ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в некоторые приказы Министерства национальной экономики Республики Казахстан следующие изменения:
1) в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 "Об утверждении Правил разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9938, опубликован 19 декабря 2014 года в информационно-правовой системе "Әділет"):
в Правилах разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций и определения целесообразности бюджетного кредитования, утвержденных указанным приказом:
подпункт 38) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"38) юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами – акционерное общество "Казахстанский центр государственно-частного партнерства", согласно постановлениям Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2008 года № 693 "О создании специализированной организации по вопросам концессии" и от 25 декабря 2015 года № 1056 "О некоторых вопросах Центра развития государственно-частного партнерства" или юридическое лицо, определяемое решением местного исполнительного органа;";
пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Проведение необходимых экспертиз инвестиционного предложения ГИП представляет собой рассмотрение документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил и подготовку экономического заключения центральным или местным уполномоченным органом по государственному планированию на инвестиционные предложения АБП.
Центральный или местный уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает инвестиционные предложения АБП на предмет экономической целесообразности, соответствия целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленными документами Системы государственного планирования, ежегодными посланиями Президента Республики Казахстан народу Казахстана, поручениями Президента Республики Казахстан, в срок не более 20 (двадцати) рабочих дней и направляет экономическое заключение по ним АБП.
В случае, если АБП предлагается реализовать ГИП путем реализации проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта, и общая сумма выплат из бюджета по проекту ГЧП, в том числе концессионного проекта составляет более 2 (двух) процентов от лимита государственных обязательств по проектам ГЧП местного исполнительного органа на текущий год, местный уполномоченный орган по государственному планированию в срок не более 1 (одного) рабочего дня направляет документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил юридическому лицу, определяемому Правительством Республики Казахстан, в целях выработки рекомендации на инвестиционные предложение АБП.
Юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней на основе оценки представленных данных вырабатывает рекомендации на инвестиционное предложение АБП на предмет обоснованности (соответствия принципам и признакам ГЧП) реализации ГИП путем реализации проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта и направляет рекомендации по ним местному уполномоченному органу по государственному планированию.
В случае необходимости представления недостающей информации для выработки рекомендаций на инвестиционные предложения АБП, согласно документам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, самостоятельно запрашивает и получает недостающую информацию путем направления соответствующего уведомления с указанием сроков представления.
В случае запроса недостающей информации сроки выработки рекомендаций приостанавливаются на период до их представления.
В случае, если недостающая информация для выработки рекомендаций не представлена в установленные сроки, юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, возвращает представленные данные АБП с указанием о невозможности выработки рекомендаций на инвестиционные предложения АБП.
Местный уполномоченный орган по государственному планированию подготавливает экономическое заключение с учетом рекомендации юридического лица, определяемого Правительством Республики Казахстан.";
приложения 3 и 3-1 изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу;
2) в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 "О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12717, опубликован от 4 февраля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет"):
в Правилах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, включающие вопросы планирования проектов государственно-частного партнерства, проведения конкурса и прямых переговоров по определению частного партнера, проведения мониторинга договоров государственно-частного партнерства, проведения мониторинга и оценки реализации проектов государственно-частного партнерства, утвержденных указанным приказом:
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Решение о реализации проекта ГЧП принимается уполномоченным лицом на основании документов Системы государственного планирования, поручений либо актов Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, а также с учетом приоритетности и срочности проекта ГЧП.
При определении приоритетности, срочности проекта ГЧП уполномоченное лицо:
принимает во внимание рекомендации Межведомственной проектной группы;
использует приоритизацию проектов ГЧП;
анализирует поступившие инициативы субъектов предпринимательства на соответствие документам Системы государственного планирования, поручениям либо актам Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан (в случае поступления данных инициатив).
В рамках приоритизации проектов ГЧП рассматривается степень целесообразности реализации проекта ГЧП. В первую очередь рассматриваются к реализации проекты ГЧП, обеспечивающие базовые потребности населения.
В случае, если приоритетных проектов ГЧП несколько, определяется степень срочности реализации таких проектов.
На данном этапе определяются экономическая и социальная эффективность проекта ГЧП.
Проекты ГЧП ориентируются на создание ценности для населения на долгосрочный период, на привлечение инвестиций частным партнером, а также на эксплуатацию объекта ГЧП частным партнером на срок не менее 5 (пяти) лет в зависимости от особенностей проекта ГЧП.";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Уполномоченные лица разрабатывают конкурсную документацию с учетом итогов конкурентного диалога, результатов работы Межведомственной проектной группы, а также с учетом требований Закона.
В случае разработки бизнес-плана к проекту ГЧП потенциальным частным партнером для внесения заявки на участие в прямых переговорах по определению частного партнера допускается проведение обсуждений с уполномоченными лицами.
К обсуждению могут привлекаться заинтересованные государственные органы, эксперты и заинтересованные лица.";
пункт 74 изложить в следующей редакции:
"74. Организатором конкурса создается конкурсная комиссия для определения частного партнера (далее – Комиссия).
Председателем Комиссии является первый руководитель организатора конкурса (в случае если организатором конкурса является местный исполнительный орган – не ниже заместителя акима области, города республиканского значения и столицы).
Секретарем Комиссии является представитель организатора конкурса не ниже заместителя руководителя структурного подразделения.
В состав Комиссии включаются представители центральных либо местных (в зависимости от уровня реализации проекта) уполномоченных органов по государственному планированию, по исполнению бюджета (по проектам, реализуемым на республиканском уровне не ниже руководителя управления структурного подразделения, по проектам, реализуемым на местном уровне не ниже руководителя структурного подразделения), представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
При этом в случае если проект ГЧП не предусматривает государственные обязательства, включение представителя уполномоченного органа по исполнению бюджета в состав комиссии, не обязательно.
В случаях, когда организатором конкурса выступают товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, пятьдесят и более процентов долей участия в уставном капитале или голосующих акции, которых прямо или косвенно принадлежат государству, в состав Комиссии также включается представитель (представители) уполномоченного органа соответствующей отрасли.
В состав Комиссии могут включаться представители иных государственных органов, организаций.
Рабочим органом Комиссии является организатор конкурса.";
пункты 79 и 80 изложить в следующей редакции:
"79. Со дня опубликования объявления о проведении конкурса по определению частного партнера организатор конкурса представляет потенциальному частному партнеру (его уполномоченному представителю) копию конкурсной документации на бумажном или электронном носителе.
Организатор конкурса предоставляет копию конкурсной документации через специально созданный интернет-ресурс (веб-портал) либо электронной почтой.
На бумажном носителе копия конкурсной документации предоставляется по запросу потенциального частного партнера.
Организатор конкурса взимает плату за представленную конкурсную документацию, не превышающую затраты на копирование конкурсной документации.
80. Организатор конкурса:
1) проверяет наличие документального подтверждения полномочий представителя потенциального частного партнера, оформленного надлежащим образом, на получение копии конкурсной документации;
2) проверяет наличие документального подтверждения о внесении потенциальным частным партнером либо его уполномоченным представителем платы за предоставление копии конкурсной документации;
3) вносит в журнал регистрации лиц, получивших конкурсную документацию, необходимые сведения (порядковый номер, время и дата получения, наименование, адрес и иные сведения);
4) предоставляет уполномоченному представителю потенциального частного партнера копию конкурсной документации под роспись.";
пункт 82 изложить в следующей редакции:
"82. Организатор конкурса проводит встречу с потенциальными частными партнерами для разъяснения конкурсной документации.
При этом организатор конкурса составляет протокол, содержащий представленные в ходе этой встречи запросы о разъяснении конкурсной документации без указания их источника, а также ответы на эти запросы.
Не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня оформления и подписания протокола о разъяснении положений конкурсной документации организатор конкурса направляет Комиссии, и всем потенциальным частным партнерам, которым организатор конкурса представил конкурсную документацию, копию указанного протокола.";
подпункт 7) пункта 122 изложить в следующей редакции:
"7) направление организатором конкурса приглашения потенциальным частным партнерам, представившим на первом этапе технические предложения, а также прошедшим квалификационный отбор, принять участие во втором этапе конкурса по определению частного партнера.
Со дня направления приглашения организатор конкурса представляет потенциальному частному партнеру (его уполномоченному представителю) копию конкурсной документации на бумажном или электронном носителе.
Организатор конкурса взимает плату за представленную конкурсную документацию, не превышающую затраты на копирование конкурсной документации.";
пункты 131, 132 и 133 изложить в следующей редакции:
"131. Уполномоченное лицо, которому внесена заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера, в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней или в срок не более 3 (трех) рабочих дней, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020-2025 годы, со дня ее поступления, определяет:
необходимость в реализации проекта с отражением фактической потребности в товарах, работах и услугах в рамках поступившей заявки, указанием на принадлежность проекта к технически сложным и (или) уникальным;
обоснованность выбранного способа определения частного партнера;
соответствие критерия проекта ГЧП, согласно приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129 "Об утверждении Правил разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 9938).
В случае, если общая сумма выплат из бюджета по местному проекту ГЧП, инициированного потенциальным частным партнером, составляет более 2 (двух) процентов от лимита государственных обязательств по проектам ГЧП местного исполнительного органа на текущий год, уполномоченный орган, которому внесена заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера, в срок не более 1 (одного) рабочего дня направляет Центру развития ГЧП документы, указанные в пункте 130 настоящих Правил в целях выработки рекомендаций на бизнес-план к проекту ГЧП.
Центр развития ГЧП в срок не более 10 (десяти) рабочих дней на основе оценки представленных данных вырабатывает рекомендации на бизнес-план к проекту ГЧП на предмет обоснованности (соответствия принципам и признакам ГЧП) реализации проекта ГЧП и направляет рекомендации уполномоченному органу.
В случае необходимости предоставления недостающей информации для выработки рекомендаций на бизнес-план к проекту ГЧП, согласно документам, указанным в пункте 130 настоящих Правил, Центр развития ГЧП самостоятельно запрашивает и получает недостающую информацию путем направления соответствующего уведомления с указанием сроков представления.
В случае, если недостающая информация для выработки рекомендаций не представлена в установленные сроки Центр развития ГЧП возвращает представленные данные уполномоченному органу с указанием о невозможности выработки рекомендаций на бизнес-план к проекту ГЧП.
По итогам рассмотрения заявки на участие в прямых переговорах по определению частного партнера уполномоченное лицо подготавливает заключение с учетом рекомендации Центра развития ГЧП за подписью первого руководителя, либо лица его замещающего, либо лица уполномоченного им, которое направляется частному партнеру, инициировавшему проект ГЧП в срок не более 2 (двух) рабочих дней или в срок не более 1 (одного) дня, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020-2025 годы, с момента подготовки.
При этом экономическая целесообразность, в том числе предполагаемая возможность предоставления мер государственной поддержки, источников возмещения затрат и получения доходов частного партнера определяется в рамках экспертизы бизнес-плана к проекту ГЧП в соответствии с параграфом 13 главы 3 настоящих Правил.
Уполномоченное лицо, которому внесена заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера, при необходимости уточнения и (или) обсуждения поступившей заявки запрашивает у потенциального частного партнера дополнительные материалы и (или) проводит предварительные переговоры с оформлением протокола (протоколов).
Со дня направления уведомления о необходимости уточнения и (или) обсуждения представленной заявки до дня представления необходимой информации потенциальным частным партнером и (или) дня подписания последнего протокола предварительных переговоров срок подготовки заключения уполномоченным лицом приостанавливается.
По итогам уточнения и (или) обсуждения представленной заявки потенциальный частный партнер может скорректировать ранее внесенную заявку.
В случае письменного отказа от участия в предварительных переговорах, отзыве заявки и (или) непредставления необходимой информации потенциальным частным партнером в срок не более 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения уведомления, внесенная заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнера оставляется без рассмотрения.
132. В случае определения в заключении уполномоченного лица необходимости в реализации проекта ГЧП, уполномоченное лицо (организатор прямых переговоров) проводит квалификационный отбор с целью определения соответствия потенциального частного партнера квалификационным требованиям, установленным статьей 32 Закона в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с момента подготовки заключения или в срок не более 1 (одного) рабочего дня, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы.
Результаты квалификационного отбора оформляются в виде заключения уполномоченного лица (организатора прямых переговоров) о соответствии либо несоответствии потенциального частного партнера квалификационным требованиям, установленным статьей 32 Закона.
133. Уполномоченное лицо размещает краткую информацию о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе, обеспечивает размещение в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан (не менее одного), на интернет-ресурсе Центра развития ГЧП, с указанием требований к представлению потенциальными частными партнерами альтернативных предложений о заинтересованности в его реализации.
Дополнительно допускается размещение на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях.";
параграф 13 изложить в следующей редакции:
"Параграф 13. Экспертиза бизнес-плана к проекту ГЧП
138. Организатор прямых переговоров (уполномоченное лицо) создает комиссию по проведению прямых переговоров по определению частного партнера (далее – Комиссия по проведению прямых переговоров).
Председателем Комиссии по проведению прямых переговоров является первый руководитель организатора прямых переговоров либо лицо, уполномоченное им (в случае если организатором прямых переговоров является местный исполнительный орган – не ниже заместителя акима области, города республиканского значения и столицы).
Секретарем Комиссии по проведению прямых переговоров является представитель организатора прямых переговоров не ниже заместителя руководителя структурного подразделения.
В состав Комиссии по проведению прямых переговоров включаются представители центральных либо местных (в зависимости от уровня реализации проекта) уполномоченных органов соответствующей отрасли, не ниже заместителя руководителя структурного подразделения.
В состав Комиссии по проведению прямых переговоров могут включаться представители иных государственных органов, организаций.
139. Комиссия по проведению прямых переговоров осуществляет следующие функции:
1) определение потенциального частного партнера, соответствующего квалификационным требованиям (согласно заключению уполномоченного лица (организатора прямых переговоров), прошедшим квалификационный отбор, и признание его участником прямых переговоров;
2) определение уполномоченного лица (организатора прямых переговоров), ответственного за доработку бизнес-плана к проекту ГЧП, проекта договора, внесенного потенциальным частным партнером, в соответствии с замечаниями и рекомендациями экспертизы, согласований и Комиссии по проведению прямых переговоров;
3) одобрение либо направление на доработку бизнес-плана к проекту ГЧП, проекта договора ГЧП;
4) принятие решения о результатах прямых переговоров;
5) иные функции, необходимые для проведения прямых переговоров.
140. Решения Комиссии по проведению прямых переговоров оформляются протоколом.
Протокол подписывается всеми членами Комиссии по проведению прямых переговоров, участвовавшими в заседании.
Решение Комиссии по проведению прямых переговоров принимается голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества членов Комиссии по проведению прямых переговоров.
В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель Комиссии по проведению прямых переговоров.
В случае несогласия с решением Комиссии по проведению прямых переговоров любой член данной Комиссии выражает особое мнение, которое направляется организатору прямых переговоров в срок не более 3 (трех) рабочих дней со дня проведения заседания Комиссии и прилагается рабочим органом Комиссии по проведению прямых переговоров к протоколу. При этом в протоколе заседания Комиссии делается отметка о наличии особого мнения и указывается окончательный срок внесения особого мнения.
Заседание Комиссии по проведению прямых переговоров правомочно (имеет кворум), если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
В случае отсутствия на заседании председателя Комиссии по проведению прямых переговоров, либо на период его отсутствия – лица, его замещающего, заседание Комиссии не проводится.
141. Бизнес-план к проекту ГЧП подписывается первым руководителем организатора прямых переговоров, либо лицом его замещающим, первым руководителем потенциального частного партнера, инициировавшего проект ГЧП, а также иных заинтересованных уполномоченных лиц.
Бизнес-план к проекту ГЧП, а также прилагаемые к нему приложения и материалы, в прошитом виде, с пронумерованными страницами (последняя страница на оборотной стороне заверяется печатью организатора прямых переговоров с указанием количества страниц) направляется организатором прямых переговоров на следующие согласования и экспертизы:
1) в случае принадлежности проекта к сферам естественных монополий, согласование бизнес-плана к проекту ГЧП в части порядка формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на товары, работы и услуги, согласование с уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня внесения бизнес-плана к проекту ГЧП.
При этом государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий согласовывает инвестиционную программу и положения договора ГЧП определяющие:
формирование затрат, включаемых в тариф (цену, ставку сбора);
формирование статей расходов в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь;
установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа (цены, ставки сбора);
объема инвестиций и порядок возврата инвестированного капитала;
формирование и ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора);
применение методов начисления износа основных средств;
критерии качества эксплуатации объекта;
порядок определения качества эксплуатации объекта;
предоставление третьим лицам ограниченного целевого пользования объектом ГЧП;
сроки (периоды) и источники финансирования проведения капитального ремонта или модернизации объектов;
права и обязанности частного партнера, связанные с формированием и утверждением тарифов;
проведение переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии;
осуществление контроля деятельности в сферах естественных монополий, включая осуществление контроля за объемом и качеством производимых продукции, работ и услуг по проекту ГЧП.
Согласование бизнес-плана к проекту ГЧП оформляется в виде письма о согласовании, либо не согласовании с отражением причин не согласования по каждому рассматриваемому вопросу;
2) проведение отраслевой экспертизы уполномоченным органом соответствующей отрасли.
Отраслевая экспертиза бизнес-плана к проекту ГЧП приводится по форме Отраслевого заключения согласно приложению 1-2 к настоящим Правилам отраслевыми центральными государственными органами (по местным проектам ГЧП, стоимость которых свыше четырехмиллионного месячного расчетного показателя либо по республиканским проектам ГЧП), либо местными отраслевыми государственными органами (по местным проектам ГЧП) в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с момента его внесения или в срок не более 2 (двух) рабочих дней, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы.
В случае признания проекта ГЧП по целесообразности, срокам реализации, объемам, стоимости и механизму реализации, достижению конечных и прямых результатов по проекту ГЧП, подготавливается положительное отраслевое заключение, в противном случае – отрицательное отраслевое заключение.
Бизнес-план к проекту ГЧП при внесении в него изменений и (или) дополнений подлежит направлению на отраслевую экспертизу.
Отраслевое заключение полистно парафируется руководителем структурного подразделения отраслевого центрального либо местного государственного органа и подписывается первым руководителем отраслевого центрального, либо местного государственного органа, либо лицом, его замещающим с приложением соответствующего приказа.
Отраслевое заключение представляется в прошитом виде, с пронумерованными страницами, последняя страница на оборотной стороне заверяется печатью государственного органа и указывается количество страниц.
По проектам ГЧП в сфере информатизации оценка технологических, технических решений, предусмотренных в бизнес-плане к проекту ГЧП, в том числе графика реализации, проводится на соответствие требованиям Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года "Об информатизации".
По проектам ГЧП в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности оценка технологических, технических решений, предусмотренных в бизнес-плане к проекту ГЧП, в том числе графика реализации, проводится на соответствие требованиям Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
В случае если проект ГЧП затрагивает сферу ответственности нескольких отраслевых государственных органов, указанными отраслевыми государственными органами дополнительно предоставляются заключения соответствующих отраслевых экспертиз бизнес-плана к проекту ГЧП;
3) подготовка заключения на бизнес-план к проекту ГЧП центрального либо местного уполномоченного органа по государственному планированию на основании экспертизы, проводимой Центром развития ГЧП либо юридическим лицом, определяемым местным исполнительным органом.
Бизнес-план к проекту ГЧП направляется организатором прямых переговоров в центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию с приложением:
положительного заключения (заключений) отраслевой экспертизы бизнес-плана к проекту ГЧП;
результатов согласования, предусмотренных в настоящем пункте;
иных материалов и сведений, необходимых для всесторонней и полной оценки представляемого бизнес-плана к проекту ГЧП.
Центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию в срок не более 3 (трех) рабочих дней или в срок не более 1 (одного) рабочего дня, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы, со дня поступления направляет бизнес-план к проекту ГЧП и поступившие материалы в Центр развития ГЧП или юридические лица, определяемые местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, для проведения экспертизы.
142. Экспертиза бизнес-плана к проекту ГЧП, в том числе при внесении в него соответствующих изменений и (или) дополнений, осуществляется в срок не более 30 (тридцати) рабочих дней или в срок не более 5 (пяти) рабочих дней, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы, со дня внесения бизнес-плана к проекту ГЧП по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными.
По остальным проектам срок экспертизы – в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней или в срок не более 5 (пяти) рабочих дней, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы, со дня внесения бизнес-плана к проекту ГЧП.
143. Экспертиза бизнес-плана к проекту ГЧП, в том числе при внесении в него соответствующих изменений и (или) дополнений, проводится Центром развития ГЧП (по республиканским проектам) либо юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченными на проведение экспертизы (по местным проектам), с целью определения возможности реализации проекта ГЧП посредством оценки информации, содержащейся в бизнес-плане к проекту ГЧП.
144. Заключение экспертизы бизнес-плана к проекту ГЧП, в том числе при внесении в него соответствующих изменений и (или) дополнений, содержит оценку:
возможности реализации проекта ГЧП в рамках действующего законодательства Республики Казахстан в области ГЧП;
возможности оказания указанных в бизнес-плане к проекту ГЧП видов и объемов государственной поддержки, а также возмещения затрат и получения доходов частным партнером;
рисков проекта ГЧП и мер по их управлению;
институциональных решений (механизмов взаимодействия сторон, их ответственности и другие).
социально-экономической эффективности реализации проекта ГЧП;
коммерческой эффективности реализации проекта ГЧП;
результатов маркетингового исследования, в том числе спроса на образующуюся в результате реализации проекта ГЧП продукцию (товары, работы и услуги);
соотношения выгод и затрат государства при реализации проекта ГЧП по предлагаемой схеме.
145. Результатом экспертизы бизнес-плана к проекту ГЧП, в том числе при внесении в него соответствующих изменений и (или) дополнений, является положительное либо отрицательное заключение, состоящее из следующих частей:
1) вступительная часть заключения экспертизы содержит сведения о наименовании и дате проведения экспертизы, а также общую информацию о проекте ГЧП;
2) в основной (аналитической) части заключения экспертизы отражаются результаты оценки, проведенной в соответствии с настоящими Правилами;
3) в заключительной части излагаются выработанные по итогам экспертизы выводы и рекомендации.
Положительное заключение может содержать оговорки с рекомендациями для организатора прямых переговоров, Комиссии по проведению прямых переговоров и иных заинтересованных лиц по повышению качества управления проектом ГЧП, в том числе по обеспечению эффективности реализации проекта ГЧП и управлению рисками.
В случае подготовки отрицательного заключения потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП, имеет право доработать бизнес-план к проекту ГЧП с организатором прямых переговоров и внести на повторную экспертизу.
146. Центральный либо местный уполномоченный орган по государственному планированию на основании экспертизы, проводимой Центром развития ГЧП либо юридическим лицом, определяемым местным исполнительным органом, подготавливает заключение на бизнес-план к проекту ГЧП.
147. Общий срок рассмотрения бизнес-плана к проекту ГЧП центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию с учетом экспертизы не превышает 40 (сорока) рабочих дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, а по остальным проектам 25 (двадцати пяти) рабочих дней с момента его внесения.
В случаях необходимости представления недостающей и (или) дополнительной информации по бизнес-плану к проекту ГЧП Центр развития ГЧП или юридические лица, определяемые местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченные на проведение экспертизы, направляют соответствующие запросы, копию запроса – центральному или местному уполномоченному органу по государственному планированию в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления пакета документов (но не более одного раза). Недостающая и (или) дополнительная информация либо уведомление о необходимости дополнительных сроков направляется разработчиком бизнес-плана к проекту ГЧП, в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления запроса.
При этом дополнительный срок представления недостающей и (или) дополнительной информации не превышает 15 (пятнадцати) календарных дней.
Со дня направления запроса и до представления необходимой информации сроки проведения экспертизы приостанавливаются.
В случае непредставления в срок необходимой информации согласно запросу, бизнес-план к проекту ГЧП, возвращается разработчику без рассмотрения.
148. В случае отсутствия со стороны государства мер государственной поддержки и выплат из государственного бюджета субъектам ГЧП, заключения центрального и местного уполномоченного органа по государственному планированию и экспертиза Центра развития ГЧП либо юридического лица, определяемого местным исполнительным органом, не требуются.
При этом центральный и местный уполномоченный орган по государственному планированию согласовывают бизнес-план к проекту ГЧП на предмет соответствия планируемого проекта ГЧП признакам ГЧП, предусмотренным статьей 4 Закона.
149. Бизнес-план к проекту ГЧП дорабатывается потенциальным частным партнером, инициировавшим проект ГЧП с организатором прямых переговоров и утверждается приказом первого руководителя организатора прямых переговоров, либо лица его замещающего и подписывается первым руководителем потенциального частного партнера, инициировавшего проект ГЧП, с учетом результатов всех необходимых согласований и экспертиз и решения Комиссии по проведению прямых переговоров. Общий срок доработки и утверждения бизнес-плана к проекту ГЧП составляет не более двух месяцев с момента получения всех необходимых экспертиз и согласований.
Не допускается внесение изменений и дополнений в утвержденный бизнес-план к проекту ГЧП без проведения экспертизы.
Организатор прямых переговоров в срок не более 3 (трех) рабочих дней или в срок не более 1 (одного) рабочего дня, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы, с момента утверждения бизнес-плана к проекту ГЧП уведомляет об этом потенциального частного партнера, инициировавшего проект ГЧП.
Потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП, в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней или в срок не более 1 (одного) рабочего дня, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы, с момента получения уведомления представляет уполномоченному лицу проект договора ГЧП, разработанный в соответствии с утвержденным бизнес-планом к проекту ГЧП.
Содержание договора ГЧП определяется в соответствии со статьей 46 Закона.
Решение о продлении срока представления проекта договора ГЧП принимается Комиссией по проведению прямых переговоров.";
пункт 150 изложить в следующей редакции:
"150. Проект договора ГЧП, внесенный потенциальным частным партнером, инициировавшим проект ГЧП, выносится на заседание Комиссии по проведению прямых переговоров.
Результаты переговоров оформляются протоколом, подписываемым уполномоченными представителями сторон и членами Комиссии по проведению прямых переговоров с приложением проекта договора ГЧП.
Если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы, результаты переговоров оформляются протоколом, подписываемым уполномоченными представителями сторон и членами Комиссии по проведению прямых переговоров с приложением проекта договора ГЧП в срок не более 1 (одного) рабочего дня.";
пункт 152 изложить в следующей редакции:
"152. Центральный либо местный уполномоченный орган по исполнению бюджета согласовывает проект договора ГЧП по вопросам, входящим в компетенцию, в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления или в срок не более 1 (одного) рабочего дня, если проект предполагает строительство жилья в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития "Нұрлы жер" на 2020 - 2025 годы.";
пункт 156 изложить в следующей редакции:
"156. По итогам принятия решения о результатах прямых переговоров Комиссией по проведению прямых переговоров организатор прямых переговоров направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и исполнению бюджета (по республиканским проектам) или местный уполномоченный орган по государственному планированию (по местным проектам) заявку с приложением результатов согласований проекта договора ГЧП для вынесения на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии вопроса принятия государственных обязательств по проекту ГЧП.
В случае отсутствия государственных обязательств по проекту ГЧП вынесение на рассмотрение соответствующих бюджетных комиссий вопроса принятия государственных обязательств по проекту ГЧП не требуется.
Отсутствие государственных обязательств по проекту ГЧП подтверждается уполномоченным органом по государственному планированию с оформлением соответствующего письма.";
пункт 162 изложить в следующей редакции:
"162. Регистрация договора ГЧП, в том числе в случае отсутствия государственных обязательств по проекту ГЧП, осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета или его территориальным подразделением.
В случае отсутствия государственных обязательств по проекту ГЧП регистрация договора ГЧП осуществляется без решения соответствующей бюджетной комиссии при предоставлении подтверждающего письма центрального уполномоченного органа по государственному планированию (по республиканским проектам) либо местного уполномоченного органа по государственному планированию (по местным проектам) об отсутствии государственных обязательств по проекту ГЧП.";
пункт 170 изложить в следующей редакции:
"170. Внесение изменений и (или) дополнений в заключенный договор ГЧП осуществляется в порядке, установленном Законом, настоящими Правилами, а также в соответствии с договором ГЧП.
Предлагаемые изменения и (или) дополнения в заключенный договор ГЧП оформляются в виде проекта договора ГЧП (дополнительное соглашение к договору ГЧП).
Проект дополнительного соглашения подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами.
При необходимости внесения изменений и (или) дополнений в договор ГЧП, в том числе по результатам мониторинга и (или) оценки реализации проекта ГЧП, государственный партнер заключает с частным партнером дополнительное соглашение к договору ГЧП по итогам согласования дополнительного соглашения с заинтересованными государственными органами.
Не допускается внесение изменений и (или) дополнений в заключенный договор ГЧП в части исключения этапа эксплуатации объекта ГЧП частным партнером.
Допускается внесение изменений и (или) дополнений в заключенный договор ГЧП по соглашению сторон только при соблюдении следующих условий:
1) положительная бюджетная эффективность (в денежном выражении), предполагающая рост государственных доходов без увеличения расходов бюджета;
2) сохранение предусмотренных договором ГЧП требований к качественным характеристикам и/или объему, и/или доступности товаров, работ, услуг;
3) сохранение (увеличение) экономической и социальной эффективности проекта ГЧП.";
в Методике определения стоимости создания и (или) реконструкции объекта государственно-частного партнерства, суммарной стоимости государственной поддержки и источников возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства, утвержденной указанным приказом:
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. При предоставлении по проекту ГЧП компенсации инвестиционных затрат (далее – КИЗ) как отдельно, так и с совместно с иными мерами государственной поддержки и выплат из государственного бюджета:
не допускается индексация КИЗ на уровень инфляции;
учитываются нормативные документы по ценообразованию в строительстве в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.
Выплата КИЗ осуществляется после ввода объекта ГЧП в эксплуатацию равными долями в течение срока, составляющего не менее 5 (пяти) лет, в соответствии с договором ГЧП.
При этом не допускается перенос сроков выплат КИЗ, установленных договором ГЧП, на ранние периоды.".
2. Департаменту инвестиционной политики в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Р. Даленов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
Экономическое заключение на инвестиционное предложение
| Общая информация по проекту |
1.1. | Наименование государственного инвестиционного проекта |
1.2. | Мощность проекта (единица измерения) |
1.3. | Период реализации (лет) |
1.4. | Период эксплуатации (лет) |
1.5. | Обоснование реализации проекта (согласно заключению отраслевой экспертизы) |
1.6. | Механизмы и объемы финансирования (все затраты до ввода в эксплуатацию) (тысяч тенге) |
1) | Стоимость разработки (корректировки) технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта (тысяч тенге) |
2) | Стоимость выкупа земли (тысяч тенге) |
3) | Возможность принятия государственных обязательств в пределах установленных нормативными правовыми актами лимитов государственных обязательств (в случае реализации проекта как государственно-частного партнерства) |
1.7. | Соответствие приоритетам бюджетной инвестиционной политики |
1.8. | Наличие представленной документации |
2. | Соответствие положениям документов Системы государственного планирования, ежегодным посланиям Президента Республики Казахстан народу Казахстана, поручениям Президента Республики Казахстан (указать реквизиты документа) |
3. | Институциональная схема управления проектом (информация обо всех участниках проекта, как в ходе реализации, так и в постинвестиционный период, их взаимодействие) |
4. | Наличие измеримых (количественных) показателей конечного результата |
5. | Возможность реализации проекта с точки зрения оценки рисков |
6. | Обоснованность расчетов стоимости государственного инвестиционного проекта |
7. | Обоснованность приоритетного выбора механизма реализации государственного инвестиционного проекта в зависимости от потребности государственных инвестиций |
Выводы (определение возможного вида и способов финансирования государственных инвестиционных проектов из бюджета, а также целесообразности реализации государственного инвестиционного проекта с учетом рекомендации юридического лица, определяемого Правительством Республики Казахстан).
Методика отбора государственного инвестиционного проекта
1. Основными предпосылками (критериями) среди прочего для реализации проектов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), в том числе концессионных проектов для государства являются наличие в совокупности следующих факторов:
1) проект ориентируется на привлечение инвестиций частным партнером (концессионером) в целях создания ценности для населения на долгосрочный период;
2) целью проекта является повышение качества предоставляемых услуг и проект является привлекательным для субъектов предпринимательства;
3) размер государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств (при их необходимости) должен быть не больше суммы денежных средств, вовлекаемых частным партнером (концессионером) в проект государственно-частного партнерства либо концессионный проект на стадии их отбора, в том числе собственных денежных средств частного партнера (концессионера).
При этом, участие собственных денежных средств частного партнера (концессионера) составляет не менее десяти процентов от стоимости объекта государственно-частного партнерства (объекта концессии);
4) проект не предусматривает покрытие валютных рисков за счет бюджета, за исключением концессионных проектов;
5) проект предполагает выпуск продукции на территории Республики Казахстан и оказание соответствующих услуг, казахстанское содержание ресурсов которых составляет не менее 50%.
2. Основными критериями участия государства в проектах ГЧП является эффективное управление бюджетными средствами через призму повышения поступления налогов для увеличения доходов бюджета, сокращения (не увеличения) расходов бюджета, то есть критерии бюджетной эффективности проектов, а также законодательная возможность реализации государственного инвестиционного проекта (далее – ГИП) посредством механизмов ГЧП.
3. Первичный отбор проектов осуществляется на основании юридических критериев, таких как отсутствие ограничений по передаче объекта инвестиций в ГЧП, а также критерия наличия потребности в бюджетных инвестициях.
Если объект инвестиций входит в Перечень объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710, то проект рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций.
В зависимости от потребности государственных инвестиций государственный инвестиционный проект рассматривается в следующей приоритетности:
1) проект, не требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, кроме проектов, предусматривающих гарантию потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг, производимых в ходе реализации проекта ГЧП, рассматривается к реализации посредством ГЧП;
2) проект, требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций;
3) проект, требующий денежных выплат за счет бюджетных средств, рассматривается к реализации посредством ГЧП.
4. Экономическая экспертиза состоит из двух уровней:
первый уровень экономической экспертизы будет проводиться на предмет оценки показателя "Приоритетность ГИП", который будет содержать оценку ГИП на соответствие документам Системы государственного планирования, а также срочности реализации проекта. В случае наличия срочности реализации проекта, проект рассматривается к реализации посредством бюджетных инвестиций.
Путем осуществления государственных инвестиционных проектов не реализуются проекты, направленные на предоставление развлекательных услуг, игорный бизнес, парикмахерские и салоны косметических услуг, банно-оздоровительные комплексы, торгово-развлекательные центры.
Если затраты на разработку и экспертизу документации превышает стоимость реализации проекта, то ГИП не рассматривается через механизм ГЧП.
второй уровень, методом анализа затрат и выгод определить коэффициент бюджетной эффективности по следующей формуле:
где,
Кбэ – коэффициент бюджетной эффективности;
ДБбиj – поступления в государственный (как в республиканский, так и в местные) бюджет от реализации проекта посредством бюджетного инвестиционного проекта либо участие государства в уставном капитале в период j;
РБбиj – средства, направляемые на реализацию проекта (как в ходе инвестиций, так и в ходе эксплуатации) в период j;
ДБгчпj – поступления в государственный (как в республиканский, так и в местные) бюджет от реализации проекта посредством ГЧП в период j;
РБгчпj – государственные обязательства по проекту ГЧП в период j;
Ст – ставка дисконтирования.
Значение ставки дисконтирования рекомендуется выбирать равной значению ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на дату разработки инвестиционного предложения либо среднему значению прогнозируемой инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Казахстан.
Если Кбэ > 0, то ГИП рассматривается к реализации как бюджетные инвестиции;
Если Кбэ ≤ 0, то в первую очередь ГИП рассматривается к реализации как проект ГЧП.
Если коэффициент бюджетной эффективности ГИП имеет отрицательное значение и возникает необходимость рассмотрения через проект ГЧП, рассчитывается срок окупаемости проекта, по формуле:
IC (Invest Capital) – первоначальные инвестиционные затраты в проекте;
CFi (Cash Flow) – денежный поток от проекта в i-й период времени, который представляет собой сумму чистой прибыли и амортизации.
Для расчета денежного потока необходимо воспользоваться следующими формулами:
или
CFi = Доход – Операционные издержки – Налоговые платежи и выплаты по заемному капиталу, где:
А (Amortization) – амортизация, вид денежного потока, который не является затратами;
NP (Net Profit) – чистая прибыль инвестиционного проекта.
При отсутствии ограничений по пруденциальным нормативам либо ковенантам проект финансируется посредством бюджетного кредита.
5. Если ГИП рассматривается к реализации не как проект ГЧП, то определение схемы финансирования осуществляется на основании следующего алгоритма:
если объект инвестиций находится на балансе субъекта квазигосударственного сектора, то проект рассматривается к реализации как бюджетные инвестиции посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц либо бюджетного кредитования;
если объект инвестиций находится на балансе государственного учреждения, то проект рассматривается к реализации как бюджетный инвестиционный проект;
при отсутствии прямого финансового дохода либо, если основным выгодоприобретателем является государственное учреждение, ГИП реализуется как БИП;
если основной доход в постинвестиционной (эксплуатационной) стадии проекта формируется за счет государственного бюджета, то проект реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица;
если основной доход формируется не за счет государственного бюджета, но юридическое лицо имеет организационно-правовую форму государственного предприятия либо некоммерческого акционерного общества, то проект реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица;
в случаях, не соответствующих вышеуказанным проводится дополнительная проверка финансовых показателей юридического лица.
Так, если у юридического лица имеются ограничения по пруденциальным нормативам либо ковенантам по ранее осуществленным, но не погашенным займам, то реализуется посредством участия (увеличения доли участия) государства в уставном капитале юридического лица.
При отсутствии ограничений по пруденциальным нормативам либо ковенантам проект финансируется посредством бюджетного кредита.