Примечание РЦПИ.
В тексте документа сохранена пунктуация и орфография оригинала.
В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 76 "Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан", приказа Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 597 "Об утверждении типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за номером 12490) аким Восточно-Казахстанской области РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемую систему управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким | |
Восточно-Казахстанской области | Д. Ахметов |
Утверждена решением акима Восточно-Казахстанской области от 07 июля 2016 года № 4 |
Система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита 1. Общие положения
1. Настоящая система управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита (далее – Система), разработана в соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2016 года № 76 "Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан", приказа Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 597 "Об утверждении типовой системы управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита".2. Система предназначена для создания методологической основы по системе управления рисками для службы внутреннего аудита, целью которой является повышение эффективности формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, проведение государственного аудита и иной деятельности службы внутреннего аудита и финансового контроля (далее – служба внутреннего аудита).
3. При использовании системы применяются следующие основные понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) таблица баллов – определение уровня риска с помощью ранжирования критериев и/или интервалов значений каждого ключевого индикатора риска;
3) меры реагирования – комплекс мероприятий, принимаемый службой внутреннего аудита, направленный на предупреждение, минимизацию и устранение рисков;
4) предметы государственного аудита и финансового контроля (далее – предметы государственного аудита) – деятельность государственных органов, в том числе управление государственными финансами, государственные, отраслевые и бюджетные программы, стратегические планы государственных органов, программы развития территорий;
5) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее – объекты государственного аудита) – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;
6) экспертный анализ – метод анализа, основанный на навыках и знаниях специалистов (экспертов);
7) риск – вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект и предмет государственного аудита, которая может привести к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству, а также вероятность недостижения или неисполнения в полном объеме целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программных документах и стратегических планах государственных органов;
8) оценка риска - включает определение на основе качественных и (или) количественных подходов вероятности наступления негативного события и влияния последствий;
9) количественные методы оценки риска – методы, основанные на статистических и математических инструментах и техниках анализа данных и моделировании;
10) качественные методы оценки риска – оценка рисков, основанная на экспертно-аналитических методах;
11) система управления рисками – система администрирования, обеспечивающая формирование перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведение государственного аудита, иной деятельности службы внутреннего аудита, базирующаяся на принципах выборочности, оптимального распределения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях государственного аудита, включающая в себя всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию и оценку, выработку и принятие мер реагирования, мониторинг эффективности результатов принятых мер;
12) профиль риска – совокупность условий выбора данных, определенная путем анализа сведений о деятельности объектов государственного аудита и разрабатываемая с целью выявления определенных нарушений/рисков;
13) уровень риска – величина риска, выраженная в результате комбинации последствий и вероятности их наступления;
14) источник риска – объект, который самостоятельно или в комбинации с другими обладает возможностью вызывать повышение риска;
15) критерии риска (ключевые индикаторы рисков) – показатели, используемые для отслеживания и прогнозирования появления риска в целях осуществления риск-ориентированного отбора на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной группе риска;
16) матрица-риска – матрица, используемая в оценке рисков, представляющая собой ранжирование рисков по их степени, имеет диапазоны по вероятностям и воздействиям, применяется в процессе принятия решений по мерам реагирования;
17) мониторинг рисков – учет объектов и предметов государственного аудита по степени риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита;
18) идентификация риска – анализ всех рисковых обстоятельств и возможных рисковых обстоятельств и ситуаций, с целью выявления причин и признаков возникновения рисков, определения их критериев;
19) анализ риска – действие, проводимое для выявления наибольших вероятностей наступления и влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта государственного аудита;
20) реестр рисков – структурированный перечень рисков, содержащий результаты их качественного и (или) количественного анализа, также включающий критерии и причины рисков, вероятность их возникновения, воздействие (ущерб), приоритет и меры реагирования;
21) профиль риска немедленного реагирования – профиль риска, требующий принятие решения о способах реакции на риск в возможно кратчайшие сроки.
2. Основные этапы системы управления рисками
4. Система управления рисками подразделяется на следующие этапы:1) сбор информации;
2) идентификация риска;
3) оценка риска;
4) меры реагирования;
5) мониторинг рисков.
5. Сбор информации осуществляется из финансовой и бюджетной отчетности, полученной от объектов государственного аудита и других официальных источников, а также иных сведений о деятельности объектов государственного аудита для проведения оценки рисков.
По объектам и предметам государственного аудита проводится систематизация и формирование базы данных.
Процессы сбора, обработки и хранения информации максимально автоматизируются и допускают возможность проверки корректности полученных данных.
Сбор и актуализация информации осуществляется на периодичной основе, в зависимости от необходимости проведения оценки рисков и их критериев.
6. Идентификация рисков проводится посредством изучения объектов и предметов государственного аудита в целях определения рисков и их критериев путем выявления потенциальных и реализованных угроз и опасностей причин их возникновения.
Критерии рисков определяются с оптимальными условиями для выявления наибольших вероятностей наступления рисков для службы внутреннего аудита согласно возложенным функциям и полномочиям в зависимости от уровня бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В ходе проведения идентификации рисков устанавливаются основные параметры для управления рисками, определяются области применения, источники рисков и типы нарушения.
Служба внутреннего аудита при определении рисков, в зависимости от возложенных функций и полномочий использует следующие направления:
1) риски в области расходной части бюджета, которые включают два уровня оценки рисков по:
предмету государственного аудита (программные документы, бюджетные программы);
объектам государственного аудита (администраторы бюджетных программ и другие государственные учреждения);
2) риски в области доходной части бюджета, которые определяются по:
налоговым поступлениям;
неналоговым поступлениям;
3) риски по субъектам квазигосударственного сектора.
7. Оценка рисков рассчитывается исходя из их вероятностей и воздействий на основе качественных и (или) количественных методов.
Для проведения оценки рисков создается реестр рисков и их критериев. В реестре рисков отражается наименование, влияние, вероятность, уровень риска и другие показатели оценки риска.
Для определения уровня рисков формируется матрица-риска согласно приложению 1 к настоящей системе с классификацией рисков по степени важности:
высокая;
средняя;
низкая.
Оценка рисков осуществляется посредством оценки объектов и предметов государственного аудита согласно определенных критериев риска.
8. По результатам оценки рисков оформляются выходные формы в разрезе объектов государственного аудита, критериев риска, баллов риска, уровней риска и мер реагирования.
Применяемые меры реагирования службой внутреннего аудита обеспечивают предупреждение, минимизацию и устранение рисков.
Службой внутреннего аудита посредством проведения соответствующего анализа на периодической основе осуществляются мероприятия по повышению эффективности применяемых мер реагирования.
Меры реагирования на риск подразделяются на следующие категории:
1) превентивные меры реагирования:
получение информации от объектов государственного аудита о причинах возникновения рисков;
предупреждение и минимизация рисков – комплекс мероприятий, без проведения государственного аудита, по объектам государственного аудита, имеющим среднюю степень рисков, заключающийся в представлении объекту государственного аудита и его вышестоящему администратору (руководству) предупреждений (уведомлений) о возникновении условий, ведущих к потенциальным рискам высокой степени и рекомендаций (предложений) по их недопущению;
в случае сохранения условий, ведущих к рискам высокой степени необходимо рассмотреть вопрос о проведении государственного аудита по объекту государственного аудита;
2) директивные меры реагирования - устранение рисков путем проведения государственного аудита по объектам государственного аудита, имеющим высокую степень рисков и среднюю степень рисков (при наличии решения службы внутреннего аудита на проведение государственного аудита);
3) по объектам государственного аудита с низкой степенью рисков служба внутреннего аудита осуществляют мониторинг рисков с целью своевременного обнаружения роста степени риска и принятия соответствующих мер.
9. Мониторинг рисков представляет собой:
1) проведение на периодической основе мониторинга с целью установлений эффективности и актуальности определенных рисков или изменения степени рисков (выявление остаточного риска);
2) в случае установления не эффективности или не актуальности подтверждения риски исключаются.
Службой внутреннего аудита на ежегодной основе проводится анализ корректности определения и оценки рисков, соответствия установленных процедур на их исполнение.
Службой внутреннего аудита на ежеквартальной основе проводится анализ эффективности реализации мероприятий в рамках превентивных мер реагирования.
3. Формирование проекта перечня объектов государственного аудита на соответствующий год с использованием системы управления рисками
10. Формирование проекта перечня объектов государственного аудита осуществляется посредством отбора на основе оценки рисков системой управления рисками объектов и предметов государственного аудита с высоким и средним уровнями рисков.11. Оценка объектов и предметов государственного аудита представляет собой определение итогового балла и уровня риска, рассчитанных на основе совокупности значений по каждому критерию риска.
12. Критерии рисков распределяются на интервалы, где каждому интервалу присваивается балл.
13. Службой внутреннего аудита в зависимости от возложенных функций и полномочий разрабатываются критерии рисков на основе базовых критериев согласно приложению 2 к настоящей системе.
При этом службой внутреннего аудита при необходимости разрабатываются дополнительные критерии рисков объектов и предметов государственного аудита.
14. Разработанные критерии формируются в реестре рисков и утверждаются руководителем службы внутреннего аудита.
15. Служба внутреннего аудита на периодичной основе проводит мониторинг эффективности (актуализация) критериев риска, по результатам которого критерии исключаются либо изменяются путем внесения изменений и дополнений в реестр рисков.
4. Использование системы управления рисками на основе профилей рисков немедленного реагирования по иным направлениям деятельности службы внутреннего аудита
16. Профиль риска немедленного реагирования (далее - профиль) является инструментом для своевременного пресечения и недопущения нарушений объектами государственного аудита, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, результаты которых носят предупредительно-профилактический характер.17. Система управления рисками на основе профилей рисков немедленного реагирования используется также при проведении камерального контроля.
18. Для создания профиля необходимо сформировать перечень рисков и нарушений. Профиль разрабатывается под определенный риск/нарушение с определением набора условий выбора данных для формирования перечня объектов государственного аудита.
19. Разработка профиля включает в себя изучение, анализ и сопоставление данных о деятельности объектов государственного аудита, в том числе данных из информационных систем, результатов государственного аудита и финансового контроля.
20. Разработанные профили формируются в реестре профилей рисков, который содержит порядковый номер, наименование профиля, дата, описание риска/нарушения и другие сведения и утверждаются руководителем службы внутреннего аудита.
21. Служба внутреннего аудита проверяет результаты сработанных профилей на достоверность (риск/нарушения подтвержден/не подтвержден).
22. В случае если риски/нарушения подтверждены, службой внутреннего аудита принимается решение о применении соответствующих мер реагирования к объекту государственного аудита:
проведение государственного аудита, в том числе внепланового;
направление писем, уведомлений об устранении рисков/нарушений и (или) о рассмотрении ответственности исполнителя, о принятии мер по недопущению впредь и другое;
направление сведений о рисках/нарушениях в другие компетентные органы.
23. Службой внутреннего аудита на периодичной основе проводится мониторинг эффективности (актуализация) профилей рисков немедленного реагирования, по результатам которого профиль исключается либо изменяется путем внесения изменений и дополнений в реестр профилей рисков.
Матрица рисков
Базовые критерии рисков Критерии по администраторам бюджетных программ Наименование показателей
Доля недостигнутых целевых индикаторов от общего количества, в % |
Доля невыполненных мероприятий от общего количества, в % |
Доля показателей прямого результата бюджетных программ, недостигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденном стратегическом плане, от общего количества, в % |
Доля показателей конечного результата бюджетных программ, недостигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденном стратегическом плане, от общего количества, в % |
Частота внесенных изменений и дополнений в стратегический план, количество |
Годовой объем финансирования государственного органа, млн. тенге |
Доля бюджетных средств, охваченных контролем от общего объема бюджетных средств, выделенных за последние два года, в % |
Рост/снижение объемов финансирования по сравнению с прошлым периодом, в % |
Освоение бюджетных средств на конец периода, в % |
Количество бюджетных инвестиционных проектов, реализуемых данным госорганом, ед. |
Доля финансовых нарушений, выявленных предыдущим контролем к объему расходов соответствующего периода, в % |
Рост объемов дебиторской задолженности по сравнению с прошлым периодом, в % |
Дата проведения последней комплексной проверки, год |
Количество бюджетных программ, осуществляемых за счет резерва Правительства, ед. |
Результаты оценки эффективности управления бюджетными средствами, баллы |
Доля соответствующих заключении службы внутреннего аудита стандартам государственного финансового контроля, % |
Наличие фактов передачи в правоохранительные органы по итогам контрольных мероприятий, с возбуждением уголовных дел, за последние 2 года % |
Наличие подтвержденных фактов по результатам контрольных мероприятий осуществленных по постановлениям правоохранительных органов, % |
Выявленные случаи несоответствия Стандартам государственного финансового контроля службами внутреннего аудита центрального государственного органа и местного исполнительного органа материалов контроля |
Наличие заключенных договоров администраторами бюджетных программ и его подведомственных организаций с поставщиками, включенными в реестр недобросовестных поставщиков |
Критерии по государственному учреждению |
Количество бюджетных программ, реализуемых государственным учреждением, ед. |
Годовой объем финансирования государственного органа, млн. тенге |
Доля бюджетных средств, охваченных контролем от общего объема бюджетных средств, выделенных за последние два года, в % |
Рост/снижение объемов финансирования по сравнению с прошлым периодом, в % |
Освоение бюджетных средств на конец периода, в % |
Масштабы финансовых нарушений, выявленных предыдущим контролем к объему расходов соответствующего периода, в % |
Рост объемов дебиторской задолженности по сравнению с прошлым периодом, в % |
Дата проведения последней комплексной проверки, год |
Наличие фактов передачи в правоохранительные органы по итогам контрольных мероприятий, с возбуждением уголовных дел, за последние 2 года % |
Наличие подтвержденных фактов по результатам контрольных мероприятий осуществленных по постановлениям правоохранительных органов, % |
Доля нарушений соблюдения законодательства о государственных закупках, повлекших административную ответственность, к количеству процедур государственных закупок, охваченных контролем |
Приоритетные бюджетные программы региона |
Реализуемые инвестиционные проекты региона |
Контрольные счета наличности от реализации платных услуг государственных учреждений |
Контрольные счета наличности временного размещения денег |
Контрольные счета наличности спонсорской и благотворительной помощи |
Регистрация обязательств по капитальным расходам млн. тенге |
Регистрация договоров гражданско-правовой ответственности со сроком исполнения менее 15 дней |
Регистрация договоров по выполнению работа со сроком исполнения менее предусмотренных сроков чем в проектно-сметной документации |
Критерии по субъектам квазисектора |
Рост/снижение размера уставного капитала, в % |
Наличие дочерних и ассоциированных организаций, в единицах |
Доля административных расходов от общего объема расходов, в % |
Дата проведения последней проверки, год |
Несвоевременная сдача финансовой отчетности, в % |
Наличие нарушений составления финансовой отчетности по результатам мониторинга, в % |
Объем финансирования, в том числе по госзаказу за последние 2 года (в 100 % от заказа объема) |
Недостачи товарно-материальных ценностей и денежные средства по итогам предыдущих проверок за последние 2 года (в 2 % от общей суммы выявленных финансовых нарушений) |
Отражение в бухгалтерской отчетности убытков на протяжении нескольких финансовых периодов |
Масштабы выявленных финансовых нарушений по итогам предыдущих проверок за последние 2 года |
Доля нарушений соблюдения законодательства о государственных закупках, повлекших административную ответственность, к количеству процедур государственных закупок, охваченных контролем |
Критерии по госпрограммам |
Доля недостигнутых целевых индикаторов от общего количества, в % |
Доля невыполненных мероприятий от общего количества, в % |
Доля показателей прямого результата бюджетных программ, недостигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденном стратегическом плане, от общего количества, в % |
Доля показателей конечного результата бюджетных программ, недостигших значений, предусмотренных в первоначально утвержденном стратегическом плане, от общего количества, в % |
Частота внесенных изменений и дополнений в стратегический план, количество |
Освоение бюджетных средств на конец периода, в % |
Доля выявленных финансовых нарушений за последние 2 года, % |
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности согласно Кодекса об административном правонарушении за последние 2 года |
Масштабы выявленных нарушений законодательства о государственных закупках, влияющих на итоги государственных закупок, выявленных предыдущим контролем. |
Критерии по бюджетным программам |
Освоение бюджетных средств на конец периода, в % |
Рост объемов дебиторской задолженности по сравнению с прошлым периодом, в % |
Доля выявленных финансовых нарушений за последние 2 года, % |
Доля бюджетных средств, охваченных контролем от общего объема бюджетных средств, выделенных за последние два года, в % |
Масштабы финансовых нарушений, выявленных предыдущим контролем к объему расходов соответствующего периода, в % |
Дата проведения последней комплексной проверки, год |