ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 "Об утверждении Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8785) следующие изменения и дополнения:
в Типовых программах профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных указанным приказом:
в пункте 4:
подпункт 11) исключить;
подпункт 15) изложить в следующей редакции:
"15) командир воздушного судна под наблюдением (PICUS) – второй пилот, выполняющий функции и обязанности в качестве командира воздушного судна под наблюдением. Время PICUS фиксируется в летной книжке второго пилота, удостоверяется подписью КВС или инструктора и засчитывается в общий налет в качестве КВС;";
подпункт 17) изложить в следующей редакции:
"17) тип воздушного судна – все ВС одной принципиальной конструкции, в том числе все их модификации, за исключением тех, которые приводят к изменению пилотажных или летных характеристик;";
подпункты 19) и 20) исключить;
подпункт 79) исключить;
подпункт 98) исключить;
пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. Программы, реализуемые для профессиональной подготовки в рамках настоящих Типовых программ, подлежат согласованию с уполномоченной организацией, за исключением программ, реализующих общие аспекты изучения иностранного языка.
7. Программы, реализуемые для профессиональной подготовки, не предусмотренные настоящими Типовыми программами, не подлежат согласованию с уполномоченной организацией.";
пункт 22 исключить;
пункты 30 и 31 изложить в следующей редакции:
"30. Претендент на ULАPL (MHG) имеет налет не менее 20 часов летной подготовки на мотодельтаплане, в том числе, по меньшей мере:
10 часов с летным инструктором на мотодельтаплане, на котором будет производиться проверка готовности к самостоятельным полетам, из них не менее:
1) 25 подлетов на высотах 3, 15, 30 и 50 метров;
2) 40 посадок с задросселированным двигателем;
3) 1 час полета на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания, предупреждение складывания крыла;
4) 2 часа полета по маршрутам протяженностью не менее 40 километров (далее-км);
5) 6 часов самостоятельного налета, из них не менее 2 часов самостоятельного полета по маршрутам протяженностью не менее 40 км.
31. Летная подготовка учитывает принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включает в себя:
1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;
2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;
3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;
4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания, предупреждение попадания в штопор;
5) полеты на критически высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;
6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;
7) особые летные характеристики (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу);
8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением навигационных средств;
9) действия в особых случаях полета чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;
10) соблюдение правил воздушного движения, процедур связи и фразеологии.";
пункты 40 и 41 изложить в следующей редакции:
"40. Претендент на ULАPL(AG) имеет налет не менее 25 часов летной подготовки на автожире, в том числе, по меньшей мере:
15 часов с летным инструктором на автожире, на котором производится проверка готовности к самостоятельным полетам, из них не менее:
1) 10 посадок с задросселированным двигателем;
2) 1 час полета на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии замедления оборотов ротора;
3) 2 часа полета по маршруту протяженностью не менее 100 км с одной посадкой до полной остановки на другом аэродроме, отличающийся от аэродрома вылета;
4) 6 часов самостоятельного налета, из них не менее 3 часов самостоятельного полета по маршрутам, в том числе 1 (один) полет по маршруту протяженностью не менее 100 км с одной посадкой до полной остановки на другом аэродроме, отличающийся от аэродрома вылета.
41. Летная подготовка учитывает принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включает в себя:
1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;
2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;
3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;
4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии замедления оборотов ротора;
5) полеты на критических высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;
6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;
7) особые летные характеристики (взлет с короткой полосы преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу);
8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением навигационных средств;
9) действия в особых случаях полета чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;
10) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.";
пункт 72 изложить в следующей редакции:
"72. Летная подготовка учитывает принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включает в себя:
1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;
2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;
3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;
4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания, предупреждение попадания в штопор;
5) полеты на критически высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;
6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;
7) особые летные характеристики ВС (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу;
8) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением радионавигационных средств;
9) действия в особых случаях полета чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;
10) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.";
пункт 83 изложить в следующей редакции:
"83. Летная подготовка учитывает принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включает в себя:
1) предполетную подготовку, включая расчеты массы и центровки ВС, предполетный осмотр и обслуживание ВС;
2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;
3) управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;
4) полеты на критически малых воздушных скоростях, опознание и вывод из начальной и развившейся стадии сваливания, предупреждение попадания в штопор;
5) полеты на критически высоких воздушных скоростях, опознание и вывод, крутая спираль на планировании и вывод;
6) взлет и посадка в нормальных условиях и с боковым ветром;
7) особые летные характеристики ВС (взлет с короткой полосы и преодоление препятствий, посадка на ограниченную полосу;
8) полет по приборам, включая выполнение разворота на 180°;
9) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением цифровых и радионавигационных средств;
10) действия в особых случаях полета, чрезвычайные операции, включая имитацию неисправностей бортового оборудования;
11) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.";
пункт 95 изложить в следующей редакции:
"95. Летная подготовка учитывает принципы управления факторами угроз и ошибок, а также включает в себя:
1) предполетную подготовку, включая расчеты веса и центровки, предполетный осмотр и обслуживание вертолета;
2) изучение аэродромных схем движения и полетов, меры и процедуры по предотвращению столкновений;
3) управление вертолетом с использованием внешних визуальных ориентиров;
4) взлеты, посадки, висение, осмотрительность, развороты, нормальный переход на висение и выход с него;
5) аварийные процедуры, основы авторотации, имитация отказа двигателя выход из земного резонанса, если это свойственно конкретному типу вертолета;
6) перемещение на висении вбок и назад, развороты на месте;
7) распознание вихревого кольца в начальной стадии и вывод;
8) приземление на авторотации, посадки с имитацией отказа двигателя, практика выполнения вынужденных посадок;
9) имитация отказов оборудования и аварийные процедуры при неисправностях двигателя, управления, электрических и гидравлических систем;
10) развороты с максимальными углами крена;
11) переходы, быстрые остановки, маневрирование с попутным ветром, посадки и взлеты на склонах;
12) маневрирование с ограниченной мощностью и в ограниченном пространстве, включая выбор неподготовленных площадок для выполнения на них и из них различных заданий;
13) полет с использованием только основных пилотажных приборов, в том числе выполнение разворота на 1800 и вывод из необычного положения, имитируя случайное попадание в облачность (обучение выполняется с инструктором);
14) полеты по маршруту с использованием визуальных ориентиров, счислением пути и с применением радионавигационных средств, где это возможно; имитация ухудшения погодных условий и действия по возвращению или выполнению вынужденной посадки;
15) прилет и вылет, пролет транзитом контролируемого аэродрома, соблюдение правил обслуживания воздушного движения, процедур связи и фразеологии.";
дополнить главой 22-1 следующего содержания:
"Глава 22-1. Типовая программа профессиональной подготовки сотрудника по обеспечению полетов - инструктора (полетного диспетчера-инструктора) FDI (flight dispatch instructor)
469-1. Настоящие Типовые программы профессиональной подготовки сотрудника по обеспечению полетов-инструктора (полетного диспетчера-инструктора) FDI (flight dispatch instructor) определяют минимальные объемы профессиональной подготовки для следующих инструкторов:
1) инструктора, участвующего в теоретической и практической подготовке;
2) инструктора, осуществляющего стажировку на рабочем месте (OJTI - on the job training instructor).
469-2. Программа профессиональной подготовки инструкторов, участвующих в теоретической и или практической подготовке, а также осуществляющих стажировку на рабочем месте (OJTI - on the job training instructor) по обеспечению полетов /полетных диспетчеров включает обучение, по направлениям, приведенным в приложении 89-1 к настоящим Типовым программам.
469-3. Общий объем первоначальной подготовки составляет не менее 60 часов, из которых практическая подготовка составляет не менее 18 часов.
Поддержание профессионального уровня реализуется с периодичностью один раз в три года, и в объеме не менее 20 часов, включающих не менее 8 часов практической подготовки.
469-4. Инструктор, осуществляющий стажировку на рабочем месте (OJTI - on the job training instructor) проходит стажировку на рабочем месте в организации гражданской авиации.";
пункт 540 изложить в следующей редакции:
"540. Лица, впервые принятые или у которых был перерыв в работе более 12 месяцев, проходят первоначальную подготовку для осуществления профессиональной деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов. Лица, ранее работавшие по аналогичной специализации в отрасли гражданской авиации, первоначальную подготовку не проходят.";
пункт 542 изложить в следующей редакции:
"542. Переподготовка специалистов по электросветотехническому обеспечению полетов осуществляется в рамках ввода в эксплуатацию новых систем и технологий по программам АУЦ.";
пункты 720 и 721 изложить в следующей редакции:
"720. Допуск к самостоятельному выполнению работ специалистов по аэродромному обеспечению полетов осуществляется приказом первого руководителя аэропорта или лица, исполняющего его обязанности.
721. Переподготовка специалистов по аэродромному обеспечению полетов осуществляется в рамках ввода в эксплуатацию новых процедур и технологий по программам АУЦ.";
пункты 733 и 734 изложить в следующей редакции:
"733. Допуск к самостоятельному выполнению работ специалистов по орнитологическому обеспечению полетов осуществляется приказом первого руководителя аэропорта или лица, исполняющего его обязанности.
734. Переподготовка специалистов по орнитологическому обеспечению полетов осуществляется в рамках ввода в эксплуатацию новых процедур и оборудований по программам АУЦ не менее одного раза в два года.";
пункт 742 изложить в следующей редакции:
"742. Лица, впервые принятые для осуществления профессиональной деятельности по обеспечению авиаГСМ в аэропортах, проходят первоначальную подготовку. Лица, ранее работавшие по аналогичной специализации в отрасли гражданской авиации, первоначальную подготовку не проходят.";
пункты 745 и 746 изложить в следующей редакции:
"745. Допуск к самостоятельному выполнению работ специалистов по обеспечению авиаГСМ в аэропортах осуществляется приказом первого руководителя аэропорта или лица, исполняющего его обязанности.
746. Переподготовка специалистов по обеспечению авиаГСМ осуществляется в рамках ввода в эксплуатацию новых процедур и технологий по программам АУЦ.";
пункт 754 изложить в следующей редакции:
"754. Лица, впервые принятые для осуществления профессиональной деятельности по аварийно-спасательному обеспечению полетов, проходят первоначальную подготовку. Лица, ранее работавшие по аналогичной специализации в отрасли гражданской авиации, первоначальную подготовку не проходят.";
пункты 757 и 758 изложить в следующей редакции:
"757. Допуск к самостоятельному выполнению работ специалистов по аварийно-спасательному обеспечению полетов осуществляется приказом первого руководителя аэропорта или лица, исполняющего его обязанности.
758. Переподготовка специалистов по аварийно-спасательному обеспечению полетов осуществляется в рамках ввода в эксплуатацию новых процедур, технологий, нового оборудования по программам АУЦ.";
пункт 774 изложить в следующей редакции:
"774. Лица, впервые принятые для осуществления профессиональной деятельности по координационному центру поиска и спасания, проходят первоначальную подготовку. Лица, ранее работавшие по аналогичной специализации в отрасли гражданской авиации, первоначальную подготовку не проходят.";
дополнить приложением 89-1 согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
М. Карабаев |
Программа профессиональной подготовки инструкторов, участвующих в теоретической и или практической подготовке, а также осуществляющих стажировку на рабочем месте (OJTI - on the job training instructor) по обеспечению полетов /полетных диспетчеров
№ п/п | Наименование модуля | Краткое содержание |
1. | Организация стажировки | Нормативные правовые акты Республики Казахстан в области профессиональной подготовки авиационного персонала; вопросы обеспечения безопасности полетов; должностные обязанности и ответственность; задачи, стоящие перед инструктором и слушателями; обучение и усвоение материала; создание условий для обучения, организация и планирование подготовки стажера; предварительная и практическая подготовка, программа и план стажировки для допуска к работе. |
2. | Человеческий фактор | Аспекты человеческого фактора, рабочие знания и навыки, ограничения человека, психологические факторы, медицинские аспекты, организационные и социальные факторы, коммуникация, стресс, человеческая ошибка, методы работы, непрерывное повышение уровня квалификации; мотивация, лидерство, конфликты, коммуникационное взаимодействие и обратная связь, принятие решений. |
3. | Техника проведения стажировки | Руководство стажерами, проведение обучения, инструктаж для стажера, постановка задач и целей, инструктирование, наблюдение и обеспечение корректирующих действий при работе стажера, разбор действий стажера, инструкторский показ. |
4. | Методы оценки и введение документации | Оценка достижений стажера, проведение оценки курса, документирование, связанное с оценкой достижений стажера. Ознакомление с содержанием оценочной формы и принципы ее заполнения инструктором. |