Сноска. Утратил силу постановлением Правления Национального Банка РК от 24.08.2012 № 272 (вводится в действие с 01.01.2013).
В целях совершенствования порядка автоматизации ведения банками второго уровня и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемые Правила автоматизации ведения банками второго уровня и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати дней со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Департаменту бухгалтерского учета (Шалгимбаева Н.Т.):
1) совместно с Юридическим департаментом (Шарипов С.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;
2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения заинтересованных подразделений центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также банков второго уровня и акционерного общества "Банк Развития Казахстана" (далее - банки).
4. Банкам:
1) до 1 июля 2008 года привести свои автоматизированные банковские информационные системы в соответствие с требованиями настоящего постановления;
2) зарегистрированным в качестве юридического лица после 1 января 2006 года, обеспечить выполнение требований настоящего постановления в течение двух лет со дня государственной регистрации в органах юстиции.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Айманбетову Г.З.
Председатель
Национального Банка
Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 28 мая 2007 года N 59
Правила
автоматизации ведения банками второго уровня и
акционерным обществом "Банк Развития Казахстана"
вспомогательного бухгалтерского учета
и Главной бухгалтерской книги
Настоящие Правила разработаны в соответствии с подпунктом к-1) статьи 8 Закона Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан" и определяют порядок автоматизации ведения банками второго уровня и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (далее - банки) вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги.
Глава 1. Общие положения
1. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) аудиторский след - это процесс отслеживания совершенных сделок (операций), необходимый для обеспечения достоверности данных (информации) в Главной бухгалтерской книге;
2) бэк-офис - подразделение банка, основной функцией которого является регистрация совершенных операций во вспомогательном бухгалтерском учете на основании первичных документов, полученных из фронт-офиса, в целях составления финансовой отчетности;
3) вспомогательный бухгалтерский учет - это бухгалтерский учет всех совершаемых операций, который ведется на аналитических счетах;
4) журнал аудита - журнал информационной системы, в котором регистрируются каждый вход, неудачные попытки входа в информационную систему и действия пользователя информационной системы;
5) карточка клиента банка - это определенная электронная форма, в которую заносятся обязательные реквизиты клиента банка на основании полученных от него документов (для физического лица - фамилия, имя, отчество, регистрационный номер налогоплательщика, данные удостоверения личности, для юридического лица - полное наименование юридического лица, включая его организационно-правовую форму, регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный код, наименование и банковский идентификационный код обслуживающего банка, место нахождения юридического лица);
6) код бухгалтерской записи - это любое условное обозначение (цифры, символы, буквы, порядковые номера, слова), присваиваемое банком самостоятельно в произвольной форме, предназначенное для проведения бухгалтерских записей в автоматическом режиме в информационной системе;
7) фронт-офис - подразделение банка, осуществляющее работу с клиентами банка, в том числе заключение договоров, осуществление переговоров, аналитическое и документальное сопровождение, урегулирование спорных вопросов.
2. Основной целью автоматизации ведения вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационной системе, является составление банками финансовой отчетности, соответствующей требованиям международных стандартов финансовой отчетности в автоматическом режиме.
Автоматизация ведения вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационной системе, достигается путем:
1) обеспечения ведения вспомогательного бухгалтерского учета по всем совершаемым банком операциям и осуществления расчетов в автоматическом режиме в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности;
2) создания Главной бухгалтерской книги по всем проводимым операциям по центральному аппарату, филиалам и представительствам банка (при их наличии) в информационной системе.
3. В информационной системе должен поддерживаться журнал аудита, обеспечивающий возможность регистрации всех событий (изменений) всех данных в информационной системе, в том числе даты и времени вносимых изменений определенным исполнителем банка, в соответствии с требованиями, заданными при настройке информационной системы. Корректировка (удаление) произошедших событий в информационной системе не допускается.
4. В случае замены банком информационной системы банк письменно уведомляет Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) в произвольной форме в течение семи рабочих дней со дня ввода новой информационной системы в эксплуатацию. В уведомлении отражается следующая информация:
1) наименование новой информационной системы;
2) информация о разработчиках информационной системы;
3) дата ввода новой информационной системы в эксплуатацию;
4) преимущества и отличия информационной системы в сравнении с предыдущей информационной системой;
5) характеристика новой информационной системы, в том числе основные модули, функции и так далее.
5. Ежегодно в срок до 15 января банки представляют в Национальный Банк сведения о состоянии применяемой информационной системы, содержащие информацию обо всех произведенных изменениях, в том числе, совершенствовании и замене модулей, по форме, определяемой банком самостоятельно.
Глава 2. Ведение вспомогательного бухгалтерского учета
6. При ведении вспомогательного бухгалтерского учета банк обеспечивает:
1) наличие внутренних документов банка, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете (совершение бухгалтерских записей) всех совершаемых банком операций. Данные документы должны быть разработаны в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международными стандартами финансовой отчетности и утверждены руководителем банка либо лицом, его замещающим, имеющим право подписи в указанных документах;
2) наличие внутренних документов банков, регламентирующих порядок ведения вспомогательного бухгалтерского учета фронт-офисом и бэк-офисом с учетом особенностей организации работы в банке. Данные документы должны быть утверждены руководством банка и содержать такое разделение функций работников банков, чтобы один работник не имел возможности полностью принимать участие (управлять) в процессе проведения одной операции от начала до конца в целях недопущения фактов мошенничества и ошибок;
3) наличие вспомогательных модулей по всем совершаемым банком операциям, в том числе:
по расчетно-кассовым операциям;
по учету кадров и заработной плате (начисление заработной платы, выдача авансов, начисление отпускных, создание резервов и так далее);
по учету основных средств и нематериальных активов (приобретение, переоценка, начисление амортизации, списание (выбытие);
по учету ценных бумаг (покупка, продажа, начисление вознаграждения, переоценка по справедливой стоимости, амортизация премии (дисконта) по эффективной ставке вознаграждения, классификация по категориям и так далее);
по учету вкладов и займов (прием денег во вклад (выдача займа), начисление вознаграждения, амортизация дисконта (премии) по эффективной ставке вознаграждения, погашение, пролонгация и так далее);
по учету дебиторской и кредиторской задолженностей (классификация по срокам погашения, начисление пени);
по учету налогов и других обязательных платежей в бюджет;
по другим совершаемым банком операциям;
4) централизованное ведение бухгалтерского учета всех совершаемых подразделениями, филиалами банка (в случае их наличия) операций, в том числе:
по учету кадров и заработной платы;
по учету основных средств и нематериальных активов;
по учету ценных бумаг;
по учету вкладов и займов;
по учету дебиторской и кредиторской задолженностей;
по учету налогов и других обязательных платежей в бюджет;
по другим совершаемым подразделениями, филиалами банка операциям;
5) автоматическое начисление вознаграждения по финансовым активам (обязательствам) согласно условиям эмитента, в том числе комиссии за предоставляемые банком услуги;
6) автоматическую переоценку финансовых активов (обязательств) и создание графика проведения автоматических бухгалтерских записей;
7) наличие возможности осуществления сторнировочных записей;
8) возможность формирования отчетов по всем совершаемым банком операциям. Форма отчетов определяется банком самостоятельно и утверждается внутренними документами банка.
Отчет может содержать следующую информацию:
1) дату записи;
2) сведения об ответственном исполнителе;
3) код операции;
4) данные по договору (номер договора, дата валютирования, срок погашения, условия и сроки оплаты вознаграждения, процентная ставка вознаграждения, вид валюты);
5) информацию о клиенте банка;
6) информацию о совершаемой операции;
7) вид валюты;
8) суммы выплат;
9) информацию об отражении операций по счетам Главной бухгалтерской книги;
10) накопление итогов сумм бухгалтерских записей с начала месяца и с начала отчетного года;
11) наличие кодов операций по всем совершаемым банком операциям, внедренным в информационную систему. Целью кодирования операций является автоматическое проведение бухгалтерской записи, что обеспечит достоверное отражение операции в бухгалтерском учете по счетам Главной бухгалтерской книги и минимизацию риска технических ошибок, которые могут быть совершены работниками бэк-офиса банка;
12) централизованное ведение книги регистрации карточек клиентов банка.
Глава 3. Главная бухгалтерская книга
7. Главная бухгалтерская книга является центральным хранилищем данных бухгалтерского управленческого учета банка, в которое переносятся итоги корреспонденции бухгалтерских счетов на уровне отчетов и содержащее подробную информацию обо всех операциях банка.
8. Форма Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационную систему, должна содержать следующие графы:
1) номер счета;
2) наименование счета;
3) входящий остаток (начальное сальдо);
4) обороты по дебету за отчетный период (по счетам меморандума - приход);
5) обороты по кредиту за отчетный период (по счетам меморандума - расход);
6) исходящий остаток (конечное сальдо).
9. Ведение Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационной системе, обеспечивается в отдельном модуле по всем проводимым операциям по центральному аппарату, филиалам и представительствам банка (при их наличии), с соблюдением следующих условий:
1) возможность просмотра, корректировки, замены Плана счетов бухгалтерского учета и поддержание нескольких Планов счетов бухгалтерского учета;
2) возможность отражения операций, совершаемых в иностранной валюте;
3) контроль правильности отражения совершенных операций в бухгалтерском учете путем создания системы (иерархии) санкционирования (утверждения) бухгалтерских записей в информационной системе и определения ограничений полномочий работников банка;
4) контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операции без полного заполнения всех полей информационная система должна выдавать соответствующее уведомление);
5) отражение учетных операций вспомогательного бухгалтерского учета в Главной бухгалтерской книге в режиме реального времени или в пакетном режиме;
6) наличие аудиторского следа, обеспечивающего возможность просмотра бухгалтерских записей в Главной бухгалтерской книге с доступом к детальной информации вспомогательного бухгалтерского учета, на основании которых эти записи формировались, включая отсканированный образ первичных документов;
7) хранение истории по счетам Главной бухгалтерской книги не менее пяти лет с возможностью восстановления данных по счетам Главной бухгалтерской книги;
8) централизованное формирование финансовой и иной отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, на основании данных Главной бухгалтерской книги.
10. Для достижения критериев централизации учета совершаемых банком операций выполняются следующие условия:
1) построение системы контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых филиалом банка;
2) получение филиалом банка выписки и других документов по соответствующим счетам, открытым для филиала, в том числе по счетам доходов и расходов;
3) отсутствие у филиала банка доступа в Главную бухгалтерскую книгу.
Сворачивание (закрытие доходов и расходов и получение финансового результата) доходов и расходов производится автоматически в конце финансового года в центральном аппарате банка без участия филиалов и представительств банка.
11. Централизация обработки информации в режиме реального времени или в пакетном режиме представляет собой централизованное закрытие операционного дня банка, которое включает в себя технологию централизованной обработки информации с подключением всех его филиалов и представительств.
Глава 4. Заключительные положения
12. Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.