В соответствии с подпунктом 143) пункта 15 положения о Министерстве внутренних дел, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607 "Вопросы Министерства внутренних дел Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила воздушно-десантной подготовки Национальной гвардии Республики Казахстан.
2. Главному командованию Национальной гвардией в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
3) направление сведений в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
министр внутренних дел Республики Казахстан |
М. Ахметжанов |
Приложение к приказу министр внутренних дел Республики Казахстан от 17 апреля 2023 года № 300 |
Правила воздушно-десантной подготовки Национальной гвардии Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Правила воздушно-десантной подготовки Национальной гвардии Республики Казахстан (далее – Правила) определяют порядок воздушно-десантной подготовки и нормы совершения прыжков с парашютом в Национальной гвардии Республики Казахстан.
2. Воздушно-десантная подготовка (далее – ВДП) является одним из основных предметов служебно-боевой подготовки личного состава, в задачи которых входит выполнение парашютных прыжков и десантирование. Целью ВДП является обеспечение постоянной готовности личного состава, вооружения, военной техники и грузов для выполнения учебных, учебно-боевых и специальных задач.
3. Парашютная подготовка включает:
1) классификацию прыжков (десантирования) с парашютом;
2) общую организацию воздушно-десантной подготовки;
3) основные условия, обеспечивающие безопасность прыжков с парашютом (десантирования).
4. Для проведения воздушно-десантной подготовки и без парашютного десантирования людей и грузов разрабатывается курс воздушно-десантной подготовки, и должностные инструкции специалистов ВДП, утверждаемые Заместителем министра внутренних дел Республики Казахстан – Главнокомандующий Национальной гвардией.
5. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) воздушно-десантная подготовка – мероприятия по подготовке и обучению десантированию личного состава, вооружения, военной техники и грузов вертолетами и самолетами военно-транспортной авиации;
2) десантирование – воздушная выброска (высадка) личного состава (грузов), техники для выполнения боевых (учебно-боевых) задач;
3) десантник – специалист, прошедший обучение и выполняющий десантирование, различными способами из летательного аппарата, находящегося как в воздухе, так и на земле;
4) наземная подготовка – процесс формирования и совершенствования парашютистом (десантником) на земле знаний, умений и практических навыков, для выполнения прыжков с парашютом (без парашютных десантировании);
5) приземление (приводнение) – завершающий этап прыжка, требующий от парашютиста концентрации внимания и строгого соблюдения установленных правил безопасности;
6) выпускающий – подготовленный парашютист (десантник), выполняющий подготовку парашютистов (грузов) на старте, посадку (погрузку) и выброску (высадку) парашютистов (десантников) и грузов из летательного аппарата;
7) специалист ВДП – лицо, задействованное в обучении, подготовке и проведении прыжков с парашютом (десантирования);
8) парашютная подготовка – процесс обучения летно-подъемного состава к выполнению прыжков с парашютом, вынужденного покидания воздушного судна;
9) парашютно-десантная подготовка – мероприятия по подготовке и обучению десантированию личного состава, вооружения, военной техники и грузов частей и подразделений специального назначения из различных типов воздушных судов;
10) парашютная система – совокупность приспособлений, предназначенных для доставки парашютиста или груза с помощью парашютов;
11) парашютист – специалист, прошедший обучение и выполняющий прыжок с парашютом из летательного аппарата, находящегося в воздухе;
Глава 2. Классификация прыжков (десантирования) с парашютом
6. Парашютные прыжки (десантирования с парашютом) выполняются из всех типов воздушных судов, предусмотренных для десантирования и подразделяются на:
1) учебно-тренировочные – при первоначальном обучении и совершенствовании по упражнениям (задачам);
2) учебно-боевые – при проведении учений (тактических, тактико-специальных), проверке (инспектировании) войск;
3) боевые – при выполнении боевых задач;
4) вынужденные – при возникновении аварийных ситуаций в полете для спасения жизни;
5) спортивные – при проведении соревнований, первенств, чемпионатов и подготовке к ним;
6) показательные – при проведении прыжков и десантировании в целях популяризации парашютизма, демонстрации возможностей и надежности средств спасения;
7) испытательные – при испытаниях и исследованиях парашютных систем и десантной техники;
8) экспериментальные – при определении эксплуатационных характеристик парашютов, вооружения, снаряжения и отработки техники десантирования из воздушного судна.
7. По высотам прыжки (десантирование) с парашютом подразделяются:
1) с предельно малых высот до 200 метров над рельефом местности;
2) с малых высот от 200 до 400 метров;
3) со средних высот от 400 до 4000 метров;
4) с больших высот от 4000 до 12000 метров;
5) из стратосферы выше 12000 метров.
8. По количеству парашютистов, выполняющих прыжок в одном заходе воздушного судна, прыжки подразделяются на одиночные и групповые.
9. По времени раскрытия парашюта прыжки подразделяются на прыжки с немедленным раскрытием, при которых парашют вводится в действие не позднее чем через 3секунды после отделения парашютиста от воздушного судна, и прыжки с задержкой раскрытия парашюта, при которых парашют вводится в действие более чем через 3 секунды.
10. По скорости полета воздушного судна прыжки (десантирования) подразделяются:
1) на малой скорости полета – до 200 километров в час (далее - км/ч);
2) на средней скорости полета – от 200 до 350 км/ч;
3) на большой скорости полета – свыше 350 км/ч.
11. По способу падения прыжки подразделяются на прыжки в свободном падении и со стабилизацией падения.
12. По способу раскрытия парашюта прыжки подразделяются:
1) прыжки с принудительным раскрытием клапанов ранца (в том числе с принудительным стягиванием чехла (камеры) с купола парашюта вытяжным фалом);
2) прыжки с ручным раскрытием парашюта с помощью раскрывающего приспособления, вводимого парашютистом вручную;
3) прыжки с автоматическим раскрытием парашюта, при которых раскрытие парашюта производится с помощью прибора, без участия парашютиста.
13. По времени суток прыжки с парашютом подразделяются на дневные, выполняемые между восходом и заходом солнца, и ночные, выполняемые между заходом и восходом солнца, включая сумерки.
14. По типу поверхности: на сушу, на воду.
15. По степени сложности прыжки с парашютом подразделяются на простые и сложные.
К простым прыжкам относятся прыжки с парашютом, выполняемые одиночно или группой, днем, при допустимых погодных условиях, с задержкой в раскрытии парашюта или со стабилизацией падения до 20 секунд, со средних высот и на малой скорости полета.
К сложным прыжкам относятся одиночные и групповые прыжки с парашютом, выполняемые:
1) с выполнением функций выпускающего;
2) днем при ветре у земли более 5 метров в секунду (далее – м/с) с круглым типом парашюта и более 8 м/с с парашютом типа "Крыло";
3) с высоты 400 метров и ниже;
4) с высоты 4000 метров и выше;
5) с задержкой раскрытия парашюта или со стабилизацией 15 секунд и более;
6) ночью;
7) в облаках и из-за облаков;
8) на воду;
9) на лес;
10) на горы, в том числе на плоскогорье, (в местности, с высотой над уровнем моря 1000 метров и более);
11) на площадку ограниченных размеров;
12) с грузовым контейнером;
13) в специальном снаряжении;
14) на неподготовленную площадку;
15) на скорости 200 км/ч и более;
16) с вооружением (кроме пистолета);
17) в след за десантируемым грузом (техникой)
18) при температуре воздуха у земли минус 20°С и ниже, а также плюс 30°С и выше;
19) с пассажиром на двухместной парашютной системе;
20) по упражнениям купольной и групповой парашютной акробатики;
21) с ведением фото и видеосъемки.
Глава 3. Общая организация воздушно-десантной подготовки
16. ВДП проводится в соответствии с настоящими Правилами. Воздушно-десантная подготовка личного состава проводится систематически в течение учебного года.
17. Занятия по воздушно-десантной подготовке проводятся с максимальным использованием наглядных пособий (схем, таблиц, стендов, видео и фотоматериалов), тренажеров, парашютов и парашютных систем.
18. К выполнению парашютных прыжков допускается личный состав, прошедший наземную подготовку, сдавший зачеты и допущенный медицинской комиссией.
19. Максимальный перерыв в выполнении парашютных прыжков у личного состава не допускается превышать более 12 месяцев. При перерыве в выполнении парашютных прыжков сроком в 12 месяцев и более, с личным составом проводится контрольное занятие.
20. Летный состав Национальной гвардии Республики Казахстан, впервые допущенный к полетам, выполняет не менее двух прыжков с парашютом.
21. Летный состав, допущенный по медицинским показаниям и выполняющий полеты на воздушных судах, на которых предусмотрено использование спасательных парашютов, выполняет не менее двух прыжков в год.
22. Летный состав, не совершившие парашютные прыжки в течение учебного года, от полетов отстраняется, до выполнения им прыжков с парашютом (кроме освобожденных по медицинским показаниям и лиц старше сорока лет).
23. Должностными лицами, ежегодно утверждается план подготовки, предусматривающий проведение с личным составом, задействованным в организации и проведении парашютных прыжков:
1) учебно-методических сборов с должностными лицами и специалистами ВДП;
2) учебно-тренировочных сборов по обучению специалистов ВДП, по поддержанию ранее полученных навыков и их совершенствованию, повышению квалификации;
3) сборов по оценке уровня кандидатов на присвоение специальных званий и подтверждения квалификации с личным составом, задействованным в организации и проведении парашютных прыжков;
4) сборов по подтверждению и получению допуска самостоятельного контроля укладки парашютных систем и подготовку к десантированию личного состава и грузов.
Продолжительность сборов определяется объемом и сложностью решаемых задач. Сборы с привлечением специалистов, принимающих участие в организации парашютных прыжков (десантировании), а также подготовке личного состава проводятся не реже 2(двух)раз в год.
24. К обучению и совершенствованию навыков по наземной подготовке привлекается весь личный состав, выполняющий парашютные прыжки (десантирования).
25. Планирование ВДП проводится исходя из поставленных задач, достигнутого уровня, климатогеографических особенностей района, наличия парашютно-десантной техники и воздушных судов, с учетом соблюдения условий безопасности воинской службы и мер безопасности при выполнении парашютных прыжков.
26. Допуск к выполнению парашютных прыжков (десантировании), освоение новых типов парашютов, парашютных систем, выполнение сложных видов парашютных прыжков (десантировании), оформляется приказом по воинской части на основании актов и ведомостей принятия зачетов.
27. Годовая норма выполнения парашютных прыжков (десантировании) устанавливается не менее:
инструкторам-парашютистам не менее – 12;
специалистами ВДП (спасательных парашютно – десантных групп, военнослужащим подразделении специального назначения) – 6;
летному составу – 2.
Выполнение военнослужащими годовых норм парашютных прыжков (десантировании) дает право для исчисления им льготной выслуги лет в соответствии подпунктом 4) пункта 4 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года № 129.
28. Обеспечение парашютных прыжков осуществляется на основании нормативно-правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих деятельность государственной авиации с учетом характера выполняемых задач.
29. Эксплуатация, хранение и ремонт парашютно-десантного имущества и воздушно-десантной техники осуществляется в соответствии с технической документацией их производителей.
Глава 4. Основные условия, обеспечивающие безопасность прыжков с парашютом (десантирование)
Параграф 1. Условия выполнения прыжков с парашютом (десантировании)
30. Прыжки с парашютом разрешается выполнять днем в простых и сложных метеорологических условиях при нижнем крае облачности 200 метров и видимости 2 километра, ночью, при нижнем крае облачности – 600 метров и видимости 4 километра.
31. Минимальная высота прыжка с парашютом для начинающих парашютистов (ознакомительный прыжок) – не менее 800 метров.
32. Минимальная высота учебно-тренировочного прыжка для спортивных парашютов и парашютных систем специального назначения типа "Крыло" - не менее 800 метров. Высота раскрытия при освоении нового парашюта типа "Крыло" – не менее 1000 метров. Включение страхующего прибора осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации парашютной системы.
33. Выполнение прыжков с парашютом, осуществляется при следующих условиях:
1) в подготовке парашютной техники:
все парашюты (парашютные системы) и приборы осмотрены, уложены (смонтированы), прошли технический осмотр в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
документация на парашютно-десантную технику оформлена;
парашютно-десантная техника применяется в соответствии с инструкцией по эксплуатации и методическими указаниями;
2) в допуске парашютистов:
личный состав допущен к прыжкам с парашютом приказом командира воинской части (руководителем учреждения, учебного заведения);
к прыжкам с парашютом парашютисты допущены врачебной комиссией проведены занятия по выполняемым упражнениям (задачам);
проведена предварительная подготовка;
на контроле готовности парашютисты показали знания с оценкой не ниже "хорошо" по планируемым упражнениям (задачам);
3) в организации прыжков с парашютом:
должностные лица, обеспечивающие проведение прыжков с парашютом, допущенные приказом;
наличие медицинского обеспечения;
наличие стартового имущества, средств связи, метеообеспечения на смену и соответствие метеоусловий уровню подготовки парашютистов;
наличие разрешений на выполнение прыжков с парашютом и использование воздушного пространства.
34. При выполнении парашютных прыжков, с принудительным (ручным) раскрытием парашютов, карабины вытяжных фалов (камер, тросов, парашютных звеньев) зацепляются выпускающим или парашютистами самостоятельно по его команде. Во всех случаях выпускающий контролирует зацепление карабинов.
35. Не допускается выполнять прыжки с парашютом (парашютной системой) с истекшим сроком переукладки, технического осмотра и эксплуатации.
Контроль за соблюдением требований, указанных в настоящем пункте, осуществляется должностным лицом ВДП.
36. На всех парашютах и парашютных системах, конструкцией которых предусмотрена установка страхующих приборов, устанавливаются приборы в соответствии с условиями их применения.
37. Высота срабатывания прибора на основном парашюте устанавливается в зависимости от атмосферного давления, но не ниже 600 метров над рельефом местности площадки приземления.
На парашютах и парашютных системах, конструкцией которых предусмотрена установка прибора на запасном парашюте, высота срабатывания прибора устанавливается не ниже 300 метров над рельефом местности площадки приземления (или в соответствии с инструкцией на прибор).
Высота срабатывания электронного прибора определяется предустановленными режимами работы прибора.
38. При подготовке к парашютным прыжкам экипаж воздушного судна совместно с выпускающим, проверяет наличие и состояние десантно-транспортного оборудования, отбортовку двери (отсутствие острых кромок) и элементов предусмотренных конструкцией воздушного судна влияющих на безопасность выполнения прыжков с парашютом, исправность световой и звуковой сигнализации при наличии.
39. Для руководства прыжками, назначается руководитель прыжков, который устанавливает двухстороннюю радиосвязь с группой руководства полетами и экипажем. Без устойчивой двухсторонней связи между руководителем парашютных прыжков и командиром воздушного судна десантирование не допускается.
40. Экипаж при десантировании парашютистов на удаленные от аэродрома площадки устанавливает связь с руководителем парашютных прыжков на площадке приземления и убеждается в наличии визуального знака к приему парашютистов.
41. При организации парашютных прыжков учитывается рельеф местности, ветровой режим, возможность неравномерного прогрева подстилающей поверхности и повышенную турбулентность атмосферы.
При выполнении парашютных прыжков вблизи водоемов площадью более 1 квадратного километра и ближе 1,5 километров от береговой линии, парашютисты экипируются спасательными жилетами или поясами, а на водоемах назначаются дежурные спасатели с плавательными средствами и средствами оказания помощи парашютистам, непреднамеренно попавшим в водоем.
42. Парашютист не прошедший двойную проверку, к прыжкам не допускается.
43. На борту воздушного судна все парашютисты выполняют команды выпускающего. Выпускающему не допускается покидать воздушное судно, при нахождении на борту парашютистов.
44. При совместном десантировании личного состава и грузов (техники), в первую очередь десантируется груз (техника).
45. Предварительная подготовка и предпрыжковые указания документируются с использованием технических средств звука - и (или) видеозаписи.
46. До начала выполнения прыжков с парашютом парашютист (десантник):
1) готовит и проверяет парашют, снаряжение, вооружение;
2) проходит медицинский осмотр (опрос);
3) проходит предпрыжковую подготовку (инструктаж).
Параграф 2. Особые случаи при прыжках с парашютом
47. В процессе воздушно-десантной подготовки каждый парашютист (десантник) изучает и приобретает навыки действий в особых случаях, к которым относятся действия:
1) в воздушном судне;
2) в свободном падении (стабилизированном снижении);
3) под куполом парашюта;
4) при приземлении.
48. Действия парашютиста в особых случаях и применение запасного парашюта отрабатываются при наземной (пред прыжковой) и предварительной подготовке к парашютным прыжкам.
49. На режиме взлета или посадки каждому парашютисту быть в готовности к действиям по вынужденному покиданию воздушного судна. Минимальная безопасная высота покидания определяется в соответствии с характеристиками основного, запасного парашюта и профилем полета. Команду на покидание воздушного судна подает экипаж, после чего еҰ дублирует выпускающий.
Перед вынужденным покиданием выпускающий (член экипажа) производит открытие двери (люка), через которую производится покидание или еҰ сброс.
Выпускающий следит за соблюдением парашютистами правил вынужденного покидания воздушного судна и покидает его последним из парашютистов.
При аварийном приземлении в воздушном судне парашютисты готовятся к жесткой посадке, пристегивают ремни безопасности, прижимают подбородок к груди, закрывают голову руками, ноги поджимают к груди. После посадки экстренно покидают воздушное судно и удаляются на безопасное расстояние.
50. На борту воздушного судна, производящего выброску, находятся средства оказания помощи зависшему парашютисту (страховочный фал с грузом, ножом и карабинами на концах) или средства, предусмотренные конструкцией воздушного судна.
51. При обнаружении зависания выпускающий:
1) прекращает выброску парашютистов;
2) определяет состояние парашютиста, устанавливает с ним визуальный контакт;
3) согласовывает действия с командиром экипажа, закрепляет карабин фала на борту воздушного судна, второй конец фала с грузом и карабином (ножом) подает парашютисту;
4) при наличие людей, средств механизации, втянуть парашютиста в воздушное судно.
52. При безрезультативности втягивания парашютиста на борт воздушного судна:
1) после дополнительного набора высоты знаками показывает парашютисту, чтобы он подготовился к раскрытию запасного парашюта;
2) если парашютист не способен к самостоятельным действиям, то выпускающий отрезает вытяжной фал при посадке самолета на грунт в момент касания парашютистом земли.
53. При зависании командир экипажа:
1) согласовывает действия с выпускающим;
2) докладывает руководителю полетов;
3) выполняет команды руководителя полетов.
54. Руководитель полетов, учитывая уровень подготовки экипажа, состояние парашютиста и его способность к самостоятельным действиям (по докладу выпускающего и экипажа), принимает решение и подаҰт команду командиру экипажа по действиям в аварийной ситуации, стремясь сохранить жизнь парашютисту и экипажу воздушного судна.
55. Для посадки воздушного судна с зависшим за бортом парашютистом определяется площадка посадки. К площадке посадки воздушного судна направляются санитарная и пожарная машины с врачом.
56. Действия при зависании парашютиста за вертолетом:
1) выпускающий при обнаружении зависания прекращает выброску;
2) определяет состояние парашютиста, устанавливает с ним визуальный контакт;
3) докладывает о зависании и о плане своих действий командиру экипажа;
4) не отцепляя от троса принудительного раскрытия парашюта карабин парашютной системы зависшего парашютиста, подает ему карабин страховочного фала, зацепив второй карабин этого фала за силовые элементы в салоне вертолҰта. Убирает в салон вытяжные фалы с чехлами (камерами) и докладывает командиру экипажа о готовности к посадке;
5) на снижении постоянно наблюдает за парашютистом и докладывает командиру экипажа о касании парашютистом земли. После посадки помогает парашютисту собрать парашют, не допуская его наполнения.
57. Командир экипажа при зависании:
1) переводит вертолет на снижение, не допуская резких маневров;
2) плавно переводит на режим висения на высоте 20 метров;
3) с режима висения выполняет плавное снижение до доклада о касании парашютистом земли. Производит дальнейшее снижение с одновременным перемещением вправо, не допуская попадания чехла с куполом в несущий винт.
58. К полным отказам парашюта относятся:
1) не раскрытие ранца;
2) непрекращающаяся стабилизация;
3) не сход чехла (невыход купола парашюта из камеры);
4) зацепление вытяжного парашюта за части тела (элементы снаряжения или парашютной системы) – "дуга";
5) непроизвольное отсоединение одного или двух свободных концов.
59. К основным частичным отказам парашюта относятся:
1) перехлест купола стропами;
2) порыв купола;
3) обрыв строп купола;
4) не сход устройства рифления;
5) не наполнение (подлипание) одной и более секций на парашютах типа "Крыло";
6) закрутка строп.
60. В случае не устранении причин полного или частичного отказа основного парашюта применяется запасной парашют.