В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан "О противодействии торговле людьми", ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения оценки рисков в сфере противодействия торговле людьми.
2. Департаменту по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан уведомление Юридического департамента Министерства внутренних дел Республики Казахстан об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 1) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан и вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
__________ С. Жакупова |
Министр внутренних дел Республики Казахстан |
__________ Е. Саденов |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство культуры
и информации
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство туризма и спорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Утверждены совместным приказом Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 октября 2024 года № 410 и Министр внутренних дел Республики Казахстан от 23 октября 2024 года № 849 |
Правила проведения оценки рисков в сфере противодействия торговле людьми
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения оценки рисков в сфере противодействия торговле людьми (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан "О противодействии торговле людьми" и определяют порядок проведения оценки рисков в сфере противодействия торговле людьми.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) риски торговли людьми — наличие угроз и негативных последствий, наступивших вследствие возникновения причин и условий, способствующих торговле людьми и их эксплуатации, на индивидуальном и общественном уровнях;
2) оценка рисков в сфере противодействия торговле людьми (далее – оценка рисков) – комплекс систематических исследовательских и организационных мероприятий в целях выявления, анализа и управления рисками, возникающими в сфере противодействия торговле людьми;
3) ранжирование рисков торговли людьми – процедура, направленная на классификацию рисков торговли людьми путем сравнения данных, полученных в процессе сбора данных для оценки рисков с целью их последующего анализа;
4) определение рисков торговли людьми – процесс выявления и определения угроз и уязвимостей, способствующих торговле людьми;
5) профиль риска потенциальных жертв торговли людьми – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков;
6) субъекты противодействия торговле людьми (далее – субъекты) – уполномоченные государственные органы, иные государственные органы, организации здравоохранения и образования, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы, некоммерческие организации, физические или юридические лица, осуществляющие туристскую деятельность, а также оказывающие трудовое посредничество, международные организации, аккредитованные на территории Республики Казахстан, осуществляющие в пределах своей компетенции противодействие торговле людьми;
7) уполномоченные государственные органы в сфере противодействия торговле людьми (далее – уполномоченные государственные органы) – органы внутренних дел и центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения;
8) сбор данных – процесс получения информации от субъектов противодействия торговле людьми для оценки рисков;
9) экспертная группа – группа, состоящая из числа представителей субъектов.
Глава 2. Порядок проведения оценки рисков в сфере противодействия торговле людьми
3. Оценка рисков проводится 1 (один) раз в 3 (три) года, сбор данных от субъектов осуществляется ежегодно.
4. В целях сбора данных и проведения оценки рисков уполномоченными государственными органами создается экспертная группа, действующая на постоянной основе.
5. Количественный состав, частота заседаний и формат работы экспертной группы определяются уполномоченными государственными органами.
6. Координация работы экспертной группы по проведению оценки рисков осуществляется уполномоченными государственными органами на ротационной основе с периодичностью в три года.
7. Определение рисков торговли людьми направлено на исследование и выявление возможных угроз, их масштабов и уязвимостей, связанных с торговлей людьми, в том числе на индивидуальном (формы, методы и способы совершения торговли людьми и их эксплуатации, профиль риска потенциальных жертв торговли людьми) и общественном (социальные и экономические риски) уровнях.
8. Процедура определения рисков торговли людьми предполагает использование разной информации, включая законодательного, профилактического, практического, международного, межведомственного, ведомственного и статистического характера.
9. В целях определения рисков торговли людьми субъекты ежегодно по запросу уполномоченных государственных органов предоставляют в месячный срок (если иной срок не установлен запросом) сведения в соответствии с опросником по оценке рисков в сфере противодействия торговле людьми согласно приложению к настоящим Правилам.
В случае отсутствия данных либо невозможности их предоставления по тем или иным обстоятельствам, указываются их причины.
10. Помимо этого, в качестве источника информации используются международные доклады, отчеты и рекомендации Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и организаций, работающих в сфере противодействия торговле людьми, статьи, публикации и интервью с экспертами, жертвами торговли людьми из открытых источников, исследования, научные труды и материалы в сфере противодействия торговле людьми.
11. Экспертная группа осуществляет сбор всей необходимой информации для дальнейшей обработки и формирования представлений о наличии внутренних и внешних факторов риска торговли людьми.
12. После выявления рисков торговли людьми экспертная группа проводит обработку собранных данных для анализа и определения потенциальных угроз, вероятностей их возникновения, последствий и влияния их на проблему торговли людьми в стране, группу риска и потенциальных жертв торговли людьми.
13. Обработка данных включает:
1) проверку качества и полноты собранной информации и ее соответствия приложению к настоящим Правилам;
2) структурирование;
3) ранжирование.
14. После обработки собранных данных экспертная группа осуществляет анализ, при проведении которого выявляют:
1) источник рисков торговли людьми;
2) характер рисков торговли людьми;
3) вероятность появления рисков торговли людьми на определенной территории государства, в том числе из-за рубежа;
4) последствия рисков торговли людьми;
5) уязвимые категории граждан (группы риска), потенциальные жертвы торговли людьми;
6) схемы и способы осуществления торговли людьми;
7) методы вербовки и контроля, используемые для осуществления торговли людьми, в том числе несовершеннолетними;
8) причины и условия торговли людьми;
9) способы эффективной профилактики, включая снижение спроса на услуги, оказываемые жертвами торговли людьми, в результате их эксплуатации.
15. При анализе данных для оценки рисков экспертная группа использует ссылки на актуальные международные доклады, отчеты и рекомендации ООН, ОБСЕ, организаций и экспертов, осуществляющих деятельность в сфере противодействия торговле людьми, исследования, научные труды и материалы в сфере противодействия торговле людьми.
16. К проведению анализа данных для оценки рисков привлекаются специалисты различных областей знаний, научные учреждения и организации, научные работники, представители некоммерческих и международных организаций.
17. По итогам анализа собранных данных экспертная группа формирует оценку рисков, которая содержит:
1) описание оценки рисков;
2) выводы по оценке рисков;
3) рекомендации о принятии мер, направленных на минимизацию рисков, включая профилактику и устранение возможных последствий, вызванных преступлениями, связанными с торговлей людьми;
4) профиль риска потенциальных жертв торговли людьми для субъектов по компетенциям.
18. Экспертная группа, определяя риски торговли людьми, формирует результаты и направляет их в рабочий орган Межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми.
19. Результаты оценки рисков и выработанные рекомендации, направленные на совершенствование деятельности по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению торговли людьми, рассматриваются на заседании межведомственной комиссии по противодействию торговле людьми и доводятся до субъектов противодействия торговле людьми, а также учитываются при разработке плана мероприятий, стратегических и программных документов.
Приложение к Правилам проведения оценки рисков в сфере противодействия торговле людьми |
Опросник по оценке рисков в сфере противодействия торговле людьми
№ | Показатели | Данные / Комментарии |
1 | ||
Общие вопросы | ||
1 |
Какие риски наблюдаются в сфере противодействия торговле людьми в Республике Казахстан? |
1. Пробелы в законодательстве в сфере противодействия торговле людьми, несоответствие международным стандартам: |
2 |
Какие факторы влияют на уровень риска торговли людьми в Республике Казахстан? |
1. Экономические факторы (экономический кризис, положение приграничных стран, уровень безработицы, неравенство в доходах и доступе к ресурсам) |
3 |
Какие необходимо принять меры по минимизации выявленных рисков и по повышению эффективности предпринимаемых мер? |
1. Адаптация национального законодательства к международным стандартам: |
4 |
Осуществляется ли международное сотрудничество в сфере противодействия торговле людьми с компетентными органами иностранных государств? Имеются ли сложности? |
1. Международное сотрудничество осуществляется в рамках международных конвенций, соглашений, форумов, круглых столов. Сложности не возникают. |
5 | С какими иностранными государствами наиболее активно взаимодействуете в сфере противодействия торговле людьми? Результаты работы (обмен опытом, внедрение положительной практики, обучение сотрудников, оказание помощи жертвам торговли людьми, раскрытие преступления)? | |
6 | Опишите, наиболее эффективные меры международного сотрудничества (встречи, переговоры, форумы)? | |
7 | С какими международными и неправительственными организациями работаете в сфер противодействия торговле людьми (полное наименование) | |
8 |
Количество сотрудников, прошедших обучение/тренинги/повышение квалификации в сфере противодействия торговли людьми | |
9 |
Количество размещенных публикаций в СМИ, на сайте государственных органов, социальных сетях, направленных на профилактику и информирование граждан Республики Казахстан о рисках торговли людьми и повышении правовой грамотности | |
10 | Проблемные вопросы, возникающие в процессе работы (законодательство, практика, взаимодействие) | |
2 | ||
Министерство внутренних дел Республики Казахстан | ||
1 |
Отчетный период | |
2 | Количество выявленных и пресеченных каналов вывоза, ввоза и транзита жертв торговли людьми (внутренний/внешний трафик) | |
3 | Какие преступления или правонарушения сопутствуют или способствуют преступлениям, связанным с торговлей людьми? | |
4 | Количество поступивших/направленных международных поручений о взаимной правовой помощи по уголовным делам, связанным с торговлей людьми | |
5 |
Количество задержанных граждан РК и иностранцев, находившихся в розыске, в том числе международном, за преступления, связанные с торговлей людьми | |
6 |
Количество направленных дел в суд и осужденных лиц | |
7 |
Количество дел, зарегистрированных по фактам легализации доходов, полученных преступным путем | |
8 | Количество лиц, признанных потерпевшими по уголовным делам, связанным с торговлей людьми (в разрезе по возрасту, гражданству и полу) | |
9 | Количество потерпевших (в разрезе по гражданству), перенаправленных для получения специальных социальных услуг | |
10 | Количество потерпевших (в разрезе по гражданству) по преступлениям, связанным с торговлей людьми, в отношении которых применялось депонирование | |
11 | Количество потерпевших и других участников (в разрезе по гражданству), в отношении которых приняты меры безопасности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе | |
12 | Количество жертв (в разрезе по гражданству), которым выплачена компенсация из Фонда компенсации потерпевшим и на какую сумму? | |
13 |
Какие видите риски в ходе: | |
3 | ||
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан | ||
1 |
Сведения о жертвах торговли людьми | |
4 | ||
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан | ||
1 |
Отчетный период | |
2 |
Количество выявленных несовершеннолетних лиц, привлеченных к незаконному труду | |
5 | ||
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан | ||
1 |
Отчетный период | |
6 | ||
Министерство просвещения Республики Казахстан | ||
1 |
Сведения о несовершеннолетних жертвах торговли людьми | |
7 | ||
Министерство просвещения Республики Казахстан | ||
1 |
Количество поступивших и доставленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка | |
2 |
Количество сотрудников, прошедших обучение/тренинги/повышение квалификации в сфере противодействия торговли людьми | |
8 | ||
Министерство просвещения Республики Казахстан | ||
1 |
Количество проведенных образовательных программ для учащихся школ, средних и высших учебных заведений | |
9 | ||
Министерство здравоохранения Республики Казахстан | ||
1 |
Сведения о жертвах торговли людьми | |
2 |
Укажите характерные признаки телесных повреждений и виды помощи при: | |
10 | ||
Министерство здравоохранения Республики Казахстан | ||
1 |
Количество сообщений, поступивших от патронажных медицинских работников о возможных фактах, связанных с торговлей людьми, несовершеннолетними | |
2 |
Количество оставленных новорожденных детей в медицинских организациях | |
11 | ||
Министерство иностранных дел Республики Казахстан | ||
1 |
Сведения о жертвах торговли людьми | |
2 | Количество свидетельств на возвращение в Республику Казахстан, выданных гражданам Республики Казахстан, в том числе несовершеннолетним, беженцам, признанным Республикой Казахстан, и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, ставших жертвами торговли людьми за рубежом | |
3 | Количество фактов торговли людьми или эксплуатации несовершеннолетних, выявленных в ходе мониторинга детей, усыновленных иностранцами и проживающими за рубежом | |
4 |
Количество поступивших запросов/обращений/заявлений в Министерство иностранных дел Республики Казахстан касательно преступления, связанного с торговлей людьми, совершенного в отношении иностранцев, находящихся в Республике Казахстан | |
5 |
Количество сигналов/жалоб, поступивших в отношении сотрудников загранучреждений Республики Казахстан, использовавшие принудительный труд домашних работников | |
6 | Количество размещенных публикаций в СМИ, на официальном ведомственном сайте, социальных сетях, направленных на профилактику и информирование граждан Республики Казахстан о рисках торговли людьми за рубежом, уведомление их о контактах загранучреждений Республики Казахстан на случаи обращения | |
12 | ||
Министерство культуры и информации Республики Казахстан | ||
1 |
Отчетный период | |
2 | Количество сообщений о возможных фактах, связанных с торговлей людьми, несовершеннолетними, перенаправленных в органы внутренних дел принятия мер в рамках уголовного производства | |
3 | В каких социальных сетях, интернет-ресурсах, веб-страницах больше всего выявляется противоправная информация | |
4 | Количество интернет-ресурсов, поступивших для проверки и блокировки от субъектов противодействия торговле людьми (в разрезе субъектов) | |
5 | Количество реализованных государственных социальных заказов в сфере противодействия торговле людьми, на какую сумму, по каким направлениям | |
13 | ||
Министерство туризма и спорта Республики Казахстан | ||
1 | Количество сообщений о возможных фактах, связанных с торговлей людьми, несовершеннолетними, перенаправленных в органы внутренних дел принятия мер в рамках уголовного производства | |
14 | ||
Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы | ||
1 |
Отчетный период | |
2 |
Количество поступивших жалоб/обращений/заявлений от граждан по фактам нарушения общественного порядка в результате правонарушений, сопутствующих преступлениям, связанным с торговлей людьми | |
3 |
Количество размещенных публикаций в СМИ, на ведомственных сайтах, социальных сетях, направленных на профилактику и информирование граждан Республики Казахстан о рисках торговли людьми и повышении правовой грамотности | |
4 | Количество реализованных государственных социальных заказов в сфере противодействия торговле людьми, на какую сумму, по каким направлениям | |
5 | Количество направленных ходатайств в органы внутренних дел для оформления разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан | |
15 | ||
Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан | ||
1 |
Сведения о жертвах торговли людьми | |
2 | Укажите внешние отрицательные факторы, уязвимости и недостатки на контрольно–пропускном пункте при противодействии торговле людьми | |
3 |
Взаимодействие с правоохранительными органами в противодействии торговле людьми: | |
16 | ||
Некоммерческие организации, работающие в сфере противодействия торговле людьми | ||
1 |
Сведения о жертвах торговли людьми | |
2 | Количество направленных обращений в местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы с заявлением о ходатайстве для оформления разрешения на временное проживание иностранцам и лицам без гражданства, выявленным и идентифицированным в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан | |
3 | Количество мер содействия по возвращению иностранцев, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан, в страну гражданства | |
4 | Информация о возможных каналах вывоза, ввоза и транзита жертв торговли людьми | |
5 | Информация о новых формах и методов использующимися торговцами людьми |