В соответствии с подпунктом 226) пункта 15 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Методику оценки инвестиционной привлекательности регионов согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Унифицированный инвестиционный стандарт согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту инвестиционной политики обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
А. Куантыров |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 января 2023 года № 5 |
Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 226) пункта 15 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, и предназначена для определения рейтинга инвестиционной привлекательности регионов.
2. В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
1) анкетный опрос – опрос, проводимый в отношении предпринимателей при оценке рейтинга инвестиционной привлекательности;
2) сопровождение инвестора по принципу "одного окна" – комплекс мероприятий по информационному, консультационному, организационному содействию инвестору со стороны национальной компании в области привлечения инвестиций и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций в области привлечения инвестиций;
3) принцип "одного окна" для инвесторов – централизованная форма оказания содействия инвесторам со стороны национальной компании в области привлечения инвестиций и ее региональных представителей и представительств, региональных организаций в получении государственных, а также других услуг, оказываемых иными организациями, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами;
4) рейтинг – рейтинг регионов и городов республиканского значения, столицы cформированный по результатам проводимой работы местными исполнительными органами и территориальными подразделениями центральных государственных органов по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиции.
3. Целью рейтинга является оценка эффективности действующих мер по созданию условий и выполнения планов по реализации инвестиционных проектов в регионах. Задачей рейтинга является выявление лучших практик по работе с инвесторами, создание стимулов для улучшения мер по привлечению инвестиций в регионы страны.
4. Для проведения рейтинга проводится анкетный опрос предпринимателей (в каждом регионе и городах республиканского значения, столицы не менее 15 (пятнадцати) предпринимателей).
Анкетный опрос направлен на оценку деятельности принципа "одного-окна" в регионах, финансовых институтов, качества и доступности инфраструктуры, уровня административного давления на бизнес и оказываемого в регионах уровня финансовых мер государственной поддержки.
Глава 2. Определение рейтинга инвестиционной привлекательности регионов
5. Методология рейтинга включает 9 (девять) направлений:
1) темп роста производственного фонда;
2) темп роста малого и среднего предпринимательства;
3) темп роста инвестиций;
4) финансовые институты;
5) выполнение целевых индикаторов;
6) оценка осуществления деятельности по принципу "одного-окна";
7) качество и доступность инфраструктуры;
8) административное давление на бизнес;
9) финансовые меры государственной поддержки.
6. По каждому направлению выставляются коэффициенты, влияющие на итоговый результат по региону.
7. Рейтинг формируется на "твердых" и "мягких" данных. Под "твердыми" данными понимаются статистические и ведомственные данные. Под "мягкими" данными понимаются результаты полевых исследований путем анкетного опроса предпринимателей и экспертных оценок.
8. Итоговая формула рейтинга инвестиционной привлекательности региона:
R = Bec1 × F1 + Bec2 × F2 + Bec3 × F3 + Bec4 × F4 + Bec5 × F5 + Bec6 × F6 + Bec7 × F7 + Bec8 × F8 + Bec9 × F9, где:
R – итоговое значение рейтинга инвестиционной привлекательности региона;
F1 – темп роста производственного фонда;
F2 – темп роста малого и среднего предпринимательства;
F3 – темп роста инвестиции;
F4 – финансовые институты;
F5 – выполнение целевых индикаторов;
F6 – оценка деятельности принципа "одного-окна";
F7 – качество и доступность инфраструктуры;
F8 – административное давление на бизнес;
F9 – финансовые меры государственной поддержки.
С учетом важности каждому из направлений установлен вес в итоговом значении, который характеризует следующую значимость: Вес1 – 15%; Вес2 – 10%; Вес3 – 45%; Вес4 – 5%; Вес5 – 10%; Вес6 – 2,5%; Вес7 – 5%; Вес8 – 5%; Вес9 – 2,5%.
9. Направление F1 – "Темп роста производственного фонда" состоит из 2 (двух) факторов:
1) индекс физического объема валового регионального продукта региона;
2) темп роста экспорта региона.
10. В целях приведения единицы измерения по показателям к единой системе предварительно по каждому показателю осуществляется ранжирование по регионам и соотношение полученных значений с наилучшим показателем (где 1 (один) балл – наихудший показатель, 20 (двадцать) баллов – наилучший).
11. Направление F2 – "Темп роста малого и среднего предпринимательства" состоит из факторов:
1) темп роста валовой добавленной стоимости малого и среднего предпринимательства в регионах;
2) темп роста количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе.
12. Направление F3 – "Темп роста инвестиции" состоит из факторов:
1) темп роста инвестиций в основной капитал;
2) темп роста прямых иностранных инвестий.
13. Направление F4 – "Финансовые институты" состоит из факторов:
1) доступность финансовых средств;
2) информированность о наличии различных институтов финансирования;
3) удовлетворенность деятельностью финансовых институтов.
14. Направление F5 – "Выполнение целевых индикаторов" состоит из фактора степени выполнения целевых индикаторов по привлечению инвестиции в основной капитал.
15. Направление F6 – "Оценка деятельности принципа "одного-окна" состоит из фактора удовлетворенности получением консультационных услуг.
16. Направление F7 – "Качество и доступность инфраструктуры" состоит из факторов:
1) удовлетворенность предпринимателей объектами инвестиционной инфраструктуры;
2) удовлетворенность предпринимателей качеством дорожной сети;
3) удовлетворенность предпринимателей качеством телекоммуникационных услуг;
4) качество наполнения информацией по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе на интернет ресурсе местного исполнительного органа.
17. Направление F8 – "Административное давление на бизнес" состоит из факторов:
1) легкость регистрации собственности;
2) среднее количество запрошенных дополнительных документов на фирму в год;
3) случаи столкновения с коррупцией.
18. Направление F9 – "Финансовые меры государственной поддержки" состоит из фактора удовлетверенности мерами государственной поддержки.
19. Анкетный опрос предпринимателей, получивших государственные услуги за последние 24 (двадцать четыре) месяца, проводится по форме согласно приложению к настоящей Методике.
Приложение к Методике оценки инвестиционной привлекательности регионов |
|
Форма |
Анкетный опрос предпринимателей,
получивших государственные услуги за последние 24 месяца
Блок 1. Общие данные по анкетируемым предприятиям
1. Укажите, пожалуйста, название предприятия, которое вы представляете:
_____________________________________________________________________
2. Отметьте в каком регионе Республики Казахстан вы осуществляете
предпринимательскую (инвестиционную) деятельность: _____________________
3. Количество сотрудников в вашей компании: ________________________
4. К какой отрасли относится ваша деятельность: ______________________
5. Инвестировали ли вы в какой-либо проект либо обновляли основные фонды своего
предприятия, либо расширились в последнее 3 года на территории вашего региона:
______________________________________________________
Блок 2. Опрос предпринимателя:
1. Оцените легкость подключения к электросетям в вашем регионе при запуске нового
проекта, где 0 – не сталкивался с этим вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2. Оцените доступность необходимой для ведения бизнеса недвижимости (строений и
земельных участков) в вашем регионе, где 0 – не сталкивался с этим вопросом, 1 – плохо, 7 –
отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
3. Оцените скорость получения арендных площадей, предоставляемых регионом, где
0 – не сталкивался с этим вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
4. Оцените доступность финансовых средств в вашем регионе для запуска нового
проекта, обновления основных фондов или расширения, где 0 – не сталкивался с этим
вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
5. Оцените деятельность финансовых институтов в вашем регионе, где 0 – не
сталкивался с этим вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
6. Оценка деятельности принципа "одного-окна", где 0 – не сталкивался с этим
вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
7. Оцените деятельность организаций по привлечению инвестиций в вашем регионе
(к таким организациям относятся региональные представительства акционерного общества
"Национальная компания "Kazakh Invest", региональные организации в области привлечения
инвестиций), где 0 – не сталкивался с этим вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
8. Удовлетворенность объектами инвестиционной инфраструктуры (свободные
экономические зоны, индустриальные зоны, технологические и промышленные парки,
площадки) в регионе, где 0 – не сталкивался с этим вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
9. Оцените качество дорожных сетей в вашем регионе, где 1 – плохо, 7 – отлично.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
10. Оцените качество телекоммуникационных услуг в вашем регионе, где 1 – плохо, 7
– отлично.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
11. Оцените качество интернет-ресурса об инвестиционной деятельности в вашем
регионе, где 0 – не знаю о существовании такого интернет-ресурса, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
12. Оцените легкость регистрации собственности в регионе, где 0 – не сталкивался с
этим вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
13. Оцените уровень государственной поддержки бизнеса в регионе, где 0 – не
сталкивался с этим вопросом, 1 – плохо, 7 – отлично.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
14. Сколько раз в год вашему бизнесу приходится сталкиваться с мерами
административного давления (запросы документов, неподлежащих обязательному
предоставлению для проверки, административных расследований)
_____________________________________________________________________
15. Сталкивались ли вы со случаями коррупции со стороны органов власти или
естественных монополий в текущем _____ году
_____________________________________________________________________
16. Какие проблемы беспокоят вас больше всего при ведении бизнеса или
инвестиционной деятельности в вашем регионе ____________________________
Приложение 2 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 18 января 2023 года № 5 |