В соответствии с подпунктом 10-24) статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра промышленности и строительства РК от 05.02.2024 № 43 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые правила формирования, обработки, а также централизованного сбора и хранения информации в электронной форме, в том числе функционирования объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
К. Ускенбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития,
инновационной и аэрокосмической
промышленности Республики Казахстан
Утвержден приказом от 31 марта 2020 года № 172 |
Правила формирования, обработки, а также централизованного сбора и хранения информации в электронной форме, в том числе функционирования объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра промышленности и строительства РК от 05.02.2024 № 43 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие правила формирования, обработки, а также централизованного сбора и хранения информации в электронной форме, в том числе функционирования объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 10-24) статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях" (далее – Закон) и определяют порядок:
формирования, обработки информации в электронной форме в объектах информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства;
централизованного сбора и хранения информации в электронной форме с объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства;
функционирования объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) коммунальные услуги – услуги, предоставляемые потребителю, включающие водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов, для обеспечения безопасных и комфортных условий проживания (пребывания);
2) объекты информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства (далее – объекты информатизации ЖКХ) - электронные информационные ресурсы и информационные системы в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства;
3) информационная система централизованного сбора и хранения электронных информационных ресурсов в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ИС централизованного сбора) - это государственная информационная система, обеспечивающая консолидацию электронных информационных ресурсов с объектов информатизации ЖКХ, для анализа жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства и осуществления государственного регулирования в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства;
4) субъекты информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства (далее – субъекты информатизации ЖКХ) - уполномоченный орган, местные исполнительные органы, субъекты естественных монополий, объединения собственников имущества, простые товарищества, управляющие многоквартирным жилым домом, управляющие компании, субъекты сервисной деятельности, собственники квартир, нежилых помещений и иные субъекты в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства;
5) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
Глава 2. Порядок формирования, обработки информации в электронной форме в объектах информатизации ЖКХ
3. В целях формирования, обработки информации в электронной форме объекты информатизации ЖКХ обеспечивают автоматизацию процессов между субъектами информатизации ЖКХ в рамках своей компетенции.
4. Создаваемые и (или) развиваемые объекты информатизации ЖКХ обеспечивают ведение информации в зависимости от компетенции субъекта информатизации ЖКХ и функционала объекта информатизации ЖКХ:
в сфере жилищных отношений и жилищного хозяйства:
1) об учете многоквартирных жилых домов;
2) информацию о многоквартирном жилом доме, заполняемую объединением собственников имущества или простым товариществом либо управляющей многоквартирным жилым домом, либо управляющей компанией, либо одним представителем собственников квартир, нежилых помещений, при непосредственном совместном управлении в соответствии с приложением 1, 2 Правил по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под за № 10528);
3) об учете взносов собственников квартир и нежилых помещений на капитальный ремонт объекта кондоминиума;
4) о плановых мероприятиях, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов;
5) отчеты по итогам деятельности объединения собственников имущества или простого товарищества либо управляющего многоквартирным жилым домом, либо управляющей компании по содержанию многоквартирным жилым домом;
6) о собраниях собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, а также протоколах результатов собрания и голосования;
7) о подаче, обработке и выполнении заявок по управлению и содержанию многоквартирных жилых домов;
8) по заключенным договорам между субъектами информатизации ЖКХ;
в сфере коммунального хозяйства:
9) паспорта поставщика коммунальных услуг;
10) об учете поставщиков коммунальных услуг;
11) о лицевых счетах потребителей коммунальных услуг;
12) об учете общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунальных услуг;
13) о данных показаний приборов учета коммунальных услуг;
14) о тарификации, начислении, оплате стоимости коммунальных услуг;
15) о коммунальных инженерных сетях: теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, канализационных очистных сооружениях, электроснабжения, газоснабжения.
5. Формирование, обработка, в том числе обеспечение актуализации, полноты и достоверности информации в электронной форме в объектах информатизации ЖКХ осуществляются субъектами информатизации ЖКХ, в соответствии с законодательством в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства через личный кабинет.
Ежемесячный отчет по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума представляется председателем объединения собственников имущества или доверенным лицом простого товарищества либо управляющим многоквартирным жилым домом или управляющей компанией либо назначенной жилищной инспекцией временной управляющей компанией собственникам квартир, нежилых помещений до десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, посредством объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства и размещается в общедоступных местах.
Ежемесячные отчеты, заполняются в объектах информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства в машиночитаемом виде в соответствии с Типовой формой договора об оказании услуг по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также формах ежемесячного и годового отчетов по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2020 года № 164 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20247), и в последующем передаются в ИС централизованного сбора посредством интеграции для обеспечения хранения и доступа местных исполнительных органов, а также по требованию председателя объединения собственников имущества или доверенного лица простого товарищества либо управляющего многоквартирным жилым домом или управляющей компании либо назначенной жилищной инспекцией временной управляющей компании собственникам квартир, нежилых помещений.
При отсутствии у субъекта информатизации ЖКХ в собственности и (или) во владении объекта информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства ежемесячные отчеты, заполняются в ИС централизованного сбора через личный кабинет при регистрации.
6. Доступ к объекту информатизации ЖКХ предоставляется субъектом информатизации ЖКХ, являющимся его собственником и (или) владельцем в соответствии с соглашением на право доступа, заключенным между ним и иным субъектом информатизации ЖКХ.
Собственники квартир, нежилых помещений не несут расходов по доступу к информации, в подпунктах 2) и 5) пункта 4 настоящих Правил, в объектах информатизации ЖКХ в сфере жилищных отношений и жилищного хозяйства.
7. Формирование, обработка, в том числе обеспечение актуализации, полноты и достоверности информации субъектами информатизации ЖКХ осуществляется на постоянной основе, в электронной форме, в том числе с приложением электронных документов либо копий документов в электронной форме.
Документы, созданные на бумажном носителе, размещаются в объектах информатизации ЖКХ в виде копий документов в электронной форме.
8. Информация по подпунктам 5) и 6) пункта 4 настоящих Правил размещается в объектах информатизации ЖКХ после подписания ее электронной цифровой подписью субъекта информатизации ЖКХ.
9. Обработка информации, содержащая персональные данные осуществляется субъектом информатизации ЖКХ, с учетом обеспечения требований законодательства в сферах информатизации и защите персональных данных.
10. Субъект информатизации ЖКХ, являющийся собственником и (или) владельцем объекта информатизации ЖКХ, обеспечивает передачу информации с объекта информатизации ЖКХ в ИС централизованного сбора в соответствии с главой 3 настоящих правил.
Глава 3. Централизованный сбор и хранение информации в электронной форме в ИС централизованного сбора
11. Уполномоченный орган определяет подведомственную ему организацию Администратором ИС централизованного сбора.
Администратор осуществляет методологическое обеспечение функционирования и формирования электронных информационных ресурсов в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства, а также централизованный сбор, анализ и хранение, обеспечение сохранности и конфиденциальности электронных информационных ресурсов, полученных из объектов информатизации ЖКХ.
12. Размещение информации в ИС централизованного сбора осуществляется следующими способами:
1) через личный кабинет;
2) путем взаимодействия иных объектов информатизации ЖКХ с ИС централизованного сбора.
13. Местные исполнительные органы проводят инвентаризацию жилищного фонда и осуществляют учет функционирующих многоквартирных жилых домов с заполнением итоговых сведений в ИС централизованного сбора в соответствии с обязательными полями согласно приложению к настоящим Правилам Периодичность обновления и подтверждения итоговых сведений в ИС централизованного сбора составляет не реже 1 раза в год.
14. При размещении информации путем взаимодействия иных объектов информатизации ЖКХ с ИС централизованного сбора, субъект информатизации ЖКХ, являющийся собственником и (или) владельцем объекта информатизации ЖКХ, подает в ИС централизованного сбора заявку на регистрацию и интеграцию объекта информатизации ЖКХ (далее – заявка).
15. Субъекты информатизации ЖКХ в заявке указывают свои функции (компетенции) в ИС централизованного сбора путем выбора их из справочника, содержащегося в ИС централизованного сбора. При этом, если субъект информатизации ЖКХ осуществляет несколько видов деятельности, относящихся к разным функциям, перечисленным в указанном справочнике, субъект информатизации ЖКХ указывают несколько функций в ИС централизованного сбора.
16. Администратор ИС централизованного сбора в течение 5 рабочих дней рассматривает заявку и уведомляет субъект информатизации ЖКХ, являющийся собственником и (или) владельцем объекта информатизации ЖКХ, об одобрении или отказе заявки на электронный адрес указанного в заявке.
Администратор ИС централизованного сбора отказывает при неполноты представленной информации в заявке.
17. При одобрении Администратором ИС централизованного сбора заявки, уполномоченный орган заключает соглашение с субъектом информатизации ЖКХ, являющимся собственником и (или) владельцем объекта информатизации ЖКХ, об интеграции объекта информатизации ЖКХ с ИС централизованного сбора и проводит тестирование объекта информатизации ЖКХ.
18. При интеграции объекта информатизации ЖКХ или ИС централизованного сбора с объектами информатизации "электронного правительства" государственного органа, интеграция осуществляется в соответствии с законодательством об информатизации Республики Казахстан.
19. Доступ к информации и размещение информации в ИС централизованного сбора предоставляется центральным государственным органам, местным исполнительным органам, иным государственным органам и поставщикам коммунальных услуг осуществляется через личный кабинет, в соответствии с соглашением, заключенным с уполномоченным органом.
Субъекты информатизации в сфере коммунальных услуг при отсутствии в собственности и (или) во владении объекта информатизации ЖКХ ведут учет информации, указанной в подпунктах 9), 10), 12), 14) и 15) пункта 4 настоящих Правил в ИС централизованного сбора через личный кабинет при регистрации в соответствии с соглашением.
20. Права доступа субъектов информатизации ЖКХ прекращаются в ИС централизованного сбора, в следующих случаях:
1) истечение срока, на который были предоставлены права доступа согласно заключенного соглашения с уполномоченным органом;
2) размещение в ИС централизованного сбора информации об отзыве прав доступа;
3) размещение в ИС централизованного сбора информации об отказе от прав доступа лицом, которому были предоставлены права доступа на совершение действий в ИС централизованного сбора от имени субъекта информатизации ЖКХ;
4) прекращение прав доступа пользователя ИС централизованного сбора, предоставившего полномочия на совершение действий в ИС централизованного сбора, от своего имени иному лицу;
5) прекращение или выявление отсутствия оснований, в соответствии с которыми лицу предоставлены права доступа;
6) выявление факта представления субъектом информатизации ЖКХ в ИС централизованного сбора недостоверных сведений в заявке;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
21. Субъекты информатизации ЖКХ имеют доступ к открытой части ИС централизованного сбора и к информации, размещенной в ней, без прохождения процедур регистрации.
22. Доступ к закрытой части системы и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах, предназначенных для работы в ИС централизованного сбора, и (или) с использованием иных объектов информатизации после прохождения процедуры регистрации и заключения соглашения с уполномоченным органом.
23. Хранение информации в объектах информатизации ЖКХ обеспечивается субъектами информатизации ЖКХ и в ИС централизованного сбора уполномоченным органом.
24. Субъекты информатизации ЖКХ осуществляют передачу информации в ИС централизованного сбора с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в сферах информатизации, обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных.
25. Уполномоченный орган либо Администратор предоставляет или распространяет, в том числе передает информацию о субъектах информатизации ЖКХ, с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в сферах информатизации, обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных.
Глава 4. Функционирование объектов информатизации в сфере ЖКХ
26. Для обеспечения надежности и безопасности функционирования объектов информатизации ЖКХ техническим средствам, которые используются для хранения, обработки и передачи информации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сферах информатизации, обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных, а также стандартам, действующим на территории Республики Казахстан.
27. Голосование собственника квартиры, нежилого помещения осуществляется посредством объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства, абонентского устройства сотовой связи и с использованием иных способов, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, с обязательной идентификацией собственника квартиры, нежилого помещения.
Итоги электронного голосования фиксируются посредством объектов информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
При подведении итогов голосования учитываются голоса собственников квартир, нежилых помещений на собрании, проводимом явочным порядком и посредством объекта информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства, путем письменного опроса и посредством объекта информатизации в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства.
При формировании электронного документа хранение протоколов собраний производится в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
28. Объект информатизации в сфере жилищных отношений и жилищного фонда обеспечивает доступ к информационному ресурсу для обеспечения проверки электронной цифровой подписи в электронном документе, в том числе распечатанного на бумажном носителе.
29. Объекты информатизации ЖКХ обеспечиваются функцией приема и передачи заявлений от потребителей коммунальных услуг поставщикам коммунальных услуг путем интеграции с ИС централизованного сбора.
30. Субъект информатизации ЖКХ, разместивший информацию через личный кабинет в объекте информатизации ЖКХ, получает автоматическое уведомление о подтверждении размещения информации, с фиксированием даты поступления и передачи информации.
31. Использование функционала в объектах информатизации ЖКХ осуществляется в соответствии с правами доступа, предоставленными субъектам информатизации ЖКХ.
32. ИС централизованного сбора предоставляют информацию объектам информатизации ЖКХ посредством интеграции, в соответствии с соглашением, заключенным с уполномоченным органом.
33. Объекты информатизации ЖКХ обеспечиваются функционированием в непрерывном режиме.
34. Уполномоченный орган и собственник или владелец объекта информатизации обеспечивают:
1) бесперебойную круглогодичную и круглосуточную работу объектов информатизации ЖКХ;
2) быстрое (не более одного часа) восстановление работоспособности объектов информатизации ЖКХ при отказе их работы;
3) постоянное проведение мониторинга событий и текущего состояния ИС централизованного сбора и объектов информатизации ЖКХ, позволяющего непрерывно отслеживать доступность программно-аппаратного комплекса ИС централизованного сбора и текущее состояние использования оборудования, а также незамедлительно формировать уведомления собственникам и (или) владельцам объектов информатизации ЖКХ об отказе работы ИС централизованного сбора.
Перечень обязательных полей Таблицы для заполнения итоговых сведений в информационная система централизованного сбора и хранения электронных информационных ресурсов в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства (ИС централизованного сбора) по итогам учета функционирующих многоквартирных жилых домов
№ п/п | Наименование поля | Описание | Тип данных |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Кадастровый номер дома | Выбор, внесение и/или изменение кадастрового номера дома. | Строка, 200 символов |
2 | Код классификатора | Код классификатора административно-территориальных объектов из Адресного регистра. | Строка, 500 символов |
3 | Регистрационный код | Регистрационный код адреса дома | Строка, 16 символов, возможны ведущие нули. |
4 | Целевое назначение (литер по плану) | Предоставить возможность изменения целевого назначения (литер по плану) дома. Выбор значения из справочника. | Значение из справочника "Целевые назначения": для строительства и использования многоквартирного жилого дома (далее - МЖД) |
5 | Категория фонда | Предоставить возможность изменения категории фонда. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Категории фонда": |
6 | Наличие регистрации кондоминиума | Указание о наличии государственной регистрации объекта кондоминиума. |
Значения: |
7 | Наличие технического паспорта | Указание о наличии технического паспорта дома. |
Значения: |
8 | Балансовая принадлежность | Предоставить возможность изменения балансовой принадлежности. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Балансовая принадлежность": |
9 | Количество лифтов | Указание о наличии лифтов в МЖД. | Целое неотрицательное число либо ноль при отсутствии |
10 | Наличие электричества | Указание о наличии подключения электричества в МЖД. |
Значения: |
11 | Год постройки | Предоставить возможность изменения года постройки дома. При отличии от года ввода в эксплуатацию. | Целое неотрицательное число, год ввода в эксплуатацию. |
12 | Капитальный ремонт | Предоставить возможность изменения <дата.месяц.год> последнего проведения капитального ремонта. | Дата<дата.месяц.год> |
13 | Общее количество помещений в доме |
Общее количество помещений в доме из Адресного регистра: | Целое неотрицательное число |
14 | Количество этажей | Предоставить возможность изменения количества этажей в доме. | Целое неотрицательное число |
15 | Количество квартир | Количество помещений с типом "Квартира" в доме из Адресного регистра. | Целое неотрицательное число |
16 | Количество нежилых помещений | Количество помещений с типом "Нежилое помещение" в доме из Адресного регистра. | Целое неотрицательное число |
17 | Тип теплоснабжения | Предоставить возможность изменения типа теплоснабжения. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Тип теплоснабжения": |
18 | Вид теплоснабжения | Предоставить возможность изменения вида теплоснабжения. Если тип теплоснабжения – центральное, то выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Вид теплоснабжения": |
19 | Тип газоснабжения | Предоставить возможность изменения типа газоснабжения. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Тип газоснабжения": |
20 | Наличие газопровода | Предоставить возможность изменения наличия газопровода в МЖД. |
Значения: |
21 | Тип горячего водоснабжения | Предоставить возможность изменения типа горячего водоснабжения. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Тип горячего водоснабжения": |
22 | Тип водоснабжения | Предоставить возможность изменения типа водоснабжения. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Тип водоснабжения": |
23 | Наличие водопровода | Предоставить возможность изменения наличия водопровода в МЖД. |
Значения: |
24 | Тип водоотведения | Предоставить возможность изменения типа водоотведения. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Тип водоотведения": |
25 | Наличие канализации | Предоставить возможность изменения наличия канализации в МЖД. |
Значения: |
26 | Количество общедомовых приборов учета | Предоставить возможность изменения количества общедомовых приборов учета в доме. | Целое неотрицательное число |
27 | Ситуация дома | Предоставить возможность изменения ситуации дома. Выбор значения из справочника. |
Значение из справочника "Ситуация дома": |
28 | Причина выбытия дома | Предоставить возможность изменения причины выбытия дома. При наличии данных в поле значение отображать при использовании функции изменения данных по паспорту. | Строка, 500 символов |
29 | Наличие без барьерной среды |
Значения: |