Об утверждении профессионального стандарта "Деятельность в области религии"

Новый

Приказ Министра культуры и информации Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 391-НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 октября 2023 года № 33516

      В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Деятельность в области религии".

      2. Комитету по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства культуры и информации Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства культуры и информации Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и информации Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр культуры и информации
Республики Казахстан
А. Балаева

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан

  Утвержден приказом
Министр культуры
и информации
Республики Казахстан
от 5 октября 2023 года
№ 391-НҚ

Профессиональный стандарт: "Деятельность в области религии"

Глава 1. Общие положения

      1. Область применения профессионального стандарта: Профессиональный стандарт "Деятельность в области религии" (далее – профессиональный стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений широкого круга задач в области управления персоналом в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства культуры и информации Республики Казахстан.

      2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:

      1) квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КС) – в соответствии с трудовым законодательством в Республике Казахстан является основой для установления квалификационных требований к работникам и применяется для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в организациях различных видов экономической деятельности независимо от организационно-правовых форм;

      2) квалификация – официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, позволяющее осуществлять трудовую деятельность;

      3) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;

      4) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;

      5) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;

      6) единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) – справочник, предназначенный для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов рабочим;

      7) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;

      8) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;

      9) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;

      10) национальный орган по профессиональным квалификациям -национальный орган по профессиональным квалификациям, осуществляющий консультативную и методологическую деятельность по вопросам Национальной системы квалификаций, создается по решению Правительства Республики Казахстан в форме акционерного общества;

      11) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;

      12) национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;

      13) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию

      14) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;

      15) отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – документ, разрабатываемый на основе Национального классификатора занятий Республики Казахстан, национальной рамки квалификаций и классифицирующий требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенций в отрасли:

      16) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;

      17) общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) – классификатор, определяющий порядок классификации и кодирования всех видов экономической деятельности.

      3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:

      1) СМИ – средства массовой информации, совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств;

      2) ОРК – отраслевая рамка квалификаций;

      3) КС – квалификационный справочник должностей руководителей;

      4) ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник;

      5) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности.

Глава 2. Паспорт профессионального стандарта

      4. Название профессионального стандарта: "Деятельность в области религии".

      5. Код профессионального стандарта: S94910.

      6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:

      Секция S Предоставление прочих видов услуг:

      94 Деятельность общественных объединений (организаций);

      94.9 Деятельность прочих общественных объединений;

      94.91 Деятельность религиозных организаций;

      94.91.0 Деятельность религиозных организаций.

      7. Краткое описание профессионального стандарта: Деятельность в сфере религии включает осуществление профессиональной деятельности во всех областях общественной и частной жизни, социально-практическую работу в группах социальной адаптации и реабилитации, профилактику и противодействие экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности различных религиозных групп (организаций).

      8. Перечень карточек профессий:

      1) Теолог - 6 уровень ОРК;

      2) Преподаватель религии и религиоведения - 6 уровень ОРК;

      3) Преподаватель теологии - 6 уровень ОРК;

      4) Теолог - 4 уровень ОРК;

      5) Имам - 3 уровень ОРК.

Глава 3. Карточки профессий

9. Карточка профессии "Теолог":

Код группы:

2636-1 Теологи

Код наименования занятия:

2636-1-003

Наименование профессии:

Теолог

Уровень квалификации по ОРК:

6

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность:
Гуманитарные науки

Квалификация:

Связь с неформальным и информальным образованием:

Не требуется

Другие возможные наименования профессии:

-

Основная цель деятельности:

подготовка специалистов, обладающих профессиональными навыками (в том числе, культурными и языковыми), готовых к ведению научно-исследовательской, экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности в области теологии

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Компетенция понимания специфики и особенностей мировых, традиционных и новых религий.
2. Применение аналитических, логических и абстрактных форм мышления, необходимых в сфере профессиональной деятельности теолога.
3. Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач, связанных с профессиональной деятельностью.

Дополнительные трудовые функции:

-

Трудовая функция 1:
Компетенция понимания специфики и особенностей мировых, традиционных и новых религий



Навык 1:
Анализирование религиозных феноменов, процессов и практики

Умения:
1. Использовать современные научные методы и приемы в исследовании специфики и особенностей мировых, традиционных и новых религий.
2. Осуществлять критический анализ современных тенденций в развития мировых, традиционных и новых религий в отечественной и современной культуре в формате применения полученных результатов в работе с маргинальными группами, основываясь на современных концепциях и культурных исследованиях в области теологической науки.

Знания:
1. Предмета и методологии теологии, места в системе теологических наук, истории религии и развития этой отрасли.
2. Современных тенденций и перспектив развития мировых, традиционных и нетрадиционных религий.
3. Общих представлений о предмете, принципах, методах, этапах формирования, взаимосвязи основных теологических наук.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Выявление возникающих проблем в сфере религий и разработка рекомендаций для государственных органов и общественных объединений

Умения:
1. Применять научные методы (семиотические, нарративные методы полевых исследований) в решении задач поликонфессиональных исследований с привлечением современных информационных технологий, на основе которых готовить предложения по практическому использованию в работе среди населения.
2. Проводить консультации и составление заключений на основе анализа материалов, документации, информации в сфере теологии.
3. Показать сущность и особенность религиозно-теологических систем мировых и основных религий.
4. Исследовать историю религиозных движений в Казахстане.
5. Исследовать место религии в системе культуры и ее деятельность в жизни человека и общества.

Знания:
1. Предмета и методологии теологии, места в системе теологических наук, истории религии и развития этой отрасли.
2. Современных тенденций и перспектив развития мировых, традиционных и нетрадиционных религий.
3. Общих представлений о предмете, принципах, методах, этапах формирования, взаимосвязи основных теологических наук.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Применение аналитических, логических и абстрактных форм мышления, необходимых в сфере профессиональной деятельности теолога



Навык 1:
Систематизирование и интерпретирование концептуально-методологических программ гуманитарных исследований по актуальным проблемам религии

Умения:
1. Применять междисциплинарный поиск, критический анализ информации и системный подход для решения поставленных задач.
2. Решать вопросы религии, связанные с религиозными традициями и обрядами, анализировать их в рамках развития этой сферы.

Знания:
1. Составления и оформления деловых бумаг на казахском языке.
2. Оценки и отбора информации, необходимой для развития деятельности.
3. Теоритических и методических приемов проведения анализа религиозных проблем.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Организация и осуществление деятельности, направленной на обеспечение межрелигиозного (межконфессионального) согласия

Умения:
изучать и воспринимать межкультурное и межконфессиональное многообразие в обществе, способность адаптироваться к глобальным и локальным условиям

Знания:
1. Методики межкультурного и межконфессионального диалога при решении профессиональных задач в области духовно - нравственного образования.
2. Нормативных правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в области межконфессиональных отношений.
3. Приемов объективной интерпретации и критической оценки с позиции межкультурного диалога.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 3:
Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач, связанных с профессиональной деятельностью



Навык 1:
Работа с аудиториями разных возрастных категорий

Умения:
1. Различать традиционные и нетрадиционные религиозные движения.
2. Ведения воспитательной работы с осужденными, ориентированной на дальнейшую гуманизацию условий отбывания наказания.
3. Обеспечение условий для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов.
4. Проводить теологическую и реабилитационную работу в учреждениях уголовно-исправительной системы.

Знания:
1. Законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности.
2. Современных тенденций и перспектив развития мировых, традиционных и нетрадиционных религий.
3. Психология религии.
4. Теологической реабилитации осужденных в учреждениях уголовно -исправительной системы.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Проведение разъяснительной работы по проблемам религиозного экстремизма и терроризма

Умения:
1. Разъяснять государственную политику в области религий.
2. Применять методы теологического анализа религиозной практики.

Знания:
1. Основных аспектов межконфессиональных и общественных отношений.
2. Особенностей организационной, управленческой, исследовательской, экспертно-консультативной и культурно-просветительской деятельности в религиозной сфере.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

аналитическое мышление;
инициативность;
ответственность;
планирование;
внимательность;
стремление к повышению профессионального уровня;
ориентация на результат;
исполнительность;
критический анализ;
креативность;
дисциплинированность;
организованность;
принятие решений.

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

6

Преподаватель теологии

10. Карточка профессии "Преподаватель религии и религиоведения":

Код группы:

2372-0 Преподаватели теологии, религии и религиоведения

Код наименования занятия:

2372-0-001

Наименование профессии:

Преподаватель религии и религиоведения

Уровень квалификации по ОРК:

6

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
высшее образование
(бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность:
Гуманитарные науки

Квалификация:

Уровень образования:
высшее образование
(бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность:
Подготовка учителей по гуманитарным предметам

Квалификация:

Уровень образования:
высшее образование
(бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность:
Подготовка учителей без предметной специализации

Квалификация:

Связь с неформальным и информальным образованием:

Не требуется

Другие возможные наименования профессии:

2372-0-002 Преподаватель теологии

Основная цель деятельности:

подготовка специалистов, обладающих профессиональными навыками (в том числе, культурными и языковыми), готовых к ведению учебно-педагогической, научно-исследовательской, экспертно-аналитической, переводческой и организационно-управленческой деятельности в области изучения религий.

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Осуществление педагогической деятельности.
2. Использование междисциплинарных знаний в выработке стратегий преподавания религиоведения.
3. Подготовка экспертно-консультативных рекомендаций для обучающихся и их родителей.
4. Исследования и диагностика проблем, связанных с религиозной сферой.

Дополнительные трудовые функции:

-

Трудовая функция 1:
Осуществление преподавательской деятельности



Навык 1:
Осуществление преподавательской деятельности религиоведческих дисциплин в организациях образования

Умения:
1. Использовать знании, ценности мировых и традиционных религий для преподавания и решения проблемных задач в сфере религиоведения и формирование толерантного отношения к различным культурам.
2. Проводить анализ сакральных и секулярных аспектов социокультурной и духовно-нравственной жизни народов, придерживающихся различной религиозной жизненной стратегии и ценностей, использование их в преподавательской деятельности.
3. Использовать инновационные методики в преподавательской деятельности и разъяснительной работе.
4. Использовать информационные методики работы с целевыми группами населения.
5. Применять гуманистический потенциал религий в рамках участия в дерадикализационных мероприятиях.

Знания:
1. Законодательства Республики Казахстан, требований Национальных рамок квалификаций.
2. Корпоративных требований, культуры и этики.
3. Особенности информационно-коммуникационных технологий в развитии общества, аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, сетевые, мультимедийные и интернет-технологии, основные Smart и Е-технологии.
4. Техники безопасности и охраны труда.
5. Об основных концепциях мирового и казахстанского религиоведения.
6. Возможностей религиоведческого знания в объяснении основных тенденций развития религии в современном мире.
7. Специфики профессиональных знаний в области научных основ и методики преподавания религиоведения.
8. Законы Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О языках в Республике Казахстан".
9. Трудового Кодекса Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", Социального Кодекса Республики Казахстан.
10. Нормативных правовых актов по вопросам деятельности организаций образования.
11. Государственного общеобязательного стандарта образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Работа со средствами массовой информации, аудиториями разных возрастных категорий

Умения:
1. Изучать и понимать проблемные аспекты в религиозной сфере с целью использования в профилактической и преподавательской работе.
2. Проводить консультации и составлять заключения на основе анализа программных государственных документов, а также профессиональной литературы в сфере религиоведения.
3. Применять ораторское искусство перед целевыми аудиториями.
4. Грамотно использовать методы разъяснения, убеждения и разубеждения в социальных сетях и мессенджерах.

Знания:
1. Анализа, мониторинга и знание особенностей жизнедеятельности общества в целях применения в разъяснительной работе с населением.
2. Способов профилактики религиозного экстремизма.
3. Профессиональных знаний социально-исторических и социокультурных условий формирования и развития религиозных движений.
4. Понимание специфики религиозного мировоззрения в контексте основных положении вероучений ислама и христианства, современных религиозных движений и культов.
5. Прикладных экономических, юридических, естественно-научных дисциплин, способствующих реализации основных направлений модернизации общественного сознания.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Использование междисциплинарных знаний в выработке стратегий преподавания религиоведения



Навык 1:
Проведение занятий по религиоведческим дисциплинам с использованием междисциплинарных знаний

Умения:
1. Применять практические знания психологии религий.
2. Вести диалог с представителями различных конфессий по вопросам выработки совместных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений.
3. Использовать в преподавательской деятельности концепций и теорий из правовых, социологических и религиоведческих дисциплин.

Знания:
1. Нормативных правовых актов, определяющих основные направления государственной политики в области межконфессиональных отношений.
2. О мировых и традиционных религиях.
3. Место и роль религий в современном обществе и в мире в целом.
4. Законы Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О языках в Республике Казахстан".
5. Трудового Кодекса Республики Казахстан; Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", Социального Кодекса Республики Казахстан.
6. Нормативных правовых актов по вопросам деятельности организаций образования.
7. Психологии религий.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 3:
Подготовка экспертно-консультативных рекомендаций для обучающихся и их родителей;



Навык 1:
Осуществление экспертно-консультативной работы для обучающихся и их родителей по вопросам в сфере религии

Умения:
1. Выработать экспертно-консультационные рекомендации на основе эмпирических данных и реальных кейсов.
2. Участвовать в заседаниях экспертно-консультативных советов, комиссий, рабочих групп при государственных структурах.

Знания:
1. Законодательства Республики Казахстан, требований Национальных рамок квалификаций, корпоративных требований, культуры и этики.
2. Возможностей религиоведческого знания в объяснении основных тенденций развития религии в современном мире.
3. Взаимосвязи с различными сферами общественной жизни.
4. Специфики социальных факторов, влияющих на религиозную деятельность в Казахстане.
5. Психологических особенностей религиозной личности, религиозных и нерелигиозных взглядах.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 4:
Исследования и диагностика проблем, связанных с религиозной сферой



Навык 1:
Выявление и прогнозирование предпосылки возникновения угроз на межнациональной и межконфессиональной почве

Умения:
1. Составить информационную базу данных по дошкольным, школьным образовательным центрам в регионах страны для диагностики степени влияния религиозного фактора.
2. Систематизировать сведении из социальных сетей по вопросам степени влияния религии на общество и личность.
3. Изучать и анализировать аккаунты религиозных проповедников и различного тематического контента из социальных сетей.
4. Изучать гуманитарную роль и значения религий в обществе.

Знания:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий.
2. Техники безопасности и охраны труда.
3. Возможностей религиоведческого знания в объяснении основных тенденций развития религий в современном мире.
4. Особенностей религий как социального института.
5. Взаимосвязи с различными сферами общественной жизни.
6. Понимание специфики социальных факторов, влияющих на религиозную деятельность в Казахстане.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

аналитическое мышление;
инициативность;
ответственность;
планирование;
внимательность;
стремление к повышению профессионального уровня;
ориентация на результат;
исполнительность;
критический анализ;
креативность;
дисциплинированность;
организованность;
принятие решений.

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

6

Теолог

6

Преподаватель теологии

11. Карточка профессии "Преподаватель теологии":

Код группы:

2372-0 Преподаватели теологии, религии и религиоведения

Код наименования занятия:

2372-0-002

Наименование профессии:

Преподаватель теологии

Уровень квалификации по ОРК:

6

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
высшее образование
(бакалавриат, специалитет, ординатура)

Специальность:
Гуманитарные науки

Квалификация:
-

Связь с неформальным и информальным образованием:

не требуется

Другие возможные наименования профессии:

2636-1-003 Теолог

Основная цель деятельности:

подготовка экспертов, консультантов по религиозным вопросам в органах государственного управления, в общественных организациях и коммерческих структурах; преподавателями теологических дисциплин в теологических образовательных учреждениях

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Применение в преподавательской деятельности знаний о специфике мировых, традиционных религий и новых религиозных движений.
2. Формирование понимания специфики и особенностей научно-богословских школ в преподавательской деятельности.
3. Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач.

Дополнительные трудовые функции:

-

Трудовая функция 1:
Применение в преподавательской деятельности знаний о специфике мировых, традиционных религий и новых религиозных движений



Навык 1:
Осуществление преподавательской деятельности с использованием знаний о специфике мировых, традиционных религий и новых религиозных движений

Умения:
1. Использовать современные научные методы исследований специфики мировых, традиционных религий и новых религиозных движений.
2. Осуществлять критический анализ современных тенденций в развитии мировых, традиционных религий и новых религиозных движений.

Знания:
1. Нормативных правовых актов, определяющие основные направления государственной политики в области межконфессиональных отношений.
2. О мировых и традиционных религиях.
3. Место и роль религий в современном обществе и в мире в целом.
4. Техники безопасности и охраны труда.
5. Об основных концепциях мировой и казахстанской теологии, их главных авторов.
6. Возможностей теологического знания в объяснении основных тенденций развития теологии в современном мире.
7. Об основных исторических и современных направлениях теологических исследований;
8. Особенностей теологии как социального института.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Освоение характеров реабилитационной помощи, реабилитационных программ

Умения:
1. Применять теологические методы в решении задач по противодействию деструктивным направлениям, профилактики религиозного экстремизма и терроризма и иными проблемами в сфере религиозных отношений с использованием современных информационных технологий.
2. Проводить консультаций и составление заключений на основе анализа материалов и литературы в сфере исламской теологии.

Знания:
1. Особенности информационно-коммуникационных технологий в развитии общества, аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, сетевые, мультимедийные и интернет-технологии, основные Smart и Е-технологии.
2. О тенденциях и направлениях социально-политического развития современных обществ.
3. О способах профилактики религиозного экстремизма.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Формирование понимания специфики и особенностей научно-богословских школ в преподавательской деятельности;



Навык 1:
Осуществление преподавательской деятельности, направленной на формирование у учащихся понимания специфики и особенностей научно-богословских школ

Умения:
осуществлять поиск, критический анализ информации и применять системный подход для решения поставленных задач в религиозной сфере

Знания:
1. Нормативных правовых актов в области государственной политики Республики Казахстан.
2. Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
3. Этапов становления и развития религиоведения, теоретических и методических приемов проведения анализа религиозных проблем.
4. О теоретических подходов к анализу и умению выявлять и обосновать общие закономерности, сопоставляя историю религий.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Участие в профессиональных дискуссиях

Умения:
1. Аргументированно представлять свое мнение по проблемам современного исламоведения, религиоведения и теологии.
2. Работать в команде.
3. Осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранных языках (арабском, английском).
4. Воспринимать межкультурное и межконфессиональное многообразие общества в социально-культурном, этическом и философском контекстах.

Знания:
1. Нормативных правовых актов в области национальной политики Республики Казахстан.
2. Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
3. Истории распространения основных религий в Республике Казахстан.
4. Феномена новых религиозных движений в Республике Казахстан и за рубежом.
5. Аргументированного противопоставления основам вероучения деструктивных культов.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 3:
Применение теологических знаний в решении экспертно-консультативных задач



Навык 1:
Осуществление экспертно-аналитической, консультативной, медиативной деятельности в сфере религии

Умения:
1. Разрабатывать учебные материалы с использованием религиоведческих и правовых принципов, применяемых в профессиональной среде.
2. Развивать воспитательный компонент в образовательном процессе через освоение научных, исторических и религиозных знаний.
3. Разрабатывать и проводить уроки с применением педагогических инноваций и учетом теорий/концепций в сфере теологии.

Знания:
1. Нормативных правовых актов в области религиозной деятельности Республики Казахстан.
2. Истории мировых и традиционных религий.
3. Место и роль религий в современном обществе и в мире в целом.
4. Законы Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О языках в Республике Казахстан".
5. Трудового Кодекса Республики Казахстан; Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", Социального Кодекса Республики Казахстан.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

аналитическое мышление;
инициативность;
ответственность;
планирование;
внимательность;
стремление к повышению профессионального уровня;
ориентация на результат;
исполнительность;
критический анализ;
креативность;
дисциплинированность;
организованность;
принятие решений.

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

6

Преподаватель религии и религиоведения

6

Теолог

12. Карточка профессии "Теолог":

Код группы:

2636-1 Теологи

Код наименования занятия:

2636-1-003

Наименование профессии:

Теолог

Уровень квалификации по ОРК:

4

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена)

Специальность:
Теология

Квалификация:

Связь с неформальным и информальным образованием:

Не требуется

Другие возможные наименования профессии:

-

Основная цель деятельности:

изучение религиозной догматики, истории, традиций и практик с учетом их социального, культурного и исторического воздействия на общество и людей

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Организация и осуществление работы с общественностью.
2. Систематизация конфессиональных вероучений.
3. Экспертно-консультативная функция.
4. Решение теологических споров.
5. Организация теологической реабилитационной работы с осужденными лицами в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
6. Исследование философских аспектов религии с целью анализа соотношения истины и заблуждений в современном обществе.

Дополнительные трудовые функции:

работа с современными базами данных, проведение источниковедческих исследований по религиозной литературе и печатными СМИ

Трудовая функция 1:
Организация и осуществление работы с общественностью.



Навык 1:
Работа с общественностью

Умения:
1. Проводить изучение и анализ религиозной ситуации в регионе.
2. Проводить теологический анализ различных религиозных явлений, используя современные информационные методы.
3. Осуществлять мониторинг деятельности религиозных объединений, миссионеров, духовных (религиозных) организаций, зарегистрированных на территории Республики Казахстан.
4. Рассматривать обращения физических и юридических лиц, связанных с нарушениями законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях.
5. Осуществлять проведение религиоведческой экспертизы религиозной литературы и других информационных материалов религиозного содержания, поступающих в библиотечные фонды организаций.
6. Анализировать религиозные тексты.

Знания:
1. Методов исследования религиозной ситуации в регионе, включая использование социологических и иных научных подходов.
2. Современных информационных методов и технологий, применяемых для теологического анализа различных религиозных явлений с использованием электронных баз данных, интернет-ресурсов и аналитических инструментов.
3. Законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях для осуществления мониторинга деятельности данных организаций на территории страны.
4. Процедур и подходов к рассмотрению обращений физических и юридических лиц, связанных с нарушениями законодательства о религиозной деятельности с предоставлением аналитического отчета и рекомендации по обращениям.
5. Принципов проведения религиоведческой экспертизы для анализа религиозной литературы и других информационных материалов религиозного содержания, поступающих в библиотечные фонды организаций.
6. Религиозных текстов, включая знание основных догматических, исторических и культурных аспектов с проведением анализа и интерпретации текстов с учетом их контекста и смысла.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Организация и проведение мониторинга этнических и религиозных отношений с целью выявления предпосылок возникновения, проявления и обострения конфликтов на национальной и религиозной почве

Умения:
1. Проводить комплекс информационно-разъяснительных мероприятий в интернет-пространстве, направленных на повышение иммунитета населения к радикальной идеологии.
2. Проводить мониторинг контрпропагандисткой работы в сети интернет.
3. Содействовать местным исполнительным органам по стабилизации религиозной ситуации в регионе в рамках проведения мониторинга и анализа в интернет-пространстве и социальных сетях.
4. Принимать меры по недопущению конфликтов на национальной и религиозной почве.
5. Различать экстремистскую, радикальную и террористическую идеологию.

Знания:
1. Современных информационных технологий для повышения качества работы с общественностью.
2. Психологических приемов для разрешения конфликтов в обществе.
3. Основ конфликтологии и медиации.
4. Этики межэтнического взаимодействия.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Систематизация конфессиональных вероучений.



Навык 1:
Обсуждение основ христианской религии

Умения:
1. Владеть информацией об основных направлениях христианства (православие, католицизм, протестантизм).
2. Излагать историю распространение христианства в Казахстане: православия, католицизма, протестантизма.
3. Описывать особенности вероучения и деятельности методизма, христианства веры евангельской, Адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы.
4. Объяснять идеологию и принципы данных религий, а также особенности их поклонений и религиозных праздников.
5. Объяснять различные формы поклонения, присущие христианству, такие как молитва, чтение священных текстов, прославление Бога через пение, общение с Богом через причастие и исповедь.
6. Разъяснять теологические этапы развития христианства.
7. Информировать широкую аудиторию о духовно-нравственных ценностях христианства и основных принципов его учения.

Знания:
1. Основных направлений христианства: православие, католицизм и протестантизм.
2. Истории распространения христианства в Казахстане: православие, католицизм и протестантизм.
3. Особенностей вероучения и деятельности методизма, христианства веры евангельской, Адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы.
4. Идеологии и принципов данных религий, особенностей их поклонений и религиозных праздников.
5. Различных форм поклонения, присущих христианству: молитва, чтение священных текстов, прославление Бога через пение, общение с Богом через причастие и исповедь.
6. Теологических этапов развития христианства.
7. Информации о духовно-нравственных ценностях христианства и основных принципах его учения.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Обобщение основ исламской религии

Умения:
1. Изучать основные принципы, вероучение и историю исламской религии.
2. Систематизировать и обобщать информацию об основах исламской религии: вероисповедание, ритуалы, практики и традиции.
3. Анализировать и интерпретировать священные тексты ислама: Коран и хадисы, для понимания и объяснения основ вероучения.
4. Владеть информацией о различных школах и течениях в исламе, их истории, основных принципах и особенностях.
5. Объяснять основные доктринальные и этические принципы ислама: монотеизм, справедливость, милосердие.
6. Осознавать социокультурный контекст и влияние исламской религии на общество и индивидуумы, включая ее роль в формировании нравственных ценностей и социальных отношений.
7. Коммуницировать и общаться с различными аудиториями, в том числе представителями исламской общины и общественности, для обсуждения и распространения знаний об основах исламской религии.

Знания:
1. Основных принципов вероучения и истории исламской религии.
2. Основы исламской религии: вероисповедание, ритуалы, практики и традиции.
3. Интерпретации священных текстов ислама, включая Коран и хадисы, для объяснения основ вероучения.
4. Информации о различных школах и течениях в исламе, их истории, основных принципах и особенностях.
5. Основных доктринальных и этических принципов ислама: монотеизм, справедливость, милосердие.
6. Социокультурного контекста и влияния исламской религии на общество и индивидуумов, включая ее роль в формировании нравственных ценностей и социальных отношений.
7. Коммуникативного общения с различными аудиториями, включая представителей исламской общины и общественности, для обсуждения и распространения знаний об основах исламской религии.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Рассмотрение основ иудаизма

Умения:
1. Изучать основные принципы, вероучение и историю иудаизма.
2. Анализировать и интерпретировать священные тексты иудаизма: Тора и Талмуд.
3. Владеть информацией о ключевых доктринах иудаизма, таких как вера в единого Бога, избрание народа и законы Торы.
4. Различать течения иудаизма, их историю, основные учения и особенности.
5. Объяснять религиозные обряды, праздники и традиции иудаизма, включая субботу, Песах, Рош-ха-Шану и Йом-Кипур.
6. Рассматривать влияние иудаизма на формирование и развитие еврейской культуры, этики, нравственности и социальных ценностей.
7. Коммуницировать и общаться с различными аудиториями, включая представителей еврейской общины и общественности, для обсуждения и распространения знаний об основах иудаизма.

Знания:
1. Основных принципов вероучения и истории иудаизма.
2. Священных текстов иудаизма: Тора и Талмуд.
3. Ключевых доктрин иудаизма, включая веру в единого Бога, избрание народа и законы Торы.
4. Различных направлений иудаизма и истории.
5. Религиозных обрядов, праздников и традиций иудаизма, включая субботу, Песах, Рош-ха-Шану и Йом-Кипур.
6. Представления о влиянии иудаизма на формирование и развитие еврейской культуры, этики, нравственности и социальных ценностей.
7. Коммуникативного общения с различными аудиториями еврейской общины и широкой общественности для обсуждения и распространения знаний об основах иудаизма.

Возможность признания навыка:

-

Навык 4:
Определение основ буддизма и индуизма

Умения:
1. Изучать основные принципы, вероучение и историю буддизма и индуизма.
2. Анализировать и интерпретировать священные тексты и писания буддизма и индуизма: Сутра и Веда.
3. Владеть информацией о ключевых доктринах и философии буддизма и индуизма, включая понятия реинкарнации, кармы, освобождения и духовного развития.
4. Различать различные школы и течения буддизма и индуизма, историю, основные учения и практики.
5. Объяснять религиозные обряды, ритуалы и праздники буддизма и индуизма, включая медитацию, пуджу и Дивали.
6. Рассматривать влияние буддизма и индуизма на культуру, этику, нравственность и социальные ценности обществ, где они распространены.
7. Коммуницировать и общаться с различными аудиториями, включая представителей буддистской и индуистской общин, а также широкую общественность, для обсуждения и распространения знаний об основах буддизма и индуизма.

Знания:
1. Основных принципов вероучения и истории буддизма и индуизма.
2. Толкования священных текстов и писания буддизма и индуизма: Сутра и Веда.
3. Ключевых доктрин и философии буддизма и индуизма, включая понятия реинкарнации, кармы, освобождения и духовного развития.
4. Различных школ и течений буддизма и индуизма, истории, основных учений и практик.
5. Религиозных обрядов, ритуалов и праздников буддизма и индуизма: медитация, пуджу и Дивали.
6. Влияния буддизма и индуизма на культуру, этику, нравственность и социальные ценности обществ, где они распространены.
7. Коммуникативного общения с различными аудиториями, включая представителей буддистской и индуистской общин, а также широкую общественность, с целью обсуждения и распространения знаний об основах буддизма и индуизма.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 3:
Экспертно-консультативная функция.



Навык 1:
Экспертиза и консультация

Умения:
1. Понимать религиозные процессы на международном и региональном уровне.
2. Оказывать методическую помощь местным исполнительным органам в сфере религиозной деятельности.
3. Проводить экспертизу религиозных текстов, литературы, аудио - и видеоматериалов.
4. Проводить религиоведческую экспертизу поступившей религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания в библиотечные фонды организаций.
5. Объяснять концепции вероучения и применения их в реальной жизни.
6. Консультировать по вопросам вероучения.
7. Участвовать в составе экспертных комиссий по вопросам профессиональной деятельности.
8. Участвовать в составе консультативных групп по вопросам профессиональной деятельности.
9. Распознавать идеологию деструктивных религиозных течений, экстремистских террористических организаций.
10. Осуществлять индивидуальные консультации и экспертизы по вопросам теологии.

Знания:
1. Основных типов вероучений.
2. Закона Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
3. Основных догматов, идей, взглядов и практик определенных религий.
4. Современных правовых заключений (фетвы) богословов.
5. Исламского права, связанные с религиозной практикой, повседневной жизнью и межличностными отношениями мусульман.
6. Теоретических принципов священных текстов.
7. Условий и правил проведения религиозных обрядов и культов. 8. Религиозных идеологий, концепций.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Интерпретация религиозных текстов

Умения:
1. Использовать особенности языка, грамматики, лексики и структуры предложений при работе с текстами.
2. Применять религиозные тексты к современным проблемам и вызовам, чтобы расширять понимание их влияния на современный мир.
3. Раскрывать содержание и структуру священных текстов для более глубокого понимания религиозных учений.
4. Формировать ответы на сложные философские и этические вопросы, связанные с религиозными верованиями.
5. Давать советы и направления по религиозным и общественным вопросам, основанным на соответствующих религиозных учениях и верованиях.

Знания:
1. Языка и стиля текста.
2. Исторических обстоятельств, при которых был создан религиозный текст.
3. Филологического анализа для понимания значения и смысла отдельных слов и фраз.
4. Экзегетического метода толкования, который позволяет более глубоко понимать значение и смысл религиозных текстов, через анализ исторического и литературного контекста.
5. Контекстуального метода, который позволяет понимать значение религиозных текстов в свете современного контекста и их влияния на современное общество.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 4:
Решение теологических споров.



Навык 1:
Анализ и разрешение дискуссионных вопросов, связанных с вероучением

Умения:
1. Анализировать спорные вопросы, связанные с вероучением, находить решения в соответствии с теологическими принципами.
2. Разбираться в содержании и структуре религиозных текстов.
3. Помогать сторонам достигать справедливого решения на основе вероучения.
4. Использовать теологические принципы для урегулирования конфликтов между сторонами.
5. Содействовать разрешению конфликтов на основе принципов справедливости и милосердия, присущих вероучению.
6. Распознавать особенности конфессиональных вероучений, включая иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм и новые религиозные движения.

Знания:
1. Анализа спорных вопросов, связанных с вероучением и нахождением решения в соответствии с теологическими принципами.
2. Содержания и структуры религиозных текстов.
3. Оказания помощи сторонам для достижения справедливого решения на основе вероучения.
4. Теологических принципов для урегулирования конфликтов между сторонами.
5. Содействия разрешения конфликтов на основе принципов справедливости и милосердия, присущих вероучению.
6. Особенностей конфессиональных вероучений, включая иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм и новые религиозные движения.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 5:
Организация теологической реабилитационной работы с осужденными лицами в учреждениях уголовно-исполнительной системы.



Навык 1:
Координация организации теологической реабилитационной работой в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Умения:
1. Организовывать и проводить программы теологической реабилитации и дерадикализации в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
2. Разрабатывать и внедрять методики воспитательной работы, направленной на формирование у осужденных негативного отношения к религиозному экстремизму и терроризму.
3. Применять комплекс мер по социально-психологической и религиозной реабилитации осужденных, включающий в себя как индивидуальную, так и групповую работу.
4. Обеспечивать проведение занятий по социально-правовой тематике, направленных на повышение правовой культуры и профилактику рецидива преступлений.

Знания:
1. Факторов и причин, которые могут приводить к вовлечению в идеологию религиозного экстремизма и терроризма, а также деструктивных религиозных течений.
2. Принципов разработки программы оказания социально-правовой помощи осужденным лицам, в том числе с учетом религиозных аспектов.
3. Различий между официальными религиозными течениями и их деструктивными ответвлениями.
4. Комплекса теологических, психологических и социально-адаптационных мероприятий, направленных на дерадикализацию, в том числе из числа осужденных, и предотвращение их рецидива преступлений, связанных с религиозной идеологией / взглядами.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Анализ взаимосвязи между национальными обычаями и традициями, имеющими религиозное происхождение

Умения:
1. Изучать историю и особенности религиозных течений, существующих в Казахстане и их взаимосвязь с национальными традициями.
2. Анализировать и объяснять взаимосвязь национальных обычаев и традиций с религиозными ценностями и учениями.
3. Проводить диалог и дискуссии с представителями разных вероисповеданий с целью понимания и уважения различных религиозных течений.
4. Исследовать и понимать культурные традиции и обычаи казахского народа в контексте религиозных убеждений и истории.

Знания:
1. Различных религиозных течений и конфессий, которые существуют в Казахстане и их особенностей.
2. Роль религии в истории и культуре казахского народа.
3. Разницы между традиционными религиозными верованиями и экстремистками / радикальными течениями, которые могут искажать национальные традиции.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 6:
Исследование философских аспектов религии с целью анализа соотношения истины и заблуждений в современном обществе



Навык 1:
Применение философских знаний для формирования мировоззренческих позиций и развития критического мышления

Умения:
1. Понимать основные этапы истории религиозно-философской мысли, фундаментальные теоретические проблемы, связанные с изучением религиозной философии.
2. Понимать проблемы взаимосвязи религиозной философии с конфессиональными доктринами и различия в мировоззренческих взглядах между разными религиозными традициями.
3. Обладать общим представлением о религиозных конфессиях, а также философии, социологии и психологии религии.
4. Раскрывать содержание основных религиозно-философских проблем.
5. Развитие критического мышления, распознавание разнообразия знаний и точек зрения, критическая оценка информации и отличие истины от заблуждения.

Знания:
1. Ключевых этапов в истории религиозно-философской мысли, и основные теоретические проблемы, связанные с изучением религиозной философии.
2. Вопросов, касающихся взаимодействия религиозно-философской мысли и конфессиональных доктрин.
3. Истории развития основных религиозных конфессий и представлений, общее представление о философии религии, социологии религии, психологии религии.
4. Основных проблемных аспектов религиозно-философской мысли и их содержание.
5. Философских знаний для развития критического мышления и анализа разнообразия форм знания, а также соотношения истины и заблуждения в современном обществе.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Установление диалога и уважительного отношения к людям с различными убеждениями в соответствии с нормами межкультурного общения

Умения:
1. Анализировать морально-этические проблемы с учетом религиозных традиций и их влияния на общество.
2. Оценивать влияние религии на моральные и этические нормы в различных культурах и обществах.
3. Демонстрировать эффективные навыки публичного выступления, включая умение выразительно и ясно выражать свои мысли и убеждения.
4. Проявлять толерантность и уважение к вероисповеданию и правам людей, а также умение находить компромиссы и строить конструктивный диалог с представителями разных религиозных традиций.

Знания:
1. Основных тенденций развития религиозной этики.
2. Морально-нравственных ценностей и норм, формирующих толерантность и активную личностную позицию.
3. Общих правил публичного выступления.
4. Психологии и менталитета людей.

Возможность признания навыка:

-

Дополнительная трудовая функция 1:
Работа с современными базами данных, проведение источниковедческих исследований по религиозной литературе и печатными СМИ



Навык 1:
Работа с организационно-распорядительными, информационно-справочными документами

Умения:
1. Применять информационно-коммуникационные и цифровые технологии.
2. Изучать тенденции отношения к религии в печатных СМИ.
3. Анализировать религиозные сообщества в использовании печатных СМИ для распространения своих верований и убеждений.
4. Исследовать медиа образования и представление религии в средствах массовой информации.
5. Анализировать деятельность религиозных лидеров и организаций на открытые дискуссии в печатных СМИ и интернете, связанные с их верованиями и практиками.

Знания:
1. Основ информационно-коммуникационных технологий;
2. Общественного мнения, анализ статистических данных о религиозных сообществах и лидерах.
3. Назначения, составных частей, правил оформления документов.
4. Информационно-справочных документов.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций в мировоззренческой и ценностной сфере на основе системного теологического подхода, вырабатывать стратегию действий.

Список технических регламентов и национальных стандартов:

-

Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

-

-

13. Карточка профессии "Имам":

Код группы:

2636-2 Священнослужители (имам, священник, пастор, раввин и другие)

Код наименования занятия:

2636-2-005

Наименование профессии:

Имам

Уровень квалификации по ОРК:

3

подуровень квалификации по ОРК:

-

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:

Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 11 октября 2019 года № 394 "Об утверждении реестра должностей гражданских служащих в сфере информации, религиозной деятельности, гражданского общества, молодежи и семьи" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19478).

Уровень профессионального образования:

Уровень образования:
Техническое и профессиональное образование (рабочие профессии)

Специальность:
Исламоведение

Квалификация:

Связь с неформальным и информальным образованием:

Не требуется

Другие возможные наименования профессии:

-

Основная цель деятельности:

организация и проведение обрядов в соответствии с ханафитской религиозно-правовой школой

Перечень трудовых функций:

Обязательные трудовые функции:

1. Регулирование взаимоотношений по различным вопросам организаций жизнедеятельности.
2. Организация и проведение обрядов в соответствии с суннитской правовой школой.
3. Организация и проведении различных мероприятий в религиозных мусульманских организациях.
4. Распространение духовных ценностей ислама.
5. Воспевать Азан для призыва мусульман на молитву.

Дополнительные трудовые функции:

-

Трудовая функция 1:
Регулирование взаимоотношений по различным вопросам организаций жизнедеятельности



Навык 1:
Установление коммуникативной связи с людьми из разных социальных групп

Умения:
1. Решать проблемы жизнедеятельности прихожан.
2. Ориентироваться в вопросах современности.
3. Применять аяты Корана в общении с верующими.
4. Аргументировать выводы по своим выступлениям.
5. Использовать примеры из нравоучительных историй пророка Мухаммеда (ﷺ) и его сподвижников.
6. Обеспечивать качество религиозной деятельности, координацию работы мечети и укрепление взаимоотношений с населением.
7. Предостеречь общину от нарушений норм ислама.

Знания:
1. Традиций ораторского искусства в исламе.
2. Средств и приемов психологического воздействия имама на аудиторию.
3. Основных доктрин и учений ислама.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 2:
Организация и проведение обрядов в соответствии с суннитской правовой школой



Навык 1:
Проведение коллективного намаза

Умения:
1. Организовывать и проводить ежедневные молитвы в мечети в соответствии с религиозными требованиями и традициями.
2. Проводить пятничные молитвы и духовные проповеди, обращая внимание на актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед верующими.
3. Организовывать и проводить праздничные молитвы, создавая атмосферу праздника и подчеркивая его религиозный смысл и значение.
4. Проводить молитвы, совершаемые во время солнечных и лунных затмений, объясняя их значение и связь с религиозной практикой.
5. Организовывать и проводить намаз ат-Таравих в мечети в период священного месяца "Рамадан", обращая внимание на его особенности и значение в религиозной жизни.

Знания:
1. Виды молитв (фард, ваджиб, сунна, нафиль).
2. Столпов молитвы и их значимость.
3. Обязательных элементов молитвы и их порядок.
4. Сунны молитв.
5. Обстоятельств, нарушающих молитву.
6. Нежелательных действий во время молитвы.
7. Значение пятничной проповеди, направленной на обучение истинам ислама и развитие духовности у верующих.

Возможность признания навыка:

-

Навык 2:
Организация и проведение похорон мусульманина

Умения:
1. Соблюдать традиции и правила выражения соболезнования в соответствии с исламской культурой и обычаями.
2. Компетентно проводить заупокойную молитву в соответствии с исламскими обрядами и рекомендациями.
3. Организовывать и проводить похороны в соответствии с исламскими традициями и правилами.
4. Информировать верующих о соответствующем этикете посещения кладбища в соответствии с исламской культурой и обычаями.

Знания:
1. Погребальных обрядов, включая основные этапы, традиции и ритуалы в исламе.
2. Особенностей и правил. совершения заупокойной молитвы.
3. Региональных особенностей обрядовой практики.

Возможность признания навыка:

-

Навык 3:
Совершение обряда бракосочетания (никах) в соответствии с религиозными нормами и правилами

Умения:
1. Разъяснять важность бракосочетания в исламе, в том числе процедуры помолвки, заключение брака, свадебного торжества, права супругов.
2. Помогать супругам в разрешении разногласий и в процедуре расторжения брака.
3. Проводить обряд бракосочетания.

Знания:
1. Организации процесса бракосочетания, подготовка молодоженов к церемонии.
2. Проведение обряда никах с соблюдением всех исламских правил и традиций, включая чтение хутбы и махр (денежной суммы или подарка от жениха невесте).
3. Заключения брачного контракта и обеспечение его соответствия шариатским требованиям.
4. Объяснения значимости брака в исламе и его места в обществе и культуре.
5. Разъяснения прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу в соответствии с шариатскими требованиями, обязательствами каждого супруга.
6. Объяснения исламских правил и требований к родительским обязанностям, включая воспитание и образование детей.
7. Помощи супругам в разрешении конфликтов и разногласий в соответствии с исламскими принципами.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 3:
Организация и проведении различных мероприятий в религиозных мусульманских организациях.



Навык 1:
Организация и проведение обрядов, посвященных благословенным месяцам, дням и ночам в исламе

Умения:
1. Характеризовать праздничные дни.
2. Разъяснять о значимости Ночи Предопределения.
3. Информировать о событиях Исра (путешествие) и Миградж (вознесение).
4. Проводить обряды, посвященные благословенным месяцам, дням и ночам в исламе.
5. Проводить празднования мавлид ан-Наби, пение мавлида.

Знания:
1. Обрядов, которые совершаються в праздничную ночь и дни.
2. Праздничных дней в исламе и совершаемые намазы в эти дни.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 4:
Распространение духовных ценностей ислама.



Навык 1:
Распространение духовных ценностей и вероучения ислама в соответствии с их трактовкой, соответствующей суннитской богословской школой

Умения:
1. Применять эффективные методы преподавания религиозного образования для распространения духовных ценностей ислама.
2. Разъяснять столпы ислама и их значения.
3. Применять основные положения исламских наук в повседневной жизни мусульманина.
4. Объяснять положения суннитской догматики.
5. Знать Коран наизусть, соблюдая нормы чтения.
6. Решать острые проблемы разногласия в вопросах исламского вероучения и фикха.

Знания:
1. Основных положений столпов ислама.
2. Наизусть "Амма" (30-ю часть) Корана.
3. Суры: "Ясин" и "Мульк".
4. Наизусть аяты и хадисы о разногласиях для понимания различных точек зрения в вопросах ислама и принятия обоснованных решений.
5. Грамматики арабского языка.

Возможность признания навыка:

-

Трудовая функция 5:
Воспевать Азан для призыва мусульман на молитву



Навык 1:
Призыв на молитву

Умения:
1. Воспевать Азан в особой мелодичной форме.
2. Произносить икамат.
3. Совершать общепринятый тасбихат и зикр после намаза.
4. Читать Коран усопшим.

Знания:
1. Направления Киблы.
2. Расчета времени молитвы.
3. Географического расположения местности: широты и долготы.
4. Аятов из Корана и хадисов о пользе зикра.

Возможность признания навыка:

-

Требования к личностным компетенциям:

коммуникативность;
организовывать и координировать работу;
убеждать и мотивировать своих последователей.

Список технических регламентов и национальных стандартов:


Связь с другими профессиями в рамках ОРК:

Уровень ОРК:

Наименование профессии:

-

-

      -

Глава 4. Технические данные профессионального стандарта

      14. Наименование государственного органа:

      Министерство культуры и информации Республики Казахстан

      Исполнитель:

      Нұрмахан А.Қ., +7 (707) 055 00 99, aida.nur9815@gmail.com

      15. Организации (предприятия) участвующие в разработке:

      Комитет по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан

      Исполнители:

      Халым Қ., +7 (747) 555 65 37, k.khalym@mki.gov.kz

      Нұрмахан А.Қ., +7 (707) 055 00 99, aida.nur9815@gmail.com

      Духовное управление мусульман Казахстана

      Исполнители:

      Сейітбеков С.С., +7 (701) 774 33 99, ismail-seitbekov@mail.ru

      Аршабаев С.Т., +7 (702) 899 39 07, Serikbol-1971@mail.ru

      Аңсабаева Г.К., +7 (701) 925 47 58, metod_dumk@mail.ru

      Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

      Кафедра религиоведения и культуры

      Исполнители:

      Құрманалиева А.Д., +7 (705) 724 68 25, kurmanaliyeva.ainura@gmail.com

      Бегалинова К.К., +7 (705) 428 27 50, kalima910@mail.ru

      Өтебаева Д.С. , +7 (707) 807 52 43, dinara.utebayevaz@gmail.com

      Египетский университет исламской культуры "Нур–Мубарак"

      Исполнители:

      Құрманбаев К., +7 (777) 272 71 71, kairatk76@mail.ru

      Махмет М., +7 (747) 777 84 37, murat1215@mail.ru

      Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Институт философии, политологии и религиоведения

      Исполнители:

      Шағырбай А.Д., +7 (701) 277 76 08, аlmasbek85@gmail.com

      Мейманқожа Н.Р., +7 (707) 326 57 49, nureke.1987@list.ru

      Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясауи

      Исполнитель:

      Кенжатай Д.Т., +7 (701) 479 96 70, dosaykz@mail.ru

      16. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: протокол от 20.09.2023 года №1.

      17. Национальный орган по профессиональным квалификациям: заключение от 19.09.2023 года № 2941.

      18. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": экспертное заключение от 21.09.2023 года № 12737/30.

      19. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 г.

      20. Дата ориентировочной актуализации: 01.10.2026 г.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.