Сноска. Утратил силу приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 13.10.2009 № 428.
В целях приведения базы нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации Республики Казахстан в соответствие с требованиями постановления Правительства Республики Казахстан от 6 декабря 2004 года N 1275 "Об утверждении Правил сертификации услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) сертификационные требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим продажу и бронирование пассажирских и грузовых воздушных перевозок;
2) типовую программу сертификационного обследования организаций на подтверждение соответствия услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Дауталиева М.М.
3. Настоящий приказ вводится в действие с момента его официального опубликования.
Председатель
Утвержден
приказом председателя Комитета
гражданской авиации
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от "1" июня 2005 г. N 112
Сертификационные требования,
предъявляемые к организациям, осуществляющим продажу
и бронирование пассажирских и грузовых воздушных перевозок
1. Общие положения
1. Настоящие Сертификационные требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим продажу и бронирование пассажирских и грузовых перевозок (далее - Сертификационные требования) разработаны в соответствии с Правилами сертификации услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 декабря 2004 года N 1275 устанавливают сертификационные требования к организациям, осуществляющим продажу и бронирование пассажирских и грузовых воздушных перевозок (далее - организация). Сертификационные требования распространяются на юридических и физических лиц, осуществляющих продажу и бронирование пассажирских и грузовых воздушных перевозок.
2. В настоящих Сертификационных требованиях используются следующие понятия:
1) автоматизированная система бронирования (далее - АСБ) - автоматизированная система, которая обеспечивает отображение информации о расписании рейсов, наличии мест и тарифах перевозчиков и посредством которой может осуществляться бронирование авиационных услуг;
2) агент - юридическое или физическое лицо, уполномоченное действовать от имени и по поручению перевозчика по оформлению и продаже перевозок на условиях заключения с ним договора;
3) видеотерминальное оборудование (далее - ВТО) - програмно-техническое средство, обеспечивающее взаимодействие с АСБ;
4) груз - любое имущество, за исключением почты, бортприпасов и сопровождаемого и неправильно засланного багажа, перевозимое или принятое к перевозке на воздушном судне по договору с перевозчиком под его ответственность за сохранность, удостоверенную грузовой накладной;
5) проверка - контрольная проверка соответствия, осуществляемая с целью установления, что организация продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации;
6) коммерческая загрузка воздушного судна - пассажиры, багаж, почта и груз, принятые на борт воздушного судна в аэропорту отправления для их перевозки;
7) комплектация коммерческой загрузки - формирование (подбор) коммерческой загрузки на определенный рейс;
8) консолидация грузов - деятельность, связанная с приемом грузов от грузоотправителя, их накоплением, формированием за счет этого коммерческой загрузки и передачей груза другой организации (перевозчику, аэропорту и так далее) для перевозки воздушным транспортом;
9) пункт продажи и бронирования воздушных перевозок - структурное подразделение организации, не являющееся самостоятельным юридическим лицом, осуществляющее продажу и бронирование воздушных перевозок, расположенное как по юридическому адресу организации, так и имеющее иное месторасположение;
10) субагент - юридическое или физическое лицо, которому агент передает свои права по предоставлению услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок на основании договора.
3. Документом, подтверждающим соответствие организации к осуществлению услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок, является Сертификат соответствия, выдаваемый уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Продажа и бронирование пассажирских и грузовых воздушных перевозок юридическими или физическими лицами, не имеющими Сертификат соответствия, выданного уполномоченным органом, не допускается.
5. Сертификационные требования, предъявляемые к организации включают:
1) организацию и структуру управления;
2) наличие нормативной правовой и справочной документации;
3) требования к помещениям;
4) требования к техническому оснащению;
5) требования к деятельности организации по продаже и бронированию пассажирских перевозок;
6) требования к деятельности организации по продаже и бронированию грузовых перевозок;
7) требования к деятельности организации по консолидации грузов;
8) система обеспечения качества;
9) квалификация персонала.
2. Организация и структура управления
6. Организация разрабатывает и утверждает Положения всех структурных подразделений, где отражены функции каждого подразделения и его руководителя, которые в совокупности охватывают все функции реализуемые организацией, а также должностные инструкции персонала, руководящего, выполняющего и проверяющего работы по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок, в которых четко определены задачи каждого работника, полномочия и схемы взаимодействия с непосредственным руководителем и подчиненными.
7. Организация имеет в наличии документально оформленное и утвержденное в виде Руководства по деятельности описание действующих методов и процедур организации продажи и бронирования пассажирских и грузовых воздушных перевозок и используемых производственных, материально-технических и трудовых ресурсов.
3. Наличие нормативной правовой и справочной документации
8. Организация располагает полным комплектом общей документации, относящейся к ее деятельности, и обеспечить получение изменений и дополнений к указанной документации.
9. Организационно-распорядительная документация соответствует нормативным документам Республики Казахстан, регулирующим продажу и бронирование пассажирских и грузовых воздушных перевозок.
4. Требования к помещениям
10. Требования к помещениям организации включают:
1) наличие помещений, находящихся на праве собственности, или хозяйственного ведения, или оперативного управления, или аренды, или на ином вещном праве, пригодных для размещения персонала организации и необходимого оборудования в соответствии с санитарными нормами и требованиями охраны труда;
2) разделение помещений с указанием расположения административного, технологического персонала и зон обслуживания пассажиров и грузоотправителей;
3) наличие операционного зала, предназначенного только для работы с пассажирами;
4) наличие у помещения организации входа (выхода), позволяющего обеспечить свободный доступ граждан, желающих воспользоваться услугами организации;
5) наличие у помещения организации отдельного входа (выхода) для приема груза;
6) наличие вывески, расположенной на фасаде помещения организации, с названием организации;
7) оборудование помещения организации, его наружных стеклянных оконных проемов и входных дверей охранной и пожарной сигнализациями, надежными запорными устройствами в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
8) наличие в организации внутреннего помещения с индивидуальной пожарной сигнализацией и дверным запорным устройством с установленным металлическим сейфовым шкафом;
9) наличие в организации металлических шкафов и сейфов, жестко закрепленных к полу, с индивидуальными запорными устройствами, позволяющими безопасно временно хранить бланки строгой отчетности, валидаторы и денежные средства для расчета с пассажирами и грузоотправителями;
10) наличие в помещении организации стенда с информацией о предоставляемых услугах пассажирам и грузоотправителям, а также планом аварийной эвакуации посетителей и персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
5. Требования к техническому оснащению
11. Организация обеспечивает техническую оснащенность и средства связи с учетом заявленной сферы деятельности:
1) наличие ВТО, позволяющего осуществлять оформление билетов, грузовых авианакладных, бронирование (возврат) мест и багажных, грузовых емкостей на воздушном судне через АСБ. Оборудование устанавливается на рабочем месте сотрудника (кассира, оператора), непосредственно выполняющего функции по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок;
2) подключение ВТО к АСБ;
3) не менее двух телефонных каналов связи, подключенных на рабочие места трех и более сотрудников, непосредственно выполняющих функции по продаже и бронированию воздушных перевозок;
4) не менее одного канала факсимильной связи;
5) для пунктов продажи и бронирования пассажирских и грузовых воздушных перевозок, расположенных отдельно от центрального офиса организации, необходимо наличие следующего оборудования:
подключение ВТО к АСБ;
не менее одного телефонного канала связи;
канала факсимильной связи;
комплекта компьютерного оборудования.
6) наличие у организации и пунктов продажи воздушных перевозок идентификационного валидатора;
7) не менее одной единицы весоизмерительной техники, прошедшей метрологическую проверку в установленном порядке, - для организаций, имеющей подразделение по консолидации грузов;
8) не менее одного сканирующего устройства для досмотра груза для организаций, имеющей подразделение по консолидации грузов.
6. Требования к деятельности организации по
продаже и бронированию пассажирских воздушных перевозок
12. Продажа и бронирование пассажирских воздушных перевозок включает:
1) оформление (переоформление) билетов пассажирам в прямом и обратном направлениях, с гарантированной (открытой) датой вылета по нормальному и специальному тарифам;
2) обеспечение финансовых расчетов с пассажирами за оформление (переоформление) билетов;
3) бронирование (резервирование) мест на борту воздушного судна для последующего оформления перевозочной документации;
4) прием от пассажиров, оформленных ранее в данной организации, билетов на возврат при отказе от полета;
5) отмена бронирования мест при отказе пассажира от полета;
6) возврат платежей пассажиру за принятые обратно билеты при отказе от полета, в соответствии с тарифной политикой перевозчика, на рейсы которой был продан билет;
7) предоставление пассажирам услуг информационного характера о расписании движения воздушных судов, применяемых тарифах, наличии свободных пассажирских мест, багажных и грузовых емкостей на воздушном судне, правилах перевозки багажа и грузов в соответствии с действующим законодательством, а также предметах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом или требующих особых условий перевозки;
8) прием заказов на бронирование мест (багажных или грузовых емкостей) на воздушном судне по телефону.
7. Требования к деятельности организации по продаже
и бронированию грузовых воздушных перевозок
13. Продажа и бронирование грузовых воздушных перевозок включает:
1) бронирование (резервирование) свободных багажных и грузовых емкостей (по тоннажу и объему) на борту воздушного судна;
2) обеспечение финансовых расчетов с грузоотправителями за оформление операции бронирования и продажи грузовых емкостей;
3) оформление (переоформление) грузовой (почтовой) авианакладной для грузоотправителя;
4) проверка соответствия фактического состояния груза сведениям, указанным в заявке грузоотправителя (при необходимости его временного хранения);
5) доставка груза или его передача для перевозки воздушным транспортом;
6) отмена бронирования грузовых емкостей при отказе грузоотправителей от перевозки их багажа и грузов;
7) возврат платежей грузоотправителям при отказе от перевозки;
8) предоставление грузоотправителям услуг информационного характера о расписании движения воздушных судов, применяемых тарифах, наличии свободных грузовых емкостей на воздушном судне, правилах перевозки грузов в соответствии с действующим законодательством, а также предметах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом или требующих особых условий перевозки.
8. Требования к деятельности по консолидации грузов
14. Консолидация грузов включает:
1) бронирование (резервирование) свободных багажных и грузовых емкостей (по объему и тоннажу) на воздушном судне;
2) оформление документации по приему (передаче) груза и обеспечение финансовых расчетов с грузоотправителем за выполнение взятых обязательств;
3) оформление (переоформление) грузовой (почтовой) авианакладной для грузоотправителя;
4) прием груза от грузоотправителя;
5) накопление груза (при необходимости) с целью формирования коммерческой загрузки для перевозки воздушным транспортом;
6) формирование грузовой коммерческой загрузки на рейс;
7) передача (доставка) принятого груза другой организации (аэропорту, перевозчику, агенту, субагенту) для его перевозки воздушным транспортом;
8) возврат груза грузоотправителю при его отказе от перевозки груза;
9) отмену бронирования грузовых емкостей при отказе грузоотправителя от перевозки груза;
10) предоставление грузоотправителю услуг информационного характера о расписании движения воздушных судов, применяемых тарифах, наличии свободных грузовых емкостей на воздушном судне, правилах перевозки грузов в соответствии с действующим законодательством, а также предметах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом или требующих особых условий перевозки;
11) уведомление грузоотправителя об отправке груза в адрес грузополучателя;
12) уведомление грузополучателя об отправке груза в его адрес;
13) уведомление грузоотправителя и грузополучателя о прибытии автотранспорта для доставки;
14) уведомление грузоотправителя и грузополучателя о движении груза;
15) уведомление грузоотправителя и грузополучателя о прибытии груза в аэропорт назначения;
16) уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю.
9. Система обеспечения качества
15. Организация разрабатывает и поддерживает в рабочем состоянии систему качества, чтобы обеспечить условия для качественного предоставления услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок.
16. Положение о системе обеспечения качества утвержденное руководителем организации включает:
1) требования стандартов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) политику организации в области качества;
3) требования к обучению персонала организации;
4) ответственность агентов за обеспечение качества, удовлетворение требований пассажиров, повышение культуры обслуживания пассажиров;
5) документацию, включая отчеты и учет выявленных отклонений и корректирующих мероприятий.
10. Квалификация персонала
17. Организацией обеспечивается:
1) укомплектованность необходимым количеством квалифицированных специалистов, имеющих сертификат (свидетельство) подготовленности к предоставлению услуг по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок;
2) подготовка и систематическое повышение квалификации (знаний, навыков) своих специалистов не реже одного раза в два года;
3) наличие журнала учета допущенных персоналом технологических и других нарушений, жалоб, претензий и заявлений, поступающих от пассажиров и грузоотправителей, и принятых по ним решений.
18. Требования к персоналу, осуществляющему деятельность по продаже и бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок:
1) знание нормативных документов Республики Казахстан, регулирующих продажу и бронирование пассажирских и грузовых воздушных перевозок;
2) наличие высшего и/или среднего специального образования;
3) наличие необходимых квалификационных документов, удостоверений, дипломов, свидетельств, дающих право осуществлять деятельность по продаже и бронированию пассажирских и/или грузовых воздушных перевозок;
4) наличие компьютерной грамотности;
5) знание английского языка (в рамках специализации).
19. Требования к персоналу подразделения по консолидации грузов:
1) знание нормативных документов Республики Казахстан, регулирующих продажу и бронирование грузовых воздушных перевозок;
2) наличие допуска и специальной подготовки по приему, оформлению, проверке и доставке грузов, предназначенных для перевозки воздушным транспортом.
______________________________
Утверждена
приказом председателя Комитета
гражданской авиации
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от "1" июня 2005 г. N 112
Типовая программа
Сертификационного обследования организаций на
подтверждение соответствия услуг по продаже и
бронированию пассажирских и грузовых воздушных перевозок
Наименование организации: ______________________________________
Дата проверки, N приказа _______________________________________
Ф.И.О., должность проверяющих: _________________________________
_________________________________
_________________________________
№ п/п |
Номера позиций по программе и проверяемые элементы |
Оценка соответствия (+/-) |
Номер позиции несоответствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Наличие и соответствие комплекта представленной доказательной документации |
|||
1) |
Заявка на получение Сертификата соответствия |
||
2) |
нотариально заверенные копии учредительных документов организации |
||
3) |
нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц) и свидетельства о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя (для физических лиц - индивидуальных предпринимателей) |
||
4) |
аудиторский отчет и справка о финансовом состоянии организации |
||
5) |
Положения всех структурных подразделений организации |
||
6) |
Руководство о деятельности организации, полнота раскрываемых вопросов. Соответствие установленным требованиям и своевременность вносимых изменений |
||
7) |
Перечень и наличие документов, на основании которых осуществляется деятельность по продаже и бронированию пассажирских и/или грузовых воздушных перевозок |
||
2. Организация и структура управления |
|||
1) |
Организационная структура, штатное расписание организации. Достаточность для выполнения возложенных функций |
||
2) |
Должностные инструкции, определяющие обязанности и ответственность руководящего состава и персонала (включая филиалы, пункты продажи и бронирования, подразделение по консолидации грузов) |
||
3) |
Данные по руководящему составу и персоналу, непосредственно связанные с продажей и бронированием пассажирских и/или грузовых воздушных перевозок, их соответствие |
||
3. Организация продажи и бронирования пассажирских и грузовых воздушных перевозок |
|||
1) |
Соответствие подготовки и соблюдение технологии по продаже и бронированию пассажирских воздушных перевозок и обслуживания пассажиров |
||
2) |
Соответствие подготовки и соблюдение технологии по продаже и бронированию грузовых воздушных перевозок |
||
3) |
Соответствие подготовки и соблюдение технологии по консолидации грузов |
||
4) |
Наличие договоров с центром бронирования перевозок на подключение видеотерминального оборудования (далее - ВТО), включая филиалы, пункты продажи и бронирования, подразделение по консолидации грузов |
||
5) |
Наличие документа, подтверждающего присвоение номеров идентификационных валидаторов (штампов) |
||
6) |
Наличие агентских соглашений о продаже перевозок |
||
4. Персонал |
|||
1) |
Наличие программ обучения персонала |
||
2) |
Соблюдение сроков прохождения курсов повышения квалификации персонала |
||
3) |
Своевременность выплаты заработной платы |
||
5. Система обеспечения качества |
|||
1) |
Соблюдение Положения о системе обеспечения качества |
||
2) |
Ведение документации, включая отчеты и учет выявленных отклонений, технологических и других нарушений, допущенных персоналом, жалоб, претензий и заявлений, поступающих от пассажиров и грузоотправителей, и принятых по ним решениям |
||
6. Помещение |
|||
1) |
Наличие и состояние помещений организации, соблюдение в них требований производственной санитарии, правил пожарной безопасности |
||
2) |
Наличие и состояние системы мер по обеспечению охраны помещения, хранению денежных средств и бланков строгой отчетности |
||
7. Техническое оснащение |
|||
1) |
Наличие ВТО подключенного к автоматизированной системе бронирования |
||
2) |
Наличие телефонной и факсимильной связи. Соответствие установленным требованиям |
||
3) |
Наличие и соответствие весоизмерительной техники и сканирующего устройства для досмотра грузов |
||
8. Нормативная правовая и справочная документация |
|||
4) |
Поступления и внесение изменений в нормативные и руководящие документы |
||
5) |
Своевременность доведения и изучения приказов, указаний и информации по продаже и бронированию пассажирских и/или грузовых перевозок персоналом организации |
ПРИМЕЧАНИЕ:
(*) не обязательно для данной организации;
(-1) несоответствия, препятствующие выдаче сертификата соответствия;
(-2) несоответствия, не препятствующие выдаче сертификата соответствия при условии устранения в согласованные сроки или введении ограничений;
(-3) несоответствия, не препятствующие выдаче сертификата соответствия, и подлежащие устранению при совершенствовании производства и системы качества.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Перечень несоответствий на _____ листе (листах).
ПРОВЕРЯЮЩИЕ: __________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
ОЗНАКОМЛЕН: руководитель организации: _____________ _____________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата проведения
сертификационного обследования: "___"___________ 200__г.
Перечень несоответствий
к Программе сертификационного обследования
организаций на подтверждение соответствия услуг по
продаже и бронированию пассажирских и грузовых
воздушных перевозок
_______________________________________________________________
(наименование организации)
N позиции несоответствия в программе сертифика- |
Характеристики несоответствия |
Приме- |
1 |
2 |
3 |
ПРОВЕРЯЮЩИЕ: _________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Ознакомлен: __________________________________________
(руководитель организации, подпись, Ф.И.О)
Дата проведения
сертификационного обследования: "___"___________ 200__г.