ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 220 "Об утверждении Методики по формированию статистических показателей по образованию по схеме "Международная стандартная классификация образования-2011" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12908) следующие изменения:
преамбулу приказа изложить в следующей редакции:
"В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике", а также подпунктом 22) пункта 17 Положения об Агентстве по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 427, ПРИКАЗЫВАЮ:";
методику по формированию статистических показателей по образованию по схеме "Международная стандартная классификация образования-2011, утвержденную указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту социальной и демографической статистики совместно с Юридическим департаментом Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
3. Департаменту социальной и демографической статистики Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных и территориальных подразделений Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан для руководства в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности руководителя | Ж. Джаркинбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Методика по формированию статистических показателей по образованию по схеме "Международная стандартная классификация образования-2011"
Глава 1. Общие положения
1. Методика по формированию статистических показателей в сфере образования по схеме "Международная стандартная классификация образования - 2011" (далее – Методика) разработана в соответствии с международными стандартами и Законом Республики Казахстан "О государственной статистике" (далее – Закон) и устанавливает перечень показателей в сфере статистики образования, формируемых в рамках общегосударственных статистических наблюдений.
2. В настоящей Методике используются следующие определения:
1) уровень МСКО – международная стандартная классификация образования, являющаяся руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования;
2) уровень МСКО-0 – образование детей младшего возраста, не достигших возраста для поступления на уровень МСКО-1 и направленное на развитие некоторых навыков, необходимых для подготовки детей к учебной деятельности и к поступлению на обучение по программам начального образования;
3) уровень МСКО-1 – начальное образование, учебная и образовательная деятельность, направленная на обучение основным навыкам чтения, письма и математики (то есть грамотность и счет), и на создание серьезной основы для изучения и понимания основных областей знаний, для развития личности, для подготовки обучения на первом этапе среднего образования;
4) уровень МСКО-2 – это основное среднее образование, которое направлено на наращивание знаний, полученных на базе МСКО-1;
5) уровень МСКО-3 – это уровень среднего образования, состоящий из общего среднего и технического профессионального образования, разрабатывается в целях получения среднего образования и подготовки к третичному образованию или для дальнейшего трудоустройства;
6) уровень МСКО-4 – послесреднее нетретичное образование, определяет приобретение учебного опыта на основе среднего образования, подготовку к выходу на рынок труда, и получение третичного образования. Данный уровень образования, направлен на учащихся, завершивших второй этап среднего образования (уровень МСКО-3), но желающих повысить шансы на рынке труда или продолжить обучаться в системе третичного образования;
7) уровень МСКО-5 – короткий цикл третичного образования. Предназначены для предоставления участникам профессиональных знаний и развития профессиональных навыков и компетенций. Программы уровня МСКО-5 обычно предназначены для подготовки к трудовой деятельности, а также являются основанием для перехода на программы уровней МСКО - 6 или 7;
8) уровень МСКО-6 – бакалавриат или его эквивалент часто предназначены для получения участниками промежуточных академических и профессиональных знаний, навыков и компетенций, ведущих к присвоению первой степени или равнозначной квалификации. Программы этого уровня, как правило, имеют теоретическую основу, а также включают практические компоненты и характеризуются высоким уровнем исследований и лучшей профессиональной практикой;
9) уровень МСКО-7 – магистратура или еҰ эквивалент, часто предназначены для предоставления участникам расширенных академических и профессиональных знаний, развития навыков и компетенций, ведущих к присвоению второй степени или равнозначной квалификации. Программы этого уровня имеют существенную исследовательскую составляющую, но еще не ведут к присвоению квалификации доктора наук;
10) уровень МСКО-8 – докторантура или еҰ эквивалент, прежде всего, разработан для того, чтобы привести к продвинутой квалификации в области научных исследований. Программы этого уровня посвящены углубленному и самостоятельному исследованию и, как правило, предлагаются только в учебных заведениях третичного образования, таких как университеты, ориентированных на исследования;
3. Источниками информации об образовательном процессе и уровне образования населения являются статистические формы общегосударственных статистических наблюдений, административные данные уполномоченных государственных органов в области образования.
Глава 2. Расчет основных показателей по уровням образования
Параграф 1. Расчет средней численности учащихся на одно учебное заведение
4. Целью данного показателя является определение уровня неравномерного территориального распределения учебных заведений, от нехватки до переизбытка ученических мест в стране. Данный показатель рассчитывается по уровням образования от дошкольного обучения до технического и профессионального образования. Особенно показатель необходим для определения потребности проектной мощности учебных заведений в сельской местности.
5. Методология расчета: степень мощности и использования образовательных учреждений как процент от числа учащихся и числа мест. Рассчитывается делением количества учащихся в образовательных учреждениях согласно уровням образования по МСКО-0 – МСКО-5 к проектной мощности (ученические места) образовательных учреждений.
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
N1 – средняя численность учащихся на одно учебное заведение;
Ns1 – численность учащихся в образовательных учреждениях уровня образования по МСКО - 2011;
C1 – проектная мощность образовательных учреждений;
1 – уровни образования согласно разбивке МСКО - 2011.
Параграф 2. Соотношение учащихся и преподавателей
6. Целью данного показателя является определение уровня нехватки преподавателей в учреждениях образования по всем уровням образования в соответствии с МСКО - 2011, включая воспитателей в дошкольных учреждениях и мастеров производственного обучения в колледжах.
7. Методология расчета определяется как отношение численности учащихся данного уровня образования к численности преподавателей соответствующего уровня образования в данном учебном году. При расчете показателя необходимо учитывать продолжительность рабочего времени преподавателей: полный или неполный рабочий день.
Показатель соотношения учащихся и преподавателей рассчитывается по следующей формуле:
где:
– соотношение учащихся и преподавателей на уровне образования 1 за учебный год t;
– общая численность учащихся на уровне образования 1 за учебный год t;
– общая численность преподавателей на уровне образования 1 за учебный год t с учетом рабочей нагрузки;
1 – уровни образования, согласно разбивке МСКО - 2011;
t – учебный год.
8. В уровень МСКО-0 (образование детей младшего возраста) включаются воспитатели, занимающиеся образовательной деятельностью с рабочей нагрузкой не менее 2 часов в день и с продолжительностью программы не менее 100 календарных дней в году без воспитателей, работающие в детских садах сезонного пребывания;
в уровень МСКО-1 (начальное образование) включается численность учителей, работающих в начальных классах (1-4 класс). Если персонал вовлечен только в один уровень МСКО, то при расчете показателя рабочая нагрузка рассчитывается как 100%;
уровни МСКО-2 – МСКО-8. Имеющиеся данные не позволяют рассчитать соотношение учащихся и преподавателей отдельно для каждого уровня, в связи с тем, что преподаватель работает на разных уровнях МСКО. При частичной занятости педагогического персонала используется коэффициент 0,5.
Параграф 3. Коэффициент приема
9. Данный показатель представляет собой долю принятых учащихся на обучение в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе от численности соответствующей группы населения.
10. Коэффициент приема рассчитывается как отношение численности принятых на обучение в образовательные учреждения на данном уровне образования к численности населения в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе, выраженное в процентах.
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
– коэффициент приема на данном уровне образования по МСКО - 2011;
– численность учащихся, зачисленных на программы данного уровня согласно разбивке МСКО-2011 в официально установленной для данного уровня образования возрастной группе;
– численность населения в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе;
1 – уровни образования согласно разбивке МСКО-2011;
a – возрастные группы, соответствующие уровню МСКО-2011.
Параграф 4. Чистый коэффициент охвата
11. Целью данного показателя является определение степени участия в процессе обучения на данном уровне образования детей и молодежи, принадлежащих к возрастной группе, соответствующей данному уровню образования. На каждом уровне образования, чистый коэффициент охвата основывается на полных сведениях о регистрации во всех типах школ, колледжей и высших учебных заведения, включая государственные и частные образовательные учреждения, оказывающие услуги образования по соответствующим учебным программам.
12. Чистый коэффициент охвата представляет собой долю учащихся в официально установленной для данного уровня образования возрастной группе, выраженную в процентах от численности соответствующей группы населения. Вычисляется делением общего количества учащихся (студентов) в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе на численность населения той же возрастной группы и умножением на 100.
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
– чистый коэффициент охвата на данном уровне образования по МСКО-2011;
– численность учащихся, зачисленных на программы данного уровня согласно разбивке МСКО-2011 в официально установленной для данного уровня образования возрастной группе;
– численность населения в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе;
1 – уровни образования согласно разбивке МСКО-2011;
a – возрастные группы, соответствующие уровню МСКО-2011.
Параграф 5. Валовый коэффициент охвата
13. Данный показатель указывает на способность системы образования к охвату учащихся определенной возрастной группы. Валовый коэффициент охвата дополняет чистый коэффициент охвата, указывая уровень охвата учащихся, возраст которых выше или ниже соответствующей данному уровню обучения возрастной категории.
Валовый коэффициент охвата представляет собой долю учащихся (независимо от возраста) на определенном уровне образования, выраженную в процентах от численности населения, установленные международными стандартами для данного уровня образования данной возрастной группы.
Возрастная группа для третичного образования соответствует пятилетнему периоду после наступления теоретического возраста окончания второго этапа среднего образования.
14. Рассчитывается делением общего числа учащихся (студентов) определенного уровня образования, независимо от возраста, на численность населения официально установленной для данного уровня образования возрастной группы, и умножается на 100.
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
K1 – валовый коэффициент охвата на данном уровне образования по МСКО-2011;
– численность учащихся, зачисленных на программы данного уровня МСКО независимо от возраста;
– численность населения официально установленной для данного уровня образования возрастной группы;
1 – уровни образования, согласно разбивке МСКО-2011;
a – возрастные группы, соответствующей уровню МСКО - 2011.
Параграф 6. Коэффициент выбытия из системы образования и обучения
15. Целью данного показателя является определение количества учащихся, выбывших из системы образования, не получив соответствующую квалификацию (диплом, аттестат).
16. Методология расчета определяется как доля учащихся зачисленных на определенную образовательную программу в учебное заведение в данном учебном году, но не посещающих данное учебное заведение в начале следующего учебного года (за исключением выпускников).
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
– коэффициент выбытия из системы образования и обучения;
– численность учащихся, выбывших из соответствующего уровня МСКО-2011 на конец учебного года;
– общая численность, обучавшихся в соответствующем уровне МСКО-2011 в предыдущем учебном году;
– численность выпускников, закончивших соответствующий уровень МСКО-2011, между учебными годами t-1 и t;
– численность второгодников соответствующего уровня МСКО-2011;
1 – уровни образования, согласно разбивке МСКО-2011;
t – учебный год;
t-1 – предыдущий учебный год.
Параграф 7. Уровень второгодничества
17. Уровень второгодничества измеряет долю студентов определенного класса обучения, которые повторяют данный класс обучения в текущем учебном году как процент от общего числа детей, которые посещали этот же класс обучения в прошлом году.
18. Уровень второгодничества рассчитывается как число второгодников в том или ином классе обучения в текущем учебном году, разделенное на численность школьников в том же классе обучения в прошлом учебном году:
где:
– коэффициент выбывших из уровня МСКО-2011 в период времени t;
– численность учащихся (студентов) в период времени t-1, более не обучающихся в образовательном учреждении в период времени t;
– численность учащихся (студентов), обучающихся соответствующего уровня МСКО-2011 в предыдущем учебном году t-1;
1 – уровни образования, согласно разбивке МСКО-2011.
Параграф 8. Коэффициент выпуска
19. Коэффициент выпуска используется для оценки результатов функционирования сферы образования.
Данный показатель представляет собой долю выпуска учащихся в образовательных учреждениях в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе населения от численности соответствующей группы населения.
20. Коэффициент выпуска рассчитывается как отношение численности выпускников образовательных учреждений на данном уровне образования к численности населения в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе, выраженное в процентах.
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
– коэффициент выпуска на данном уровне образования по МСКО-2011;
– численность выпускников, программы данного уровня согласно разбивке МСКО-2011 в официально установленной для данного уровня образования возрастной группе;
– численность населения в официальной установленной для данного уровня образования возрастной группе;
1 – уровни образования согласно разбивке МСКО-2011;
a – возрастные группы, соответствующие уровню МСКО-2011.
Параграф 9. Целевое трудоустройство выпускников
21. Целевое трудоустройство выпускников определяется как доля выпускников, закончивших образовательные учреждения и трудоустроившихся от общего числа закончивших учебу (выпускников).
Показатель рассчитывается по следующей формуле:
где:
E – целевое трудоустройство выпусников;
– число выпускников, успешно закончивших образовательное учреждение и трудоустроившихся;
– число выпускников, успешно закончивших образование.
Параграф 10. Ожидаемая продолжительность обучения
22. Ожидаемая продолжительность обучения показывает число лет, которое учащийся (студент), достигший официально установленного возраста поступления в образовательные учреждения, потратит на обучение на всех ступенях образования при условии сохранения существующих коэффициентов охвата населения образованием.
23. Данный показатель характеризует степень охвата населения образованием и равна сумме всех уровней образования согласно разбивке МСКО-2011:
где:
– ожидаемая продолжительность обучения;
– численность учащихся в возрасте i в учебном году t;
– численность населения в возрасте i в учебном году t;
i – возраст;
t – учебный год;
a – возрастные группы, соответствующей уровню МСКО-2011;
n – верхний возрастной предел обучения.