Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового Кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере статистики.
2. Службе управления персоналом совместно с Юридическим департаментом Агентства Республики Казахстан по статистике в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Агентства Республики Казахстан по статистике Иманалиева Б.З.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя Ж. Джаркинбаев
Утверждена
приказом исполняющего обязанности
Председателя Агентства
Республики Казахстан по статистике
от 29 декабря 2013 года № 335
Отраслевая рамка квалификаций в сфере статистики
1. Общие положения
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере статистики (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной Рамке Квалификаций Республики Казахстан.
2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
3. В ОРК приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в ПС.
4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих) и позволяет:
1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке ПС и образовательных стандартов;
2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
1) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
2) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
4) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
5) опыт – сознательная деятельность, знания и умения (навыки), которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
6) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня.
6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности:
1) знания (наукоемкость деятельности) – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
объема и сложности используемой информации;
инновационных знаний;
степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний и умений). Степень его проявления (переход от одного к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
2) умения и навыки – данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника, который имеет три основных степени проявления:
деятельность под руководством;
самостоятельная исполнительская деятельность;
руководство другими.
Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющие соответствующие лицензии.
Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяются по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.
Приложение 1
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
статистики
Структура отраслевой рамки квалификаций в сфере статистики
Уровень квалификации |
Знания |
Умения и навыки |
Личностные и профессиональные компетенции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1) Базовые общие знания о предмете труда в области конкретного структурного подвида отрасли статистики, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте. |
1) Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. |
1) Индивидуальная ответственность за соблюдение правил и норм, элементарных мер безопасности, собственное здоровье, а также здоровье и безопасность других при выполнении им функциональных задач. |
2 |
1) Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно. |
1) Решение стандартных и однотипных практических задач и достижение поставленных результатов. |
1) Решение стандартных и однотипных практических задач с применением основных практических и познавательных навыков самостоятельно и (или) под непосредственным руководством. |
3 |
1) Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно в области конкретного вида отрасли статистики. |
1) Умение решать стандартные и простые однотипные практические задачи, навыки в контексте самостоятельного планирования, выполнения и оценки трудового процесса и его результатов. |
1) Ответственность в рамках функциональных обязанностей оценивать и определять необходимые ресурсы, время для самостоятельного достижения установленных результатов. |
4 |
1) Знания для осуществления деятельности на основе практического опыта, полученные в процессе профессионального образования и (или) самостоятельно. |
1) Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Применяет широкий ряд практических и познавательных навыков в самостоятельном планировании, выполнении работы и оценке рабочих процессов и результатов работы под руководством в области статистики. |
1) Исполнительская деятельность: определение задач и планирование деятельности с учетом поставленной цели. |
5 |
1) Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Обладает всесторонним знанием о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности. |
1) Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. Применяет практические и познавательные навыки в стратегическом планировании, оценке работы, анализе ситуации, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы. Документирует и ведет учет в рамках профессиональной деятельности. |
1) Руководство группой сотрудниками с принятием ответственности за результат их действий на конкретном участке технологического процесса. Распределяет трудовые ресурсы, дает четкие и результативные инструкции, наблюдая за ходом работы. |
6 |
1) Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. |
1) Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения. |
7 |
1) Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей и отраслей. Понимает природу, применимость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения узкоспециализированной профессиональной деятельности. |
1) Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных). |
1) Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации с учетом достижения результатов стратегического планирования. |
8 |
1) Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности. |
1) Умения исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений. |
1) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур. Предполагает создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Приложение 2
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
статистики
Показатель достижения квалификации
Уровень квалификации |
Пути достижении квалификации соответствующего уровня |
1 |
Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования без практического опыта. |
4 |
Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. |
5 |
Техническое и профессиональное (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. |
6 |
Высшее образование (бакалавриат), практический опыт. |
7 |
Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт. |
8 |
Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт. |