Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра экономики и бюджетного планирования РК от 02.03.2009 N 30 (порядок введения в действие см. п.5 ).
В соответствии с пунктом 2
статьи 150
Бюджетного кодекса Республики Казахстан,
ПРИКАЗЫВАЮ
:
1. Утвердить прилагаемые требования к технико-экономическому обоснованию бюджетных инвестиционных проектов (программ).
2. Департаменту стратегического планирования и инвестиционной политики (Нурашев Т.Б.) и Юридическому управлению (Айтенов М.Д.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Исаева Б.А.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
И.о. Министра
Утверждены
Приказом И. о. Министра экономики и
бюджетного планирования Республики Казахстан
от 30 сентября 2004 года N 144 "Об утверждении
требований к технико-экономическому обоснованию
бюджетных инвестиционных проектов (программ)"
Требования к технико-экономическому
обоснованию бюджетных инвестиционных проектов (программ)
1. Настоящие Требования к технико-экономическому обоснованию (далее - ТЭО) бюджетных инвестиционных проектов (программ) разработаны в соответствии с пунктом 2
статьи 150
Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют общую структуру и требования к содержанию ТЭО бюджетных инвестиционных проектов (программ) (далее - проекты (программы).
2. Целью разработки ТЭО является выработка оптимальных проектных решений, в том числе наиболее оптимальной структуры и масштаба инвестиционного проекта (программы), предложений по наиболее целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, социальным и другим решениям, предполагаемых в рамках реализации проекта (программы).
3. Настоящие Требования являются обязательными для использования при разработке ТЭО проектов (программ) и рекомендуются для использования при разработке ТЭО инвестиционных проектов (программ), предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан.
4. Требования к ТЭО проектов (программ) в части архитектурных, градостроительных и строительных решений определяются законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
5. В отдельных случаях, в зависимости от специфики проектов (программ), возможно общее руководство структурой ТЭО, указанной в настоящих Требованиях, а также добавление дополнительных разделов.
6. Настоящие Требования могут быть применены при подготовке технического задания на разработку ТЭО бюджетных инвестиционных проектов (программ).
7. Содержание ТЭО проекта (программы) должно соответствовать следующей структуре:
резюме проекта (программы);
введение;
маркетинговый раздел;
технико-технологический раздел;
экологический раздел;
институциональный раздел;
финансовый раздел;
экономический раздел;
социальный раздел;
общие выводы по проекту (программе);
приложения.
8. Резюме проекта (программы) должно содержать:
наименование проекта (программы);
заявителя;
общую стоимость проекта (программы) (в тенге и в валюте проекта (программы);
масштаб проекта (программы), в том числе мощность проекта (программы);
компоненты проекта (программы), с указанием стоимости каждого из них;
место реализации проекта (программы) (область, город);
цель и задачи проекта (программы), в том числе в количественном выражении;
целевые группы, в том числе основные выгодополучатели;
предполагаемые источники и схемы финансирования;
период реализации проекта (программы), с разбивкой финансирования по годам.
9. В разделе "Введение" описываются существующие политические, социально-экономические, природно-климатические, правовые и другие условия, в которых предполагается реализация проекта (программы), в том числе указываются показатели существующего и прогнозируемого (на период жизненного цикла проекта (программы), включающего инвестиционный и постинвестиционный периоды) уровня жизни населения, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционный климат и другие социально-экономические показатели, характеризующие предполагаемое месторасположение и область влияния проекта (программы).
В данном разделе определяется проблема, а также указываются все возможные варианты решения затрагиваемой проблемы (достижения цели проекта (программы), по которым проводится сравнительный анализ в каждом из последующих разделов ТЭО проекта (программы).
10. Маркетинговый раздел отражает оценку существующего и перспективного (на период жизни проекта (программы) спроса на предполагаемую проектом (программой) продукцию (услуги).
Данный раздел должен включать:
анализ спроса или социально-экономической необходимости проекта (программы), который представляет собой оценку и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций и цен на продукцию (услуги) или оценку необходимости в социальных услугах;
виды продукции (услуг), которые будут производиться (предоставляться) в результате реализации проекта (программы);
оценку влияния проекта (программы) на рост экспортного потенциала страны;
анализ рынков сырья, материалов и других факторов производства, связанных с функционированием проекта (программы);
анализ рынков и цен на товары, работы и услуги, закупаемые в рамках реализации проекта (программы);
анализ работы существующих объектов в данной отрасли, в том числе анализ конкурентов;
рекомендуемые мероприятия по содействию сбыту продукции (услуг);
оценку коммерческих рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований.
11. Технико-технологический раздел отражает различные технологические решения реализации проекта (программы), с описанием структуры проекта (программы), технических решений по проекту (программе), определяющих параметры, компоненты проекта (программы), а также их стоимость.
Данный раздел должен включать:
анализ различных технологических решений реализации проекта (программы), их преимущества и недостатки, обоснование выбранного варианта;
месторасположение проекта (программы), который обосновывает выбор места размещения проекта (программы), расположенность относительно источников и поставщиков сырья, потребителей продукции и услуг, близость к транспортным магистралям, географические особенности;
масштаб проекта (программы), определяющий расчетное обоснование мощности проекта (программы), динамики освоения мощности проекта (программы);
оценку влияния проекта (программы) на инфраструктуру региона и развитие совокупных (смежных) отраслей;
обоснование выбора технологий и оборудования, которое соответствует мировым стандартам, технологическая совместимость с уже используемым оборудованием, оптимальное соотношение цена-качество, физическая и моральная амортизация, альтернативные варианты, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом (программой) стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту (программе);
обеспеченность проекта (программы) инженерными сооружениями, то есть имеющиеся в наличии транспортные подъезды и средства, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, складские помещения;
график реализации проекта (программы), который отражает инвестиционный период проекта (программы) по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту (программе) во времени (план-график);
оценку технических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
12. Экологический раздел отражает экологические аспекты проекта (программы).
Данный раздел должен включать:
оценку влияния проекта (программы) на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта (программ) и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
мероприятия, предполагаемые проектом (программой) для улучшения экологической ситуации, как региона, так и страны в целом и их результат в количественном выражении;
оценку экологических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков.
13. Институциональный раздел должен содержать схемы управления проектом (программой) на протяжении его жизненного цикла, с описанием правовой основы, структуры управления и оценкой финансовых затрат. В случае создания проектом (программой) новой институциональной схемы необходимо указание подробного обоснования создания данной схемы с приведением альтернативных вариантов.
В данном разделе указывается информация обо всех участниках проекта (программы) как в ходе реализации, так и в постинвестиционный период, (полное юридическое наименование, страна происхождения, организационно-правовая форма, уставный капитал, учредители и доли их участия, год образования, основные виды деятельности, опыт реализации проектов (программ) в данной сфере), их взаимодействие, распределение между собой затрат, выгод и ответственности, а также институциональные риски, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков.
14. Финансовый раздел содержит оценку финансовых затрат и доходов, наряду с оценкой альтернативных схем и источников финансирования проекта (программы).
Данный раздел должен включать:
расчет общих инвестиционных издержек, распределение потребностей в финансировании по стадиям проекта (программы);
расчет производственных издержек (эксплуатационные издержки);
финансовый анализ проекта (программы), включающий:
расчет себестоимости продукции;
расчет доходов от продаж, расчет нераспределенной и чистой прибыли;
сводный расчет потока денежных средств;
анализ проекта (программы) с помощью простых методов финансовой оценки, в том числе расчет срока окупаемости, простой нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности;
анализ проекта (программы) с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), анализ безубыточности проекта (программы);
анализ ликвидности проекта (программы);
текущее финансовое состояние участников проекта (программы), являющихся получателем бюджетных средств;
анализ схемы, источников, условий финансирования и их альтернативных вариантов;
оценку финансовых рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
15. Экономический раздел отражает анализ проекта (программы) с точки зрения экономики республики (региона) в целом.
Данный раздел должен включать:
анализ экономической ситуации с проектом (программой) и без проекта (программы);
оценку экономических выгод и затрат, в том числе анализ результатов, следствий и влияния, анализ эффективности затрат и неизмеримые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды проекта (программы);
анализ наименьших затрат;
расчет бюджетной эффективности проекта (программы);
расчет показателей экономической эффективности проекта (программы), в том числе экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR).
16. Социальный раздел отражает социальные аспекты проекта (программы) и выгоды от реализации проекта (программы) по бенефициарам.
Данный раздел должен включать:
обоснованность проекта (программы) с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения;
потребность проекта (программы) в трудовых ресурсах и его влияние на занятость населения;
реальную обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации;
программу обучения и переподготовки рабочих и специалистов;
нормы охраны труда и техники безопасности;
расчет показателей уровня жизни населения (демографические показатели, доходы населения, уровень занятости, влияние на повышение уровня знаний и так далее);
оценку социальных рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
17. В разделе "Общие выводы" отражаются основные достоинства и недостатки проекта (программы), выводы и описание логики по выбору оптимального варианта реализации проекта (программы), основные риски по проекту (программе), другие заключения.
18. Приложения к ТЭО проекта (программы) должны включать: финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (программы), таблицы расходов, динамик, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО проекта (программы).