В соответствии с подпунктом 262) пункта 15 Положения о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 года № 2922, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Типовую схему организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в воздушных (авиационных) пунктах пропуска согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Типовую схему организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в автомобильных пунктах пропуска, а также в иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) Типовую схему организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в железнодорожных пунктах пропуска, а также в иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) Типовую схему организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в морских (речных) пунктах пропуска, а также в иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан согласно приложению 4 к настоящему приказу.
2. Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Комитета национальной безопасности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Признать утратившими силу некоторые приказы Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан согласно приложению 5 к настоящему приказу.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан |
Е. Сагимбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
Приложение к приказу Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 23 февраля 2024 года № 42/қе |
Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в воздушных (авиационных) пунктах пропуска
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в воздушных (авиационных) пунктах пропуска (далее – Типовая схема) определяет схему организации пропуска лиц, воздушных судов, грузов и товаров, пересекающих Государственную границу Республики Казахстан (далее – Государственная граница) в воздушных (авиационных) пунктах пропуска (далее – пункты пропуска).
2. В настоящих Типовых схемах используются следующие основные понятия:
1) типовые схемы – схемы, устанавливающие последовательность действий подразделений пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, а также авиационных служб при пропуске через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров в воздушных (авиационных) пунктах пропуска;
2) контролирующие органы – подразделения государственных органов, отвечающие в пределах своей компетенции, за организацию пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора и контроля за перемещением специфических товаров.
3. Диспетчерская служба аэропорта (аэродрома) в целях своевременного прибытия должностных лиц контролирующих органов к местам проведения контрольных операций представляет в контролирующие органы суточный план полетов воздушных судов с учетом регулярных (по расписанию движения) и нерегулярных рейсов воздушных судов (вне расписания движения).
Обо всех изменениях в суточном плане полетов воздушных судов диспетчерская служба аэропорта (аэродрома) незамедлительно информирует контролирующие органы.
4. Пограничный, таможенный, а также санитарно-карантинный, фитосанитарный, государственный ветеринарно-санитарный контроль и надзор (далее – иные виды контроля) воздушных судов осуществляются на стоянках воздушных судов, определенных администрацией аэропорта по согласованию с подразделением пограничного контроля Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – подразделение пограничного контроля).
Воздушные суда заграничного следования начинают движение для вылета, а равно меняют место стоянки только с разрешения подразделения пограничного контроля.
5. Досмотр воздушных судов осуществляется должностными лицами подразделений пограничного и таможенного контроля в присутствии представителей инженерно-авиационных служб (членов экипажа).
6. Пограничный, таможенный и иные виды контроля в отношении пассажиров и членов экипажей воздушных судов осуществляются в специально оборудованных помещениях пункта пропуска, а также на борту (у трапа) воздушного судна.
7. Пограничный, таможенный и иные виды контроля грузов и товаров осуществляются в специально оборудованных помещениях и на площадках пункта пропуска, в том числе оснащенных оборудованием для погрузочно-разгрузочных работ.
8. В каждом воздушном (авиационном) пункте пропуска в зависимости от его особенностей (категорирование, классификация, развитие инфраструктуры и технической оснащенности, время года) на основе Типовой схемы подразделениями пограничного контроля составляются схемы организации пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров (далее – схема организации пропуска), согласованные с контролирующими органами и администрацией аэропорта или аэродрома.
9. Режим в пункте пропуска обеспечивается пограничными нарядами во взаимодействии с сотрудниками службы авиационной безопасности и должностными лицами подразделения таможенного контроля.
В зонах таможенного контроля пункта пропуска должностными лицами подразделения таможенного контроля проводятся проверочные и режимные мероприятия в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
За тридцать минут до начала регистрации пассажиров заграничного следования в контролируемых зонах должностными лицами подразделений пограничного и таможенного контроля с привлечением сотрудников службы авиационной безопасности осуществляются режимные мероприятия. До окончания данных мероприятий все посторонние лица, не задействованные в осуществлении контроля или обслуживании пассажиров, удаляются, все входы, позволяющие проникнуть в зал-накопитель, закрываются и открываются только с разрешения и в присутствии пограничных нарядов.
Наблюдение, в том числе и за пассажирами в зале-накопителе, осуществляется пограничными нарядами и оперативными сотрудниками подразделения таможенного контроля.
Глава 2. Организация пропуска лиц, воздушных судов, грузов и товаров при прибытии в Республику Казахстан
10. Должностные лица контролирующих органов и сотрудники авиационных служб при прибытии воздушного судна:
1) получив уведомление (телеграфное сообщение или телеграмму) о вылете воздушного судна с указанием номера рейса, типа воздушного судна, бортового номера и сведений о количестве пассажиров (список пассажиров) и их багажа, диспетчерская служба аэропорта (аэродрома) прибытия информирует об этом контролирующие органы;
2) после получения сообщения о расчетном времени посадки воздушного судна должностные лица контролирующих органов прибывают на стоянку воздушного судна заблаговременно;
3) с момента постановки воздушного судна на стоянку пограничные наряды осуществляют наблюдение за ним. На стоянке прибывшего воздушного судна проводятся проверочные и режимные мероприятия по соблюдению въезда, пребывания, передвижения, выезда лиц и транспортных средств; ввоза, нахождения, перемещения, вывоза грузов и товаров. Доступ лиц к воздушному судну в период осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля ограничивается, а в случае необходимости – не допускается в соответствии со статьей 33 Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан";
4) при наличии риска ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния грузов и состояния здоровья людей при перемещении людей и грузов через Государственную границу, по заявке экипажа воздушного судна, должностные лица подразделения санитарно-карантинного контроля первыми поднимаются на борт воздушного судна, оценивают санитарно-эпидемиологическую обстановку и в пределах своей компетенции принимают решение по приему воздушного судна или о необходимости осуществления других действий по санитарно-карантинному контролю;
5) должностными лицами контролирующих органов проводится опрос экипажа воздушного судна по вопросам, связанным с осуществлением пограничного, таможенного и иных видов контроля;
6) экипаж воздушного судна передает должностным лицам контролирующих органов следующие документы для осуществления контроля:
документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна грузах и товарах (грузовая ведомость);
документ, содержащий сведения о бортовых припасах;
транспортные (перевозочные) документы;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые грузы и товары;
документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);
документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный протоколами Всемирного почтового союза, ратифицированными Республикой Казахстан;
фитосанитарные документы на подкарантинную продукцию с высоким фитосанитарным риском, если такая продукция не предназначена для продовольственных целей экипажа и пассажиров воздушных транспортных средств и возможен ее вынос с борта воздушного судна.
Командир воздушного судна представляет следующие сведения:
о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза запрещен или ограничен, включая валюту государств-участников Таможенного союза и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы;
7) старший пограничного наряда дает разрешение на высадку лиц, прибывших на воздушном судне, и, по согласованию с должностными лицами контролирующих органов, на выгрузку грузов и товаров;
8) после высадки лиц, прибывших на воздушном судне, выгрузки грузов и товаров, должностные лица подразделений пограничного и таможенного контроля осуществляют совместный досмотр воздушного судна в присутствии представителей инженерно-авиационных служб (членов экипажа);
9) по завершении досмотра воздушного судна на стоянке прекращаются проверочные и режимные мероприятия;
10) перевозка прибывших лиц от места стоянки воздушного судна к местам проведения контроля осуществляется под наблюдением или в сопровождении пограничных нарядов.
11. Проверка документов на право въезда в Республику Казахстан у прибывших лиц осуществляется пограничными нарядами в кабинах паспортного контроля в аэровокзальных комплексах или специально оборудованных помещениях. Проверка документов у экипажей воздушных судов и пассажиров, а также лиц с инвалидностью и тяжелобольных, доставляемых к борту воздушного судна, осуществляется в кабинах паспортного контроля или на борту воздушного судна (у трапа воздушного судна).
Подразделение пограничного контроля принимает меры по работе наибольшего количества кабин паспортного контроля, исходя из количества лиц, одновременно пересекающих Государственную границу.
12. В случае отказа пассажиру во въезде в Республику Казахстан на основаниях, предусмотренных пунктом 10 статьи 19 Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан", статьи 48 Закона Республики Казахстан "О миграции населения", старший пограничного наряда передает информацию агенту службы организации пассажирских перевозок аэропорта или представителю авиакомпании.
Агент службы организации пассажирских перевозок аэропорта (представитель авиакомпании) принимает меры к депортации указанного пассажира обратным рейсом или к размещению пассажира до его дальнейшей депортации.
13. Обладатели дипломатических, служебных паспортов, пассажиры бизнес-класса, пассажиры с ограниченными возможностями, экипажи воздушных судов пропускаются через специально выделенную кабину паспортного контроля, обозначенную стикером "FAST TRACK".
14. Члены экипажей воздушных судов пропускаются через Государственную границу по документам на право въезда в Республику Казахстан, а также согласно полетному заданию (генеральной декларации), которое предоставляется представителем авиакомпании (агентом службы организации пассажирских перевозок аэропорта) старшему пограничного наряда.
15. Подразделением пограничного контроля досмотр грузов и товаров проводится в целях обнаружения и задержания нарушителей Государственной границы. Досмотр грузов и товаров осуществляется совместно с подразделением таможенного контроля на стоянке воздушного судна в период их выгрузки или в местах, установленных Правилами проведения таможенных досмотра и осмотра утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 14 февраля 2018 года № 188 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16464).
В пунктах пропуска, в которых отсутствуют органы государственных доходов (при оформлении воздушных судов, в отношении которых законодательством не предусмотрено проведение таможенного контроля), радиационный контроль проводится подразделением пограничного контроля с использованием стационарных технических средств радиационного контроля подразделений таможенного контроля.
16. Таможенный и радиационный контроль прибывших лиц, грузов проводится в специально оборудованном помещении пункта пропуска, где осуществляется проверка документов прибывших лиц и грузов.
Должностные лица подразделения таможенного контроля проверяют достоверность сведений, содержащихся в документах, и производят совместный (при необходимости) с подразделением пограничного контроля досмотр прибывших грузов и товаров.
При выявлении в ходе таможенного контроля у прибывших лиц в ручной клади или багаже мелких домашних животных, продукции и сырья животного происхождения или подкарантинной продукции, должностными лицами подразделений фитосанитарного контроля или государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора осуществляются контрольные и проверочные мероприятия.
Глава 3. Организация пропуска лиц, воздушных судов, грузов и товаров при убытии из Республики Казахстан
17. Сотрудники авиационных служб и должностные лица контролирующих органов:
1) при технической готовности воздушного судна к вылету производственно-диспетчерская служба аэропорта (аэродрома) не менее чем за три часа до вылета информирует контролирующие органы о готовности воздушного судна к загрузке с указанием номера рейса, типа воздушного судна, бортового номера, времени отправления, аэропорта назначения, номера стоянки;
2) после получения сообщения о готовности воздушного судна к загрузке, должностные лица контролирующих органов прибывают на стоянку воздушного судна.
На стоянке убывающего воздушного судна и в помещениях, где осуществляются пограничный, таможенный и иные виды контроля, проводятся проверочные и режимные мероприятия.
Доступ лиц к воздушному судну в период осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля ограничивается, а в случае необходимости – не допускается, в соответствии со статьей 33 Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан";
3) должностными лицами контролирующих органов проводится опрос командира воздушного судна по вопросам, связанным с осуществлением пограничного, таможенного и иных видов контроля;
4) командир воздушного судна передает должностным лицам контролирующих органов документы, необходимые для осуществления соответствующих видов контроля;
5) должностные лица контролирующих органов осуществляют совместный досмотр воздушного судна в присутствии представителей инженерно-авиационных служб (членов экипажа);
6) регистрация пассажиров заграничного следования начинается заблаговременно до вылета воздушного судна. С началом регистрации пассажиров начинается работа стоек таможенного контроля и кабин паспортного контроля. Количество одновременно работающих стоек таможенного контроля и кабин паспортного контроля подлежит соответствию интенсивности пассажиропотока и не создавать очередей.
Пограничный, таможенный и иные виды контроля, установленные Правилами открытия (закрытия), функционирования (эксплуатации), категорирования, классификации, обустройства, а также требований по техническому оснащению и организации работы пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 977 в отношении лиц, опоздавших ко времени окончания регистрации не производятся;
7) старший смены пограничных нарядов дает разрешение на посадку лиц, убывающих на воздушном судне (далее – убывающие лица), и по согласованию с должностными лицами подразделения таможенного контроля на погрузку товаров и грузов. По завершении посадки убывающих лиц на борт воздушного судна старший смены пограничных нарядов осуществляет сверку количества лиц, находящихся на борту, с количеством лиц, прошедших пограничный контроль.
18. Должностные лица контролирующих органов по осуществлению пограничного, таможенного и иных видов контроля лиц, грузов и товаров обеспечивают:
1) проверку документов на право выезда из Республики Казахстан убывающих лиц осуществляется пограничными нарядами в кабинах паспортного контроля или специально оборудованных помещениях. Проверка документов у экипажей воздушных судов и пассажиров, а также лиц с инвалидностью и тяжелобольных, доставляемых к борту воздушного судна, осуществляется в кабинах паспортного контроля или на борту воздушного судна;
2) лица, в отношении которых имеются законные ограничения на выезд из Республики Казахстан через Государственную границу не пропускаются в соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан". В случаях непропуска через Государственную границу, в целях своевременного снятия багажа и внесения изменений в пассажирский манифест, старший смены пограничных нарядов передает информацию представителю авиакомпании или агенту службы организации пассажирских перевозок аэропорта о невозможности следования на воздушном судне указанной категории пассажиров.
Документы, действительность которых вызывает сомнение, подвергаются процедуре углубленной проверки с использованием специальных технических средств. О времени проведения углубленной проверки документов информируется представитель авиакомпании или агент службы организации пассажирских перевозок аэропорта;
3) обладатели дипломатических, служебных паспортов, пассажиры бизнес-класса, пассажиры с ограниченными возможностями, экипажи воздушных судов пропускаются через специально выделенную кабину паспортного контроля, обозначенную стикером "FAST TRACK".
Члены экипажей воздушных судов пропускаются через Государственную границу по документам на право выезда из Республики Казахстан, а также согласно копии полетного задания (генеральной декларации), которая предоставляется представителем авиакомпании (агентом службы организации пассажирских перевозок аэропорта);
4) таможенный и радиационный контроль лиц и багажа осуществляется после регистрации авиабилетов, оформления багажа и ручной клади убывающих лиц. Контроль грузов осуществляется до их погрузки или во время погрузки в воздушное судно подразделением таможенного контроля во взаимодействии с подразделением пограничного контроля. При выявлении в ходе таможенного контроля у прибывших лиц в ручной клади или багаже мелких домашних животных, продукции и сырья животного происхождения или подкарантинной продукции, должностными лицами подразделений фитосанитарного контроля или государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора осуществляется проверка;
5) перевозка убывающих лиц от здания аэровокзала до стоянки воздушного судна осуществляется под наблюдением или в сопровождении пограничных нарядов.
19. Отгон трапа и закрытие воздушного судна производятся с разрешения старшего пограничного наряда.
После отгона трапа и закрытия воздушного судна до его вылета (начала самостоятельного движения) пограничные наряды осуществляют за ним наблюдение.
После убытия воздушного судна на стоянке прекращаются проверочные и режимные мероприятия.
20. Транзитные и трансферные пассажиры, не имеющие права въезда на территорию Республики Казахстан, при наличии надлежащим образом оформленных документов на право въезда в государство назначения и авиабилетов с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Республики Казахстан, размещаются в транзитном зале аэропорта или безвизовой (контролируемой) зоне гостиницы аэропорта. Своевременное убытие указанных лиц с территории Республики Казахстан обеспечивается перевозчиком и службой транзита аэропорта.
Приложение 2 к приказу |
Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в автомобильных пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в автомобильных пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан (далее – Типовая схема) определяет схему организации пропуска лиц, транспортных средств, грузов и товаров, пересекающих Государственную границу Республики Казахстан (далее – Государственная граница) в автомобильных пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу (далее – пункты пропуска).
2. В настоящих Типовых схемах используются следующие основные понятия:
1) типовые схемы – схемы, устанавливающие последовательность действий подразделений пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора при пропуске через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров в автомобильных пунктах пропуска;
2) контролирующие органы – подразделения государственных органов, отвечающие в пределах своей компетенции, за организацию пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора и контроля за перемещением специфических товаров.
3. Пограничный, таможенный, а также экспортный, санитарно-карантинный, фитосанитарный, государственный ветеринарно-санитарный контроль и надзор (далее – иные виды контроля) в пунктах пропуска осуществляются во взаимодействии между контролирующими органами.
4. Путем координации деятельности контролирующие органы принимают меры по минимизации времени проведения контроля и недопущению необоснованного затягивания времени, отводимого на проведение контрольных операций.
5. Досмотр транспортных средств проводится на досмотровой площадке пункта пропуска подразделением пограничного контроля Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – подразделение пограничного контроля) в целях обнаружения и задержания нарушителей Государственной границы.
6. В целях повышения эффективности таможенного контроля для выявления фактов правонарушений (преступлений) в сфере таможенного дела, сокращения времени проведения досмотра при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, используются инспекционно-досмотровые комплексы.
В пунктах пропуска, оснащенных инспекционно-досмотровыми комплексами, используемыми подразделениями таможенного контроля, подразделения пограничного контроля признают результаты досмотра с их применением.
Подразделения таможенного контроля и подразделения пограничного контроля обеспечивают взаимный допуск к результатам досмотра с использованием инспекционно-досмотровых комплексов в зависимости от их балансовой принадлежности.
Досмотр транспортных средств, грузов и товаров осуществляется совместно с подразделениями пограничного и таможенного контроля.
7. В каждом пункте пропуска в зависимости от его особенностей (категорирование, классификация, развитие инфраструктуры и технической оснащенности, удаленность от линии Государственной границы, время года) на основе Типовой схемы подразделениями пограничного контроля составляются схемы организации пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров (далее – схема организации пропуска), согласованные с контролирующими органами.
В схемах организации пропуска устанавливается продолжительность осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля с учетом местных условий в соответствующем пункте пропуска.
8. Пограничный, таможенный и иные виды контроля осуществляются в соответствии с режимом работы пунктов пропуска в порядке очереди прибытия лиц, транспортных средств без предварительной записи и ускоренного обслуживания, за исключением случаев функционирования в пунктах пропуска систем электронного бронирования очереди.
9. Контроль за перемещением товаров двойного и военного назначения, а также за соблюдением запретов и ограничений в отношении отдельных видов товаров, перемещаемых через государственную границу с государствами-членами Евразийского экономического союза, осуществляют органы государственных доходов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – органы государственных доходов) путем выставления в пунктах пропуска постов экспортного контроля.
10. В целях недопущения скопления автотранспортных средств в пунктах пропуска, режим работы которых в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не круглосуточный, допускается по согласованию с подразделением пограничного контроля проведение таможенных операций в отношении автотранспортных средств, находящихся на территории пунктов пропуска, после прекращения пропуска через Государственную границу.
Глава 2. Организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов и товаров при прибытии на территорию пункта пропуска
11. При прибытии в пункт пропуска автотранспортных средств, въезжающих на территорию Республики Казахстан, контролирующими органами осуществляется:
1) подразделением пограничного контроля:
регистрация автотранспортных средств при въезде в пункт пропуска;
проверка документов на право въезда в Республику Казахстан у лиц, следующих через Государственную границу, и занесение результатов пограничного контроля в информационную систему;
досмотр автотранспортных средств совместно с должностными лицами подразделения таможенного контроля;
принятие решения о предоставлении лицам и транспортному средству права дальнейшего следования;
осуществление радиационного контроля посредством автоматизированной системы радиационного контроля и/или переносными техническими средствами радиационного контроля в пунктах пропуска, в которых отсутствуют органы государственных доходов (подразделения таможенного контроля);
2) подразделением таможенного контроля:
регистрация въезда автотранспортных средств с применением автоматизированной системы учета автотранспортных средств;
осуществление радиационного контроля посредством автоматизированной системы радиационного контроля и/или переносными техническими средствами радиационного контроля;
осуществление таможенного контроля и таможенного декларирования товаров и транспортных средств;
досмотр автотранспортных средств совместно с должностными лицами подразделения пограничного контроля;
осуществление транспортного контроля путем проверки наличия и применения документов, определения посредством имеющихся систем контроля весовых и габаритных параметров автомобильных транспортных средств;
осуществление фитосанитарного контроля, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, за исключением лабораторного контроля и лабораторной экспертизы;
осуществление экспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу с государствами-членами Евразийского экономического союза, который включает: проверку и сканирование товаросопроводительных документов, внесение товаросопроводительных документов в электронную систему органа государственных доходов, принятие решения о дальнейшем следовании товаров через Государственную границу.
После проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля пограничный наряд осуществляет выпуск транспортных средств с территории пункта пропуска.
12. Последовательность действий контролирующих органов при выезде лиц и транспортных средств, вывозе грузов и товаров из Республики Казахстан устанавливается в обратной последовательности.
13. Последовательность действий контролирующих органов по осуществлению контроля в отношении лиц, следующих в пешем порядке, автобусов и грузовых транспортных средств через Государственную границу, определяется территориальными подразделениями контролирующих органов конкретно для каждого пункта пропуска в зависимости от его специфики.
14. Пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска в отношении перевозимых тяжелобольных, автобусов, совершающих регулярные перевозки пассажиров, а также при перевозках животных, скоропортящихся и опасных грузов осуществляются вне очереди на основании межправительственных соглашений, ратифицированных Республикой Казахстан о международном автомобильном сообщении и Закона Республики Казахстан "Об автомобильном транспорте".
Приложение 3 к приказу |
Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в железнодорожных пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в железнодорожных пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан (далее – Типовая схема), определяет схему организации пропуска лиц, железнодорожных транспортных средств, грузов и товаров, пересекающих Государственную границу Республики Казахстан (далее – Государственная граница) в железнодорожных пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу (далее – пункты пропуска).
2. В настоящих Типовых схемах используются следующие основные понятия:
1) типовые схемы – схемы, устанавливающие последовательность действий подразделений пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, а также администрации железнодорожных станций при пропуске через Государственную границу лиц, железнодорожных транспортных средств, грузов и товаров в железнодорожных пунктах пропуска;
2) контролирующие органы – подразделения государственных органов, отвечающие в пределах своей компетенции, за организацию пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора и контроля за перемещением специфических товаров.
3. Путем координации деятельности контролирующие органы и перевозчик принимают меры по минимизации времени проведения контроля и недопущению необоснованных задержек движения поездов международного сообщения (далее – поезда).
4. В случае выявления нарушений должностное лицо контролирующего органа информирует начальника поезда и дежурного по железнодорожной станции о причинах и предполагаемой продолжительности задержки, с последующим предоставлением начальнику поезда акта задержки, а также в случае выявления нарушений со стороны работников поездной бригады производит соответствующую запись в рейсовый журнал.
5. Администрация железнодорожной станции не менее чем за один час до прибытия поезда информирует контролирующие органы о прибытии поезда в пункт пропуска, в том числе о:
времени прибытия;
месте (железнодорожный путь) стоянки;
количестве пассажиров;
предварительном количестве грузовых поездов;
типах вагонов;
характере грузов, товаров, проходящих через пункт пропуска.
6. Работники поездной бригады пассажирских поездов до прибытия поезда в пункт пропуска обеспечивают нахождение пассажиров на своих местах с подготовленными для контроля документами, ручной кладью и заполненными таможенными декларациями.
7. Сотрудники транспортных организаций, участвующие в международных перевозках ограничивают передвижение пассажиров по транспортному средству во время проведения пограничного, таможенного, а также экспортного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора (далее – иные виды контроля) в соответствии со статьей 36 Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан".
8. При наличии в пассажирских поездах багажных вагонов контролирующие органы осуществляют их внешний осмотр, проверку перевозочных и сопроводительных документов на перевозимые грузы и товары.
При ввозе на территорию Республики Казахстан груз в багажных вагонах подлежит таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
9. Досмотр поездов и перевозимых на них грузов проводится в специально обустроенной зоне пункта пропуска подразделением пограничного контроля Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – подразделение пограничного контроля) совместно с органами государственных доходов Республики Казахстан, в целях обнаружения и задержания нарушителей Государственной границы. В необходимых случаях досмотр осуществляется совместно с подразделением таможенного контроля.
10. Об окончании досмотра контролирующие органы информируют дежурного по железнодорожной станции.
11. При пересечении грузовыми и пассажирскими поездами Государственной границы радиационный контроль с использованием технических средств радиационного контроля в автоматическом либо ручном режиме проводится подразделением таможенного контроля.
В пунктах пропуска, в которых отсутствуют органы государственных доходов Республики Казахстан (подразделения таможенного контроля) радиационный контроль, в том числе посредством стационарных и носимых технических средств радиационного контроля, проводится подразделением пограничного контроля.
В случае срабатывания технических средств радиационного контроля на наличие радиоактивных материалов, при прохождении грузовых и пассажирских поездов на въезд и/или выезд из Республики Казахстан, должностное лицо подразделения таможенного (пограничного) контроля информирует руководство своего подразделения и железнодорожной службы для остановки подвижных составов, проведения повторной проверки, а в случае подтверждения – локализации и идентификации источников ионизирующего излучения с использованием переносных (носимых) средств радиационного контроля.
12. Досмотр железнодорожного транспорта в пунктах пропуска с использованием инспекционно-досмотровых комплексов проводится подразделением таможенного контроля по согласованию с подразделением пограничного контроля в соответствии с предоставляемой информацией железнодорожными службами Республики Казахстан о железнодорожных составах, количестве физических лиц, в том числе сопровождающих грузы.
Подразделения пограничного контроля признают результаты досмотра подразделений таможенного контроля с использованием инспекционно-досмотровых комплексов и обеспечивают взаимный обмен информацией по вопросам, относящимся к их компетенции.
13. В каждом железнодорожном пункте пропуска в зависимости от его особенностей (категорирование, классификация, развитие инфраструктуры и технической оснащенности, удаленность от линии Государственной границы, время года) на основе Типовой схемы подразделениями пограничного контроля составляются схемы организации пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров (далее – схемы организации пропуска), согласованные с контролирующими органами и железнодорожными организациями.
В схемах организации пропуска устанавливается продолжительность осуществления контрольных операций в соответствии с расписанием движения и стоянок пассажирских поездов.
14. В случае прибытия поезда с опозданием сокращение времени, отведенного на осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля не допускается.
Глава 2. Организация пропуска лиц, железнодорожных транспортных средств, грузов и товаров при прибытии на территорию пунктов пропуска Республики Казахстан
15. Перед началом работы должностными лицами контролирующих органов у начальника поезда уточняется имеющаяся информация о нахождении в поезде больных, подозрительных на заболевание лиц, лиц, незаконно проникших в поезд, а также лиц без документов на право въезда в Республику Казахстан, грузов, запрещенных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" к ввозу/вывозу в/из Республику Казахстан.
16. Санитарно-карантинный контроль при наличии риска ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния грузов и состояния здоровья людей при перемещении людей и грузов через Государственную границу осуществляется до проведения других видов контроля.
17. Пограничный контроль пассажирских поездов в отдельных случаях осуществляется путем их сопровождения пограничными нарядами в ходе движения от линии Государственной границы до пункта пропуска и в обратном направлении, а также на транзитных участках следования поездов.
Проверка документов у лиц, следующих через Государственную границу железнодорожным транспортом, осуществляется непосредственно в вагонах поездов заграничного следования или на пограничной станции в оборудованных залах, а также на платформе железнодорожной станции. Последовательность осуществления пограничного контроля в железнодорожном пункте пропуска зависит от конкретных условий, времени стоянки, наличия транзитных участков и других особенностей пунктов пропуска.
18. Досмотр внутренней части вагонов осуществляется пограничными нарядами в целях обнаружения и задержания нарушителей Государственной границы одновременно с проверкой документов у лиц, следующих через Государственную границу, с привлечением членов поездной бригады.
19. При въезде в Республику Казахстан таможенный и иные виды контроля ручной клади и багажа проводятся после проверки у их владельцев пограничными нарядами документов на право въезда в Республику Казахстан. При выезде из Республики Казахстан контроль осуществляется в обратной последовательности.
20. Выход пассажиров, прибывших из-за границы, путь следования которых заканчивается в пункте пропуска, разрешается по окончании пограничного и таможенного контроля в вагоне, не дожидаясь окончания контроля в остальных вагонах поезда.
21. Пограничный, таможенный и иные виды контроля в отношении пассажиров, прибывших из-за границы, путь следования которых заканчивается в пункте пропуска, производится контролирующими органами в специально оборудованных для этого помещениях пункта пропуска.
22. При перемещении товаров, грузов железнодорожным транспортом, в отношении которых необходимо проведение санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора в соответствии с международными договорами в области здравоохранения, ратифицированными Республикой Казахстан, Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", Законом Республики Казахстан "О карантине растений" и Законом Республики Казахстан "О ветеринарии" помещение товаров под таможенную процедуру допускается только после проведения вышеуказанных видов контроля.
23. Подразделения таможенного контроля проверяют коммерческие и иные документы, позволяющие идентифицировать перевозимые товары и грузы в целях таможенного контроля, предоставление которых предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
В случае непредставления указанных документов подразделение таможенного контроля задерживает транспортные средства международной перевозки, перевозящие товары, на пограничных железнодорожных станциях, в том числе с целью их возврата за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
24. Об окончании пограничного, таможенного и иного вида контроля поезда должностное лицо (старший смены) подразделения пограничного контроля информирует дежурного по железнодорожной станции.
25. Отправление поезда дежурным по железнодорожной станции без согласования с подразделениями пограничного контроля не допускается в соответствии со статьей 33 Закона Республики Казахстан "О Государственной границе Республики Казахстан".
26. В ходе стоянки поезда в пункте пропуска осуществляется досмотр внешней части вагонов поезда с целью выявления лиц, пытающихся нарушить режим Государственной границы, проникнуть на транспортное средство заграничного следования, минуя пограничный контроль.
27. Пограничный и таможенный контроль в отношении лиц, следующих из Республики Казахстан, их ручной клади и багажа, а также досмотр внутренней части вагонов осуществляется в период следования поездов по территории Республики Казахстан от ближайшей узловой станции до пункта пропуска (линии Государственной границы) или на участках транзитного следования по территории Республики Казахстан.
28. Досмотр грузовых поездов осуществляется подразделениями пограничного и таможенного контроля с привлечением представителей транспортных организаций.
29. При предоставлении информации в соответствии с пунктом 4 настоящей Типовой схемы дежурный по железнодорожной станции информирует должностных лиц контролирующих органов о количестве и типе вагонов в поезде, о наименовании груза, перевозимого через Государственную границу. На основе полученной информации контролирующие органы планируют контрольные мероприятия.
30. До прибытия поезда в пункт пропуска в режимную территорию посторонние лица не допускаются. За прибывающим поездом подразделением пограничного контроля устанавливается наблюдение.
31. К прибывшему в пункт пропуска поезду с разрешения подразделения пограничного контроля допускаются только те лица, которым это необходимо для выполнения служебных обязанностей.
32. После прибытия поезда уполномоченный работник перевозчика с разрешения подразделения пограничного контроля получает от локомотивной бригады перевозочные и товаросопроводительные документы для проверки.
33. После обработки перевозочные и товаросопроводительные документы передаются в подразделение таможенного контроля для выполнения контроля документов с отметкой о времени их передачи.
34. В случаях, когда груз подлежит санитарно-карантинному, фитосанитарному контролю, государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору (согласно кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств – участников Евразийского экономического союза), указанные перевозочные и товаросопроводительные документы направляются в соответствующие контролирующие органы.
35. На электрифицированных участках железнодорожного пути досмотр прибывшего грузового поезда контролирующими органами с привлечением работников железнодорожной станции осуществляется после его отключения.
36. Пограничный контроль грузовых поездов начинается с проверки документов у членов локомотивной бригады и лиц, сопровождающих грузы, с одновременным осуществлением досмотра состава. Досмотр подразделением таможенного контроля осуществляется совместно с подразделением пограничного контроля.
37. По требованию должностных лиц контролирующих органов, осуществляющих досмотр, в случаях, если нарушена целостность печатей, пломб, а также при наличии признаков укрытия в них посторонних лиц, вскрываются и досматриваются отдельные вагоны, находящиеся в составе прибывшего поезда. В таких случаях досмотр осуществляется с участием представителей контролирующих органов и администрации железнодорожной станции. Факты вскрытия вагонов и результаты их досмотра отражаются в акте досмотра, подписываемом членами комиссии.
38. Контролирующие органы при наличии оснований, что ввозимый груз заражен возбудителем какой-либо болезни (наличие насекомых, грызунов и следов их пребывания) и/или карантинными объектами, при выявлении превышения допустимой нормы радиационного излучения, при наличии опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого, направляют письменное уведомление произвольной формы уполномоченному работнику перевозчика о постановке вагона в отведенный специальный железнодорожный тупик.
39. При обнаружении во время досмотра поезда нарушителей Государственной границы или предметов, запрещенных к ввозу в Республику Казахстан, по решению подразделения пограничного и таможенного контроля проводится повторный досмотр поезда или его отдельных вагонов.
40. Проверочные и режимные мероприятия на территории пункта пропуска в отношении грузовых поездов прекращаются подразделением пограничного контроля по окончании досмотра и завершения контролирующими органами документальной проверки перевозочных и сопроводительных документов на грузы.
41. При таможенном осмотре порожних приватных вагонов и контейнеров (следуют в опломбированном состоянии) присутствие представителей перевозчика не требуется.
42. После завершения таможенного контроля транспортных средств и грузов должностное лицо подразделения таможенного контроля информирует уполномоченного работника перевозчика о принятом решении в отношении перемещаемых им через Государственную границу грузов и транспортных средств.
43. Контролирующий орган, принявший решение о запрете пропуска через Государственную границу грузов и транспортных средств, оформляет его письменно в произвольной форме.
44. Таможенное оформление в пунктах пропуска грузов и транспортных средств, подлежащих санитарно-карантинному, фитосанитарному контролю, государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору, завершается после осуществления перечисленных видов контроля.
45. За один час до убытия поезда из пункта пропуска дежурный по железнодорожной станции информирует контролирующий орган о количестве и типе вагонов в поезде, характере грузов и товаров, перевозимых через Государственную границу.
46. По готовности грузового поезда уполномоченный работник перевозчика передает перевозочные и сопроводительные документы в подразделение таможенного контроля с отметкой о времени их передачи.
47. При проверке товаросопроводительных документов в подразделении таможенного контроля определяются вагоны, контейнеры и контртрейлеры, в отношении которых необходимо осуществлять санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль, государственный ветеринарно-санитарный контроль и надзор.
48. Документы на вагоны, контейнеры и контртрейлеры, в отношении которых осуществляется санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль, государственный ветеринарно-санитарный контроль и надзор передаются в соответствующий контролирующий орган.
49. Должностное лицо подразделения таможенного контроля, проверив достоверность сведений, содержащихся в документах на перевозимые грузы с учетом информации, полученной от должностных лиц подразделений санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора при необходимости определяет вагоны (грузы), подлежащие досмотру.
50. Должностные лица подразделения таможенного контроля информируют подразделение пограничного контроля о вагонах, подлежащих вскрытию и досмотру по результатам проверки товаросопроводительных документов.
51. Вскрытие вагонов и результаты их досмотра отражаются в акте досмотра, подписываемом должностными лицами контролирующих органов и железнодорожной станции.
52. По результатам досмотра контролирующие органы своевременно информируют дежурного по железнодорожной станции о необходимости отцепки отдельных вагонов, а также определяют порядок дальнейших действий в их отношении.
53. Пограничные наряды, завершающие досмотр вагонов в начале поезда, проверяют документы у членов локомотивной бригады и осуществляют досмотр внутренней части локомотива.
54. Старший смены подразделения пограничного контроля информирует об окончании контроля дежурного по железнодорожной станции.
55. В железнодорожных пунктах пропуска на участках государственной границы с государствами-членами Евразийского экономического союза осуществляется только пограничный контроль.
56. При выезде поезда из пункта пропуска пограничный наряд осуществляет его внешний осмотр. В случае выявления в ходе осмотра поезда нарушителей Государственной границы или лиц, проникших в состав, пограничный наряд немедленно информирует дежурного по железнодорожной станции для принятия мер по остановке поезда и пресечению нарушения, а также докладывает в ближайшее подразделение Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
Приложение 4 к приказу |
Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в морских (речных) пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Типовая схема организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в морских (речных) пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан (далее – Типовая схема), определяет схему пропуска лиц, морских (речных) судов, грузов и товаров, пересекающих Государственную границу Республики Казахстан (далее – Государственная граница) в морских (речных) пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу (далее – пункты пропуска).
2. В настоящих Типовых схемах используются следующие основные понятия:
1) типовые схемы – схемы, устанавливающие последовательность действий подразделений пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, а также администрации морских (речных) портов (далее – администрация портов) при пропуске через Государственную границу лиц, морских (речных) судов, грузов и товаров в морских (речных) пунктах пропуска;
2) контролирующие органы – подразделения государственных органов, отвечающие в пределах своей компетенции, за организацию пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контролей, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора и контроля за перемещением специфических товаров.
3. Пограничный, таможенный, а также транспортный, санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль, государственный ветеринарно-санитарный контроль и надзор (далее – иные виды контроля) в пунктах пропуска проводятся в отношении морских (речных) судов (далее – суда), перемещаемых на них автомобилей, железнодорожных вагонов, контейнеров (далее – транспортные средства), грузов и товаров, пассажиров, членов экипажа судов, водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортное средство (грузы).
4. Пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска осуществляются контролирующими органами в пределах, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" полномочий.
5. Контролирующие органы принимают меры по минимизации времени проведения контроля, исключению дублирующих функций и действий, а также недопущению необоснованных задержек судов, следующих на них лиц, транспортных средств, грузов и товаров.
6. Очередность осуществления контрольных операций в отношении судов определяется администрацией порта согласно времени поступления от капитанов судов (судовладельцев или уполномоченных ими лиц) информации о прибытии (убытии) судов.
Количество судов, одновременно подлежащих пограничному, таможенному и иным видам контроля, на предстоящие сутки определяется администрацией порта по согласованию с контролирующими органами.
7. Пограничный, таможенный и иные виды контроля судов осуществляются у причалов, на рейдовых перегрузочных комплексах или на рейдах портов.
Место проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля судов определяется администрацией порта по согласованию с контролирующими органами в зависимости от типа и особенностей судов, технологии перевалки грузов и обслуживания пассажиров в порту, а также характеристик порта.
8. Контроль судов заграничного плавания осуществляется в составе комиссии, состоящей из представителей контролирующих органов и администрации порта. В отдельных случаях в ее состав включаются представители других служб, организаций и ведомств, присутствие которых вызвано служебной необходимостью. При оформлении наливных судов в состав команды включаются представители пожарной охраны, а при контроле пассажирских круизных судов – представители туристических фирм.
Комиссия созывается администрацией порта. Администрация порта обеспечивает доставку членов комиссии на суда заграничного следования для выполнения возложенных на них функций.
Последовательность работы комиссии на борту судна определяется старшим смены пограничных нарядов в ходе инструктажа до начала работы комиссии. Первым на борт судна, прибывшего из-за границы, поднимается должностное лицо подразделения санитарно-карантинного контроля. Члены комиссии, выполнившие свои обязанности, покидают судно, не дожидаясь окончания работы всего состава комиссии. Старший смены пограничных нарядов по окончании пограничного контроля, убедившись, что все члены комиссии убыли с судна, покидает его последним.
9. Капитанами иностранных судов информируется администрация порта о санитарно-эпидемиологической обстановке на судне. Судам, капитаны которых не сообщили об их санитарно-эпидемиологическом состоянии, заход в порт без предварительного санитарного контроля не разрешается. Санитарный контроль судов в таких случаях производится на рейде, после чего им разрешается заход в порт и стоянка у пирсов (причалов).
Администрация порта согласовывает с подразделением пограничного контроля Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – подразделение пограничного контроля) места встречи судов лоцманами. В отдельных случаях подразделение пограничного контроля принимает меры по сопровождению судов пограничными нарядами.
10. Выгрузка (погрузка) транспортных средств, грузов и товаров, высадка (посадка) пассажиров, водителей транспортных средств и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, а также допуск на судно работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, осуществляется с разрешения должностных лиц подразделений пограничного и таможенного контроля.
11. При убытии судна необходимо завершить погрузку (выгрузку) транспортных средств, грузов и товаров, посадку (высадку) пассажиров, водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, а работникам порта, обеспечивающим выполнение грузовых операций, необходимо покинуть судно до завершения пограничного и таможенного контроля.
12. Проверка документов членов экипажа судна осуществляется на борту судна.
Пограничный и таможенный контроль пассажиров осуществляется в специально оборудованных зданиях, помещениях, сооружениях, морских (речных) вокзалах, предназначенных для обслуживания пассажиров, а круизных пассажиров – непосредственно на судне. Проверка документов у круизных пассажиров осуществляется при каждом сходе с корабля и подъеме на корабль.
Пограничный и таможенный контроль водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц осуществляется после их схода на берег через специально оборудованные и предназначенные для этих целей терминалы.
13. Контроль перемещаемых на судне транспортных средств осуществляется на специально оборудованных площадках, эстакадах и других сооружениях.
14. Пограничный контроль в морских (речных) пунктах пропуска осуществляется по схеме организации пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров (далее – схема организации пропуска), которая обеспечивает:
1) раздельное оформление пассажиров на прибытие и убытие;
2) оформление документов членов экипажа на борту, на рейде;
3) контроль схода (возвращения) членов экипажа, круизных пассажиров на берег (судно);
4) соблюдение режима в пункте пропуска, исключающего доступ посторонних лиц на его территорию и к местам стоянок судов заграничного следования;
5) скоординированные и согласованные действия комиссии по оформлению прибывающих (убывающих) судов.
15. Мероприятия контрольного характера, проводимые подразделением таможенного контроля при таможенном оформлении судна:
производится проверка судовой документации, документов членов экипажа судна, пассажиров, водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих грузы;
проверяется техническое состояние грузовых помещений судна или контейнеров;
проверяется наличие табличек о допущениях, состояние таможенных печатей и пломб, целостность пломбировочного шнура на контейнерах и грузовых помещениях судна;
проставляется отметка, дающая разрешение на помещение груза на склад временного хранения или зону таможенного контроля.
16. В каждом морском (речном) пункте пропуска в зависимости от его особенностей (категорирование, классификация, развитие инфраструктуры и технической оснащенности, время года) на основе Типовой схемы подразделениями пограничного контроля составляются схемы организации пропуска, согласованные с контролирующими органами и администрацией порта.
В схеме организации пропуска в морском (речном) пункте пропуска, разрабатываемой для каждого пункта пропуска с учетом его особенностей, устанавливается продолжительность осуществления контрольных операций контролирующими органами.
Глава 2. Организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов и товаров при прибытии на территорию Республики Казахстан
17. Последовательность осуществления контроля лиц, транспортных средств, грузов и товаров, прибывающих на территорию Республики Казахстан:
1) подача предварительной заявки на прибытие судна капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) в администрацию порта (капитану порта).
Предварительная заявка на прибытие судна передается за сорок восемь часов, подтверждается за двадцать четыре часа, а при длительности перехода менее сорока восьми часов – до выхода судна из порта убытия;
2) передача администрацией порта (капитаном порта) в контролирующие органы предварительной заявки на прибытие судна;
3) информирование администрацией порта капитана судна (судовладельца или уполномоченного им лица) о месте стоянки судна;
4) уведомление администрацией порта контролирующих органов о времени прибытия судна и месте его стоянки не менее чем за четыре часа до прибытия судна;
5) передача судовладельцем или уполномоченным им лицом в подразделение таможенного контроля предварительной информации в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан";
6) передача капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) должностному лицу подразделения таможенного контроля документов, предусмотренных таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан;
7) администрация порта передает поступившую информацию в подразделение пограничного контроля.
Доставка на судно должностных лиц контролирующих органов осуществляется транспортом морского (речного) порта.
18. Контролирующие органы осуществляют контроль судов, а также прибывших на них членов экипажа, пассажиров, грузов и товаров на борту судна в следующей последовательности:
1) санитарно-карантинный контроль при наличии риска ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния грузов и состояния здоровья людей при перемещении людей и грузов через Государственную границу:
оценка и анализ предварительно переданной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке на судне;
проверка медико-санитарной документации судна;
принятие решения о проведении санитарного досмотра транспортного средства (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотра на наличие носителей и переносчиков инфекции (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
медицинский осмотр (опрос, термометрия);
введение плана оперативных мероприятий на случай выявления больного, подозрительных лиц на заражение особо опасным инфекционным заболеванием;
информирование должностного лица подразделения пограничного контроля о возможности пропуска судна и членов экипажа судна, пассажиров через Государственную границу;
2) пограничный контроль:
опрос капитана судна;
высадка пассажиров, проверка у них документов, принятие решения о пропуске через Государственную границу;
проверка записи в судовом журнале о досмотре судна экипажем (только на судах под Государственным Флагом Республики Казахстан);
проверка документов, принятие решения о пропуске через Государственную границу членов экипажа судна;
информирование капитана судна о членах экипажа судна, которым сход на берег не разрешен;
3) таможенный контроль в отношении судна, грузов, товаров и транспортных средств, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, а также личных вещей членов экипажа судна осуществляется на основании проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, и результатов проведения радиационного контроля;
4) совместный досмотр помещений судна, грузов, товаров и транспортных средств, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, а также личных вещей членов экипажа судна должностными лицами заинтересованных контролирующих органов;
5) принятие решения должностными лицами контролирующих органов о пропуске судна, грузов, товаров и транспортных средств, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, а также личных вещей членов экипажа через Государственную границу;
6) информирование капитана судна (судовладельца или уполномоченного им лица) должностными лицами подразделений пограничного и таможенного контроля о принятом решении в отношении судна, членов экипажа судна, грузов и товаров, транспортных средств, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, и личных вещей членов экипажа;
7) передача капитану судна (судовладельцу или уполномоченному им лицу) документов, оформленных в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан и Законом Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте".
19. Контролирующие органы осуществляют контроль прибывших на судах транспортных средств, грузов и товаров, а также водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортные средства (грузы) в следующей последовательности:
1) проверка должностными лицами подразделения пограничного контроля документов у водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортные средства, грузы и товары, принятие решения о пропуске указанных лиц через Государственную границу;
2) совершение таможенных операций, связанных с помещением грузов и товаров под таможенную процедуру и таможенной очисткой товаров, должностными лицами подразделения таможенного контроля осуществляется в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан";
3) совместный досмотр прибывших на судах транспортных средств, грузов и товаров должностными лицами контролирующих органов и отбор проб (образцов) для исследования;
4) принятие решения должностными лицами подразделения пограничного контроля о пропуске прибывших на судах транспортных средств, грузов и товаров через Государственную границу.
20. Контролирующие органы осуществляют контроль прибывших на судах пассажиров и товаров (багажа пассажиров) в следующей последовательности:
1) санитарно-карантинный контроль при наличии риска ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния грузов и состояния здоровья людей при перемещении людей и грузов через Государственную границу:
проверка медико-санитарных документов и журналов регистрации обращений за медицинской помощью;
принятие решения о проведении санитарного досмотра транспортного средства (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотра на наличие носителей и переносчиков инфекции (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
медицинский осмотр (опрос, термометрия);
введение плана оперативных мероприятий на случай выявления больного, подозрительных лиц на заражение особо опасным инфекционным заболеванием;
информирование должностного лица подразделения пограничного контроля о возможности пропуска пассажиров через Государственную границу;
2) проверка должностными лицами подразделения пограничного контроля документов у пассажиров, принятие решения о пропуске пассажиров через Государственную границу;
3) проверка должностными лицами подразделений таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора документов и багажа пассажиров на соответствие требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодекса Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан", проведение радиационного контроля;
4) принятие решения должностными лицами контролирующих органов о пропуске товаров (багажа пассажиров) через Государственную границу.
Глава 3. Организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов и товаров при убытии с территории Республики Казахстан
21. Последовательность осуществления контроля лиц, транспортных средств, грузов и товаров, убывающих с территории Республики Казахстан:
1) подача предварительной заявки на убытие судна капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) в администрацию порта (капитану порта).
Предварительная заявка на убытие судна передается не позднее чем за двадцать четыре часа и уточняется за четыре часа до планируемого времени начала пограничного, таможенного и иных видов контроля, а при стоянке судна в порту менее двадцати четырех часов после прибытия судна – за четыре часа до планируемого времени убытия судна;
2) передача администрацией порта (капитаном порта) в контролирующие органы предварительной заявки на убытие судна.
Предварительная заявка на убытие судна передается администрацией порта в течение 1 часа после получения, а при стоянке судна в порту менее 24 часов после прибытия судна – незамедлительно после получения;
3) уведомление администрацией порта (капитаном порта) контролирующих органов о времени убытия судна и месте его стоянки;
4) представление капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) информации в подразделение пограничного контроля для предварительной проверки судовой роли не позднее чем за 2 часа до планируемого времени начала пограничного контроля;
5) передача грузовладельцем или уполномоченным им лицом в подразделение таможенного контроля предварительной информации в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодексом Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".
О принятом решении должностные лица соответствующих контролирующих органов письменно в произвольной форме уведомляют капитана судна (судовладельца или уполномоченное им лицо) и администрацию порта за 2 часа до планируемого времени убытия судна из порта.
Администрация порта передает поступившую от контролирующих органов информацию в подразделение пограничного контроля;
6) передача грузовладельцем или уполномоченным им лицом должностным лицам подразделения таможенного контроля документов, необходимых для осуществления соответствующего вида контроля.
22. Контролирующие органы осуществляют контроль судов, а также убывающих на них членов экипажа в следующей последовательности:
1) опрос капитана судна;
2) проверка записи в судовом журнале о досмотре судна экипажем (только на судах под Государственным Флагом Республики Казахстан);
3) проверка документов, принятие решения о пропуске членов экипажа судна через Государственную границу;
4) проверка документов у лиц, следующих через Государственную границу.
23. Контролирующие органы осуществляют контроль убывающих на судах транспортных средств, грузов и товаров, а также водителей транспортных средств, экспедиторов и других лиц, сопровождающих транспортные средства (грузы), в следующей последовательности:
1) таможенный контроль:
проверка судовой документации, документов членов экипажа и пассажиров;
радиационный контроль;
проверяется техническое состояние грузовых помещений судна или контейнеров;
проверяется наличие табличек о допущениях, состояние таможенных печатей и пломб, целостность пломбировочного шнура на контейнерах и грузовых помещениях судна;
выдача разрешения на помещение груза на склад временного хранения или зону таможенного контроля;
2) совместный досмотр и принятие решения о пропуске убывающих на судах транспортных средств, грузов и товаров должностными лицами контролирующих органов;
3) информирование грузовладельца или уполномоченного им лица должностным лицом подразделения таможенного контроля о принятом решении в отношении убывающих на судах транспортных средств, грузов и товаров;
4) передача грузовладельцу или уполномоченному им лицу документов, оформленных в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан и Законом Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте";
5) проверка должностными лицами подразделения пограничного контроля документов у водителей транспортных средств, экспедиторов и других сопровождающих транспортные средства (грузы) лиц, принятие решения о пропуске указанных лиц через Государственную границу.
24. Контролирующие органы осуществляют контроль убывающих на судах пассажиров и товаров (багажа пассажиров) в следующей последовательности:
1) санитарно-карантинный контроль при наличии риска ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния грузов и состояния здоровья людей при перемещении людей и грузов через Государственную границу:
оценка и анализ информации о санитарно-эпидемиологической обстановке на судне;
проверка медико-санитарной документации судна, медицинского пункта;
медицинский осмотр (опрос, термометрия);
введение плана оперативных мероприятий в случае выявления больного, подозрительных лиц на заражение особо опасным инфекционным заболеванием;
2) проверка должностными лицами подразделений таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля, государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора документов и багажа пассажиров на соответствие требованиям таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Республики Казахстан, проведение радиационного контроля и принятие решения о пропуске через Государственную границу;
3) проверка должностными лицами подразделения пограничного контроля документов у пассажиров, принятие решения о пропуске пассажиров через Государственную границу.
25. Контролирующие органы на борту судна осуществляют следующий контроль судов, а также убывающих на них членов экипажа и товаров:
1) проведение контрольных операций контролирующими органами и информирование должностного лица подразделения пограничного контроля о возможности пропуска судна и членов экипажа судна через Государственную границу;
2) передача капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) должностным лицам подразделений пограничного и таможенного контроля документов, необходимых для осуществления соответствующего вида контроля;
3) таможенный контроль в отношении судна, а также товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, и личных вещей членов экипажа судна:
проверка достоверности заявленных подразделению таможенного контроля сведений, содержащихся в документах, и осуществление таможенного контроля в отношении судна и товаров;
проверка средств таможенной идентификации (пломб и печатей), наложенных при прибытии судна;
проверка наличия на судне судового снаряжения, судовых припасов и судовых запасных частей, заявленных при прибытии судна и использованных во время стоянки судна в порту, и их соответствия записям в декларации о судовых припасах, журналах материального учета и других судовых документах, установленных статьей 23 Закона Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте" (далее-судовые документы);
проверка соответствия фактического количества погруженных судовых запасных частей, судовых припасов и судового снаряжения, заявленного в декларации о судовых припасах, журналах материального учета и судовых документах;
радиационный контроль.
В пунктах пропуска, в которых отсутствуют органы государственных доходов (при оформлении морских судов, в отношении которых законодательством не предусмотрено проведение таможенного контроля), радиационный контроль проводится подразделением пограничного контроля с использованием стационарных технических средств радиационного контроля подразделений таможенного контроля.
4) совместный досмотр помещений судна, товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, и личных вещей членов экипажа судна должностными лицами заинтересованных контролирующих органов;
5) принятие решения должностными лицами контролирующих органов о пропуске судна, товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, и личных вещей членов экипажа судна через Государственную границу;
6) информирование капитана судна (судовладельца или уполномоченного им лица) должностными лицами подразделений пограничного и таможенного контроля о принятом решении в отношении судна, членов экипажа судна, товаров, перемещаемых на судне и используемых в качестве судовых припасов, и личных вещей членов экипажа судна;
7) передача капитану судна (судовладельцу или уполномоченному им лицу) документов, оформленных в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и Законом Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте".
26. В случае несоблюдения капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования Евразийского экономического союза и Кодекса Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан", регулирующих вопросы осуществления пограничного, таможенного и иных видов контролей в пунктах пропуска, действия, указанные в главе 3 настоящей Типовой схемы (далее - действия), должностных лиц контролирующих органов прекращаются, о чем информируется администрация порта (капитан порта).
После устранения причин, препятствующих действиям должностных лиц контролирующих органов на судне, капитан судна (судовладелец или уполномоченное им лицо) повторно подает в администрацию порта заявку на убытие судна.
Допускается не более одного переноса действий должностных лиц контролирующих органов на одном судне за одни сутки.
Приложение 5 к приказу |
Перечень некоторых приказов Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, признанных утратившими силу
1. Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 30 ноября 2013 года № 504 "Об утверждении типовых схем организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9070).
2. Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 22 июля 2015 года № 60 "О внесении изменения в приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 30 ноября 2013 года № 504 "Об утверждении типовых схем организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11937).
3. Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 51/қе "О внесении изменения в приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 30 ноября 2013 года № 504 "Об утверждении типовых схем организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19046).
4. Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 100 қе "О внесении изменений в приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 30 ноября 2013 года № 504 "Об утверждении типовых схем организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 22018).
5. Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 16 августа 2022 года № 50/қе "О внесении изменений в приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 30 ноября 2013 года № 504 "Об утверждении типовых схем организации пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, грузов и товаров в пунктах пропуска, а также иных местах, где осуществляется пропуск через Государственную границу Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 29142).