Сноска. Утратил силу совместным приказом И.о. Министра нефти и газа РК от 11.01.2011 № 5 и Министра охраны окружающей среды РК от 19.01.2011 № 14-ө
В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан № 693 от 5.06.1996г. "Об утверждении Положения о порядке проведения морских научных исследований, связанных с нефтяными операциями на море и внутренних водоемах Республики Казахстан" приказываем: см.P101244
Утвердить Инструкцию по соблюдению норм экологической безопасности при проектировании и проведении нефтяных операций в акватории и прибрежных зонах морей и внутренних водоемах Республики Казахстан.
Министр Министр
природных ресурсов и энергетики, индустрии и
охраны окружающей среды торговли Республики Казахстан
Республики Казахстан
Инструкция по соблюдению норм экологической
безопасности при проектировании нефтяных
операций в акватории и прибрежных зонах морей
и внутренних водоемов Республики Казахстан
1. Основные термины и определения
В настоящей Инструкции по соблюдению норм экологической безопасности при проектировании и проведении нефтяных операций в акватории и прибрежных зонах морей и внутренних водоемах Республики Казахстан (далее - Инструкция...) применяемые термины и определения означают:
Акватория - поверхность водоема, водный участок (113). (В скобке указан порядковый номер нормативных правовых актов, приведенных в разделе 7
Настоящей Инструкции).
Архитектурно-градостроительная деятельность - целенаправленное формирование благоприятной среды обитания человека путем пространственной организации систем расселения, размещения производительных сил, развития городов, поселков, сельских и других населенных пунктов и территорий, производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, реставрации, капитального ремонта зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства и озеленения (13).
Внутренние водоемы - озера, искусственные водохранилища и другие поверхностные водные ресурсы (2).
Должностная инструкция - утвержденный руководством предприятия документ, в котором устанавливаются должностные функции и ответственность специалиста (работника).
Земли водного фонда - земли, занятые водотоками и водоемами (реками, озерами, водохранилищами, каналами, внутренними морями, территориальными водами), ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под водоохранные зоны; земли водного фонда являются одной из семи категорий земель (17).
Компетентный орган Правительства Республики Казахстан по заключению и исполнению контрактов с недропользователями в Республике Казахстан (далее - Компетентный орган) - государственный орган, которому Правительство Республики Казахстан делегирует права, непосредственно связанные с заключением и исполнением контрактов на проведение нефтяных операций в соответствии с установленным порядком (1).
Контрактная территория - территория, выделенная для проведения нефтяных операций и определенная географическими координатами (2).
Лицензионный орган (лицензиар) - исполнительный орган, в компетенцию которого входит выдача лицензий (5).
Лицензия - разрешение, выдаваемое недропользователю Правительством Республики Казахстан на проведение разведки и добычи на фиксированный срок в пределах контрактной территории (2).
Море - поверхность и толща воды, поверхность дна Каспийского и Аральского морей (озер) от исходной береговой линии на всем ее протяжении в пределах Республики Казахстан до ее внешних морских границ, установленных на основе соглашений между Республикой Казахстан и прибрежными государствами (2).
Нефтяные операции - все работы, относящиеся к разведке, добыче и связанные с ними единым технологическим циклом хранения нефти и ее перекачка трубопроводным транспортом (2).
Окружающая среда - совокупность природных объектов, в том числе природных ресурсов, как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии (10).
Оператор - юридическое лицо, создаваемое Подрядчиком (Подрядчиками) для организации и ведения работ на контрактной территории.
Особо экологически чувствительный район - район, который в определенные периоды используется под места обитания животного мира, для гнездования птиц, нереста и нагула молодняка рыб.
Подрядчик - недропользователь, заключивший контракт с Компетентным органом в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О нефти" (2).
Поисковые работы - нефтяные операции, проводимые на контрактной территории до обнаружения залежей нефти и газа.
Право землепользования - право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование). Землепользователь вправе распоряжаться принадлежащим ему правом землепользования в случаях и пределах, установленных Указом Президента Республики Казахстан "О земле" (17).
Практически приемлемые - предпочтительные или хорошо зарекомендовавшие себя технология, опыт организации и производства работ.
Прибрежная зона - территория, географически расположенная между нормальной срединной береговой линией моря или внутреннего водоема во время сезонных колебаний и исторически документированного подъема уровня моря на прибрежные земли, а также территория, которая может затопляться при разливах, имевших место за десятилетний период, и дренажные воды которой сообщаются с морем или внутренним водоемом, и где есть основания полагать, что загрязняющие вещества с нефтегазопромысловых объектов, находящихся вблизи береговой линии, могут попасть в море или внутренний водоем.
В рамки данного определения не входят нефтегазопромысловые объекты, по которым имеются доказательства того, что они защищены от возможного проникновения воды, вызванного приливными явлениями, имевшими место за десятилетний период, и последующего стока проникшей на объект воды в море или внутренний водоем.
Природопользование - пользование природными ресурсами в хозяйственной и иной деятельности человека (10).
Разведочные работы - нефтяные операции, проводимые на контрактной территории с целью определения запасов выявленных залежей нефти и газа.
Разработка месторождений - все виды работ, связанных с извлечением и сбытом нефти и газа.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие, токсикологическая и радиационная безопасность - состояние среды обитания человека, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья населения (7).
Санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы - официальные нормативно-правовые документы, содержащие критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния среды обитания человека и требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия (7).
Система управления охраной здоровья, труда и окружающей среды (СУ ОЗТОС) - документ, разрабатываемый Подрядчиком, в котором определяется его политика в области ОЗТОС, дается оценка рисков и намечаются мероприятия по их снижению, распределяются обязанности работников в обычных условиях и аварийных ситуациях, приводится порядок ведения документации и осуществления контроля, анализа результатов работ, программы обучения, проведения инструктажей, проверки знаний и другие (39-41).
Сооружение - все платформы (стационарные или передвижные), буровые установки, скважины, установки добычи, нефтегазопроводы, искусственные острова, каналы, дамбы, здания, дороги, непосредственно используемые при поиске, разведке и разработке нефти и газа.
Среда обитания человека - окружение, совокупность природных, антропогенных и социальных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества (113).
Стандарт - в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов, нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации.
Субподрядчик - юридическое лицо, с которым заключено соглашение или договор на предоставление определенных услуг Оператору.
Технические условия - категория нормативных документов, которые разрабатываются предприятиями, организациями и устанавливают требования к конкретной продукции, услугам и процессам, при этом требования технических условий должны соответствовать требованиям стандартов (18).
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения (8).
Чрезвычайная экологическая ситуация - неблагополучная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и животного мира (10).
Чрезвычайные ситуации природного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями (8).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях (8).
Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду (10).
2. Общие положения
2.1. Настоящая "Инструкция по соблюдению норм экологической безопасности при проектировании и проведении нефтяных операций в акватории и прибрежных зонах морей, внутренних водоемов Республики Казахстан" (далее - именуемая "Инструкция") разработана во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан от 05.06.1996 г. № 693 "Об утверждении Положения о порядке проведения морских научных исследований, связанных с нефтяными операциями на море и внутренних водоемах Республики Казахстан" и приказа Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан от 11.03.1998 г. № 39.
2.2. Положения настоящей Инструкции распространяются на все организации и предприятия, независимо от их форм собственности и страны происхождения, осуществляющие нефтяные операции в акватории и прибрежных зонах морей, внутренних водоемах Республики Казахстан.
2.3. Инструкция обеспечивает механизм установления порядка и способов выполнения нефтяных операций в акватории и прибрежных зонах морей, внутренних водоемах Республики Казахстан и, являясь нормативно- правовым актом управления, содержит нормы и правила, определяющие порядок и условия осуществления работ Подрядчиком.
2.4. Подрядчик в установленном порядке (3, 4) несет ответственность за несоблюдение требований настоящей Инструкции, независимо от того, кем проводятся нефтяные операции - Подрядчиком, Оператором или субподрядчиками.
2.5. Изменения или дополнения к настоящей Инструкции вносятся центральным исполнительньм органом, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в области энергетики, индустрии, торговли (21) совместно с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды (23), которыми утверждена настоящая Инструкция, или их правопреемниками по согласованию с заинтересованными контролирующими и надзорными органами безопасного ведения работ, и доводятся до сведения всех Операторов.
2.6. Общие требования по обеспечению экологической безопасности устанавливаются законодательством Республики Казахстан (2-20).
2.7. Государственный контроль за исполнением требований настоящей Инструкции осуществляют центральные и местные исполнительные органы Республики Казахстан в соответствии с Положениями о них (1, 21-27).
2.8. Если на контрактной территории международными договорами или соглашениями, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящей Инструкции, то применяются правила международных договоров или соглашений.
2.9. В случае противоречий между положениями настоящей Инструкции и существующими нормативными документами на момент утверждения данной Инструкции, положения настоящей Инструкции имеют преобладающую силу.
3. Полномочия, функции и порядок взаимодействия
центральных и местных исполнительных органов
3.1. В Республике Казахстан права регулирования и контроля вопросов, входящих в сферу экологической безопасности при проектировании и проведении нефтяных операций в акватории и прибрежных зонах морей, внутренних водоемов, имеют:
3.1.1. Центральный исполнительный орган, осуществляющий разработку и реализацию государственной политики в области энергетики, индустрии и торговли (21):
- Разработка стратегических планов развития топливного, энергетического и индустриального комплексов страны и контроль за их реализацией;
- Разработка нормативных правовых актов по вопросам функционирования хозяйствующих субъектов.
3.1.2. Компетентный орган Правительства Республики Казахстан по заключению и исполнению контрактов с недропользователями в Республике Казахстан (далее - Компетентный орган) (1, 2):
- Контроль за исполнением контрактных условий;
- Организация экспертизы и утверждение проектных технологических и технико-экономических документов, разрабатываемых недропользователем для реализации условий контракта;
- Назначение экспертов и консультантов для проведения независимой экспертизы проектов контрактных документов; требование от недропользователя регулярной и выборочной отчетности; осуществление мониторинга и систематической проверки деятельности недропользователя по выполнению условий контракта и назначение для этих целей аудиторских и других организаций, представителей государственных исполнительных органов.
3.1.3. Республиканский Государственный орган управления архитектурно-градостроительной деятельностью (13):
- Утверждение государственных нормативов в сфере архитектурно- градостроительной деятельности и контроль за их выполнением;
- Руководство органами Государственной экспертизы проектов (в части соблюдения норм пожаро-, взрывобезопасности, надежности конструкции и устойчивости функционирования) и Государственной архитектурно-градостроительной инспекции;
- Выдача, приостановление либо аннулирование лицензии на право выполнения видов работ в сфере архитектурно-градостроительной деятельности;
- Государственная архитектурно-градостроительная инспекция при нарушении требований проектов и правил вправе приостанавливать строительство объектов и комплексов.
3.1.4. Центральный исполнительный орган по чрезвычайным ситуациям (8, 20):
- Утверждение или согласование правил и ведение государственного учета в области чрезвычайных ситуаций;
- Руководство государственной экспертизой и государственной инспекцией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Организация расследований и руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
- Аттестация и выдача лицензий субъектам, осуществляющим деятельность по проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Выдача предписаний, имеющих обязательную силу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.1.5. Областное, районное, городское собрание депутатов - Маслихат (14) вправе принимать обязательные правила и требования, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по следующим вопросам:
- Охрана атмосферного воздуха и водных ресурсов, растительного и животного мира, охрана и содержание земель и лесов;
- Пожарная и дорожная безопасность, безопасность на водах;
- Охрана инженерных коммуникаций;
- Повседневный общественный порядок в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуациях;
- Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций.
3.1.6. Аким - глава администрации области, района, города (9, 10, 12, 14, 17):
- Управление собственностью административно-территориальной единицы;
- Предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование;
- Получение от предприятий, организаций, учреждений необходимых сведений о проектах, их планах и мероприятиях, которые могут иметь неблагополучные экологические последствия;
- Согласование проектов ведения работ, влияющих на состояние окружающей среды;
- Государственная регистрация проведения общественной экологической экспертизы любых видов деятельности;
- Осуществление государственного контроля за охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов;
- Организация разработки программ по охране природы, проведения экологической экспертизы, строительства и реконструкции объектов охраны природы;
- Приостановка хозяйственной деятельности и/или строительства объектов в случаях грубого нарушения природоохранного законодательства с принятием соответствующих мер воздействия к субъектам-нарушителям;
- Утверждение размера платы за загрязнение окружающей среды и природопользование;
- В случае стихийных бедствий, экологических катастроф и пожаров принятие особых мер, не противоречащих законодательству.
3.1.7. Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды (10):
- Утверждение в пределах своей компетенции или согласование нормативов качества окружающей среды и экологических требований к хозяйственной и иной деятельности;
- Выдача лицензий (разрешений) на экологически опасные виды хозяйственной деятельности, сбросы и выбросы вредных веществ в окружающую среду, захоронение и хранение отходов производства, представляющих особую опасность для окружающей среды и здоровья населения в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
- Выдача разрешений на природопользование, экологическую аудиторскую деятельность;
- Проведение работ по государственному мониторингу окружающей среды;
- Организация и проведение государственной экологической экспертизы и выдача ее заключений;
- Осуществление в соответствии со своей компетенцией государственного контроля в области охраны окружающей среды, воспроизводству и использованию животного и растительного мира.
3.1.8. Государственный орган управления водными ресурсами (9):
- Выдача разрешений на специальное водопользование по согласованию с органами охраны окружающей среды;
- Выдача технических условий на все виды водопользования и согласование проектов ведения работ, влияющих на состояние вод;
- Осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных ресурсов.
3.1.9. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (7, 26):
- Утверждение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;
- Организация санитарно-эпидемиологической экспертизы, имеет право отклонять от согласования предпроектную и проектную документацию на строительство и реконструкцию жилых, общественных, производственных объектов, не отвечающих установленным требованиям;
- Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, имеет право запрещать или приостанавливать действующие объекты до устранения установленных нарушений;
- Информирование населения о санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье человека.
3.1.10. Центральный исполнительный орган по управлению земельными ресурсами осуществляет (17, 19):
- Государственный контроль за целевым использованием и охраной земель;
- Выдачу, приостановление либо аннулирование лицензий на право производства топографо-геодезической и картографической продукции.
3.1.11. Уполномоченный орган по использованию и охране недр (5, 34, 35):
- Контроль полноты геологического изучения недр, рационального и комплексного использования ресурсов, предохранения от проявлений опасных техногенных процессов, загрязнения недр, соблюдения установленного порядка недропользования;
- Выдача разрешений на строительство сооружений в местах залегания полезных ископаемых и использование подземных вод;
- Учет и хранение геологической и иной информации о недрах.
3.1.12. Орган государственного управления на транспорте (16) осуществляет контроль за выполнением требований по безопасности движения и охране окружающей среды при эксплуатации транспортных средств.
3.1.13. Государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (18):
- Осуществляет государственный надзор за соблюдением стандартов и технических условий;
- Имеет право налагать штрафы, приостанавливать или запрещать реализацию и использование (эксплуатацию) продукции, выполнение работ и услуг, в случае нарушения требований стандартов и технических условий; отменять или приостанавливать действия необоснованно выданных органами сертификации сертификатов соответствия.
3.2. Центральные и местные исполнительные органы в соответствии с установленным законодательством порядке несут ответственность за соблюдение норм и требований экологической безопасности, способствуют внедрению и осуществляют контроль за соблюдением положений настоящей Инструкции посредством:
- экспертизы и согласования проектов ведения работ;
- анализа отчетов Операторов;
- инспекции участков ведения работ;
- применения мер воздействия: Отклонение от согласования Проектов ведения работ, Слушания, Штрафы, Уголовное наказание, Запрещение работ.
3.3. Порядок проведения инспекции
3.3.1. Центральные и местные исполнительные органы, осуществляющие контроль за проведением нефтяных операций, должны согласовывать с Компетентным органом графики плановых проверок. Перед проведением совместной проверки составляется единая программа обследования, в которой намечается цель проверки и устанавливаются задачи для каждого представителя проверяющих органов. По результатам проверки составляется единый Акт обследования (29). Типовые программы обследований по различным видам нефтяных операций и изменения к ним могут быть опубликованы или доведены до сведения всех Операторов.
3.3.2. При организации плановых проверок Компетентный орган должен уведомить Оператора, по крайней мере, за 5 дней до ее проведения и сообщить:
- масштаб инспекции, по полному объему или имеются конкретные задачи;
- продолжительность инспекции;
- число инспекторов и их организации;
- необходимые приготовления (вид испытаний, наименования данных, отчетов, с которыми будут знакомиться или с которых должны быть сделаны копии);
- необходимость обеспечения транспортом, защитной одеждой, питанием, жильем.
3.3.3. Центральные и местные исполнительные органы могут проводить заранее необъявленные инспекции в следующих ситуациях:
- если имеются обоснованные подозрения о нарушении порядка проведения нефтяных операций и правил безопасности;
- для проверки хода работ по очистке разливов нефти или других веществ.
3.3.4. Во время переезда и пребывания на объекте инспекторы должны выполнять правила охраны здоровья, окружающей среды и другие, установленные Оператором.
3.4. Для координации действий центральных и местных исполнительных органов, предприятий и организаций при местном органе по чрезвычайным ситуациям создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (28) с участием представителя Оператора. Комиссия должна представить Операторам список контактных лиц, оборудования и техники, которые могут быть использованы для оказания содействия Операторам государственными органами при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок взаимодействий. При обнаружении неспособности Оператора ликвидировать чрезвычайные ситуации Комиссия имеет право привлечь других субподрядчиков по их проведению.
3.5. Внесение изменений в действующие и принятие новых нормативных документов производится в установленном порядке (31, 32).
Центральные и местные исполнительные органы при внесении изменений и принятии новых нормативных документов, имеющих отношение к регулированию морских нефтяных операций, должны руководствоваться следующими положениями:
- создание рабочих групп с участием представителей Операторов, проведение Слушаний (неформальных конференций) и всесторонняя ревизия всех нормативных документов каждые три года;
- предоставление Операторам возможности участвовать в Слушаниях, предоставление и получение от них материалов, которые могут быть основанием для изменения требований нормативных документов;
- публикация или доведение до сведения всех Операторов и других исполнительных органов изменений нормативных документов.
3.6. Компетентный орган должен создать межведомственную координационную группу по утверждению проектов в составе государственных органов, осуществляющих экспертизу Проектов ведения работ (вневедомственная, в области чрезвычайных ситуаций, экологическая, санитарно-эпидемиологическая) и органов, осуществляющих их согласование (местные исполнительные органы, органы управления водными ресурсами, по использованию и охране недр). Задачей группы является устранение противоречий и подготовка согласованных заключений по Проекту в краткие сроки.
3.7. Проведение слушаний
3.7.1. Оператор может требовать проведения слушаний от центральных и местных исполнительных органов, а Компетентный орган должен оказать содействие в их организации в следующих случаях:
- если по Проекту ведения работ выдано отрицательное заключение или отказано в согласовании в выдаче разрешения на спецводопользование, природопользование или землепользование по причинам, с которыми Оператор не согласен;
- если Оператор не согласен с взысканием;
- если Оператор считает и у него есть веские доказательства необходимости изменения требований действующих нормативных документов;
- если Оператору предписывается проведение работ, не предусмотренных Проектом, и при любых других действиях центральных и местных исполнительных органов, наносящих ущерб Оператору.
3.7.2. Центральный или местный исполнительный орган, получивший запрос на проведение слушаний:
- в течение 30 дней уведомляет Оператора о возможности, дате, месте, процедуре проведения слушаний и приглашает заинтересованные стороны на слушания;
- в течение 90 дней после проведения слушаний уведомляет Оператора об одобрении или отклонении его просьбы, сроки, в течение которых Оператор должен привести свою деятельность в соответствие с данным решением, и порядок его обжалования.
3.8. Центральные исполнительные органы по чрезвычайным ситуациям и в области охраны окружающей среды должны проводить регистрацию и хранение Проектов ведения работ, изменений, дополнений к ним, представляемых отчетов и проводить их анализ. Данные документы должны быть доступны гражданам Республики Казахстан и Операторам для ознакомления и снятия копий, за исключением тех сведений, достоверность которых еще не установлена.
4. Обязанности Подрядчика
4.1. Основные обязанности Подрядчика определяются законодательством Республики Казахстан (2, 5).
4.2. Подрядчик обязан до начала нефтяных операций иметь экологическое страхование (10) как часть обязательного страхования нефтяных операций (32), разработанный и утвержденный в установленном порядке проект ведения работ (32), необходимые разрешения (35, 36, 37,
45) и систему управления охраной здоровья, труда и окружающей среды (39, 40, 41).
4.3. В установленном порядке (42), Подрядчик представляет информацию о случаях чрезвычайных ситуациях, в соответствии с критериями чрезвычайных ситуаций (43) и принимает срочные меры по их устранению, используя наилучшие методы и технологии; ведет учет всех разливов нефти, а при разливах более 100 л и других видах аварийных ситуаций немедленно сообщает Компетентному органу.
4.4. В случае наступления чрезвычайной ситуации, Оператор (Подрядчик) должен незамедлительно начать ликвидационные работы в соответствии с планом. Если возникнет необходимость изменения плана, Оператор имеет право устно согласовать его с Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с последующим письменным оформлением. Оператор должен представлять Комиссии ежедневно устный отчет по результатам проводимых работ.
4.5. Подрядчик разрабатывает порядок и ведет учет данных мониторинга, работ с отходами производства, токсичными материалами, контроля за работой Оператора и субподрядчиков по соблюдению норм и требований по охране окружающей среды, описании хода ликвидации аварий и др., которые должны быть доступными для инспекции контролирующих органов. Указанные данные и записи должны храниться в течение 5 лет или до получения указания от Компетентного органа.
4.6. Оператор представляет статистическую информацию в области охраны окружающей среды в установленном порядке (44). Перечень представляемых отчетов:
- Форма № 1 (охрана природы) "Отчет об экологических авариях, приостановленных объектах и нарушениях природоохранительного законодательства" за полугодие;
- Форма № 1 (вода) "Отчет о платежах за пользование поверхностными водными ресурсами" за месяц;
- Форма № 2-ТП (воздух) "Отчет об охране атмосферного воздуха" за полугодие и год;
- Форма № 2-ТП (водхоз) "Отчет об использовании воды" за год;
- Форма № 3 (токсичные) "Отчет об образовании и удалении токсичных отходов" за год;
- Форма № 4-ОС "Отчет о текущих затратах на охрану природы, экологических платежах и плате за природные ресурсы" за год.
4.7. Оператор представляет Компетентному органу программы инструктажей, обучения, проверки знаний, данные мониторинга.
4.8. Подрядчик (Оператор) несет ответственность за своевременное уведомление и представление Компетентному органу предложений по необходимым изменениям требований Проекта ведения работ в случаях, когда существенно изменились условия работ.
4.9. Подрядчик (Оператор) должен участвовать в слушаниях, рабочих группах и неформальных конференциях, организуемых центральными и местными исполнительными органами по совершенствованию нормативных документов и создать систему, обеспечивающую выполнение их требований.
5. Проектирование и порядок получения разрешений
5.1. Стадии экологического обоснования проведения нефтяных операций
5.1.1. Центральный исполнительный орган, осуществляющий разработку и реализацию государственной политики в области энергетики, индустрии и торговли (21) по согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды РК разрабатывает Схему развития и размещения отрасли (62), которая включает Обзор состояния окружающей среды, выводы о технико-экономической возможности недопущения отрицательных экологических последствий и необходимости проведения инженерно-экологических исследований.
5.1.2. При проведении конкурса инвестиционных программ на право получения лицензии на разведку и/или добычу полезных ископаемых (59), лицензионный орган должен готовить условия конкурса и рассматривать конкурсные предложения с участием представителей центральных исполнительных органов по чрезвычайным ситуациям и в области охраны окружающей среды. Пакеты информации, представляемые участникам конкурса, должны содержать Обзор состояния окружающей среды, разрабатываемый в установленном порядке (60).
5.1.3. Раздел "Программа работ" контракта на проведение нефтяных операций должен содержать предварительную оценку влияния намечаемых работ на окружающую среду, подготавливаемую Подрядчиком в установленном порядке (60-62). Контракт согласуется с государственными органами в установленном порядке (2).
5.1.4. Общий порядок составления Проектов ведения работ, согласования, утверждения и внесения изменений и получения разрешений производится в установленном порядке (34, 45) и в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
5.2. Требования к разработке разделов Проекта ведения работ, имеющих отношение к экологической безопасности
5.2.1. Раздел "Характеристика окружающей среды"
5.2.1.1. Характеристика окружающей среды разрабатывается на основе данных о состоянии воздушной среды в данном районе, составе и свойствах поверхностных и грунтовых вод, донных отложений, почвы и биоразнообразия, состояния растительности и животного мира, здоровья людей из различных источников за двухлетний период. Информация должна быть достаточной для проведения прогнозных расчетов изменений компонентов окружающей среды под воздействием намечаемой деятельности.
5.2.1.2. Территория изучения должна быть не меньше зоны разлива нефти при возможных аварийных ситуациях или зоны рассеивания выбросов в атмосферу, где содержание загрязняющих веществ в атмосфере превышает предельно допустимые концентрации (ПДК). Периодичность и густота сетки отбора проб должна быть достаточной для установления временных и территориальных изменений состояния окружающей среды.
5.2.1.3. Оператор должен применять государственные или международные методики исследований и проведения анализов, согласованные с Компетентным органом (48-58).
5.2.1.4. Центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды может установить для отдельных морей и внутренних водоемов или их частей специальные требования по изучению характеристик окружающей среды с обоснованием границ, параметров и причин по согласованию с Компетентным органом и, при необходимости, с проведением открытых совещаний.
5.2.1.5. Программы изучения окружающей среды утверждаются Компетентным органом.
5.2.1.6. Оператор имеет право просить Компетентный орган и центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды провести публичные слушания, на которых выступит с обоснованием проведения менее продолжительных и детальных изучении характеристик окружающей среды, где это целесообразно, и просить их одобрить.
5.2.2. Раздел "Мероприятия по охране окружающей среды". Приводятся характеристики источников воздействия, объемы и виды отходов, расчет предельнодопустимых выбросов в атмосферу и сбросов в водную среду, данные по мероприятиям, внедренным на аналогичных объектах, и их эффективности. Разрабатываются мероприятия по охране атмосферы, водных ресурсов, растительного и животного мира, почвы, недр и обращения с отходами.
5.2.3. Раздел "Анализ риска и план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Производится анализ возможности возникновения чрезвычайной ситуации, такие как повреждение судна, баржи, платформы, нефтепроводов, взрыв, пожар, разлив токсичных веществ, открытый фонтан нефти и газа. Разрабатываются планы по предупреждению и ликвидации значительной чрезвычайной ситуации. При разработке плана ликвидации разлива нефти он должен состоять из следующего:
- места размещения объектов, где возможны разливы нефти;
- список, место размещения и тип оборудования, транспортных средств, материалов, персонала и методики работ по ликвидации разливов разной категории;
- перечень диспергаторов, которые можно использовать;
- расчет времени, необходимого для начала работ и ликвидации разливов разной категории;
- график обучения, тренировок персонала и проверки состояния оборудования и техники;
- список ответственных лиц, их местонахождение, процедура уведомления государственных органов.
5.2.4. Раздел "Оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения" (ОВОС)
5.2.4.1. ОВОС производится с учетом следующих положений:
- ОВОС составляется по проектам работ в соответствии с казахстанским природоохранным законодательством;
- По согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды, ОВОС может быть проведен не в полном объеме для инженерно-геологических изысканий, сейсморазведочных работ, если используются параметры источников возбуждения акустических сигналов, которые ранее были применены в идентичных условиях и по которым имеется положительное заключение экспертиз;
- По согласованию с центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды, Оператор может не проводить ОВОС для дополнительных видов работ на участках, имеющих ранее согласованный ОВОС, при условии, что:
- отчеты о проведении мониторинга подтверждают отсутствие значительных изменений в состоянии окружающей среды на участке ведения работ;
- применяемые технические решения для проведения дополнительных работ полностью соответствуют техническим решениям, утвержденным в первоначальном проекте ведения работ;
- действие ранее согласованных документов, обеспечивающих мониторинг и реагирование на чрезвычайные ситуации, подтверждается центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
5.2.4.2. ОВОС производится в установленном порядке (60-62), при этом оцениваются возможные воздействия с учетом предлагаемых Оператором мероприятий по охране окружающей среды и плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2.5. Раздел "Расчет платежей за природопользование и возможный ущерб окружающей среде при чрезвычайных ситуациях"
5.2.5.1. Расчет платежей за землепользование и пользование водными ресурсами производится в соответствии с действующими ставками (94, 105).
5.2.5.2. Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления рассчитываются в соответствии с методиками Центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды (83, 85, 86, 90) и по ставкам местных исполнительных органов.
5.2.5.3. Расчет потерь и/или ущерба рыбным запасам при проведении различных работ и нарушении действующих требований производится в установленном порядке (91-93).
5.2.6. Раздел "Программа мониторинга"
5.2.6.1. Программа мониторинга состоит из трех разделов: мониторинг источников загрязнения окружающей среды, мониторинг состояния окружающей среды и мониторинг при чрезвычайных ситуациях.
5.2.6.2. Программа мониторинга источников загрязнения составляется на основе оценки воздействия намечаемых работ на окружающую среду. При этом производится мониторинг конкретной территории и определенных параметров природной среды, на которые оказывается воздействие. Длительность мониторинга зависит от длительности воздействия. Данная программа пересогласовывается и переутверждается ежегодно.
5.2.6.3. Программа мониторинга состояния окружающей среды составляется на основе программы изучения характеристик (фонового) состояния окружающей среды, производится с целью отслеживания изменений состояния окружающей среды на протяжении всего периода нефтяных операций, включая 2 года последующих контрольных наблюдений, и выявления наличия или отсутствия причинных связей отмеченных изменений с проводимыми нефтяными операциями на основе следующих принципов:
5.2.6.3.1. Использование определенных опорных станций наблюдений, которые были задействованы при фоновых исследованиях;
5.2.6.3.2. Охват наблюдениями необходимых компонентов окружающей среды по определенным параметрам и частоте отбора проб.
5.2.6.4. При составлении программы мониторинга окружающей среды должны учитываться следующие положения:
5.2.6.4.1. Отбор образцов поверхностных вод производится ежеквартально или по согласованию с местными органами по охране окружающей среды с меньшим объемом и частотой для изучения РН, общего содержания растворенных и взвешенных твердых веществ, углеродных соединений, содержания тяжелых металлов, отдельных углеводородных соединений, связанных с нефтяными операциями.
5.2.6.4.2. Необходимость проведения мониторинга подземных вод определяется уполномоченным органом по использованию и охране недр, на основании составленного обоснования о наличии или возможном наличии водных ресурсов, пригодных для хозяйственно-питьевых целей с содержанием общего количества растворимых твердых веществ не более 3000; мониторинг должен производиться в случае, если не может быть доказана целостность обсадных колонн скважин. Мониторинговые скважины должны быть пробурены по периметру месторождения или около скважины, целостность которой не может быть доказана, и где находятся ценные водоносные пласты. В таких скважинах производится ежегодный анализ неорганических веществ, связанных с проводимыми нефтяными операциями. Мониторинг проводится до ликвидации причин его проведения или до конца нефтяных операций, после чего мониторинговая скважина ликвидируется в установленном порядке.
5.2.6.4.3. Слежение за состоянием атмосферного воздуха может проводиться по программе мониторинга источников загрязнения. Рядом с ближайшим к объекту населенным пунктом (или приемником) должно определяться содержание следующих загрязняющих веществ, объемы которых превышают ПДК: сернистого ангидрита, оксидов азота, сероводорода, углеводородов, моноокиси углерода и взвешенные частицы, диаметр которых менее 10 мкм. В зависимости от ситуации отбор проб может проводиться непрерывно, ежедневно, ежемесячно и т.д.
5.2.6.4.4. Изначально следует вести ежегодное изучение физико- химических свойств донных отложений, изменений прилегающей береговой зоны, рельефа дна с целью определения наличия изменений, связанных с нефтяными операциями.
5.2.6.4.5. Изучение животного и растительного мира моря и прилегающей береговой зоны должно производиться в особо характерные периоды. По результатам всех исследований составляются карты состояния среды обитания.
5.2.6.5. Мониторинг при чрезвычайных ситуациях должен начаться при возникновении чрезвычайной ситуации и продолжаться до определения степени ее воздействия на окружающую среду. При разливах нефти должны контролироваться движения нефтяного пятна, регистрироваться обнаруженные случаи гибели представителей животного мира, и после окончания очистительных работ должен быть проведен комплекс работ, позволяющий провести оценку влияния разлива нефти на все компоненты природной среды.
5.2.6.6. По требованию местных жителей или органов санитарно-эпидемиологической службы может проводиться мониторинг воздействия на здоровье домашнего скота и птицы или местного населения. Данный мониторинг не является составной частью программы мониторинга, включаемого в Проект ведения работ, и разрабатывается отдельно по согласованию с соответствующими органами.
5.2.6.7. В программах мониторинга должны быть даны обоснования выбора местоположения станции, изучаемых параметров, частоты отбора проб, описаны методики отбора проб, проведения анализов и интерпретации результатов или должны быть даны ссылки на действующие нормы и правила.
5.2.6.8. Должны быть обеспечены качество и контроль проводимого мониторинга в соответствии с международными правилами.
5.2.6.9. Программы мониторинга должны содержать сроки подготовки отчетов и наименования государственных органов, куда они должны быть направлены. Замечания соответствующих органов должны быть учтены или по ним даны обоснованные ответы в течение 1 месяца. В случае наличия разногласий должны быть проведены слушания в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией.
5.3. Порядок проведения согласовании, экспертиз и утверждения проектов
5.3.1. Проект ведения работ, одобренный Подрядчиком, вместе с материалами об информировании местного населения, учета их мнения, заявлением об экологических последствиях, справкой о стоимости проектно-изыскательных работ направляется Оператором Компетентному органу для одобрения и организации его согласования и экспертиз. Затраты на согласование и экспертизы проекта ведения работ утверждаются Компетентным органом.
5.3.2. Проект работ, где предусматриваются использование плавучих установок, и не предусматривается строительство сооружений, не направляется на согласование и экспертизу в следующие органы:
местный исполнительный орган;
государственный орган управления водными ресурсами;
государственную вневедомственную экспертизу.
5.3.2.1. По проектам, где не намечается изучение и использование недр, не направляются на согласование в уполномоченный орган по использованию и охране недр.
5.3.2.2. Проекты строительства скважин не направляются на экспертизу в государственную вневедомственную экспертизу.
5.3.3. Решение о согласовании проекта или замечания должны быть представлены Оператору и всем заинтересованным органам в срок не более 30 дней.
5.3.4. Экспертиза проекта производится в установленном порядке (95-102). Экспертные органы в течение двух недель после получения материалов должны сообщить Оператору о достаточности материалов и решении о проведении экспертизы проекта. Заключение экспертиз по проекту должны быть переданы Оператору и всем заинтересованным органам в течение до 2 месяцев, а по экологической экспертизе до 3 месяцев.
5.3.5. Приемлемые замечания центральных и местных исполнительных органов по проекту работ принимаются Оператором по согласованию с Компетентным органом. Замечания, которые в значительной мере влияют на проект работ, должны быть разрешены Компетентным органом по согласованию с Подрядчиком и соответствующими органами. Доработанный по замечаниям проект работ должен быть утвержден Компетентным органом и Подрядчиком (Оператором) и передан всем заинтересованным органам.
5.4. Порядок получения разрешений
5.4.1. Разрешение на застройку площадей залегания Полезных ископаемых и размещение подземных сооружений, не связанных с Добычей Полезных ископаемых, выдается Уполномоченным органам по использованию и охране недр на основании горно-геологического обоснования. Оформляется акт об отсутствии Полезных ископаемых в недрах под участком намечаемого строительства или акты удостоверяющего Разрешения в установленном порядке (37).
5.4.2. Разрешение на землепользование выдается местными исполнительными органами на основании землеустроительного проекта в установленном порядке (103).
5.4.3. Разрешения на специальное водопользование выдается в течение месяца: по поверхностным водам - Государственным органом управления водными ресурсами, а подземным водам - уполномоченным органом по использованию и охране недр после согласования условий водопользования в установленном порядке (36).
5.4.4. Центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды в течение месяца в установленном порядке (35) выдается: разрешение на размещение отходов-1, продуктов-2 или материалов-3; разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу сроком на 1 год; разрешение на сброс сточных вод сроком на 1 год.
1. Под отходами понимаются производственные и бытовые отходы;
2. Под продуктами понимаются продукты, готовые к применению, и которые могут храниться более трех месяцев, такие как концентраты тяжелых металлов, твердые и жидкие нефтепродукты, угли, кислоты, щелочи и другие токсичные вещества;
3. Под материалами понимаются вторичное сырье, стройматериалы (цемент, асфальто-битумная смесь, и т.д.), которые могут храниться более трех месяцев.
6. Требования к проведению нефтяных операций
6.1. Обучение персонала. Должен быть определен перечень категорий работников, имеющих в какой-то степени опыт и экологическую подготовку до начала работ, разработаны и осуществлены программы их периодической переподготовки и повышения квалификации в процессе работ. Требования к подготовке, в зависимости от категории работников, могут включать знание: системы управления ОЗТОС; планов предупреждения и порядка действий при чрезвычайных ситуациях; обращение с отходами и опасными материалами; политика компании в области охраны окружающей среды, требования нормативных документов, экологическая ситуация в районе и др. Данные о подготовке, программах обучения и результаты проверки знаний должны быть доступны для проверки контролирующих органов.
6.2. Обращение с отходами
6.2.1. Должны приниматься реальные меры по утилизации всех видов отходов производства и потребления.
6.2.2. Сбор и сброс балласта, сточных вод, пищевых отходов, мусора и отходов от сжигания мусора, образуемых на судах и плавучих установках, производятся в установленном порядке, в соответствии с существующим законодательством (110).
6.2.3. Обращение с отходами, образуемыми на сооружениях
6.2.3.1. Запрещается на весь период проведения нефтяных операций сброс в море и захоронение на его дне таких видов жидких и твердых отходов, как буровой шлам, пластовые флюиды, пластовый песок, буровой шлам, оборудование и упаковка, контейнеры, отходы, содержащие нефть или ее производные.
6.2.3.2. Кратковременное сжигание нефти и газа, получаемых при испытании скважин, разрешается на основании утвержденных проектов работ, имеющих положительное согласование центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды.
6.2.3.3. За исключением подраздела 6.2.3.1, сброс и размещение отходов, полученным на морских установках и в результате операций на море, могут осуществляться при условии соблюдения законодательных и нормативных требований, на основании разрешения, выданного исполнительным органом в области охраны окружающей среды.
6.2.4. Хранение, утилизация, захоронение, учет и отчетность по отходам
6.2.4.1.На объектах работ должен производиться учет движения всех видов отходов, где должны быть отмечены даты образования, краткая характеристика (тип), маркировка, название материалов, являющихся канцерогенными, мутагенными, тетрагенными при контактах с людьми, фауной и флорой, даты и способ хранения, утилизации и захоронения. Данный учет должен быть доступен для инспекторов контролирующих органов.
6.2.4.2. Разные виды отходов должны храниться отдельно, а способ хранения должен отвечать степени их токсичности. В случае допущения смешения разных видов отходов, обращение с ними должно соответствовать обращению с отходами наивысшей степени токсичности, имеющейся в их составе. Условия нормирования допустимых объемов образования и размещения токсичных отходов осуществляется в установленном порядке (71-82).
6.2.4.3. Захоронение отходов в подземные горизонты и специально оборудованные полигоны производится в установленном порядке (76-80). В случае, если полигон используется несколькими Операторами, то Операторы должны определить одного, кто несет ответственность за мониторинг и безопасность полигона.
6.2.4.4. По отходам Компетентному органу представляется отчетность по согласованному с ним порядку.
6.3. Требования к транспортировке, строительству, материалам
и оборудованию
6.3.1. В особо экологически чувствительных районах должны быть приняты дополнительные меры по уменьшению воздействия транспорта на окружающую среду: проведение рекогносцировки трасс движения, ограничение высоты полета, допущение только определенных видов судов, ограничение интенсивности движения и т.д.
6.3.2. Габариты или конструкция и установленное оборудование на сооружениях не должны ограничивать нерестовый ход рыб, привлекать и отрицательно влиять на птиц, оказывать шумовые воздействия и электромагнитные излучения, отрицательно влияющие и долговременно изменяющие места обитания животного мира.
6.3.3. Запрещается нарушение донных отложений и почв за пределами участков, определенных проектами работ.
6.3.4. Материалы, конструкции и защитные мероприятия не должны оказывать отрицательного воздействия на компоненты окружающей среды.
6.3.5. Транспортировка и хранение сыпучих материалов, утяжелителей и химических реагентов должна осуществляться в герметичных контейнерах.
6.3.6. Промывочная жидкость должна транспортироваться в закрытых емкостях, контейнерах или по растворопроводу.
6.4. Требования к ведению отдельных операций
6.4.1. При работе двигателей должно предотвращаться попадание в воду продуктов неполного сгорания отработанных газов.
6.4.2. При бурении скважин должно предотвращаться загрязнение водоносных горизонтов, имеющих хозяйственно-питьевое значение, и приниматься меры по недопущению или ограничению ухудшения коллекторских свойств нефтегазовых пластов.
6.4.3. При сжигании пластовых флюидов в ходе испытаний скважин должны приниматься все практически приемлемые меры по ограничению попадания в воду жидких продуктов.
6.5. Эксплуатация нефтепроводов. Должен проводиться мониторинг окружающей среды, периодическая проверка и испытание оборудования, используемого для обнаружения коррозии, обеспечения надежных систем отключения, линии ремонта и очистки, сообщать их результаты Компетентному органу.
6.6. Эксплуатация нефтеналивных судов
6.6.1. Может производиться танкерная транспортировка нефтепродуктов и нефти, полученных при испытании скважин в начальной стадии разработки месторождения.
6.6.2. Эксплуатация танкеров производится в установленном порядке (112).
6.6.3. Должны использоваться танкеры, которые могут продемонстрировать соответствие оборудования и процедур государственным и международным стандартам по целостности судов, в том числе относящиеся к международным танкерным флотам.
6.6.4. Список всех танкеров, намечаемых к использованию, должен быть представлен Компетентному органу и Центральному исполнительному органу по чрезвычайным ситуациям. Данные органы могут отказать в использовании конкретных танкеров, если у них имеются соответствующие доказательства. Оператор может отказать в загрузке или разгрузке любого танкера, не соответствующего стандартам Оператора.
6.7. Хранение углеводородов в прибрежной зоне
6.7.1. Резервуары должны быть размещены внутри непроницаемой насыпи (плотины), достаточной вместимости для удержания содержимого самого крупного резервуара, предотвращать утечку фильтрата в дренажные слои, имеющие связь с водоемом, водотоком или грунтовыми (подземными) водами.
6.7.2. Иметь план предотвращения и ликвидации разливов, который должен пересматриваться в установленном порядке при разливах в течение года более 200 л.
6.7.3. Содержать минимально согласованное количество оборудования и инвентаря по контролю за утечками и разливами в соответствующих ситуациях.
6.8. Хранение нефти и нефтепродуктов в море. Разрешается временное хранение нефти, полученное при испытаниях скважин, и содержание достаточных запасов нефтепродуктов, необходимых только для обеспечения работоспособности объекта на период его работы.
6.9. Хранение опасных химических веществ. Химически опасные вещества, которые требуют специального содержания или являются токсичными для человека (кислоты, моющие средства и др.), должны проходить учет, храниться в укрытых с ограниченным доступом и безопасных помещениях, обеспечивающих удержание любого разлива. Места хранения должны быть отмечены на специальных картах.
6.10. Мониторинг и устранение утечек ликвидированных скважин
6.10.1. Мониторинг за ликвидированными скважинами производится в соответствии с регламентами или планами ликвидации скважин (34).
6.10.2. При обнаружении утечек из ликвидированных скважин организация, ответственная за устранение утечек, должна выяснить причины их возникновения, разработать в установленном порядке специальный план и провести ликвидационные работы (34).
7. Список документов, на которые приводились
ссылки в тексте настоящей Инструкции
1. Положение о Компетентном органе Правительства Республики Казахстан по заключению и исполнению контрактов с недропользователями в Республике Казахстан. Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1996 г. N 646 P960646 (У.с. - постановлением Правительства РК от 27 мая 1998 г. N 484 P980484 ).
2. Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "О нефти" от 28 июня 1995 г.
3. Кодекс Казахской ССР об административных правонарушениях K841000_ , от 22 марта 1984 г., с изменениями и дополнениями к нему.
4. Уголовный кодекс Республики Казахстан K970167_ от 16 июля 1997 г. N 167.
5. Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "О недрах и недропользовании" от 27 января 1996 г. N 2828 U962828_ .
6. Закон РК "Об охране здоровья граждан в РК" от 19 мая 1997 г. N 111-1 Z970111_ .
7. Закон РК "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 8.07.94 г. Z942000_ .
8. Закон РК "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" от 5 июля 1996 г. N 29-1 Z960019_ .
9. Водный кодекс Республики Казахстан от 31 марта 1993 г. N 2061-XII K933000_ .
10. Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" от 15 июля 1997 г. Z970160_ .
11. Закон РК "Об особо охраняемых природных территориях" от 15.07.97 г. Z970162_ .
12. Закон Республики Казахстан "Об экологической экспертизе" от 18.03.97 г. Z970085_
13. Закон РК "Об архитектуре и градостроительстве в РК" Z933200_ .
14. Закон РК "О местных представительных и исполнительных органах РК" от 10 декабря 1993 г. Z934100_ .
15. Закон Республики Казахстан "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" от 21 октября 1993 г. Z933300_ .
16. Закон Республики Казахстан "О транспорте" от 21 сентября 1994 г. Z947000_ .
17. Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "О земле" от 22 декабря 1995 г. № 2717 U952717_ .
18. Закон РК "О стандартизации и сертификации" от 18 января 1993 г. Z936000_ (У.с. - Законом РК от 16 июля 1999 г. N 435 Z990435 _ О стандартизации и сертификации).
19. "О лицензировании" - Указ Президента РК от 17 апреля 1995 г. № 2200 Z952200_ .
20. Закон РК "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 27 марта 1997 г. № 87-1 Z970087_ .
21. Положение о Министерстве энергетики, индустрии и торговли РК. Утверждено постановлением Правительства РК от 22 июля 1998 г. № 686 P980686_ ( У.с. - постановлением Правительства РК от 27 мая 1999 г. N 657 P990657_ ).
22. Положение О Комитете РК по чрезвычайным ситуациям. Утверждено постановлением Правительства РК от 17 ноября 1997 г. № 1593 P971593_ .
23. Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов РК. Утверждено постановлением Правительства РК от 20 ноября 1997 г. № 1622 P971622_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 31 марта 1999 г. N 347 P990347_ ).
24. Положение о Министерстве сельского хозяйства РК. Утверждено постановлением Правительства РК от 19 ноября 1997 г. № 1608 P971608_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 5 марта 1999 г. N 206 P990206_ ).
25. Положение о Министерстве здравоохранения РК. Утверждено постановлением Правительства РК от 19 июля 1997 г. № 1268 (У.с. - постановлением Правительства РК от 12 ноября 1997 г. N 1556 P971556_ ).
26. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РК. Утверждено постановлением Кабинета Министров РК от 25.04.95 г. № 547.
27. Положение о Министерстве транспорта РК. Утверждено постановлением Правительства РК от 22 ноября 1997 г. № 1641 P971641_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 1 апреля 1999 г. N 355 P990355_ ).
28. Положение о государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждено постановлением Правительства РК от 28 августа 1997 г. № 1298 P971298
29. Инструкция о порядке координации деятельности органов, специально уполномоченных осуществлять государственный контроль за использованием и охраной вод. Утвержден восемью министерствами СССР в 1983 г.
30. Закон РК "О нормативных правовых актах" от 24.03.98 г. Z980213_ .
31. Порядок разработки нормативных документов. ПР РК 50.1.20-95.
32. Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов. Утверждено постановлением Кабинета Министров РК от 16.03.94 г. № 279 P940279_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 8 мая 1997 г. N 810 P970810_ ).
33. Положение о порядке организации и условиях проведения обязательного страхования нефтяных операций. Утверждено постановлением Правительства РК от 18 июля 1996 г. № 916.
34. Технические правила строительства сооружений при проведении нефтяных операций на море и внутренних водоемах Республики Казахстан. МЭИТ, 1998 г.
35. Временный порядок выдачи разрешений на природопользование. МЭБР, 12.11.97 г.
36. Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование. Утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1994 г. № 1482 P941482_ .
37. Инструкция "О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование на использование поверхностных вод" утверждена Комитетом по водным ресурсам Минсельхоза от 22.11.1997 г. № 47а V970500_ .
38. Положение о порядке выдачи разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых. Утверждено постановлением Правительства РК от 27 января 1997 г. № 109 P970109_ .
39. Рекомендации Международного форума нефтяной промышленности по разведке и добыче (Форум РД), относящиеся к системам организации охраны труда, здоровья и окружающей среды.
40. Рекомендации Международной ассоциации буровых подрядчиков (IADC) по охране труда и окружающей среды.
41. Рекомендации Международной ассоциации геофизических подрядчиков (IACC) по охране труда и окружающей среды.
42. Положение о порядке представления информации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Утверждено постановлением ГКЧС Республики Казахстан от 24 марта 1997 г. № 7.
43. Критерии чрезвычайных ситуаций. Утверждены постановлением ГКЧС РК от 24 марта 1997 г. № 7.
44. Порядок разработки текущих сводных отчетов по труду, по видам экономической деятельности в 1998 г. Указания Комитета по статистике и анализу от 25.01.98 г. № 09-8-05/2.
45. Положение о порядке и условиях выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию искусственных островов, дамб, сооружений и установок при проведении нефтяных операций в РК. Утверждено постановлением Правительства РК от 24 июня 1996 г. № 772 P960772_ .
46. Экологические исследования при инженерных изысканиях. РД 51-01-11-85, Мингазпром СССР.
47. Положение о порядке проведения морских научных исследований, связанных с нефтяными операциями на море и внутренних водоемах Республики Казахстан. Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июня 1996 г. № 693. см.P101244
48. ГОСТ 17.3.08-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества морских вод.
49. ГОСТ 17.1.5.01-80. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность.
50. ГОСТ 17.1.5.04-81. Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод.
51. ГОСТ 17.1.4.01-80. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах.
52. ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водостоков.
53. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Госкомитет СССР по гидрометеорологии. 1982 г.
54. Методические указания по определению токсичных загрязняющих веществ в морской воде на фоновом уровне. Госкомитет СССР по гидрометеорологии. 1982 г.
55. Методические указания по химическому анализу распресненных вод морских устьевых областей рек и эпиконтинентальных морей. Госкомитет СССР по гидрометеорологии. 1984 г.
56. Методические указания по определению загрязняющих веществ в донных отложениях. Госкомитет СССР по гидрометеорологии. 1979 г.
57. Методические рекомендации по определению радиоактивного загрязнения водных объектов. Госкомитет СССР по гидрометеорологии. 1986 г.
58. Порядок применения международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран в Республике Казахстан. ПР РК 05.1.21-96.
59. Положение о порядке проведения конкурса инвестиционных программ на право получения лицензии на разведку и/или добычу полезных ископаемых в Республике Казахстан. Утверждено постановлением Правительства РК от 27.01.97 г. № 107 P970107_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 22 июня 1998 г. N 578 P980578_ ).
60. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. МЭБР РК, РНД 3.02.01-1993.
61. Рекомендация по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на биоресурсы (почвы, растительность, животный мир). МЭБР РК, РНД 211.3.02.05-96.
62. Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектов обустройства морских месторождений углеводородов. Миннефтегазпром СССР, РД-39-018-90.
63. Порядок разработки нормативов качества окружающей природной среды в Республике Казахстан. Утвержден постановлением Кабинета Министров РК от 24 января 1992 г. № 70 P920070_ .
64. Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Минрыбхоз СССР, 1990 г.
65. Инструкция по нормированию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты РК. РНД 211.2.03.01-97.
66. Методика расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты РК со сточными водами. МЭБР РК, 1995 г.
67. Предельно допустимых концентраций (ПДК) и действующих ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. № 3.03015.97 от 11.06.97 г.
68. Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. РНД 211.2.02.01-97.
69. Методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Госкомгидромет СССР.
70. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве (ПДК).
71. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. СанПиН № 3.01.057.97 от 18.08.97 г.
72. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах, обуславливающие отнесение этих отходов и категорий по токсичности СанПиН № 3.02.030.97 от 18.08.97 г.
73. Предельное количество накопленных токсичных промышленных отходов на территории учреждений (организаций) СанПиН № 3.02.031.97 от 18.08.97 г.
74. Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах в накопителях, расположенных вне территории предприятий (организаций) СанПиН № 3.02.033.97 от 18.08.97 г.
75. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов СанПиН № 3.04.027.97 от 18.08.97 г.
76. СНиП 2.01.28-85. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию.
77. Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов № 3.01.016.97 от 29.04.97 г.
78. Положение о порядке ведения государственного кадастра захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. № 1285 P961285_ .
79. Положение о порядке захоронения радиоактивных отходов в РК. Постановление Правительства РК от 18 октября 1996 г. № 1283 P961283_ .
80. Положение о порядке захоронения вредных веществ и сброса сточных вод в недра. 1996 г. P961286_ .
81. Порядок нормирования объемов образования и размещения отходов производства. РНД 03.1.0.3.01-96.
82. Методические указания по определению уровня загрязнения компонентов окружающей среды токсичными веществами отходов производства и потребления РНД 03.3.04.01-96.
83. Порядок взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды. Утвержден постановлением Кабинета Министров РК от 15 октября 1993 г. № 1024. P931024_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 1 апреля 1998 г. N 280 P980280_ ).
84. Временный порядок определения размера ущерба, причиненного природной среде нарушением природоохранного законодательства. МЭБР РК, 1995 г. V950100_ .
85. Методика определения платежей за загрязнение окружающей природной среды. МЭБР РК, 1994 г.
86. Временные методические указания по расчету экологического ущерба от сверхнормативного и несанкционированного размещения отходов (продуктов). РНД 03.4.0.5.01-96.
87. Методика определения платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками, РНД 211.1.03.01-96. V960253_ .
88. Методические рекомендации по определению платы за воздух как природный ресурс (кислород воздуха), РНД 211.1.03.01-97.
89. Положение о порядке исчисления, взимания и внесения платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников по отраслям экономики РК. Постановление Правительства РК от 7 августа 1997 г. № 1227 P971227_ .
90. Временная методика расчета ущерба при загрязнении атмосферы, земельных и водных ресурсов нефтепродуктами, пластовыми водами и при размещении несанкционированных нефтяных амбаров. МЭБР РК, 1996 г.
91. Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведение различных работ на рыбохозяйственных водоемах. Минрыбхоз СССР, 1989 г.
92. Размеры возмещения за незаконный вылов, добычу и уничтожение ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных. Приложение к постановлению Кабинета Министров РК от 26 марта 1992 г. № 281 P920281_ .
93. Методика подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате нарушений законодательства об охране рыбных запасов. РНД 211.3.01.08-97. МЭБР РК, 1997 г.
94. Ставки платы за водные ресурсы, забираемые из поверхностных и подземных источников. Постановление Правительства РК от 31 декабря 1996 г. № 1744 P961744_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 7 августа 1997 г. N 1227 P971227_ ).
95. Порядок проведения экспертизы архитектурно-градостроительной документации. Утвержден постановлением Кабинета Министров РК от 26 июля 1994 г. № 830 P940830_ .
96. Порядок определения стоимости работ за проведение экспертизы архитектурно-градостроительной документации на территории РК. Минстрой РК, 1995 г.
97. Положение об экспертизе проектно-сметной документации на соответствие требованиям норм и правил безопасного ведения работ в промышленности РК. Утверждено постановлением Коллегии Госгортехнадзора РК от 12.07.93 г. № 24.
98. Пособие для заказчиков и разработчиков предпроектной и проектной документации по организации изучения и учета общественного мнения при проведении оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. МЭБР. 1997 г.
99. Инструкция по проведению государственной экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов в РК. МЭБР РК, 1997 г.
100. Инструкция о порядке рассмотрения разногласий между заказчиками, разработчиками предпроектной и проектной документации и экспертными органами Минэкобиоресурсов РК, МЭБР РК, 1993 г.
101. Порядок оплаты и использования средств государственной экологической экспертизы в РК. Утвержден постановлением Кабинета Министров РК от 29 июня 1993 г. № 549 P930549_ (У.с. - постановлением Правительства РК от 1 апреля 1998 г. N 280).
102. Прейскурант цен на проведение санитарно-гигиенических, токсикологических, микробиологических, вирусологических, паразитологических, радиологических исследований, физических замеров (экспертиз) и других видов работ. Утвержден Госкомцен по г. Алматы от 24 апреля 1997 г. № 4.
103. Положение о порядке предоставления права частной собственности на земельные участки и права землепользования. Постановление Правительства РК от 20 июня 1996 г. № 760 P960760_ .
104. Нормы предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. Постановление Правительства РК от 8 апреля 1996 г. № 401 P960401_ .
105. Постановление Правительства РК от 8.05.96 г. № 576 "Об утверждении ставок платы за землю, продаваемую в частную собственность или представляемую в землепользование государством" P960576_ .
106. Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест № 3.03.015.97 от 29.04.97 г.
107. Правила охраны поверхностных вод РК. РНД 1.01.03-94.
108. Правила охраны от загрязнения прибрежных вод морей. Утвержден четырьмя министерствами СССР в 1984 г.
109. Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения. СанПиН № 3.01.054.97 от 18.08.97 г.
110. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН № 3.01.053.97 от 18.08.97 г.
111. Наставление по предотвращению загрязнения с судов. Минрыбхоз СССР, 1988 г.
112. Международный морской кодекс по безопасным операциям морских судов и предотвращения загрязнения морской среды.
113. Словарь русского языка (восьмое издание, Москва, 1970 г.).
Примечание. Участие членов Казахстанской Нефтяной Ассоциации (КРА) в разработке данного документа не означает полного согласия с каждым положением, содержащимся в данном документе, как со стороны КРА - как организации, так и со стороны отдельных ее членов. Тем не менее, Казахстанская Нефтяная Ассоциация рекомендует принять настоящий документ в целях обеспечения нормативной основы для своевременного проведения разведки и разработки морских территорий Казахстана и для создания базы для будущих модификаций и усовершенствований нормативного регулирования.