Сноска. Утратило силу постановлением акимата Туркестанской области от 14.07.2022 № 148 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "Об образовании", пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", со статьей 27 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", акимат Туркестанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление акимата Южно-Казахстанской области "Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Южно-Казахстанской области" от 20 апреля 2015 года № 111 (зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3188).
3. Государственному учреждению "Аппарат акима Туркестанской области" в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего постановления на интернет-ресурсе акимата Туркестанской области после его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима Туркестанской области Калкаманова С.А.
5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким Туркестанской области | У. Шукеев |
Утверждено постановлением Акимата Туркестанской области от 24 ноября 2021 года № 258 |
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области (далее - Правила) регулируют работу психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области (далее – психологическая служба).
2. Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан "Об образовании", Конвенции о правах ребенка от 8 августа 2002 года, приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 мая 2019 года № 292 "Об утверждении профессионального стандарта "Психологическая и социальная работа" (зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18764), приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5750) и иных нормативных правовых актов в этой области, а также настоящих Правил.
3. Психологическая служба является структурным подразделением организации среднего образования.
4. Структура психологической службы определяется типом, видом и потребностями организаций образования, а также количеством штатных единиц педагогов-психологов.
5. Документация психологической службы включает:
1) настоящие Правила организации деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации образования;
3) программы психологической диагностики (далее - психодиагностики), психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы, утверждаемые руководителем данной организации образования;
4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы;
5) перечень и банк данных психодиагностических методик (с обязательной ссылкой на авторов и разработчиков методики);
6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, групповые психологические портреты (психолого-педагогические);
7) база данных обучающихся многодетных детей и оставшихся без попечения родителей (детей-сирот);
8) база данных детей, имеющих проблемы со здоровьем, с обязательным подтверждением от организации здравоохранения;
9) базы данных обучающихся с девиантным поведением и трудностями общения;
10) база данных одаренных и не успевающихся детей;
11) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;
12) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации среднего образования;
13) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (полугодие, год).
6. Итоги работы психологической службы содержатся в отчетной документации организаций образования, утверждаемый органами образования на местах.
2. Цели и задачи психологической службы в организациях среднего образования
7. Цель психологической службы - сохранение психологического здоровья обучающихся в организациях образования, создание благоприятных социально-психологических условий и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
8. Задачи психологической службы:
1) осуществление психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе;
2) приобщение обучающихся к системе социальных ценностей;
3) обеспечение психологической помощи всем участникам образовательного процесса;
4) предупреждение причин возникновения социальной дезадаптации обучающегося;
5) планирование и реализация мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;
6) психологическое просвещение и поддержка лиц, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
9. Психологическая служба осуществляет функции: психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе, оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса, профилактика возникновения социальной дезадаптации, просветительская деятельность.
10. Функция психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе включает:
1) осуществление профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения;
2) содействие охране прав, обучающихся (воспитанников) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Республики Казахстан;
3) проведение психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
4) формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
5) разработка и реализация программ психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации;
6) ведение документации по установленной форме и использование ее исключительно в целях профессиональной деятельности;
7) проявление уважение к личности обучающихся;
8) приобщение к системе общечеловеческих и национальных ценностей в их единстве.
11. Функция оказания психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса включает:
1) определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников), и принятие мер по оказанию им различного вида психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультативной);
2) оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
3) составление психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
4) формирование психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;
5) консультирование работников школы по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности.
12. Функция профилактика возникования социальной дезадаптации включает:
1) способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
2) осуществление процедуры оценивания психологического и социального состояния обучающихся;
3) вырабатка рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и иным работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды;
4) определение степени отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проведение их психолого-педагогическую коррекцию;
5) проведение социально-психологические тренинги общения;
6) применения методы и приемы рефлексии, выявления затруднений и коррекции деятельности обучающихся;
7) планирование и организация работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации.
13. Функция просветительская деятельность включает:
1) разработка психологических материалов в соответствии с заданными целями и/или в соответствии с инструкциями и требованиями;
2) создавание благоприятной среды для обучающихся;
3) осуществление психологического просвещения.
14. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, расположенного в отдельных помещениях и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальной или групповой основе.
15. Работу психологической службы координируют методический центр на областном уровне, отделы образования на районном (городском) уровне.
16. Работа психологической службы осуществляется в тесном контакте с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе с системой здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
17. Психологическая служба взаимодействует с методическими объединениями педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями опытных психологов, методическими кабинетами отделов образования.
18. Педагог-психолог в своей деятельности:
1) должностные обязанности: осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического и социального благополучия учащихся;
2) содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка;
3) определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию различной психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
4) оказывает помощь обучающимся, воспитанникам, родителям или лицам, их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных психологических проблем;
5) проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
6) составляет психолого-педагогическое заключение по материалам исследовательских работ с целью ориентации коллектива преподавателей, а также родителей учащихся или лиц, их заменяющих, в вопросах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме;
7) развивает принцип инклюзивного образования;
8) развивает киберкультуру и кибергигиену среди обучающихся и воспитанников;
9) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и гендерных особенностей учащихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях и в вопросах профессионального самоопределения;
10) осуществляет психологическую поддержку одаренных обучающихся, воспитанников, обучающихся с особыми образовательными потребностями, содействует их развитию;
11) определяет степень развития учащихся, диагностирует нарушения социального развития детей и подростков, проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
12) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей учащихся или лиц, их заменяющих;
13) обеспечивает толерантную культуру поведения всех участников образовательного процесса;
14) консультирует работников организации образования по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей учащихся или лиц, их заменяющих;
15) участвует в работе педагогических, методических советов, родительских собраний, педагогического консилиума для родителй, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий;
16) повышает профессиональную компетентность, в том числе информационно-коммуникационную;
17) проводит работу по профилактике буллинга, суицида;
18) обеспечивает охрану жизни, здоровья и прав учащихся в период образовательного процесса;
19) выполняет правила безопасности и охраны труда, противопожарной защиты;
20) внедряет концепцию "Образование, основанное на ценностях" в организации с участием всех субъектов образовательного процесса, в том числе семьи детей;
20) прививает антикоррупционную культуру, принципы академической честности среди обучающихся, воспитанников, педагогов и других работников.
19. Педогог-психолог организации образования должен иметь высшее образование по специальности "Психология" или высшее медицинское образование по профилю.
20. Должностной оклад, продолжительность трудового отпуска, тарифицированная педагогическая нагрузка устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий".
21. Педагог-психолог обеспечивает:
1) достоверность результатов психологической диагностики, адекватность использованных диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и выводов, конфиденциальность психологической информации;
2) ведение и хранение учетно-отчетной документации Психологической службы;
3) соблюдение профессиональной психологической этики;
4) сохранность материально-технических средств, предоставленных на работу Психологической службы.
22. Педагог-психолог по административному направлению подчиняется руководителю организации образования, по профессиональному направлению-специалисту курирующему работу педагогов-психологов методического кабинета районных (городских) отделов образования.
3. Заключительное положение
23. Руководитель организации образования обеспечивает работу психологической службы.