного рода изменениям, определяющим экологическую напряженность области.
      Разработка показателей, характеризующих эколого-хозяйственное состояние земель Алматинской области, осуществленная нами на ландшафтной основе показала, что по интенсивности проявления антропогенных процессов, на территории Алматинской области выявлены следующие ландшафтно-экологические зоны.
      1. Стабильная зона (СЗ), доминируют: 1.- пустынные ландшафты относительно опущенных равнин; 2 - горно-луговые ландшафты высокогорий; 3 - лесо-лугово-степные ландшафты среднегорий. Характеризуется почти полным отсутствием негативных ландшафтно-экологических изменений, обусловленных антропогенезом, или же незначительным их проявлениями. Небольшие изменения в структуре природно-территориального комплекса (ПТК) обусловлены влиянием экстремальных природных процессов. Негативные экологические последствия легко устранимы, при их прекращении ПТК возвращаются в состояние динамического равновесия. Вошли следующие части территорий административных районов: Балхашского, Каратальского, Алакольского, Аксуйского, Саркандского, Жамбылского, Коксуского, Ескельдинского, Илийского, Талгарского, Кербулакского, Панфиловского, Карасайского, Енбекшиказахского, Уйгурского, Райымбекского. Некоторые территории данных районов используются, как заповедники или могут быть использованы, как зоны возможной рекреации.
      2. Удовлетворительная зона (УЗ), доминируют: 1 - сухостепные ландшафты межгорных и внутригорных впадин; 2 - пустынные ландшафты относительно опущенных равнин. Характеризуется значительными негативными изменениями в состоянии природных компонентов ландшафта, обусловленными антропогенезом. При соблюдении правил рационального природопользования возможно почти полное устранение негативных экологических последствий техногенеза с использованием умеренных затрат на восстановление. В данную зону вошли части территорий административных районов: Балхашского, Каратальского, Алакольского, Саркандского, Жамбылского, Кербулакского, Панфиловского, Уйгурского, Райымбекского.
      3. Напряженная зона (НЗ), доминируют: 1 - степные ландшафты низкогорий; 2 - сухостепные ландшафты предгорий и низкогорий. Отличается быстрым нарастанием угрозы истощения или полного исчезновения отдельных видов ландшафта. Наступление экологического кризиса носит обратимый характер, что позволяет при своевременном вмешательстве устранить последствия антропогенного стресса и восстановить стабильность нарушенной геосистемы. В данную зону вошли следующие административные районы: части территорий - Алакольского, Саркандского, Коксуйского, Ескельдинского, Илийского, Талгарского, Алакольского, Саркандского, Жамбылского, Кербулакского, Панфиловского, Карасайского, Енбекшиказахского, Райымбекского районов. Районы с данной экологической ситуацией требуют значительных средств для восстановления.
      Полная картина, отражающая экологическое состояние административных районов Алматинской области показана, в таблице 1.
      На основе полученных данных была построена карта ландшафтно-экологического зонирования Алматинской области, масштаба 1:1000000 (рис.1).
      Ландшафтно-экологическое состояние на карте представлено системой ранжированных индексов, отражающих современные природные и антропогенные процессы деградации. Процессы деградации оценивались по следующим критериям: эрозия по площади сильноэродированых почв (более 20-40% от всей площади ландшафта); деградация пастбищ - по снижению биологической продуктивности и проективного покрытия травянистой растительностью; вырубка лесов - по превышению расчетной лесосеки; деградация почвенного покрова по уменьшению содержания гумуса, микроэлементов, суммарной доле площади эродированных, смытых почв; загрязнение почв пестицидами - по превышению ПДК; загрязнение поверхностных и подземных вод по превышению ПДК для солей тяжелых металлов, пестицидов, а также по общей минерализации и содержанию в воде кислорода, обусловленных техногенезом; загрязнение атмосферы по превышению уровня предельно допустимой нормы (ПДН) для таких основных ингредиентов, как пыль, искусственная радиоактивность, превышение содержания соединений углерода, серы, азота и ряда других химических элементов.
      Расчеты по уровню экологической дестабилизации природной среды показали, что из 16 административных районов Алматинской области 8 районов относятся к сильному уровню изменения природно-хозяйственной системы, 6 к умеренному и только 2 района к слабому уровню дестабилизации природной среды.
      Современное экологическое состояние Алматинской природно-хозяйственной системы (ПХС) - это результат совокупного проявления сложных, длительных или сравнительно кратковременных процессов с природной и антропогенной составляющими, которые развиваются на общем фоне опустынивания. Неустойчивое функционирование системы представлено: усилением аридизации, увеличением минерализации грунтовых вод, климатическими колебаниями, деградацией растительного и почвенного покровов и др. Являясь объектом активного и разнообразного по формам хозяйственного освоения, ландшафты области представляют собой звенья с параллельным развитием разнонаправленных процессов.
      Результаты интегральной оценки экологической ситуации в Алматинской области показывают на необходимость более детальных работ по районированию территории с учетом перспективы ее экономического развития. Тем не менее, произведенная комплексная экологическая оценка позволяет выделить приоритетные экологические проблемы и разработать соответствующие природоохранные мероприятия.

      Таблица 1.

Современное экологическое состояние районов Алматинской
области

Администра-
тивные районы

Удельный вес ландшафтно-экологических зон в районе, (%)

Уровень экологи-
ческой дестаби-
лизации природной среды

Доминирующие процессы
деградации

Напря-
женная

(I)

Удовлетво-
рительная

(II)

Стабиль-
ная

(III)

1

2

3

4

5

6

1. Балхашский

-

39

61

Умеренный

Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса

2. Каратальский

8

4

88

Умеренный

Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, загрязнение вод

3. Алакольский

10

15

75

Умеренный

Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, дефляция, эрозия почв

4. Аксуский

53

-

47

Сильный

Деградация пастбищ, деградация почв

5. Саркандский

48

-

52

Умеренный

Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, эрозия почв

6. Жамбылский

51

2

47

Сильный

Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв

7. Коксуйский

54

-

46

Сильный

Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв

8. Ескельдинский

49

-

51

Сильный

Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв, вырубка леса

9. Илийский

68

2

30

Сильный

Деградация пастбищ, деградация почв, загрязнение атмосферы воздуха

10. Талгарский

59

-

41

Сильный

Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса, эрозия почв

11. Кербулакский

51

11

38

Сильный

Деградация пастбищ, деградация почв, эрозия почв

12. Панфиловский

22

-

78

Слабый

Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса

13. Карасайский

52

-

48

Сильный

Эрозия почв, загрязнение вод, вырубка леса, загрязнение атмосферы воздуха

14. Енбекши-
казахский

42

10

48

Умеренный

Деградация пастбищ, деградация почв, вырубка леса

15. Уйгурский

-

30

70

Слабый

Деградация пастбищ, вырубка леса

16. Райымбекский

20

22

58

Умеренный

Деградация пастбищ, деградация почв

3.СТРАТЕГИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДО 2010 ГОДА

      Оценка современного состояния окружающей среды Алматинской области, многообразие и разноплановость экологических проблем показывает на необходимость концентрации усилий на приоритетных экологических проблемах, требующих первоочередного решения, как на республиканском, так и региональном уровне.
      Основная Цель стратегии природоохранной деятельности до 2010 года снижение темпов ухудшения окружающей среды (ОС), стабильное улучшение окружающей среды Алматинской области.

      Этапы стратегии.
      Этап 2001-2005

      Цель снижение темпов ухудшения окружающей среды.
      Задачи: в рамках социально-экономического развития области необходимо четкое определение направлений деятельности по реализации природоохранных мероприятий. Упорядочить финансирование природоохранных мероприятий.
      Усилить экологические аспекты в концессионных и лицензионных контрактах.
      Приоритет 1. Совершенствование эффективной системы управления экологическими ресурсами.
      Задачи: создать условия для стабильного финансирования экологических программ и экономического стимулирования природоохранной деятельностью.
      Приоритет 2. Разработка и реализация почвозащитных мероприятий.
      Задачи: обеспечить повышение уровня рекультивации нарушенных земель; сократить вырубку леса; увеличить создание лесонасаждений; пересмотреть размещение культур и технологии обработки почв. При передаче земель в частное владение необходимо предусмотреть особые условия по обеспечению сохранности качества почвенно-земельных ресурсов. Разработка соответствующих НМД и контроль.
      Приоритет 3. Восстановление сети наблюдений Казгидромет на 50 %  к имеющимся постам. Первоочередной Талдыкорганский регион и пригородная зона г. Алматы.
      Задачи: повысить качество приема, сбора и обработки информации; совершенствовать систему контроля за состоянием ОС. В целях получения объективной достоверной режимной информации о состоянии загрязненности атмосферного воздуха области рекомендуется восстановить деятельность поста по наблюдению в г. Капшагай, закрытого в 1994 году.
      В целях контроля за состоянием качества городского воздуха нового областного центра г. Талдыкорган рекомендуется организовать деятельность как минимум, двух стационарных постов по наблюдению за загрязнением атмосферного воздуха.
      Для пространственно-временной оценки воздействия г. Алматы (как источника загрязнения воздуха) на прилегающие к городу территории рекомендуется организовать 2-3 поста в близлежащих населенных пунктах в радиусе 30-40 км. Наиболее подходящими местами для этого могут служить пос. Отеген Батыр, пос. Боролдай.
      Размещение постов необходимо провести согласно требованиям организации сети наблюдения и с учетом местных природно-климатических условий.
      Приоритет 4. Формирование финансовых механизмов самоокупаемости мероприятий по охране окружающей среды и развитие экологического (малого и среднего) бизнеса.
      Задачи: изучить виды и механизмы прямой и опосредованной самоокупаемости мероприятий по ООС. Инвестиционные проекты. Совершенствовать нормативы платежей природопользования и штрафов с учетом реальной платежеспособности предприятий.
      Приоритет 5. Восстановление биоресурсов.
      Задачи: инвестировать лесные хозяйства, предоставить налоговые льготы; увеличить объемы воспроизводства растительного и животного мира.
      Приоритет 6. Рациональное использование водных ресурсов. Механизм (схема) водопользования.
      Задачи: реконструкция очистных сооружений; перепрофилирование водоемких сельхозкультур; паспортизация всех водопользователей.
      Приоритет 7. Утилизация и обезвреживание ТБО.
      Задачи: обеспечить современную систему управления отходами.
      Этап 2006-2010
      Цель снижение темпов ухудшения состояния окружающей природной среды и стабилизация экологической ситуации.
      Задачи. Продолжение совершенствования системы управления экологическими ресурсами и создание условия для стабильного финансирования экологических программ и экономического стимулирования природоохранной деятельностью.
      Приоритет 1. Совершенствование эффективной системы управления экологическими ресурсами.
      Задачи: интегрированное решение экологических и экономических проблем;
      совершенствования системы стимулирования природоохранной деятельности.
      Приоритет 3. Формирование и совершенствование финансовых механизмов природопользования.
      Задачи: реализация проектов по самоокупаемости мероприятий по охране окружающей среды и развитию экологического (малого и среднего) бизнеса.
      Приоритет 4. Осуществление мер по предотвращению деградации пастбищ и почв.
      Задачи: усовершенствовать севооборот; обводнение пастбищ; оптимизировать и дифференцировать применение удобрений и пестицидов.
      Приоритет 5. Восстановление биоресурсов.
      Задачи: проведения мероприятий по восстановлению численности растительного и животного мира; промысловых видов рыб.
      Приоритет 6. Восстановление количества пунктов наблюдательной сети до уровня 1990 г. и открытие дополнительных постов.
      Задачи: заменить устаревшее оборудование и парк гидрометеоприборов;
      усовершенствовать мониторинг природной среды; обеспечить устойчивую работу Службы приема, сбора и обработки информации, завершить переход на современные способы связи.
      Приоритет 7. Стабильное функционирование системы управления отходами. Создание материально-технического обеспечения службы сбора и переработки отходов.
      Приоритет 8. Усовершенствование подготовки специалистов в области ООС.
      Реализация приоритетных направлений Стратегии Экологической программы Алматинской области до 2010 года обеспечит предотвращение будущих загрязнений и деградации ОС.
      Система юридических, организационных, технических, экономических и социальных мер, реконструкция наиболее "экологически грязных" производств должна обеспечить стабилизационные процессы ООС.

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

      Планирование природопользования и охраны окружающей среды должно осуществляться с учетом оценки степени загрязнения природной среды, возможностей природных ресурсов к изъятию и их возобновляемости, базироваться на данных экологического районирования.
      Анализ социально-экономической ситуации Алматинской области показывает на то, что в регионе имеются возможности для решения приоритетных экологических проблем. Самое главное не допустить ухудшение экологической ситуации. На этом принципе разработана приоритетность решения экологических проблем. Предложенные приоритеты должны быть составной частью социально-экономической программы области и соответственно приняты для реализации.
      Механизм предотвращения будущих загрязнений и деградации ОС изложен ниже, в конкретном плане природоохранных мероприятий. Для реализации этих мероприятий необходим комплекс, система организационных, экономических, юридических и социальных мер. В условиях рыночной экономики придается важное значение экономическим методам решения экологических проблем, позволяющие эффективно использовать природные ресурсы и снижать загрязнение окружающей природной среды.
      К этим методам относятся ресурсосбережение, включающее экономию воды, энергии, минеральных ресурсов, внедрение малоотходных технологий, культура земледелия. Экономическое стимулирование природоохранных мероприятий, создание условий для развития индустрии по переработке и утилизации отходов, развитие предприятий малого и среднего бизнеса по оказанию экологических услуг, расширение ответственности и полномочий контролирующих природоохранных органов все еще остаются неиспользованным резервом.
      При передаче земель в частное владение необходимо предусмотреть особые условия по обеспечению сохранности качества почво-земельных ресурсов. Разработка соответствующих НМД и контроль являются приоритетными и должны быть финансово обеспечены.

Рекомендации по реализации Экологической программы

      Рекомендации включают несколько основных организационных (менеджмент и маркетинг) направлений, от которых зависит финансовая обеспеченность природоохранных мероприятий.
      1. Система управления
      1.1. Совершенствование форм собственности на экологические ресурсы.
      1.2. Согласование экологической и налоговой политики для достижения наиболее эффективного использования ресурсов.
      1.3. Усиление экологических аспектов в концессионных и лицензионных контрактах, в т.ч. при передаче земель в частное владение.
      2. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды.
      2.1. Развитие условий для самоокупаемых экологических проектов (экотуризм, рыбопруды, производство экологически чистых продуктов, фитомелиорация, фитодизайн).
      2.2. Создание инфрастуктуры управления отходами и отрасли по их переработке.
      2.3. Инвестиционные проекты. Необходимо создание инвестиционного фонда для содействия развитию экологического бизнеса как самостоятельного социально значимого направления малого и среднего.
      2.4. Создание рынка купли-продажи прав на загрязнение. Формирование рынка экологических услуг.
      2.5. Адаптация системы платежей за загрязнение к изменяющимся экономическим и экологическим условиям.
      2.6. Привлечение частного капитала для реализации природоохранных мероприятий.
      2.7. Создание экологически чистых производств.
      2.7.1. Льготное банковское кредитование мероприятий по ООС и РП.
      2.7.2. Установление льгот путем предоставления долгосрочных, краткосрочных займов, снижения платежей;
      2.7.3. Предоставление налоговых льгот организациям-разработчикам экотехнологий и предприятиям, их внедряющим.
      3. Общая система организационных мер.
      3.1. Укрепить нормативно-методическую и материально-техническую базу контрольно-инспекционной службы государственных органов ООС.

5. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

      Комплекс природоохранных мероприятий по экологическому оздоровлению Алматинской области на период до 2010 г. состоит из 10 блоков:
      1. Административные мероприятия
      2. Охрана и рациональное использование почвенно-земельных ресурсов
      3. Охрана и рациональное использование поверхностных вод
      4. Охрана и рациональное использование подземных вод
      5. Отходы производства и потребления
      6. Охрана воздушного бассейна
      7. Охрана растительного мира
      8. Охрана животного мира
      9. Научно-техническое обеспечение программы
      10. Экологическое образование и воспитание населения
      Основные природоохранные мероприятия по оздоровлению Алматинской области на период до 2010г. приведены в таблице 2.
      На реализацию стратегии охраны окружающей среды Алматинской области до 2010 года необходимы финансовые ресурсы в объеме 1755.3 млн. тенге, в том числе:
      на 1 этапе 2002-2005 903.0 млн. тенге, их них:
      - Республиканский бюджет - 54,0 млн.тенге
      - Областной бюджет составляют 331.6 млн. тенге
      - Средства предприятий 517.4 млн. тенге
      на 2 этапе 2006-2010 852.3 млн. тенге , их них:
      - Республиканский бюджет - 7,0 млн.тенге
      - Областной бюджет составляют 264.3 млн. тенге
      - Средства предприятий 581.0 млн. тенге
      Экологическая программа Алматинской области подлежит корректировки каждые 2-3 года, т.к. происходит изменение форм собственности предприятий и организаций, перенаименования и реорганизация финансово-экономической политики.

МЕРОПРИЯТИЯ
по экологическому оздоровлению Алматинской
области на период до 2010 года

N

п/п

Наименование мероприятий,
задания

Организация
заказчик
исполнитель

Срок
выпол-
нения

Объем
финанси-рования, млн тенге

Источник
финан-
сирования

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

1.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ

Облакимат Обл.упр.ООС Облкомзем

2002-
2010


Областной бюджет


 

1.1.

Усилить экологические аспекты в концессионных и лицензионных контрактах





Стимулирова-ние природо-
охранной деятельности

1.2.

Создать условия для экономического стимулирования природоохранной деятельности





Стабильное финансирова-ние экологических программ

1.3.

При передаче земель в частное владение необходимо предусмотреть особые условия по обеспечению сохранности качества почвенно-земельных ресурсов. Разработка специального положения по охране земель





Охрана почво-зе-
мельных и растительных ресурсов

2.

ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВА-
НИЕ ПОЧВЕННО-
ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ






 

2.1.

Детальное ландшафтно-
геохимическое районирование территории, организовать агрохимическое картирование почв

Комитет по управлению земельными ресурсами области,
Обл. упр. ООС

2003-2005

2006-2010

5,0

5.0

Областной бюджет

Выявление потенциально-опасных очагов нарушения почвенного покрова и перепланировка полей с учетом рельефа местности.

2.2.

Организация экологического мониторинга земель.

Комитет по управлению земельными ресурсами области,
Обл. упр. ООС

2003-2005
2006-20102002-2005 2006-2010

5,0 5,0
15,0

20,0

Областной бюджет
Средства предприя-
тий

Предотвращение загрязнения и деградации земель. Осуществление:
а) лабораторного контроля существующих и возможных поступлений загрязнителей в почвы,
б) наблюдений за эоловым морфогенезом, его динамикой, геодинамическими процессами;
в) обустройство экологических площадок.

2.3.

Инвентаризация защитных лесополос.
Облесение склонов, оврагов, балок.

Облтерупр. по лесу и биоресурсам

2003-2005

2006-2010

3,0

4,0

Областной бюджет

Организация защитных лесополос и обеспечение их высокой противоэрозионной и противодефляционной эффективности

2.4.

Противодефля-
ционные мероприятия на песчаных массивах

Комитет по управлению земельными ресурсами области,
Обл. упр. ООС,
Облтерупр. по лесу и биоресурсам

2003-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

5,0

5,0

5,0

7,0

Областной бюджет
Средства пред-
приятий, инвесторы

Закрепление песков путем облесения на площади до
2 млн. га.

2.5.

Противо-
солонцовые мероприятия

Комитет по управлению земельными ресурсами области,
Обл. упр. ООС,
Облтерупр. по лесу и биоресурс.

2003-20052006-2010 2002-20052006-2010

5,0

5,0

5,0

7,0

Областной
бюджет,
Средства пред-
приятий

Улучшение почвенных признаков на площади до 0.5 млн.га

2.6.

Консервация сильнодегра-
дированных пастбищ сроком от 3 до 5 лет, с одновременным коренным улучшением

Комитет по управлению земельными ре-сурсами области,
Обл. упр. ООС

2003-2005

2006-2010

3,0

3,0

Областной бюджет

Предотвращение деградации пастбищ, восстановление кормовых угодий на площади до
1,5 млн. га.

2.7.

Рекультивация отработанных нарушенных земель

Комитет по управлению земельными ресурсами области,
Обл. упр. ООС Природо-
пользова-
тели

2002-2005

2006-2010

20,0

25,0

Средства предприя-
тий

Выполнение работ по рекультивации в соответствии с разработанными проектами. Предотвращение загрязнения и деградации почвенного покрова области


ВСЕГО:


2002-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

26.0

27.0

45.0

59.0

Областной бюджет

Средства предприя-
тия


 

3.

ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВА-
НИЕ ПОВЕРХ- НОСТНЫХ ВОД






 

3.1.

Уменьшить объемы отведения коллекторно-дре-
нажных вод в поверхностные водотоки, обеспечив активное развитие методов их повторного использования.

Балхашское, Караталь-
ское,
Областной Департ. с/х. КГП Алматы водхоз,
Водополь-
зователи

2002-2005

2005-2010

60.0

90.0

Средства водополь-
зователей

Внедрение мероприятий позволит:
1. Снизить объемы забора свежей воды из р.р. Или, Кара-тал, Шарын в среднем на 50 %
2. Сократить объемы используемых удобрений, пестицидных препаратов.
3. Снизить негативное воздействие отводимых коллекторно-дренаж-
ных вод на поверхностные, подземные воды, почвы, грунты.

3.2.

Восстановление и эксплуатацию земель вокруг нак. Сорбулак 3-мя массивами
1. Западный-Сорбу-
лакский - 7,8 тыс. га
2.Южный-Каскелен-
ский -10,4 тыс. га.
3.Восточный-Жа-
манкумский - 4,6 тыс. га.

КГП "Алматывод-
хоз", Отдел с\х и ООС.
Департамент с/х

2003-2005

2006-2010

50,0

50.0

Областной и городской бюджеты
(г. Алматы) с подключе-
нием средств природо-
пользова-
телей

Внедрение мероприятия позволит:
1.Обеспечить устойчивое снижение уровня воды в нак. Сорбулак.
2.Утилизировать сточные воды г. Алматы.
3.Получать доп.с /х продукцию.
4. Снизить степень негативного воздействия хозяйственной деятельности
г. Алматы на объекты ОС.
5.Исключить сброс сточных вод г. Алматы в р. Или.

3.3.

Локализовать стоки промышленных предприятий, дислоцированных на территории г. Алматы, обеспечив их глубокую очистку на собственных сооружениях, с внедрением систем повторного и оборотного водоснабжения.

ГКП "Водоканал", природополь-зователи

2002-2005

2006-2010

10,0

10.0

Средства предприя-
тий

Внедрение мероприятия позволит:
Сократить объемы водозаборов и сбросов, снизить негативное воздействие на объекты окружающей среды Алматинской области: р. Или, нак. Сорбулак, системы сооружений ПСК, подземные горизонты всей системы, включая иловые площадки, растительность и т.д.

3.4.

Снизить негативное воздействие малых предприятий пищевой промышленности на объекты окружающей среды по специфическим загрязнителям, обеспечив локальную очистку до отведения сточных вод на поля фильтрации, в реки

Природополь-зователи

2003-2005 г.

2006-2010

20,0

20.0

Средства предприя-
тий водополь-
зователей

вод на поверхностные, подземные воды, почвы, близлежащие территории, животный мир.
2. Использовать очищенные стоки на повторное техническое применение.

3.5.

Реконструкция биопрудов Текелийского горно-обоготитель-
ного комбината "Казцинк"

Текелийская обогатитель-
ная фабрика

2002-2005

10.0

Средства предприя-
тия

Достижение проектного объема и нормативов ПДС

3.6.

Паспортизация всех водопользователей

Обл. упр. ООС

2002-2005

2006-2010

3,0

5.0

Средства предприя-
тий

Совершенствование контроля

3.7.

Установление водоохранных зон и прибрежных полос в бассейне оз.Балхаш и р.Или

БАБВУ

2002-2003

3.0

Республи-
канский бюджет

Охрана поверхностных вод

3.8.

Перенос канализационного насосного коллектора с. Баканас с водоохранной полосы р.Или

Обл.упр.ООС
тендер

2003

5.0

Областной бюджет

Охрана поверхностных вод

3.9.

Восстановление канализационных и водопроводных сетей п. Заречный (ремонт и реконструкция сетей водопровода и канализации)

Обл. упр. ООС

2002

3.7

Областной бюджет

Ликвидация последствий Жаманкумской трагедии 1988 г.

3.10.

Берегоукрепитель-ные работы Тасмурунского канала, р.Или у с.Баканас и в районе пролета моста через реку

Обл. упр. ООС

2002

5.0

Областной бюджет

Предотвращение процессов размыва и водной эрозии

3.13.

Восстановление канализационных сетей п. Жансугурова, Аксуйского района

Обл. упр. ООС

2002-2005

1.6

Областной бюджет

Восстановление канализационных сетей п. Жансугурова


ВСЕГО:


2001-20052006-2010

2002-20052006-2010

2002-20052006-2010

3.0

-

65.3

50.0

103.0
125.0

Республи-
канский бюджет

Областной бюджет

Средства предприя-
тия


 

4.

ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВА-
НИЕ ПОДЗЕМНЫХ ВОД



-



 

4.1.

Комплексное обследование территории области по уточнению и выявлению новых очагов загрязнения подземных вод и факторов их загрязнения

Облуправле-
ние ООС

тендер

2003-2005

2006-2010

5.0

5.0

Областной бюджет

Охрана подземных вод.
Учет существующих и потенциальных источников загрязнения подземных вод

4.2.

Режимные наблюдения за состоянием и рациональным использованием подземных вод

"ЮжКазнед-
ра" АО Алматы-гид-
рогеология,
Алматы гидрогеомо-
ниторинг

2002-2005

5.0

Республи-
канский бюджет

Охрана подземных вод

4.3.

Дать анализ состояния Государственного и ведомственного мониторинга подземных вод. Предложения по развитию и оптимизации

Обл.упр. ООС

Тендер

2003-2005

3.0

Областной бюджет

Средства предприя-
тий

Охрана подземных вод

Прогноз состояния подземных вод на очагах загрязнения подзем. вод методом моделирования и разработка мероприятий по защите подземных вод от загрязнения

4.4.

Создание единой базы данных по мониторингу подземных вод

Обл. упр. ООС

тендер

2003-2005

2006-2010

1.0

3.0

Областной бюджет

Охрана подземных вод.
Совершенствование системы контроля и наблюдений.

4.5.

Переоценка эксплуатационных запасов
месторождений подземных вод

"ЮжКазнед-
ра"

2002-2005

10.0

Республи-
канский бюджет

Оценка состояния запасов

4.6.

Инвентаризация фонтанирующих Скважин. Ликвидация бесхозных, не зарегулированных скважин

Обл.упр.ООС

тендер

2003-2005

12.0

Обл. бюджет

Рациональное природопользование

4.7.

Мониторинг состояния подземных вод в районе действующего хвостохранилища ТГОК ОАО "Казцинк"

Предприяти-
ями

2002-2005

2006-2010

15.0 20.0

Средства предприя-
тия

Контроль за влиянием ТГОК на подземные воды региона (ведется с 1999 г.)

4.8.

Мониторинг состояния подземных вод в районе действующих золоотвалов ТЭЦ 2, ТЭЦ-З,

Предприяти-
ями

2002-2005

2006-2010

25.0 30.0

Средства предприя-
тий

Контроль за влиянием на состояние подземных вод (ведется с 2000 г)

4.9.

Мониторинг состояния подземных вод в зоне действия горполигона "Тартип"

Предприя-
тиями

2002-2003

2006-2010

2.4 5.0

Средства предприя-
тия

Контроль за влиянием полигона на подземные воды

4.10.

Берегоукрепление, очистка русла р. Каратал

Кербулакский район (от г.Текели до п.Карабулак)

ТГОК ОАО "Казцинк",

ТОО "Монолит"

2002-2005

3.5

Средства предприя-
тий

Улучшение санитарного состояния реки Каратал


ВСЕГО:


2001-20052006-2010

2002-20052006-2010

2002-20052006-2010

15.0

-

21.0

8.0

45.9

55.0

Республи-
канский бюджет

Областной бюджет

Средства предприя-
тия


 

5.

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ






 

5.1.

- Внедрение Программы управления отходами производства и потребления Алматинской области.

- Инвентаризация и рекультивация стихийных свалок районов области

- Разработка проекта и строительство полигона для захоронения промышленных и токсичных отходов

Обл.упр.ООС
Природополь-зователи

2002-2005

2006-2010

2003-2005

2006-2010

2003-2005

2006-2010

15.0

20.0

15.0

15.0

50.0

60.0

Средства предприя-
тий,

областной бюджет

Областной бюджет

Средства предприя-
тий

Согласно проекта "Система управления отходами производства и потребления Алматинской области"
Предотвращение загрязнения ООС

5.2.

Провести инвентаризацию токсичных отходов в области

Природополь-зователи

2003-2004

1.0

Средства предприя-
тий

Обоснование строительства полигона токсичных отходов, предотвращение загрязнения ООС

5.3.

Ликвидация стихийных свалок ТБО вокруг городов области

Акиматы районов,
Обл. упр. ООС

2003-2004

2002-2004

2.0

3.0

Областной бюджет
Средства предприя-
тия

Ликвидация очагов возгорания и задымления атмосферы городов области

5.4.

Развитие коммунальных служб по сбору и хранению ТБО во всех районах области

Акиматы районов

2003-2005

2006-2010

2,0 5,0

Областной бюджет, кредитова-
ние развития бизнеса

Стимулирование населения и предприятий к раздельной утилизации ТБО.

5.5.

Рекультивация хвостохранилища обогатительной фабрики Коксу

Облакимат,

Горакимат,

Обл.упр.ООС

2002-2003

20.0

Республик.
бюджет

Охрана земель. Восстановление качества почв.

5.6.

Реконструкция золоотвалов Текелийского энергокомбината

ТЭК  "Казцинк"

2002-2004

50.0

Средства предприя-
тия

Предотвращение загрязнения окружающей среды

5.7

Разработать проекты по захоронению радиоактивных отвалов (отходов)

Обл. упр. ООС

2004-2005

5.0

Областной бюджет с долевым участием предприя-
тий

Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды

5.8.

Проведение захоронения радиоактивных отвалов Панфиловского уранового месторождения

Тендер

2003 2005

2006-2010

11.0 11.0

Областной бюджет

Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды

5.9.

Проектирование полигона для складирования ТБО в. г. Талдыкоргане

Обл.упр.ООС

тендер

2002-2003

1.5

Областной бюджет

Охрана земель, почв, подземных вод. Утилизация ТБО

5.10.

Строительство полигона для складирования ТБО в. г. Талдыкоргане


2004-2007

20.0

Областной бюджет

Охрана земель, почв, подземных вод. Утилизация ТБО


ВСЕГО:


2002-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

20.0

0.0 56.5

31.0

119.0

80.0

Республи-
канский бюджет

Областной бюджет

Средства предприя-
тия


 

6.

ОХРАНА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА






 

6.1.

Совершенствова-
ние улавливания оксидов азота из дымовых газов на крупных предприятиях области

Предприятия

2002-2005

2006-2010

50.0 50.0

Средства предприя-
тия

Снижение выбросов оксида азота до ПДВ

6.2.

Реализация Программы воздухоохранных мероприятий по ТЭЦ-2 (в т.ч. перевод на газ)

Предприятие ТЭЦ-2

2002-2005

2006-2010

15.0 25.0

Средства предприя-
тия

Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами.

6.3.

Реализация Программы воздухоохранных мероприятий по ТЭЦ-3 (в т.ч. перевод на газ)

Предприятие ТЭЦ-3

2002-2005

2006-2010

15.0 20.0

Средства предприя-
тия

Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами.

6.4.

Использование бензоспиртов для автотранспорта ( кислородное обогащение топлива)

Обл. упр. ООС

2002-2005

2006-2010

20.0 20.0

Средства предприя-
тий

Снижение выбросов угарного газа, бензола и других токсичных компонентов.

6.5.

Внедрение Программы воздухоохранных мероприятий ТГОК ОАО "Казцинк"

Усиление контроля за выбросами Текелийского ГОКа (в т.ч. Текелийского энергокомплекса) ведение экологического мониторинга.

ТГОК ОАО "Казцинк"

2002-2005

2006-2010

6.5 15.0

Средства предприя-
тия

Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами.
Сокращение зоны влияния Текелийского ГОКа на окружающую среду.

6.6.

Повысить уровень технического состояния автотранспортных средств.

Автотранс-
портные и др. предприятия

2002-2005

2006-2010

10.0 25.0

Средства предприя-
тия

Сокращение выбросов вредных веществ, контроль за выбросами.

6.7.

Внедрение Программы воздухоохранных мероприятий АО "Беркут"

АО "Беркут"

2002-2005

2006-2010

5.0

10.0

Средства предприя-
тий

Обеспечение пылеподавления на карьере, отвалах, складах угля и при транспортировке. Проведение производственных испытаний по использованию сажистых углей в качестве удобрений для выращивания сельхозкультур.


ВСЕГО:


2002-2005

2006-2010

121.5

165.0

Средства предприя-
тий


 

7.

ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА






7.1.

Проведение инвентаризации видового, возрастного состава, поврежденности и заболеваемости городских насаждений во всех городах области

Акимы районов

2003-2005

10.0

Областной бюджет

Оценка фактического состояния озеленения городов и населенных пунктов области

7.2.

Разработка на основе инвентаризации имеющихся насаждений эффективных ассортиментов растений для озеленения Талдыкоргана, Текели, Уштобе, Сарканда, Джаркента.

Акимы районов

2003-2005

10.0

Областной бюджет

Подготовка основы повышения эффективности озеленительных, уходных и проектировочных работ. Повышение уровня озелененности населенных пунктов.

7.3.

Организация питомнических хозяйств древесных и цветочно-декора-
тивных растений.

Облтеруправ-ление по лесу и биресурсам,

Обл. упр. ООС

2003-2005

2006-2010

5.0

5.0

Областной бюджет, доп.
инвестиции

Производство посадочного материала, адаптированного к условиям востока и юго-востока области, обеспечение развития и эффективности озеленительных работ

7.4.

Инвентаризация полезащитных лесных полос на территории области

Департамент с/х обл.упр.ООС, Природополь-зователи

2003-2005

2006-2010

1.5 2.5

Областной бюджет

Оценка фактического состояния озеленения с целью дальнейшего увеличение площади зеленых насаждений.

7.5.

Разработка проектов реконструкции озеленения городов и поселков с учетом фиторайонирова-
ния их территорий, дифференцирован-ных ассортиментов растений

Акиматы районови городов

2003-2005

2006-2010

5.0 5.0

Областной бюджет

Разработка дендрорайонирова-
ния населенных пунктов по характеру почвенных условий и дифференцированию ассортиментов растений
Выработка предложений по экономической стимуляции капиталовложений фирм, частных землепользователей, сохраняющих и приумножающих зеленые насаждения

7.6.

Организация и ведение мониторинга городских насаждений, как основы мобильной градостроительной политики в области озеленения и совершенствова-
ния агротехники зеленого строительства.

Акиматы районов и городов

2003-2005

2006-2010

1.5

3.5

Областной бюджет

Будет обеспечена гигиеническая эффективность системы озеленения.

7.7.

Организация и ведение мониторинга экологического состояния природных рекреационных объектов, как основы рационального регулирования характера и интенсивности функциональных нагрузок на эти территории.

Облтеруправ-
ление по лесу и биоресурсам

2003-2005

2006-2010

5.0 7.0

Областной бюджет

Будет обеспечена гигиеническая эффективность системы озеленения.

7.8.

Озеленение городов и поселков (посадка растений, уход)

Акиматы районов и городов, обл.упр.ООС

2003-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

3.0

5.0 5.0 12.0

Областной бюджет,

Средства предприя-
тий и общест-
венных организа-
ций

Эстетическое преобразование городов и поселков, увеличение площади зеленых насаждений, увеличение эстетической ценности

7.9.

Расширение лесозащитных насаждений в пустынных районах области путем посадки саксаула.

Облтеруправ-
ление по лесу и биоресурсам

2003-2005

2006-2010

10.0

10.0

Областной бюджет

Предотвращение распространения опустынивания

7.10.

Разработка проекта и строительство дендропарка на территории области.

Тендер на проектирова-
ние

2003-2005

2006-2010

6.0

10.0

Областной бюджет

Создание благоприятных условий для отдыха населения области

7.11.

Обеспечить сохранность памятников природы: Ясеневой рощи (Уйгурский район); Чинтугеньских ельников (Енбекшиказах-
ский район). Ореховая роща (Талгарский район)

Акиматы районов, Облтеруправ-
ление по лесу и биоресурсам

посто-янно



Охрана памятников
природы

7.12.

Реконструкция научно-произ-
водственной базы Алматинского гос. заповедника.

Алматинский заповедник

2002-2005

6.0

Республи-
канский бюджет

Охрана окружающей среды

7.13.

Оценка биоразнообразия растительных экосистем Алматинской области

Реализация рекомендаций по их устойчивому сохранению и использованию

Тендер.

2003-2005

2006-2010

5.0

6.0

Обл. бюджет,

Средства предприятий и обществен-
ных организаций

Оценка современного состояния видового состава, сохранности экосистем, предложения по изменению режимов природопользо-
вания и охранные мероприятия

7.14.

Защита лесонасаждений от пожаров

Акиматы районов, Облтеруправ-
ление по лесу и биоресурсам

2003-2005

2006-2010

2.0

5.0

Областной бюджет

Выработка предложений по экономической стимуляции капиталовложе-
ний фирм, частных землепользовате-
лей, сохраняющих и приумножающих зеленые насаждения


ВСЕГО:


2002-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

6.0

-

64.0

53.011.012.0

Республи-
канский бюджет
Областной бюджет.

Средства предприятий  обществен-
ных организаций


8.

ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА






8.1.

Развитие платного научно-экологичес-
кого туризма. Создание в интернете банка данных по современной фауне, палеофауне и Особо охраняемых природных территории (ООПТ) Алматинской области.

Обл. отдел по туризму Обл-теруп-
равления госконтроля за жив. и раст. миром

2002-2005

2006-2010

5.0

5.0

Туристичес-
кие компании, частные инвесторы

Развитие материально-тех-
нической базы ООПТ на основе самофинансиро-
вания. Реклама научно-экологичес-
кого туризма в Алматинской области.

8.2.

Организация первоочередных объектовОсобо охраняемые природные территории и контроль за соблюдением режима охраны в них.

Облтеруправ-
ления госконтроля за животным и растит. миром, проектные организации.

2002-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

5.0

5.0 5.0

5.0

Инвесторы на основе акциониро-
вания, Областной бюджет

Охрана и восстановление естественного состояния фауны, флоры и памятников природы на ООПТ

8.3.

Создание питомников редких, исчезающих видов животных.

Охотпользо-
ватели.

2003-2005

2006-2010

2.0

2.0

Инвесторы

Поддержание численности и сохранение генофонда редких и исчезающих видов фауны.

8.4.

Подкормка диких животных и птиц в осенне-зимний период.

Охотпользо-
ватели, нацпарки, заповедники.

2002-
2005

2006-
2010

2002-2005

2006-2010

2002-2005

2006-2010

5.0

5.0

3.0

3.0

2.0

2.0

Средства охотпользо-
вателей

Республи-
канский бюджет

Областной бюджет

Поддержание численности ценных видов на оптимальном уровне.

8.5.

Восстановление численности редких видов копытных (кулан, архар, джейран) и ценных видов рыб.

Облтеруправ-
ления госконтроля за жив. и раст. миром

2002-2005

2006-2010

3.0

3.0

Областной бюджет

Восстановление численности кулана, архара, джейрана и исчезающих видов рыб.

8.6.

Разработка Программы сохранения восстановления и использования хищных птиц.

Облтеруправ-
ления госконтроля за животным и растительным миром

2002-2005

2006-2010

2.0

2.0

Областной бюджет

Увеличение численности видов до оптимального уровня, развитие традиционных промыслов с использованием пернатых хищников

8.7.

Восстановление численности соколов-балоба-
нов в предгорьях Заилийского Алатау

СП "Сункар"

2002-2005

2006-2010

2.0

2.0

Республи-
канский бюджет

Восстановление численности соколов

8.8.

Внедрение прогрессивных методов выращивания рыб и диких животных, занесенных в Красную книгу РК

Облтеруправ-
ления госконтроля за жив. и растит. миром

2003-2005

2006-2010

2003-2005

2006-2010

2.0

2.0 1.0

2.0

Республи-
канский

Областной бюджет

Восстановление численности редких видов фауны.

8.9.

Модернизация рыбопитомников, озернотоварных и нерестово-вы-
растных хозяйств, акклиматизацион-
ных станций.

Облтеруправ-ления госконтроля за животный и растительным миром

2002-2005

2006-2010

5.0 5.0

Инвесторы.

Увеличение численности представителей ихтиофауны

8.10.

Восстановление и реконструкция рыбозащитных сооружений на рыбопромысловых водоемах области

ГКП "Алматывод-
хоз", рыбодобыт-
чики на закрепленных участках, Облтеруправ-
ление по лесу и биоресурсам

2003-2005

10.0

Средства предприятий

Сохранение биоразнообразия

8.11.

Оценка состояния рыбных ресурсов главных рыбопромысловых водоемов области, мероприятия по рациональному использованию их биоресурсов

Тендер

2003-2004

3.0

Областной бюджет

Охрана рыбных ресурсов

8.12.

Проведение межхозяйст-
венного охотничьего устройства области

Проектные организации тендер.

2003-2004

1.5

Инвесторы на основе акциониро-
вания

Выработка рекомендаций и ТЭО по межхозяйственно-
му охот. устройству области.

8.13.

Организация зоологических заказников, охот.хозяйств, реорганизация действующих.

Охотпользо-
ватели.
Проектные организации

2003-2005

2006-2010

5.0 5.0

Инвесторы на основе акциониро-
вания.

Закрепление охот. угодий, организация охот.хозяйств, зоологических заказников, реорганизация объектов цивилизованной рыбалки

8.14.

Организация службы по борьбе с болезнями диких животных.

Облтеруправ-
ление по лесу и биоресурсам

2002-2005

2006-2010

1.0 2.0

Инвесторы на основе акциониро-
вания

Снижение уровня заболеваний диких животных.

8.15.

Инвентаризация доминирующих видов животных Алматинской области.

Облтеруправ-
ление по лесу и биоресурсам

2003-2004

3.0

Республи-
канский
бюджет

Учет животных с целью сохранения и увеличения видового состава


ВСЕГО:


2002-20052006-2010

2002-20052006-2010

2002-20052006-2010

10.0 7.0

16.0

14.0 44.5.

34.0

Республи-
канский бюджет
Областной бюджет
Инвесторы на основе акциониро-
вания


9.

НАУЧНО-ТЕХНИ-
ЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ






9.1

Произвести оценку техногенного воздействия на окружающую среду с целью экологического аудита территории

Обл.упрООС

тендер

2003-2005

2006-2010

5.0 7.0

Областной бюджет

Будет дана оценка состояния окружающей среды, как инструмент для принятия решений

9.2.

Разработать территориальную комплексную схему охраны окружающей среды (ТерКСООС)

Аппарат Акима области, Обл. упр. ООС,

тендер

2003-2005

20.0

Областной бюджет

Учет градостроительной политики в охране окружающей среды

9.3.

Моделирование процессов переноса загрязняющих веществ в атмосфере над территорией Алматинской области
Восстановить посты наблюдения атмосферного воздуха

Обл.упр.ООС

РГП "Казгидро-
мет"

2002-2005

2006-2010

5.0 5.0

Областной бюджет

Определение очагов опасного уровня загрязнения воздуха, путей переноса загрязняющих веществ, в том числе трансграничной составляющей

9.4

Разработать сводный том предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн г. Талдыкоргана

Обл. упр. ООС

Тендер

2003-2005

2003-2005

2.5

2.5

Областной бюджет
Средства
предприятий

Охрана воздушного бассейна Талдыкорганского региона

9.5.

Провести мониторинг состояния атмосферного воздуха в промышленных районах и поселках области

Обл. упр. ООС,

РГП "Казгидро-
мет"

2003-20052006-2010

2002-20052006-2010

5.0 10.0 10.0

15.0

Областной бюджет
Средства
предприятий

Получение достоверных и обоснованных данных о загрязнении атмосферного воздуха

9.6.

Районирование территории Алматинской области по условиям и факторам самоочищения атмосферы

Обл.упр.ООС

тендер

2003-20052006-2010

2002-20052006-2010

6.0 6.0

5.0

7.0

Областной бюджет и
Средства предприятий

Возможность внедрения рыночного механизма управления качеством воздушного бассейна на основе организации и функционирования системы "BUBBLE"

9.7.

Составление и ведение кадастров источников загрязнения отходами, участков антропогенного и природного загрязнения территории области

Обл. упр. ООС.

Тендер

2003-20052006-2010

2002-20052006-2010

1.0 2.0

2.0

10.0

Областной бюджет
Средства
предприятий

Охрана почвенно-земель-
ных ресурсов

9.8.

Создание сводного тома ПДВ загрязняющих веществ городов с учетом перспективы их развития, в т.ч. в 2003 г. гг.Капчагай, Каскелен, Текели, Талгар, Есик, пос.Энергетичес-
кий

Обл. упр. ООС.

Тендер

2003-20052006-2010

2002-20052006-2010

3.0

10.0

5.0

15.0

Областной бюджет
Средства
предприятий

Охрана атмосферного воздуха

9.9.

Обследовать гидрологический, гидрохимический и гидробиологичес-
кий режимы малых рек Талдыкорганского региона

Обл. упр. ООС
РГП "Казгидро-
мет"

2003-20052006-2010

2002-20052006-2010

2.0 3.0 3.0

4.0

Областной бюджет
Средства
предприятий

Карта экологического состояния малых рек.

9.10.

Гидробиологичес-
кая оценка рек Каскеленка, Большая и Малая Алматинка и р. Или

Обл. упр. ООС.

тендер

2003-2004

2.0

Областной бюджет

Изучение влияния хозяйствен-
ной деятельности на биоценозы рек и их токсикологи-
ческая оценка


ВСЕГО:


2002-2005
2006-2010

2002-2005
2006-2010

51.5

43.0

27.5

51.0

Республи-
канский бюджет
Областной бюджет
Средства предприятий


10

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ






10.1.

Проведение научно-практичес-
кой конференции "Охрана окружающей среды и экологическое образование учащихся"

Облоно,

Обл. упр. ООС.

2003-2005

2006-2010

2.5

3.5

Областной бюджет и доп. инвестиции

Экологическое воспитание населения

10.2.

Подготовить и выпустить брошюру: "Комплексная оценка состояния окружающей природной среды Алматинской области"

Обл. упр. ООС,

2003-2005

5.0

Областной бюджет

Характеристика современного состояния окружающей среды Алматинской области, пропаганда природоохранной деятельности

10.3.

Подготовить и выпустить тематический журнал: "Экологические проблемы и пути их решения в Алматинской области"

Обл. упр. ООС,

2006-2010

5.0

Областной бюджет
Средства предприятий

Характеристика современного состояния окружающей среды Алматинской области, пропаганда природоохранной деятельности

10.4.

Организация экологических олимпиад среди школьников

Облоно,

Обл. упр. ООС.

2002-2005

2006-2010

0.2

1.0

Областной бюджет и доп. инвестиции

Экологическое воспитание населения

10.5

Ежегодная организация смотров-конкурсов на лучшую постановку природоохрани-
тельной работы в школах области

Облоно,

Обл. упр. ООС.

2002-2005

2006-2010

0.4

1.0

Областной бюджет и доп. инвестиции

Экологическое воспитание населения

10.6.

Проведение семинаров, научно-практичес-
ких конференций, конкурсов, обмен опытом в рамках РК, международного сотрудничества, выпуск научно популярной экологической литературы, приобретение литературы

Акимат области, Обл. упр. ООС, Облуправле-
ние образования

2002-2005

2006-2010

1.0

1.5

Областной бюджет и доп. инвестиции

Экологическое воспитание населения

10.7.

Выпуск научно-популярного фильма о Жетысуйском крае

Акимат области, Обл. упр. ООС.

2003-2005

10.0

Областной бюджет и доп. инвестиции


10.8.

Проведение туристических поездок учащихся средних и средних специальных заведений по ландшафтно-
рекреационным и техногенным маршрутам

Обл. упр. ООС, Облуправле-
ние образования

2002-2005

2006-2010

0.2

1.3

Областной бюджет и доп. инвестиции


10.9.

Укрепление материально-
технической базы областного управления охраны окружающей среды


2002-2005

2006-2010

12.0

25.0

Областной бюджет



ВСЕГО:


2002-2005

2006-2010

31.3

38.3

Областной бюджет


1

2

3

4

5

6

7


ИТОГО:


2002-2005
2006-2010

2002-2005
2006-2010

2002-2005
2006-2010

54.0

7.0

331.6

264.3

517.4

581.0

Республи-
канский
бюджет
Областной бюджет
Средства предприятий
Инвесторы


СПИСОК ОСНОВНЫХ
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ПДВ - предельно-допустимые выбросы;
ПДК - предельно-допустимые концентрации;
СВ - сточные воды;
ПТК - природно-территориальный комплекс;
ПДН - предельно допустимые нормы;
ПХС - природно-хозяйственная система;
НМД - нормативно-методическая документация;
ТБО - твердые бытовые отходы;
ОС - окружающая среда;
ООС - охрана окружающей среды;
РП - рациональное природопользование;
ООПТ - особо охраняемые природные территории;
ПДС - предельно-допустимый сброс;
СЭП - стационарные экологические площади;
ПСЭП - полустационарные экологические площади;
АПК - Алматы Пауэр Консолидейтед;
БАК - Большой Алматинский канал.

Приложение N 2
к решению Алматинского
областного маслихата
от 26 декабря 2002 года

ПЛАН
ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И НАУЧНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА 2003 г ПО АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

N

п/п

Наименование работ

Стои-
мость работ тыс.
тенге

Испол-
нитель

Форма завер-
шения

Примечания

1

2

3

4

5

6

1

Завершение экологического районирования территории Алматинской области путем составления карт загрязнения окружающей среды и природно-
ресурсного потенциала области.

3000,0

ТОО "Экопроект ЛТД"

Отчет

(пере-
ходя-
щий)

Приказ Министра ПРООС N 458-П от 11.11.00. Письмо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды N 09-2054 от 6.08.2001 г, N09-2918 от 24.10.2001 г.
План мероприятий Алматинской области по реализации Стратегии 2030. Экологическая программа области на период до 2010 года

2

Восстановление канализационных сетей п..Жансугурова Аксуйского района

2200,0

Тендер

Акт выпол-
ненных работ

(пере-
ходя-
щий)

Согласно экологической программе области на период до 2010 года.
Письмо акима Аксуйского района N 01-02/361 от 23.03.2000 г.

3

Ликвидация последствий Жаманкумской трагедии 1988 года, восстановление канализационных и водопроводных сетей п.Заречный (ремонт и реконструкция сетей водопровода и канализаций)

1850,0

Тендер

Акт выполненных работ

(пере-
ходя-
щий)

Согласно экологической программе области на период до 2010 года.
Письмо акима г. Капшагай N12-188 от 14.06.99 г., N 12-152 от 03.04.2000 г.

4

Строительство полигона для складирования ТБО в г.Талдыкоргане (срок строительства 2003-2004гг.)

3000,0

Тендер

Акт выпол-
ненных работ

Экологическая программа Алматинской области на период до 2010 года

5

Ремонт музея природы Алматинского гос. заповедника в Талгарском районе.

1500,0

Тендер

Акт выпол-
ненных работ

Письма Алматинского государственного природного заповедника N 09 от 28.02.2002 г., N 34 от 10.07.2002 г., решение заседания областного Координационного Совета, протокол N 5

6

Восстановление канализационной сети с.Теректы Карасайского района

4500,0

Тендер

Акт выпол-
ненных работ

Письмо Акима Карасайского района за N 01-28/2075 от 03.12.2002 г.

7

План мероприятий по оздоровлению и деятельности РГП "КазПАС" в вопросах воспроизводства рыбных запасов Алматинской области

2000,0

КазПАС

Акт выпол-
ненных работ

Письмо директора РГКП "КазПАС" N 1-6/46 от 25 ноября 2002 г.

8

Реконструкция полигона для захоронения непригодных ядохимикатов в Коксуском районе.

3000,0

Тендер

Акт выпол-
ненных работ

Письмо Акима Коксуского района N 1127 от 23.07.2002 г.

9

Восстановление канализационных сетей пос.Кендала в Талгарском районе.

4400,0

Тендер

Акт выпол-
ненных работ

Письмо Акима Талгарского района  N 02-1692 от 11.11.2002 г.

10

Проект строительства нового полигона ТБО г.Талгара

1500,0

Тендер

Проект

Письмо Акима Талгарского района за N 01-1188 от 08.08.2002 г, N 02-1691 от 11.11.2002 г.

11

Консервация золоотвала ТЭЦ-3

2000,0

ЗАО АПК

Акт выпол-
ненных работ

Письмо ЗАО АПК от 29.08.2002 г N 102-5209

12

Проведение мероприятий по экологическому воспитанию и образованию населения ( выпуск пособии, книг, брошюр, лекции ко дню экологов). Проведение областных мероприятий по охране окружающей среды в школах областей (10 % школ с экологическим уклоном).

5000,0

Тендер

Прог-
рамма, отчет выпол-
ненных работ

Стратегия 2030, Закон РК "Об охране окружающей среды" ст.73-75 Экологическая программа Алматинской области на период до 2010 года приоритет N 4

13

Укрепление материально- технической базы областного управления охраны окружающей среды ( приобретение основных средств, командировочные, ГСМ).

2050,0

ОУООС

Отчет

Приобретение основных средств, командировочных, ГСМ

14

Содержание вновь организованного государственного учреждения "Областного департамента природоохранных программ"

4000,0

Государст-
венное учреждение

Отчет



ИТОГО

40000,0




      НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ                       А. АЙТЖАНОВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.