Об утверждении отраслевой рамки квалификаций в сфере статистики

Утративший силу

Приказ и.о Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 28 декабря 2013 года № 335. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 февраля 2014 года № 9128. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 423

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 08.06.2015 № 423.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового Кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере статистики.
      2. Службе управления персоналом совместно с Юридическим департаментом Агентства Республики Казахстан по статистике в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Агентства Республики Казахстан по статистике Иманалиева Б.З.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
      Председателя                               Ж. Джаркинбаев

Утверждена              
приказом исполняющего обязанности
Председателя Агентства      
Республики Казахстан по статистике
от 29 декабря 2013 года № 335   

Отраслевая рамка квалификаций в сфере статистики

1. Общие положения

      1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере статистики (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует Национальной Рамке Квалификаций Республики Казахстан.
      2. ОРК определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая сопоставимость квалификаций, и является основой для системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.
      3. В ОРК приводится обобщенное описание результатов, детализация осуществляется в ПС.
      4. ОРК предназначена для различных групп пользователей (работодателей, органов образования, граждан, рабочих) и позволяет:
      1) описывать с единых позиций требования к квалификации работников, выпускников при разработке ПС и образовательных стандартов;
      2) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации работников и выпускников всех уровней профессионального образования;
      3) планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретного квалификационного уровня, карьерного роста.
      5. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
      1) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      2) профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
      3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
      4) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления);
      5) опыт – сознательная деятельность, знания и умения (навыки), которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
      6) компетенции – качества субъекта деятельности, обеспечивающие выполнение задач профессиональной деятельности определенного квалификационного уровня.
      6. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
      ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности:
      1) знания (наукоемкость деятельности) – комплексный показатель, который определяет требования к знаниям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      объема и сложности используемой информации;
      инновационных знаний;
      степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний и умений). Степень его проявления (переход от одного к другому) может быть связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех показателей;
      2) умения и навыки – данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям и зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
      множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
      степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Данный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих;
      3) личностные и профессиональные компетенции – данный показатель определяет широту полномочий и ответственность работника, который имеет три основных степени проявления:
      деятельность под руководством;
      самостоятельная исполнительская деятельность;
      руководство другими.
      Широта полномочий и ответственности связана с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки для организации, области, ее социальными, экологическими, экономическими и тому подобное последствиями, а также плотной реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей (работников, рабочих).
      7. Основным принципом разработки уровней квалификаций в ОРК является непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему, прозрачность их описания.
      8. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта.
      Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющие соответствующие лицензии.
      Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
      Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевой квалификационной системы.
      Построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, которая даст возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
      Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяются по показателю достижения квалификации, согласно приложению 2 к ОРК.

Приложение 1       
к Отраслевой рамке    
квалификаций в сфере   
статистики        

    Структура отраслевой рамки квалификаций в сфере статистики

Уровень квалификации

Знания

Умения и навыки

Личностные и профессиональные компетенции

1

2

3

4

1

1) Базовые общие знания о предмете труда в области конкретного структурного подвида отрасли статистики, полученные в процессе инструктажа или обучения на рабочем месте.
2) Базовые знания о некоторых простых инструментах и оборудовании, использующихся в определенной сфере деятельности в статистике, а также их область применения.

1) Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации.
Может использовать ограниченный объем базовых навыков для выполнения простых заданий в определенной области статистической деятельности.
Знает правила, нормы, требования техники безопасности и охраны здоровья, а также обязанности в отношении определенных задач.
2)Умение корректировать свои действия в соответствии с условиями рабочей ситуации в статистической деятельности. Может установить проблему, ее причину и определить время для решения и завершения выполнения простых, структурных задач. Может достичь поставленных результатов под полным руководством в рамках четко определенной деятельности.

1) Индивидуальная ответственность за соблюдение правил и норм, элементарных мер безопасности, собственное здоровье, а также здоровье и безопасность других при выполнении им функциональных задач.
2) Понимание необходимости выполнения задания под непосредственным контролем и (или) руководством.
3) Понимание и ответственность за достижение результата, установленного заданием.

2

1) Знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно.
2) Знание основных и простых инструментов, оборудования, процедуры процессов работы в конкретном структурном подвиде отрасли статистики.

1) Решение стандартных и однотипных практических задач и достижение поставленных результатов.
2) Выбор способа действий по заданному инструкциями алгоритму и коррекция действий в соответствии с условиями рабочей ситуации.
Умеет применять основные практические и познавательные навыки для выполнения несложных практических задач, демонстрируя навыки самоконтроля, самокоррекции действий в простых производственных ситуациях.

1) Решение стандартных и однотипных практических задач с применением основных практических и познавательных навыков самостоятельно и (или) под непосредственным руководством.
2) Ответственность за результаты и качество работы в рамках определенных задач в области конкретного структурного подвида отрасли статистики.
3) Несет ответственность за собственное здоровье и безопасность, за здоровье и безопасность других, а также за защиту окружающей среды при выполнении им определенных задач.

3

1) Практико-ориентированные профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки и (или) самостоятельно в области конкретного вида отрасли статистики.
2) Знания основных принципов использования, техобслуживания, перемещения, сохранности и складирования инструментов и оборудования, материалов, используемых в трудовой деятельности.
3) Знания правил и требований обращения с продуктами трудовой деятельности и другими материалами.
Знает технологии преобразования предмета, планирование и организацию труда.
Знает процедуры проведения контроля качества и ведения документации.

1) Умение решать стандартные и простые однотипные практические задачи, навыки в контексте самостоятельного планирования, выполнения и оценки трудового процесса и его результатов.
Может сверять работу с планами, обеспечивать достижение планируемого результата и соответствие полученного результата нормам качества.
2) Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта, а также коррекция деятельности с учетом полученных результатов.
Демонстрирует навыки самооценки, самоопределения, самоорганизации и коррекции действий в простых производственных ситуациях. Определяет самостоятельно способы выполнения поставленной задачи, предмет и средства труда, принципы оценки, методы измерения.

1) Ответственность в рамках функциональных обязанностей оценивать и определять необходимые ресурсы, время для самостоятельного достижения установленных результатов.
2) Понимание исполнительской деятельности, включающей планирование рабочего процесса. Предлагает идеи для улучшения процессов профессиональной деятельности в случае отклонения от нормы.
Поддерживает трудовые отношения с руководством и предоставляет ему отчетные данные.
Несет ответственность за собственное здоровье и безопасность, за здоровье и безопасность других, а также за защиту окружающей среды при выполнении им определенных задач.

4

1) Знания для осуществления деятельности на основе практического опыта, полученные в процессе профессионального образования и (или) самостоятельно.
Знает основные инструменты и оборудования, используемые в статистическом производстве, принципы использования, техобслуживания, перемещения и хранения инструментов, оборудования и материалов.
Обладает широким спектром знаний по рабочим процессам, контролю процедур, качества, документации и учета.
Знает подходы, принципы и способы постановки и решения профессиональных задач, нормы этики и психологии отношений, способы мотивации и стимулирования труда, законодательные нормы.

1) Решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Применяет широкий ряд практических и познавательных навыков в самостоятельном планировании, выполнении работы и оценке рабочих процессов и результатов работы под руководством в области статистики.
2) Выбор технологических путей осуществления деятельности. Конкретизирует полученные задания, учитывает и сверяет ход работ с планом, следит за соответствием результатов работы нормам качества, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма.
3) Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.
Определяет рабочие фазы профессиональной деятельности, требуемые ресурсы и время, необходимые для выполнения работы, с целью достижения результатов по плану, учитывая мониторинг и оценку качества. Решает проблемы, возникающие при отклонении от стандартных процедур, основанные на применении передачи знания.

1) Исполнительская деятельность: определение задач и планирование деятельности с учетом поставленной цели.
Предусматривает самостоятельное определение задач. Оценивает результаты рабочих процессов в соответствии с заранее установленными критериями, документируя и представляя производственные данные руководству.
На уровне определенной области трудовой деятельности определяет и согласовывает с непосредственным руководством альтернативные действия и взаимодействия с другими рабочими, как того требуют обстоятельства.
2) Руководство работой других работников с принятием ответственности за результат их действий.
Основываясь на общем плане работы, в состоянии разрабатывать краткосрочные планы работ для групп рабочих, может инструктировать и руководить другими рабочими. Учитывает связь между собственным трудом и приоритетно важной работой.
Несет ответственность за повышение собственной квалификации и организацию обучения других работников.
Несет ответственность за ход и результаты работы под руководством, за охрану здоровья и безопасность труда, за меры по гигиене и охрану окружающей среды.

5

1) Профессиональные (практические и теоретические) знания и практический опыт (или широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области). Обладает всесторонним знанием о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, об управлении человеческими ресурсами, о стратегическом планировании результатов в рамках профессиональной деятельности.
2)Самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач. Определяет ряд задач и учитывает основные процессы планирования, и трансформации планов в рабочие процессы.

1) Решение практических задач, предполагающих многообразие способов решения и их выбор. Применяет практические и познавательные навыки в стратегическом планировании, оценке работы, анализе ситуации, самоанализа, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы. Документирует и ведет учет в рамках профессиональной деятельности.
2) Творческий подход (или умения и навыки) самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем с применением теоретических и практических знаний.
Разрабатывает и выдвигает различные альтернативные варианты решения управленческих планов в производственный процесс, к контролю рабочего процесса и качества, к проведению бюджетирования затрат, ведению документации и бухгалтерского учета.
3) Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.
Достигает предполагаемых результатов путем тщательного ресурсного планирования, мониторинга, определения и оценки качества.
Принимает решение в случае отклонения от заданных норм; может реорганизовывать работу с целью управления изменениями, решения проблем и нахождения альтернативных решений.

1) Руководство группой сотрудниками с принятием ответственности за результат их действий на конкретном участке технологического процесса. Распределяет трудовые ресурсы, дает четкие и результативные инструкции, наблюдая за ходом работы.
Контролирует ход работы, сверяясь с планом на соответствие к заранее разработанным планам, нормам качества, графикам выполнения работ и финансовой смете. В полной мере несет ответственность за техническую подготовку, здоровье и безопасность работников, соблюдение техники безопасности, гигиенических норм, защиту окружающей среды при выполнении ими определенных задач.
Применяет альтернативные планы и согласовывает их с другими производственными отделами, если это требуется для получения результатов.
2) Способность самостоятельно управлять и контролировать процесс трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждать проблемы, аргументировать выводы и грамотно оперировать информацией. Управляет и контролирует процесс трудовой деятельности, аргументируя выводы.
Документирует процедуры профессиональной деятельности и оценивает результаты в соответствии с заранее установленными критериями, нормами, принимая во внимание ценность клиента, заказчика и заинтересованных лиц для компании.
Представляет и объясняет производственные данные вышестоящему руководству, с учетом возможных нестыковок и расходов стоимости.

6

1) Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта.
Анализирует проектирование и оценивает принятие решений в профессиональных ситуациях высокой неопределенности.
Определяет способы коммуникаций и согласования точек зрения.
Понимает природу, применимость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения трудовой деятельности в определенной области профессиональной деятельности.
Понимает риски, характерные для данного вида деятельности, может их контролировать и сводить к минимуму.

1) Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения.
2) Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов технологического процесса. Выполняет комплексные технические и профессиональные задания или проекты, демонстрируя навыки и знания проектирования и принятия решений в социальных профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, оформления, презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств.
3) Умения и навыки осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность по развитию нового знания и процедур интеграции знаний различных областей, правильно и логично оформлять свои мысли в письменной и устной форме, применять на практике теоретические знания в конкретной области.
Применяет обширные знания, технические и правовые принципы и ряд управленческих методов и принципов в профессиональной деятельности.

1) Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения.
Руководит сотрудниками и наблюдает за выполнением задач отдельных работников и команд. Управляет профессиональным развитием отдельных работников или команды.
2) Согласование работ на порученном участке с деятельностью других участков. Планирует в рамках стратегии деятельности участка внедрение новых форм менеджмента, управление деятельностью персонала участка. Несет ответственность за обеспечение мер безопасности жизнедеятельности.
3) Способность к творчеству в профессиональной деятельности, инициативе в управлении, принимать ответственность за развитие профессионального знания и за результаты профессиональной деятельности. Проводит деловое планирование и распределяет материальные и человеческие ресурсы, необходимые для управления и организации профессиональной деятельности. Принимает решения по повышению профессионализма и квалификации персонала.
Осваивает новые методы и подходы, ориентированные на конечный результат.

7

1) Синтез профессиональных или научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей и отраслей. Понимает природу, применимость и финансовые последствия технологических, материальных и человеческих ресурсов, требуемых для выполнения узкоспециализированной профессиональной деятельности.
Определяет способы решения задач и проблем с применением стратегических подходов.
Понимает, как измерить, свести к минимуму и управлять рисками.

1) Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных).
2) Коррекция деятельности подразделения или организации. Выполняет текущие исследования и разработки для выполнения управленческих обязанностей в системе статистики.
3) Умения и навыки научно обосновывать постановку целей и выбор методов и средств их достижения.
Предполагает создание стратегии функционирования и развития структур отрасли, организацию условий и ответственность за достижение результата.

1) Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации с учетом достижения результатов стратегического планирования.
2) Определение стратегии деятельности подразделения или организации, принципы управления процессами и деятельностью. Принимает решения и несет ответственность на уровне подразделений институциональных структур. Разрабатывает новые методы, подходы и процедуры управления и развития отрасли.
Определяет проблему и задачи с применением инновационных подходов, методов построения концепций, стратегий деятельности.

8

1) Знания на самом передовом уровне в области науки и профессиональной деятельности.
Применяет специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже науки в профессиональной деятельности.
2) Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Методологические знания в области инновационно-профессиональной деятельности.
Понимает природу построения кооперативных систем деятельности и взаимодействия, моделирование и управление социальными и экономическими системами.

1) Умения исследовать, разрабатывать, реализовывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений.
Выполняет продвинутые исследования и использует продвинутые и специализированные технологии для определения и принятия взаимовыгодных решений, ориентированных на результат.
2) Умения и навыки, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать и обновлять существующее знание или профессиональную практику.
Применяет обширные знания и навыки, используя стратегическое мышление, логические методы, инновационные технологии взаимовыгодные решения.
3) Способность участвовать в устной и устной или письменной форме в профессиональных дискуссиях, а также публиковать исходные результаты исследований в международных академических изданиях.
Осуществляет построение модели взаимодействия в рамках отрасли или с другими отраслями с применением международных инновационных стандартов.
4) Умения генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами.
Осуществляет широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере и руководит сложными производственными и научными процессами.

1) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур. Предполагает создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба.
2) Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли на международном уровне.
Планирует систематическое решение стратегических вопросов и разработки инновационных подходов к управлению и развитию организаций в отрасли.
Несет ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне.
3) Демонстрация значительных лидерских качеств, инновационность и самостоятельность в трудовой и учебной деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем, связанных множеством взаимосвязанных факторов.
4) Критический анализ, оценка и синтез новых и сложных идеи и принятие стратегических решений на основании этих процессов.
5) Использование опыта взаимодействия путем принятия стратегических решений в сложном окружении.
6) Авторитетное общение в рамках критического диалога с равными по статусу специалистами.
Принимать решения относительно стратегической направленности организаций в отрасли, в международном масштабе.
Несет ответственность за долгосрочное стратегическое планирование и руководство организацией, создание условий для достижения результата, ориентированного на внешнеэкономическую деятельность.

Приложение 2       
к Отраслевой рамке    
квалификаций в сфере   
статистики        

                Показатель достижения квалификации

Уровень квалификации

Пути достижении квалификации соответствующего уровня

1

Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования.

2

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего, среднего образования, но не ниже основного среднего.

3

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования без практического опыта.

4

Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт.

5

Техническое и профессиональное (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование.

6

Высшее образование (бакалавриат), практический опыт.

7

Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование, практический опыт.

8

Высшее образование, практический опыт, и/или послевузовское образование, практический опыт.
В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.