Сноска. Утратило силу распоряжением Президента РК от 05.04.2011 № 471.
1. Одобрить:
Концепцию общественной безопасности Республики Казахстан (приложение N 1);
Концепцию экологической безопасности Республики Казахстан (приложение N 2).
Правительству Республики Казахстан:
- обеспечить подготовку Государственной программы борьбы с преступностью на 1996-1997 годы и период до 2000 года к 30 апреля 1996 года;
- в двухмесячный срок разработать мероприятия по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан. <*>
Сноска. Концепция экологической безопасности РК утратила силу - Указом Президента РК от 3 декабря 2003 г. N 1241 .
Президент
Республики Казахстан
Приложение N 1
к распоряжению Президента
Республики Казахстан
от 30 апреля 1996 г. N 2967
Концепция
Общественной безопасности Республики Казахстан
Создание суверенным Казахстаном Концепции общественной безопасности - назревшая задача, цель которой обеспечение на государственном уровне оптимальных условий для нормального развития общественных отношений, складывающихся в республике на современном этапе.
Поиск рациональных начал функционирования государственных структур и пересмотр приоритетов, присущих демократическому правовому государству характеризуется обеспечением прав и законных интересов человека и гражданина, защитой конституционного строя и общественной безопасности.
Общественная безопасность в переходный период становления и укрепления государственности, осуществления демократических реформ представляет собой систему официально принятых в государстве норм, направленных на защиту жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
I. Общие положения и основные понятия
общественной безопасности
Общественная безопасность - это защищенность личности, общества и государства от возможных опасностей и угроз, способных нанести им существенный ущерб. Она обеспечивает деятельность государственных органов и иных организаций, основанную на соблюдении Конституции и законов Республики Казахстан и направленную на защиту субъектов общественных отношений от внутреннего и внешнего воздействия, подрывающего фундаментальные интересы человека и гражданина, общества и государства.
С учетом существующих и потенциальных опасностей и угроз, негативно влияющих на стабильное существование и развитие общества, Глава государства определяет цели и задачи, на основе которых вырабатывается стратегия общественной безопасности.
Объектами общественной безопасности являются: человек, его права и свободы, общественные объединения и иные организации, независимо от их форм собственности, социальные группы и государство.
Субъекты общественной безопасности - это все государственные органы, призванные осуществлять общественную безопасность.
Угроза общественной безопасности - это совокупность причин, условий и факторов, создающих опасность объектам общественной безопасности, реализация которых может повлечь нарушения прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, общества и государства.
II. Основные цели, задачи и принципы системы
обеспечения общественной безопасности
Система обеспечения общественной безопасности, целью которой является создание и поддержание надлежащего уровня защищенности объектов общественной безопасности республики, представляет собой взаимодействие государственных органов в сфере обеспечения общественной безопасности. Реализация цели предполагает разработку и принятие системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере общественной безопасности, определение основных направлений деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также общественных объединений и граждан, предназначенных для комплексного планирования и реализации всех мероприятий и мер, направленных на обеспечение общественной безопасности.
К комплексу юридических мер и задач государства по обеспечению общественной безопасности относятся:
- утверждение конституционных норм, регулирующих права и свободы личности, их согласованность с нормами и принципами международного права;
- совершенствование законодательной базы;
- формирование современного правосознания на базе демократических преобразований в обществе и государстве, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;
- создание правовой основы Концепции общественной безопасности, обеспечение государственного и общественного контроля за ее выполнением;
В комплексе организационно-контрольных мер:
- оптимизация и совершенствование государственных институтов контроля за соблюдением субъектами положений Концепции общественной безопасности;
- организационно-методическое обеспечение и координация деятельности государственных органов, выполняющих функции контроля и надзора;
- создание института подготовки собственных кадров по обеспечению общественной безопасности;
- комплексная разработка и реализация Государственных программ, направленных на обеспечение общественной безопасности;
- установление и осуществление контроля за источниками угроз объектам общественной безопасности;
- оценка состояния общественной безопасности республики, прогнозирование ее динамики, тенденций ее развития, интеграция с международными системами обеспечения безопасности;
- взаимодействие государственных органов, субъектов общественной безопасности, со средствами массовой информации с целью повышения уровня ответственности за объективность публикуемых материалов, опережающих воздействие властных органов по информированию населения;
- непосредственная защита от противоправных посягательств личной и имущественной неприкосновенности граждан, в том числе сотрудников правоохранительных органов; дальнейшее развитие института защиты свидетеля и потерпевшего; обеспечение нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений и иных организаций, независимо от их форм собственности, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов юридических и физических лиц, привлечению к ответственности лиц, совершивших противоправные посягательства против общественной безопасности, нейтрализация причин и условий, способствующих межнациональным и иным социальным конфликтам;
- создание, развитие, оснащение, подготовка и поддержание в необходимой степени готовности к действиям сил и средств системы обеспечения общественной безопасности.
Правовая основа обеспечения общественной безопасности.
Правовой основой обеспечения общественной безопасности является Конституция, законодательные иные нормативные правовые акты, обеспечивающие личную неприкосновенность, защиту прав и свобод человека, гражданина, общества и государства, закрепляющие основы государственной власти, а также учитывающие международные обязательства, принятые Республикой Казахстан.
Законодательство Республики Казахстан в сфере общественной безопасности состоит из основных блоков:
- конституционные нормы, закрепляющие основы общественной безопасности;
- правоохранительного законодательства, охватывающего нормы ответственности за посягательства на объекты общественной безопасности (уголовного и административного законодательства Республики Казахстан), а также специальных подзаконных актов, обеспечивающих общественную безопасность от различных видов угроз (незаконного оборота оружия, стихийных бедствий природного и техногенного характера, чрезвычайных ситуаций и других);
- законодательства, закрепляющего правовой статус субъектов обеспечения общественной безопасности (законы "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", "О Государственном следственном комитете Республики Казахстан и его органах", "О комитете национальной безопасности Республики Казахстан", "О прокуратуре Республики Казахстан" и "О судах и статусе судей в Республике Казахстан");
- актов Президента Республики Казахстан;
- постановлений Правительства и иных нормативных правовых актов по обеспечению общественной безопасности.
Основными принципами общественной безопасности являются:
- исполнение Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан субъектами правовых отношений;
- обязательное экономическое обоснование принимаемых государственных программ и разработка механизма их реализации;
- обязательная криминологическая экспертиза проектов государственных программ и нормативных правовых актов;
- соответствие принимаемых в республике законодательных актов - Конституции, нормам международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;
- осуществление контроля за выполнением обязательств по заключенным международным договорам Республики Казахстан.
Система субъектов обеспечения общественной безопасности включает в себя государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, а также негосударственные организации и объединения граждан.
Она призвана обеспечивать безопасность объектов: граждан Республики Казахстан, проживающих в республике, иностранных граждан и лиц без гражданства, их прав и свобод, а также общественных объединений и иных организаций, независимо от их форм собственности.
III. Виды угроз и факторы, способствующие их возникновению
Анализ состояния общественной безопасности показывает, что уровень защищенности объектов общественной безопасности остается недостаточно обеспеченным. К угрозам, влияющим на общественную безопасность, относятся события и деяния деструктивного и дестабилизирующего характера.
К деяниям деструктивного характера относятся:
- преступления различных видов, совершение особо опасных преступлений, в том числе терроризм;
- административные правонарушения.
К событиям дестабилизирующего характера относятся:
- пожары и стихийные бедствия;
- эпидемии и эпизоодии;
- межнациональные и межконфессиональные конфликты с угрозой перерастания в массовые беспорядки;
- несанкционированные митинги и шествия;
- иные чрезвычайные ситуации;
- внешние факторы, т.е. принятие другими государствами решений, а также их внутригосударственные события, могущие вызвать обострение межнациональных отношений и в целом повлиять на обстановку в стране.
К факторам деструктивного и дестабилизирующего характера, обусловливающим угрозу общественной безопасности, можно отнести:
- принятие противоречащих Конституции Республики Казахстан законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих жизненно важные интересы субъектов общественной безопасности;
- правовая неурегулированность рыночных отношений, создающая предпосылки для крупномасштабных злоупотреблений в жизненно важных для общества областях экономики;
- расширение масштабов криминализации экономики, незаконный вывоз за рубеж сырьевых ресурсов, контрабанда, необоснованное занижение цен на экспортируемые товары, ввоз вредных технологий и товаров, сокрытие валютной выручки и противоправное размещение ее в зарубежных банках;
- нарушения и ущемления конституционных прав и законных интересов юридических и физических лиц, в том числе со стороны правоохранительных, судебных и иных государственных органов, бюрократизм и коррупция части государственного аппарата;
- незаконная деятельность различных общественных объединений, создающая предпосылки для массовых и групповых нарушений общественного порядка, провоцирование и поддержка ими межнациональных и межконфессионных конфликтов, посягательство на территориальную целостность республики;
- социальные конфликты, обусловленные нарушением производственной сферы, несоблюдением на предприятиях всех форм собственности законодательства о труде, социальной незащищенностью значительной части населения и т.п.;
- рост хронического алкоголизма и наркомании, ведущий к причинению вреда здоровью и деградации личности;
- рост миграционных процессов и связанные с этим несовершенство системы приема, размещения и оказания помощи иммигрантам, продолжающаяся иммиграция квалифицированных кадров, недостаточная регулируемость внутренней миграции;
- неблагоприятные процессы в военной сфере, вызванные увеличением числа лиц, уклоняющихся от воинской повинности, отсутствием законодательства о контрактной службе, об альтернативной службе, неудовлетворенностью военнослужащих своими материальными и социальными условиями, ростом преступности и коррумпированности в вооруженных силах;
- обострение экологических проблем;
- снижения уровня образования, здравоохранения и культуры.
Преступность как угроза общественной безопасности. Оценка нынешнего состояния общественной безопасности, основанная на анализе имеющихся данных показывает, что в настоящее время появились новые виды угроз объектам безопасности. Это, в первую очередь, возрастающее влияние организованной преступности на процессы формирования государства и стабилизации экономики, расширение масштабов и повышение степени опасности преступных действий, появление новых квалифицированных видов преступлений, эскалация насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений, усиливающаяся вооруженность и техническая оснащенность преступных формирований.
Широкие масштабы приобретает контрабанда, бесконтрольный вывоз ценных сырьевых ресурсов и природных богатств республики.
Крупным финансовым злоупотреблениям подвержена банковская система. Повсеместно нарушается установленный порядок выдачи кредитов - они, в основном, используются для посреднических операций, вопреки государственным интересам.
Серьезными злоупотреблениями сопровождается проведение приватизации государственного имущества.
Актуальной задачей становится борьба с организованной преступностью и коррупцией среди государственных служащих.
Поэтому необходим анализ состояния и видов таких угроз, причиняемого ими ущерба объектам общественной безопасности, факторов повышающих и снижающих интенсивность вредного воздействия на жизненно важные интересы личности, общества и государства.
IV. Основные направления обеспечения
общественной безопасности Республики Казахстан
При разработке основных направлений обеспечения общественной безопасности считать приоритетным составление и совершенствование государственных программ, в которых определить гарантии безопасности интересов личности, общества и государства.
Программа в области экономики обеспечивается системой государственных мер и гарантий, направленных на достижение общественной безопасности и вытекающих отсюда задач.
Программа правового регулирования должна учитывать государственный и общественный контроль за функционированием органов, обеспечивающих общественную безопасность.
Основными направлениями совершенствования правового регулирования являются:
- приведение в соответствие действующих правовых норм Конституции и международным обязательствам, принятым Республикой Казахстан;
- совершенствование правоохранительного законодательства в связи с потенциальными угрозами объектам общественной безопасности;
- пересмотр нормативного регулирования отдельных видов обеспечения общественной безопасности в области: личной, дорожной, противопожарной и других;
- ужесточение ответственности за хранение, транспортировку, использование источников повышенной опасности (оружия, боеприпасов, воинского снаряжения, взрывчатых, радиоактивных, ядовитых веществ, наркотических и сильнодействующих средств и других).
Совершенствование механизма обеспечения общественной безопасности имеет целью формирование системы мер, осуществляющих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также создание условий для нормального ее функционирования. Первоочередными задачами в этой сфере являются:
- уточнение с учетом анализа современного состояния общественной безопасности Республики Казахстан компетенции основных государственных органов, непосредственно осуществляющих функции ее обеспечения, в том числе: борьба с преступностью - должна стать приоритетной не только для силовых органов (Министерства внутренних дел, Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, прокуратуры), но и других государственных органов, потенциал которых целесообразно использовать для борьбы с наиболее опасными преступными деяниями (организованная преступность, наркобизнес, терроризм, контрабанда, финансовые преступления и другие) путем создания антикриминогенного экономического механизма;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на укрепление основного звена в системе обеспечения общественной безопасности - областных, городских, районных структур органов внутренних дел, Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, Таможенного комитета, налоговой полиции, финансового контроля и других, создание условий для успешной их деятельности по непосредственной защите жизненно важных интересов личности, общества и государства;
- создание единой компьютеризированной базы данных по уголовным делам и лицам, их совершившим, для статистического учета преступлений и иных правонарушений;
- разработка новых методов выявления и пресечения преступлений, совершаемых организованными группами, особенно в сфере экономики;
- создание единого банка данных действующих нормативно-правовых актов;
- иные мероприятия в этом направлении.
Разработка и реализация государственных программ по обеспечению общественной безопасности является основной формой комплексного государственного планирования в сфере обеспечения общественной безопасности. Их реализации должен быть обеспечен приоритет, в том числе в финансовом, материальном, кадровом обеспечении. Основной программой в этой сфере должна стать Государственная программа борьбы с преступностью на 1996-1998 годы и основные направления правоохранительной деятельности до 2000 года, которая должна быть разработана в первоочередном порядке и принята к исполнению. В соответствии с Программой действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы будут подготовлены проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих взаимодействие правоохранительных органов, пакет документов, регламентирующих деятельность общественных формирований по охране общественного порядка.
Интересы обеспечения общественной безопасности обуславливают необходимость разработки других программ, в том числе о государственном контроле над оружием, по проблемам борьбы с наркоманией и пьянством среди населения и другими.
Совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью органов, осуществляющих обеспечение общественной безопасности, предусматривает укрепление законности в их деятельности и обеспечение эффективности гарантий прав и свобод граждан. Первоочередной задачей в этом направлении является создание единой системы государственного контроля за деятельностью субъектов обеспечения общественной безопасности.
Совершенствование правоохранительного законодательства. С проведением и реализацией рыночных реформ в действующем законодательстве, ориентированном на выявление и пресечение традиционных форм преступности, имеется ряд пробелов и противоречий. Не урегулированными в законодательном порядке остаются проблемы борьбы с организованными формами преступности, не установлена ответственность должностных лиц за протекционистскую деятельность в отношении коммерческих структур.
В этой связи первоочередными задачами в области правоохранительного законодательства является завершение разработки и принятие уголовного, уголовно-процессуального и других кодексов, обеспечивающих правовую основу деятельности государственных структур по защите объектов общественной безопасности.