Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принятый Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23-24 (приложение); 1995 г., № 15-16, ст. 109; № 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 2, ст. 187; № 14, ст. 274; № 19, ст. 370; 1997 г., № 1-2, ст. 8; № 5, ст. 55; № 12, ст. 183, 184; № 13-14, ст. 195, 205; 1998 г., № 2-3, ст. 23; № 5-6, ст. 50; № 11-12, ст. 178; № 17-18, ст. 224, 225; № 23, ст. 429; 1999 г., № 20, ст. 727, 731; № 23, ст. 916; 2000 г., № 18, ст. 336; № 22, ст. 408; 2001 г., № 1, ст. 7; № 8, ст. 52; № 17-18, ст. 240; № 24, ст. 338; 2002 г., № 2, ст. 17; № 10, ст. 102; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 11, ст. 56, 57, 66; № 15, ст. 139; № 19-20, ст. 146; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 56; № 16, ст. 91; № 23, ст. 142; 2005 г., № 10, ст. 31; № 14, ст. 58; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 4; № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 13, ст. 85; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20, 21; № 4, ст. 28; № 16, ст. 131; № 18, ст. 143; № 20, ст. 153; 2008 г., № 12, ст. 52; № 13-14, ст. 58; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114, 115; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 16, 18; № 8, ст. 44; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 24, ст. 125, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 2; № 7, ст. 28; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; 2011 г., № 2, ст. 21, 28; № 3, ст. 32; № 4, ст. 37; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 16, ст. 129; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 13, 15; № 6, ст. 43; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 11, ст. 80; № 20, ст. 121; № 21-22, ст. 124; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 7, ст. 36; № 10-11, ст. 56; № 14, ст. 72; № 15, ст. 76; 2014 г., № 4-5, ст. 24; № 10, ст. 52; № 11, ст. 61, 63; № 14, ст. 84; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; 2015 г., № 7, ст. 34; № 8, ст. 42, 45; № 13, ст. 68; № 15, ст. 78; № 16, ст. 79; № 20-I, ст. 110; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115):
пункт 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:
"2. Отчуждение участником товарищества с ограниченной ответственностью своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества либо законодательными актами.
Участники товарищества с ограниченной ответственностью пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли или ее части, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и Законом Республики Казахстан "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью". Если учредительными документами или соглашением участников товарищества не предусмотрено иное, преимущественное право покупки доли (ее части) осуществляется участниками пропорционально размерам их долей в уставном капитале товарищества.
При продаже доли (ее части) с нарушением преимущественного права покупки любой участник товарищества с ограниченной ответственностью вправе в течение трех месяцев со дня продажи требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.".
2. В Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 20-21, ст. 89; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 32; № 15, ст. 71; № 24, ст. 149, 152; 2011 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 21; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 17, ст. 136; № 21, ст. 161; 2012 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 26; № 4, ст. 32; № 8, ст. 64; № 12, ст. 83; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97; № 21-22, ст. 124; 2013 г., № 1, ст. 3; № 5-6, ст. 30; № 7, ст. 36; № 9, ст. 51; № 12, ст. 57; № 13, ст. 62; № 14, ст. 72, 75; № 16, ст. 83; 2014 г., № 1, ст. 4; № 7, ст. 37; № 10, ст. 52; № 11, ст. 65; № 14, ст. 84, 86; № 16, ст. 90; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; 2015 г., № 1, ст. 2; № 7, ст. 33; № 10, ст. 50; № 19-II, ст. 102; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115; № 22-I, ст. 143; № 22-V, ст. 156; № 23-II, ст. 170):
1) в подпункте 53) пункта 1 статьи 7 слова ", биологически активных добавок к пище" исключить.";
2) статью 7-1 дополнить подпунктами 14-1) и 22-1) следующего содержания:
"14-1) определению классов опасности отходов по степени их воздействия на человека и окружающую среду (по степени токсичности);";
"22-1) контролю за рекламой биологически активных добавок к пище;";
3) пункт 1 статьи 18 дополнить частью второй следующего содержания:
"Реклама биологически активных добавок к пище осуществляется в порядке, определяемом государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.";
4) абзац первый подпункта 1) пункта 12 статьи 21 изложить в следующей редакции:
"1) запрещать ввоз, применение и реализацию на территории Республики Казахстан, в том числе на эпидемически значимых объектах, продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности, при:".
3. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст. 92; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; № 24, ст. 145, 146; 2015 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 6; № 7, ст. 33; № 8, ст. 44, 45; № 9, ст. 46; № 10, ст. 50; № 11, ст. 52; № 14, ст. 71; № 15, ст. 78; № 16, ст. 79; № 19-I, ст. 101; № 19-II, ст. 102, 103, 105; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115; № 21-II, ст. 130; № 21-III, ст. 137; № 22-I, ст. 140, 141, 143; № 22-II, ст. 144, 148; № 22-III, ст. 149; № 22-V, ст. 152, 156, 158; № 22-VI, ст. 159; № 22-VII, ст. 161; № 23-I, ст. 166, 169; № 23-II, ст. 172; 2016 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 9):
1) оглавление дополнить заголовком статьи 715-1 следующего содержания:
"Статья 715-1. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей";
2) абзац второй части второй статьи 415 изложить в следующей редакции:
"влечет штраф на физических лиц в размере сорока пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере четырехсот месячных расчетных показателей, с лишением аттестата аккредитации, аттестатов экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации, с приостановлением деятельности или без такового, с конфискацией продукции или без таковой.";
3) абзац второй части второй статьи 425 изложить в следующей редакции:
"влечет штраф на физических лиц в размере двухсот, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере трехсот, на субъектов среднего предпринимательства – в размере четырехсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без таковой.";
4) часть первую статьи 701 изложить в следующей редакции:
"Органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 93 (частями второй и пятой), 151 (частью первой), 203, 324, 327, 344, 351, 358, 425 (частью первой), 428, 430 (частью первой), 431, 464(частью первой), 621 (частями первой, второй), 637 (частью двенадцатой) настоящего Кодекса.";
5) часть первую статьи 715 изложить в следующей редакции:
"1. Органы, осуществляющие государственный контроль в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 203, 415 (частью первой), 417 (частями второй, третьей, четвертой и пятой), 418, 419 (частью первой), 464 (частью первой), 638 (частью первой) настоящего Кодекса.";
6) дополнить статьей 715-1 следующего содержания:
"Статья 715-1. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей
1. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 193 (частью первой), 415 (подпунктами 1), 2), 3) части первой) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей, его заместители, руководители территориальных подразделений и их заместители.";
7) часть первую статьи 804 дополнить подпунктом 64) следующего содержания:
"64) уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и его территориальных органов (статьи 193 (часть третья), 415 (часть вторая).".
4. В Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 5-6, ст. 49; 1999 г., № 20, ст. 727; 2002 г., № 10, ст. 102; 2003 г., № 11, ст. 56; № 24, ст. 178; 2004 г., № 5, ст. 30; 2005 г., № 14, ст. 58; 2006 г., № 3, ст. 22; № 4, ст. 24, 25; № 8, ст. 45; 2007 г., № 4, ст. 28; № 20, ст. 153; 2008 г., № 13-14, ст. 56; 2009 г., № 2-3, ст. 16; 2010 г., № 1-2, ст. 2; 2011 г., № 1, ст. 9; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 24, ст. 196; 2012 г., № 2, ст. 15; № 21-22, ст. 124; 2014 г., № 4-5, ст. 24; № 23, ст. 143; 2015 г., № 22-VI, ст. 159):
1) пункт 3 статьи 30 изложить в следующей редакции:
"3. Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на случаи продажи доли, принадлежащей государству или государственному юридическому лицу, если такая продажа осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе" путем продажи доли на торгах.";
2) статью 31 дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13. Правила настоящей статьи не распространяются в отношении продажи доли государства, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и их дочерних и зависимых организаций в товариществах с ограниченной ответственностью, которые подлежат приватизации или передаче в конкурентную среду по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан.".
5. В Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года "О рекламе" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 24, ст. 174; 2006 г., № 15, ст. 92; № 16, ст. 102; 2007 г., № 12, ст. 88; 2009 г., № 17, ст. 79, 82; 2010 г., № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 11, ст. 102; 2012 г., № 3, ст. 25; № 14, ст. 92; 2013 г., № 8, ст. 50; № 21-22, ст. 115; 2014 г., № 2, ст. 11; № 11, ст. 65; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; 2015 г., № 8, ст. 44; № 20-IV, ст. 113):
статью 13 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Запрещается реклама строящегося, а также впервые введенного в эксплуатацию жилого дома (жилого здания), не соответствующая его проектной документации и классификации жилых зданий, предусмотренной государственными строительными нормами и правилами.".
6. В Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года "О регулировании торговой деятельности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 6, ст. 44; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 23, ст. 141; 2009 г., № 17, ст. 80; № 18, ст. 84; № 24, ст. 129; 2010 г., № 15, ст. 71; 2011 г., № 2, ст. 26; № 11, ст. 102; 2012 г., № 2, ст. 11, 14; № 15, ст. 97; 2013 г., № 14, ст. 75; № 15, ст. 81; № 21-22, ст. 114; 2014 г., № 1, ст. 4; № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г., № 11, ст. 52; № 20-IV, ст. 113):
1) в статье 1:
подпункт 1-1) изложить в следующей редакции:
"1-1) уцененный товар – товар, реализуемый по сниженной цене в связи с наличием недостатка либо устранением недостатка;";
дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания:
"1-2) количественные ограничения вывоза и (или) ввоза – меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые могут быть введены путем установления квот;";
подпункты 4-1), 4-2) и 4-3) изложить в следующей редакции:
"4-1) распродажа – реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам;
4-2) ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
4-3) вывозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан при вывозе товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза;";
дополнить подпунктом 20-1) следующего содержания:
"20-1) исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров – осуществление внешнеторговой деятельности в отношении отдельных видов товаров на основе исключительной лицензии;";
2) статью 12 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Порядок распродажи и реализации уцененного товара устанавливается правилами внутренней торговли.".
7. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 17, ст. 102; 2006 г., № 3, ст. 22; № 7, ст. 38; № 13, ст. 87; № 24, ст. 148; 2007 г., № 19, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 24, ст. 129; 2009 г., № 13-14, ст. 62; № 15-16, ст. 74; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 129; 2012 г., № 3, ст. 21; № 12, ст. 85; № 14, ст. 92; № 15, ст. 97; 2013 г., № 4, ст. 21; № 14, ст. 75; № 15, ст. 79; 2014 г., № 10, ст. 52; № 12, ст. 82; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; 2015 г., № 11, ст. 57; № 20-IV, ст. 113; № 23-I, ст. 169):
пункт 1 статьи 18 дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:
"Энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу тепловой энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную электрическую энергию.
Энергоснабжающие организации не вправе прекращать подачу электрической энергии потребителю при наличии задолженности по оплате за использованную тепловую энергию.".
8. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О безопасности пищевой продукции" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 17, ст. 133; 2009 г., № 18, ст. 86; 2011 г., № 1, ст. 2, 7; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; 2012 г., № 2, ст. 16; 2013 г., № 14, ст. 75; 2014 г., № 1, ст. 4; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; № 20-IV, ст. 113):
1) в статье 6:
пункт 1 исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. К компетенции уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
1) реализация государственной политики в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору;
2) представление Республики Казахстан в международных организациях по обеспечению безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору;
3) организация, координация и осуществление государственного контроля за соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан о безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору;
4) разработка санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, технических регламентов, нормативных документов в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору;
5) согласование:
сроков годности и условий хранения пищевой продукции;
проектов нормативно-технической документации в области безопасности пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору;
соответствия процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, соответствия машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве (изготовлении), обороте, утилизации и уничтожении, требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о безопасности пищевой продукции, с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения;
6) осуществление санитарно-эпидемиологического надзора объектов производства и объектов внутренней торговли в целях выявления и выработки мер по недопущению реализации опасной пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору;
7) контроль за деятельностью физических и юридических лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологическую экспертизу пищевой продукции, по определению ее безопасности;
8) государственная регистрация, перерегистрация и отзыв решения о государственной регистрации продуктов детского питания, биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов, красителей, материалов и изделий, контактирующих с водой и продуктами питания, химических веществ, отдельных видов продукции и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, размещение Государственного реестра веществ и продукции, разрешенных к применению в Республике Казахстан, на интернет-ресурсах;
9) организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за соответствием пищевой продукции в процессах (на стадиях) ее разработки (создания), производства (изготовления), оборота и утилизации, за соответствием процессов (стадий) разработки (создания), производства (изготовления), оборота, утилизации и уничтожения пищевой продукции, за соответствием машин и оборудования, материалов и изделий, используемых при разработке (создании), производстве (изготовлении), обороте, утилизации и уничтожении пищевой продукции, требованиям, установленным законодательством о безопасности пищевой продукции;
10) выдача предписаний об устранении нарушений требований настоящего Закона;
11) учет и мониторинг объектов производства и объектов внутренней торговли;
12) присвоение учетных номеров объектам производства пищевой продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору, и ведение их реестра;
13) проведение работ по научно обоснованному подтверждению безопасности биологически активных добавок к пище;
14) утверждение порядка:
проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции по определению ее безопасности;
выдачи научными центрами курортологии бальнеологического заключения на использование природных минеральных вод;
оборота биологически активных добавок к пище;
государственной регистрации, перерегистрации и отзыва решения о государственной регистрации продуктов детского питания, пищевых и биологически активных добавок к пище, генетически модифицированных объектов, красителей, материалов и изделий, контактирующих с водой и продуктами питания, химических веществ, отдельных видов продукции и веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека;
проведения работ по научно обоснованному подтверждению безопасности биологически активных добавок к пище;
15) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Компетенция территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на Государственной границе Республики Казахстан и на транспорте определяется законами Республики Казахстан.";
в пункте 4 слова "уполномоченного органа по защите прав потребителей" заменить словами "уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей";
2) в пункте 3 статьи 16 слова "уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения" заменить словами "уполномоченным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения";
3) в части второй пункта 1 статьи 23 слова "уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения" заменить словами "уполномоченным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения";
4) в пункте 5 статьи 27 слова "в области здравоохранения" заменить словами "в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
9. В Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года "О защите прав потребителей" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 9, ст. 43; 2011 г., № 11, ст. 102; 2014 г., № 1, ст. 4; № 21, ст. 122; № 22, ст. 128; № 23, ст. 143; 2015 г., № 22-VII, ст. 161):
1) в статье 1 подпункты 5), 7), 9), 11), 15) и 16) изложить в следующей редакции:
"5) гарантийный срок – период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;";
"7) срок службы – период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;";
"9) срок хранения – период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;";
"11) товар – продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;";
"15) потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
16) общественное объединение потребителей – организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей;";
дополнить подпунктом 17) следующего содержания:
"17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей;";
2) дополнить статьей 2-1 следующего содержания:
"Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей
Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов:
1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов;
2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);
3) просвещения потребителей;
4) обеспечения защиты законных интересов потребителей;
5) участия общественных объединений потребителей в обеспечении защиты прав потребителей;
6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).";
3) статью 4 дополнить подпунктами 1-1) и 1-2) следующего содержания:
"1-1) не реже двух раз в год рассматривает на заседаниях вопросы защиты прав потребителей;
1-2) ежегодно не позднее 1 июня направляет Президенту Республики Казахстан годовой отчет о состоянии защиты прав потребителей;";
4) статьи 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере защиты прав потребителей;
5) проводит полугодовой, годовой анализ жалоб потребителей и ежегодный анализ деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей;
6) вносит предложение (рекомендации) государственным органам об отмене решений, принятых ими с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей;
7) осуществляет информирование, консультирование и просвещение потребителей;
8) возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях;
9) осуществляет государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами;
10) обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;
11) ежегодно не позднее 1 мая направляет в Правительство Республики Казахстан годовой отчет о состоянии защиты прав потребителей;
12) участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам защиты прав потребителей;
13) осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по проведению исследований, по информационно-просветительской работе и консультационной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей;
14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 6. Компетенция государственных органов
Государственные органы в пределах своей компетенции:
1) рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей;
2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;
3) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;
4) осуществляют информирование, консультирование и просвещение потребителей;
5) информируют потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности;
6) представляют в уполномоченный орган не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, ежегодную и не позднее 1 сентября текущего года полугодовую информацию по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей и деятельности в сфере защиты прав потребителей;
7) обращаются в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;
8) ежегодно размещают в средствах массовой информации статистические данные по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей, результатам их рассмотрения и информацию о деятельности в сфере защиты прав потребителей;
9) анализируют законодательство Республики Казахстан на предмет необходимости его совершенствования по вопросам защиты прав потребителей и по итогам разрабатывают проекты нормативных правовых актов;
10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.";
5) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:
"Статья 6-1. Организация и порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами
Государственный контроль за соблюдением требований, установленных техническими регламентами, осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.";
6) подпункт 2) пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"2) просвещение в сфере защиты прав потребителей;";
7) дополнить статьей 8-1 следующего содержания:
"Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора
1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.
2. Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора:
1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;
2) исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств;
3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);
4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору;
5) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;
6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;
7) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;
8) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;
9) ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями;
10) установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств;
11) предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве;
12) иные условия, нарушающие и (или) ущемляющие права и законные интересы потребителей.
3. Если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.
4. Потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему продавцом (исполнителем, изготовителем) в связи с использованием последним преимуществ своего положения.
5. Любой заключенный между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем договор о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, не требующие для их понимания специальных знаний.";
8) статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей
Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные общеобязательные стандарты образования и образовательные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.";
9) пункт 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.";
10) в статье 17:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки в проданном товаре были обнаружены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством Республики Казахстан или договором.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает истекать одновременно с гарантийным сроком на основное изделие.
При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново, если иное не предусмотрено договором.
В случае, когда на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках комплектующего изделия и составной части товара при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара, если недостатки в комплектующем изделии обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.
При продаже товаров по образцам, по почте, путем электронной торговли, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара исчисляется со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, – со дня его установки (подключения) или сборки. Если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (изготовителя), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товара не исчисляется до устранения продавцом (изготовителем) таких обстоятельств. Если день передачи (доставки), установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, этот срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Если в дате изготовления товара указаны только месяц и год или год изготовления товара, днем его изготовления считается соответственно последний день месяца или года.";
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.";
11) часть вторую статьи 18 изложить в следующей редакции:
"Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приобретения товара.";
12) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по установлению гарантийного срока
1. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу, услугу) гарантийный срок, если иное не определено законодательством Республики Казахстан, в течение которого в случае обнаружения недостатка товара (работы, услуги) изготовитель (исполнитель) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные настоящим Законом.
2. Продавец вправе увеличить гарантийный срок, установленный изготовителем (исполнителем), но не вправе уменьшать его.
3. Продавец (изготовитель, исполнитель) вправе принять обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются продавцом (изготовителем, исполнителем).
4. Продавец обязан установить на товар гарантийный срок, если изготовитель (исполнитель) не выполнил предусмотренную законодательством Республики Казахстан обязанность по его установке или выполнил ее ненадлежащим образом.
5. Гарантийное обязательство не прекращается в случае невозможности выполнения такого обязательства ввиду отсутствия необходимых для его выполнения материалов, комплектующих или запасных частей.";
13) статью 24 дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:
"Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.
Запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки.";
14) в статье 25:
пункт второй изложить в следующей редакции:
"2. Продавец (изготовитель) обязан своевременно сообщать о непродовольственном товаре надлежащего качества, не подлежащем обмену или возврату в соответствии с пунктом 1 статьи 30 настоящего Закона.";
пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания:
"Информация о товаре, реализуемом путем электронной торговли, доводится до потребителя посредством информационных технологий.";
дополнить пунктами 5, 6 и 7 следующего содержания:
"5. Продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от изготовителя соответствующей информации о товаре.
6. Потребителю должны быть предоставлены сертификаты соответствия или декларация о соответствии, в том числе импортного товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия.
7. Информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается не предоставленной.";
15) статью 26 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя адрес и номер телефона уполномоченного органа, условия реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также информацию об обязанности продавца при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), разместив указанную информацию на вывеске на казахском и русском языках.";
16) пункт 1 статьи 28 изложить в следующей редакции:
"1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя). Запрещается принуждать потребителя приобретать товар (работу, услугу) в ненужном ему количестве и (или) ассортименте.";
17) в статье 30:
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат товара, проданного с истекшим сроком годности, не соответствующего требованиям, установленным техническими регламентами, нормативными документами по продукции, в том числе выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар.";
пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки (экспертизы) качества товара продавцом (изготовителем) – в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.
Если у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение десяти календарных дней со дня предъявления такого требования.
Стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате проверки (экспертизы) товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение проверки (экспертизы), а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, а также провести проверку (экспертизу) товара за свой счет.
При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю, если иное не предусмотрено договором.
3. С согласия потребителя недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем) в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.
Срок устранения недостатков товара, определяемый договором, не может превышать двадцати календарных дней. В случае, если во время устранения недостатков, обнаруженных в товаре, станет очевидным, что они не будут устранены в срок, стороны могут заключить дополнительное соглашение о продлении срока на устранение недостатков товара на десять календарных дней. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования, специалиста и другого не является основанием для освобождения от ответственности изготовителя (продавца) за нарушение срока устранения недостатков товара.
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков до момента исполнения требования потребителя.
При выдаче товара изготовитель (продавец) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о продлении гарантийного срока.";
18) в статье 31:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. В связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний изготовителя (исполнителя) выявить их особые свойства и характеристики, вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению.";
дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. Продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, также если товар предоставлен, продан, а услуга оказана безвозмездно или по сниженной цене.
6. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности при предъявлении доказательств, что вред причинен вследствие действий третьих лиц либо непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения товара (работы, услуги).";
19) статью 32 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Изготовитель (исполнитель) должен предупреждать потребителя об установленном сроке использования (сроке годности, службы) товара (результате работ, услуги) или его части, обязательных условиях его использования и возможных последствиях в случае их невыполнения, а также о необходимых действиях по окончании этого срока.";
20) статью 35 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
7. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) гарантийного срока или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если гарантийный срок не установлен.";
21) статью 36 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. При существенном возрастании после заключения договора стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг исполнитель имеет право требовать увеличения установленной сметы, а при отказе потребителя выполнить это требование – расторжения договора.";
22) пункт 1 статьи 38 изложить в следующей редакции:
"1. Если работа выполняется полностью или частично из материала потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала, правильное его использование.
В договоре о выполнении работы (оказании услуги) или ином документе должны быть указаны точное наименование и описание материала потребителя.";
23) статью 40 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Запрещается финансирование общественных объединений потребителей, а также их ассоциаций (союзов) субъектами частного предпринимательства.";
24) статью 41 изложить в следующей редакции:
"Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)
1. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе:
1) вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в уполномоченный орган и иные государственные органы;
2) обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;
3) изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги);
4) осуществлять прием заявлений, жалоб;
5) обращаться в государственные органы с целью оценки качества товара (работы, услуги) в случае поступления заявления, жалобы потребителя;
6) представлять интересы потребителей в государственных органах, а также в иных общественных объединениях в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;
7) предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей;
8) исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;
9) реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов;
10) участвовать в разработке стандартов и нормативных технических документов, устанавливающих обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг);
11) изучать и направлять в соответствующие государственные органы информацию по соблюдению прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания;
12) обращаться в соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству;
13) предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных объединений потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан;
14) распространять информацию о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
15) вносить в соответствующие государственные органы и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг);
16) участвовать совместно с соответствующими государственными органами в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
17) оказывать юридическую и консультационную помощь потребителям;
18) представлять через своих членов интересы потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем);
19) принимать участие в работе общественных советов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об общественных советах".
2. Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) предоставляют по запросу уполномоченного органа информацию о:
1) количестве и содержаниях жалоб потребителей;
2) мероприятиях, проведенных в уставных целях.".
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент | |
Республики Казахстан | Н. НАЗАРБАЕВ |