В соответствии с подпунктом 62) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, за исключением организаций образования в области культуры.
2. Комитету среднего образования Министерства просвещения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства просвещения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства просвещения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра просвещения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр просвещения Республики Казахстан |
Г. Бейсембаев |
Утверждены приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 10 августа 2023 года № 253 |
Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, за исключением организаций образования в области культуры
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, за исключением организаций образования в области культуры (далее – Правила) определяют порядок организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, реализующих образовательные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации образования), а также регламентируют деятельность методических центров (кабинетов) по осуществлению учебно-методической и научно-методической работы.
2. В Правилах используются следующие основные понятия:
1) методист – педагог организации образования (методического центра, кабинета, учебно-методического объединения технического и профессионального образования), выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу;
2) методический (учебно-методический, научно-методический) совет - орган коллегиального управления учебно-методической и научно-методической работы организации образования;
3) методический центр (кабинет) – структурное подразделение отделов образования района/города или подведомственная структура областного (городского) управления образования по осуществлению учебно-методической и научно-методической работой;
4) заместитель руководителя организации образования по учебной (научно–методической) работе – должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую и научно-методическую работу в организации образования;
5) научно-методическая работа – это многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности методистов, педагогов и структурных подразделений организации образования, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов;
6) учебно-методическое управление (центр, отдел, кабинет) – структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях технического и профессионального, послесреднего образования;
7) методические объединения (комиссии, кафедры) – профессиональные объединения педагогов организации образования по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку, осуществляющие профессиональную поддержку педагогам для реализации учебно-методической и научно-методической работы.
8) учебно-методическая работа – это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими материалами для достижения образовательных целей.
3. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и практики, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения современных технологий, методик обучения, обеспечения повышения квалификации педагогов в организациях образования и соответствующей инфраструктуре.
4. Задачами учебно-методической и научно-методической работы являются:
научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;
разработка, внедрение современных и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;
обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива.
5. Руководство учебно-методической и научно-методической работой возлагается:
на уровне республики - на республиканский учебно-методический совет;
на уровне области, городов республиканского значения и столицы - на методические центры (кабинеты) областных, городов республиканского значения и столицы органов управления образования;
на уровне районов (городов) – на методические кабинеты районных (городских) отделов образования;
на уровне организации образования - на методические объединения (комиссии, кафедры).
6. Работа республиканского учебно-методического совета и учебно-методических объединений технического и профессионального, послесреднего образования по профилям регулируется Положением об их деятельности.
7. Национальная академия образования имени И. Алтынсарина координирует деятельность методических центров (кабинетов) в рамках организации методологического и научно-методического обеспечения системы образования и образовательного процесса (государственные общеобязательные стандарты образования, типовые учебные программы).
8. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Государственными общеобязательными стандартами дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 29031) и настоящими Правилами.
9. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляются во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих воспитательно-образовательный, учебно-воспитательный процесс, образовательные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (методических объединениях, методических предметных и цикловых комиссиях, кафедрах), в организациях, где методическая работа является основным видом деятельности (республиканский, областные, районные, городские методические центры (кабинеты), в структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты).
Глава 2. Содержание учебно-методической и научно-методической работы
10. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях дошкольного, начального и среднего образования включает следующие направления:
1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность;
2) ознакомление с нормативными правовыми актами в области образования;
3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, воспитательной работы;
4) ознакомление с лучшими практиками и творческим использованием идей, инновациями;
5) подготовка и проведение разнообразных форм методической и научно-методической работы, направленных на совершенствование воспитательно-образовательного, учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу на выявление научного потенциала обучающихся (участие в региональных, республиканских, международных олимпиадах и конкурсах);
6) анализ качества воспитания и обучения, уровня развития детей дошкольного возраста, уровня достижений обучения, воспитания обучающихся;
7) участие в процедуре аттестации педагогов;
8) разработка методических и научно-методических материалов.
11. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования включает следующие направления:
1) анализ и реализация нормативных правовых актов учебно-программных материалов, внесение предложений по их совершенствованию;
2) анализ учебных программ и внесение предложений по их внедрению в учебный процесс;
3) внесение предложений по изменениям в образовательные программы с учетом требований рынка труда;
4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений обучающихся и разработка предложений по улучшению результатов обучения;
5) организация педагогического наставничества, оказание помощи педагогам, впервые приступившим к профессиональной деятельности, в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических, научно-методических материалов и внеурочных мероприятий;
6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта, лучших практик в воспитательно-образовательной, учебно-воспитательной работе и современных технологий обучения;
7) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностям и квалификациям, тематических, научных, научно-методических семинаров, конференций и научно-методических совещаний;
8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, методических разработок и пособий;
9) совершенствование работы по использованию эффективных форм организации труда, изучения и взаимопомощи педагогами.
Глава 3. Цель и основные направления работы методических центров (кабинетов)
12. Целью деятельности методических центров (кабинетов) области является организация и проведение методической, научно-исследовательской, аналитической и экспертной работы.
13. Основные направления работы методических центров (кабинетов) области включают:
1) организацию учебно-методической, научно-методической работы;
2) создание мобильных групп по вопросам раннего развития детей;
3) анализ качества воспитательно-образовательного, учебно-воспитательного процесса, мониторинг уровня развития воспитанников, образовательных достижений обучающихся;
4) исследование педагогической деятельности, сбор, экспертиза, обобщение и распространение лучших (передовых, инновационных) педагогических практик, разработок педагогов;
5) осуществление опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, поддержка инициатив организаций образования и педагогов;
6) обеспечение сбора, анализа и систематизации опыта работы, создание банка данных об эффективных формах работы и их результатах дошкольного, начального и среднего образования;
7) мониторинг качественного состава педагогов, прогноз потребности педагогов в повышении квалификации в организациях образования;
8) организация и проведение региональных этапов республиканских конкурсов, тематических, научно-методических семинаров, конференций и научно-методических совещаний;
9) создание условий для аттестации педагогов;
10) ознакомление педагогов с основными тенденциями государственной образовательной политики, изменениями в воспитательно-образовательном, учебно-воспитательном процессе;
11) обеспечение консалтинговой информационной, технологической, психологической поддержки организаций образования и педагогов, а также методическое сопровождение для подготовки организаций образования к лицензированию, аттестации и аккредитации;
12) взаимодействие с педагогическими ассоциациями;
13) обеспечение сотрудничества организаций образования с региональными и другими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами в области образования, образовательными центрами.
14. Целью деятельности методических центров (кабинетов) городов республиканского значения и столицы является организация и проведение методической, научно-исследовательской, аналитической и экспертной работы, а также методическое сопровождение профессионального развития педагогов.
15. Основные направления работы методических центров городов республиканского значения и столицы включают:
1) организацию учебно-методической и научно-методической работы;
2) создание мобильных групп по вопросам раннего развития детей;
3) анализ качества воспитательно-образовательного, учебно-воспитательного процесса, мониторинг уровня развития воспитанников, образовательных достижений обучающихся;
4) исследование педагогической деятельности, сбор, экспертиза, обобщение и распространение лучших (передовых, инновационных) педагогических практик, разработок педагогов;
5) осуществление опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, поддержка инициатив организаций образования и педагогов;
6) обеспечение сбора, анализа и систематизации опыта работы, создание банка данных об эффективных формах работы и их результатах дошкольного, начального и среднего образования;
7) мониторинг качественного состава педагогов, прогноз потребности педагогов в повышении квалификации, изучение работы педагогов, прошедших повышение квалификации;
8) организация и проведение региональных этапов Республиканских конкурсов, тематических, научно-методических семинаров, конференций и научно-методических совещаний;
9) создание условий для аттестации педагогов;
10) ознакомление педагогов с основными тенденциями государственной образовательной политики, изменениями в воспитательно-образовательном, учебно-воспитательном процессе;
11) обеспечение консалтинговой, информационной, технологической, психологической поддержки организаций образования и педагогов, а также методическое сопровождение для подготовки организаций образования к лицензированию, аттестации и аккредитации;
12) взаимодействие с педагогическими ассоциациями;
13) обеспечение сотрудничества организаций образования с региональными и другими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами в области образования, образовательными центрами.
14) методическая поддержка путем мониторинга состояния воспитательно-образовательного, учебно-воспитательного процесса в организациях образования;
15) организация и проведение работ по повышению профессиональной квалификации педагогов;
16) помощь педагогам в освоении новых образовательных технологий, методик, лучших (передовых, инновационных) педагогических практик.
16. Целью деятельности методического кабинета районных (городских) отделов образования является обеспечение методической поддержки профессионального развития педагогов.
17. Основные направления работы методических кабинетов районных (городских) отделов образования включают:
1) координацию методической работы в районе (городе областного значения);
2) создание мобильных групп по вопросам раннего развития детей;
3) анализ качества воспитательно-образовательного, учебно-воспитательного процесса, мониторинг уровня развития воспитанников, образовательных достижений обучающихся;
4) организация и проведение региональных этапов республиканских конкурсов, тематических, научно-методических семинаров, конференций и научно-методических совещаний;
5) создание условий для аттестации педагогов;
6) методическая поддержка путем мониторинга состояния воспитательно-образовательного, учебно-воспитательного процесса в организациях образования;
7) помощь педагогам в освоении новых образовательных технологий, методик, лучших (передовых, инновационных) педагогических практик;
8) анализ, обобщение и распространение лучшего (передового, инновационного) опыта педагогов;
9) мониторинг потребности педагогов в повышении квалификации и изучение работы педагогов, прошедших повышение квалификации;
10) информирование педагогов об основных тенденциях государственной образовательной политики, изменениях в воспитательно-образовательном, учебно-воспитательном процессе.
18. Штаты методических центров (кабинетов) устанавливаются в соответствии с количеством педагогов в регионе из расчета одна штатная единица методиста на не более 300 педагогов.
19. Орган управления образования устанавливает дополнительные структуры и штатные единицы в зависимости от особенностей региона, организует переподготовку кадров и повышение квалификации работников государственных организаций образования, финансируемых за счет бюджетных средств.
Глава 4. Порядок организации учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, реализующих образовательные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования
20. Формами коллективной методической работы являются методические объединения, школы передового (инновационного) опыта, мастер-классы, экспериментальные площадки, кейсы, творческие лаборатории, инструктивно-методические совещания, семинары, конференции, креативные сессии, методические десанты, методические консилиумы, методические стажировки.
21. В организациях образования, реализующих образовательные программы дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, создаются школьные и межшкольные методические объединения для педагогов по учебным предметам, педагогов начальных классов, классных руководителей, воспитателей дошкольных организаций образования, школ-интернатов.
22. Методические объединения (комиссии, кафедры) создаются на добровольных началах по отраслевому (группы специальностей, дисциплины) признаку.
23. Методические объединения (комиссии, кафедры) в организациях образования создаются при наличии не менее 3-х педагогов (мастера производственного обучения по специальностям) одного предмета.
24. При наличии малокомплектных школ с совмещенными классами в районе/городе создаются методические объединения педагогов по направлениям.
25. Непосредственное руководство учебно-методической и научно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической и научно-методической) работе.
26. Календарно-тематические планы разрабатываются педагогами в соответствии с Типовой учебной программой по учебным предметам, рассматриваются на заседании методического объединения организации образования и утверждаются руководителем организации образования
27. Учебно-методическая документация, разработанная администрацией (методистом, педагогом) организации образования, проходит обсуждение на заседаниях методических объединений (комиссий, кафедр), методических советов организаций образования. После получения положительного заключения утверждается руководителем организации образования.
28. План работы методического объединения (комиссии, кафедры) составляется на год и утверждается руководителем организации образования.
29. Методические объединения (комиссии, кафедры) в организациях образования возглавляет руководитель, избираемый (назначаемый) из числа наиболее подготовленных, творчески работающих педагогов.
30. Учебно-методическое сопровождение и оказание методической помощи на уровне дошкольного образования включает следующие направления работы:
1) для распространения лучшей практики - создание "Центров компетенции" на базе лучших дошкольных организаций в качестве "точек роста";
2) дальнейшая консолидация "точек роста" в единые центры управления (альянсы дошкольных организаций) для трансляции и внедрения передового опыта на местах с помощью лидеров-управленцев.
31. Для руководства и координации работы методических объединений может создаваться методический совет, не дублирующий по содержанию работу педагогического совета.
Глава 5. Порядок организации учебно-методических объединений организаций технического и профессионального, послесреднего образования
34. Учебно-методические объединения организаций технического и профессионального, послесреднего образования (далее-ТиППО) создаются по профилю и осуществляют деятельность по следующим направлениям:
1) внесение предложений по актуализации нормативных правовых актов в области образования;
2) организация и проведение конференций, семинаров по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в организациях ТиППО;
3) организация разработки учебников, учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий и рекомендации, в том числе электронных учебников;
4) разработка предложений и методических рекомендаций по внедрению современных технологий обучения, контроля знаний и информатизации учебного процесса;
5) изучение опыта организации деятельности учебно-методической работы в организациях ТиППО и подготовки предложений по ее совершенствованию;
6) обобщение и распространение передового опыта по внедрению инновационных образовательных технологий;
7) внесение предложений для участия в международных, республиканских конференциях и прохождения стажировок педагогов организаций образования по родственным квалификациям и специальностям в республике, странах Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья;
8) разработка рекомендаций по организации профориентационной работы среди молодежи и незанятого населения;
9) подготовка аналитических материалов об обеспечении учебно-методической литературой, педагогическими средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием, техническими современными средствами обучения в профильных колледжах;
10) методическое обеспечение курсов повышения квалификации специалистов ТиППО, организуемых на базе колледжей;
11) организация и проведение экспертизы образовательных программ, учебно-методических пособий, учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников;
12) внесение рекомендаций по формированию перечня рекомендованной учебной литературы, учебных пособий, необходимых для использования в организациях ТиППО;
13) содействие в актуализации содержания образовательных программ ТиППО по требованиям стандартов WorkldSkills (Ворлдскилс);
14) осуществление взаимодействия и координации деятельности организаций ТиППО, ведущих подготовку кадров по специальностям ТиППО;
15) содействие в осуществлении взаимодействия организаций ТиППО, высшего образования и специалистов из организации (предприятия);
16) содействие в осуществлении взаимодействия организаций ТиППО с представителями работодателей в целях совершенствования системы внешнего контроля качества образования, разработки, совершенствования профессиональных стандартов и образовательных программ.
33. Решения учебно-методических объединений (далее – УМО по профилю) доводятся до всех организаций образования - членов УМО по профилю.
34. Руководство деятельностью УМО по профилю осуществляет Председатель.
Председателем УМО по профилю является руководитель организации ТИППО, на базе которой функционирует УМО по профилю.
Председатель учебно-методического объединения организует и направляет работу УМО по профилю.