Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра энергетики РК от 22.06.2015 № 421 и и.о. Министра национальной экономики РК от 30.06.2015 № 482 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в области проведения нефтяных операций.
2. Комитету государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства нефти и газа Республики Казахстан (Момышев Т.А.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
3) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства нефти и газа Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра нефти и газа Республики Казахстан Киинова Л.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр нефти и газа И.о. Министра экономического
Республики Казахстан развития и торговли
Республики Казахстан
________________ С. Мынбаев __________________ Д. Шаженова
25 августа 2011 года 31 августа 2011 года
Утверждены
Совместным приказом
Министра нефти и газа
Республики Казахстан
от 25 августа 2011 года № 149 и
и.о. Министра экономического
развития и торговли
Республики Казахстан
от 31 августа 2011 года № 272
Критерии оценки степени риска в сфере частного
предпринимательства в области проведения нефтяных операций
1. Настоящие критерии оценки степени риска в сфере частного предпринимательства в области проведения нефтяных операций (далее - критерии) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан", "О недрах и недропользовании", "О лицензировании" для отнесения субъектов частного предпринимательства в области проведения нефтяных операций к степеням рисков.
2. В критериях используются следующие понятия:
1) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
2) система оценки рисков - это комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью планирования проверок;
3) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска;
4) проверяемый субъект - физические и юридические лица в сфере проведения нефтяных операций, имеющие лицензию на вид деятельности, лицензирование и последующий лицензионный контроль которого осуществляется ведомством Министерства нефти и газа Республики Казахстан, а также осуществляющие операции по недропользованию.
3. Периодичность проведения плановых проверок определяется в зависимости от степени риска с периодичностью не чаще:
одного раза в год - при высокой степени риска;
одного раза в три года - при средней степени риска;
одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.
4. Критерии оценки степени риска подразделяются на 2 вида:
1) объективные - основаны на значимости рисков, возможных при осуществлении деятельности проверяемых субъектов;
2) субъективные - определяются в зависимости от допущенных проверяемыми субъектами нарушений, установленных требований.
Субъективные критерии состоят из значительных и незначительных нарушений.
5. Первоначально отнесение проверяемых субъектов по степеням рисков осуществляется на основе объективных критериев оценки степени риска.
6. Проверяемые субъекты по объективным критериям подразделяются на следующие группы рисков:
1) к 1 группе высокой степени риска относятся физические и юридические лица, осуществляющие добычу нефти, газа, нефтегазоконденсата, а также следующий лицензируемый вид деятельности и его подвиды:
Проектирование (технологическое) и (или) эксплуатация горных(разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических, химических производств, проектирование (технологическое) нефтегазоперерабатывающих производств, эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов.
Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:
эксплуатация горных, нефтехимических производств;
добычу нефти, газа, нефтегазоконденсата;
бурение нефтяных, газовых скважин, в том числе на море и внутренних водоемах;
подземный и капитальный ремонт скважин, демонтаж оборудования и агрегатов, установку подъемника скважин на нефтегазовых скважинах;
испытания после ремонта скважин на нефтегазовых скважинах;
промывку, цементацию, опробование и освоение скважин нефтегазовых скважин;
повышение нефтеотдачи нефтяных пластов и увеличение производительности скважин;
работы по предотвращению и ликвидации нефтяных разливов на суше и море, самоизливающихся скважин, нефтяных и газовых выбросов (за исключением противофонтанных работ), консервацию скважин;
прострелочно-взрывные работы в нефтяных, газовых скважинах;
2) к 2 группе средней степени риска относятся физические и юридические лица, осуществляющие разведку нефтяного и газового месторождения, а также следующий лицензируемый вид деятельности и его подвиды:
Проектирование (технологическое) и (или) эксплуатация горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических, химических производств, проектирование (технологическое) нефтегазоперерабатывающих производств, эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов.
Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:
эксплуатация горных, нефтехимических производств;
ведение технологических работ на месторождениях (нефти, газа, нефтегазоконденсата);
каротажные работы в нефтяных, газовых скважинах;
3) к 3 группе незначительной степени риска относятся лицензиаты, осуществляющие следующий лицензируемый вид деятельности и его подвиды:
Проектирование (технологическое) и (или) эксплуатация горных (разведка, добыча полезных ископаемых), нефтехимических, химических производств, проектирование (технологическое) нефтегазоперерабатывающих производств, эксплуатация магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов.
Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:
проектирование (технологическое) горных, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств;
проектирование (технологическое) горных производств;
проектирование добычи нефти, газа, нефтегазоконденсата;
составление проектов и технологических регламентов на разработку нефтегазовых месторождений;
проектирование (технологическое) нефтехимических производств;
составление технико-экономического обоснования проектов разработки нефтегазовых месторождений.
Сноска. Пункт 6 в редакции совместного приказа Министра нефти и газа РК от 11.07.2013 № 123 и и.о. Министра регионального развития РК от 16.07.2013 № 135/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Вторичное отнесение проверяемых субъектов по степеням рисков осуществляется с учетом субъективных критериев.
8. К значительным нарушениям относятся:
1) отсутствие производственной базы на праве собственности или аренды, требуемой в соответствии с квалификационными требованиями к осуществляемому виду деятельности;
2) отсутствие соответствующего оборудования, механизмов, инструментов, технологического оборудования, требуемого в соответствии с квалификационными требованиями к осуществляемому виду деятельности;
3) отсутствие лицензии либо договора со специализированной организацией, имеющей лицензию на работу со взрывчатыми веществами;
4) отсутствие квалификационного состава технических руководителей и специалистов, отвечающих соответствующему образовательному уровню и имеющих опыт практической работы по специальности, требуемого в соответствии с квалификационными требованиями к осуществляемому виду деятельности;
5) осуществление лицензируемого подвида деятельности, не предусмотренного приложением к лицензии;
6) отсутствие проектных документов, а равно нарушение требований утвержденных проектных документов при проведении разведки, пробной эксплуатации, промышленной и опытно-промышленной эксплуатации месторождения, строительстве скважин, необходимых промысловых объектов и иных объектов инфраструктуры, необходимых для добычи, подготовки, хранения и транспортировки углеводородов;
7) нарушение требований единых правил по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2011 г. № 123;
8) сжигание попутного и (или) природного газа при испытании объектов скважин, пробной эксплуатации месторождения, при технологически неизбежном сжигании без разрешения либо с нарушением условий разрешения уполномоченного органа в области нефти и газа;
9) проведение промышленной разработки нефтегазовых месторождений без переработки и (или) утилизации попутного и (или) природного газа;
10) нарушение условий проведения нефтяных операций на море и внутренних водоемах;
11) несоблюдение требований, установленных техническими регламентами при их наличии;
12) отсутствие и несоблюдение программы развития переработки попутного газа, утвержденной уполномоченным органом в области нефти и газа и согласованной с уполномоченными органами по изучению и использованию недр, в области охраны окружающей среды.
Сноска. Пункт 8 в редакции совместного приказа Министра нефти и газа РК от 11.07.2013 № 123 и и.о. Министра регионального развития РК от 16.07.2013 № 135/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
9. К незначительным нарушениям относятся:
1) отсутствие технологического регламента, требуемого в соответствии с квалификационными требованиями к осуществляемому виду деятельности или технологический регламент не соответствует выполняемым подвидам деятельности, не утвержден руководителем предприятия;
2) исключен совместным приказом Министра нефти и газа РК от 11.07.2013 № 123 и и.о. Министра регионального развития РК от 16.07.2013 № 135/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
3) отсутствие аккредитованной лаборатории (или договор на обслуживание) по контролю соответствия продукции стандартам, нормам и техническим условиям, требуемой в соответствии с квалификационными требованиями к осуществляемому виду деятельности;
4) отсутствие служб, обеспечивающих: соблюдение технологического процесса и выпуск продукции заданного качества; эксплуатацию и техническое обслуживание машин, механизмов, приборов, оборудования; контроль безопасности труда; метрологический контроль; маркшейдерские работы и охрану окружающей среды, требуемых в соответствии с квалификационными требованиями к осуществляемому виду деятельности;
5) исключен совместным приказом Министра нефти и газа РК от 11.07.2013 № 123 и и.о. Министра регионального развития РК от 16.07.2013 № 135/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
6) непредставление отчетов о выполнении программ развития переработки попутного газа;
7) исключен совместным приказом Министра нефти и газа РК от 11.07.2013 № 123 и и.о. Министра регионального развития РК от 16.07.2013 № 135/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
8) нарушение правил измерения и взвешивания нефти, добытой на контрактной территории.
Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными совместным приказом Министра нефти и газа РК от 11.07.2013 № 123 и и.о. Министра регионального развития РК от 16.07.2013 № 135/НҚ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10. За каждое совершенное нарушение проверяемому субъекту присваиваются следующие баллы:
за одно значительное нарушение - два балла;
за одно незначительное нарушение - один балл.
11. Проверяемые субъекты по субъективным критериям распределяются в зависимости от вида и количества совершенных нарушений.
По результатам проверки количество набранных проверяемым субъектом баллов суммируются.
Проверяемые субъекты, входящие в 3 группу незначительной степени риска, набравшие в течение проверяемого периода более 4 баллов, переводятся во 2 группу средней степени риска.
Проверяемые субъекты, входящие во 2 группу средней степени риска, набравшие в течение проверяемого периода более 4 баллов, переводятся в 1 группу высокой степени риска.
Проверяемые субъекты, входящие в 1 группу высокой степени риска, набравшие в течение проверяемого периода не более 2 баллов, переводятся во 2 группу средней степени риска.
Проверяемые субъекты, входящие во 2 группу средней степени риска, набравшие в течение проверяемого периода не более 3 баллов, переводятся в 3 группу незначительной степени риска.
12. Проверяемые субъекты внутри одной группы риска включаются в план проверок:
с учетом даты последней проверки;
количества нарушений, выявленных при последней проверке.