Примечание ИЗПИ!
Вводится в действие с 01.01.2023
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Внести в совместный приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 15 июля 2019 года № 724 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 июля 2019 года № 65 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области аудиторской деятельности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19068) следующие изменения и дополнения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области аудиторской деятельности согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в области аудиторской деятельности в отношении аудиторских организаций для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
3) проверочный лист в области аудиторской деятельности в отношении профессиональных аудиторских организаций для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;
4) проверочный лист в области аудиторской деятельности в отношении аудиторских организаций для проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;
5) проверочный лист в области аудиторской деятельности в отношении профессиональных аудиторских организаций для проведения проверки на соответствие разрешительным требованиям согласно приложению 5 к настоящему совместному приказу.";
приложения 1, 2 и 3 к указанному совместному приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему совместному приказу;
дополнить приложениями 4 и 5 к указанному совместному приказу согласно приложениям 4 и 5 к настоящему совместному приказу.
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра финансов Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
__________ А. Куантыров |
Заместитель Премьер-Министра - Министр финансов Республики Казахстан |
__________ Е. Жамаубаев |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска в области аудиторской деятельности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области аудиторской деятельности (далее – Критерии) разработаны в соответствии со статьей 141 и статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371), для отнесения субъектов контроля, осуществляющих аудиторскую деятельность, к степеням риска.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) субъект (объект) контроля – аккредитованные профессиональные аудиторские организации и (или) аудиторские организации;
2) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области аудиторской деятельности, не влекущие административную ответственность, но затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства, а также наличие одной подтвержденной жалобы и обращения относительно деятельности объектов контроля;
3) незначительные нарушения – не устранение выявленных недостатков в срок, определяемый решением комитета по контролю качества и (или) профессиональной аудиторской организации, в случае получения оценки меньше чем "4" в течение 2 (двух) месяцев;
4) грубые нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан, влекущие наложение административной ответственности согласно Кодексу Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", которые затрагивают интересы государства, а также наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности объектов контроля;
5) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
6) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям (далее – проверка на соответствие требованиям) с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;
7) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
8) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
9) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
10) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
3. При осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки в области аудиторской деятельности на соответствие требованиям относит субъекты (объекты) контроля к одной из следующих степеням риска (далее – степени риска):
1) высокий риск;
2) средний риск.
4. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критерий рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля и относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно.
Для субъектов (объектов) контроля отнесенных к высокой и средней степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
5. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля в области аудиторской деятельности формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Параграф 1. Объективные критерии оценки степени риска
6. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
7. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля распределяются по двум степеням риска (высокая и средняя).
8. По объективным критериям к субъектам контроля с высокой степенью риска относятся:
1) аудиторские организации, которые проводят обязательный аудит;
2) профессиональные аудиторские организации, членами которых являются аудиторские организации, которые проводят обязательный аудит.
9. По объективным критериям к субъектам контроля со средней степенью риска относятся:
1) аудиторские организации, которые не проводят обязательный аудит;
2) профессиональные организации, членами которых являются аудиторские организации, которые не проводят обязательный аудит.
Параграф 2. Субъективные критерии оценки степени риска
10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности.
Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
Для оценки степени рисков по субъективным критериям для проведения проверки на соответствие требованиям используются следующие источники информации:
1) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
2) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
3) результаты предыдущих проверок субъектов (объектов) контроля.
12. Формирование субъективных критериев степени нарушения (грубое, значительное и незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями согласно приложениям 1 и 2 к настоящим Критериям.
13. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие требованиям и профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом, при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
Параграф 3. Управление рисками
14. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие требованиям на период, определяемый критериями оценки степени риска, посредством применения субъективных критериев.
15. Освобождение от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проведения проверки на соответствие требованиям возможно на основании применяемых альтернативных (независимых) систем оценки и анализа рисков, аудита, экспертиз в соответствии с критериями оценки степени риска, если такие основания предусмотрены в международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан.
Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям
16. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктом 4 настоящих Критерий применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений.
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к определенной степени риска в соответствии с пунктом 4 настоящих Критерий.
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска в области аудиторской деятельности |
Субъективные критерии к оценке степени риска деятельности субъектов (объектов) контроля
№ | Критерии (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) | Степень нарушения |
1. По аудиторским организациям | ||
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | ||
1 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган отчета о соответствии квалификационным требованиям к аудиторской деятельности (ежегодный отчет до 1 марта года, следующего за отчетным периодом) | Грубое |
2 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган отчета по основным показателям деятельности аудиторских организаций (ежеквартальный отчет до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) | Грубое |
3 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган информации по страхованию гражданско-правовой ответственности (в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности) | Грубое |
Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля | ||
1 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган отчета о соответствии квалификационным требованиям к аудиторской деятельности (ежегодный отчет до 1 марта года, следующего за отчетным периодом) | Грубое |
2 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган отчета по основным показателям деятельности аудиторских организаций (ежеквартальный отчет до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) | Грубое |
3 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган информации по страхованию гражданско-правовой ответственности (в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности) | Грубое |
4 |
Оказание услуг по профилю своей деятельности: | Грубое |
5 | Наличие документов, подтверждающих вступление аудиторской организации в профессиональную аудиторскую организацию в течение одного месяца со дня получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности, или добровольного выхода или исключения, а также при лишении аккредитации профессиональной организации | Грубое |
6 | Наличие договора страхования гражданско-правовой ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда при осуществлении аудита | Грубое |
7 | Наличие договора на проведение аудита | Значительное |
8 | В договоре на проведение аудита и (или) предоставление сопутствующих и других услуг по стандартам аудита предусматриваются: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, конфиденциальность полученной информации, а также членство в профессиональной организации | Значительное |
9 | Предоставление аудируемому субъекту информации о выявленных нарушениях в ведении бухгалтерского учета, финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью (в том числе в государственных учреждениях) | Значительное |
10 | Соблюдение аудиторской организацией ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации организациям, с которыми за последние три года был заключен договор страхования гражданско-правовой ответственности | Значительное |
11 | Соблюдение ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации аудиторской организацией заказчиков, чьим участником, кредитором являются данная аудиторская организация или ее работники, осуществляющие данный аудит, аудит по налогам, аудит специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации | Грубое |
12 | Соблюдение аудиторской организацией запрета на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации организаций, которым за последние три года были предоставлены услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности и (или) по внутреннему аудиту (в части бухгалтерского учета и (или) финансовой отчетности) | Грубое |
13 | Соблюдение ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации аудиторской организацией, исполнители которой состоят в трудовых отношениях или являются близкими родственниками или свойственниками должностных лиц аудируемого субъекта, а также акционера (участника), владеющего десятью и более процентами акций (или долями участия в уставном капитале) аудируемого субъекта | Грубое |
14 | Соблюдение ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации аудиторской организацией, исполнители которой имеют личные имущественные интересы в аудируемом субъекте | Грубое |
15 | Соблюдение мер в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов; своевременное предоставление или непредоставление информации об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу; принятие мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников; принятие мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом и (или) предоставления информации о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом; исполнение обязанностей по отказу клиенту в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом и (или) предоставлению информации об отказах в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом; исполнение программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной правилами внутреннего контроля; соблюдение требований по не извещению своих клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации | Грубое |
16 | Соблюдение аудиторской организацией ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации, если у нее имеются денежные обязательства перед аудируемым субъектом или у аудируемого субъекта перед нею, за исключением обязательств по проведению аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации | Грубое |
17 | Соблюдение аудиторской организацией запрета на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации в случаях, влекущих возникновение конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта, за исключением обязательств, возникающих из заключенных публичных договоров | Грубое |
18 | Обеспечение достоверности аудиторского отчета аудиторами и аудиторскими организациями | Грубое |
19 | Соблюдение стандартов аудита, Кодекса этики | Значительное |
20 |
Проведение обязательного аудита аудиторской организацией, соответствующей минимальным требованиям: | Грубое |
21 | Представление в орган государственных доходов по месту нахождения аудируемого субъекта аудиторского заключения по налогам | Значительное |
22 | Устранение выявленных недостатков в срок, определяемый решением комитета по контролю качества и (или) профессиональной аудиторской организации, в случае получения оценки меньше чем "4" в течение 2 (двух) месяцев | Незначительное |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
23 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности аудиторской организации | Грубое |
24 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращения относительно деятельности аудиторской организации | Значительное |
2. По профессиональным аудиторским организациям | ||
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | ||
1 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
2 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
3 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
4 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
5 | Осуществление внешнего контроля качества профессиональной организацией в отношении аудиторских организаций, которые не являются объектами внешнего контроля качества профессионального совета один раз в 3 (три) года | Значительное |
6 | Наличие только аудиторов и аудиторских организаций, являющихся учредителями и участниками профессиональной организации | Значительное |
Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля | ||
1 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
2 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
3 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
4 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | Грубое |
5 | Осуществление внешнего контроля качества профессиональной организацией в отношении аудиторских организаций, которые не являются объектами внешнего контроля качества профессионального совета один раз в 3 (три) года | Значительное |
6 | Наличие только аудиторов и аудиторских организаций, являющихся учредителями и участниками профессиональной организации | Значительное |
7 | Устранение в течение 3 (трех) месяцев причин, по которым вынесено предупредительное письмо уполномоченного органа | Грубое |
8 | Сообщение об изменениях уполномоченному органу в случае принятия (выбытия, исключения) членов, а также изменения персонального состава рабочего органа управления | Значительное |
9 | Соблюдение стандартов аудита, Кодекса этики | Значительное |
10 | Проведение внешнего контроля качества только аудиторами, осуществляющими свою деятельность в качестве аудитора | Значительное |
11 |
Соблюдение оснований внепланового внешнего контроля качества: | Значительное |
12 | Отсутствие у 10 (десяти) процентов от средней численности, но не менее 5 (пяти) аудиторских организаций – членов профессиональной организации за 12 (двенадцать) календарных месяцев фактов лишения лицензии на осуществление аудиторской деятельности | Грубое |
13 | Соблюдение сроков проведения планового внешнего контроля качества каждой аудиторской организацией по утвержденному внутреннему плану | Значительное |
14 | Сроки проведения проверки внешнего контроля качества аудиторами не превышают 10 (десять) рабочих дней | Значительное |
15 | Сроки определения оценки по результатам внешнего контроля качества не превышают более 2 (двух) месяцев | Значительное |
16 |
Соблюдение порядка проведения внешнего контроля качества: | Значительное |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
17 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации | Грубое |
18 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации | Значительное |
Приложение 2 к Критериям оценки степени риска в области аудиторской деятельности |
Субъективные критерии для проведения проверки на соответствие требованиям
№ | Критерии (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) | Степень нарушения |
1. По аудиторским организациям | ||
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | ||
1 | Наличие аудиторов в составе аудиторской организации не менее 2 (двух) человек (в том числе руководителя и (или) учредителей (участников) | Значительное |
2 | Осуществление аудитором своей деятельности в качестве аудитора только в составе одной аудиторской организации | Значительное |
3 | Наличие в уставном капитале стопроцентной доли, принадлежащей аудитору (аудиторам) и (или) иностранной (иностранным) аудиторским организациям | Значительное |
4 | Отсутствие сведений в отношении руководителя аудиторской организации о лишении лицензии в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан ранее возглавляемой им аудиторской организации | Значительное |
5 | Наличие у руководителя аудиторской организации, а также у аудиторов квалификационного свидетельства о присвоении квалификации "аудитор", выданного Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы | Значительное |
6 | Наличие у руководителя филиала квалификационного свидетельства "аудитор" при создании филиала на территории Республики Казахстан | Значительное |
7 | Является субъектом среднего или крупного предпринимательства | Значительное |
8 | Аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность на территории Республики Казахстан, не является участником другой аудиторской организации - резидента Республики Казахстан | Значительное |
Результаты предыдущих проверок субъектов (объектов) контроля | ||
1 | Наличие аудиторов в составе аудиторской организации не менее 2 (двух) человек (в том числе руководителя и (или) учредителей (участников) | Значительное |
2 | Осуществление аудитором своей деятельности в качестве аудитора только в составе одной аудиторской организации | Значительное |
3 | Наличие в уставном капитале стопроцентной доли, принадлежащей аудитору (аудиторам) и (или) иностранной (иностранным) аудиторским организациям | Значительное |
4 | Отсутствие сведений в отношении руководителя аудиторской организации о лишении лицензии в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан ранее возглавляемой им аудиторской организации | Значительное |
5 | Наличие у руководителя аудиторской организации, а также у аудиторов квалификационного свидетельства о присвоении квалификации "аудитор", выданного Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы | Значительное |
6 | Наличие у руководителя филиала квалификационного свидетельства "аудитор" при создании филиала на территории Республики Казахстан | Значительное |
7 | Является субъектом среднего или крупного предпринимательства | Значительное |
8 | Аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность на территории Республики Казахстан, не является участником другой аудиторской организации - резидента Республики Казахстан | Значительное |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
9 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности аудиторской организации | Грубое |
10 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращений относительно деятельности аудиторской организации | Значительное |
2 По профессиональным аудиторским организациям | ||
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля | ||
1 | Учредителями и участниками профессиональных организаций являются только аудиторы и аудиторские организации; | Значительное |
2 | Аудиторы и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации. | Значительное |
3 | Орган управления профессиональных организаций формируется из числа аудиторов – членов профессиональной организации в количестве не менее трех аудиторов с опытом работы в области аудита в течение трех лет из последних пяти. | Значительное |
4 |
Наличие в профессиональной организации рабочих органов: | Значительное |
Результаты предыдущих проверок субъектов (объектов) контроля | ||
1 | Учредителями и участниками профессиональных организаций являются только аудиторы и аудиторские организации | Значительное |
2 | Аудиторы и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации | Значительное |
3 | Орган управления профессиональных организаций формируется из числа аудиторов – членов профессиональной организации в количестве не менее трех аудиторов с опытом работы в области аудита в течение трех лет из последних пяти | Значительное |
4 |
Наличие в профессиональной организации рабочих органов: | Значительное |
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений | ||
5 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации | Грубое |
6 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации | Значительное |
Проверочный лист
в области аудиторской деятельности в соответствии со статьей 138
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении аудиторских организаций
______________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку /профилактического контроля
с посещением субъекта (объекта) контроля
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
№ дата
Наименование субъекта (объекта) контроля
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган отчета о соответствии квалификационным требованиям к аудиторской деятельности (ежегодный отчет до 1 марта года, следующего за отчетным периодом) | ||
2 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган отчета по основным показателям деятельности аудиторских организаций (ежеквартальный отчет до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) | ||
3 | Предоставление или своевременное предоставление в уполномоченный орган информации по страхованию гражданско-правовой ответственности (в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности) | ||
4 |
Оказание услуг по профилю своей деятельности: | ||
5 | Наличие документов, подтверждающих вступление аудиторской организации в профессиональную аудиторскую организацию в течение одного месяца со дня получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности, или добровольного выхода или исключения, а также при лишении аккредитации профессиональной организации | ||
6 | Наличие договора страхования гражданско-правовой ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения имущественного вреда при осуществлении аудита | ||
7 | Наличие договора на проведение аудита | ||
8 | В договоре на проведение аудита и (или) предоставление сопутствующих и других услуг по стандартам аудита предусматриваются: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, конфиденциальность полученной информации, а также членство в профессиональной организации | ||
9 | Предоставление аудируемому субъекту информации о выявленных нарушениях в ведении бухгалтерского учета, финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью (в том числе в государственных учреждениях) | ||
10 | Соблюдение аудиторской организацией ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации организациям, с которыми за последние три года был заключен договор страхования гражданско-правовой ответственности | ||
11 | Соблюдение ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации аудиторской организацией заказчиков, чьим участником, кредитором являются данная аудиторская организация или ее работники, осуществляющие данный аудит, аудит по налогам, аудит специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации | ||
12 | Соблюдение аудиторской организацией запрета на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации организаций, которым за последние три года были предоставлены услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности и (или) по внутреннему аудиту (в части бухгалтерского учета и (или) финансовой отчетности) | ||
13 | Соблюдение ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации аудиторской организацией, исполнители которой состоят в трудовых отношениях или являются близкими родственниками или свойственниками должностных лиц аудируемого субъекта, а также акционера (участника), владеющего десятью и более процентами акций (или долями участия в уставном капитале) аудируемого субъекта | ||
14 | Соблюдение ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации аудиторской организацией, исполнители которой имеют личные имущественные интересы в аудируемом субъекте | ||
15 | Соблюдение мер в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов; своевременное предоставление или непредоставление информации об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу; принятие мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников; принятие мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом и (или) предоставления информации о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом; исполнение обязанностей по отказу клиенту в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом и (или) предоставлению информации об отказах в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом; исполнение программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной правилами внутреннего контроля; соблюдение требований по не извещению своих клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации | ||
16 | Соблюдение аудиторской организацией ограничений права на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации, если у нее имеются денежные обязательства перед аудируемым субъектом или у аудируемого субъекта перед нею, за исключением обязательств по проведению аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации | ||
17 | Соблюдение аудиторской организацией запрета на проведение аудита, аудита по налогам, аудита специального назначения субъектов квазигосударственного сектора, аудита иной информации в случаях, влекущих возникновение конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта, за исключением обязательств, возникающих из заключенных публичных договоров | ||
18 | Обеспечение достоверности аудиторского отчета аудиторами и аудиторскими организациями | ||
19 | Соблюдение стандартов аудита, Кодекса этики | ||
20 |
Проведение обязательного аудита аудиторской организацией, соответствующей минимальным требованиям: | ||
21 | Представление в орган государственных доходов по месту нахождения аудируемого субъекта аудиторского заключения по налогам | ||
22 | Устранение выявленных недостатков в срок, определяемый решением комитета по контролю качества и (или) профессиональной аудиторской организации, в случае получения оценки меньше чем "4" в течение 2 (двух) месяцев | ||
23 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности аудиторской организации | ||
24 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращения относительно деятельности аудиторской организации |
Должностное (ые) лицо(а)
_________________________________________________
_________________________________________________
должность подпись
_________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля
_________________________________________________
должность подпись
_________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист
в области аудиторской деятельности в соответствии со статьей 138
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении
профессиональных аудиторских организаций
___________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
___________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку /профилактического контроля
с посещением субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
№ дата
Наименование субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Адрес места нахождения _____________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | |||
2 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | ||
3 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | ||
4 |
Своевременное и достоверное предоставление отчетности в уполномоченный орган; | ||
5 | Осуществление внешнего контроля качества профессиональной организацией в отношении аудиторских организаций, которые не являются объектами внешнего контроля качества профессионального совета один раз в 3 (три) года | ||
6 | Наличие только аудиторов и аудиторских организаций, являющихся учредителями и участниками профессиональной организации | ||
7 | Устранение в течение 3 (трех) месяцев причин, по которым вынесено предупредительное письмо уполномоченного органа | ||
8 | Сообщение об изменениях уполномоченному органу в случае принятия (выбытия, исключения) членов, а также изменения персонального состава рабочего органа управления | ||
9 | Соблюдение стандартов аудита, Кодекса этики | ||
10 | Проведение внешнего контроля качества только аудиторами, осуществляющими свою деятельность в качестве аудитора | ||
11 |
Соблюдение оснований внепланового внешнего контроля качества: | ||
12 | Отсутствие у 10 (десяти) процентов от средней численности, но не менее 5 (пяти) аудиторских организаций – членов профессиональной организации за 12 (двенадцать) календарных месяцев фактов лишения лицензии на осуществление аудиторской деятельности | ||
13 | Соблюдение сроков проведения планового внешнего контроля качества каждой аудиторской организацией по утвержденному внутреннему плану | ||
14 | Сроки проведения проверки внешнего контроля качества аудиторами не превышают 10 (десять) рабочих дней | ||
15 | Сроки определения оценки по результатам внешнего контроля качества не превышают более 2 (двух) месяцев | ||
16 |
Соблюдение порядка проведения внешнего контроля качества: | ||
17 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации | ||
18 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации |
Должностное (ые) лицо
(а)_______________________________________________
_________________________________________________
должность подпись
_________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля
_________________________________________________
должность подпись
_________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист
в области аудиторской деятельности в соответствии со статьей 138
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении аудиторских организаций
________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
№ дата
Наименование субъекта (объекта) контроля
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Наличие аудиторов в составе аудиторской организации не менее 2 (двух) человек (в том числе руководителя и (или) учредителей (участников) | ||
2 | Осуществление аудитором своей деятельности в качестве аудитора только в составе одной аудиторской организации | ||
3 | Наличие в уставном капитале стопроцентной доли, принадлежащей аудитору (аудиторам) и (или) иностранной (иностранным) аудиторским организациям | ||
4 | Отсутствие сведений в отношении руководителя аудиторской организации о лишении лицензии в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан ранее возглавляемой им аудиторской организации | ||
5 | Наличие у руководителя аудиторской организации, а также у аудиторов квалификационного свидетельства о присвоении квалификации "аудитор", выданного Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы | ||
6 | Наличие у руководителя филиала квалификационного свидетельства "аудитор" при создании филиала на территории Республики Казахстан | ||
7 | Является субъектом среднего или крупного предпринимательства | ||
8 | Аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность на территории Республики Казахстан, не является участником другой аудиторской организации - резидента Республики Казахстан | ||
9 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности аудиторской организации | ||
10 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращений относительно деятельности аудиторской организации |
Должностное (ые) лицо
(а)_______________________________________________
_________________________________________________
должность подпись
_________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля
_________________________________________________
должность подпись
_________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Проверочный лист
в области аудиторской деятельности в соответствии со статьей 138
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении
профессиональных аудиторских организаций
__________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
__________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
№ дата
__________________________________________________________________
Наименование субъекта (объекта) контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный
номер субъекта (объекта) контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Учредителями и участниками профессиональных организаций являются только аудиторы и аудиторские организации | ||
2 | Аудиторы и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации | ||
3 | Орган управления профессиональных организаций формируется из числа аудиторов – членов профессиональной организации в количестве не менее трех аудиторов с опытом работы в области аудита в течение трех лет из последних пяти | ||
4 |
Наличие в профессиональной организации рабочих органов: | ||
5 | Наличие 2 (двух) и более подтвержденных жалоб и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации | ||
6 | Наличие одной подтвержденной жалобы и обращений относительно деятельности профессиональной аудиторской организации |
Должностное (ые) лицо(а)
________________________________________________
________________________________________________
должность подпись
________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля
________________________________________________
должность подпись
________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)