Извлечение из приказа Министра государственных доходов
Республики Казахстан от 9 апреля 2002 года № 416 В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года Z010210_ "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)" приказываю: 1. Признать утратившими силу некоторые приказы согласно приложению: ...Приказ Министерства государственных доходов от 18 июня 1999 года N 693 "Об утверждении Инструкции "О порядке исчисления и внесения платежей за загрязнение окружающей среды и нарушение природоохранного законодательства"... Министр --------------------------------------------------------------------------- Приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию "О порядке исчисления и внесения
платежей за загрязнение окружающей среды и нарушение природоохранного законодательства" согласно приложению. 2. Направить Инструкцию в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Директора Департамента непроизводственных платежей Махашова Х.К. 4. Ввести настоящий приказ в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Министр Инструкция о порядке исчисления и внесения платежей за загрязнение окружающей среды и нарушение природоохранного законодательства 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана на основании Закона Республики Казахстан Z970160_ "Об охране окружающей среды" от 15 июля 1997 г. № 160-1, Закона Республики Казахстан Z990357_ "О бюджетной системе" от 01.04.99 г. № 357-1, Z990358_ 358-1, Закона Республики Казахстан Z980318_ "О республиканском бюджете" на соответствующий бюджетный год, постановления Правительства Республики Казахстан от 01.12.1998 г. № 1213 P981213_ "Об утверждении Правил взимания платы за загрязнение окружающей среды".
2. Природные ресурсы в Республике Казахстан находятся в общем и специальном природопользовании.
Общее природопользование осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов гражданам и организациям. Ограничения общего природопользования допускаются, если это прямо предусмотрено законодательством.
При специальном природопользовании природные ресурсы предоставляются природопользователям в установленном порядке. Право специального природопользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, приобретаемым за плату или безвозмездно, первичным или вторичным.
Особенности возникновения права специального природопользования или ограниченного природопользования (сервитуты) определяются законодательством Республики Казахстан.
3. В настоящей Инструкции используются следующие термины и определения:
окружающая среда - совокупность природных объектов, в том числе природных ресурсов как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии;
природопользование - пользование природными ресурсами в хозяйственной и иной деятельности человека;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производств и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.
4. Лимиты и квоты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и потребления.
5. Разрешение на природопользование представляет собой документ, выдаваемый природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и удостоверяющий право природопользователя на использование (изъятие) природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления с указанием конкретных сроков и объемов, норм условий природопользования и применяемой технологии.
6. В соответствии со статьей 88 Закона Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" на территории Республики Казахстан допускается деятельность иностранных организаций и граждан, если она не противоречит законодательству Республики Казахстан или регламентируется международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Состав платежей
7. Платежи за загрязнение окружающей среды и нарушение природоохранного законодательства состоят из:
- платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (нормативные платежи);
- платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления сверхустановленных лимитов (сверхнормативные платежи);
- средств за возмещение вреда, нанесенного окружающей среде и природным ресурсам в результате нарушения природоохранного законодательства, взыскиваемых в претензионно-исковом порядке;
- сумм штрафных санкций (пени) за несвоевременное перечисление платежей;
- штрафных платежей за аварийные выбросы, сбросы загрязняющих веществ;
- средств штрафов, взыскиваемых в административном порядке с должностных лиц и граждан, виновных в нарушении природоохранного законодательства;
- других поступлений, не противоречащих законодательству.
3. Плательщики
8. Физические и юридические лица независимо от форм собственности, деятельность которых осуществляется на территории Республики Казахстан в порядке специального природопользования, вносят платежи за загрязнение окружающей среды по месту нахождения источника (объекта) загрязнения окружающей среды.
9. Если деятельность юридических и физических лиц осуществляется на территории других государств, но приводит к загрязнению окружающей среды Республики Казахстан, то возникающие вследствие этого отношения регулируются международными договорами.
4. Объекты обложения
10. Объектами обложения являются:
- нормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, права на
размещение отходов производства и потребления (в пределах установленных для них лимитов); - сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, права на размещение отходов производства и потребления (с превышением установленных для них лимитов). 11. Виды загрязнений окружающей среды, лимитируемые в установленном порядке: - выбросы в атмосферу от стационарных (организованных и неорганизованных) и передвижных источников; - сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду; - размещение, хранение и захоронение отходов производства и потребления; - другие виды загрязнений, предусмотренные природоохранным законодательством. 5. Ставки платежей
12. В соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан от 15 июля 1997 года № 160-1 "Об охране окружающей среды" ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов ежегодно утверждаются Акимами областей (городов Астана и Алматы) по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. Утвержденные ставки в установленном порядке доводятся до налоговых органов и через средства массовой информации до природопользователей не позднее 31 декабря года, предшествующего отчетному.
Платежи за нормативное загрязнение окружающей среды уплачиваются природопользователями за фактические объемы загрязнения окружающей среды.
Платежи за загрязнение окружающей среды, в пределах нормативов, включаются в себестоимость продукции (работ и услуг).
13. Сверхнормативные платежи устанавливаются в кратном размере к утвержденным нормативным ставкам. Кратность взимания платежей за превышение установленных нормативов устанавливается по единой методике, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.
В случае, если загрязнение природной среды допущено без оформления в установленном порядке разрешения (лимита) на выброс (сброс) и размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхнормативное загрязнение и плата за нее взимается в кратном размере.
14. Для предприятий с малыми объемами платежей (до 100 минимальных расчетных показателей в суммарном годовом объеме) допускается доведение платежей областными (городскими) фондами охраны окружающей среды в форме выкупа лимита за загрязнение окружающей среды с полной предварительной оплатой за отчетный год.
6. Порядок предоставления отчетности и внесения платежей за
загрязнение окружающей среды
15. Платежи за загрязнение окружающей среды и штрафы за нарушение природоохранного законодательства зачисляются в бюджет согласно бюджетной классификации.
16. По окончании квартала, полугодия, девяти месяцев и года не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, природопользователи представляют в налоговые органы по месту нахождения объекта обложения расчеты по платежам, согласно прилагаемой форме. Расчет составляется на каждый квартал отдельно.
До предоставления в налоговые органы правильность составления указанных расчетов подтверждается природопользователем в местном фонде охраны окружающей среды.
Причитающиеся суммы за фактические объемы загрязнения окружающей среды вносятся природопользователями ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
17. Штрафы, налагаемые в административном порядке на должностных и физических лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства, взыскиваются в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях Казахской ССР на соответствующий код бюджетной классификации.
18. Уплата платежа производится по месту нахождения источника (объекта) загрязнения окружающей среды.
19. Плательщики представляют в обслуживающий банк платежные поручения в 4-х экземплярах с обязательным указанием периода и вида платежей (иски, штрафы, нормативные и сверхнормативные платежи по видам загрязнения и т.д.). Один экземпляр остается в обслуживающем банке, второй возвращается плательщику, остальные два - для налоговых органов и местного фонда охраны окружающей среды.
7. Ответственность и контроль
20. Физические и юридические лица, виновные в совершении нарушения законодательства об охране окружающей среды, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан
21. Сверхлимитное загрязнение окружающей среды, в том числе самовольное и аварийное, выявленное в ходе государственного контроля, являются нарушением природоохранного законодательства, влекущим взыскание ущерба (вреда) в претензионно-исковом порядке.
22. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года № 1213 "Об утверждении Правил взимания платы за загрязнение окружающей среды":
- за несвоевременное внесение платежей начисляется пеня за каждый день просрочки, включая день оплаты, в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан;
- задержка платежей на срок, свыше следующего отчетного периода, является уклонением от платежа, что дает основание для взыскания налоговыми органами, совместно с местными фондами охраны окружающей среды, задолженности и пени в претензионно-исковом порядке в соответствии с действующим законодательством;
- сокрытие либо искажение природопользователями информации об объемах загрязнения окружающей среды влечет ответственность нарушителей в соответствии с действующим уголовным, административным законодательством;
- контроль за правильностью исчисления, своевременностью перечисления платежей за загрязнение окружающей среды осуществляется органами налоговой службы и местными фондами охраны окружающей среды по месту нахождения объекта загрязнения;
- контроль за соблюдением лимитов на загрязнение окружающей среды и требований природоохранного законодательства, взыскание штрафов осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
23. Налоговые органы открывают лицевые счета на каждого плательщика,
отражают в них начисление платежей и штрафных санкций, причитающихся к уплате, и фактическое их поступление. 24. Ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, налоговые органы и местные фонды охраны окружающей среды обмениваются сведениями по итогам контрольной работы за предыдущий квартал для отражения доначисленных сумм в лицевых счетах плательщиков. Расчет платежей за загрязнение окружающей среды за_________квартал 1999 г. ________________________________________________________ наименование юридического лица, адрес, телефон ___________________________________________________________________________ № !Наименование!Единица!Разрешен. !Фактический !В том числе!Ставка за п/п!загрязняющих!измере-!норматив !выброс !сверх !нормативный !веществ, от-!ния !выброса !(сброс,раз- !нормативный!выброс (сброс, !ходов произ-! !(сброса, !мещение) в ! !размещение) !водственной,! !размещения!ед. измере- ! !в тенге !бытовой ! !в един. !ния ! ! !деятельности! !измерения)! ! ! ___________________________________________________________________________ 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ___________________________________________________________________________ Продолжение таблицы: ___________________________________________________________________________ Сумма платеж.!Коэф-!Ставка за !Сумма плате- !Всего!Факти!Задол- !Задол- за норматив- !фици-!сверхнорма- !жей за сверх-!плате!чески!женность!женно ный выброс !циент!тивный выб- !нормативный !жей, !упла-!по ито- !сть с (сброс, раз- !крат-!рос (сброс, !выброс(сброс,!в тг.!чено !гам от- !нарас- мещение) в !ности!размещение) !размещение) ! ! !четного !тающим тенге ! !в тенге !в тенге ! ! !квартала!итогом ___________________________________________________________________________ 8 ! 9 ! 10 ! 11 ! 12 ! 13 ! 14 ! 15 ___________________________________________________________________________ Руководитель предприятия______________________________ Подпись Ф.И.О. Расчет принят_________________________________________ Должность Ф.И.О. НК Главный бухгалтер_____________________________________ Подпись Ф.И.О. Сотрудник налогового комитета_________________________ М. П. ______________"______"___________________года подпись Расчет проверен представителем местного _____________ фонда охраны окружающей среды ______________________________________________________"___"______года должность Ф.И.О., подпись лица, проверившего расчет Место печати или штампа проверяющего органа (Специалисты: Склярова И.В., Цай Л.Г.)