О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 323 "Об утверждении Правил орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан"

Новый

Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 20 марта 2023 года № 174. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 марта 2023 года № 32123

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 323 "Об утверждении Правил орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №11724) следующие изменения:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Правил управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан";

      преамбулу изложить в следующей редакции:

      "В соответствии с подпунктом 41-46) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемые Правила управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан.";

      Правила орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
М. Карабаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министр экологии и природных
ресурсов Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Министра индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 20 марта 2023 года № 174

Правила управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" с учетом стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), определяют порядок управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными для полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан.

      2. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации (далее-уполномоченная организация) в рамках сертификационного обследования и постоянного надзора за обеспечением безопасности полетов осуществляет контроль за разработкой и реализацией эксплуатантами аэродромов программ управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными для полетов гражданских воздушных судов на аэродроме и прилегающей к ней территории.

      3. В целях снижения вероятности столкновений гражданских воздушных судов (далее - ВС) с птицами и иными животными в гражданской авиации Республики Казахстан при уполномоченной организации создается совет по проблемам, создаваемым птицами и иными животными для полетов гражданских ВС в Республике Казахстан (далее – совет).

      4. Задачами совета являются:

      1) обмен опытом по вопросам управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными для полетов гражданских ВС в Республике Казахстан;

      2) сбор и обмен информацией об исследованиях и разработках в области контроля за птицами и иными животными на аэродромах и прилежащих к ним территориях;

      3) выработка рекомендаций по вопросам управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными для полетов гражданских ВС в Республике Казахстан, основанных на международных стандартах;

      4) обсуждение стандартов подготовки персонала по контролю за птицами и иными животными с учетом новых технологий;

      5) обмен информацией о случаях столкновения гражданских ВС с птицами и иными животными.

      5. В состав совета включаются эксперты в области управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, а также представители:

      1) уполномоченной организации;

      2) эксплуатантов аэродромов;

      3) эксплуатантов ВС;

      4) поставщика аэронавигационного обслуживания, являющегося государственным предприятием, подведомственным уполномоченному органу в сфере гражданской авиации;

      5) полномочного органа по расследованию авиационных происшествий и инцидентов.

      6. Состав участников, функции и порядок работы совета устанавливается приказом руководителя уполномоченной организации в сфере гражданской авиации.

      7. Управление опасностями, создаваемыми птицами и иными животными для полетов гражданских ВС в Республике Казахстан включает в себя следующие процессы:

      1) организация эксплуатантом аэродрома деятельности по контролю за птицами и иными животными, включая создание организационных структур, определение роли и обязанностей всех заинтересованных сторон, проведение оценки рисков, сбор данных и анализ информации, обмен информацией;

      2) снижение вероятности столкновений гражданских ВС с птицами и иными животными;

      3) управление средой обитания в целях исключения условий, способствующих концентрации птиц и иных животных на территории аэродрома и прилегающей территории.

      8. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) авиационная орнитология - прикладная дисциплина общей орнитологии, которая занимается изучением фауны, экологии, поведения и миграции птиц в части обеспечения безопасности полетов, а также разработкой и осуществлением мероприятий по снижению вероятности столкновений ВС с птицами;

      2) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности ВС;

      3) контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома (далее - КТА);

      4) воздушное судно - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

      5) стая птиц - совокупность особей, обладающих в течение длительного периода времени общим пространством жизнедеятельности;

      6) опасность, создаваемая птицами и иными животными – присутствие птиц и иных животных, которое может привести к повреждению ВС;

      7) орнитологическая обстановка - нахождение птиц на земле, воде и в воздушном пространстве в определенный отрезок времени;

      8) орнитологическое обеспечение полетов - комплекс мероприятий, направленных на снижение вероятности столкновений гражданских ВС с птицами и иными животными;

      9) сложная орнитологическая обстановка – нахождение или появление птиц на пути движения воздушного судна (на ВПП при разбеге и пробеге или на траектории полета), при котором риск столкновения воздушного судна с птицами становится значительным.

Глава 2. Порядок организации деятельности по управлению опасностями, создаваемыми птицами и иными животными

      9. Эксплуатант аэродрома разрабатывает и реализует Программу управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских ВС на аэродроме и прилегающей к нему территории (далее - Программа).

      10. Программа включает меры по контролю за рисками, создаваемыми птицами и иными животными, устранению условий, которые привлекают птиц и иных животных, контролю присутствия птиц и иных животных на аэродроме и прилегающей к нему территории.

      Программа отражает размеры и уровень сложности аэродрома, количество и характер операций ВС и учитывает выявленные факторы опасности присутствия птиц и иных животных, и оценку риска, связанного с этими факторами.

      11. Эффективность Программы оценивается уполномоченной организацией в рамках контроля и надзора, а также по результатам ежегодных внутренних аудитов эксплуатанта аэродрома в рамках его системы управления безопасностью полетов (далее – СУБП), аудитов, проводимых эксплуатантами ВС, независимыми специализированными организациями.

      Эксплуатант аэродрома проводит оценку показателей эффективности безопасности полетов, связанных с угрозами столкновения ВС с птицами и иными животными, устанавливает целевые значения и согласовывает их с уполномоченной организацией в рамках действующей СУБП.

      Показатели эффективности являются измеряемыми - первичными или вторичными.

      Первичные показатели оценивают события, которые уже произошли, например, количество столкновений с птицами и иными животными на число операций ВС, процентная доля столкновений, приведших к повреждению или оказавших влияние на полет.

      Вторичные показатели измеряют процессы и меры, которые принимаются для повышения или поддержания уровня эффективности Программы.

      Вторичные показатели используются для мониторинга и измерения условий, которые приводят или способствуют конкретному результату, например, присутствие птиц и иных животных на аэродроме, полнота ведения записей о наблюдении за птицами и иными животными, системы отчетов о столкновениях ВС с птицами и иными животными.

      12. Программа пересматривается при изменении в характере опасностей, создаваемых птицами и иными животными (например, планируемые изменения в землепользовании, случаи серьезного столкновения ВС с птицами или иными животными, появление новых видов птиц и иных животных), но не реже одного раза в год.

      13. Программа основывается на положениях, изложенных в части II PANS-Аэродромы ИКАО DOC 9981, и при ее разработке также используется дополнительный инструктивный материал, представленный в части 3 Руководства по аэропортовым службам ИКАО DOC 9137, инструктивный материал, представляемый уполномоченной организацией.

      Программа включает в себя следующие элементы:

      1) описание структуры программы;

      2) организационная структура, роль и назначение персонала, участвующего в Программе, его обязанности и ответственность;

      3) процедуры сбора, регистрации и передачи данных о наблюдаемых птицах и иных животных, случаях столкновения ВС с птицами и иными животными, идентификации останков, анализ данных;

      4) методика и процедуры оценки рисков в области безопасности полетов, создаваемых птицами и иными животными, столкновений ВС с птицами и иными животными, включая разработку мероприятий по уменьшению рисков с учетом их приоритета;

      5) основанные на анализе данных процедуры, средства и персонал для управления и контроля среды обитания и землепользования на аэродроме и прилегающей территории до 13 километров от КТА аэродрома;

      6) процедуры, средства и персонал для удаления и отпугивания птиц и иных животных, представляющих опасность;

      7) процедуры координации действий с внутренними (службы эксплуатанта аэродрома) и внешними (эксплуатанты ВС, поставщик аэронавигационного обслуживания, организации, работающие на аэродроме, местные исполнительные органы, землевладельцы, фермеры) заинтересованными сторонами;

      8) процедуры, средства и положения, касающиеся подготовки персонала;

      9) процедуры и показатели эффективности для мониторинга применяемых мер снижения опасности и оценки их эффективности, а также эффективности Программы;

      10) составление отчетов о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилежащей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными.

      14. Программа содержит подробное описание организационной структуры и обязанностей персонала, который:

      1) разрабатывает и внедряет Программу;

      2) контролирует повседневную деятельность по управлению опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, анализирует собранные данные и проводит оценку рисков обеспечения безопасности полетов;

      3) удаляет и/или отпугивает птиц и иных животных, представляющих опасность;

      4) осуществляют контроль за средой обитания для уменьшения привлекательности определенных участков аэродрома и прилежащей территории.

      15. В зависимости от размеров, уровня сложности аэродрома, количества и характера операций ВС, орнитологической обстановки на аэродроме и прилежащей территории эксплуатант аэродрома организовывает отдельную службу по контролю за птицами и иными животными.

      При наличии в структуре эксплуатанта аэродрома службы по контролю за птицами и иными животными, включающей штатных специалистов по контролю за птицами и иными животными, руководитель данной службы осуществляет реализацию и повседневный контроль (координацию) Программы.

      При отсутствии службы по контролю за птицами и иными животными, реализация и повседневный контроль (координация) Программы выполняется штатным специалистом по контролю за птицами и иными животными.

      16. Штатный специалист по контролю за птицами и иными животными в рамках реализации Программы обеспечивает:

      1) общую организацию и координацию мероприятий Программы для обеспечения безопасности полетов;

      2) организацию взаимодействия между службами аэродрома по вопросам опасности, создаваемой птицами и иными животными;

      3) наблюдение за деятельностью птиц и иных животных на аэродроме и прилегающей территории;

      4) удаление и/или отпугивание птиц и иных животных;

      5) сбор и анализ данных по птицам и иным животным, зарегистрированным на аэродроме и прилежащей территории, по случаям столкновения ВС с птицами и иными животными, проведение оценки рисков, разработку мероприятий по их снижению, регистрацию результатов принятых мер и проведение оценки их эффективности;

      6) разработку мероприятий по удалению и/или отпугиванию птиц и иных животных;

      7) разработку мероприятий по снижению привлекательности зон аэродрома для птиц и иных животных;

      8) анализ эффективности Программы по итогам календарного года;

      9) представление информации руководителям соответствующих подразделений эксплуатанта аэродрома и диспетчерам аэродромного диспетчерского пункта об орнитологической обстановке и опасностях от птиц и иных животных на аэродроме и прилегающей территории;

      10) организацию занятий и консультации по авиационной орнитологии с работниками эксплуатанта аэродрома, диспетчерами органа воздушного движения в период весенне-летнего и осенне-зимнего периодов;

      11) подготовку отчетов старшему руководителю, ответственному за разработку и внедрение Программы;

      12) информирование уполномоченной организации о случаях столкновения ВС с птицами и иными животными;

      13) координацию с заинтересованными сторонами и внешними организациями.

      17. К выполнению практических мероприятий по контролю за птицами и иными животными, руководитель эксплуатанта аэродрома привлекает сотрудников аэродромной службы (далее – АС), службы авиационной безопасности (далее - САБ), инспекторов по безопасности полетов (далее - ИБП), службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) и других сотрудников.

      18. Эксплуатант аэродрома обеспечивает надлежащую квалификацию персонала, ответственного за разработку, реализацию и эффективность Программы, а также участвующего в контроле за птицами и иными животными на аэродроме.

      19. Персонал, осуществляющий деятельность по управлению опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских ВС на аэродроме и прилегающей к нему территории (старший руководитель, координатор, штатный специалист по контролю за птицами и иными животными) проходит первоначальное и повторное обучение в авиационных учебных центрах, одобренных уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации, не реже одного раза в два года согласно Типовых программ профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полетов, утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2013 года № 764 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8785).

      Эксплуатант аэродрома перед допуском к самостоятельной работе и на ежегодной основе обеспечивает обучение специалистов и сотрудников, участвующих в контроле за птицами и дикими животными, по следующим вопросам:

      1) правила и практика вождения транспортного средства в контролируемой зоне аэродрома;

      2) пешее перемещение в контролируемой зоне аэродрома;

      3) схема аэродрома;

      4) правила и практика ведения радиосвязи на рабочей площади аэродрома;

      5) знаки и маркировка на аэродроме;

      6) ограничение перемещения в районе действия радионавигационных средств;

      7) требования безопасности на аэродроме;

      8) подготовка по вопросам несанкционированных выездов на ВПП;

      9) процедуры работы в условиях ограниченной видимости на аэродроме.

      Эксплуатант аэродрома обеспечивает наличие, хранение записей, подтверждающих подготовку специалистов по контролю за птицами и дикими животными.

      20. Перед весенним и осенним периодами года штатный специалист по контролю за птицами и иными животными проводит занятия для диспетчеров ОВД и персонала эксплуатанта аэродрома, перечисленного в пункте 17 настоящих Правил.

      21. Занятия проводятся на основании программы, утверждаемой руководителем эксплуатанта аэродрома.

      На занятиях изучаются следующие вопросы:

      1) международные, национальные правила и процедуры эксплуатанта аэродрома, регламентирующие осуществление деятельности по контролю за птицами и иными животными;

      2) особенности орнитологической обстановки, присутствие животных в различные сезоны года в районе аэродрома (видовой состав, места скопления и основные маршруты перелетов птиц, представляющих опасность для полетов ВС). Наиболее опасные виды согласно оценке риска столкновений с птицами и иными животными;

      3) охраняемые птицы и животные, соответствующие нормативные требования и политика;

      4) распределение случаев столкновений ВС с птицами и животными на данном аэродроме по сезонам года, периодам суток, высотам;

      5) программа эксплуатанта аэродрома по управлению опасностями, создаваемыми птицами и иными животными;

      6) визуальные и радиолокационные наблюдения за орнитологической обстановкой в районе аэродрома;

      7) управление условиями, способствующими концентрации птиц и иных животных на аэродроме и прилегающей территории;

      8) действия экипажей в полете по снижению вероятности столкновений ВС с птицами и иными животными;

      9) последствия столкновений ВС с птицами (материальный ущерб, опасные ситуации в полете);

      10) процедуры сбора останков после столкновений с птицами и иными животными, их идентификация и представление соответствующих докладов;

      11) процедуры представления докладов о случаях столкновения ВС с птицами и иными животными.

      22. Эксплуатант аэродрома обеспечивает, наличие следующих тем в программах обучения всего персонала, осуществляющего деятельность в пределах контролируемой зоны аэродрома, не связанного непосредственно с контролем за птицами и иными животными:

      1) условия на аэродроме, привлекающие птиц и иных животных, важность исключения таких условий;

      2) удаление посторонних предметов или представление сообщений о таких предметах, привлекающие птиц и иных животных на аэродроме;

      3) порядок представления информации о любых событиях на аэродроме, связанных с птицами и иными животными, найденными останками или наблюдении птиц и (или) иных животных.

      23. Порядок организации деятельности по контролю за птицами и иными животными в Республике Казахстан включает в себя:

      1) создание Совета согласно пункту 3 настоящих Правил;

      2) создание аэропортового комитета по проблемам, создаваемым птицами и иными животными;

      3) назначение ответственного старшего руководителя, координатора Программы согласно пункту 15 настоящих Правил;

      4) создание службы, назначение штатных специалистов по контролю за птицами и иными животными;

      5) обучение персонала, участвующего в управлении опасностями, создаваемыми птицами и иными животными;

      6) выполнение периодических обследований на аэродроме и в его окрестностях для выявления опасностей и оценки рисков столкновения ВС с птицами и иными животными, в том числе при проектировании новых аэродромов;

      7) представление информации по случаям столкновения ВС с птицами и иными животными в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации и ИКАО;

      8) отчеты по состоянию безопасности полетов в гражданской авиации РК, на аэродроме, обусловленному птицами и иными животными;

      9) разработка мер, процедур, дополнений в нормативные правовые акты, направленные на снижение опасности, создаваемой птицами и иными животными;

      10) разработка эксплуатантами аэродромов Программы, для полетов гражданских ВС на аэродроме и прилегающей к нему территории, ведение соответствующей документации, оценка эффективности Программ;

      11) взаимодействие служб эксплуатанта аэродрома, эксплуатантов ВС, поставщика аэронавигационного обслуживания, являющегося государственным предприятием, подведомственным уполномоченному органу в сфере гражданской авиации, и других государственных органов, организаций, землевладельцев, фермеров для эффективного управления опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, для полетов гражданских ВС на аэродроме и прилегающей к нему территории.

      24. Эксплуатант аэродрома создает аэропортовый комитет по проблемам, создаваемым птицами и иными животными (далее – Аэропортовый комитет).

      В состав аэропортового комитета включаются старший руководитель, который отвечает за разработку и эффективность Программы, координатор Программы, штатный специалист по контролю за птицами и иными животными, представители АС, СПАСОП, САБ, производственно-диспетчерскую службы (далее -ПДС), ИБП, а также представители аэродромного органа обслуживания воздушного движения (далее – ОВД), эксплуатантов ВС.

      25. Аэропортовый комитет рассматривает собранные данные и информацию о случаях столкновений и наблюдений за поведением птиц и иных животных на аэродроме и прилежащей территории, анализирует риски, создаваемые птицами и иными животными, и отслеживает тенденции в целях снижения последствий проблем, связанных с птицами и иными животными, оценивает эффективность Программы и необходимость ее пересмотра.

      26. Эксплуатант аэродрома обеспечивает проведение периодических обследований поведения птиц и иных животных на аэродроме и в его окрестностях в радиусе до 13 километров от КТА не реже одного раза в три года.

      По мере увеличения численности, представляющих опасность птиц и иных животных обследования проводятся чаще для сбора информации и своевременного выявления опасностей и принятия мер по их уменьшению.

      При проведении обследований поведения птиц и иных животных охватывается полный год, учитываются сезонные изменения и указывается конкретное время дня.

      В рамках обследования определяются:

      источники корма, наличие водоемов и укрытий, которые привлекают птиц и иных животных на территорию аэродрома и прилегающую территорию;

      виды иных животных и птиц, их образ жизни, периоды и направления миграций птиц, места обитания, численность популяций;

      случаи столкновения ВС с птицами и иными животными;

      эффективные действия по контролю за дикой природой и их приоритетность.

      В материалах обследований также указываются количество взлет-посадочных операций, используемые ВПП и поведение птиц и иных животных на основании наблюдений, выполняемых специалистами по контролю за птицами и иными животными.

      При проведении обследований проводится анализ тенденций на основании сравнений данных обследований, полученных в ходе предыдущих обследований.

      Методы выборки являются последовательными, систематическими и легко воспроизводимыми для сопоставления данных по времени.

      Такие методы выборки соотносятся с результатами имеющихся у эксплуатанта аэродрома данных ежедневных наблюдений за птицами и иными животными.

      Обследования проводятся специалистами, имеющими необходимые знания и опыт работы с птицами и иными животными.

      27. Штатные специалисты по контролю за птицами и иными животными при осуществлении патрулирования проводят визуальные наблюдения за птицами и иными животными и выполняют записи в журнал регистрации наблюдаемой деятельности птиц и иных животных на аэродроме с интервалом не реже 30 минут, по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящим Правилам.

      На основании наблюдений и записей в журнале выявляются предпочтительные зоны пребывания птиц и иных животных, частота присутствия обнаруженных видов, представляющих опасность птиц и иных животных, используются карты аэродрома.

      28. Все случаи столкновения ВС с птицами и животными регистрируются эксплуатантом аэродрома на основании информации, полученной от эксплуатантов ВС, сотрудников наземных служб аэропорта, органа ОВД (по докладам экипажей) и прочих заинтересованных субъектов.

      Эксплуатанты ВС обеспечивают полноту и качество предоставляемой эксплуатанту аэродрома информации согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Уведомления о столкновениях ВС с птицами и иными животными направляются эксплуатантом аэродрома в уполномоченную организацию по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Эксплуатант аэродрома совместно с организациями, работающими на аэродроме, определяет процедуры представления данных о столкновениях ВС с птицами и иными животными.

      Данные процедуры документируются эксплуатантом аэродрома в Программе и доводятся до всех заинтересованных сторон.

      Координатор (штатный специалист по контролю за птицами и иными животными) заполняет журнал регистрации случаев столкновения ВС с птицами и иными животными по форме согласно Приложению 3 к настоящим Правилам.

      Уполномоченная организация регистрирует отчеты в информационной системе управления рисками, выполняет анализ и применяет при оценке эффективности мер снижения опасностей, создаваемыми птицами и животными, направляет данные о столкновениях ВС с птицами и иными животными в ИКАО для включения в базу данных системы информации о столкновениях с птицами (IBIS).

      Для анализа данных указывается этап полета и высота, на которых произошло столкновение ВС с птицей и иным животным.

      Эксплуатант ВС направляет информацию эксплуатанту аэродрома обо всех случаях столкновения ВС с птицами и иными животными, которые произошли:

      на высоте до 60 метров (200 футов) от уровня земли при заходе на посадку;

      на высоте до 150 метров (500 футов) при наборе высоты;

      во время стоянки, руления, этапов разбега при взлете или пробега после посадки.

      Столкновения с птицами на высоте от 300 метров (1000 футов) до 60 метров (200 футов) при заходе на посадку или на высоте от 150 метров (500 футов) до 450 метров (1500 футов) при наборе высоты, относятся к прилегающей к аэродрому территории, поэтому также рекомендуется представлять информацию эксплуатанту аэродрома для анализа.

      На прилегающей к аэродрому территории эксплуатант аэродрома обеспечивает контроль и взаимодействие с государственными органами и собственниками земельных участков по вопросам строительства объектов, привлекающих птиц и животных, порядку землепользования.

      Все остальные случаи столкновения ВС с птицами регистрируются эксплуатантом ВС без уведомления эксплуатанта аэродрома и сообщаются в уполномоченную организацию.

      Все случаи столкновения ВС с птицами и иными животными классифицируются следующим образом:

      1) подтвержденный случай столкновения ВС с птицей или животным;

      2) предполагаемый случай столкновения ВС с птицей или животным;

      3) предпосылка к столкновению;

      4) не относится к столкновению.

      К подтвержденным случаям столкновения ВС с птицей или иными животными относятся случаи, когда:

      1) экипаж отчетливо видел, слышал или ощутил характерный запах, появившийся из-за столкновения ВС с птицами и иными животными;

      2) найдены останки птиц или иных животных на летной полосе без очевидных причин, кроме как в результате столкновения с ВС;

      3) технический персонал при осмотре ВС обнаружил доказательства столкновения ВС с птицами или иными животными (кровь, перья, останки).

      Под предполагаемым случаем столкновения ВС с птицей или иными животными понимается, что экипаж слышал звук столкновения, наблюдал птиц.

      Если экипаж принял действия по уклонению ВС от столкновения с птицами, то данное событие классифицируется как предпосылка к столкновению.

      29. Эксплуатанты аэродромов в рамках действующей СУБП и на основании собранных данных проводят оценку риска столкновений ВС с птицами и иными животными и используют полученные результаты для конкретизации мер защиты от птиц и иных животных и контроля их эффективности. Оценки риска уточняются и повторяются на периодической основе.

      При проведении оценки риска определяется вероятность столкновения на основании докладов о столкновениях с каждым видом, информации о присутствии различных видов, их численности, а также определяется серьезность повреждения ВС в результате столкновений с каждым видом.

      Риск устанавливается применительно к каждому виду птицы или иного животного.

      В целях выработки мер по снижению рисков эксплуатант аэродрома идентифицирует причины (привлекающие факторы, маршруты миграции) каждого фактора опасного присутствия птиц и иных животных.

      На основании проведенной оценки риска эксплуатант аэродрома разрабатывает и реализует меры защиты от птиц и иных животных в первую очередь для тех видов, для которых характерна наибольшая частота (вероятность) столкновений и причиняющие наиболее значительные (серьезные) повреждения ВС.

      30. Координатор (штатный специалист по контролю за птицами и иными животными) в начале года проводит анализ опасностей, создаваемых птицами и иными животными, который включает в себя (в зависимости от имеющейся информации):

      1) уточнение по результатам выполненного обследования аэродрома и прилегающей территории, по результатам визуальных наблюдений за птицами и иными животными, выполняемыми в течение года, периодов, мест и причин скоплений и перелетов птиц, и иных животных;

      2) выявление наиболее часто повторяющихся обстоятельств столкновений ВС с птицами и иными животными (название авиакомпании, тип ВС, высота и скорость полета ВС, место и время столкновения, вид птиц/животных, время суток и года, погодные условия и другие обстоятельства);

      3) определение последствий столкновений (число и характер повреждений ВС, материальный ущерб из-за ремонта, простоя, задержки, прерванных взлетов и вынужденных посадок ВС);

      4) анализ деятельности служб и подразделений по выполнению мер снижения вероятности столкновений ВС с птицами и иными животными;

      5) результаты оценки эффективности Программы;

      6) значения показателей эффективности и достижение поставленных целевых уровней безопасности полетов в части угроз от птиц и иных животных.

      Все сведения о скоплениях и перелетах птиц и наличия иных животных, а также их причинах, полученные за анализируемый период времени, заносятся в соответствующие карты-схемы, диаграммы, графики и таблицы.

      На основании анализа полученной информации и проведенной оценки рисков эксплуатант аэродрома, при необходимости, разрабатывает дополнительные меры уменьшения опасности, создаваемым птицами и иными животными или пересматривает существующие меры в целях обеспечения их эффективности, вносит соответствующие корректировки в Программу, составляет отчет о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилежащей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными.

      31. Эксплуатант аэродрома отправляет ежегодно отчет о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилежащей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, в уполномоченную организацию, а также рассматривает его на заседании аэропортового комитета.

      32. Уполномоченная организация на основании полученных за календарный год уведомлений о столкновении ВС с птицами и иными животными, ежегодных отчетов о состоянии безопасности полетов на аэродроме и прилежащей территории, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, а также по результатам проверок, подготавливает сводный отчет состояния безопасности полетов гражданской авиации Республики Казахстан, обусловленном опасностями, создаваемыми птицами и иными животными, и направляет организациям гражданской авиации для ознакомления и применения в работе.

      33. Эксплуатант аэродрома определяет виды коммуникации для обмена и предоставления информации по опасному присутствию птиц и иных животных.

      Специалист по контролю за птицами и иными животными взаимодействует с диспетчером органа ОВД, в том числе координирует свои действия на площади маневрирования и на других участках летного поля, чтобы меры по отпугиванию и удалению птиц и иных животных не затронули операции ВС.

      Орган ОВД аэродрома представляет собой звено связи между специалистами по контролю за птицами и иными животными и пилотами.

      Диспетчера аэродромного органа ОВД передают пилотам самые последние данные наблюдений, полученных от персонала по контролю за птицами и иными животными за деятельностью птиц и иных животных на аэродроме или в его окрестностях.

      Специалистом по контролю за птицами и иными животными не распространяются предупреждений общего характера в течение продолжительных периодов времени. Предупреждения общего характера типа "отдельные перелеты птиц" несут мало информации для пилотов и в итоге игнорируются, если их не обновлять более конкретными данными.

      При передаче сообщений о наличии птиц или иных животных используются процедуры, установленные на конкретном аэродроме, с правильным использованием радиотелефонной и стандартной фразеологии. Их сообщения включают более конкретные данные:

      1) большая стая птиц на траве к северу от рулежной дорожки Браво;

      2) собака поблизости от ВПП 17 и рулежной дорожки Чарли;

      3) внимание, большая стая голубей к северу от ВПП 27 вблизи рулежной дорожки Aльфа;

      После того, как птицы и иные животные больше не представляют угрозу безопасности полетов, специалист по контролю за птицами и иными животными сообщает о об этом диспетчеру органа ОВД.

      При обнаружении присутствия птиц или иных животных, представляющих высокую угрозу для безопасности полетов на аэродроме и в его районе (например, периоды осенне-весенних миграции птиц, суточные перелеты стай крупных птиц, нахождения крупных птиц и иных животных на летной полосе), специалист по контролю за птицами и иными животными уведомляет диспетчера органа ОВД о сложной орнитологической обстановке на аэродроме и необходимости приостановления эксплуатации ВПП вследствие угрозы от птиц и иных животных до устранения опасных условий.

      34. При появлении на аэродроме или в районе аэродрома скоплений птиц или животных, диспетчер аэродромного органа ОВД передает соответствующую информацию штатному специалисту по контролю за птицами и иными животными или сотрудникам САБ, АС для принятия срочных мер по отпугиванию и/или удалению птиц и иных животных и обеспечивает при необходимости им доступ на площадь маневрирования, предупреждает экипажи ВС о наличии птиц и иных животных на аэродроме.

      35. Обо всех случаях столкновения ВС с птицами и иными животными, наблюдении птиц и иных животных или наличии их останков на рабочей площади аэродрома пилоты докладывают в аэродромный орган ОВД с целью, чтобы орган ОВД передавал эту информацию другим пилотам и специалистам по контролю за птицами и иными животными, которые оценивают ситуацию и предпринимают необходимые действия.

      При наличии представляющих опасность птиц и иных животных до начала взлета или посадки, пилоты принимают соответствующие решения о задержке взлета или об уходе на второй круг.

      Эксплуатант ВС обеспечивает соответствующую подготовку летных экипажей по вопросам опасностей, создаваемых птицами и иными животными и мерам, которые необходимо применять летным экипажам для снижения рисков столкновения ВС с птицами, порядку предоставления уведомлений о наблюдении птиц и иных животных или столкновении с ними ВС.

Глава 3. Порядок принятия мер по уменьшению опасного присутствия птиц и иных животных на аэродроме

      36. Специалист по контролю за птицами и иными животными обладает навыками идентификации наблюдаемых на аэродроме видов птиц и иных животных и понимает их поведение, для применения адекватных мер отпугивания и удаления птиц и иных животных, создающих опасность.

      Эксплуатант аэродрома обеспечивает специалистов по контролю за птицами и иными животными справочными материалами для определения видов птиц и иных животных.

      Эксплуатант аэродрома обеспечивает специалистов по контролю за птицами и иными животными средствами для удаления и отпугивания птиц и иных животных и обеспечивает их обучение эффективному и безопасному применению этих средств, включая необходимые средства индивидуальной защиты.

      Цель отпугивания или удаления заключается не в том, чтобы произвольно пугать птиц и иных животных на территории аэродрома, а в том чтобы обеспечить контролируемое перемещения и удаление их из зон высокого риска для безопасности полетов.

      37. Основным мероприятием Программы, направленным на уменьшение опасного присутствия птиц и иных животных на аэродроме, является патрулирование в контролируемых зонах для проверки наличия создающих опасность птиц и иных животных.

      Поскольку присутствие птиц и иных животных на ВПП, в зонах захода на посадку или вылета или пересечение ими этих зон представляет высокий риск для безопасности полетов, во время патрулирования принимаются меры, чтобы воспрепятствовать присутствию птиц и иных животных в таких зонах, удалить их из этих зон или выполнить профилактическое отпугивание.

      Патрулирование осуществляется специалистами по контролю за птицами и иными животными. К патрулированию привлекаются также сотрудники САБ и АС. Патрулирование ВПП и зон захода на посадку или взлета проводится не позднее 15 минут до начала взлет-посадочных операций. Персонал по контролю за птицами и иными животными во время взлет-посадочных операций на ВПП располагается вблизи зон захода на посадку или взлета ВС.

      Для выполнения патрулирования специалисты по контролю за птицами и иными животными обеспечиваются соответствующим транспортом, биноклями и средствами для регистрации (блокноты, планшеты, диктофоны).

      Специалисты по контролю за птицами и иными животными используют пиротехнические средства отпугивания, при необходимости, в комбинации с применением САБ летальных методов (огнестрельное оружие).

      38. Диспетчера аэродромного органа ОВД информируют специалиста по контролю за птицами и иными животными о замеченных местах нахождения птиц и иных животных.

      Специалист по контролю за птицами и иными животными, при необходимости сотрудники САБ аэропорта, получив сообщение о скоплении птиц или наличии животного, немедленно выезжают на участок аэродрома, где обнаружены птицы или иные животные, представляющие потенциальную угрозу ВС.

      Посредством ружей, пиротехнических средств, светосигнальной ракетницы и другими средствами производят действия по отпугиванию и удалению птиц и иных животных с территории аэродрома до момента, когда птицы и иные животные не угрожают движению ВС.

      39. Специалисты по контролю за птицами и иными животными производят сбор останков птиц, найденных на взлетно-посадочной полосе и возле нее, в том числе сбитых ВС для идентификации вида птицы.

      Эксплуатант ВС обеспечивает сбор соскобов биоматериала, обнаруженных на ВС после столкновения с птицами или иными животными.

      Эксплуатант аэродрома, эксплуатант ВС разрабатывают процедуры сбора, обработки, идентификации останков птиц и иных животных после столкновения для определения их видов, а также оставшегося биоматериала для проведения анализа дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), если невозможно определить другим методом.

      40. Эксплуатант аэродрома в рамках своей Программы реализует различные методы отпугивания и удаления птиц и иных животных.

      Оборудование, используемое специалистами по контролю за птицами и иными животными на аэродроме, выбирается с учетом особенностей окружающей среды аэродрома и находящихся на нем видов.

      41. Выбор методов, технических средств отпугивания и отлова, их количества и порядка размещения на аэродроме обеспечивается специалистами по контролю за птицами и иными животными и основывается на результатах наблюдений, анализов, обследованиях аэродрома и прилегающей к аэродрому территории, специфике аэродрома.

      Наибольшие усилия по отпугиванию птиц и иных животных прилагаются на летной полосе и прилегающих к ней зонах посадки и взлета.

      42. Методы отпугивания и удаления птиц и иных животных подразделяются на следующие группы: средства звукового отпугивания, визуальные средства отпугивания, химические отпугивающие средства, меры отлова и перемещения, летальные меры.

      43. К средствам звукового отпугивания относятся пиротехнические средства, биоакустические установки, электронные шумовые системы.

      Применение пиротехнических средств в сочетании с другими методами отпугивания и ограниченным применением летальных методов (отстрел из ружей) считается эффективным для удаления птиц с территории аэродрома.

      Эффективность применения пиропатронов повышается с помощью трассирующих зарядов, издающие вторичный хлопок и вспышку для контроля направление движения птиц.

      44. Крики бедствия представляют собой уникальный вид крика, издаваемый отдельными видами птиц при наличии опасных хищников. Крики бедствия ориентированы на конкретный вид птиц, а для смешанных стай используется крик преобладающего вида.

      Оборудование для имитации криков бедствия следует использовать вручную, так как в условиях автоматизации возрастает эффект привыкания, которое может привести к перемещению птиц в критическое воздушное пространство вместо контролирования их движения. Для наибольшей эффективности такое оборудование следует устанавливать на транспортных средствах.

      Системы (газовые пушки, биоакустические системы), приводимые в действие посредством дистанционной подачи радиосигнала более эффективны по сравнению с системами, основанными на произвольно устанавливаемом времени с помощью таймера.

      45. Визуальные средства отпугивания, такие как силуэты человека или силуэты хищников, шары с имитацией глаз хищника, флаги и отражающие свет ленты, производят эффект в течении короткого периода времени и неприемлемы для решения в долгосрочной перспективе проблем, связанных с присутствием птиц и иных животных на аэродроме.

      Некоторые виды птиц воспринимают приближающийся луч лазера как угрозу и улетают. Лазеры лучше всего использовать ночью, на рассвете и в сумерки. Этот метод следует применять с осторожностью, поскольку лазеры создают вторичную опасность для пилотов или водителей наземных транспортных средств.

      Специально обученные собаки и хищные птицы создают эффект присутствия хищника, приводящий к удалению с территории птиц и иных животных.

      46. К химическим отпугивающим средствам относятся средства, которые воздействуют на чувства запаха или вкуса птицы или иного животного.

      Отпугивающие средства можно применять в местах гнездования, источниках корма или в других местах, где присутствуют создающие опасность птицы и иные животные.

      Используются химические репелленты, которые являются безопасными и имеют соответствующие сертификаты.

      47. Создающих опасность птиц и иных животных можно отлавливать и выпускать на волю за пределами аэродрома. Для этих целей можно использовать приманки или ловушки, однако необходимо следить, чтобы приманка не привлекла новых видов птиц и иных животных на территорию аэродрома.

      48. Если методы контроля среды обитания и использования отпугивающих средств не приводят к снижению уровня риска, применение летальных методов может усилить эффект нелетальных средств. Такие методы можно также использовать для уменьшения численности опасных животных, удаления больных или раненых птиц и иных животных или для срочного контроля ситуации. При определенных обстоятельствах летальные меры можно использовать для ликвидации в контролируемой зоне популяции тех видов, которые не удалось удалить с помощью нелетальных средств.

      При массовом скоплении птиц в весенне-летне-осенний периоды выставляют стрелков с достаточным количеством боеприпасов в следующих местах:

      1) точка приземления, точка взлета и ВС (вне летной полосы);

      2) места примыкания рулежных дорожек к взлетно-посадочной полосе до команды "отбой" диспетчера ОВД.

Глава 4. Порядок исключения условий, способствующих концентрации птиц и иных животных

      49. Потребности в пище, воде, размножении и безопасности определяют среду обитания птиц и иных животных. Условия на аэродроме или на прилежащей территории, позволяющие удовлетворять эти потребности, повышают вероятность присутствия птиц и иных животных и вероятность столкновения с ВС. Поэтому управление средой обитания птиц и иных животных на аэродроме является основой Программы.

      Перед началом действий по управлению средой обитания, эксплуатант аэродрома проводит оценку риска в области безопасности полетов с определением видов опасных птиц и иных животных и причин их нахождения в конкретных зонах.

      После проведения оценки риска в области безопасности полетов определяются места обитания птиц и иных животных, представляющих опасность, и разрабатывается стратегия управления средой обитания этих видов.

      Для предотвращения или прекращения доступа птиц и иных животных к корму, водоемам и укрытиям проводится изменение среды обитания и окружающей среды на аэродроме.

      50. Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц и животных, делятся на группы:

      1) проводимые на территории аэродрома;

      2) проводимые на территории, прилегающей к аэродрому.

      51. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродроме, относятся:

      1) вырубка деревьев и зарослей кустарника особенно вблизи ВПП, привлекающих птиц для устройства гнезд, отдыха и ночевки;

      2) скашивание травяного покрова на аэродроме до оптимальной высоты;

      3) уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях-ангарах и других зданий;

      4) мелиорационные работы на увлажненных и заболоченных участках аэродрома, их дренирование и засыпка;

      5) ликвидация доступа к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, ресторана и столовых аэропорта путем хранения отходов пищи в закрытых контейнерах, полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;

      6) установка ловушек для отлова птиц;

      7) недопущение использования территории аэродрома для сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц и иных животных;

      8) проведение химической обработки на территории аэродрома против насекомых привлекающих птиц;

      9) спиливание в самом начале гнездования птиц верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, или сбивание гнезд с помощью водометов;

      10) устранение разрушенных или неиспользуемых объектов на аэродроме, которые служат местами укрытия птиц и животных.

      52. Для препятствия гнездования используются такие средства как колючая проволока, противоприсадные шипы, которые устанавливают на карнизах, в верхней части крыши, на информационных знаках, стояках и в местах, пригодных для гнездования и насеста.

      Неиспользуемые на аэродроме сооружения (сараи, заброшенные строения и конструкции, старые щиты, участки ограды) следует удалять с территории аэропорта, чтобы не допустить их использования для насеста, убежища и гнездования.

      53. Для предотвращения доступа представляющих опасность животных, на территорию аэродрома устанавливается ограждение по всему периметру аэродрома. Ограждение вкапывается в землю, для исключения подкопа животными под ограждением для проникновения на территорию аэродрома.

      Ворота следует держать закрытыми и проверять на регулярной основе.

      54. Доступ транспортных средств на покрытые травой участки ограничивается для недопущения повреждения и изменения высоты травы.

      Повреждение травяного покрова может привести к образованию участков стоячей воды и появлению сорняков, привлекающих птиц и иных животных.

      Перспективным методом уменьшения привлекательности растительного покрова для птиц или иных животных является посадка растений, которые не привлекают их или в некоторой степени ядовиты для них.

      Использование искусственного покрытия уменьшает привлекательность территории для птиц и иных животных для поиска корма, укрытия и рытья нор.

      55. С территории аэродромов следует удалять все плодово-ягодные культуры.

      Деревья должны находиться как можно дальше от взлетно-посадочных полос.

      Если удалить деревья невозможно, убирается подлесок. Верхушки деревьев прореживаются для исключения гнездования. Деревья осматриваются на предмет мест гнездования или насеста птиц.

      56. Наилучшим методом уменьшения привлекательности водоемов на территории аэродрома является их удаление: например, путем дренажа или засыпания.

      Если на аэродроме предусмотрены водоотводные канавы, их следует заменить заглубленными дренажными трубами. Те участки, на которых после дождя или весеннего таяния снега скапливается вода, следует засыпать или оборудовать современными дренажными системами.

      Чистка водоотводных канав производится на регулярной основе. На откосах этих канав необходимо скашивать траву и другие виды растительности.

      Крутые берега водоемов препятствуют проникновению млекопитающих, отдельных видов птиц и облегчают скашивание травы.

      57. К мероприятиям по устранению условий, способствующих концентрации птиц, на территории, прилегающей к аэродрому, относятся:

      1) запрет к cтроительству звероводческих и животноводческих ферм, скотобоен (убойных площадок), а также осуществление любой другой сельскохозяйственной деятельности в радиусе 13 километров от КТА, если такая деятельность создает условия для массового скопления птиц и угрозы для безопасности полетов;

      2) ликвидация или предотвращение создания в радиусе 13 километров от КТА пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней;

      3) вспашка и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами окружающий аэродром, только в ночное время;

      4) ограничение выпаса скота вблизи аэродрома;

      5) осушение мелких водоемов вблизи аэродрома, являющихся местом скопления птиц, пролетающих через приаэродромную территорию;

      6) скашивание на расположенных вблизи аэродрома водоемах высокой прибрежной растительности, являющейся местом массового гнездования, отдыха и ночевки птиц.

      58. Эксплуатант аэродрома не менее двух раз в год осуществляет обследование прилежащей к аэродрому территории для выявления условий или объектов массового скопления птиц и ведет соответствующие записи в журнале о выявленных условиях и объектах, которые привлекают птиц и иных животных, запланированных и проведенных мероприятиях по их ликвидации.

      59. Окружность радиусом 13 километров от КТА считается территорией, в пределах которой необходимо оценивать аспекты землепользования на предмет опасностей, создаваемых птицами и иными животными.

      Эксплуатант аэродрома проводит обследование землепользования в прилегающих к аэродрому районах с периодичностью, определяемой оценками риска в области безопасности полетов, не реже одного раза в пять лет.

      60. Эксплуатант аэродрома привлекает экспертов в соответствующей области для проведения обследований и подготовки заключений в целях выработки оптимальных мер по устранению условий, способствующих концентрации птиц, на территории, прилегающей к аэродрому, внедрения в практику новых, эффективных методов по улучшению орнитологического обеспечения полетов.

  Приложение 1
к Правилам

Журнал регистрации наблюдаемой деятельности птиц и иных животных на аэродроме и в его окрестностях

№, п./п.

Время

Погода и условия освещенности

Место наблюдения/ проведения мероприятий

Вид наблюдаемых/ удаленных птиц (животных)

Численность каждого наблюдаемого вида, в том числе их отсутствия

Вид деятельности и передвижений птиц и иных животных (например, направление и высота)

Тип предпринятых мер по отпугиванию, удалению

Реакция птиц (животных) на предпринятые меры по отпугиванию

Направление перемещения птиц / животных

Дата начала смены:


Время начала смены:


Ф.И.О. (при наличии) сменного специалиста


Подпись сменного специалиста:



1










2










Дата окончания смены:


Время окончания смены:


Ф.И.О. (при наличии) сменного специалиста


Подпись сменного специалиста:



  Приложение 2
к Правилам

Форма сообщения о столкновении ВС с животными (птицами)

Рег. №______

Авиакомпания:

Тип ВС:
Тип двигателя:

Регистрационный
номер ВС:

Дата инцидента:
__________/__________/_________

Местное время инцидента:
_________часы _________мин.

Заря ☐
Сумерки ☐
День ☐
Ночь ☐

Высота ВС ☐
Скорость ВС ☐

месяц

день

год

Фаза полета

Части ВС

Удар

Поврежд.

Облачность

Осадки

Стоянка ☐
Руление ☐
Разбег при взлете ☐
Набор высоты ☐
На маршруте ☐
Снижение ☐
Заход на посадку ☐
Послепосадочный пробег ☐

Обтекатель антенны РЛС

Безоблачно ☐

Туман ☐

Лобовое стекло

Редкая ☐

Дождь ☐

Нос (исключая упомянутое выше)

Сплошная ☐

Снег ☐

Двигатель 1


Отсутствуют ☐

Двигатель 2

Влияние на выполнение рейса

Двигатель 3

Отсутствует ☐

Двигатель 4

Прерванный взлет ☐

Воздушный винт

Возврат на аэродром ☐
Отправления

Продолжительность ВС вне эксплуатации

Крыло / несущий винт

Выключение двигателя ☐

Фюзеляж

Прочие (указать) ☐

Шасси


Оценка издержек

Хвост

Использованные огни

Огни

Посадочные

Да ☐

Нет ☐

Прочие (указать)

Проблесковые маяки

Да ☐

Нет ☐


Пилот предупрежден

Да ☐

Нет ☐

Наименование аэропорта:

Используемая ВПП:

Местоположение ВС, если на маршруте (ближайший город, другой ориентир):

Вид животного (птицы)

Количество животных (птиц)

наблюдалось

столкновение

Размер животного (птицы)

1

Небольшая ☐

Средняя ☐

Большая ☐

2-10

11-100

Более 100

Замечания (описание повреждения и друга полезная информация):

Информация представлена:
Имя:
Телефон:
e-mail:

Организация:

Подпись:


Дата:

  Приложение 3
к Правилам

Журнал регистрации случаев столкновения ВС с птицами и животными

№, п./п.

Дата

Время

Тип ВС, номер ВС, номер рейса, авиакомпания

Останки птицы / животного

Место обнаружения

Вид и количество птиц / животных

Этап полета (высота, скорость, взлет-посадка):

Место попадания птицы в ВС

Повреждения ВС

Сведения экипажа

Время последнего осмотра ВПП

Орнитологическая обстановка в момент события, Метеообстановка

Последствия для выполнения рейса

ФИО, (при наличии) подпись
































Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.