В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемый процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности службами внутреннего аудита.
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан (Бектурова А.Т.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
А. Смаилов |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
____________ Н. Годунова
"____" __________ 2018 года
Утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 2 октября 2018 года № 873 |
Процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности службами внутреннего аудита
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящий процедурный стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности службами внутреннего аудита (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле" (далее – Закон).
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Целью аудита эффективности, проводимого службами внутреннего аудита (далее – СВА), является формирование независимой, компетентной и объективной оценки направлений деятельности объекта государственного аудита и формирование рекомендаций для:
оказания содействия объекту государственного аудита, государственным органам, а также другим получателям бюджетных средств, которые вовлечены в управление и администрирование деятельности данного объекта государственного аудита и (или) направления государственного аудита, в преодолении существующих и (или) потенциальных системных проблем, недостатков и нарушений;
повышения эффективности, усиления прозрачности и подотчетности управления и администрирования деятельности объекта государственного аудита и (или) в соответствующем направлении государственного аудита.
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Для целей настоящих Стандартов используются следующие основные понятия:
1) рабочие документы – документы, отражающие результаты выполненных аудиторских процедур, а также полученных аудиторских доказательств и выводов, сделанных государственным аудитором;
2) продуктивность использования финансовых и материальных средств – соотношение между результатами деятельности объекта аудита эффективности и использованными на их производство материальными и финансовыми средствами;
3) результативность использования финансовых и материальных средств – степень соответствия результатов деятельности объектов аудита эффективности запланированным результатам;
4) эксперт – физическое или юридическое лицо, обладающее специальными познаниями в области государственного аудита, и (или) деятельности объекта государственного аудита;
5) экономичность использования государственного имущества, находящегося в государственной собственности – достижение объектом аудита эффективности заданных результатов с использованием наименьшего объема средств бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности;
6) риск – вероятность негативного влияния на объект аудита эффективности какого-либо фактора (действия или события), которые могут привести к финансовым убыткам, нанесению ущерба, неспособности реализовать возложенную функцию или программу и обеспечить при этом эффективное использование финансовых и материальных средств;
7) эффективность – соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;
8) показатели аудита эффективности – абсолютные, качественные, количественные, относительные или динамические показатели, являющиеся критерием для оценки достижения поставленных целей или запланированных результатов с точки зрения эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;
9) система внутреннего контроля – совокупность политики, процессов и процедур, норм поведения и действий объекта аудита эффективности для того, чтобы обеспечить эффективную деятельность, позволяющую соответствующим образом реагировать на существенные риски в части достижения целей, поставленных перед объектом аудита эффективности, а также возложенных на него задач с точки зрения эффективности, экономичности, продуктивности и результативности деятельности объекта государственного аудита.
Другие понятия, используемые в настоящем Стандарте, применяются в значениях, определяемых Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом и иным законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Аудиту эффективности подлежат все направления деятельности:
в государственном органе, его ведомствах, территориальных подразделениях, подведомственных организациях – для СВА центральных государственных органов, за исключением СВА Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
в исполнительных органах, финансируемых из местных бюджетов и находящихся на территории административной подчиненности соответствующей области, городов республиканского значения, столицы, их подразделениях, подведомственных организациях – для СВА местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы.
Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Министра финансов РК от 07.10.2024 № 672 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Государственные аудиторы осуществляют эффективные коммуникации на протяжении всего процесса проведения государственного аудита с должностными лицами, ответственными за проведение аудиторского мероприятия.
6. Настоящий Стандарт определяет последовательность действий государственного аудитора в процессе проведения аудита эффективности и распространяется на должностных лиц СВА, ассистентов государственного аудитора, физических и юридических лиц, привлеченных к проведению государственного аудита.
Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Аудит эффективности проводится с применением горизонтального или вертикального подхода.
Горизонтальный подход предполагает проведение аудиторских мероприятий на нескольких объектах государственного аудита, которые принадлежат одному уровню государственного управления или финансируемых из бюджета одного уровня.
Вертикальный подход предполагает проведение аудиторских мероприятий на нескольких объектах государственного аудита, которые принадлежат разным уровням государственного управления или финансируемых из бюджетов разных уровней.
8. Отбор объектов аудита эффективности или отдельного направления его деятельности осуществляется на основе анализа исполнения плана развития государственного органа и программ развития территорий во взаимосвязи с бюджетными расходами и результатов оценки эффективности по направлениям деятельности государственного органа, проведенной за предыдущие годы, анализа результатов оценки корпоративного управления, управления государственным имуществом, исполнения показателей операционного плана, бюджетных программ, поручений руководителя государственного органа или акима области, городов республиканского значения, столицы, обращений юридических и физических лиц, и иных сведений.
СВА проводят функциональный анализ исполнения объектом государственного аудита своих функций, целей и задач, поставленных на обозначенный ожидаемый период, видов уставной деятельности (для субъектов квазигосударственного сектора), их эффективность и результативность.
Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. При проведении аудита эффективности соблюдаются этапы, предусмотренные Правилами проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля службами внутреннего аудита (далее – Правила проведения внутреннего государственного аудита), утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16689).
10. Рабочие документы служат источником информации и доказательством результатов выполненной работы государственного аудитора.
Раздел 2. Организация проведения аудита эффективности
Глава 1. Предварительное изучение и планирование аудита эффективности
11. На этапе предварительного изучения группа государственного аудита изучает (оценивает):
1) нормативные правовые акты, регулирующие предмет государственного аудита или деятельность объекта государственного аудита;
2) план развития государственного органа, программа развития территорий, результаты оценки эффективности по направлениям деятельности государственного органа, исполнение показателей операционного плана, бюджетных программ, а также иные сведения;
3) цели, задачи и политику, применяемые по предмету государственного аудита или в деятельности объекта государственного аудита;
4) бизнес-процессы, организационную структуру, внутреннюю и внешнюю среду функционирования по предмету государственного аудита или в деятельности объекта государственного аудита;
5) внутренние системы управления по предмету государственного аудита или в объекте государственного аудита, включая информационные системы и системы внутреннего контроля и аудита;
6) систему отчетности, применяемую по предмету государственного аудита или объектом государственного аудита;
7) при наличии результаты предыдущего государственного аудита, проведенного органами внешнего и внутреннего государственного аудита, а также результаты контроля (надзора), проведенного органами контроля и надзора, принятые объектом государственного аудита меры;
8) внешние источники информации (официальные статистические данные, материалы научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами, связанными с предметом программы, средства массовой информации, информационные базы проверяемого объекта государственного аудита);
9) доступность первичной информации и другие ограничения, связанные с проведением аудиторских процедур на последующих этапах аудита эффективности.
Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. В целях обеспечения качества аудита эффективности проводится анализ и оценка функционирования системы и средств внутреннего контроля объекта государственного аудита в разрезе взаимосвязанных компонентов, определенных статьей 57 Закона.
Для отбора объектов аудита эффективности или отдельного направления его деятельности применяется риск-ориентированный подход с проведением анализа и оценки рисков, связанных с достижением целей организации и определением надлежащих ответных мер, где учитываются следующие критерии:
1) универсальные риски;
2) риски, связанные с внешними и внутренними факторами, как на уровне организации, так и на уровне деятельности;
3) оценка значимости риска;
4) оценка вероятности возникновения риска;
5) оценка готовности организации к принятию риска;
6) разработка действий по реагированию на риски;
7) наличие выявляющих либо предотвращающих средств контроля;
8) дополнительные критерии государственного аудита и финансового контроля, определяемые государственным аудитором по предмету аудита эффективности.
13. На основании предварительного изучения, анализа и оценки информации по предмету государственного аудита или о деятельности объекта государственного аудита определяются цели, показатели, вопросы аудита эффективности, подходы и методы проведения аудита эффективности, оцениваются аудиторские риски и способы управления данными рисками.
14. Руководителем группы государственного аудита на основе данных предварительного изучения объекта государственного аудита разрабатывается план проведения внутреннего государственного аудита (далее – план аудита), содержащий срок проведения аудиторского мероприятия, необходимые ресурсы, объекты государственного аудита и маршруты следования.
Характер и масштаб работ по планированию аудита эффективности зависит от размера и сложности организационной структуры объекта государственного аудита, целей государственного аудита, понимания особенностей деятельности объекта государственного аудита.
Аудит эффективности осуществляется работниками СВА, уровень профессиональных знаний, навыки и опыт которых в совокупности соответствуют характеру, масштабу и сложности государственного аудита.
Государственные аудиторы принимают во внимание главные аспекты значимости предстоящей работы, включая такие количественные и качественные факторы, как цель, масштаб, предмет и показатели аудита эффективности.
Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Показатели аудита эффективности соответствуют следующим характеристикам:
1) применимость – показатели связаны с целью и вопросами аудита эффективности;
2) приемлемость – показатели согласованы с требованиями законодательства или мнением независимых экспертов;
3) надежность – показатели применимы государственными аудиторами при схожих обстоятельствах для формирования аналогичных выводов, заключений и рекомендаций;
4) объективность – показатели не являются предвзятыми и основываются на полной и достоверной информации;
5) полнота – показатели являются достаточными для достижения цели аудита эффективности;
6) полезность – применение показателей обеспечивает выявление фактов (данных) для формулировки обоснованных выводов, заключений и рекомендаций по улучшениям результатов эффективности;
7) понятность – показатели формулируются предельно кратко, содержат четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.
16. При разработке показателей аудита эффективности учитываются следующие риски:
1) субъективность – разработка показателей при наличии неполной, необъективной информации и при отсутствии всестороннего изучения проверяемого направления, сферы (области), в том числе вследствие недостаточности нормативно-методологической базы и опыта в проверяемой сфере (области);
2) отсутствие независимого экспертного мнения, квалифицированных специалистов в данной отрасли, независимых узкоспециализированных экспертов, научных разработок;
3) невозможность количественных и качественных измерений показателей эффективности ввиду специфики сферы (области) аудита эффективности;
4) отсутствие стандартов в деятельности объекта государственного аудита при проведении аудиторского мероприятия в новой области.
При разработке показателей аудита эффективности допускается использование критериев и показателей эффективности в соответствии с методиками, разработанными в целях реализации Системы ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954.
17. Для обеспечения соответствия показателей аудита эффективности требованиям, установленным пунктами 15 и 16 настоящего Стандарта, проводится обсуждение показателей аудита эффективности с должностными лицами объекта государственного аудита, при необходимости привлекаются эксперты.
18. Допускается корректировка или разработка новых показателей аудита эффективности на последующих этапах аудиторского мероприятия, при наличии оформленных надлежащим образом аудиторских доказательств с обязательным включением соответствующих ссылок в аудиторскую документацию.
19. В процессе планирования учитываются полученные сведения о деятельности объекта государственного аудита путем непрерывного процесса сбора и обработки информации. Информация, получаемая на последующих этапах проведения аудита эффективности, дополняет данные, полученные на подготовительном этапе.
20. Программа аудита составляется с учетом требований Правил проведения внутреннего государственного аудита, которая содержит показатели аудита эффективности и детализированные вопросы к каждому из показателей.
Вопросы аудита эффективности являются детализацией цели аудита и обеспечивают логическую связь с показателями аудита эффективности.
Оценка функционирования систем управления бизнес-процессами по предмету аудита эффективности, оценка достижения запланированных результатов, анализ причин, повлекших недостижение оцениваемых результатов по предмету аудита эффективности и их последствий, являются обязательными вопросами, включаемыми в программу аудита эффективности.
21. Аудиторское задание содержит конкретные программные вопросы, подлежащие охвату в ходе аудиторского мероприятия, сроки их рассмотрения на каждом объекте государственного аудита, распределяемые между участниками группы аудита.
Контроль за выполнением аудиторского задания возлагается на руководителя группы государственного аудита.
Глава 2. Аудиторские процедуры
22. Аудит эффективности осуществляется в порядке, определенном настоящим Стандартом и Правилами проведения внутреннего государственного аудита.
23. Процедура проведения аудита эффективности представляет собой глубокое и тщательное рассмотрение внутренних процессов (бизнес-процессов) в соответствии с целью и предметом аудита для определения рисков и их оценки, а также сбора достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, которые станут основой для выводов и рекомендаций аудита.
24. Государственные аудиторы с целью получения достаточных и надлежащих доказательств, проводят следующие аудиторские процедуры:
анализ исследуемой документации по предмету аудита эффективности;
оценка функционирования системы внутреннего контроля объекта государственного аудита, по направлению предмета аудита эффективности;
интервью (опрос) с лицами, связанными с предметом аудита эффективности (должностные лица объекта государственного аудита, контрагенты, получатели государственных услуг и другие физические или юридические лица);
наблюдение и осмотр (наблюдение за процессом или процедурой, выполняемой другими лицами);
аналитические процедуры (сопоставление информации за периоды, сопоставление показателей элементов финансовой отчетности, изучение взаимосвязи между данными показателей финансовой и нефинансовой информации за аудируемый период, изучение взаимосвязи между элементами предмета аудита эффективности);
инспектирование (проверка внутренних или внешних записей, или документов, в бумажной или электронной форме, или на прочих носителях информации, что обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности (в зависимости от характера и источника));
запрос и подтверждение (дополнение к другим аудиторским процедурам, в форме устного или письменного запроса);
пересчет (проверка арифметической точности документов или записей);
повторное выполнение (контрольные действия государственного аудитора в отношении руководства и работников объекта государственного аудита по применяемым ими средствам контроля).
Государственные аудиторы обеспечивают открытость и понятность аудиторских процедур, выполняемых на всех этапах аудита эффективности.
Сноска. В пункт 24 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра финансов РК от 27.03.2024 № 166 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).25. На основе профессионального суждения государственные аудиторы проводят аудит эффективности способом, позволяющим сократить риск до приемлемого уровня, обеспечивая разумную уверенность в достаточности, приемлемости и надежности аудиторских доказательств.
26. При проведении аудита эффективности аудиторские доказательства государственным аудитором анализируются в соответствии с предметом и целью аудита эффективности.
27. Профессиональное суждение используется при определении характера, вида, способа сбора и обеспечения качества собираемых аудиторских доказательств, служащих основой для выводов, заключений и рекомендаций органов государственного аудита и финансового контроля.
Глава 3. Систематизация выявленных фактов и составление аудиторского отчета
28. Выявленные факты по предмету аудита эффективности оцениваются на соответствие показателям аудита эффективности.
Лицом, ответственным за проведение аудиторского мероприятия и членами группы аудита эффективности проводится совместное обсуждение выявленных результатов, с участием представителей объекта государственного аудита и (или) другими организациями, вовлеченными в управление деятельностью объекта государственного аудита, и их систематизация путем:
1) ранжирования выявленных фактов по существенности и значимости;
2) выяснения, являются ли факты фрагментарным случаем или представляют собой признак системной проблемы;
3) выяснения осведомленности руководства объекта государственного аудита о выявленных системных проблемах и определения необходимости участия других сторон в устранении выявленных недостатков и реализации рекомендаций по улучшению деятельности объекта государственного аудита;
4) определения причины образования и влияния выявленных фактов на предмет аудита эффективности или деятельность объекта государственного аудита.
Систематизация выявленных фактов предполагает их соотнесение с соответствующими показателями аудита эффективности и вопросами аудита эффективности.
29. Выявленные при проведении аудита эффективности факты являются свидетельствами:
1) высоко-эффективной деятельности (имеют место позитивные отклонения фактических значений, характеризующих предмет аудита эффективности или деятельность объекта государственного аудита, от показателей аудита эффективности);
2) эффективной деятельности (фактические значения, характеризующие предмет аудита эффективности или деятельность объекта государственного аудита, соответствуют показателям аудита эффективности);
3) неэффективной деятельности (имеют место отклонения в худшую сторону фактических значений, характеризующих предмет аудита эффективности или деятельность объекта государственного аудита, от показателей аудита эффективности).
Сноска. В пункт 29 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра финансов РК от 27.03.2024 № 166 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30. Каждый выявленный факт подтверждается надежными и достаточными аудиторскими доказательствами. Сведения, сформированные по итогам аудиторского мероприятия, включает ответы на вопросы Программы аудита и при необходимости, аудиторское мнение в части причин и последствий отклонений от показателей аудита эффективности.
31. Аудиторский отчет формируется с учетом обсуждений с представителями объекта государственного аудита и (или) другими организациями, вовлеченными в управление деятельностью объекта государственного аудита, по форме согласно приложению 7 к Правилам проведения внутреннего государственного аудита.
32. Аудиторский отчет, составляемый по итогам аудита эффективности, в обязательном порядке содержит оценку на предмет соответствия показателям аудита эффективности и лаконичные ответы на все вопросы аудита эффективности.
33. Выводы и заключения, включаемые в аудиторский отчет, содержат результаты причинно-следственного анализа, в том числе причины неэффективности в деятельности объекта государственного аудита и последствий отклонений от показателей аудита эффективности, с учетом отсутствия необходимости ссылки на нормы нормативных правовых актов при описании недостатков, проблем, рисков недостижения результатов и совершения нарушений и других сведений, а также необходимости отражения выявленных резервов для совершенствования предмета аудита эффективности или деятельности объекта государственного аудита.
34. В аудиторский отчет включаются как выявленные нарушения и (или) недостатки, так и позитивные достижения по предмету аудита эффективности или в деятельности объекта государственного аудита.
Глава 4. Составление отчета о результатах внутреннего государственного аудита и мониторинг исполнения рекомендаций
35. Составление и представление отчета о результатах внутреннего аудита является ключевым этапом аудита эффективности, посредством которого обеспечивается содействие СВА улучшениям в изученной области государственного управления и (или) деятельности объекта государственного аудита.
Сноска. Пункт 35 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).36. Отчет о результатах внутреннего аудита, решение (распоряжение) об устранении нарушений и рассмотрении рекомендаций оформляются и направляются объекту государственного аудита в порядке и сроки, предусмотренные Правилами проведения внутреннего государственного аудита.
37. Мониторинг документов, принимаемых по результатам аудита эффективности осуществляется в порядке, установленном Законом и Правилами проведения внутреннего государственного аудита.
38. При необходимости СВА проводится аудиторское мероприятие по выполнению объектами государственного аудита рекомендаций, сформированных по итогам аудита эффективности, проведенных за определенный промежуток времени.
К проведению аудиторских и аналитических процедур по реализации итогов аудита эффективности привлекаются государственные аудиторы, которые принимали непосредственное участие в проведении аудита эффективности и (или) другие государственные аудиторы СВА.
Сноска. Пункт 38 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).39. Лицом, ответственным за проведение аудиторского мероприятия в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения информации (подтверждающих документов) от объекта государственного аудита проводится мониторинг исполнения рекомендаций на предмет своевременности и полноты их выполнения объектом государственного аудита.
При полном рассмотрении рекомендаций и устранения нарушений посредством обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, и привлечения к ответственности виновных лиц, составляется и подписывается руководителем группы государственного аудита справка о завершении аудиторского мероприятия по форме, утвержденной Правилами проведения внутреннего государственного аудита.
Сноска. Пункт 40 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).40. Руководитель СВА отчитывается перед руководителем центрального государственного органа или акимом области, городов республиканского значения, столицы о результатах аудита эффективности и влиянии исполненных рекомендаций на внутренние процедуры, бизнес-процессы по повышению эффективности работы, достижению прямых и конечных результатов деятельности объекта государственного аудита.
Сноска. Пункт 40 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 18.09.2023 № 989 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).