2. Комитету по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства культуры и информации Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства культуры и информации Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и информации Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
1. Область применения профессионального стандарта: Профессиональный стандарт "Деятельность в области религии" (далее – профессиональный стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений широкого круга задач в области управления персоналом в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства культуры и информации Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС) – в соответствии с трудовым законодательством в Республике Казахстан является основой для установления квалификационных требований к работникам и применяется для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в организациях различных видов экономической деятельности независимо от организационно-правовых форм;
2) квалификация – официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, позволяющее осуществлять трудовую деятельность;
3) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
4) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
5) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
6) единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) – справочник, предназначенный для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов рабочим;
7) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
8) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;
9) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
10) национальный орган по профессиональным квалификациям -национальный орган по профессиональным квалификациям, осуществляющий консультативную и методологическую деятельность по вопросам Национальной системы квалификаций, создается по решению Правительства Республики Казахстан в форме акционерного общества;
11) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
12) национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
13) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию
14) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
15) отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – документ, разрабатываемый на основе Национального классификатора занятий Республики Казахстан, национальной рамки квалификаций и классифицирующий требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенций в отрасли:
16) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
17) общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) – классификатор, определяющий порядок классификации и кодирования всех видов экономической деятельности.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) СМИ – средства массовой информации, совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств;
5) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности.
4. Название профессионального стандарта: "Деятельность в области религии".
5. Код профессионального стандарта: S94910.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
94.91.0 Деятельность религиозных организаций.
7. Краткое описание профессионального стандарта: Деятельность в сфере религии включает осуществление профессиональной деятельности во всех областях общественной и частной жизни, социально-практическую работу в группах социальной адаптации и реабилитации, профилактику и противодействие экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности различных религиозных групп (организаций).
8. Перечень карточек профессий:
5) Имам - 3 уровень ОРК.
9. Карточка профессии "Теолог":
|
Код группы:
|
2636-1 Теологи
|
Код наименования занятия:
|
2636-1-003
|
Наименование профессии:
|
Теолог
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
6
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
-
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:
|
Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования: высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность: Гуманитарные науки
|
Квалификация:
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
-
|
Основная цель деятельности:
|
подготовка специалистов, обладающих профессиональными навыками (в том числе, культурными и языковыми), готовых к ведению научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности в области теологии
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Компетенция понимания специфики и особенностей мировых, традиционных и новых религий. 2. Применение аналитических, логических и абстрактных форм мышления, необходимых в сфере профессиональной деятельности теолога. 3. Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач, связанных с профессиональной деятельностью.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
-
|
Трудовая функция 1: Компетенция понимания специфики и особенностей мировых, традиционных и новых религий
|
|
|
Навык 1: Анализирование религиозных феноменов, процессов и практики
|
Умения: 1. Использовать современные научные методы и приемы в исследовании специфики и особенностей мировых, традиционных и новых религий. 2. Осуществлять критический анализ современных тенденций в развития мировых, традиционных и новых религий в отечественной и современной культуре в формате применения полученных результатов в работе с маргинальными группами, основываясь на современных концепциях и культурных исследованиях в области теологической науки.
|
Знания: 1. Предмета и методологии теологии, места в системе теологических наук, истории религии и развития этой отрасли. 2. Современных тенденций и перспектив развития мировых, традиционных и нетрадиционных религий. 3. Общих представлений о предмете, принципах, методах, этапах формирования, взаимосвязи основных теологических наук.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Выявление возникающих проблем в сфере религий и разработка рекомендаций для государственных органов и общественных объединений
|
Умения: 1. Применять научные методы (семиотические, нарративные методы полевых исследований) в решении задач поликонфессиональных исследований с привлечением современных информационных технологий, на основе которых готовить предложения по практическому использованию в работе среди населения. 2. Проводить консультации и составление заключений на основе анализа материалов, документации, информации в сфере теологии. 3. Показать сущность и особенность религиозно-теологических систем мировых и основных религий. 4. Исследовать историю религиозных движений в Казахстане. 5. Исследовать место религии в системе культуры и ее деятельность в жизни человека и общества.
|
Знания: 1. Предмета и методологии теологии, места в системе теологических наук, истории религии и развития этой отрасли. 2. Современных тенденций и перспектив развития мировых, традиционных и нетрадиционных религий. 3. Общих представлений о предмете, принципах, методах, этапах формирования, взаимосвязи основных теологических наук.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 2: Применение аналитических, логических и абстрактных форм мышления, необходимых в сфере профессиональной деятельности теолога
|
|
|
Навык 1: Систематизирование и интерпретирование концептуально-методологических программ гуманитарных исследований по актуальным проблемам религии
|
Умения: 1. Применять междисциплинарный поиск, критический анализ информации и системный подход для решения поставленных задач. 2. Решать вопросы религии, связанные с религиозными традициями и обрядами, анализировать их в рамках развития этой сферы.
|
Знания: 1. Составления и оформления деловых бумаг на казахском языке. 2. Оценки и отбора информации, необходимой для развития деятельности. 3. Теоритических и методических приемов проведения анализа религиозных проблем.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Организация и осуществление деятельности, направленной на обеспечение межрелигиозного (межконфессионального) согласия
|
Умения: изучать и воспринимать межкультурное и межконфессиональное многообразие в обществе, способность адаптироваться к глобальным и локальным условиям
|
Знания: 1. Методики межкультурного и межконфессионального диалога при решении профессиональных задач в области духовно - нравственного образования. 2. Нормативных правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в области межконфессиональных отношений. 3. Приемов объективной интерпретации и критической оценки с позиции межкультурного диалога.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 3: Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач, связанных с профессиональной деятельностью
|
|
|
Навык 1: Работа с аудиториями разных возрастных категорий
|
Умения: 1. Различать традиционные и нетрадиционные религиозные движения. 2. Ведения воспитательной работы с осужденными, ориентированной на дальнейшую гуманизацию условий отбывания наказания. 3. Обеспечение условий для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов. 4. Проводить теологическую и реабилитационную работу в учреждениях уголовно-исправительной системы.
|
Знания: 1. Законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности. 2. Современных тенденций и перспектив развития мировых, традиционных и нетрадиционных религий. 3. Психология религии. 4. Теологической реабилитации осужденных в учреждениях уголовно -исправительной системы.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Проведение разъяснительной работы по проблемам религиозного экстремизма и терроризма
|
Умения: 1. Разъяснять государственную политику в области религий. 2. Применять методы теологического анализа религиозной практики.
|
Знания: 1. Основных аспектов межконфессиональных и общественных отношений. 2. Особенностей организационной, управленческой, исследовательской, экспертно-консультативной и культурно-просветительской деятельности в религиозной сфере.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Требования к личностным компетенциям:
|
аналитическое мышление; инициативность; ответственность; планирование; внимательность; стремление к повышению профессионального уровня; ориентация на результат; исполнительность; критический анализ; креативность; дисциплинированность; организованность; принятие решений.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
6
|
Преподаватель теологии
|
10. Карточка профессии "Преподаватель религии и религиоведения":
|
Код группы:
|
2372-0 Преподаватели теологии, религии и религиоведения
|
Код наименования занятия:
|
2372-0-001
|
Наименование профессии:
|
Преподаватель религии и религиоведения
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
6
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
-
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:
|
Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования: высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность: Гуманитарные науки
|
Квалификация:
|
Уровень образования: высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность: Подготовка учителей по гуманитарным предметам
|
Квалификация:
|
Уровень образования: высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность: Подготовка учителей без предметной специализации
|
Квалификация:
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
2372-0-002 Преподаватель теологии
|
Основная цель деятельности:
|
подготовка специалистов, обладающих профессиональными навыками (в том числе, культурными и языковыми), готовых к ведению учебно-педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической, переводческой и организационно-управленческой деятельности в области изучения религий.
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Осуществление педагогической деятельности. 2. Использование междисциплинарных знаний в выработке стратегий преподавания религиоведения. 3. Подготовка экспертно-консультативных рекомендаций для обучающихся и их родителей. 4. Исследования и диагностика проблем, связанных с религиозной сферой.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
-
|
Трудовая функция 1: Осуществление преподавательской деятельности
|
|
|
Навык 1: Осуществление преподавательской деятельности религиоведческих дисциплин в организациях образования
|
Умения: 1. Использовать знании, ценности мировых и традиционных религий для преподавания и решения проблемных задач в сфере религиоведения и формирование толерантного отношения к различным культурам. 2. Проводить анализ сакральных и секулярных аспектов социокультурной и духовно-нравственной жизни народов, придерживающихся различной религиозной жизненной стратегии и ценностей, использование их в преподавательской деятельности. 3. Использовать инновационные методики в преподавательской деятельности и разъяснительной работе. 4. Использовать информационные методики работы с целевыми группами населения. 5. Применять гуманистический потенциал религий в рамках участия в дерадикализационных мероприятиях.
|
Знания: 1. Законодательства Республики Казахстан, требований Национальных рамок квалификаций. 2. Корпоративных требований, культуры и этики. 3. Особенности информационно-коммуникационных технологий в развитии общества, аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, сетевые, мультимедийные и интернет-технологии, основные Smart и Е-технологии. 4. Техники безопасности и охраны труда. 5. Об основных концепциях мирового и казахстанского религиоведения. 6. Возможностей религиоведческого знания в объяснении основных тенденций развития религии в современном мире. 7. Специфики профессиональных знаний в области научных основ и методики преподавания религиоведения. 8. Законы Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О языках в Республике Казахстан". 9. Трудового Кодекса Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", Социального Кодекса Республики Казахстан. 10. Нормативных правовых актов по вопросам деятельности организаций образования. 11. Государственного общеобязательного стандарта образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Работа со средствами массовой информации, аудиториями разных возрастных категорий
|
Умения: 1. Изучать и понимать проблемные аспекты в религиозной сфере с целью использования в профилактической и преподавательской работе. 2. Проводить консультации и составлять заключения на основе анализа программных государственных документов, а также профессиональной литературы в сфере религиоведения. 3. Применять ораторское искусство перед целевыми аудиториями. 4. Грамотно использовать методы разъяснения, убеждения и разубеждения в социальных сетях и мессенджерах.
|
Знания: 1. Анализа, мониторинга и знание особенностей жизнедеятельности общества в целях применения в разъяснительной работе с населением. 2. Способов профилактики религиозного экстремизма. 3. Профессиональных знаний социально-исторических и социокультурных условий формирования и развития религиозных движений. 4. Понимание специфики религиозного мировоззрения в контексте основных положении вероучений ислама и христианства, современных религиозных движений и культов. 5. Прикладных экономических, юридических, естественно-научных дисциплин, способствующих реализации основных направлений модернизации общественного сознания.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 2: Использование междисциплинарных знаний в выработке стратегий преподавания религиоведения
|
|
|
Навык 1: Проведение занятий по религиоведческим дисциплинам с использованием междисциплинарных знаний
|
Умения: 1. Применять практические знания психологии религий. 2. Вести диалог с представителями различных конфессий по вопросам выработки совместных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений. 3. Использовать в преподавательской деятельности концепций и теорий из правовых, социологических и религиоведческих дисциплин.
|
Знания: 1. Нормативных правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в области межконфессиональных отношений. 2. О мировых и традиционных религиях. 3. Место и роль религий в современном обществе и в мире в целом. 4. Законы Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О языках в Республике Казахстан". 5. Трудового Кодекса Республики Казахстан; Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", Социального Кодекса Республики Казахстан. 6. Нормативных правовых актов по вопросам деятельности организаций образования. 7. Психологии религий.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 3: Подготовка экспертно-консультативных рекомендаций для обучающихся и их родителей;
|
|
|
Навык 1: Осуществление экспертно-консультативной работы для обучающихся и их родителей по вопросам в сфере религии
|
Умения: 1. Выработать экспертно-консультационные рекомендации на основе эмпирических данных и реальных кейсов. 2. Участвовать в заседаниях экспертно-консультативных советов, комиссий, рабочих групп при государственных структурах.
|
Знания: 1. Законодательства Республики Казахстан, требований Национальных рамок квалификаций, корпоративных требований, культуры и этики. 2. Возможностей религиоведческого знания в объяснении основных тенденций развития религии в современном мире. 3. Взаимосвязи с различными сферами общественной жизни. 4. Специфики социальных факторов, влияющих на религиозную деятельность в Казахстане. 5. Психологических особенностей религиозной личности, религиозных и нерелигиозных взглядах.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 4: Исследования и диагностика проблем, связанных с религиозной сферой
|
|
|
Навык 1: Выявление и прогнозирование предпосылки возникновения угроз на межнациональной и межконфессиональной почве
|
Умения: 1. Составить информационную базу данных по дошкольным, школьным образовательным центрам в регионах страны для диагностики степени влияния религиозного фактора. 2. Систематизировать сведении из социальных сетей по вопросам степени влияния религии на общество и личность. 3. Изучать и анализировать аккаунты религиозных проповедников и различного тематического контента из социальных сетей. 4. Изучать гуманитарную роль и значения религий в обществе.
|
Знания: 1. Использование информационно-коммуникационных технологий. 2. Техники безопасности и охраны труда. 3. Возможностей религиоведческого знания в объяснении основных тенденций развития религий в современном мире. 4. Особенностей религий как социального института. 5. Взаимосвязи с различными сферами общественной жизни. 6. Понимание специфики социальных факторов, влияющих на религиозную деятельность в Казахстане.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Требования к личностным компетенциям:
|
аналитическое мышление; инициативность; ответственность; планирование; внимательность; стремление к повышению профессионального уровня; ориентация на результат; исполнительность; критический анализ; креативность; дисциплинированность; организованность; принятие решений.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
6
|
Теолог
|
6
|
Преподаватель теологии
|
11. Карточка профессии "Преподаватель теологии":
|
Код группы:
|
2372-0 Преподаватели теологии, религии и религиоведения
|
Код наименования занятия:
|
2372-0-002
|
Наименование профессии:
|
Преподаватель теологии
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
6
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
-
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:
|
Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования: высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность: Гуманитарные науки
|
Квалификация:
-
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
2636-1-003 Теолог
|
Основная цель деятельности:
|
подготовка экспертов, консультантов по религиозным вопросам в органах государственного управления, в общественных организациях и коммерческих структурах; преподавателями теологических дисциплин в теологических образовательных учреждениях
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Применение в преподавательской деятельности знаний о специфике мировых, традиционных религий и новых религиозных движений. 2. Формирование понимания специфики и особенностей научно-богословских школ в преподавательской деятельности. 3. Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
-
|
Трудовая функция 1: Применение в преподавательской деятельности знаний о специфике мировых, традиционных религий и новых религиозных движений
|
|
|
Навык 1: Осуществление преподавательской деятельности с использованием знаний о специфике мировых, традиционных религий и новых религиозных движений
|
Умения: 1. Использовать современные научные методы исследований специфики мировых, традиционных религий и новых религиозных движений. 2. Осуществлять критический анализ современных тенденций в развитии мировых, традиционных религий и новых религиозных движений.
|
Знания: 1. Нормативных правовых актов, определяющие основные направления государственной политики в области межконфессиональных отношений. 2. О мировых и традиционных религиях. 3. Место и роль религий в современном обществе и в мире в целом. 4. Техники безопасности и охраны труда. 5. Об основных концепциях мировой и казахстанской теологии, их главных авторов. 6. Возможностей теологического знания в объяснении основных тенденций развития теологии в современном мире. 7. Об основных исторических и современных направлениях теологических исследований; 8. Особенностей теологии как социального института.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Освоение характеров реабилитационной помощи, реабилитационных программ
|
Умения: 1. Применять теологические методы в решении задач по противодействию деструктивным направлениям, профилактики религиозного экстремизма и терроризма и иными проблемами в сфере религиозных отношений с использованием современных информационных технологий. 2. Проводить консультаций и составление заключений на основе анализа материалов и литературы в сфере исламской теологии.
|
Знания: 1. Особенности информационно-коммуникационных технологий в развитии общества, аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, сетевые, мультимедийные и интернет-технологии, основные Smart и Е-технологии. 2. О тенденциях и направлениях социально-политического развития современных обществ. 3. О способах профилактики религиозного экстремизма.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 2: Формирование понимания специфики и особенностей научно-богословских школ в преподавательской деятельности;
|
|
|
Навык 1: Осуществление преподавательской деятельности, направленной на формирование у учащихся понимания специфики и особенностей научно-богословских школ
|
Умения: осуществлять поиск, критический анализ информации и применять системный подход для решения поставленных задач в религиозной сфере
|
Знания: 1. Нормативных правовых актов в области государственной политики Республики Казахстан. 2. Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". 3. Этапов становления и развития религиоведения, теоретических и методических приемов проведения анализа религиозных проблем. 4. О теоретических подходов к анализу и умению выявлять и обосновать общие закономерности, сопоставляя историю религий.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Участие в профессиональных дискуссиях
|
Умения: 1. Аргументированно представлять свое мнение по проблемам современного исламоведения, религиоведения и теологии. 2. Работать в команде. 3. Осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранных языках (арабском, английском). 4. Воспринимать межкультурное и межконфессиональное многообразие общества в социально-культурном, этическом и философском контекстах.
|
Знания: 1. Нормативных правовых актов в области национальной политики Республики Казахстан. 2. Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". 3. Истории распространения основных религий в Республике Казахстан. 4. Феномена новых религиозных движений в Республике Казахстан и за рубежом. 5. Аргументированного противопоставления основам вероучения деструктивных культов.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 3: Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач
|
|
|
Навык 1: Осуществление экспертно-аналитической, консультативной, медиативной деятельности в сфере религии
|
Умения: 1. Разрабатывать учебные материалы с использованием религиоведческих и правовых принципов, применяемых в профессиональной среде. 2. Развивать воспитательный компонент в образовательном процессе через освоение научных, исторических и религиозных знаний. 3. Разрабатывать и проводить уроки с применением педагогических инноваций и учетом теорий/концепций в сфере теологии.
|
Знания: 1. Нормативных правовых актов в области религиозной деятельности Республики Казахстан. 2. Истории мировых и традиционных религий. 3. Место и роль религий в современном обществе и в мире в целом. 4. Законы Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О языках в Республике Казахстан". 5. Трудового Кодекса Республики Казахстан; Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", Социального Кодекса Республики Казахстан.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Требования к личностным компетенциям:
|
аналитическое мышление; инициативность; ответственность; планирование; внимательность; стремление к повышению профессионального уровня; ориентация на результат; исполнительность; критический анализ; креативность; дисциплинированность; организованность; принятие решений.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
6
|
Преподаватель религии и религиоведения
|
6
|
Теолог
|
12. Карточка профессии "Теолог":
|
Код группы:
|
2636-1 Теологи
|
Код наименования занятия:
|
2636-1-003
|
Наименование профессии:
|
Теолог
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
4
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
-
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:
|
Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования: Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена)
|
Специальность: Теология
|
Квалификация:
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
-
|
Основная цель деятельности:
|
изучение религиозной догматики, истории, традиций и практик с учетом их социального, культурного и исторического воздействия на общество и людей
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Организация и осуществление работы с общественностью. 2. Систематизация конфессиональных вероучений. 3. Экспертно-консультативная функция. 4. Решение теологических споров. 5. Организация теологической реабилитационной работы с осужденными лицами в учреждениях уголовно-исполнительной системы. 6. Исследование философских аспектов религии с целью анализа соотношения истины и заблуждений в современном обществе.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
работа с современными базами данных, проведение источниковедческих исследований по религиозной литературе и печатными СМИ
|
Трудовая функция 1: Организация и осуществление работы с общественностью.
|
|
|
Навык 1: Работа с общественностью
|
Умения: 1. Проводить изучение и анализ религиозной ситуации в регионе. 2. Проводить теологический анализ различных религиозных явлений, используя современные информационные методы. 3. Осуществлять мониторинг деятельности религиозных объединений, миссионеров, духовных (религиозных) организаций, зарегистрированных на территории Республики Казахстан. 4. Рассматривать обращения физических и юридических лиц, связанных с нарушениями законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях. 5. Осуществлять проведение религиоведческой экспертизы религиозной литературы и других информационных материалов религиозного содержания, поступающих в библиотечные фонды организаций. 6. Анализировать религиозные тексты.
|
Знания: 1. Методов исследования религиозной ситуации в регионе, включая использование социологических и иных научных подходов. 2. Современных информационных методов и технологий, применяемых для теологического анализа различных религиозных явлений с использованием электронных баз данных, интернет-ресурсов и аналитических инструментов. 3. Законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях для осуществления мониторинга деятельности данных организаций на территории страны. 4. Процедур и подходов к рассмотрению обращений физических и юридических лиц, связанных с нарушениями законодательства о религиозной деятельности с предоставлением аналитического отчета и рекомендации по обращениям. 5. Принципов проведения религиоведческой экспертизы для анализа религиозной литературы и других информационных материалов религиозного содержания, поступающих в библиотечные фонды организаций. 6. Религиозных текстов, включая знание основных догматических, исторических и культурных аспектов с проведением анализа и интерпретации текстов с учетом их контекста и смысла.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Организация и проведение мониторинга этнических и религиозных отношений с целью выявления предпосылок возникновения, проявления и обострения конфликтов на национальной и религиозной почве
|
Умения: 1. Проводить комплекс информационно-разъяснительных мероприятий в интернет-пространстве, направленных на повышение иммунитета населения к радикальной идеологии. 2. Проводить мониторинг контрпропагандисткой работы в сети интернет. 3. Содействовать местным исполнительным органам по стабилизации религиозной ситуации в регионе в рамках проведения мониторинга и анализа в интернет-пространстве и социальных сетях. 4. Принимать меры по недопущению конфликтов на национальной и религиозной почве. 5. Различать экстремистскую, радикальную и террористическую идеологию.
|
Знания: 1. Современных информационных технологий для повышения качества работы с общественностью. 2. Психологических приемов для разрешения конфликтов в обществе. 3. Основ конфликтологии и медиации. 4. Этики межэтнического взаимодействия.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 2: Систематизация конфессиональных вероучений.
|
|
|
Навык 1: Обсуждение основ христианской религии
|
Умения: 1. Владеть информацией об основных направлениях христианства (православие, католицизм, протестантизм). 2. Излагать историю распространение христианства в Казахстане: православия, католицизма, протестантизма. 3. Описывать особенности вероучения и деятельности методизма, христианства веры евангельской, Адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы. 4. Объяснять идеологию и принципы данных религий, а также особенности их поклонений и религиозных праздников. 5. Объяснять различные формы поклонения, присущие христианству, такие как молитва, чтение священных текстов, прославление Бога через пение, общение с Богом через причастие и исповедь. 6. Разъяснять теологические этапы развития христианства. 7. Информировать широкую аудиторию о духовно-нравственных ценностях христианства и основных принципов его учения.
|
Знания: 1. Основных направлений христианства: православие, католицизм и протестантизм. 2. Истории распространения христианства в Казахстане: православие, католицизм и протестантизм. 3. Особенностей вероучения и деятельности методизма, христианства веры евангельской, Адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы. 4. Идеологии и принципов данных религий, особенностей их поклонений и религиозных праздников. 5. Различных форм поклонения, присущих христианству: молитва, чтение священных текстов, прославление Бога через пение, общение с Богом через причастие и исповедь. 6. Теологических этапов развития христианства. 7. Информации о духовно-нравственных ценностях христианства и основных принципах его учения.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Обобщение основ исламской религии
|
Умения: 1. Изучать основные принципы, вероучение и историю исламской религии. 2. Систематизировать и обобщать информацию об основах исламской религии: вероисповедание, ритуалы, практики и традиции. 3. Анализировать и интерпретировать священные тексты ислама: Коран и хадисы, для понимания и объяснения основ вероучения. 4. Владеть информацией о различных школах и течениях в исламе, их истории, основных принципах и особенностях. 5. Объяснять основные доктринальные и этические принципы ислама: монотеизм, справедливость, милосердие. 6. Осознавать социокультурный контекст и влияние исламской религии на общество и индивидуумы, включая ее роль в формировании нравственных ценностей и социальных отношений. 7. Коммуницировать и общаться с различными аудиториями, в том числе представителями исламской общины и общественности, для обсуждения и распространения знаний об основах исламской религии.
|
Знания: 1. Основных принципов вероучения и истории исламской религии. 2. Основы исламской религии: вероисповедание, ритуалы, практики и традиции. 3. Интерпретации священных текстов ислама, включая Коран и хадисы, для объяснения основ вероучения. 4. Информации о различных школах и течениях в исламе, их истории, основных принципах и особенностях. 5. Основных доктринальных и этических принципов ислама: монотеизм, справедливость, милосердие. 6. Социокультурного контекста и влияния исламской религии на общество и индивидуумов, включая ее роль в формировании нравственных ценностей и социальных отношений. 7. Коммуникативного общения с различными аудиториями, включая представителей исламской общины и общественности, для обсуждения и распространения знаний об основах исламской религии.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 3: Рассмотрение основ иудаизма
|
Умения: 1. Изучать основные принципы, вероучение и историю иудаизма. 2. Анализировать и интерпретировать священные тексты иудаизма: Тора и Талмуд. 3. Владеть информацией о ключевых доктринах иудаизма, таких как вера в единого Бога, избрание народа и законы Торы. 4. Различать течения иудаизма, их историю, основные учения и особенности. 5. Объяснять религиозные обряды, праздники и традиции иудаизма, включая субботу, Песах, Рош-ха-Шану и Йом-Кипур. 6. Рассматривать влияние иудаизма на формирование и развитие еврейской культуры, этики, нравственности и социальных ценностей. 7. Коммуницировать и общаться с различными аудиториями, включая представителей еврейской общины и общественности, для обсуждения и распространения знаний об основах иудаизма.
|
Знания: 1. Основных принципов вероучения и истории иудаизма. 2. Священных текстов иудаизма: Тора и Талмуд. 3. Ключевых доктрин иудаизма, включая веру в единого Бога, избрание народа и законы Торы. 4. Различных направлений иудаизма и истории. 5. Религиозных обрядов, праздников и традиций иудаизма, включая субботу, Песах, Рош-ха-Шану и Йом-Кипур. 6. Представления о влиянии иудаизма на формирование и развитие еврейской культуры, этики, нравственности и социальных ценностей. 7. Коммуникативного общения с различными аудиториями еврейской общины и широкой общественности для обсуждения и распространения знаний об основах иудаизма.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 4: Определение основ буддизма и индуизма
|
Умения: 1. Изучать основные принципы, вероучение и историю буддизма и индуизма. 2. Анализировать и интерпретировать священные тексты и писания буддизма и индуизма: Сутра и Веда. 3. Владеть информацией о ключевых доктринах и философии буддизма и индуизма, включая понятия реинкарнации, кармы, освобождения и духовного развития. 4. Различать различные школы и течения буддизма и индуизма, историю, основные учения и практики. 5. Объяснять религиозные обряды, ритуалы и праздники буддизма и индуизма, включая медитацию, пуджу и Дивали. 6. Рассматривать влияние буддизма и индуизма на культуру, этику, нравственность и социальные ценности обществ, где они распространены. 7. Коммуницировать и общаться с различными аудиториями, включая представителей буддистской и индуистской общин, а также широкую общественность, для обсуждения и распространения знаний об основах буддизма и индуизма.
|
Знания: 1. Основных принципов вероучения и истории буддизма и индуизма. 2. Толкования священных текстов и писания буддизма и индуизма: Сутра и Веда. 3. Ключевых доктрин и философии буддизма и индуизма, включая понятия реинкарнации, кармы, освобождения и духовного развития. 4. Различных школ и течений буддизма и индуизма, истории, основных учений и практик. 5. Религиозных обрядов, ритуалов и праздников буддизма и индуизма: медитация, пуджу и Дивали. 6. Влияния буддизма и индуизма на культуру, этику, нравственность и социальные ценности обществ, где они распространены. 7. Коммуникативного общения с различными аудиториями, включая представителей буддистской и индуистской общин, а также широкую общественность, с целью обсуждения и распространения знаний об основах буддизма и индуизма.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 3: Экспертно-консультативная функция.
|
|
|
Навык 1: Экспертиза и консультация
|
Умения: 1. Понимать религиозные процессы на международном и региональном уровне. 2. Оказывать методическую помощь местным исполнительным органам в сфере религиозной деятельности. 3. Проводить экспертизу религиозных текстов, литературы, аудио - и видеоматериалов. 4. Проводить религиоведческую экспертизу поступившей религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания в библиотечные фонды организаций. 5. Объяснять концепции вероучения и применения их в реальной жизни. 6. Консультировать по вопросам вероучения. 7. Участвовать в составе экспертных комиссий по вопросам профессиональной деятельности. 8. Участвовать в составе консультативных групп по вопросам профессиональной деятельности. 9. Распознавать идеологию деструктивных религиозных течений, экстремистских террористических организаций. 10. Осуществлять индивидуальные консультации и экспертизы по вопросам теологии.
|
Знания: 1. Основных типов вероучений. 2. Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". 3. Основных догматов, идей, взглядов и практик определенных религий. 4. Современных правовых заключений (фетвы) богословов. 5. Исламского права, связанные с религиозной практикой, повседневной жизнью и межличностными отношениями мусульман. 6. Теоретических принципов священных текстов. 7. Условий и правил проведения религиозных обрядов и культов. 8. Религиозных идеологий, концепций.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Интерпретация религиозных текстов
|
Умения: 1. Использовать особенности языка, грамматики, лексики и структуры предложений при работе с текстами. 2. Применять религиозные тексты к современным проблемам и вызовам, чтобы расширять понимание их влияния на современный мир. 3. Раскрывать содержание и структуру священных текстов для более глубокого понимания религиозных учений. 4. Формировать ответы на сложные философские и этические вопросы, связанные с религиозными верованиями. 5. Давать советы и направления по религиозным и общественным вопросам, основанным на соответствующих религиозных учениях и верованиях.
|
Знания: 1. Языка и стиля текста. 2. Исторических обстоятельств, при которых был создан религиозный текст. 3. Филологического анализа для понимания значения и смысла отдельных слов и фраз. 4. Экзегетического метода толкования, который позволяет более глубоко понимать значение и смысл религиозных текстов, через анализ исторического и литературного контекста. 5. Контекстуального метода, который позволяет понимать значение религиозных текстов в свете современного контекста и их влияния на современное общество.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 4: Решение теологических споров.
|
|
|
Навык 1: Анализ и разрешение дискуссионных вопросов, связанных с вероучением
|
Умения: 1. Анализировать спорные вопросы, связанные с вероучением, находить решения в соответствии с теологическими принципами. 2. Разбираться в содержании и структуре религиозных текстов. 3. Помогать сторонам достигать справедливого решения на основе вероучения. 4. Использовать теологические принципы для урегулирования конфликтов между сторонами. 5. Содействовать разрешению конфликтов на основе принципов справедливости и милосердия, присущих вероучению. 6. Распознавать особенности конфессиональных вероучений, включая иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм и новые религиозные движения.
|
Знания: 1. Анализа спорных вопросов, связанных с вероучением и нахождением решения в соответствии с теологическими принципами. 2. Содержания и структуры религиозных текстов. 3. Оказания помощи сторонам для достижения справедливого решения на основе вероучения. 4. Теологических принципов для урегулирования конфликтов между сторонами. 5. Содействия разрешения конфликтов на основе принципов справедливости и милосердия, присущих вероучению. 6. Особенностей конфессиональных вероучений, включая иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм и новые религиозные движения.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 5: Организация теологической реабилитационной работы с осужденными лицами в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
|
|
|
Навык 1: Координация организации теологической реабилитационной работой в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
|
Умения: 1. Организовывать и проводить программы теологической реабилитации и дерадикализации в учреждениях уголовно-исполнительной системы. 2. Разрабатывать и внедрять методики воспитательной работы, направленной на формирование у осужденных негативного отношения к религиозному экстремизму и терроризму. 3. Применять комплекс мер по социально-психологической и религиозной реабилитации осужденных, включающий в себя как индивидуальную, так и групповую работу. 4. Обеспечивать проведение занятий по социально-правовой тематике, направленных на повышение правовой культуры и профилактику рецидива преступлений.
|
Знания: 1. Факторов и причин, которые могут приводить к вовлечению в идеологию религиозного экстремизма и терроризма, а также деструктивных религиозных течений. 2. Принципов разработки программы оказания социально-правовой помощи осужденным лицам, в том числе с учетом религиозных аспектов. 3. Различий между официальными религиозными течениями и их деструктивными ответвлениями. 4. Комплекса теологических, психологических и социально-адаптационных мероприятий, направленных на дерадикализацию, в том числе из числа осужденных, и предотвращение их рецидива преступлений, связанных с религиозной идеологией / взглядами.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Анализ взаимосвязи между национальными обычаями и традициями, имеющими религиозное происхождение
|
Умения: 1. Изучать историю и особенности религиозных течений, существующих в Казахстане и их взаимосвязь с национальными традициями. 2. Анализировать и объяснять взаимосвязь национальных обычаев и традиций с религиозными ценностями и учениями. 3. Проводить диалог и дискуссии с представителями разных вероисповеданий с целью понимания и уважения различных религиозных течений. 4. Исследовать и понимать культурные традиции и обычаи казахского народа в контексте религиозных убеждений и истории.
|
Знания: 1. Различных религиозных течений и конфессий, которые существуют в Казахстане и их особенностей. 2. Роль религии в истории и культуре казахского народа. 3. Разницы между традиционными религиозными верованиями и экстремистками / радикальными течениями, которые могут искажать национальные традиции.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 6: Исследование философских аспектов религии с целью анализа соотношения истины и заблуждений в современном обществе
|
|
|
Навык 1: Применение философских знаний для формирования мировоззренческих позиций и развития критического мышления
|
Умения: 1. Понимать основные этапы истории религиозно-философской мысли, фундаментальные теоретические проблемы, связанные с изучением религиозной философии. 2. Понимать проблемы взаимосвязи религиозной философии с конфессиональными доктринами и различия в мировоззренческих взглядах между разными религиозными традициями. 3. Обладать общим представлением о религиозных конфессиях, а также философии, социологии и психологии религии. 4. Раскрывать содержание основных религиозно-философских проблем. 5. Развитие критического мышления, распознавание разнообразия знаний и точек зрения, критическая оценка информации и отличие истины от заблуждения.
|
Знания: 1. Ключевых этапов в истории религиозно-философской мысли, и основные теоретические проблемы, связанные с изучением религиозной философии. 2. Вопросов, касающихся взаимодействия религиозно-философской мысли и конфессиональных доктрин. 3. Истории развития основных религиозных конфессий и представлений, общее представление о философии религии, социологии религии, психологии религии. 4. Основных проблемных аспектов религиозно-философской мысли и их содержание. 5. Философских знаний для развития критического мышления и анализа разнообразия форм знания, а также соотношения истины и заблуждения в современном обществе.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Установление диалога и уважительного отношения к людям с различными убеждениями в соответствии с нормами межкультурного общения
|
Умения: 1. Анализировать морально-этические проблемы с учетом религиозных традиций и их влияния на общество. 2. Оценивать влияние религии на моральные и этические нормы в различных культурах и обществах. 3. Демонстрировать эффективные навыки публичного выступления, включая умение выразительно и ясно выражать свои мысли и убеждения. 4. Проявлять толерантность и уважение к вероисповеданию и правам людей, а также умение находить компромиссы и строить конструктивный диалог с представителями разных религиозных традиций.
|
Знания: 1. Основных тенденций развития религиозной этики. 2. Морально-нравственных ценностей и норм, формирующих толерантность и активную личностную позицию. 3. Общих правил публичного выступления. 4. Психологии и менталитета людей.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Дополнительная трудовая функция 1: Работа с современными базами данных, проведение источниковедческих исследований по религиозной литературе и печатными СМИ
|
|
|
Навык 1: Работа с организационно-распорядительными, информационно-справочными документами
|
Умения: 1. Применять информационно-коммуникационные и цифровые технологии. 2. Изучать тенденции отношения к религии в печатных СМИ. 3. Анализировать религиозные сообщества в использовании печатных СМИ для распространения своих верований и убеждений. 4. Исследовать медиа образования и представление религии в средствах массовой информации. 5. Анализировать деятельность религиозных лидеров и организаций на открытые дискуссии в печатных СМИ и интернете, связанные с их верованиями и практиками.
|
Знания: 1. Основ информационно-коммуникационных технологий; 2. Общественного мнения, анализ статистических данных о религиозных сообществах и лидерах. 3. Назначения, составных частей, правил оформления документов. 4. Информационно-справочных документов.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Требования к личностным компетенциям:
|
способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций в мировоззренческой и ценностной сфере на основе системного теологического подхода, вырабатывать стратегию действий.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
-
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
-
|
-
|
13. Карточка профессии "Имам":
|
Код группы:
|
2636-2 Священнослужители (имам, священник, пастор, раввин и другие)
|
Код наименования занятия:
|
2636-2-005
|
Наименование профессии:
|
Имам
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
3
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
-
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:
|
Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования: Техническое и профессиональное образование (рабочие профессии)
|
Специальность: Исламоведение
|
Квалификация:
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
-
|
Основная цель деятельности:
|
организация и проведение обрядов в соответствии с ханафитской религиозно-правовой школой
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Регулирование взаимоотношений по различным вопросам организаций жизнедеятельности. 2. Организация и проведение обрядов в соответствии с суннитской правовой школой. 3. Организация и проведении различных мероприятий в религиозных мусульманских организациях. 4. Распространение духовных ценностей ислама. 5. Воспевать Азан для призыва мусульман на молитву.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
-
|
Трудовая функция 1: Регулирование взаимоотношений по различным вопросам организаций жизнедеятельности
|
|
|
Навык 1: Установление коммуникативной связи с людьми из разных социальных групп
|
Умения: 1. Решать проблемы жизнедеятельности прихожан. 2. Ориентироваться в вопросах современности. 3. Применять аяты Корана в общении с верующими. 4. Аргументировать выводы по своим выступлениям. 5. Использовать примеры из нравоучительных историй пророка Мухаммеда (ﷺ) и его сподвижников. 6. Обеспечивать качество религиозной деятельности, координацию работы мечети и укрепление взаимоотношений с населением. 7. Предостеречь общину от нарушений норм ислама.
|
Знания: 1. Традиций ораторского искусства в исламе. 2. Средств и приемов психологического воздействия имама на аудиторию. 3. Основных доктрин и учений ислама.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 2: Организация и проведение обрядов в соответствии с суннитской правовой школой
|
|
|
Навык 1: Проведение коллективного намаза
|
Умения: 1. Организовывать и проводить ежедневные молитвы в мечети в соответствии с религиозными требованиями и традициями. 2. Проводить пятничные молитвы и духовные проповеди, обращая внимание на актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед верующими. 3. Организовывать и проводить праздничные молитвы, создавая атмосферу праздника и подчеркивая его религиозный смысл и значение. 4. Проводить молитвы, совершаемые во время солнечных и лунных затмений, объясняя их значение и связь с религиозной практикой. 5. Организовывать и проводить намаз ат-Таравих в мечети в период священного месяца "Рамадан", обращая внимание на его особенности и значение в религиозной жизни.
|
Знания: 1. Виды молитв (фард, ваджиб, сунна, нафиль). 2. Столпов молитвы и их значимость. 3. Обязательных элементов молитвы и их порядок. 4. Сунны молитв. 5. Обстоятельств, нарушающих молитву. 6. Нежелательных действий во время молитвы. 7. Значение пятничной проповеди, направленной на обучение истинам ислама и развитие духовности у верующих.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2: Организация и проведение похорон мусульманина
|
Умения: 1. Соблюдать традиции и правила выражения соболезнования в соответствии с исламской культурой и обычаями. 2. Компетентно проводить заупокойную молитву в соответствии с исламскими обрядами и рекомендациями. 3. Организовывать и проводить похороны в соответствии с исламскими традициями и правилами. 4. Информировать верующих о соответствующем этикете посещения кладбища в соответствии с исламской культурой и обычаями.
|
Знания: 1. Погребальных обрядов, включая основные этапы, традиции и ритуалы в исламе. 2. Особенностей и правил. совершения заупокойной молитвы. 3. Региональных особенностей обрядовой практики.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 3: Совершение обряда бракосочетания (никах) в соответствии с религиозными нормами и правилами
|
Умения: 1. Разъяснять важность бракосочетания в исламе, в том числе процедуры помолвки, заключение брака, свадебного торжества, права супругов. 2. Помогать супругам в разрешении разногласий и в процедуре расторжения брака. 3. Проводить обряд бракосочетания.
|
Знания: 1. Организации процесса бракосочетания, подготовка молодоженов к церемонии. 2. Проведение обряда никах с соблюдением всех исламских правил и традиций, включая чтение хутбы и махр (денежной суммы или подарка от жениха невесте). 3. Заключения брачного контракта и обеспечение его соответствия шариатским требованиям. 4. Объяснения значимости брака в исламе и его места в обществе и культуре. 5. Разъяснения прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу в соответствии с шариатскими требованиями, обязательствами каждого супруга. 6. Объяснения исламских правил и требований к родительским обязанностям, включая воспитание и образование детей. 7. Помощи супругам в разрешении конфликтов и разногласий в соответствии с исламскими принципами.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 3: Организация и проведении различных мероприятий в религиозных мусульманских организациях.
|
|
|
Навык 1: Организация и проведение обрядов, посвященных благословенным месяцам, дням и ночам в исламе
|
Умения: 1. Характеризовать праздничные дни. 2. Разъяснять о значимости Ночи Предопределения. 3. Информировать о событиях Исра (путешествие) и Миградж (вознесение). 4. Проводить обряды, посвященные благословенным месяцам, дням и ночам в исламе. 5. Проводить празднования мавлид ан-Наби, пение мавлида.
|
Знания: 1. Обрядов, которые совершаються в праздничную ночь и дни. 2. Праздничных дней в исламе и совершаемые намазы в эти дни.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 4: Распространение духовных ценностей ислама.
|
|
|
Навык 1: Распространение духовных ценностей и вероучения ислама в соответствии с их трактовкой, соответствующей суннитской богословской школой
|
Умения: 1. Применять эффективные методы преподавания религиозного образования для распространения духовных ценностей ислама. 2. Разъяснять столпы ислама и их значения. 3. Применять основные положения исламских наук в повседневной жизни мусульманина. 4. Объяснять положения суннитской догматики. 5. Знать Коран наизусть, соблюдая нормы чтения. 6. Решать острые проблемы разногласия в вопросах исламского вероучения и фикха.
|
Знания: 1. Основных положений столпов ислама. 2. Наизусть "Амма" (30-ю часть) Корана. 3. Суры: "Ясин" и "Мульк". 4. Наизусть аяты и хадисы о разногласиях для понимания различных точек зрения в вопросах ислама и принятия обоснованных решений. 5. Грамматики арабского языка.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Трудовая функция 5: Воспевать Азан для призыва мусульман на молитву
|
|
|
Навык 1: Призыв на молитву
|
Умения: 1. Воспевать Азан в особой мелодичной форме. 2. Произносить икамат. 3. Совершать общепринятый тасбихат и зикр после намаза. 4. Читать Коран усопшим.
|
Знания: 1. Направления Киблы. 2. Расчета времени молитвы. 3. Географического расположения местности: широты и долготы. 4. Аятов из Корана и хадисов о пользе зикра.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Требования к личностным компетенциям:
|
коммуникативность; организовывать и координировать работу; убеждать и мотивировать своих последователей.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
-
|
-
|
14. Наименование государственного органа:
15. Организации (предприятия) участвующие в разработке:
Комитет по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан
Өтебаева Д.С. , +7 (707) 807 52 43, dinara.utebayevaz@gmail.com
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Институт философии, политологии и религиоведения
Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясауи
16. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: протокол от 20.09.2023 года №1.
17. Национальный орган по профессиональным квалификациям: заключение от 19.09.2023 года № 2941.
18. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": экспертное заключение от 21.09.2023 года № 12737/30.
19. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 г.
20. Дата ориентировочной актуализации: 01.10.2026 г.