Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области

Утративший силу

Постановление акимата Туркестанской области от 24 ноября 2021 года № 258. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 декабря 2021 года № 25520. Утратило силу постановлением акимата Туркестанской области от 14 июля 2022 года № 148

      Сноска. Утратило силу постановлением акимата Туркестанской области от 14.07.2022 № 148 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан "Об образовании", пунктом 2 статьи 27 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", со статьей 27 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", акимат Туркестанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Признать утратившим силу постановление акимата Южно-Казахстанской области "Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования Южно-Казахстанской области" от 20 апреля 2015 года № 111 (зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3188).

      3. Государственному учреждению "Аппарат акима Туркестанской области" в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего постановления на интернет-ресурсе акимата Туркестанской области после его официального опубликования.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима Туркестанской области Калкаманова С.А.

      5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Аким Туркестанской области У. Шукеев

  Утверждено постановлением
Акимата Туркестанской области
от 24 ноября 2021 года № 258

Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области (далее - Правила) регулируют работу психологической службы в организациях среднего образования Туркестанской области (далее – психологическая служба).

      2. Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан "Об образовании", Конвенции о правах ребенка от 8 августа 2002 года, приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 мая 2019 года № 292 "Об утверждении профессионального стандарта "Психологическая и социальная работа" (зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18764), приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрировано в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5750) и иных нормативных правовых актов в этой области, а также настоящих Правил.

      3. Психологическая служба является структурным подразделением организации среднего образования.

      4. Структура психологической службы определяется типом, видом и потребностями организаций образования, а также количеством штатных единиц педагогов-психологов.

      5. Документация психологической службы включает:

      1) настоящие Правила организации деятельности психологической службы в организациях среднего образования;

      2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации образования;

      3) программы психологической диагностики (далее - психодиагностики), психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы, утверждаемые руководителем данной организации образования;

      4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы; 

      5) перечень и банк данных психодиагностических методик (с обязательной ссылкой на авторов и разработчиков методики);

      6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, групповые психологические портреты (психолого-педагогические);

      7) база данных обучающихся многодетных детей и оставшихся без попечения родителей (детей-сирот);

      8) база данных детей, имеющих проблемы со здоровьем, с обязательным подтверждением от организации здравоохранения;

      9) базы данных обучающихся с девиантным поведением и трудностями общения;

      10) база данных одаренных и не успевающихся детей;

      11) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;

      12) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации среднего образования;

      13) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (полугодие, год).

      6. Итоги работы психологической службы содержатся в отчетной документации организаций образования, утверждаемый органами образования на местах.

2. Цели и задачи психологической службы в организациях среднего образования

      7. Цель психологической службы - сохранение психологического здоровья обучающихся в организациях образования, создание благоприятных социально-психологических условий и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.

      8. Задачи психологической службы:

      1) осуществление психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе;

      2) приобщение обучающихся к системе социальных ценностей;

      3) обеспечение психологической помощи всем участникам образовательного процесса;

      4) предупреждение причин возникновения социальной дезадаптации обучающегося;

      5) планирование и реализация мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;

      6) психологическое просвещение и поддержка лиц, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

      9. Психологическая служба осуществляет функции: психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе, оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса, профилактика возникновения социальной дезадаптации, просветительская деятельность.

      10. Функция психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе включает:

      1) осуществление профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения;

      2) содействие охране прав, обучающихся (воспитанников) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Республики Казахстан;

      3) проведение психологическую диагностику различного профиля и предназначения;

      4) формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

      5) разработка и реализация программ психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации;

      6) ведение документации по установленной форме и использование ее исключительно в целях профессиональной деятельности;

      7) проявление уважение к личности обучающихся;

      8) приобщение к системе общечеловеческих и национальных ценностей в их единстве.

      11. Функция оказания психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса включает:

      1) определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников), и принятие мер по оказанию им различного вида психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультативной);

      2) оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;

      3) составление психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);

      4) формирование психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;

      5) консультирование работников школы по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности. 

      12. Функция профилактика возникования социальной дезадаптации включает:

      1) способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

      2) осуществление процедуры оценивания психологического и социального состояния обучающихся;

      3) вырабатка рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и иным работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды;

      4) определение степени отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проведение их психолого-педагогическую коррекцию;

      5) проведение социально-психологические тренинги общения;

      6) применения методы и приемы рефлексии, выявления затруднений и коррекции деятельности обучающихся;

      7) планирование и организация работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации.

      13. Функция просветительская деятельность включает:

      1) разработка психологических материалов в соответствии с заданными целями и/или в соответствии с инструкциями и требованиями;

      2) создавание благоприятной среды для обучающихся;

      3) осуществление психологического просвещения.

      14. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, расположенного в отдельных помещениях и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальной или групповой основе.

      15. Работу психологической службы координируют методический центр на областном уровне, отделы образования на районном (городском) уровне.

      16. Работа психологической службы осуществляется в тесном контакте с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе с системой здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.

      17. Психологическая служба взаимодействует с методическими объединениями педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями опытных психологов, методическими кабинетами отделов образования.

      18. Педагог-психолог в своей деятельности:

      1) должностные обязанности: осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического и социального благополучия учащихся;

      2) содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка;

      3) определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию различной психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

      4) оказывает помощь обучающимся, воспитанникам, родителям или лицам, их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных психологических проблем;

      5) проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;

      6) составляет психолого-педагогическое заключение по материалам исследовательских работ с целью ориентации коллектива преподавателей, а также родителей учащихся или лиц, их заменяющих, в вопросах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме;

      7) развивает принцип инклюзивного образования;

      8) развивает киберкультуру и кибергигиену среди обучающихся и воспитанников;

      9) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и гендерных особенностей учащихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях и в вопросах профессионального самоопределения;

      10) осуществляет психологическую поддержку одаренных обучающихся, воспитанников, обучающихся с особыми образовательными потребностями, содействует их развитию;

      11) определяет степень развития учащихся, диагностирует нарушения социального развития детей и подростков, проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

      12) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей учащихся или лиц, их заменяющих;

      13) обеспечивает толерантную культуру поведения всех участников образовательного процесса;

      14) консультирует работников организации образования по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей учащихся или лиц, их заменяющих;

      15) участвует в работе педагогических, методических советов, родительских собраний, педагогического консилиума для родителй, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий;

      16) повышает профессиональную компетентность, в том числе информационно-коммуникационную;

      17) проводит работу по профилактике буллинга, суицида;

      18) обеспечивает охрану жизни, здоровья и прав учащихся в период образовательного процесса;

      19) выполняет правила безопасности и охраны труда, противопожарной защиты;

      20) внедряет концепцию "Образование, основанное на ценностях" в организации с участием всех субъектов образовательного процесса, в том числе семьи детей;

      20) прививает антикоррупционную культуру, принципы академической честности среди обучающихся, воспитанников, педагогов и других работников.

      19. Педогог-психолог организации образования должен иметь высшее образование по специальности "Психология" или высшее медицинское образование по профилю.

      20. Должностной оклад, продолжительность трудового отпуска, тарифицированная педагогическая нагрузка устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий".

      21. Педагог-психолог обеспечивает:

      1) достоверность результатов психологической диагностики, адекватность использованных диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и выводов, конфиденциальность психологической информации;

      2) ведение и хранение учетно-отчетной документации Психологической службы;

      3) соблюдение профессиональной психологической этики;

      4) сохранность материально-технических средств, предоставленных на работу Психологической службы.

      22. Педагог-психолог по административному направлению подчиняется руководителю организации образования, по профессиональному направлению-специалисту курирующему работу педагогов-психологов методического кабинета районных (городских) отделов образования.

3. Заключительное положение

      23. Руководитель организации образования обеспечивает работу психологической службы.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.