Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 29.06.2018.
В соответствии с пунктом 5 статьи 89 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила проведения государственной экспертизы недр согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Положение о государственной комиссии по экспертизе недр согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 29 июня 2018 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан |
Ж. Қасымбек |
Приложение 1 к приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 мая 2018 года № 335 |
Правила проведения государственной экспертизы недр
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения государственной экспертизы недр (далее – Правила) разработаны в соответствии пунктом 5 статьи 89 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения государственной экспертизы недр (далее – экспертиза).
2. Экспертиза запасов подземных вод с эксплуатационными запасами более одной тысячи кубических метров в сутки, а также минеральных, промышленных, теплоэнергетических подземных вод вне зависимости от объема эксплуатационных запасов, а также геологических отчетов о пространстве недр, проводится государственной комиссией по экспертизе недр (далее – Комиссия).
Экспертиза запасов подземных вод с эксплуатационными запасами до одной тысячи кубических метров в сутки проводится подкомиссиями Комиссии, создаваемыми при территориальных подразделениях уполномоченного органа по изучению недр (далее – подкомиссии).
Глава 2. Порядок проведения государственной экспертизы недр
3. Недропользователь представляет на экспертизу окончательный отчет о результатах геологического изучения (далее – отчет) по форме, утверждаемой уполномоченным органом по изучению недр в соответствии с пунктом 5 статьи 90 Кодекса.
4. Недропользователь направляет на экспертизу отчет в одном экземпляре на бумажном и электронном носителях, а также авторскую справку, отражающую в кратком виде основное содержание отчета (в произвольной форме, не более 10 листов) на бумажном носителе в одном экземпляре.
Сноска. Пункт 4 – в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 20.07.2023 № 528 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Секретарь Комиссии или подкомиссии проверяет полноту документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил. При неполном представлении документов, отчет возвращается, о чем недропользователь уведомляется письменно в течение 7 (семи) календарных дней со дня поступления отчета.
6. Отчет, поступивший на рассмотрение Комиссии или подкомиссии, передается заместителю председателя Комиссии или подкомиссии, который определяет ответственных за проведение экспертизы из числа членов Комиссии или подкомиссии.
7. Экспертиза проводится в срок до 60 (шестидесяти) календарных дней со дня поступления отчета.
После изучения материалов членами Комиссии или подкомиссии в течение 40 (сорока) календарных дней со дня поступления отчета проводится рабочее заседание Комиссии или подкомиссии.
В течение 2 (двух) календарных дней после рабочего заседания проводится пленарное заседание Комиссии или подкомиссии.
8. При рассмотрении материалов повышенной сложности либо большого объема, срок проведения экспертизы увеличивается по решению председателя Комиссии, но не более 90 (девяноста) календарных дней.
9. Рабочее и пленарное заседания Комиссии или подкомиссии проводятся с участием представителей недропользователя, исполнителей отчета и приглашенных специалистов. О дате проведения рабочего и пленарного заседаний уведомляются за 5 (пять) календарных дней письменно в произвольной форме.
10. На материалы, прошедшие экспертизу, ставится штамп, удостоверяющий прохождение экспертизы.
11. В штампе отражаются категории принятых запасов, номер протокола, дата проведения пленарного заседания. Штамп проставляется в тексте отчета на титульном листе и на каждом листе графических приложений, отражающем категоризацию запасов.
12. Протокол пленарного заседания Комиссии или подкомиссии составляется в течение 16 (шестнадцати) календарных дней со дня проведения заседания.
13. Протокол пленарного заседания Комиссии в течение 2 (двух) календарных дней после составления направляется в адрес соответствующего территориального подразделения, геологический фонд и недропользователю.
14. Протоколы пленарных заседаний подкомиссий в течение 2 (двух) календарных дней после составления направляются в геологический фонд и недропользователю.
15. Положительное заключение Комиссии или подкомиссии является основанием для постановки на государственный учет запасов подземных вод в соответствии с водным законодательством Республики Казахстан.
16. В случае, если по результатам экспертизы на экспертируемые материалы получено отрицательное заключение Комиссии или подкомиссии, недропользователь представляет материалы отчета на повторную экспертизу при условии их доработки с учетом полученных замечаний и рекомендаций, изложенных в протоколе.
Приложение 2 к приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 мая 2018 года № 335 |
Положение о государственной комиссии по экспертизе недр
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о государственной комиссии по экспертизе недр (далее - Положение) разработано в соответствии пунктом 5 статьи 89 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" и определяет организацию деятельности государственной комиссии по экспертизе недр (далее – Комиссия).
2. Комиссия создается при уполномоченном органе по изучению недр, подкомиссии - при территориальных подразделениях уполномоченного органа по изучению недр (далее – подкомиссии).
3. Комиссия и подкомиссии состоят из председателя, его заместителя, секретаря и членов Комиссии и подкомиссий. Комиссия и подкомиссий состоят из нечетного количества членов.
4. Председателем Комиссии является руководитель ведомства уполномоченного органа по изучению недр. Заместителем председателя Комиссии является заместитель руководителя ведомства уполномоченного органа по изучению недр.
5. Председателями подкомиссий являются руководители соответствующих территориальных подразделений. Заместителями председателей подкомиссий являются заместители руководителей соответствующих территориальных подразделений.
6. Секретарем и членами Комиссии и подкомиссий являются квалифицированные работники геологических специальностей уполномоченного органа по изучению недр и его территориальных подразделений.
Глава 2. Задача и функции Комиссии и подкомиссий
7. Основной задачей Комиссии и подкомиссий является проведение государственной экспертизы недр (далее - экспертиза), в ходе которой Комиссия и подкомиссии в рамках компетенции определяют:
1) достоверность данных о количестве запасов, качестве, составе подземных вод, а также об особенностях недр;
2) полноту и достоверность гидрогеологических, геологических, горнотехнических, инженерно-геологических, технико-экономических данных для условий добычи подземных вод и использования пространства недр;
3) балансовую принадлежность эксплуатационных запасов подземных вод по степени их изученности и подготовленности месторождений для дальнейшего использования с учетом природоохранных и других ограничений; степень подготовленности пространства недр для использования;
4) результаты и качество поисковых, разведочных, опытно-эксплуатационных работ по геологическому изучению и оценке запасов подземных вод;
5) обоснованность консервации месторождений подземных вод, списания запасов подземных вод или изменения балансовой принадлежности оставшихся запасов.
Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 20.07.2023 № 528 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. К компетенции Комиссии относится экспертиза запасов подземных вод с эксплуатационными запасами более одной тысячи кубических метров в сутки и минеральных, промышленных, теплоэнергетических подземных вод вне зависимости от объема эксплуатационных запасов, а также геологических отчетов о пространстве недр.
К компетенции подкомиссий относится экспертиза запасов подземных вод с эксплуатационными запасами до одной тысячи кубических метров в сутки.
Комиссия и подкомиссии в своей деятельности осуществляют следующие функции в рамках проводимой экспертизы:
1) выдают заключение государственной экспертизы эксплуатационных запасов подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный учет;
2) объективно оценивают количество и качество запасов подземных вод, их значение для экономики, гидрогеологических, горнотехнических условий добычи и использования пространства недр;
3) выдают заключение государственной экспертизы геологического отчета, прилагаемого к заявлению о выдаче Лицензии на использование пространства недр.
Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 20.07.2023 № 528 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Комиссия и подкомиссии в ходе проведения экспертизы:
1) запрашивают и получают от центральных государственных и местных исполнительных органов, подведомственных уполномоченному органу по изучению недр организаций и учреждений, водопользователей и недропользователей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенной на нее задачи;
2) проводят по необходимости выездные заседания на экспертируемых объектах;
3) отклоняют представленные на экспертизу отчеты в случае нарушения недропользователем сроков проведения операций по недропользованию, оговоренных лицензионными условиями, до внесения уполномоченным органом по изучению недр в действующую лицензию соответствующих изменений;
4) принимают решения по вопросам, входящим в ее функции.
Глава 3. Организация деятельности Комиссии и подкомиссий
10. Заседания Комиссии и подкомиссий проводятся по мере поступления материалов на экспертизу.
11. Заседания Комиссии и подкомиссий подразделяются на рабочее и пленарное.
12. Рабочие заседания Комиссии проводятся под председательством заместителя председателя Комиссии, а при его отсутствии - ответственным за проведение экспертизы членом Комиссии. Рабочие заседания подкомиссий проводятся под председательством заместителя председателя подкомиссии. Результатом рабочего заседания является проект решения Комиссии или подкомиссии в произвольной форме.
13. Пленарные заседания Комиссии и подкомиссий проводятся под председательством председателя Комиссии или подкомиссии, или его заместителем. Результатом пленарного заседания является протокол Комиссии или подкомиссии.
14. Пленарное заседание Комиссии или подкомиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины от общего числа членов Комиссии или подкомиссии. Члены Комиссии или подкомиссии не делегируют свои полномочия по участию в заседании другим лицам.
15. Члены Комиссии и подкомиссий обладают равными голосами при принятии решения.
16. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и подкомиссий. При равенстве голосов во время принятия решения, голос председательствующего является решающим.
17. При необходимости на заседания Комиссии и подкомиссий приглашаются должностные лица, не являющиеся членами Комиссии и подкомиссий.
18. Председатель Комиссии руководит ее деятельностью и курирует деятельность подкомиссий. В случае отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя.
19. Председатели подкомиссий руководят деятельностью соответствующей подкомиссии при территориальном подразделении.
20. Секретари Комиссии и подкомиссий организуют прием материалов на экспертизу и их подготовку к пленарным заседаниям Комиссии и подкомиссий.
21. Результаты экспертизы оформляются протоколом, в котором отражаются данные об утверждении запасов подземных вод, о распределении запасов по категориям, расчетном сроке эксплуатации, требований стандартов или технических условий к качеству подземных вод, назначения их использования, о переводе запасов из одной категории в другую по данным геологоразведочных работ или эксплуатации, списании запасов подземных вод, рекомендации, а также решения по иным вопросам, входящим в компетенцию Комиссии и подкомиссий.
Сноска. Пункт 21 – в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 20.07.2023 № 528 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).22. По итогам пленарного заседания Комиссии или подкомиссии в протоколах отражаются решения с одним из следующих индексов:
1) по промежуточным отчетам, представленным недропользователями, по участкам недр, работы по разведке по которым не завершены:
индекс "П", означающий, что объемы предварительно оцененных запасов подземных вод приняты к сведению;
2) по итоговым отчетам, представленным недропользователями, по результатам проведенных оценочных работ:
индекс "У", означающий, что запасы подземных вод утверждены и подлежат постановке на Государственный учет подземных вод;
3) по геологическим отчетам об использовании пространства недр:
индекс "А", означающий, что материалы геологического отчета об использовании пространства недр апробированы.
Протоколы без индекса отражают решения с отрицательными заключениями.
23. Протокол, отражающий результаты экспертизы, подписывается председательствовавшим на заседании и визируется всеми присутствовавшими членами Комиссии или подкомиссий.