Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра внутренних дел РК от 20.05.2015 № 464.
В соответствии со статьей 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Отраслевую рамку квалификаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Комитету противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить
государственную регистрацию настоящего приказа в органах юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Смаилова Ж.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.
Министр В. Божко
Утверждена
приказом Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 13 декабря 2013 года № 560
Отраслевая рамка квалификаций
в области «Предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
1. Общие положения
1. Отраслевая рамка квалификаций в области «Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной рамке квалификаций, утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373–ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8022, опубликованный в «Юридической газете» от 16 ноября 2012 года № 174 (2356); «Казахстанская правда» от 24 ноября 2012 года № 408-409(27227-27228)).
2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней, сопоставимость квалификаций и является основой для профессиональных стандартов и системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов в отрасли предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан) и позволяет:
1) описывать с единых позиций требования к квалификации специалистов и выпускников всех уровней образования при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры подтверждения соответствия и присвоения квалификаций специалистов в отрасли предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выпускников всех уровней образования;
3) планировать карьерный рост, повышение квалификационного уровня, ведущие к получению соответствующей квалификации.
4. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
1) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
2) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемые на рынке труда;
3) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
4) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
5) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
6) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
7) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления).
5. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности, а именно:
1) знания – данный показатель является комплексным и определяет требования к знаниям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
объема и сложности используемой информации;
инновационности знаний;
степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех;
2) умения и навыки – данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет общую компетенцию работника и имеет три основных степени проявления:
деятельность под руководством;
самостоятельная исполнительская деятельность;
руководство другими.
Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, отрасли, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
6. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
7. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне производится обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем.
Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, что дает возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, указанного в приложении 2 к ОРК.
Приложение 1
к Отраслевой рамке квалификаций
в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Структура отраслевой рамки квалификаций в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
Уровень НРК |
Уровень ОРК |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к знаниям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
1.1 1.2 |
Самостоятельность: исполнительские действия под непосредственным руководством. Ответственность: соблюдение правил и норм, элементарных мер безопасности, собственное здоровье, а также здоровье и безопасность других при выполнении им функциональных задач. Выполнение простейших видов работ, подготовка инструментов и приспособлений. Сложность: работа по инструкции, длительная работа при высоких и низких температурах окружающей среды. Воздействие опасных факторов при чрезвычайных ситуациях. Использование преимущественно ручного инструмента Самостоятельность: исполнительские действия под непосредственным руководством. Ответственность: за результаты выполненных простых заданий, за собственное здоровье и безопасность, за здоровье и безопасность других. |
Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. Может использовать ограниченный объем базовых навыков для выполнения простых заданий. Умение корректировать свои действия в соответствии с условиями рабочей ситуации в области чрезвычайных ситуаций. Может установить проблему, ее причину и определить время для решения и завершения выполнения простых, структурных задач. |
Базовые общие знания о предмете труда в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте. Базовые знания о некоторых аварийно-спасательных инструментах и оборудовании, использующихся в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их область применения. |
2 |
2.1 2.2 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации задач под руководством, предполагающая определенную степень самостоятельности. Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации задач, под руководством предполагающая ограниченную ответственность и определенную степень самостоятельности. |
Решение стандартных и однотипных практических задач и достижение поставленных результатов. Выбор способа действий по заданному инструкциями алгоритму и коррекция действий в соответствии с условиями рабочей ситуации. |
Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно. Знание основных и простых аварийно-спасательных инструментов, оборудования, процедуры процессов работы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
3 |
3.1 3.2 3.3 |
Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации задач под руководством, предполагающая определенную степень самостоятельности. Самообучение, планирование. Предлагает идеи для улучшения процессов профессиональной деятельности в случае отклонения от нормы. Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации задач под руководством, предполагающая определенную степень самостоятельности. Восприимчивость к новому в профессиональной сфере. Самостоятельность: восприимчивость к новому в профессиональной сфере, обучаемость, нацеленность на конечный результат. Развитость способности целенаправленно организовать свою работу или в команде. |
Умение решать стандартные и простые однотипные практические задачи, навыки в контексте самостоятельного планирования, выполнения и оценки трудового процесса и его результатов. Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта, а также коррекция деятельности с учетом полученных результатов. Определяет самостоятельно способы выполнения поставленной задачи, предмет и средства труда, принципы оценки, методы измерения. |
Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Знание основных принципов использования, технического обслуживания, перемещения, сохранности и складирования инструментов и оборудования, материалов, используемых в трудовой деятельности Знания правил и требований обращения с продуктами трудовой деятельности и другими материалами. |
4 |
4.1 4.2 4.3 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации задач под руководством. Самостоятельность: определение задач и планирование деятельности с учетом поставленных задач. Решение возникающих задач при работе в чрезвычайных ситуациях. Самостоятельность: умение управлять рабочим процессом, находить решение проблем, используя логическое мышление. |
Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Применяет широкий ряд практических и познавательных навыков в самостоятельном планировании, выполнении работы и оценке рабочих процессов и результатов работы под руководством в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Выбор технологических путей осуществления деятельности. Конкретизирует полученные задания, учитывает и сверяет ход работ с планом, следит за соответствием результатов работы нормам качества, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. |
Знания для осуществления деятельности на основе практического опыта, полученные в процессе профессионального образования и (или) самостоятельно. Знает основные инструменты и оборудования, используемые в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принципы использования, техобслуживания, перемещения и хранения инструментов, оборудования и материалов. Знает подходы, принципы и способы постановки и решения профессиональных задач, нормы этики и психологии отношений, способы мотивации и стимулирования труда, законодательные нормы. |
5 |
5.1 5.2 5.3 |
Самостоятельность: руководство группой сотрудников с принятием ответственности за результат их действий на конкретном участке работы. Дает четкие и результативные инструкции, наблюдая за ходом работы. Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность, предполагающая работу над сложными задачами, где анализ обстановки при чрезвычайных ситуациях требует глубокой оценки различных факторов. Самостоятельность: исполнительская деятельность по реализации нормы под общим руководством в окружении, предусматривающая ответственность за результат при реализации закрепленных функций; самостоятельное планирование с учетом поставленной цели и решение возникающих вопросов в структурированной, имеющей некоторую вероятность непредсказуемости среде. |
Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. Применяет практические и познавательные навыки в стратегическом планировании, оценке работы, анализе ситуации, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы. Творческий подход (или умения и навыки) самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. |
Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Обладает всесторонним знанием о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности. Самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач. Определяет ряд задач и учитывает основные процессы планирования, и трансформации планов в рабочие процессы. Обладает всесторонним знанием о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности. |
6 |
6.1 |
Самостоятельность: руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке работы подразделения. Руководит сотрудниками и наблюдает за выполнением задач отдельных работников и команд. Контролирует процессы проведения работ по тушению и спасению людей в чрезвычайных ситуациях. |
Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. |
7 |
7.1 7.2 7.3 |
Самостоятельность: руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации. Принимает решение по повышению профессионализма и квалификации персонала. Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность, предполагающая знание архитектурных особенностей зданий и сооружений. Принимает решение по повышению профессионализма и квалификации персонала. Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности организации, предполагающая и определение стратегии деятельности подразделения или организации с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации в неструктурированной непредсказуемой среде. |
Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных). Коррекция деятельности подразделения или организации. Выполняет текущие исследования и разработки для выполнения управленческих обязанностей. Умения и навыки научно обосновывать постановку целей и выбор методов и средств их достижения. Предполагает создание стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий и ответственность за достижение результата. |
Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей и отраслей Понимает природу, применимость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения узкоспециализированной профессиональной деятельности. Определяет способы решения задач и проблем с применением стратегических подходов. Понимает, как измерить, свести к минимуму и управлять рисками. |
8 |
8.1 8.2 8.3 8.4 |
Самостоятельность: определение стратегии, управление за деятельностью подразделений с принятием решения и ответственности на уровне крупных чрезвычайных ситуаций. Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая определение стратегии управления процессами и деятельностью с принятием решения и ответственности на уровне крупных чрезвычайных ситуаций в условиях непредсказуемой и неструктурированной среды. Самостоятельность: развитость способности к управлению изменениями, работать в ситуациях неопределенности, быстрого принятия сложных решений, а также решений при недостатке данных, демонстрировать постоянное лидерство. Самостоятельность: умение справляться с долгосрочными и трудоемкими задачами, анализировать разнородную информацию, взвешивать риски, без потери мотивации и без ущерба для качества. Умеет формировать и развивать команды разного уровня. |
Умения исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений. Умения и навыки, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или профессиональную практику. Способность участвовать в устной и устной или письменной форме в профессиональных дискуссиях, а также публиковать исходные результаты исследований в международных академических изданиях. Умения генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами. |
Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности. Применяет специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже науки в профессиональной деятельности. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Методологические знания в области инновационно-профессиональной деятельности. Глубокое и полное знание области профессиональной деятельности. |
Приложение 2
к Отраслевой рамке квалификаций
в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Показатель достижения квалификации
Уровень квалификации |
Пути достижении квалификации |
1 |
Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования без практического опыта. |
4 |
Общее среднее, техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. |
5 |
Техническое и профессиональное (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. |
6 |
Высшее образование, практический опыт. |
7 |
Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт. |
8 |
В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом. |