Сноска. Утратил силу приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 02.07.2020 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике", а также подпунктом 2) пункта 13 Положения о Комитете по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 сентября 2014 года № 33, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9779, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по организации обследования домашних хозяйств по оценке уровня жизни.
2. Управлению статистики труда и уровня жизни совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информацинно-правовой системе "Әділет";
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет–ресурсах Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Управлению статистики труда и уровня жизни Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до заинтересованных структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Иманалиев Б.З.).
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель | А. Смаилов |
Утверждена Приказом Председателя Комитета по статистике Министерства Национальной экономики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 208 |
Методика по организации обследования
домашних хозяйств по оценке уровня жизни
1. Общие положения
1. Методика по организации обследования домашних хозяйств по оценке уровня жизни (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" (далее – Закон).
2. Настоящая Методика определяет совокупность алгоритмов процедур организации и проведения органами государственной статистики выборочного обследования домашних хозяйств по оценке уровня жизни (далее – Обследование) с целью получения статистических данных (информации) об уровне жизни населения.
3. Настоящая Методика применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет) и территориальными органами Комитета при проведении обследования по статистическим формам, утвержденным приказом Председателя Комитета от 4 ноября 2014 года № 41 "Об утверждении статистических форм общегосударственных статистических наблюдений по статистике уровня жизни и инструкций по их заполнению" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 9968) (далее – приказ № 41).
4. Обследование проводится во всех областях, в городах Астана и Алматы. Обследование строится на принципах добровольного участия отобранных домашних хозяйств.
5. В настоящей Методике используются понятия в значениях, определяемых в Законе, а также следующие определения:
1) интервьюер – лицо, уполномоченное на проведение опроса;
2) супервайзер – сотрудник территориального органа Комитета, обеспечивающий проведение обследований домашних хозяйств и осуществляющий контроль работы интервьюеров.
2. Организация процедур сбора данных
6. Сбор первичных статистических данных осуществляется в соответствии с Графиком проведения интервьюерами общегосударственных статистических наблюдений по выборочному обследованию домашних хозяйств по оценке уровня жизни, согласно представленной форме в приложении 1 к данной Методики.
7. Списки домашних хозяйств, участвующих в обследовании, формируются ежегодно до 10 января.
8. В течение года замена адресов жилых помещений, в случае отсутствия членов домашнего хозяйства или отказа участвовать в обследовании, не осуществляется.
9. Регистрация данных производится методом саморегистрации и опроса.
10. Учетный период обследования отдельно взятого домашнего хозяйства охватывает квартал.
11. Главными компонентами обследования являются:
1) основное интервью, в ходе которого устанавливается первый контакт с домашним хозяйством, составляется список всех членов домашнего хозяйства и осуществляется сбор основной информации о домашнем хозяйстве в целом и отдельных характеристиках каждого члена домашнего хозяйства, назначается дата последующих интервью;
2) четыре квартальных интервью проводятся в апреле, июле, октябре текущего года и в январе следующего года. Ежеквартальное интервью охватывает информацию о денежных доходах и крупных (основных) расходах домашних хозяйств за три предыдущих месяца. В начале каждого квартала домашнее хозяйство получает журнал-памятку, в который записывает расходы, совершенные за квартал. Данные журнала используются во время квартальных интервью;
3) четыре двухнедельных дневника, в которых в течение 14 календарных дней каждого квартала домашним хозяйством регистрируются расходы на продукты питания, горюче-смазочные материалы для личных транспортных средств и потребленные продукты питания из личного подсобного хозяйства или полученные в подарок.
3. Процедуры обработки данных
12. Процедуры обработки данных включают редактирование, импутацию и агрегирование данных.
13. На первом этапе обработки осуществляется редактирование базы данных и приведение ее в рабочее состояние. Для этого производятся следующие виды контроля:
1) контроль для выявления экстремальных значений (аутлайеров). Область экстремальных значений показателей находится вне интервала, границы которого определяются отклонением от среднего значения показателей на величину среднеквадратического отклонения;
2) анализируются максимальные и минимальные значения количественных показателей;
3) оценка качества поступившей информации от респондентов. С этой целью внутри каждого раздела вопросника строится система логического контроля, которая позволяет устранить как ошибки ввода, так и ошибки регистрации со стороны домашних хозяйств: расходы, нетипичные для домашних хозяйств (покупка экзотических продуктов питания или дорогостоящих продуктов питания для кормления домашних животных), жилая площадь не должна быть больше общей;
4) контроль, основанный на логической взаимосвязи информации, полученной из разных статистических форм. С помощью перекрестных запросов проверяется взаимосвязь между вопросниками, контролируется полнота заполнения форм.
14. Вторым этапом обработки данных является импутация – присвоение величин недостающим ответам.
В обследовании домашних хозяйств по оценке уровня жизни имеется определенный процент неответов как по формам обследования, так и по отдельным их вопросам. В целях избежания ошибок, вызванных отсутствием ответов, при обработке данных важной задачей является компенсация недостающей информации.
Импутация недостающих ответов по различным видам расходов одной из недель дневника производится на региональном уровне по соответствующим видам расходов заполненной недели дневника.
В случае отсутствия квартального вопросника (при наличии дневника) импутация его не производится, домашнее хозяйство исключается из обследования и все записи дневника не участвуют в обработке.
Импутация недостающих данных по отдельным показателям производится следующим образом:
1) если известно количество, а стоимость покупки не указана, то данному товару условно присваивается средняя цена покупки по области;
2) если отсутствует количество, но известна стоимость покупки, то импутируется количество, равное отношению указанной стоимости к средней цене покупки данного товара по области;
3) если отсутствует и количество, и стоимость покупки, но есть наименование, то импутируется среднее количество покупки данного товара и его стоимость.
15. Этапом обработки данных агрегирование является группировка данных и их суммирование. Агрегирование лежит в основе всей дальнейшей работы с базой данных. В его процессе статистические материалы выборочного обследования упорядочиваются по идентификационному коду домашнего хозяйства и группируются по основным статьям доходов, расходов и основным группам продуктов питания.
4. Распространение данных Дневника
16. Дневник учета ежедневных расходов заполняется домохозяйствами в течение двух недель, которые являются представительными для всего квартала. Поэтому все расходы, указанные в дневнике, распространяются на квартал путем умножения на коэффициент досчета, который определяется по формуле:
где,
N – количество недель в квартале (13);
n – количество недель заполнения дневника (2);
в обследовании k = 6,5.
Для продовольственных товаров исключение составляет покупка продуктов питания в большом количестве (мешками, ящиками). Такие расходы принимаются в обработку без коэффициента досчета.
5. Распространение итогов обследования на генеральную совокупность
17. В целях получения распространенных на генеральную совокупность данных, производится статистическое взвешивание итогов обследования. Реализация осуществляется посредством присвоения каждому обследованному домашнему хозяйству статистического веса, который характеризует общее число домашних хозяйств, представляемых частью, попавшей в выборку. Веса для показателей уровня жизни населения рассчитываются ежеквартально.
18. Для расчета весов используются данные Регистра жилищного фонда (РЖФ) о распределении обследуемых домашних хозяйств отдельно по городскому и сельскому населению в региональном разрезе.
19. Вес вероятности (whij) домохозяйства в первичных выборочных единицах (ПВЕ) (hi) страты hi (h) представляет собой обратное значение его вероятности отбора phij и определяется по следующей формуле:
где,
Whij – это вес домохозяйства;
Phij – это обратное значение вероятности отбора;
Nh – это общее число домохозяйств в страте, по данным РЖФ;
n’hi – это общее число подходящих жилищ в ПВЕ;
Sh – это число ПВЕ, выбранных в страте h;
mhi – это число необходимых жилищ в ПВЕ hi (нормативно всегда 30).
20. Сумма "базовых" весов обеспечивает оценку количества всех домашних хозяйств данного региона и страны в целом. Их использование позволяет сохранить соответствие выборочной совокупности изначальным принципам формирования выборки. Нарушают данное соответствие смена места жительства и отказы от участия в обследовании.
21. Недополучение ответов от отобранных домашних хозяйств является серьезным недостатком, искажающим результаты обследования. В этих условиях возникает необходимость компенсации недостающих данных. Данная процедура призвана осуществить досчет показателей, компенсировать недополучение данных выборочного обследования.
22. Для компенсации случаев недополучения данных применяется простая схема корректировки весов, путем завышения весов для всех ответивших домохозяйств в данном населенном пункте. Веса всех ответивших на вопросы домашних хозяйств в данном населенном пункте увеличиваются на один и тот же коэффициент. Коэффициент корректировки определяется следующей формулой:
где,
Кw – коэффициент корректировки весов;
Nh – количество домохозяйств в выборке (12000);
nh – количество отчитавшихся домохозяйств.
23. Корректировка производится путем умножения базовых весов на коэффициент корректировки по каждой страте, по городу (селу) определенного региона.
Для приведения данных обследования в соответствие с текущей численностью населения по данным демографической статистики, используются поправочные коэффициенты. Поправочный коэффициент рассчитывается ежеквартально по следующей формуле:
где,
Кj – поправочный коэффициент для j-ой страты;
Ndj – численность населения по данным демографической статистики j-ой страты;
Nhj – генеральная численность населения по обследованию j-ой страты.
6. Организационная структура обследования
24. Обследование осуществляется путем опроса населения и записи сведений в инструментарий (вопросники). Опрос населения осуществляется методом ведения интервью специально подготовленными интервьюерами путем посещения ими домашних хозяйств.
25. Нагрузка на одного интервьюера составляет 30 домашних хозяйств. Свою работу интервьюер проводит в соответствии с Графиком работы интервьюера, согласно представленной форме в приложении 2 к данной Методики.
26. График составляется с учетом сроков сбора отчетности, договоренности с самим домохозяйством о возможности прихода в определенные дни и выдается для исполнения интервьюеру. Супервайзер осуществляет постоянный контроль за его выполнением.
27. График составляется супервайзером на каждый квартал, с запланированными датами посещений (графа "план") и выдается интервьюеру для исполнения. Интервьюер проставляет даты фактического посещения в График (графа "факт") и после окончания квартала представляет График супервайзеру для анализа и контроля.
28. Один супервайзер контролирует работу четырех интервьюеров.
29. После завершения ввода и контроля данных, информация передается на республиканский уровень для дальнейшей обработки и анализа.
30. Интервьюер в рамках проведения обследования:
1) проходит специальный инструктаж, изучает информацию по всем вопросам организации и проведения обследования;
2) идентифицирует (определяет) адреса домашних хозяйств согласно списку, подготовленному супервайзером;
3) проводит агитационно-разъяснительную работу среди респондентов (предварительный обход с целью оповещения о проводимом обследовании) и привлекает их к обследованию;
4) заранее устанавливает даты посещений (даты визитов устанавливаются интервьюером по договоренности с самим домохозяйством, о возможности прихода в определенные дни, и сообщаются супервайзеру для внесения в график посещения домашних хозяйств) и предварительно, соответствующим образом, готовиться к анкетированию;
5) оперативно, качественно и в запланированные сроки проводит опрос в домашних хозяйствах по статистическим формам, утвержденным приказом № 41;
6) оказывает консультативную помощь респондентам по заполнению статистического инструментария, в том числе посредством телефонных звонков или путем дополнительных посещений;
7) проводит арифметико-логический контроль информации, полученной от респондентов, осуществляет кодирование данных;
8) информирует супервайзера о прохождении обследования и о результатах опроса домохозяйств; незамедлительно сообщает о случаях неответов (отказов), возникающих в ходе обследования;
9) ежеквартально, 6 числа месяца, следующего за отчетным периодом обследования, сдает супервайзеру заполненные и обработанные статистические формы. В случае обнаружения грубых ошибок, интервьюер дополнительно посещает домохозяйство для уточнения необходимых данных и информирует супервайзера о результатах посещения.
31. Супервайзер в рамках проведения обследования:
1) непосредственно отвечает за организацию работы по анкетированию в закрепленных за ним участках обследования;
2) вместе с интервьюером идентифицирует (определяет) на местах адреса домохозяйств, попавших в выборку;
3) распределяет интервьюерам материалы обследования и ведeт строгий учет этих материалов;
4) принимает и проверяет заполненные анкеты;
5) проверяет кодировку данных;
6) проверяет логические увязки между показателями;
7) совместно с интервьюерами выясняет ошибки заполнения, кодировки и обобщения данных;
8) анализирует результаты обследования по каждому интервьюеру в отдельности;
9) ежеквартально осуществляет контроль работы интервьюера в каждом обследуемом участке, в том числе и проведение контрольного интервью;
10) способствует дальнейшему обучению интервьюеров, а в случае необходимости выезжает на места для проведения совместного интервью;
11) выявляет наиболее часто встречаемые ошибки и выходит с предложениями по их устранению.
Приложение 1 форма к Методике по организации обследования домашних хозяйств по оценке уровня жизни |
График проведения интервьюерами общегосударственных
статистических наблюдений по выборочному обследованию
домашних хозяйств по оценке уровня жизни
тал | 1 квартал | 2 квартал | ||||||||||||||||||||||||
месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | ||||||||||||||||||||
Д003 | нед/дх | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
5 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||
Д008 | 30 | Опрос/У | У | |||||||||||||||||||||||
Д006 | ||||||||||||||||||||||||||
Д004 | ||||||||||||||||||||||||||
Д005 |
продолжение таблицы
тал | 3 квартал | 4 квартал | |||||||||||||||||||||||
месяц | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||||||||||||||||||
Д003 | нед/дх | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
Д008 | 30 | У | У | ||||||||||||||||||||||
Д006 | |||||||||||||||||||||||||
Д004 | |||||||||||||||||||||||||
Д005 |
Приложение 2 форма к Методике по организации обследования домашних хозяйств по оценке уровня жизни |
График работы интервьюера № ______ на _____ квартал года
1 пятерка – месяц ____________№ домохозяйств _______________________
2 пятерка – месяц ____________№ домохозяйств _______________________
3 пятерка – месяц ____________№ домохозяйств _______________________
4 пятерка – месяц ____________№ домохозяйств _______________________
5 пятерка – месяц ____________№ домохозяйств _______________________
6 пятерка – месяц ____________№ домохозяйств _______________________
№ д/х | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор 2 части формы D003 за предыдущий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опрос по форме D 004 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор 1 части формы D003 за текущий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заполнение формы D008 на новую сеть/ Опрос по форме D 006/ Раздача формы D003 на следующий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор 2 части формы D003 за предыдущий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор 1 части формы D003 за текущий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздача формы D003 на следующий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор 2 части формы D003 за предыдущий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор 1 части формы D003 за текущий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздача формы D005 на следующий квартал и формы D003 на следующий месяц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение единовременного обследования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
факт |