Сноска. Заголовок - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 23.11.2022 № 102 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 23.11.2022 № 102 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить Правила расчета и применения коэффициента по системе "бонус-малус" для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Сноска. Пункт 1 - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 23.11.2022 № 102 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Признать утратившими силу нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также структурные элементы некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Департаменту методологии финансового рынка (Абдрахманов Н.А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление настоящего постановления в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан":
на официальное опубликование в информационно-правовой системе "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан, Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в течение пяти рабочих дней со дня его получения Национальным Банком Республики Казахстан после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.
4. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить направление настоящего постановления на официальное опубликование в средствах массовой информации в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Смолякова О.А.
6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель | |
Национального Банка | Д. Акишев |
Утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 140 |
Правила расчета и применения коэффициента по системе "бонус-малус" для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств
Сноска. Правила - в редакции постановления Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 27.12.2024 № 87 (вводится в действие по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования).
1. Настоящие Правила расчета и применения коэффициента по системе "бонус-малус" для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 18-2) статьи 43 Закона Республики Казахстан "О страховой деятельности" (далее – Закон) и пунктом 10 статьи 19 Закона Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств) и определяют порядок расчета и применения коэффициента по системе "бонус-малус" для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств).
Понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в значениях, указанных в Законе и Законе об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств.
Для целей установления коэффициентов по системе "бонус-малус" (далее – коэффициент), физическим лицом-резидентом Республики Казахстан признается лицо, гражданство и (или) личность которого при заключении договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) подтверждается и (или) удостоверяется следующими документами:
1) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;
2) паспорт гражданина Республики Казахстан;
3) свидетельство о рождении в Республике Казахстан;
4) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
5) удостоверение лица без гражданства.
2. Коэффициенты устанавливаются и соответствующие классы присваиваются страхователю (застрахованному) при заключении договора обязательного страхования (далее – класс) в соответствии с приложением к Правилам.
Основанием для применения страховщиком коэффициентов является информация о страховом случае (страховых случаях), либо отсутствие информации о страховом случае (страховых случаях), произошедшем (произошедших) по вине страхователя (застрахованного), а также иная информация, предусмотренная Правилами, полученная страховщиком из единой базы данных по страхованию (далее – база данных) и (или) государственных баз данных посредством базы данных.
3. При присвоении класса страхователю (застрахованному) учету подлежит (подлежат) страховой случай (страховые случаи), произошедший (произошедшие) по его вине, а также дни, в течение которых гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного) по договору обязательного страхования была застрахована, со дня предыдущего изменения класса, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования, и иная информация, предусмотренная Правилами.
Наступление страхового случая (страховых случаев), произошедшего (произошедших) по вине страхователя (застрахованного), влечет снижение класса страхователя (застрахованного) согласно приложению к Правилам, с учетом требований, установленных пунктами 6, 9, 10, 11, 12 и 13 Правил. При этом самым минимальным классом является класс M2.
Изменение класса на более высокий класс осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:
отсутствие в организации, осуществляющей формирование и ведение базы данных, информации о страховом случае (страховых случаях), произошедшем (произошедших) по вине страхователя (застрахованного) и учтенном (учтенных) в базе данных с момента последнего изменения класса;
наличие информации в базе данных о не менее 270 (двухсот семидесяти) календарных днях со дня последнего изменения класса, в течение которых гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного) по договору обязательного страхования была застрахована, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования.
Для лиц, лишенных права управления транспортными средствами, классы не повышаются в течение срока лишения этого права.
В случае лишения права управления транспортным средством для изменения класса на более высокий класс учитываются дни со дня последнего изменения класса, в течение которых гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного) по договору обязательного страхования была застрахована, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования до дня лишения права на управление транспортными средствами.
4. При заключении договора обязательного страхования впервые страхователю (застрахованному) присваивается класс А, за исключением случая предусмотренного пунктом 5 Правил.
Договор обязательного страхования считается заключенным впервые в случае, если в базе данных отсутствует информация о ранее заключенных страхователем (застрахованным) договорах обязательного страхования.
5. При заключении договора обязательного страхования с владельцами транспортных средств, временно въехавших (ввезенных) на территорию Республики Казахстан, присваивается класс 13.
6. Наступление страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного) и повлекшего гибель, влечет снижение класса страхователя (застрахованного) на самый минимальный класс – М2.
7. При заключении договора обязательного страхования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и крестьянским хозяйством, за исключением лиц, предусмотренных пунктом 8 Правил, присваивается класс 3.
8. При заключении договора обязательного страхования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и крестьянским хозяйством, общий классификатор видов экономической деятельности которых соответствует услугам по предоставлению аренды легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, лизингу легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, перевозке автобусами, а также осуществлению деятельности такси, присваивается класс А.
9. При урегулировании страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), посредством упрощенного порядка урегулирования страхового случая в соответствии со статьей 22-2 Закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс больше класса, предусмотренного приложением к Правилам.
Положение части первой настоящего пункта не применяется в случаях:
наступления двух или более страховых случаев, произошедших по вине страхователя (застрахованного), в рамках одного договора обязательного страхования;
если действующий на момент присвоения класс страхователя (застрахованного) является М1 или М2;
применения положений пункта 13 Правил.
10. При наступлении страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), в результате которого сумма страховой выплаты по имуществу потерпевшего (потерпевших) не превышает 200 месячных расчетных показателей, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс больше класса, предусмотренного приложением к Правилам.
Положение части первой настоящего пункта не применяется в случаях:
наступления двух или более страховых случаев, произошедших по вине страхователя (застрахованного), в рамках одного договора обязательного страхования;
если действующий на момент присвоения класс страхователя (застрахованного) является М1 или М2;
если страховой случай, произошедший по вине страхователя (застрахованного), повлек гибель;
применения упрощенного порядка урегулирования страхового случая в соответствии со статьей 22-2 Закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств;
применения положений пункта 13 Правил.
11. При наступлении страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), вне территории регистрации транспортного средства, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс меньше класса, предусмотренного приложением к Правилам.
Положение части первой настоящего пункта не применяется в случаях:
если размер коэффициента по территории регистрации транспортного средства, предусмотренный пунктом 3 статьи 19 Закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, в котором произошел страховой случай, ниже, чем коэффициент по территории регистрации транспортного средства, в котором зарегистрировано транспортное средство;
наступления двух или более страховых случаев, произошедших по вине страхователя (застрахованного), в рамках одного договора обязательного страхования.
12. При наступлении страхового (страховых) случая (случаев), произошедшего (произошедших) по вине страхователя (застрахованного), и одновременном наличии у страхователя (застрахованного) в совокупности три и более нарушений следующих правил дорожного движения, по которому Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрена ответственность, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс меньше класса, предусмотренного приложением к Правилам:
1) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от сорока до шестидесяти километров в час, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 592 Кодекса;
2) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от шестидесяти и более километров в час, ответственность за которое предусмотрена частью 3-1 статьи 592 Кодекса;
3) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от двадцати до сорока километров в час или от сорока до шестидесяти километров в час, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 592 Кодекса;
4) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от шестидесяти и более километров в час, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 592 Кодекса;
5) выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, в том числе сопряженный с разворотом или поворотом, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 596 Кодекса;
6) проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 607 Кодекса, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 599 Кодекса;
7) проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 607 Кодекса, совершенный повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 599 Кодекса;
8) невыполнение требований правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения, за исключением водителей транспортных средств, пользующихся преимуществом в движении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 600 Кодекса;
9) невыполнение требований правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения, за исключением водителей транспортных средств, пользующихся преимуществом в движении, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 600 Кодекса;
10) нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 606 Кодекса;
11) нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 606 Кодекса;
12) управление транспортными средствами, не отвечающими требованиям технических регламентов, национальных стандартов, а также при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, за исключением случаев, указанных в части шестой статьи 590 Кодекса, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 590 Кодекса;
13) управление транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 590 Кодекса.
Для применения положений настоящего пункта учитываются постановления по делу об административном правонарушении и (или) предписания о необходимости уплаты штрафа, вступившие в законную силу со дня предыдущего изменения класса, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования.
13. При наступлении страхового (страховых) случая (случаев), произошедшего (произошедших) по вине страхователя (застрахованного), и одновременном наличии у страхователя (застрахованного) нарушения одной из следующих правил дорожного движения, по которому Кодексом или Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее – Уголовный кодекс) предусмотрена ответственность, страхователю (застрахованному) присваивается самый минимальный класс – М2:
1) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 608 Кодекса;
2) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 608 Кодекса;
3) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, совершенное повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 3-1 статьи 608 Кодекса;
4) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 3-2 статьи 608 Кодекса;
5) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, ответственность за которое предусмотрена статьей 345-1 Уголовного кодекса.
Для применения положений настоящего пункта учитываются постановления по делу об административном правонарушении и (или) предписания о необходимости уплаты штрафа и (или) приговоры суда, вступившие в законную силу со дня предыдущего изменения класса, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования.
14. При наступлении страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), который соответствует нескольким условиям, определенным пунктами 9, 10, 11 и 12 Правил, положения данных пунктов применяются одновременно, с учетом исключений, предусмотренных пунктами 9, 10 и 11 Правил.
15. Для страхователей (застрахованных) физических лиц, находящихся в 13-классе непрерывно более 5 лет, страховщик применяет коэффициент, который определяется на основе собственной оценки рисков и (или) данных, содержащихся в базе данных. При этом применяемый коэффициент не может превышать значения, установленного приложением к Правилам для 13-класса, и не может быть равен нулю.
Собственная оценка рисков страховщика для страхователей (застрахованных) физических лиц, находящихся в 13-классе непрерывно более 5 лет, основывается на параметрах, которые влияют на вероятность наступления страхового случая, и утверждается советом директоров страховщика.
В случае если коэффициент, примененный для страхователей (застрахованных) физических лиц, находящихся в 13-классе непрерывно более 5 лет, не равен значению коэффициента, установленного приложением к Правилам для 13-класса, примененный коэффициент вводится страховщиком в базу данных по каждому страхователю (застрахованному) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Приложение к Правилам расчета и применения коэффициента по системе "бонус-малус" для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств |
Коэффициенты по системе "бонус-малус" с присвоением соответствующего класса при заключении договора обязательного страхования:
Размер коэффициента | Класс при заключении договора обязательного страхования с учетом наступления страховых случаев по вине страхователя (застрахованного) | |||||
0 страховой случай | 1 страховой случай | 2 страховых случая | 3 страховых случая | 4 и более страховых случая | ||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
3,50 | М1 | M2 | M2 | M2 | M2 | |
3,00 | М | M2 | M2 | M2 | M2 | |
2,45 | 0 | M2 | M2 | M2 | M2 | |
2,30 | 1 | M2 | M2 | M2 | M2 | |
1,80 | 3 | M1 | M2 | M2 | M2 | |
1,55 | 2 | М | М1 | М2 | M2 | |
1,40 | 3 | 1 | М | М1 | M2 | |
1,00 | 4 | 1 | М | М1 | M2 | |
0,95 | 5 | 2 | 0 | М1 | M2 | |
0,90 | 6 | 3 | 0 | М | M2 | |
0,85 | 7 | 4 | 1 | М | M2 | |
0,80 | 8 | 4 | 1 | М | M2 | |
0,75 | 9 | 5 | 2 | М | M2 | |
0,70 | 10 | 5 | 2 | 0 | M2 | |
0,65 | 11 | 6 | 3 | 0 | M2 | |
0,60 | 12 | 6 | 3 | 0 | M2 | |
0,55 | 13 | 6 | 3 | 0 | M2 | |
0,50 | 13 | 7 | 3 | 0 | M2 |
Приложение к постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 140 |
Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан,
а также структурных элементов некоторых нормативных правовых
актов Республики Казахстан, признаваемых утратившими силу
1. Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 1 марта 2010 года № 27 "Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6159, опубликованное 7 июля 2010 года в Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан № 12).
2. Пункт 5 Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации бизнес-процессов государственных услуг, оказываемых Национальным Банком Республики Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года № 261 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации бизнес-процессов государственных услуг, оказываемых Национальным Банком Республики Казахстан" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10211, опубликованным 26 февраля 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан").
3. Пункт 3 Перечня нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам финансового рынка и финансовых организаций, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 12 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам финансового рынка и финансовых организаций" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13308, опубликованным 14 марта 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан").