Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра экономики и бюджетного планирования РК от 03.03.2009 N 34 (порядок введения в действие см. п.5 ).
Сноска. В заголовок внесены изменения приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 13 ноября 2006 года N 171 .
В соответствии с пунктом 3
статьи 153
Бюджетного кодекса Республики Казахстан,
ПРИКАЗЫВАЮ
:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и рассмотрения финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале юридических лиц.
Сноска. В пункт 1 внесены изменения приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 13 ноября 2006 года N
171
.
2. Департаменту стратегического планирования и инвестиционной политики (Нурашев Т.Б.) и Юридическому управлению (Айтенов М.Д.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Исаева Б.А.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
И.о. Министра
Утверждены
приказом и.о. Министра экономики и
бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 30 сентября 2004 года N 143
Сноска. Правила в новой редакции приказа Министра экономики и бюджетного планирования РК от 13 ноября 2006 года N 171 .
Правила
разработки и рассмотрения финансово-экономического обоснования
бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале
юридических лиц
1. Настоящие Правила разработки и рассмотрения финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций, осуществляемых посредством участия в уставном капитале юридических лиц (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 153 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют содержание, порядок разработки и рассмотрения финансово-экономических обоснований (далее - ФЭО) бюджетных инвестиций, осуществляемых посредством участия в уставном капитале юридических лиц.
2. Планирование бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале юридических лиц осуществляется в рамках государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ при разработке среднесрочного плана социально-экономического развития.
3. Рассмотрение ФЭО осуществляется уполномоченным органом по экономическому планированию путем проведения и подготовки заключения экономической экспертизы.
2. Разработка ФЭО бюджетных инвестиций посредством участия
в уставном капитале юридического лица
4. Организация разработки ФЭО бюджетных инвестиций обеспечивается уполномоченными государственными органами, осуществляющими права владения, пользования и/или распоряжения государственным пакетом акций в акционерных обществах, государственными долями участия в организациях, либо государственными органами, инициирующими создание юридического лица (далее - уполномоченные органы).
5. Разработка ФЭО бюджетных инвестиций осуществляется после принятия в установленном порядке уполномоченным органом управления юридического лица положительного решения об увеличении уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств.
6. ФЭО должно включать в себя следующее:
1) общее описание мероприятий, предполагаемых к реализации за счет бюджетных инвестиций;
2) обоснование выбора мероприятий в порядке, указанном в пункте 8 Правил;
3) подтверждение объема затрат на реализацию мероприятий;
4) обоснование необходимости бюджетных инвестиций;
5) приложения.
7. В рамках общего описания мероприятий, предполагаемых к реализации за счет бюджетных инвестиций, приводится перечень мероприятий, по каждому из которых необходимо указать цели, задачи, правовую основу, стоимость, объем финансирования, период и график реализации, описание компонентов, количественные и качественные показатели, планируемые к достижению в результате осуществления мероприятий, институциональную схему осуществления мероприятий и альтернативы, информацию об организациях, участвующих в процессе осуществления мероприятий, их взаимодействии, распределении между ними ответственности и выгод.
Не допускается включение в ФЭО мероприятий, реализуемых в целях покрытия задолженности и текущих расходов юридических лиц, не связанных с выполнением задач, определенных государственными, отраслевыми (секторальными) и региональными программами.
8. Обоснование мероприятий излагается по каждому мероприятию в следующей последовательности:
1) Общий раздел.
В данном разделе указывается информация о соответствии проекта утвержденным государственным и отраслевым (секторальным) программам, в том числе:
задачи государственных, отраслевых (секторальных) программ, на решение которых направлена реализация мероприятия. При этом указывается полное наименование программы, а также форма, дата принятия и, регистрационный номер документа, которым программа утверждена;
ожидаемые результаты от реализации мероприятий в количественном выражении;
ожидаемый эффект от достижения указанных результатов, в том числе по этапам реализации мероприятий;
2) Экономический раздел.
Данный раздел основывается на оценке эффективности мероприятий с точки зрения национальной экономики и предусматривает проведение экономического анализа, в том числе:
анализ существующей ситуации в отрасли с указанием основных отраслевых показателей и динамики развития отрасли за последние три года;
анализ экономической ситуации и последствий в случае нереализации мероприятий;
анализ экономических выгод и затрат, в том числе: анализ результатов, следствий и влияния инвестиций на экономику государства (анализ эффективности затрат и неизмеряемые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды проектов);
анализ экономической эффективности мероприятий с приведением расчетов в количественном (абсолютном и относительном) выражении, в том числе расчетов экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR);
3) Финансовый раздел.
В данном разделе производится финансовый анализ, оценка финансовых затрат и доходов юридического лица, получаемых в результате реализации мероприятий, который включает в себя:
Анализ финансового состояния юридического лица за последние три года включающий в себя:
анализ финансовой устойчивости и платежеспособности юридического лица с расчетом показателей текущей ликвидности, финансовой устойчивости, соотношения собственного и заемного капитала, коэффициента обеспеченности собственными средствами, рейтинговые оценки юридического лица (если имеются), присвоенные рейтинговыми агентствами. Также, проводится анализ динамики указанных показателей за последние три года, а также причин и событий, повлиявших на их значение;
анализ собственного капитала и его использования с расчетом коэффициентов доходности уставного капитала (отношение полученной в отчетном периоде чистой прибыли к уставному капиталу отчетного периода), коэффициент оборачиваемости собственного капитала (отношение дохода от реализации продукции (работ, услуг) к средней за период величине собственного капитала), анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности, внутрипроизводственных показателей.
В случае если в целях реализации мероприятий средства, полученные юридическим лицом в качестве бюджетных инвестиций, направляются на инвестиции посредством участия в уставном капитале аффилиированного лица, то в ФЭО представляется анализ финансового состояния данного аффилиированного лица.
Анализ мероприятий, в том числе для каждого мероприятия приводятся:
описание финансовой схемы для каждого мероприятия с указанием обоснований ее реализации, в том числе нормативной правовой основы;
анализ каждого мероприятия с использованием простых методов финансовой оценки (расчет срока окупаемости, нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности);
анализ мероприятия с помощью методов дисконтирования: расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношение дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
анализ реализации мероприятий в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки) и расчет точек безубыточности;
анализ финансовых рисков с расшифровкой основных факторов рисков, предположительного характера и диапазона изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
расчет денежных потоков, получаемых в результате осуществления мероприятий, в том числе расчет объема доходов и расходов, поступлений в бюджет, размер нераспределенной и чистой прибыли от реализации мероприятий.
Прогноз финансового состояния юридического лица, отражающий влияние реализации мероприятий на финансовое состояние юридического лица в случае реализации мероприятий и предусматривающий составление прогнозной финансовой отчетности с указанием размера участия результатов мероприятий в показателях.
9. Подтверждение объема затрат на реализацию мероприятий в разрезе каждого мероприятия осуществляется путем представления расчетов и обоснований, подтверждающих документов, включаемых в приложения.
При осуществлении инвестиций в строительство представляется заключение государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию, подтверждающие экспертизу государственной комиссии.
По другим направлениям представляются расчеты и обоснования, подтверждающие стоимость инвестиций (ценовые предложения, статистические данные, оценочные акты, результаты маркетинговых исследований, оценки консультантов и другие).
10. Обоснование необходимости бюджетных инвестиций включает следующее:
1) информацию о формировании уставного капитала, в том числе о бюджетных инвестициях, осуществлявшихся ранее, и их эффективность;
2) приведение исчерпывающих аргументов, подтверждающих необходимость участия бюджетных средств, где в том числе необходимо привести оценку приоритетности всех инвестиционных проектов, программ или мероприятий юридического лица, предполагаемых к осуществлению в планируемом периоде за счет всех источников финансирования, и определение логики их отбора;
3) рассмотрение альтернативных источников и схем финансирования инвестиционных проектов, программ и мероприятий, где необходимо предусмотреть следующие альтернативные варианты:
осуществление инвестиций с учетом бюджетных инвестиций;
осуществление инвестиций за счет собственных средств юридического лица (с приведением изменений финансово-хозяйственных показателей после оттока соответствующих объемов доходов и оборотных средств);
заимствование из других источников и иных способов финансирования.
11. Приложения содержат документацию, подтверждающую стоимость затрат на реализацию мероприятий, финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (программы), таблицы расходов, динамики, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ФЭО.
12. В рамках подготовки ФЭО соответствующим уполномоченным государственным органом проводится отраслевая экспертиза мероприятий.
13. Заключение отраслевой экспертизы содержит следующее:
оценку анализа существующей ситуации в отрасли;
оценку соответствия мероприятий государственным и отраслевым программам;
оценку анализа ситуации в отрасли в случае нереализации мероприятий, указанных в ФЭО;
оценку влияния реализации мероприятий ФЭО на развитие отрасли с приведением количественных и качественных показателей и указанием:
роли и места мероприятий в структуре экономики отрасли;
обоснованность выбора месторасположения и масштаба реализации мероприятий;
возможности реализации мероприятий;
анализа рынков сбыта продукции;
достаточность и оценка эффективности технических решений по мероприятиям юридического лица;
оценку обоснованности схемы и источников финансирования;
оценку целесообразности осуществления мероприятий юридического лица;
оценку финансовых показателей юридических лиц и финансовых выгод, получаемых в результате осуществления инвестиций юридического лица;
оценку соответствия мероприятий международным стандартам, применение оптимальных новейших технологий;
оценку альтернативных вариантов достижения целей мероприятий;
оценку распределения выгод и затрат, получаемых от реализации бюджетных инвестиций.
14. Заключение отраслевой экспертизы подписывается первым руководителем уполномоченного государственного органа, проводившего отраслевую экспертизу, либо его заместителем.
15. По результатам отраслевой экспертизы в ФЭО вносятся изменения и дополнения, предусматривающие приведение ФЭО в соответствие с заключением отраслевой экспертизы.
В ФЭО включаются только те мероприятия, которые были одобрены к реализации отраслевой экспертизой.
3. Рассмотрение ФЭО уполномоченным органом
по экономическому планированию
16. ФЭО представляются для проведения экономической экспертизы уполномоченными органами в срок до 1 апреля года, предшествующего году осуществления бюджетных инвестиций.
17. Для проведения экономической экспертизы представляются следующие документы:
ФЭО;
заключение отраслевой экспертизы;
финансовую отчетность (баланс, отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении в уставном капитале) за последние 2 года, заверенную печатью и подписью первого руководителя юридического лица;
план развития или финансово-хозяйственной деятельности на среднесрочный период.
18. Документация для проведения экономической экспертизы представляется уполномоченными органами отдельным сопроводительным письмом на титульном бланке за подписью первого руководителя либо его заместителя.
В сопроводительном письме указывается согласованная отраслевой экспертизой и заявляемая в рамках ФЭО сумма бюджетных инвестиций, перечень прилагаемой документации.
19. В случае необходимости, уполномоченный орган по экономическому планированию запрашивает дополнительную информацию у уполномоченного органа, для рассмотрения отдельных вопросов, возникающих в ходе экономической экспертизы ФЭО бюджетных инвестиций.
20. Рассмотрение ФЭО представляет собой проведение экономической экспертизы.
Экономическая экспертиза проектов проводится в течение сорока пяти рабочих дней после внесения полного пакета документов, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
В случае если представленная документация не соответствует требованиям, указанным в главе 2 Правил, либо представлена позже установленного срока, указанного в пункте 16 Правил, ФЭО не рассматривается.
21. Заключение экономической экспертизы содержит следующее:
оценку состава и качества документации;
оценку соответствия бюджетных инвестиций государственным, отраслевым (секторальным) и региональным программам;
оценку влияния осуществления бюджетных инвестиций на экономику в целом;
оценку экономических выгод и затрат;
оценку обоснования бюджетных инвестиций.
22. В случае необходимости, уполномоченный орган по экономическому планированию в установленном законодательством порядке привлекает экспертов и консультантов для проведения экспертизы либо вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения по созданию рабочих групп для решения отдельных вопросов, возникающих в ходе рассмотрения ФЭО бюджетных инвестиций.
23. Положительное заключение уполномоченного органа по экономическому планированию является основанием для вынесения вопроса об осуществлении бюджетных инвестиций на рассмотрение бюджетной комиссии.
Приложение
к Правилам разработки и рассмотрения
финансово-экономического обоснования
бюджетных инвестиций, осуществляемых
посредством участия в формировании
и увеличении уставного капитала
юридических лиц, утвержденных
приказом И. о. Министра экономики и
бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 30 сентября 2004 года N 143
Типовая структура и требования к разработке
финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций,
осуществляемых посредством участия в формировании и увеличении
уставного капитала юридических лиц
1. Общее описание инвестиций юридического лица, предполагаемых к осуществлению за счет бюджетных инвестиций (далее - инвестиции юридического лица).
Приводится перечень направлений инвестиций юридического лица (инвестиционные проекты, программы или мероприятия). По каждому из направлений инвестиций юридического лица указываются: цели, задачи, стоимость, объем финансирования, период и график реализации, описание компонентов и структуры инвестиций, количественные и качественные показатели, планируемые к достижению в результате осуществления инвестиций, институциональная схема осуществления инвестиций и альтернативы, правовая основа, информация об организациях, участвующих в процессе осуществления инвестиций, их взаимодействия, распределение ответственности между собой и выгод.
2. Обоснование направлений инвестиций юридического лица в разрезе каждого инвестиционного проекта, программы и мероприятия и в совокупности инвестиций в следующем порядке:
1) Финансовый раздел.
В данном разделе производится финансовый анализ инвестиций, оценка финансовых затрат и доходов юридического лица, получаемых в результате осуществления инвестиций.
Финансовый анализ инвестиций включает:
анализ инвестиций проектов с использованием простых методов финансовой оценки: расчет срока окупаемости, нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности;
сводный расчет денежных потоков, получаемых в результате осуществления инвестиций;
расчет валового объема доходов, размера нераспределенной и чистой прибыли от осуществления инвестиций;
анализ инвестиций с помощью методов дисконтирования: расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношение дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
анализ реализации инвестиций в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности проекта по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки) и расчет точек безубыточности;
оценка ликвидности инвестиций;
анализ финансовых рисков с расшифровкой основных факторов рисков, предположительного характера и диапазона изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
2) Экономический раздел.
Данный раздел основывается на оценке эффективности инвестиций юридического лица с точки зрения национальной экономики и предусматривает проведение экономического анализа, в том числе:
анализа экономической ситуации с осуществлением инвестиций и без них;
оценки экономических выгод и затрат, в том числе: анализ результатов, следствий и влияния инвестиций на экономику государства (анализ эффективности затрат и неизмеряемые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды проектов);
анализа наименьших затрат;
количественной оценки экономической эффективности инвестиций с приведением расчетов экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR).
3. Обоснование и подтверждение объемов инвестиций юридического лица в разрезе каждого инвестиционного проекта, программы и мероприятия.
При осуществлении инвестиций в строительство представляется заключение государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию, подтверждающие экспертизу государственной комиссии;
По другим направлениям представляются расчеты и обоснования, подтверждающие стоимость инвестиций (ценовые предложения, статистические данные, оценочные акты, результаты маркетинговых исследований, оценки консультантов и другие).
4. Обоснование необходимости бюджетных инвестиций.
1) Описание текущего финансового состояния юридического лица с проведением комплексной оценки эффективности использования собственного потенциала, анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности, внутрипроизводственных показателей, динамики изменения объема уставного и собственного капиталов и планов юридического лица по дальнейшей капитализации активов;
2) Приведение исчерпывающих аргументов, подтверждающих необходимость участия бюджетных средств, где, в том числе необходимо привести оценку приоритетности всех инвестиционных проектов, программ или мероприятий юридического лица, предполагаемых к осуществлению в планируемом периоде за счет всех источников финансирования, и определение логики их отбора;
3) Рассмотрение альтернативных источников и схем финансирования инвестиционных проектов, программ и мероприятий, где необходимо предусмотреть следующие альтернативные варианты:
осуществление инвестиций с учетом бюджетных инвестиций;
осуществление инвестиций за счет собственных средств юридического лица (с приведением изменений финансово-хозяйственных показателей после оттока соответствующих объемов доходов и оборотных средств);
заимствование из других источников и иных способов финансирования.
5. Приложения.
Финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (программы), таблицы расходов, динамик, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ФЭО бюджетных инвестиций.