ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра обороны Республики Казахстан от 13 октября 2022 года № 911 "Об утверждении Правил организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы с личным составом Вооруженных Сил Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 30165) следующие изменения и дополнения:
подпункт 3) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении подпунктов 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.";
в Правилах об организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы с личным составом Вооруженных Сил Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Правила организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы с личным составом Вооруженных Сил Республики Казахстан";
пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Занятия по ГПП проводятся на постоянной основе по единому тематическому плану и календарным планам, утвержденным на учебный год по категориям военнослужащих:
1) с офицерами структурных подразделений Министерства обороны Республики Казахстан и Генерального штаба ВС РК, главных управлений ВС РК, управлений главнокомандующих видами, командующих родами и войсками региональных командований – по 20-часовой программе, при этом 2 учебных часа выделяется на резерв;
2) с офицерами местных органов военного управления, медицинских учреждений, военных учебных заведений, районных эксплуатационных частей, воинских частей (бригад, полков, кораблей, баз, арсеналов, отдельных батальонов, дивизионов и рот) и подразделений (линейных батальонов, дивизионов, рот, батарей и им равных) – по 50-часовой программе, при этом не менее 2 учебных часов выделяется на резерв;
3) с военнослужащими по контракту – по 100-часовой программе, включая 30 учебных часов, при этом не менее 4 учебных часов выделяется на резерв;
4) с солдатами (матросами) – по 160-часовой программе, при этом не менее 6 часов выделяется на резерв;
5) во время полевых выходов и участия в миротворческих миссиях занятия по государственно-правовой подготовке проводятся в виде информирования – по 1 часу 2 раза в неделю по категориям.
Воспитанники, уланы, кадеты, курсанты, слушатели военных учебных заведений к занятиям по ГПП не привлекаются.";
пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. В тематическом плане отражаются темы занятий по разделам (подразделам), выстроенным в хронологическом порядке.";
пункт 40 исключить;
дополнить пунктом 57-1 следующего содержания:
"57-1. В целях искоренения и предупреждения правонарушений в воинской части (учреждении) организуются и проводятся профилактические мероприятия с военнослужащими, включенными в группу повышенного контроля.
В группу повышенного контроля включаются военнослужащие, склонные к систематическому нарушению воинской дисциплины, в том числе лица:
1) совершившие в течение календарного года уголовный проступок, три и более административных правонарушений;
2) из числа военнослужащих по призыву (офицеры, солдаты), осужденных к условной мере наказания с установлением испытательного срока, до момента увольнения их из рядов ВС РК по отрицательным мотивам и исключения из списков воинской части (учреждения);
3) допустившие в течение календарного года распитие спиртных напитков во внеслужебное время, в том числе задержанные в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения в общественных местах независимо от степени опьянения;
4) из числа офицеров и военнослужащих по контракту, которые были снижены в воинском звании (должности) на одну ступень либо предупреждены о неполном служебном соответствии;
5) не доложившие своевременно командованию подразделения, воинской части (учреждения) о допущенных, в течение календарного года, правонарушениях (административных, уголовных), в том числе скрывших информацию об оплате ими административных штрафов за нарушение правил дорожного движения, которые стали известными командованию подразделения, воинской части (учреждения) после выявления правоохранительными органами;
6) выявленные в ходе изучения личного состава в качестве неформальных лидеров отрицательной направленности, оказывающих негативное влияние на коллективное (общественное) мнение и социальные процессы, происходящие в воинском коллективе.
Данная категория военнослужащих требует повышенного внимания и усиленного контроля со стороны командования воинской части (учреждения). С ними проводится точечная индивидуально-воспитательная работа путем проведения правовых, информационно-разъяснительных профилактических бесед.
Указанные военнослужащие включаются в группу повышенного контроля, исключаются из нее на основании рапорта заместителя командира воинской части (учреждения) по воспитательной и идеологической работе на имя командира (начальника) воинской части (учреждения).
Учет военнослужащих, включенных в группу повышенного контроля, осуществляется офицером (старшим офицером) по воинской дисциплине отдела (отделения) воспитательной и идеологической работы воинской части (учреждения).
Методическое обеспечение профилактической работы с военнослужащими, включенными в группу повышенного контроля, осуществляется структурным подразделением Министерства обороны Республики Казахстан.";
пункт 62 изложить в следующей редакции:
"62. Методическое обеспечение средствами изучения личного состава осуществляется структурным подразделением Министерства обороны Республики Казахстан, курирующим вопросы организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы в ВС РК.";
пункт 63 изложить в следующей редакции:
"63. Донесение о результатах психологической работы представляется в порядке подчиненности по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам:
1) воинские части (учреждения) – ежемесячно;
2) региональные командования, рода войск и местные органы военного управления – ежеквартально;
3) виды войск и структурные подразделения Министерства обороны, Генерального штаба и ВС РК имеющие в подчинении воинские части (учреждения) – по итогам учебного периода.";
пункт 67 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
"5) допуск военнослужащих к выполнению отдельных видов учебных, учебно-боевых и учебно-тренировочных задач, требующих высокой эмоциональной и нервно-психической устойчивости.";
дополнить пунктом 67-1 следующего содержания:
"67-1. К отдельным видам учебных, учебно-боевых и учебно-тренировочных задач относятся:
1) учебно-тренировочные полеты;
2) полеты по специальному заданию;
3) прыжки с парашютом в рамках воздушно-десантной подготовки;
4) участие на соревнованиях и армейских играх;
5) участие в миротворческих миссиях;
6) направления в служебные командировки по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, очистки территории от взрывоопасных предметов.";
пункт 72 изложить в следующей редакции:
"72. Военнослужащие с высоким уровнем суицидального риска, имеющие признаки нервно-психической неустойчивости, дезадаптации и депрессии, переживающие негативные жизненные события, семейно-бытовые и финансовые трудности, психофизиологические, личностные проблемы, не допущенные к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы по результатам психологического изучения включаются в группу динамического наблюдения.
Военнослужащие включаются (исключаются) в группу динамического наблюдения на основании рапорта заместителя командира (начальника) воинской части (учреждения) по воспитательной и идеологической работе на имя командира (начальника) воинской части (учреждения).
Командир подразделения военнослужащего включенного в группу динамического наблюдения, а также его заместитель по воспитательной и идеологической работе ставят свою роспись об ознакомлении на обороте рапорта и организуют контроль и профилактическую работу совместно со специалистами психологической работы.
При перемещении военнослужащего, включенного в группу динамического наблюдения, на него составляется информационная справка, которая направляется к месту перемещения вместе с личным делом военнослужащего.
При направлении военнослужащего, включенного в группу динамического наблюдения в лечебное учреждение, руководство (командование) лечебного учреждения письменно предупреждается о нахождении данного военнослужащие в группе динамического наблюдения.
Учет военнослужащих, включенных в группу динамического наблюдения воинской части (учреждения) осуществляется специалистом психологической работы воинской части (учреждения). Данная информация является конфиденциальной и разглашению не подлежит.";
пункт 74 изложить в следующей редакции:
"74. По результатам психологического изучения выносится одно из следующих заключений:
1) "рекомендуется";
2) "не рекомендуется".";
пункт 75 изложить в следующей редакции:
"75. По итогам диагностики индивидуальных особенностей (личностных качеств) личного состава специалист психологической работы анализирует полученные результаты и докладывает командованию (руководству) воинской части (учреждения) о лицах требующих оказания психологической помощи, включения в группу динамического наблюдения, принятия организационных и управленческих решений.
Данная информация является конфиденциальной и разглашению не подлежит.";
пункт 76 изложить в следующей редакции:
"76. Результаты проведенной работы специалиста психологической работы учитываются в журнале учета индивидуальных и групповых форм работы специалиста психологической работы по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.";
пункт 84 изложить в следующей редакции:
"84. Психологическое сопровождение боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы организовывается командирами (начальниками) воинских частей (учреждений) и подразделений, штабами (органами управления), заместителями командиров (начальников) по воспитательной и идеологической работе, специалистами психологической работы и должностными лицами по организации службы войск.
Командиры (начальники) воинских частей (учреждений) и подразделений осуществляют подбор, расстановку личного состава, заступающих на боевое дежурство, боевую, караульную и внутреннюю службу со стрелковым оружием в соответствии с рекомендациями специалистов психологической работы.
Заместитель командира (начальника) воинской части (учреждения) по воспитательной и идеологической работе осуществляет контроль за выполнением мероприятий психологического сопровождения боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы и оказывает помощь специалисту психологической работы в проведении данных мероприятии.";
пункт 85 изложить в следующей редакции:
"85. Психологическое сопровождение боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы проводится в целях:
1) недопущения военнослужащих, которые по своему морально-психологическому состоянию не могут нести боевое дежурство, боевую, караульную и внутреннюю службу со стрелковым оружием;
2) выработки психологических рекомендаций по формированию дежурных расчетов, смен, заступающих на боевое дежурство, боевую, караульную и внутреннюю службу;
3) формирования психологической устойчивости и готовности к действиям в различных условиях оперативной обстановки;
4) мониторинга морально-психологического состояния личного состава в ходе несения боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы.";
дополнить пунктом 85-1 следующего содержания:
"85-1. К несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием не допускаются:
1) военнослужащие с признаками суицидального риска, совершавшие суицидальные попытки, имеющие родственников-суицидентов, психологические, семейно-бытовые и финансовые проблемы, а также включенные в группу динамического наблюдения;
2) курсанты, кадеты военных учебных заведений, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан не прошедшие психологическое изучение после прибытия из каникулярных отпусков.";
дополнить пунктом 85-2 следующего содержания:
"85-2. Для допуска военнослужащих к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием проводится психологическое изучение, по результатам которого выносится одно из следующих заключений:
1) "допущен";
2) "не допущен".";
пункт 86 изложить в следующей редакции:
"86. Перед началом учебного периода проводится психологическое изучение личного состава, по результатам которого составляется акт психологического изучения личного состава для допуска к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием согласно приложению 7 к настоящим Правилам (далее – Акт). Акт подписывается заместителем командира (начальника) воинской части (учреждения) по воспитательной и идеологической работе и утверждается командиром (начальником) воинской части (учреждения).
Для допуска к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием военнослужащих, вернувшихся из зоны боевых действий, чрезвычайных ситуаций, миротворческих миссий, длительных командировок и отпусков, после длительного лечения, переведенных из воинских частей (учреждений) в течение трех рабочих дней после их прибытия проводится психологическое изучение. По результатам составляется Акт согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
Военнослужащие, не допущенные к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием включаются в группу динамического наблюдения, за ними осуществляется постоянный контроль и оказывается помощь в решении имеющихся проблем. Военнослужащие, не допущенные к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием в течение двух учебных периодов направляются на консультацию к врачу (психиатру).
Психологическое сопровождение подготовки личного состава к несению службы в карауле проводится в три этапа:
1) первый – за два-три дня до заступления в наряд командирами подразделений осуществляется подбор, распределение и назначение личного состава караула с учетом рекомендаций специалистов психологической работы.
При формировании караулов, дежурных смен, расчетов заступающих на боевое дежурство, боевую, караульную и внутреннюю службу со стрелковым оружием учитывается психологическая совместимость заступающих лиц. Не допускается заступление в состав одного караула, одной дежурный смены, дежурного расчета военнослужащих с низкой психологической совместимостью – конфликтующих, враждующих, имеющие взаимные претензии и притязания;
2) второй – в день, предшествующий заступлению в наряд, с личным составом караула (дежурной смены, дежурного расчета) проводится психологическое изучение.
При заступлении на боевое дежурство, боевую, караульную и внутреннюю службу со стрелковым оружием через сутки психологическое изучение проводится в день заступления.
Результаты изучения личного состава, заступающего на боевое дежурство, боевую, караульную и внутреннюю службы со стрелковым оружием докладываются рапортом на имя командира (начальника) воинской части (учреждения). Рапорт подписывает заместитель командира (начальника) воинской части (учреждения) по воспитательной и идеологической работе.
Начальники штабов воинских частей (учреждений), командиры подразделений, заместители командиров по воспитательной и идеологической работе и должностные лица по организации службы войск осуществляют контроль по недопущению к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием военнослужащих, не прошедших психологическое изучение;
3) третий – в день заступления, командиры подразделений от которого наряжен караул и их заместители по воспитательной и идеологической работе, органы воспитательной и идеологической работы воинской части (учреждения), специалисты психологической работы в ходе практического занятия проводят мониторинг морально-психологического состояния личного состава путем наблюдения и опроса.
Командиры (начальники) воинских частей (учреждений) и подразделений, должностные лица, на которых возложены функции по проверке организации боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы в ходе проверки несения службы оценивают морально-психологическое состояние личного состава методом наблюдения и беседы. При выявлении у военнослужащих признаков изменения психоэмоционального состояния, вызванного неудовлетворенностью собой, служебной деятельностью, межличностными отношениями в воинском коллективе, обстановкой в семье и (или) другими проблемами личной жизни принимают меры по замене данного военнослужащего и направлению его на консультацию к специалисту психологической работы.";
пункт 103 исключить;
пункт 108 изложить в следующей редакции:
"108. Психологическая работа в военных учебных заведениях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан, реализующих программы высшего, среднетехнического, профессионального или после среднего образования организовывается и проводится со следующими особенностями:
1) психологическое изучение личного состава для допуска к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием проводится два раза в год, после прибытия курсантов (кадетов) из зимнего и летнего каникулярных отпусков;
2) психологическое изучение курсантов, кадетов проводится в течение 10 календарных дней после прибытия из каникулярных отпусков.
3) по результатам профессионально-психологического отбора при приеме на обучение в военные учебные заведения, подведомственные Министерству обороны Республики Казахстан выносится одно из следующих заключений:
"рекомендуется в первую очередь" - первая категория;
"рекомендуется" - вторая категория;
"рекомендуется условно" - третья категория;
"не рекомендуется" - четвертая категория.";
пункт 117 дополнить подпунктом 9) следующего содержания:
"9) организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности с допризывной молодежью.";
приложение 1 к Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
приложение 4 к Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;
приложение 5 к Правилам исключить;
приложение 6 к Правилам исключить;
приложение 7 к Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу;
приложение 8 к Правилам изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему приказу.
2. Департаменту воспитательной и идеологической работы Министерства обороны Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан;
3) направление сведений в Юридический департамент Министерства обороны Республики Казахстан об исполнении подпунктов 1) и 2) настоящего пункта в течение десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан по воспитательной и идеологической работе.
4. Настоящий приказ довести до заинтересованных должностных лиц и структурных подразделений.
Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр обороны Республики Казахстан |
Р. Жаксылыков |
Перечень отчетно-плановой документации по организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы с личным составом ВС РК в органах военного управления, воинских частях и учреждениях
1. Структурное подразделение Министерства обороны, курирующее вопросы организации воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы в ВС РК:
1) комплексный план воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы в ВС РК на учебный год (до 20 ноября);
2) тематический план занятий по ГПП, военной педагогике и психологии с личным составом ВС РК на учебный год (до 20 ноября);
3) анализ результатов изучения молодого пополнения (два раза в год после ввода личного состава в строй подразделений).
2. Вид ВС, род войск, региональное командование, департаменты и главные управления, имеющие подчиненные воинские части (учреждения):
1) комплексный план воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы, включая календарный план занятий по ГПП, военной педагогике и психологии на учебный год (до 25 ноября);
2) анализ и приказ о состоянии воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы за период обучения и учебный год;
3) анализ результатов анонимного анкетирования военнослужащих, разбитых по категориям (ежеквартально);
4) анализ результатов изучения молодого пополнения (два раза в год после ввода личного состава в строй подразделений);
5) сведения на военнослужащих, включенных в группу динамического наблюдения (обновление ежемесячно);
6) журналы учета посещаемости и успеваемости слушателей ГПП, включая планы-конспекты занятий по ГПП.
3. Воинская часть (бригада, полк, авиабаза, база, арсенал, отдельный батальон, корабль 1 ранга), военное учебное заведение:
1) комплексный план воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы, включая календарный план занятий по ГПП, военной педагогике и психологии на учебный год (до 30 ноября);
2) анализ и приказ о состоянии воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы за месяц, квартал, период обучения и учебный год;
3) приказ об организации ГПП и информирования с личным составом на учебный год (до 25 ноября);
4) анализ и донесение о результатах изучения молодого пополнения (два раза в год после ввода личного состава в строй подразделений);
5) акты психологического изучения личного состава для допуска к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием;
6) рапорта о допуске личного состава к несению боевого дежурства, караульной службы, а также внутренней службы с оружием (в день заступления)
7) журналы учета посещаемости и успеваемости слушателей ГПП, включая планы-конспекты занятий по ГПП;
8) сведения на военнослужащих, включенных в группу динамического наблюдения.
4. Департамент по делам обороны:
1) комплексный план воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работы, включая календарный план занятий по ГПП, военной педагогике и психологии на учебный год (до 25 ноября);
2) приказ об организации ГПП и информирования с личным составом на учебный год;
3) журналы учета посещаемости и успеваемости слушателей ГПП, включая планы-конспекты занятий по ГПП;
4) журнал учета военнослужащих, включенных в группу динамического наблюдения;
5. Батальон (дивизион, корабль второго ранга), управление (отдел) по делам обороны:
1) план воспитательной работы на месяц и отчетные материалы;
2) журнал индивидуально-воспитательной работы с личным составом.
6. Рота (батарея, корабль третьего ранга):
1) план воспитательной, социально-правовой, психологической и идеологической работына месяц, разрабатываемый ежемесячно к 25 числу;
2) журнал подведения итогов в роте (батарее, кораблях третьего ранга);
3) планы-конспекты занятий по ГПП.
Донесение о результатах психологической работы
за ________ 20__ года в воинской части ________
1. Сведения о результатах психологической работы
№ п/п | Выполненные мероприятия | Количество | Примечание |
Психологическое изучение личного состава | |||
1. | Количество изученных лиц методом индивидуальной беседы | ||
2. | Количество изученных лиц методом тестирования | ||
3. | Количество изученных лиц в рамках профессионального и психологического отбора на воинскую службу по контракту, из них: | ||
рекомендовано | |||
не рекомендовано | |||
4. | Количество военнослужащих изученных для допуска к несению службы в составе боевого дежурства, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием, из них | ||
допущено | |||
не допущено | |||
5. | Количество подразделений изученных методом социометрии | ||
Психологическая помощь личному составу | |||
6. | Количество проведҰнных индивидуальных консультаций | ||
7. | Количество проведенных профилактических бесед | ||
8. | Количество проведҰнных тренингов | ||
Психологическая работа по профилактике суицидальных происшествий | |||
9. | Количество выявленных лиц с высоким уровнем суицидального риска | ||
10. | Количество проведенных мероприятий по укреплению психического здоровья и профилактике суицидального поведения военнослужащих | ||
11. | Количество направленных лиц на консультацию врачу-психиатру | ||
12. | Количество военнослужащих направленных на психиатрическое обследование в Главный военно-клинический госпиталь Министерства обороны Республики Казахстан | ||
13. | Количество уволенных военнослужащих из рядов ВС РК по показателям психического здоровья | ||
14. | Количеств военнослужащих включенных в группу динамического наблюдения, из них: | ||
включено в отчетный период: | |||
исключено в отчетный период | |||
Психологическое просвещение | |||
15. | Количество проведенных занятий в системе командирской (профессиональной) подготовки | ||
16. | Количество проведенных лекций | ||
17. | Количество разработанных брошюр, бюллетеней, плакатов и других информационных материалов |
2. Сведения о военнослужащих, включенных в группу динамического наблюдения
№№ п/п | Воинское звание, фамилия, инициалы | Дата и причина включения в группу динамического наблюдения | Профилактические мероприятия | Примечание |
1 | ||||
2 |
Примечание:
В дополнение к указной форме в текстовом виде могут быть описаны дополнительные мероприятия психологической работы, проведенные в отчетном периоде с приложением фото, видео и других отчетных материалов.
АКТ №__
психологического изучения личного состава для допуска к несению боевого дежурства,
боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием
№ п/п | Воинское звание | Фамилия и инициалы | Результаты психологического изучения | Выводы | Примечание |
Подразделение № 1 | |||||
1 | |||||
2 | |||||
Подразделение № 2 | |||||
3 | |||||
4 |
Должность, воинское звание, фамилия и инициалы, подпись заместителя командира
(начальника) воинской части (учреждения) по воспитательной и идеологической работе
"__" _______ 20__ года
Примечание:
1. В графе "Результаты психологического изучения" указываются результаты психологического изучения с указанием выраженности отдельных характеристик личности.
2. В графе "Выводы" описывается рекомендация специалиста психологической работы (допущен, не допущен).
3. В графе "Примечание" описываются дополнительные обстоятельства, препятствующие к несению боевого дежурства, боевой, караульной и внутренней службы со стрелковым оружием, а также результаты бесед и наблюдения.
Журнал учета индивидуальных и групповых форм работы специалиста психологической работы
Раздел 1. Индивидуальные формы работ
№ п/п | Воинское звание, фамилия, инициалы, должность | Форма индивидуальной работы | Результаты | Рекомендации | Примечание |
Дата проведения | |||||
Раздел 2. Групповые формы работ
№ п/п | Дата проведения | Подразделение | Количество человек | Вид работы | Цель | Примечание |
Примечание:
1) специалистом психологической работы в форме индивидуальной работы проводятся не менее трех мероприятий в течение рабочего дня;
2) тренинги проводятся не менее 2 раз в течении недели.