В соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Кызылординский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Кызылординской области.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель | Секретарь |
3 сессии Кызылординского | Кызылординского |
областного маслихата | областного маслихата |
Р. Искакова | Н. Байкадамов |
Утвержден решением Кызылординского областного маслихата от 19 мая 2016 года № 28 |
Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Кызылординской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Кызылординской области (далее – Правила) разработаны на основании Законов Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике", от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и определяет порядок подготовки и проведения отопительного сезона.
2. Правила координируют деятельность местных исполнительных органов, организаций жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Кызылординской области по подготовке объектов производственного, социального, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса области к отопительному сезону и для обеспечения устойчивого функционирования в период его прохождения.
3. Настоящие Правила обязательны для исполнения:
1) местными исполнительными органами области;
2) услугодателями и потребителями коммунальных услуг, независимо от подведомственности и форм собственности, имеющих на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, обслуживании источники теплоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и здания;
3) строительно-монтажными, ремонтными и наладочными организациями, выполняющими строительство, монтаж, наладку и ремонт объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса Кызылординской области.
4. Организации и учреждения, входящие в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс области обеспечивают устойчивое тепло-, водо-, электро-, газо-, топливоснабжение и водоотведение потребителей, а также поддерживают необходимые параметры энергоносителей и обеспечивают нормативный температурный режим в жилых домах и зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины энергопотребления.
5. В пределах своей компетенции, общая координация за подготовкой и проведением отопительного сезона по Кызылординской области осуществляется областным штабом по подготовке и проведению отопительного сезона, утвержденным распоряжением акима области.
6. Координация подготовки и проведения отопительного сезона в городе Кызылорда и районах осуществляется городским и районными штабами (далее – городской (районный) штаб), утвержденными акимами города и районов на основании распоряжения акима области.
7. Порядок представления ежегодного плана подготовки объектов инженерно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства регионов области к работе в зимних условиях в предстоящем отопительном сезоне (далее – план подготовки к отопительному сезону):
1) предприятия, входящие в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс области, представляют ежегодно, по окончанию отопительного сезона, планы подготовки к отопительному сезону в местные исполнительные органы районов и города Кызылорда;
2) местные исполнительные органы районов и города Кызылорда объединяют представленные планы подготовки к отопительному сезону в единый план;
3) местные исполнительные органы районов и города Кызылорда представляют ежегодно до 15 мая единые планы подготовки к отопительному сезону в государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кызылординской области" для свода.
8. Отчеты по выполнению планов подготовки к отопительному сезону представляются в следующем порядке:
1) в местные исполнительные органы районов и города Кызылорда - еженедельно по понедельникам, предприятиями, входящими в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс;
2) в государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кызылординской области" - местными исполнительными органами районов и города Кызылорда еженедельно по вторникам, сводный отчет по своему региону;
3) в акимат Кызылординской области – еженедельно по средам, государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кызылординской области" представляет сводный отчет по области.
9. При невыполнении запланированных работ при подготовке к отопительному сезону к отчету прилагаются:
1) справка с указанием причин невыполнения;
2) принимаемые меры по исправлению ситуации;
3) новые сроки выполнения работ.
2. Подготовка к отопительному сезону
10. Подготовка к отопительному сезону включает:
1) анализ недостатков, выявленных в предыдущем отопительном сезоне, выполнение мероприятий по устранению выявленных дефектов и нарушений;
2) разработка планов подготовки к отопительному сезону;
3) решение вопросов финансирования и заключение договоров с подрядными организациями, материально-техническое обеспечение ремонтных и строительно-монтажных работ;
4) проведение необходимых ремонтных работ на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах, в том числе осмотры и испытания котлов, сосудов, трубопроводов;
5) разработку графика отпуска тепла и гидравлического режима работы тепловых сетей;
6) выполнение работ на инженерных сетях, в том числе связанных с реконструкцией, капитальным и текущим ремонтами, испытаниями и промывками;
7) выполнение профилактических, плановых ремонтов на электроисточниках, теплоисточниках и инженерных сетях;
8) проведение работ по подготовке зданий (домов), профилактике, ремонту и замене оборудования инженерных систем внутри зданий (домов);
9) создание нормативных запасов основного и резервного топлива, а также аварийных запасов материально-технических ресурсов для устранения технологических аварий и ликвидации последствий стихийных бедствий на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства;
10) подготовку топливных складов, выполнение ремонта инженерного оборудования резервных топливных хозяйств, систем подготовки топлива, топливоподачи, удаления шлака и золы, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, противопожарного хозяйства.
11. Кооператив собственников квартир, кооператив собственников помещений, органы управления объектом кондоминиума:
1) обеспечивают сохранность, безопасность, надлежащее техническое состояние и эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей и сооружений, посредством которых предоставляются услуги по теплоснабжению, общедомовых приборов учета тепловой энергии в пределах границ раздела эксплуатационной ответственности;
2) обеспечивают рациональное потребление услуг по теплоснабжению, используемых на общедомовые нужды, предотвращают потери на внутридомовых инженерных сетях и сооружениях;
3) уведомляют поставщика услуг по теплоснабжению о случаях нарушения целостности пломб, установленных поставщиком услуг по теплоснабжению;
4) собственными силами ликвидируют повреждения на внутридомовых инженерных сетях и сооружениях;
5) допускают работников местных исполнительных органов, энергопередающей (или энергопроизводящей) и (или) энергоснабжающей организации в любое время суток для осмотра технического состояния тепловых сетей, теплопотребляющих установок и приборов коммерческого учета;
6) привлекают третьих лиц для осуществления ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию внутридомовых инженерных сетей и сооружений в надлежащем техническом состоянии, заключают и контролируют исполнение договоров с субъектом сервисной деятельности;
7) организуют проведение собраний, письменных опросов собственников помещений (квартир);
8) обеспечивают для всех собственников квартир (помещений), во всех доступных для обозрения местах, размещение на стендах информации об организациях (название, контактные телефоны, телефоны аварийных служб), осуществляющих обслуживание и ремонт помещения, а также общего имущества, а также об организациях - поставщиках услуг по теплоснабжению;
9) принимают меры по обеспечению бесперебойной работы санитарно-технического и инженерного оборудования объекта кондоминиума;
10) уведомляют собственников квартир (помещений), об отключении, испытании или ином изменении режима работы инженерных сетей - за двое суток, кроме случаев возникновения аварийных ситуаций.
12. В границах охранных зон тепловых сетей без письменного согласия организаций, в ведении которых находятся эти сети, не допускается:
1) производить строительные, монтажные и земляные работы любых объектов и сооружений;
2) осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, устраивать различного рода площадки, стоянки автомобильного транспорта, обертывать разные материалы;
3) сооружать ограждения и заборы;
4) проводить поисковые и другие работы, связанные с устройством скважин и шурфов;
5) совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без него от поверхности дороги или земли более 4,5 метра (под надземными трубопроводами, проложенными над автодорогами на эстакадах).
При совпадении охранных зон тепловых сетей с полосами отвода железных и автомобильных дорог, охранными зонами других трубопроводов, линий связи, телекоммуникаций, кабелей и других объектов проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, на совпадающих участках территорий осуществляется заинтересованными организациями по согласованию между ними.
Организации, юридические и физические лица в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них выполняют требования работников организаций, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
13. Ликвидация аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы осуществляется в соответствии с порядком ликвидации аварийных ситуаций и с учетом регламента взаимодействия теплоснабжающих, теплопередающих и теплопотребляющих организаций, ремонтно-строительных, транспортных организаций и других служб.
14. Организации, эксплуатирующие тепловые сети, производят в охранных зонах этих сетей работы, необходимые для ремонта тепловых сетей, в соответствии с требованиями Правил охраны электрических и тепловых сетей.
Работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на тепловых сетях производятся в любое время года без согласия с землепользователем, но с уведомлением о проводимых работах.
После выполнения указанных работ организации, в ведении которых находятся тепловые сети, приводят земельные участки в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
По завершении работ организация, производящая ремонтные работы, убирает все механизмы, материалы, временные знаки, конусы, барьеры, восстанавливает дорожное покрытие и инженерное обустройство дороги.
Приемка выполненных восстановительных работ на дорогах осуществляется дорожными органами с участием организации-подрядчика и оформляется двусторонним актом.
15. Эксплуатация и проведение ремонтных работ на теплоисточниках и теплосетях осуществляется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
16. Работы по реконструкции и капитальному ремонту теплоисточников и тепловых сетей производятся в межотопительный период по графикам производства работ, согласованным с местными исполнительными органами.
При этом принимаются меры по обеспечению электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения зданий (жилых домов) в соответствии с условиями договора на пользование тепловой энергии.
17. Плановый ремонт источников теплоснабжения и тепловых сетей, а также проведение испытаний тепловых сетей осуществляются в соответствии с графиками, согласованными с местными исполнительными органами.
18. Работы на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах рекомендуется выполнять в следующие сроки:
1) необходимые для обеспечения нужд отопления в осенний период - ежегодно в срок до 1 сентября;
2) необходимые для обеспечения нужд отопления в период прохождения зимнего максимума нагрузок – ежегодно в срок до 1 октября.
Работы по ремонту и профилактике электрических, водопроводных и газовых коммуникаций, обеспечивающих источники теплоснабжения, рекомендуется закончить до 1 сентября.
19. Работы по планово-предупредительному ремонту резервного топливного хозяйства рекомендуется завершить до 1 сентября.
20. В осенне-зимний период норма эксплуатационного запаса топлива на энергетических источниках, независимо от формы собственности составляет:
15 суток-при расстоянии доставки до 100 километров;
30 суток-при расстоянии доставки более 100 километров.
21. Граница ответственности между потребителем и энергопередающей или энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание систем теплоиспользования определяется их балансовой принадлежностью или по согласованию и фиксируется в приложенном к договору на теплоснабжение акте эксплуатационной ответственности сторон.
22. Трубопроводы тепловых сетей до ввода их в эксплуатацию после монтажа, капитального ремонта и реконструкции подвергаются гидропневматической промывке, опрессовке и дезинфекции.
23. Готовность к отопительному сезону источников теплоснабжения, тепловых пунктов, тепловых сетей и в целом теплоснабжающих организаций определяется на заседании городского и районных штабов.
Готовность источников теплоснабжения подтверждается при условии:
1) выполнения плановых ремонтов основного и вспомогательного оборудования;
2) готовности тепловых сетей и теплоисточников к работе в расчетном режиме;
3) испытание резервных источников электроснабжения;
4) окончания всех работ по отоплению, утеплению и освещению зданий и рабочих мест;
5) выполнения мероприятий по предупреждению повреждений оборудования, технологических схем и сооружений в условиях низких температур наружного воздуха;
6) выполнения планов проверки устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики;
7) укомплектованности рабочих мест обученным и аттестованным персоналом;
8) выполнения плана по созданию запасов основного топлива и запасов резервного топлива в соответствии с проектом на источник теплоснабжения, проведения комплекса работ по подготовке к работе резервных топливных хозяйств;
9) получение акта технического освидетельствования и испытаний оборудования;
10) получение паспорта готовности к отопительному сезону объектов и оборудования к очередной работе в осенне-зимний период ежегодно до 1 октября.
В случае несвоевременного получения паспорта готовности для работы в осенне-зимних условиях, энергопроизводящие и энергопередающие организации несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
24. Подготовку к отопительному сезону построенных котельных, тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию заказчиками (потребителями) и теплоснабжающими организациями, обеспечивают строительные (подрядные) организации.
25. Перечень организационных мероприятий по подготовке инженерных сетей потребителей к отопительному сезону включает:
1) назначение лица, ответственного за эксплуатацию инженерных сетей;
2) подготовку лиц, ответственных за эксплуатацию инженерных сетей: проведение обучения и проверку знаний правил технической эксплуатации инженерных сетей, правил техники безопасности при эксплуатации инженерных сетей, с обязательным участием представителя энергоснабжающих организаций;
3) подготовку полного пакета технической документации;
4) проведение проверки контрольно-измерительных приборов и приборов коммерческого учета;
5) выполнение тепловой изоляции всех трубопроводов теплоснабжения и горячей воды в пределах подвальных и чердачных помещений;
6) ремонт входных дверей подъездов и подвалов;
7) закрытие окон чердаков и подвалов;
8) восстановление двойного остекления окон лестничных клеток;
9) восстановление и включение в работу отопления лестничных клеток;
10) организация по обеспечению утепления квартир жильцами;
11) проведение ремонта помещения теплового пункта: побелка, покраска, обеспечение необходимого освещения и надежного запирания;
12) восстановление теплоизоляции наружных трубопроводов и арматуры;
13) проведение проверки и ремонта всей установленной запорной, регулирующей арматуры теплоиспользующих установок;
14) проверка технических термометров, очистка гильзы с последующей заливкой технического масла;
15) проведение наладочных мероприятий;
16) установка опломбированных, проверенных манометров;
17) проведение гидропневматической промывки с механической очисткой элементов систем теплопотребления и гидравлического испытания систем теплопотребления всех элементов на механическую прочность и гидравлическую плотность системы теплопотребления (гидравлическая опрессовка) проводится в присутствии представителей энергоснабжающей организации с составлением акта установленного образца;
18) проверка сопротивления изоляции электропроводок зданий (домов);
19) установка и проверка дроссельных устройств проводится в соответствии с нормативно-технической документацией и полученными расчетами в присутствии представителей энергоснабжающей организации;
20) выполнение гидроизоляции всех трубопроводов теплоснабжения и горячей воды в подвальных и чердачных помещениях.
26. Арендатор либо собственник подвальных помещений, по которым проходят транзитом инженерные коммуникации, обеспечивает свободный доступ (в любое время суток для производства аварийно-восстановительных работ) персонала эксплуатирующих организаций для выполнения работ по ремонту и обслуживанию инженерных сетей.
27. Готовность жилых и общественных зданий к зимнему условию подтверждается паспортами готовности, которые оформляются до начала отопительного сезона ежегодно в срок до 1 октября на основании актов проверки готовности объектов теплоснабжающей организацией и актов проверок многоквартирных домов, оформленных по результатам весеннего и осеннего осмотров зданий и внутридомовых систем.
28. Приемка систем теплопотребления после выполнения работ осуществляется теплоснабжающей организацией и оформляется актом технической готовности.
Системы теплопотребления, не принятые по акту технической готовности, считаются не подготовленными к отопительному сезону и подлежат повторному техническому обследованию.
Без оформления акта технической готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается.
29. Не допускается подключение потребителей тепловой энергии к системам теплоснабжения, если отсутствует возможность энергоснабжающих и (или) энергопередающих организаций обеспечить теплоснабжение в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
Потребительские свойства и режим предоставления тепловой энергии соответствуют требованиям, установленным действующей нормативно-технической документацией, при условии выполнения потребителем комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону и оформления акта технической готовности, выданного энергоснабжающей и (или) энергопередающей организацией и получения заключения экспертной организации, кроме случаев плановых ремонтов, аварийно-восстановительных работ.
3. Опробование систем теплоснабжения
30. Для проверки готовности источников теплоснабжения, тепловых сетей к началу отопительного сезона и выявления скрытых дефектов проводится опробование систем теплоснабжения.
31. Включение оборудования теплоисточников и подключение зданий (домов) производится в следующем порядке:
для включения оборудования теплоисточников и зданий:
1) в первые сутки:
на теплоисточниках выполняются работы по сборке схем теплофикационного оборудования, расконсервированию и опробованию оборудования, максимально допустимому заполнению баков-аккумуляторов, заполнению водой и постановке под давление подающего и обратного трубопровода тепловых сетей и установлению циркуляции;
на внутридомовых системах производятся работы по установке пускового положения арматуры, заполнению подводящих трубопроводов и систем теплоснабжения водой, проверка наличия поверенных контрольно-измерительных приборов и регуляторов;
2) начиная со вторых суток производится подключение зданий в строгом соответствии с графиком.
32. Пуск и опробование магистральных и распределительных тепловых сетей производится пусконаладочной бригадой.
До пуска проверяется исправность оборудования пускаемого участка сети, просматриваются акты испытаний, промывки и приемки.
33. Выявленные в процессе опробования замечания по тепловым сетям, источникам теплоснабжения и потребителям устраняются до начала отопительного сезона.
4. Режим отопления
34. Теплоснабжающим организациям рекомендуется разработать и согласовать до 1 сентября с местными исполнительными органами города Кызылорда и районов графики опробования, подключения систем теплоснабжения и расчетные графики гидравлических и температурных параметров. Трубопроводы тепловых сетей обеспечивают подачу потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных параметров в соответствии с заданным графиком.
В графиках подключения соблюдается следующая очередность подключения потребителей:
1) детские, лечебные и школьные учреждения, другие учебные заведения;
2) жилые здания, гостиницы, общежития;
3) общественные и бытовые здания, театры, дома культуры, административные здания, промышленные предприятия и прочие здания.
При определении количества одновременно заполняемых внутридомовых сетей необходимо учитывать обеспеченность источников теплоснабжения хозяйственно-питьевой водой, производительность водоподготовки и подпиточных устройств.
35. При средней температуре наружного воздуха +10°С и ниже в течение пяти суток или прогнозе о резком понижении температуры наружного воздуха акимы города (районов) соответствующим распоряжением объявляют о начале отопительного сезона.
Сноска. Пункт 35 - в редакции решения Кызылординского областного маслихата от 24.04.2023 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
36. После подключения всех зданий (домов) эксплуатирующие организации проводят проверку состояния оборудования и первичную регулировку внутридомовых систем.
37. Недостатки в работе источников теплоснабжения, тепловых сетей и внутридомовых систем, выявленные в процессе эксплуатации, устраняются до начала отопительного сезона.
38. Во время отопительного сезона теплоснабжающая организация, согласно договора на оказание услуг по передаче и (или) распределению тепловой энергии обеспечивает:
1) предоставление равных условий для всех потребителей услуг по передаче и (или) распределению тепловой энергии;
2) поддерживает на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей параметры тепловой энергии, заданные Договором;
3) заключает с потребителем договор на предоставление услуг по передаче и (или) распределению тепловой энергии;
4) предоставляет потребителю услуги по передаче и (или) распределению тепловой энергии соответствующего качества в порядке и сроки, определенные условиями Договора.
39. После объявления отопительного сезона:
1) уточняется схема оповещения, устанавливается дежурство ответственных работников объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса области;
2) приводятся в готовность аварийно-восстановительные бригады на предприятиях;
3) персоналом организаций, эксплуатирующих здания (дома), организуется периодическая проверка и контроль за работой систем теплоносителя и состоянием утепления зданий;
4) на источниках теплоснабжения проверяется работа резервного и аварийного оборудования, наличие основного и резервного топлива, инструмента, материалов и запасных частей.
5) подготовку к отопительному сезону тепловых сетей, центральных тепловых пунктов, насосных, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию специализированными организациями, обеспечивают строительные организации;
6) все необходимые врезки в инженерные коммуникации выполняются до 1 октября соответствующего года. В отопительный период врезки в инженерные коммуникации не допускаются.
40. С объявлением аварийной ситуации на теплоисточнике и тепловых сетях:
1) на всех объектах жилищно-коммунального и энергетического комплекса вводится круглосуточное дежурство;
2) по распоряжению акима города (района) на предприятиях и в организациях вводится повышенная готовность вспомогательных аварийно-восстановительных бригад, обеспеченных механизмами и материалами для использования в аварийных ситуациях.
41. Необходимые мероприятия и действия персонала организаций, эксплуатирующих здания (дома), при усиленном и внерасчетном режимах указываются в соответствующих методиках организаций.
Собственники инженерных сетей и коммуникаций, находящихся в зоне повреждения тепловых сетей, обеспечивают, при получении телефонограммы, в течение одного часа выезд своих представителей для согласования выполнения земляных работ.
5. Завершение отопительного сезона и обеспечение горячего водоснабжения в межотопительный период
42. При средней температуре наружного воздуха +10°С и выше в течение пяти суток или прогнозе о резком повышении температуры наружного воздуха акимы города (районов) соответствующим распоряжением объявляют о завершении отопительного сезона.
Сноска. Пункт 42 - в редакции решения Кызылординского областного маслихата от 24.04.2023 № 16 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
43. После окончания отопительного сезона организации, эксплуатирующие здания (дома), отключают систему центрального отопления и обеспечивают работу систем горячего водоснабжения по летней схеме.
44. В межотопительный период теплоснабжающие организации обеспечивают горячее водоснабжение потребителей по утвержденной схеме работы оборудования источников тепла и тепловых сетей. Температура воды, подаваемой к границе балансовой принадлежности, отвечает требованиям технических и санитарных норм. Не допускаются перерывы в подаче горячей воды больше сроков, установленных графиками, согласованными с местными исполнительными органами, на время, необходимое для ремонта тепловых сетей, оборудования на источниках теплоснабжения, подготовки элеваторных узлов, автоматизированных тепловых пунктов и внутридомовых систем.
45. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления рекомендуется производить одновременно до 1 сентября. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 календарных дней.
46. В случаях, неурегулированных настоящими Правилами, следует руководствоваться нормами действующего законодательства Республики Казахстан.
6. Ответственность энергоснабжающих организаций и потребителей
47. Ответственность услугодателей и потребителей за нарушение Правил определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.