ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6976, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 31 августа 2013 года № 276-277 (26697-26698)), следующие изменения и дополнения:
в заголовок внесено изменение на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в пункт 1 внесено изменение на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в Правилах организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных указанным приказом:
в заголовок внесено изменение на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
в пункт 1 внесено изменение на государственном языке, текст на русском языке не меняется;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Для международного признания национальных образовательных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования в организациях образования реализуется единая кредитная технология обучения.»;
в пункте 6:
подпункт 1) исключить;
подпункт 16) изложить в следующей редакции:
«16) двудипломное образование – возможность параллельного обучения по образовательным программам и учебным планам с целью получения двух равноценных дипломов или одного основного и второго дополнительного.
подпункт 24) изложить в следующей редакции:
«24) модульная образовательная программа – программа обучения, включающая совокупность учебных модулей, направленных на овладение обучающимися ключевых компетенций, необходимых для получения определенной степени и/или квалификации;»;
подпункт 39) изложить в следующей редакции:
39) типовой учебный план - документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин образовательной программы, порядок их изучения и формы контроля;»;
наименование главы 2 изложить в следующей редакции:
«2. Образовательные программы и учебные планы при кредитной технологии обучения»;
пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. ИУП утверждаются деканом факультета (руководителем отделения) в трех экземплярах: один - хранится в деканате (отделении) и служит основой для осуществления контроля за выполнением и освоением обучающимся образовательной программы, второй - передается в офис Регистратора для организации промежуточной аттестации, третий - вручается обучающемуся.»;
пункт 64 изложить в следующей редакции:
«64. Обучающимся, освоившим образовательную программу высшего и послевузовского образования и прошедшим итоговую аттестацию, присуждается степень «бакалавр», и (или) присваивается квалификация, «магистр» и степень доктора философии (PhD) или доктора по профилю и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).»;
дополнить главой 7 следующего содержания:
«7. Порядок разработки и реализации программ двудипломного образования и совместных образовательных программ
117. Интеграционные процессы в мировое образовательное пространство направлены на расширение доступа казахстанских граждан к зарубежному образованию, повышение его качества и привлекательности, расширение академической мобильности обучающихся, преподавателей и академического персонала.
118. Формой сотрудничества в системе высшего и послевузовского образования являются реализация совместных образовательных программ с выдачей двух (или двойных) дипломов.
Двудипломное образование реализовывается как внутри одного вуза, так и между двумя вузами-партнерами.
119. Программы двойных дипломов - программы, основанные на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнеров и характеризующиеся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей программы, подготовка учебного плана, организация учебного процесса, присуждаемые степени или присваиваемые квалификации.
120. Программы двудипломного образования разрабатываются на основании соглашения между двумя вузами-партнерами.
При этом обязательными условиями реализации программ двудипломного образования являются:
1) разработка и утверждение согласованных образовательной программы и учебного плана двумя вузами-партнерами;
2) освоение студентами, включенными в двудипломное образование, части образовательной программы в вузе-партнере;
3) обязательное признание и автоматический перезачет периодов и результатов обучения в вузе-партнере на основе договоренностей, общих принципов и стандартов обеспечения качества;
4) вовлеченность преподавателей в двудипломное образование, совместная разработка образовательной программы и учебного плана, преподавание в вузе-партнере, участие в общих приемных и аттестационных комиссиях;
5) студентам, полностью освоившим программы двудипломного образования, присуждается степень каждого вуза-партнера, либо одна совместная степень на основе договоренностей.
121. При необходимости продолжительность освоения обучающимися программы двудипломного образования в зависимости от выбранной модели ее реализации увеличивается в бакалавриате – на 1-1,5 года, в магистратуре – на 0,5-1 год, в докторантуре – на 1 год.
122. Процедуры включения обучающихся в программу двудипломного образования разрабатываются вузами-партнерами на основе взаимных договоренностей.
Данные процедуры отражают процесс включения обучающихся в программу двудипломного образования в своем вузе и процесс зачисления в программу двудипломного образования иностранных обучающихся.
123. Включение обучающегося в программу двудипломного образования осуществляется на основе его заявления и в соответствии с заключенным соглашением (договором) с вузом-партнером.
Обучающийся проходит процедуры зачисления в вузе-партнере.
124. Иностранные обучающиеся, включенные в программу двудипломного образования проходят аналогичные процедуры зачисления в общий контингент обучающихся с особой отметкой «включенное образование» и указанием периода, срока обучения, количества дисциплин и объема осваиваемых кредитов.
125. Индивидуальный учебный план обучающегося включается перечень учебных дисциплин, их трудоемкость (в кредитах и часах), распределение по семестрам, вузам-партнерам, где будет осваиваться, порядок перезачета.
126. Образовательная программа двудипломного образования строится по модульному принципу. При этом каждый вуз-партнер обеспечивает разработку модулей, их информационно-методическое и дидактическое сопровождение, подготовку и сертификацию преподавателей.
127. Образовательная программа двудипломного образования учитывает требования государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и требования вуза-партнера.
128. Оплата обучения в вузе-партнере осуществляется на основании заключенного соглашения.
129. Обучающийся по программе двудипломного образования осваивает все дисциплины, входящие в обязательный компонент типового учебного плана специальности, а также осваивает в качестве дисциплин по выбору дисциплины, входящие в учебный план по образовательной программе вуза-партнера.
Охват дисциплин образовательных программ обеих сторон учитывается при составлении индивидуального учебного плана обучающегося. Обучающийся в полном объеме проходит все виды практик и итоговую аттестацию.
130. При обучении по программам двудипломного образования возможно использование различных технологий обучения, в том числе дистанционных.
131. Индивидуальный учебный план, обучающегося включает дополнительные образовательные модули и летние семестры.
132. При разработке учебных планов двудипломного образования вузы-партнеры самостоятельно определяют траекторию обучения, включая порядок освоения дисциплин, прохождения учебных и профессиональных практик, процедуры промежуточной аттестации.
133. При разработке программ двудипломного образования трудоемкость освоения дисциплин обязательного компонента увеличивается по согласованию вузов-партнеров на основании принципов целесообразности и профессиональной ориентированности.
134. Процедура признания дисциплин и их взаимный зачет осуществляется в соответствии с их содержанием и трудоемкостью изучения.
135. В течение всего периода обучения учебные достижения (академические показатели) обучающихся по каждому модулю направляются в вузы-партнеры после окончания семестра.
136. В конце каждого учебного года вуз-партнер, реализующий соответствующий модуль программы, выдает обучающемуся транскрипт.
137. Перезачет кредитов, освоенных в вузе-партнере, порядок и сроки ликвидации разницы в дисциплинах учебного плана оформляются распоряжением руководителя подразделения (деканом).
138. Офис Регистратора включает зачтенные дисциплины и количество кредитов в академический транскрипт с отметкой вуза-партнера.
139. По завершению обучения и выполнению всех требований по каждой из программ обучающемуся выдаются два диплома установленных образцов о присуждении академической степени и два транскрипта.
При этом диплом имеет форму отдельного документа (выдаваемого в дополнение к одному или двум национальным вузовским дипломам), форму единого документа (выданного вузами-партнерами, которые осуществляют обучение по данной образовательной программе без выдачи национальных дипломов) или форму нескольких национальных дипломов, выдаваемых одновременно.
140. Программы двудипломного образования реализуются в различных формах:
1) совместный диплом по двум образовательным программам;
2) два диплома, имеющие различный статус;
3) два диплома, имеющие одинаковый статус.
141. Форма совместного диплома по двум образовательным программам реализуется на основе обучения по двум специальностям одновременно. В данном случае выдается один диплом (либо одного из вузов, в котором указываются две специальности одновременно и два транскрипта отдельно по каждой специальности, либо один диплом своего вуза с транскриптом и второй совместный диплом с транскриптом, форма которых определяется по согласованию между вузами-партнерами).
142. Форма двух дипломов, имеющих различный статус, реализуется на основе обучения по двум различным образовательным программам (сэндвич-программы). В данном случае выдается один основной диплом своего вуза с транскриптом.
Дополнительно по второй специальности обучающийся получает диплом (сертификат) о присуждении второй академической степени и транскрипт, форма которых принимается по согласованию между вузами-партнерами.
143. Форма двух дипломов, имеющих одинаковый статус, реализуется на основе обучения по одной специальности. В данном случае выдаются два диплома с транскриптами как своего вуза, так и вуза-партнера, имеющие одинаковый статус.
144. Дипломы зарубежных вузов-партнеров, полученные обучающимися одновременно с дипломами казахстанских вузов, признаются в Республике Казахстан в соответствии с действующим законодательством.».
2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (С.М. Омирбаев) обеспечить в установленном законодательном порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
образования и науки
Республики Казахстан А. Саринжипов