В соответствии с пунктом 5 статьи 122 и пунктом 5 статьи 174 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана.
2. Департаменту государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 29 июня 2018 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр энергетики Республики Казахстан |
К. Бозумбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Заместитель Премьер-Министра
Республики-министр сельского
хозяйства Республики Казахстан
________________ У. Шукеев
28 мая 2018 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
________________ Ж. Касымбек
14 мая 2018 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
________________Т. Сулейменов
11 мая 2018 года
Утверждены приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 26 апреля 2018 года № 141 |
Правила определения размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра энергетики РК от 22.05.2023 № 183 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила определения размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана (далее – Правила) разработаны в соответствии c пунктом 5 статьи 122 и пунктом 5 статьи 174 Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" (далее – Кодекс) и определяют порядок определения размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) ущерб – убыток, понесенный государством, определяемый исходя из объема фактических потерь углеводородов или урана, превышающих их нормированные потери;
2) нормированные потери углеводородов или урана – потери углеводородов или урана, технологически связанные с принятыми способами и системами проведения операций по недропользованию по углеводородам или добыче урана, уровень которых обоснован технико-экономическими расчетами в проектных документах для проведения операций по недропользованию и (или) потери в виде объемов сжигания сырого газа, указанные в разрешении на сжигание сырого газа в факелах;
3) фактические потери – потери, определенные на момент исчисления ущерба.
3. Настоящие Правила распространяются на всех недропользователей, в том числе на операторов по контракту на недропользование, доверительных управляющих (далее – недропользователь) по углеводородам и (или) добыче урана, независимо от форм собственности.
4. Определение размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр, осуществляется по факту обнаружения, а также при наличии информации по ущербу от самих недропользователей и (или) государственных органов:
при разведке и добыче углеводородов – уполномоченным органом в области углеводородов;
при добыче урана – уполномоченным органом в области добычи урана.
5. Споры, возникающие в связи с определением размера ущерба, разрешаются согласно пункту 2 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан и статьи 9 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок определения размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана
6. Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана, определяется исходя из объема фактических потерь углеводородов или урана, превышающих их нормированные потери, и определяется исходя из средней стоимости в соответствии с официальными котировками цен за отчетный период.
7. Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана, определяется в соответствии с примерами определения размера ущерба за сверх нормированные потери, согласно приложению к настоящим Правилам.
8. Превышение фактических потерь углеводородов или урана над нормированными потерями, (далее – сверх нормированные потери), исходит из объемов:
потерь балансовых запасов углеводородов сверх установленных нормированных потерь по каждой части залежи или урана сверх установленных нормированных потерь по месторождению, отрабатываемой одной системой разработки с относительно однородными горно-геологическими условиями, в которой достоверно подсчитаны балансовые запасы углеводородов или урана и возможен первичный учет полноты их извлечения из недр, а также любые необоснованные потери;
потерь балансовых запасов урана, возникших в результате нарушения проекта опытно-промышленной добычи, проекта разработки месторождения или проектного документа, утвержденного до введения в действие Кодекса, предусматривающего экономически рентабельную разработку месторождения урана с учетом рационального использования недр и аварий, вызванных этими нарушениями;
запасов углеводородов или урана, оставленных в недрах, не достигнув коэффициента извлечения, несвоевременного списания запасов, преждевременного погашения запасов углеводородов;
потерь балансовых запасов углеводородов, возникших из-за обводнения, возгорания в недрах или добытых углеводородов вследствие нарушения требований по их разработке (добыче);
потерь балансовых запасов углеводородов, рентабельная отработка которых становится невозможной из-за добычи на легкодоступных участках месторождения;
потерь углеводородов при добыче, сборе, транспортировке и подготовке на промыслах сверх нормированных потерь;
потерь извлекаемых запасов углеводородов или урана, утвержденных Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, вследствие несоблюдения технологического режима разработки месторождений, предусмотренного базовым проектным документом, анализом разработки или проектным документом, утвержденным до введения в действие Кодекса, а также межпластового перетока углеводородов в вышележащие горизонты через заколонное и межколонное пространство вследствие нарушения требований по рациональному использованию недр при проведении операций по недропользованию;
потерь сырого газа, газового конденсата из-за несоблюдения базового проектного документа, анализа разработки или проектного документа, утвержденного до введения в действие Кодекса, их извлечения и утилизации;
сжигаемого в факелах сырого газа без разрешения и (или) без соблюдения условий разрешений уполномоченного органа в области углеводородов, за исключением случаев угрозы или возникновения аварийных ситуаций, угрозы жизни персоналу или здоровью населения и окружающей среде;
сожженного сырого газа сверх разрешенных, уполномоченным органом в области углеводородов, для сжигания объемов;
потерь урана и содержащихся в них попутных компонентов при первичной переработке урана, промежуточных продуктов (полуфабрикатов), хвостов обогащения, шламов, шлаков, превышающих нормированные потери в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса, связанных с изменениями и колебаниями качества перерабатываемого сырья по сравнению с проектными показателями и нарушениями технологической дисциплины переработки, определяемый при полной отработке месторождения;
потерь сырой нефти (конденсата) при разведке, в том числе при пробной эксплуатации на участке недр сверх нормированных потерь.
9. Сверх нормированные пластовые потери нефти, конденсата и газа, в том числе попутного (растворенного), определяются отклонениями от коэффициента извлечения, который утвержден в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса.
10. Сверх нормированные потери при сжигании сырого газа определяются по компонентному составу газа, состоящего на государственном балансе полезных ископаемых, на основе содержания компонентов, принятых при подсчете запасов, и (или) указанному в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса.
Содержание компонентов учитывается с последних утвержденных проектных документов, указанных в части первой настоящего пункта.
11. При отсутствии индивидуальных приборов учета, расчет проектных потерь проводится по содержанию растворенного газа в добываемом полезном ископаемом, числящихся на Государственном балансе запасов полезных ископаемых Республики Казахстан, и (или) указанного в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса.
Содержание компонентов учитывается с последних утвержденных проектных документов, указанных в части первой настоящего пункта.
12. Количественное значение сверх нормированных потерь углеводородов или урана, допущенных в процессе первичной переработки (подготовки), определяется по разнице между величиной извлечения, установленной технологией для соответствующего типа (сорта) углеводородов или урана и фактически достигнутого его извлечения в товарный продукт.
Приложение к Правилам определения размера ущерба, причиненного вследствие нарушения требований по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче углеводородов и добыче урана |
Примеры определения размера ущерба за сверх нормированные потери
Пример 1.
Недропользователь за отчетный период добыл 2658000 тонн нефти.
За этот период фактические потери нефти составили 4442 тонн нефти, в том числе утвержденные нормированные потери 1081 тонн нефти.
Средняя цена при реализации нефти недропользователем (официальные котировки цен) в отчетном периоде составляла 50,49 долларов США,
(4442 - 1081) х 50,49 = 169696,89 долларов США.
169696,89 х на официальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранной валюте, установленный Национальным Банком Республики Казахстан на день обнаружения ущерба = сумма ущерба.
Пример 2.
Недропользователем при разведке и добыче за отчетный период сожжено сырого газа в количестве 300 млн. м3. При этом газ имеет промышленное содержание компонентов, числящихся на Государственном балансе запасов полезных ископаемыхи (или) содержание компонентов указанного в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании". На основании значений потенциальных содержаний, согласно утвержденных Государственной комиссией по запасам Республики Казахстан данных и (или) указанных в базовом проектном документе, анализе разработки или проектном документе, утвержденном до введения в действие Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", определяем количество компонентов, в том числе сухого газа (метана). Потери компонентов – этан, пропан и (или) бутан, при потенциальном суммарном содержании 500 кг на 1000 м3 газа составляют 150000 тонн. Потери сухого газа и (или) метана при содержании 50 % составляют 150 млн. м3.
Средняя стоимость официальных котировок цен по сухому газу (метана) в отчетном периоде составила 80 долларов США за 1000 м3, а по компонентам – этану, пропану и (или) бутану, 350 долларов США по каждому компоненту, за 1 тонну.
Сумма ущерба:
за сухой газ (метан): 150000000 х 80:1000 = 12000000 долларов США;
за компоненты – этан, пропан и (или) бутан: 150000 х 350 = 52500000 долларов США;
всего: 64500000 долларов США.
64500000 х на официальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранной валюте, установленный Национальным Банком Республики Казахстан на день обнаружения ущерба = сумма ущерба.
Пример 3.
Недропользователь разрабатывает урановое месторождение. При полной отработке месторождения реализовал 61224 тонн урана:
фактические потери урана составили - 2024 тонн
при нормированных потерях - 1215 тонн
Средняя цена при реализации урана недропользователем (официальные котировки цен) в отчетный период составляла - 228,03 долларов США,
(2024 - 1215) х 228,03 = 184476,3 долларов США.
184476,3 х на официальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранной валюте, установленный Национальным Банком Республики Казахстан на день обнаружения ущерба = сумма ущерба.