В соответствии с подпунктом 12) статьи 90-6 и пунктом 3 статьи 172-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения анализа и мониторинга деятельности конгломератов.
2. Департаменту стратегического развития конкуренции Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Председателя Агентства.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан |
М. Омаров |
Утверждены приказом Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 24 июня 2024 года № 4 |
Правила проведения анализа и мониторинга деятельности конгломератов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения анализа и мониторинга деятельности конгломератов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 12) статьи 90-6 и пунктом 3 статьи 172-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения антимонопольным органом анализа и мониторинга деятельности конгломератов.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) конгломерат – субъект рынка (группа лиц), занимающий (занимающая) доминирующее или монопольное положение на соответствующем и смежном товарном рынках, за исключением банковских холдингов, банков и их дочерних организаций, а также единого закупщика электрической энергии и расчетного центра балансирующего рынка;
2) анализ деятельности конгломератов – совокупность мер изучению и использованию сведений и информации о деятельности конгломератов на предмет определения уровня конкуренции, выявления субъекта рынка (группы лиц), занимающего (занимающей) доминирующее или монопольное положение, разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности;
3) мониторинг деятельности конгломератов – совокупность мер по сбору, обработке, изучению и использованию сведений и информации о деятельности конгломератов на предмет выявления и пресечения нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующим или монопольным положением, за исключением нарушений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках;
4) товар – товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота.
Иные понятия и термины, используемые в Правилах, определены Кодексом.
3. Антимонопольный орган ведет государственный реестр конгломератов и размещает его на официальном интернет-ресурсе.
4. Мониторинг проводится в соответствии с планами-графиками, ежегодно утверждаемыми приказом руководителя антимонопольного органа по форме согласно приложению к настоящим Правилам.
5. Ежегодный план-график публикуется на официальном интернет-ресурсе антимонопольного органа не позднее 20 декабря текущего года.
Глава 2. Порядок проведения анализа и мониторинга деятельности конгломератов
6. Конгломерат устанавливается по результатам анализов состояния конкуренции, где определяется доминирующее или монопольное положение субъекта рынка (группы лиц) на соответствующем и смежном товарных рынках, за исключением банковских холдингов, банков и их дочерних организаций, а также единого закупщика электрической энергии и расчетного центра балансирующего рынка.
Для целей мониторинга деятельности конгломератов применяются результаты анализов в течение последних пяти лет.
7. Анализ деятельности конгломератов включает следующие этапы:
1) изучение сведений по объемам производства и реализации, об отпускных ценах и уровне доходности товаров, реализуемых на товарных рынках, на которых положение конгломератов признано доминирующим или монопольным;
2) определение субъектов рынка (группы лиц), входящих в состав конгломерата, в соответствии со статьями 172 и 172-1 Кодекса.
8. Проведение мониторинга деятельности конгломератов включает следующие этапы:
1) сбор и обработка информации.
В качестве источников информации используются сведения конгломератов, уполномоченных государственных органов, государственных информационных систем и иных открытых источников;
2) изучение полученной информации на предмет соблюдения конгломератом требований законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.
9. Антимонопольной орган осуществляет сбор информации путем направления соответствующих запросов в адрес конгломератов, уполномоченных государственных органов, а также путем использования информации из открытых источников.
Для проведения анализа и мониторинга деятельности конгломератов антимонопольный орган запрашивает следующую информацию:
1) об объемах производства и реализации, отпускных ценах и уровне доходности товаров, реализуемых на товарных рынках, на которых положение конгломератов признано доминирующим или монопольным;
2) о приобретении, продаже или передаче в доверительное управление голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка.
10. Антимонопольный орган проводит изучение полученной информации и в месячный срок подготавливает аналитическую записку о деятельности конгломерата.
Глава 3. Заключительные положения
11. В случае установления признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции антимонопольный орган принимает меры антимонопольного реагирования в соответствии с главой 20 Кодекса.
Приложение к Правилам проведения анализа и мониторинга деятельности конгломератов |
|
Форма |
План-график по анализу и мониторингу деятельности конгломератов
№ | Наименование конгломерата | Период проведения анализа и мониторинга |
1 | 2 | 3 |